desktop/bio.jpg mobile/bio.jpg

Задание 25. Человек и многообразие организмов. ЕГЭ 2021 по биологии

За это задание ты можешь получить 3 балла. Уровень сложности: высокий.
Средний процент выполнения: 24.4%
Ответом к заданию 25 по биологии может быть подробный ответ (нужно дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).

Задачи для практики

Задача 1

Какие особенности характерны для большинства паразитических плоских червей? Укажите не менее четырёх особенностей.

Решение
  1. Черви-паразиты гермафродиты (практически все)
  2. Имеют специализированные органы прикрепления: крючья, присоски.
  3. Развиваются со сменой хозяев
  4. Высокая плодовитость.
  5. Тело покрыто кутикулой, которая защищает их от действия ферментов кишечника хозяина.
  6. Редуцированная пищеварительная система. Отсутствуют органы чувств
  7. Для максимального балла нужно указать любые из 4 перечисленных особенностей или больше
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 2

Учёные изучали влияние мочевины (азотного удобрения) на рост и развитие пшеницы. Мочевину вносили в почву в разных дозах. Как Вы думаете, какой эффект оказали оптимальные и избыточные дозы мочевины? Почему?

Решение
  1. при внесении мочевины в небольшом количестве растения пшеницы росли лучше, чем в контроле (без внесения мочевины), а применение высоких доз мочевины подавляло рост и развитие растений пшеницы;
  2. содержание азота в почве является лимитирующим фактором роста и развития растений, поэтому небольшие дозы мочевины стимулировали рост и развитие растений пшеницы;
  3. применение избыточных доз мочевины приводит к тому, что содержание мочевины в почве из зоны оптимума смещается в зону пессимума, и рост и развитие растений подавляются
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 3

Учёные провели эксперимент. Одна группа спортсменов тренировалась в высокогорье, а вторая – на уровне моря. Тренировки были аэробными. Какая группа спортсменов покажет на соревнованиях более высокие результаты? Почему?

Решение
  1. первая группа спортсменов показала более высокие результаты, чем вторая;
  2. в высокогорьях в воздухе содержится меньше кислорода, чем на уровне моря, и у спортсменов, тренировавшихся в высокогорьях, произошла адаптация к недостатку кислорода;
  3. у них увеличилось количество эритроцитов в крови
  4. повысилась сила и выносливость сердечной мышцы
  5. а также сосудистых стенок
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 4

Учёные провели эксперимент: после применения антибактериальных лекарственных средств одной группе пациентов давали противогрибковый препарат, другой группе не давали. В результате у пациентов первой группы работа кишечника не нарушилась, а у пациентов второй группы наблюдали случаи нарушения работы кишечника. Объясните полученные результаты.

Решение
  1. антибактериальные препараты убивают не только вредные, но и полезные (симбиотические) бактерии, обитающие в кишечнике человека;
  2. это приводит к нарушению работы кишечника;
  3. применение противогрибкового препарата подавляет деятельность микроскопических грибов и позволяет восстановиться бактериальной микрофлоре кишечника человека
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 5

Учёные провели эксперимент. Собаке давали пищу и одновременно включали лампочку. Через некоторое время у собаки выработался условный рефлекс выделения слюны на включение лампочки: когда включали лампочку, но еду не давали, у собаки всё равно выделялась слюна. Какие типы торможения условного рефлекса произойдут, если при приёме собакой пищи: 1) перестать включать лампочку; 2) включать слишком яркий свет лампочки; 3) включать громкий звук.

Решение
  1. внутреннее торможение условного рефлекса;
  2. запредельное торможение условного рефлекса;
  3. внешнее торможение условного рефлекса
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 6

Как изменяется кровяное давление у человека в различных участках кровеносной системы? Каково значение этих различий? С помощью чего измеряют кровяное давление? Ответ поясните.

