Какие темы встречаются в 27 номере?
Всего в 27 номере может встретится 3 сюжета задач:
- Задача на биосинтез белка
- Задача на хромосомный набор клетки и его изменения во время деления клетки
- Задача на изменения хромосомного набора в процессе жизненного цикла растений
В каждом из сюжетов есть по несколько вариаций задач, давайте разберем их и посмотрим примеры.
Какие типы задач нужно уметь различать и решать?
На биосинтез белка есть 5 основных вариантов задач:
- Дан фрагмент двуцепочной ДНК, нужно определить информативную часть гена и определить последовательность аминокислот в белке
- Дан фрагмент двуцепочной ДНК и возможная мутация, нужно определить последовательность аминокислот в белке до и после мутации
- Дана вирусная РНК, нужно определить последовательность аминокислот в молекуле вирусного белка
- Дан участок ДНК, кодирующий участок центральной петли тРНК, нужно найти переносимую ей аминокислоту
- Даны молекулы тРНК, нужно найти ДНК, иРНК и аминокислотную последовательность
На хромосомный набор клетки и его изменения во время деления клетки есть 3 типа задач:
- Дан хромосомный набор соматической клетки, надо найти хромосомный набор этой же клетки на разных стадиях мейоза/гаметогенеза
- Хромосомный набор конкретной клетки не дан, нужно просто написать хромосомный набор в животной клетке на разных стадиях мейоза в формате общей формулы (nc)
- Дана общая масса молекул ДНК в соматической клетке (либо обозначено, что это диплоидный набор), нужно найти массу молекул ДНК на разных стадиях мейоза
На изменения хромосомного набора в процессе жизненного цикла растений задачи всего 2 типов, но зато спрашивают несколько циклов растений:
- Дан хромосомный набор соматической клетки, надо найти хромосомный набор этой же клетки на разных стадиях жизненного цикла (гаметофит, спорофит, гамета, спора)
- Хромосомный набор конкретной клетки не дан, нужно указать хромосомный набор в животной клетке на разных стадиях жизненного цикла (гаметофит, спорофит, гамета, спора) в формате общей формулы (гаплоидный/ диплоидный nc)
Циклы каких растений попадаются в 27 задании: водоросли хламидомонады, водоросли улотрикса, водоросли спирогиры, мха кукушкина льна, мха сфагнума, хвоща и плауна обыкновенного, папоротника орляка, сосны обыкновенной, покрытосеменных растений
Как грамотно оформлять решение?
Если это задача на биосинтез белка, нам необходимо:
- Найти, что нам дано в задаче
- Определить молекулу, которую нужно найти
- Определить, есть ли специальные условия
- Оформить решение по формуле
Пример
Фрагмент начала гена имеет следующую последовательность нуклеотидов (верхняя цепь - смысловая, нижняя - транскрибируемая):
5' - T A A T Г Ц Ц Ц Г Ц A T A T A T Ц Ц A T - 3'
3' - А Т Т А Ц Г Г Г Ц Г Т А Т А Т А Г Г Т А - 5'
Ген содержит информативную и неинформативную части для трансляции. Информативная часть гена начинается с триплета, кодирующего аминокислоту МЕТ. С какого нуклеотида начинается информативная часть гена? Определите последовательность аминокислот во фрагменте полипептидной цепи. Ответ поясните. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.
Дано: ДНК (транскрибируемая): 3’ - А Т Т А Ц Г Г Г Ц Г Т А Т А Т А Г Г Т А - 5 ’
Найти: нуклеотид, с которого начинается информативная часть гена, последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка
Специальные условия: информативная часть гена начинается с триплета, кодирующего аминокислоту МЕТ.
Решение
- Странскрибируемой цепи ДНК находим молекулу иРНК по принципу комплементарности:
иРНК: 5' - УААУГЦЦЦГЦАУАУАУЦЦАУ- 3' - Информативная часть гена начинается с третьего нуклеотида Т на ДНК, так как аминокислота МЕТ кодируется кодоном АУГ на иРНК
-
С молекулы иРНК находим последовательность аминокислот в белке по таблице генетического кода:
Последовательность аминокислот: мет - про - ала - тир - иле - гис
Если это задача на хромосомный набор клетки и его изменения во время деления клетки:
- Найти, что нам дано в задаче
- Определить, что от нас требуют найти
- Определить, есть ли специальные условия (например, дано ли нам конкретное число хромосом)
- Оформить решение по формуле
Пример
Хромосомный набор в клетках корешка риса посевного равен 24. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток риса посевного в интерфазе и в анафазе мейоза 1, а также перед началом второго деления мейоза. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.·
Дано: диплоидный хромосомный набор соматической клетки 2n – 24 хромосомы, деление в задаче - мейоз
Найти: хромосомный набор в интерфазе мейоза,в анафазе мейоза 1, перед началом второго деления, объяснить процессы на этих стадиях
Решение
- хромосомный набор в интерфазе мейоза – 2n4c (24 хромосомы, 48 ДНК) – диплоидный, так как в интерфазе происходит репликация ДНК и хромосомы становятся двухроматидными, соединенными в области центромеры
- хромосомный набор в анафазе мейоза 1 – 2n4c (у каждого полюса 1n2c) (24 хромосомы, 48 ДНК. у каждого полюса 12 хромосом и 24 ДНК) – диплоидный, так как происходит редукция числа хромосом: нити веретена деления укорачиваются и гомологичные хромосомы (состоящие из двух хроматид), растягиваются к полюсам клетки. У полюсов образуются гаплоидные наборы хромосом
- хромосомный набор перед началом второго деления – 1n2c (12 хромосом и 24 ДНК) – гаплоидный, так как произошла редукция числа хромосом в анафазу мейоза 1
Если это задача на изменения хромосомного набора в процессе жизненного цикла растений необходимо:
- Найти, что нам дано в задаче
- Определить, что от нас требуют найти
- Оформить решение по формуле
Пример
У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор взрослого организма и его гамет. Объясните из каких исходных клеток образуются взрослые особи и их гаметы, в результате какого деления формируются половые клетки.
Дано: деление в задаче – мейоз, растение - водоросль хламидомонада
Найти: хромосомный набор взрослого организма, спор + описать каким делением и из каких исходных клеток они образуются, хромосомный набор гамет + описать каким делением и из каких исходных клеток они образуются
Решение
- хромосомный набор взрослого организма - n (гаплоидный)
- хромосомный набор споры - n (гаплоидный), споры (зооспоры) образуются из диплоидной зиготы путём мейоза
- хромосомный набор гамет - n (гаплоидный), гаметы образуются из клетки взрослого организма (гаметофита) путём митоза
Еще больше крутых лайфхаков, разборов, ловушек ЕГЭ и теории в нашей группе вконтакте и инсте преподавателей @turboegebio и @turbobio