Бесплатный интенсив по биологии

3 огненных вебинара, домашние задания, беседа курса, личный кабинет, связь с преподавателем и многое другое.
Курс стартует 24 января.

Подробнее об интенсиве

Задание 27. Цитология. ЕГЭ 2023 по биологии

За это задание ты можешь получить 3 балла. Уровень сложности: высокий.
Средний процент выполнения: 27.5%
Ответом к заданию 27 по биологии может быть подробный ответ (нужно дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).
Разбор сложных заданий в тг-канале

Задачи для практики

Задача 1

Как стадии раннего эмбриогенеза человека (зигота, бластула, гаструла) подтверждают эволюцию животного мира?

Решение
  1. стадия зиготы соответствует одноклеточному организму;
  2. стадия бластулы соответствует колониальным формам;
  3. стадия гаструлы соответствует кишечнополостным
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 2

Какие существуют пути (способы) биологического (экологического, симпатрического) видообразования? Ответ поясните.

Решение
  1. путём полиплоидии;
  2. путём гибридизации с последующим удвоением хромосом;
  3. путём сезонной изоляции
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 3

Как изменилось действие таких биологических факторов эволюции человека, как мутационный процесс, популяционные волны и изоляция в современном обществе?

Решение
  1. мутационный процесс сохранил своё значение, а в некоторых районах нашей планеты частота мутаций даже увеличилась из-за загрязнения природы мутагенами;
  2. популяционные волны фактически не оказывают эволюционного действия, поскольку численность человечества не подвержена значительным колебаниям;
  3. изоляция теряет своё значение, наблюдается смешивание генофондов популяций разных регионов, народов, рас
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 4

На сохранение каких мутаций направлены разные формы естественного отбора?

Решение
  1. стабилизирующий отбор направлен на сохранение мутаций, ведущих к меньшей изменчивости средней величины признака;
  2. движущий отбор направлен на сохранение мутаций, изменяющих среднюю величину признака;
  3. разрывающий (дизруптивный) отбор направлен на сохранение мутаций, ведущих к наибольшему отклонению от средней величины признака
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 5

Модель взаимодействия двух видов типа «хищник — жертва» (модель Лотки – Вольтерры) названа в честь её авторов (Лотка, 1925; Вольтерра, 1926), которые независимо друг от друга предложили модельные уравнения, описывающие эти взаимодействия. Но эта модель не описывает ситуацию, если популяция одного из видов исчезнет полностью. Что произойдет с численностью популяции зайца в краткосрочном и долгосрочном прогнозах, если человек полностью уничтожит популяцию волка? Ответ обоснуйте.

Решение
  1. Численность популяции зайца сначала возрастёт,
  2. потому что зайцы не будут уничтожаться волками (хищников стало меньше).
  3. В дальнейшем численность популяции зайца сократится, так как
  4. в результате роста численности зайцев возникнет борьба за пищевые ресурсы (нехватка кормовой базы)
  5. а также увеличится частота болезней и эпидемий, в результате быстрого распространения паразитов и других возбудителей
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 6

Пространственная структура биоценоза является важным экологическим свойством и признаком сообщества. По вертикали растительное сообщество разделяется на ярусы. Укажите причины формирования и значение ярусности. Ответ поясните.

Решение
  1. ярусность — следствие межвидовой борьбы за свет, воду, минеральное питание у растений и кормовые ресурсы у животных;
  2. ярусность даёт возможность более полно использовать среду и обеспечивает более высокую продуктивность биологической системы;
  3. чем благоприятнее условия, тем сложнее структура фитоценоза
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 7

Какими свойствами обладают сложные устойчивые экосистемы? Ответ поясните.

Решение
  1. взаимная дополнительность частей — в сообществе уживаются те виды, которые делят между собой экологические ниши и дополняют друг друга в использовании среды, это свойство лежит в основе биологического круговорота;
  2. взаимозаменяемость видов;
  3. регуляторные свойства: способность к саморегуляции — основное условие существования сложных систем;
  4. надёжность обеспечения функций: главные функции биоценоза — создание органического вещества, его разрушение и регуляция численности видов — обеспечивается множеством видов, которые как бы страхуют деятельность друг друга
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 8

Сравните биогеоценозы смешанного леса и пресного водоёма. Какой биогеоценоз и почему более устойчив? Ответ поясните.