Решение
  1. наиболее высокое давление в аорте и артериях (150–120 мм рт. ст.); по мере продвижения крови по сосудам кровяное давление уменьшается (в капиллярах 30 мм рт. ст.) и достигает наименьшей величины в верхней и нижней полых венах (10 мм рт. ст. и меньше);
  2. разность давления в различных участках кровеносной системы обеспечивает непрерывный ток крови по сосудам из области высокого давления в область низкого;
  3. кровяное давление измеряют обычно в плечевой артерии с помощью тонометра
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 7

Что способствует движению крови по сосудам? Укажите не менее четырёх причин. Ответ поясните.

Решение
  1. ритмическая работа сердца – создаёт и поддерживает разность кровяного давления в различных участках кровеносной системы;
  2. присасывающее действие грудной клетки — во время вдоха давление в грудной клетке ниже атмосферного, а в брюшной полости, где находится большая часть крови, выше атмосферного;
  3. наличие клапанов в венах, которые способствуют движению крови в одном направлении;
  4. сокращение скелетной мускулатуры — скелетные мышцы сдавливают вены, что способствует её продвижению по направлению к сердцу
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 8

Каковы особенности витаминов и их роль в организме человека? Ответ поясните.

Решение
  1. Витамины — группа низкомолекулярных органических соединений, необходимых для нормального функционирования гетеротрофного организма.
  2. Большинство - коферменты (структурные единицы ферментов и других физиологически активных веществ)
  3. Участвуют во всех процессах обмена веществ, но не имеют пластического и энергетического значения
  4. Большую часть витаминов организм не способен синтезировать сам
  5. Некоторые синтезируются микрофлорой кишечника (D, K и B3)
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 9

Как осуществляется гуморальная регуляция работы сердца у человека? Ответ поясните.

Решение
  1. адреналин (гормон надпочечников) увеличивает частоту и силу сердечных сокращений ;
  2. ионы Са2+ увеличивают частоту и силу сердечных сокращений;
  3. ацетилхолин снижает частоту и силу сердечных сокращений;
  4. ионы К+ снижают частоту и силу сердечных сокращений
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 10

Какие функции выполняет лимфа у человека? Укажите три функции. Ответ поясните.

Решение
  1. Транспорт жирных кислот из тонкого кишечника
  2. Защитная функция (иммунитет за счет антител)
  3. Возврат белков в кровь из межклеточной жидкости
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 11

Каковы функции опорно-двигательной системы человека? Укажите не менее четырёх функций. Ответ поясните.

Решение
  1. опора и движение — придаёт телу форму, поддерживает позы и равновесие, передвижение тела в пространстве, дыхательные движения, жевание, глотание, тончайшие движения рук и пальцев; участие в произведении звуков, мимика;
  2. защита — формирование полостей, в которых находятся внутренние органы (сердце, лёгкие, крупные сосуды — грудная полость; головной и спинной мозг — череп и позвоночный канал; органы выделения и репродукции — полость таза);
  3. кроветворение – в губчатой костной ткани находится красный костный мозг;
  4. участие в минеральном обмене — костная ткань содержит кальций и фосфор
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 12

Какие соединения образует гемоглобин? Каковы их особенности и функции? Ответ поясните.

Решение
  1. оксигемоглобин — это соединение гемоглобина с кислородом, непрочное; транспортирует кислород от лёгких к клеткам организма;
  2. карбгемоглобин — это соединение гемоглобина с углекислым газом, непрочное; транспортирует углекислый газ от клеток к лёгким;
  3. карбоксигемоглобин — это соединение гемоглобина с угарным газом, очень прочное; нарушает транспорт кислорода, отравление угарным газом может привести к гибели человека
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 13

В чём состоит отличие грибов от растений? Укажите не менее четырёх отличий. Ответ поясните.

Решение
  1. гетеротрофный способ питания — используют готовые органические вещества;
  2. запасное питательное вещество (резервный углевод) — гликоген (животный крахмал);
  3. клетки не имеют пластид;
  4. в состав клеточной стенки входит хитин
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 14

Из каких частей состоит семя покрытосеменного растения? Из каких структур образуются части семени и какой набор хромосом имеют? Ответ поясните.

