desktop/bio.jpg mobile/bio.jpg

Задание 1. Биологические термины и понятия. ЕГЭ 2021 по биологии

За это задание ты можешь получить 1 балл. Уровень сложности: базовый.
Средний процент выполнения: 69.9%
Ответом к заданию 1 по биологии может быть цифра (число) или слово.

Что нужно знать, чтобы решить задание 1:

Схемы и пропущенные термины, которые встречаются на экзамене, могут быть по любому разделу биологии, который нужно знать для ЕГЭ:

  1. Общая биология
  2. Анатомия
  3. Генетика
  4. Зоология
  5. Ботаника
  6. Экология
  7. Эволюция
  8. Селекция

Задачи для практики

Задача 1

Рассмотрите предложенную схему «Строение нервной системы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Решение

В структуру периферической нервной системы входят нервные окончания, ганглии (локализированные пучки нейронов во всех частях организма), органы чувств, нервы, нервные узлы.

Ответ: нервы
Показать решение
Полный курс

Задача 2

Рассмотрите предложенную схему видов иммунитета. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Решение

Одна из классификаций делит иммунитет по происхождению на естественный и искусственный. Первый из них характеризуется такими разновидностями, как неспецифический (или врождённый) и приобретенный (то есть специфический).

Ответ: искусственный
Показать решение
Полный курс

Задача 3

Рассмотрите предложенную схему классификации пресмыкающихся. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Решение

Подкласс чешуйчатые объединяет ящериц и змей. Тело этих животных покрыто мелкими роговыми чешуйками или бугорками.

Ответ: змеи
Показать решение
Полный курс

Задача 4

Рассмотрите предложенную схему «Состав крови». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Решение

Кровь – это разновидность соединительной ткани, которая включает два компонента: форменные элементы – кровяные тельца, клетки крови; плазму – жидкое межклеточное вещество.

Ответ: плазма
Показать решение
Полный курс

Задача 5

Рассмотрите предложенную схему «Жизненный цикл клетки». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Решение

Жизненный цикл клетки состоит из подготовки к делению (интерфаза) и непосредственно самого деления. Интерфаза состоит из 3 периодов: предсинтетический, синтетический, постсинтетический.

Ответ: интерфаза
Показать решение
Полный курс

Задача 6

Рассмотрите предложенную схему «Развитие комнатной мухи». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Решение

На рисунке изображена схема непрямого развития с полным превращением. Конечной стадией, которого является взрослое животное (имаго).

Ответ: имаго
Показать решение
Полный курс

Задача 7

Рассмотрите предложенную схему «Основная ткань растений (паренхима)». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Решение

Аэренхима - воздухоносная ткань у растений, построенная из клеток, соединённых между собой так, что между ними остаются крупные заполненные воздухом пустоты (крупные межклетники).

Ответ: аэренхима
Показать решение
Полный курс

Задача 8

Рассмотрите предложенную схему «Ядро». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Решение

Ядро = две мембраны (фосфолипиды и белки) с порами + ядрышко(и) + кариоплазма (ядерный сок/нуклеоплазма) + хроматин (нити ДНК и белки-гистоны) + РНК

  • Мембраны с порами: чтобы было сообщение с цитоплазмой, из ядра транспортируются молекулы РНК, рибосомы, из цитоплазмы в ядро проникают белки
  • Внутренняя мембрана – спцифична и отличается от плазматической
  • На внешней мембране – рибосомы, ее строение сходно со строением мембраны ЭПС
  • Ядрышки: синтез рРНК, созревание и сборка субъединиц рибосом, участок молекул ДНК на котором синтезируется рРНК – ядрышковый организатор
  • Хроматин: ДНК и белки-гистоны (до деления активно используется, поэтому не спирализована – эухроматин, хотя есть неактивная часть, она спирализована - гетерохроматин), всего в ядре у человека 46 линейных молекул ДНК, после спирализации они становятся хромосомами (каждый вид имеет свое число хромосом)
  • Кариоплазма (нуклеоплазма): гель + различные белки (в том числе ферменты ядра), свободные нуклеотиды

    Функции
    1. Хранение и передача наследственной информации
    2. Регуляция жизнедеятельности клетки путем регуляции синтеза различных белков
    3. Место образования субъединиц рибосом
    4. Место транскрипции

  • Ответ: хроматин
    Показать решение
    Полный курс

    Задача 9

    Рассмотрите предложенную схему «Систематика типа Плоские черви». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

    Решение

    Тип плоские черви делится на классы: ресничные черви, сосальщики (в основном паразиты, примеры: двуустка), ленточные черви.

    Ответ: сосальщики
    Показать решение
    Полный курс

    Задача 10

    Рассмотрите предложенную схему «Типы соединения костей». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

    Решение

    Кости могут соединяться неподвижно, полуподвижно и подвижно. Подвижное соединение – это сустав, который обеспечивает вращательные, сгибательные и разгибательные движения одной кости относительной другой.

    Ответ: сустав
    Показать решение
    Полный курс

    Задача 11

    Рассмотрите предложенную схему строения стенки тела кишечнополостных. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

    Решение

    Стеки кишечнополостных состоит из трех слоев. Эндодермы – внутренний слой, эктодермы – наружный слой. Между этими слоями расположен средний слой – мезоглея.

    Ответ: мезоглея
    Показать решение
    Полный курс

    Задача 12

    Рассмотрите предложенную схему «Покровная ткань». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

    Решение

    Покровная ткань у растений находится на поверхности всех органов, граничит с окружающей средой и защищает растение от вредоносных воздействий. В покровной ткани выделяют части: кожица, пробка, корка. Каждая из них выполняет определенные функции. Они обозначены на схеме задания.