Решение
  1. семя покрытосеменных растений состоит из семенной кожуры, зародыша (зародышевые корешок, стебелёк, почечка; одна или две семядоли) и эндосперма;
  2. семенная кожура образуется из покровов семязачатка, зародыш — из зиготы — оплодотворённой яйцеклетки, эндосперм — из оплодотворённой центральной клетки зародышевого мешка;
  3. хромосомные наборы: кожура семени — 2n, зародыш — 2n, эндосперм — 3n
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 15

Какая зависимость существует между количеством эритроцитов в крови человека и высотой над уровнем моря? Что испытывает человек при переезде из низменных районов в высоко-горные? В каких случаях происходит изменение количества эритроцитов в крови? Ответ поясните.

Решение
  1. количество эритроцитов в крови значительно увеличивается на больших высотах над уровнем моря, так как на большой высоте воздух разрежен, в нём наблюдается недостаток кислорода;
  2. при переезде из низменных районов в высокогорные в первые дни человек испытывает слабость, головокружение, снижение работоспособности;
  3. количество эритроцитов в крови изменяется при подъёме в горы, мышечной работе, кровотечениях, анемии, недостатке в пище витамина В12, железа и с возрастом
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 16

При некоторых заболеваниях или болезненных состояниях пациентам переливают кровь. Что необходимо учитывать при переливании крови? Существуют ли «универсальные» доноры и реципиенты? Ответ обоснуйте.

Решение
  1. при переливании крови необходимо учитывать группу крови
  2. и резус-фактор пациента и донора;
  3. «универсальные доноры» — это люди, имеющие I группу крови, так как кровь первой группы можно переливать всем четырём группам;
  4. «универсальные реципиенты» — это люди, имеющие IV группу крови, так как людям с четвёртой группой крови можно переливать кровь любой группы
  5. В настоящее время переливают только одногруппную кровь!
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 17

Как контролируется поступление воды в организм человека? Каким образом люди утоляют жажду в странах с жарким климатом? Ответ поясните.

Решение
  1. поступление воды контролируется потребностью в ней, проявляющейся в чувстве жажды; это чувство возникает при возбуждении питьевого центра (центра жажды) в гипоталамусе;
  2. люди в странах с жарким климатом жажду утоляют горячим чаем (зелёным или чёрным);
  3. горячий чай быстро восполняет потерю воды и снижает образование тепла при мышечной работе, так как холодная вода подавляет потоотделение, а горячая — усиливает (потоотделение способствует охлаждению тела)
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 18

Каковы особенности строения кровеносной системы насекомых? Ответ поясните.

Решение
  1. кровеносная система незамкнутая;
  2. трубкообразное сердце;
  3. гемолимфа бесцветная;
  4. гемолимфа обеспечивает доставку питательных веществ и выведение продуктов обмена веществ, выполняет защитную функцию, в газообмене не участвует
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 19

Какие функции выполняет лист у покрытосеменных растений? Укажите не менее четырёх функций. Ответ поясните.

Решение
  1. фотосинтез — воздушное (автотрофное) питание — синтез органических веществ из неорганических с использованием солнечной энергии;
  2. газообмен — обеспечение растения кислородом для дыхания и углекислым газом — для фотосинтеза; удаление углекислого газа, образовавшегося в процессе дыхания, и кислорода, образовавшегося в процессе фотосинтеза;
  3. транспирация — испарение воды листьями для охлаждения растения;
  4. вегетативное размножение, например узамбарская фиалка, глоксиния, некоторые виды бегоний;
  5. минеральное питание характерно только для насекомоядных растений — обеспечение растения соединениями азота
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 20

Какие части цветка являются главными? Каковы особенности их строения? Какие функции они выполняют? Ответ поясните.

Решение
  1. главные части цветка — пестик и тычинки;
  2. пестик состоит из завязи (нижняя расширенная часть), столбика и рыльца; тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника;
  3. пестик и тычинки — это репродуктивные органы цветка, которые обеспечивают семенное размножение и образование плода
Ответ:
Показать решение
Полный курс
Показать еще

Готовим к ЕГЭ на 85+ баллов и побеждаем лень

Каждый месяц 12 онлайн-занятий в дружелюбной атмосфере + 16 домашних работ с жесткими сроками.
Не готовишься — вылетаешь.

Подробнее о курсе