    Ответ: пробка
    Показать решение
    Полный курс

    Задача 13

    Рассмотрите предложенную схему «Органы растения». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

    Решение

    У растений выделяют вегетативные органы (необходимые для бесполого размножения) и генеративные органы (участвуют в половом размножении).

    Ответ: генеративные
    Показать решение
    Полный курс

    Задача 14

    Рассмотрите предложенную схему «Показатели популяции». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

    Решение

    Статические показатели характеризуют состояние популяции в данный момент времени. К статическим показателям популяций относят их численность, плотность и показатели структуры.

    Ответ: плотность
    Показать решение
    Полный курс

    Задача 15

    Рассмотрите предложенную схему классификации типов взаимодействия генов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

    Решение

    Неаллельные гены расположены в разных участках хромосом и кодируются неодинаковыми белками. Такие гены могут взаимодействовать в формах: комплементарность - взаимодействие в результате которого появляется новый признак (окрас попугаев, форма плоды тыквы, окраска шерсти грызунов), эпистаз – один ген подавляет действие другого (окраска шерсти лошади, окраска кур), кооперация – доминирующие гены из разных пар вместе вызывают появление нового признака, а когда они по отдельности каждый несет свой признак (наследование форм гребня у кур).

    Ответ: комплементарность
    Показать решение
    Полный курс

    Задача 16

    Рассмотрите предложенную классификацию организмов на функциональные группы в экосистеме. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

    Решение

    Редуценты – это организмы, питающиеся останками растений и животных, к таким организмам относятся и сапрофитные грибы.

    Ответ: сапротрофныегрибы
    Показать решение
    Полный курс

    Задача 17

    Рассмотрите предложенную схему «Деление клетки». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

    Решение

    Митоз – это деление соматических клеток, которое проходит в 4 фазы: профаза, метафаза, анафаза, телофаза.

    Ответ: анафаза
    Показать решение
    Полный курс

    Задача 18

    Рассмотрите предложенную классификацию способов размножения. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

    Решение

    Размножение может быть половым (приходит с участием половых клеток – гамет) и бесполом (в процессе участвуют только соматические клетки). Бесполое размножение может проходить несколькими путями: простое деление на двое, споруляция (спорообразование), почкование и др.

    Ответ: споруляция
    Показать решение
    Полный курс

    Задача 19

    Рассмотрите предложенную схему «Классификация костей». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

    Решение

    Все кости человека можно разделить на виды: трубчатые (работают как рычаги, это бедренная, лучевая, фаланги пальцев), губчатые (состоят из губчатого вещества, полостей не имею и выполняют в основном защитную функцию, это ребра, позвонки), плоские (у этих костей ширина и длина преобладает над толщиной, это лопатки, тазовые и кости свода черепа) и смешанные кости (могут выполнят сразу несколько функций, это кости челюсти, ключица).

    Ответ: губчатые
    Показать решение
    Полный курс
    Показать еще

    Советы по оформлению и решению задания №1:

    1. Обращай внимание на правильность написания термина, потому что твоя тестовая часть будет проверяться компьютером. Написав слово «митАхондрия», вместо «митОхондрия», ты потеряешь балл.
    2. Вноси свой ответ в бланк без знаков препинания, тире и прочих символов.
    3. Не торопись и не паникуй при решении задания.
    4. Если не можешь вспомнить термин или сомневаешься в себе, то переходи к выполнению остальных задач, а потом возвращайся и подумай еще.

    Примеры задания из разных разделов биологии.

    Пример 1. Рассмотрите предложенную схему «Типы развития насекомых». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

    Этапы постэмбрионального развития насекомых.
    Для решения задания нужно знать этапы постэмбрионального развития насекомых.

    Для насекомых характерно непрямое развитие. Что это значит? — Новая особь рождается непохожей на взрослый организм и нуждается в превращении (метаморфозе). Метаморфоз может быть полным и неполным.

    Неполное превращение (неполный метаморфоз). Самка откладывает яйца в окружающую среду, из которых вылупляется личинка. Личинка линяет и постепенно превращается во взрослую особь (имаго).
    3 стадии развития: яйцо – личинка – взрослый организм (имаго).

    Полное превращение (полный метаморфоз). Самка откладывает яйца, из которых появляется личинка. Личинка растет и превращается в куколку. Внутри куколки развиваются абсолютно все органы и формируется взрослый вид насекомого (имаго).
    4 стадии: яйцо – личинка – куколка - взрослый организм (имаго).

    Ответ: куколка

    Пример 2. Рассмотрите предложенную схему «Форменные элементы крови». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

    Классификация лейкоцитов
    Для решения задания нужно знать классификацию лейкоцитов.

    Кровь состоит из плазмы и форменных элементов. К форменным элементам (клеткам крови) относят лейкоциты, эритроциты и тромбоциты. Лейкоциты классифицируются на: гранулоциты (нейтрофилы, базофилы, эозинофилы) и агранулоциты (моноциты и лимфоциты).

    Ответ: лимфоциты

    Еще больше крутых лайфхаков, разборов, ловушек ЕГЭ и теории в нашей группе вконтакте и инсте преподавателей @turboegebio и @turbobio

    Готовим к ЕГЭ на 85+ баллов и побеждаем лень

    Каждый месяц 12 онлайн-занятий в дружелюбной атмосфере + 16 домашних работ с жесткими сроками.
    Не готовишься — вылетаешь.

    Подробнее о курсе