Решение
  1. в смешанном лесу больше разнообразие видов, цепи питания разветвлённые, круговорот веществ протекает полнее;
  2. для смешанного леса характерна более высокая эффективность использования ресурсов;
  3. следовательно, биогеоценоз смешанного леса более устойчив и стабилен
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 9

Некоторые виды перешли к паразитическому образу жизни и используют тела других видов в качестве среды обитания. Какие особенности характеризуют организм как среду обитания? Ответ поясните.

Решение
  1. неограниченный запас легкоусвояемой пищи;
  2. защита (от внешних факторов, от высыхания, от врагов);
  3. постоянство солевого состава и осмотического давления
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 10

Укажите возможные причины изменения численности популяции (не менее четырёх) в экосистеме. Ответ поясните.

Решение
  1. количество пищи (обостряет внутривидовую борьбу);
  2. активность хищников, вспышки эпидемий (обостряют межвидовую борьбу);
  3. факторы окружающей среды (обостряют борьбу с неблагоприятными условиями среды);
  4. деятельность человека (прямое или косвенное влияние)
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 11

В палеозойской эре (силур) произошёл выход растений на сушу и появились первые наземные растения — риниофиты (псилофиты). Какие особенности были характерны для риниофитов (псилофитов)? Ответ поясните.

Решение
  1. псилофиты росли по берегам водоёмов и были небольшими многоклеточными зелёными растениями;
  2. они не имели корней, стеблей, листьев; роль корней у них выполняли ризоиды;
  3. у псилофитов, в отличие от водорослей, более сложное внутреннее строение — наличие покровной и проводящей тканей;
  4. размножались спорами
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 12

Укажите причину и возможные последствия парникового эффекта. Ответ поясните.

Решение
  1. причина — увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере;
  2. углекислый газ накапливается в нижних слоях тропосферы, что приводит к нарушению теплового баланса планеты;
  3. последствия — повышение температуры атмосферы приводит к таянию ледников, сокращению площади суши и увеличению площади и уровня Мирового океана
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 13

Укажите современные направления защиты биосферы от экологических катастроф. Ответ поясните.

Решение
  1. борьба с загрязнениями воздуха, воды, почвы на основе обезвреживания промышленных, сельскохозяйственных, бытовых обходов;
  2. разработка новых технологий, построенных на принципе замкнутых циклов по образцу природных процессов;
  3. восстановление биосферы: рекультивация земель, восстановление лесов и плодородия почвы, возрождение популяций редких и исчезающих животных и растений
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 14

В чём состоят отличия агроэкосистемы от естественной экосистемы? Ответ поясните.

Решение
  1. в агроэкосистеме небольшое разнообразие видов, так как продуценты представлены монокультурой и ограниченным числом сорных растений; в естественной экосистеме отсутствует монокультура, наблюдается многообразие видов;
  2. в агроэкосистеме несбалансированный круговорот веществ (изымается большая часть биомассы); в естественной экосистеме круговорот веществ замкнутый (сбалансированный);
  3. непродолжительные сроки существования агроэкосистемы; естественная экосистема существует длительное время
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 15

Каким образом живые организмы участвуют в осуществлении круговорота кислорода? Ответ поясните.

Решение
  1. растения в процессе фотосинтеза образуют и выделяют в атмосферу кислород;
  2. живые организмы используют кислород в процессе дыхания;
  3. в клетках живых организмов кислород в процессе энергетического обмена участвует в окислительно-восстановительных реакциях, в результате образуются конечные продукты обмена — вода и углекислый газ, который поступает в атмосферу
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 16

Как в биосфере осуществляется круговорот азота? Ответ поясните.

Решение
  1. основные запасы азота сосредоточены в атмосфере; связывание азота производят азотфиксирующие бактерии;
  2. растения усваивают связанный азот, который идёт на синтез белков и других соединений;
  3. животные в процессе жизнедеятельности расщепляют белки до аммиака и мочевины, которые поступают в окружающую среду; при гниении погибших организмов также образуется аммиак;
  4. аммиак бактериями превращается или в усвояемые растениями формы, или в свободный азот, который поступает в атмосферу
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 17

К. А. Тимирязев в своей книге «Жизнь растений» писал: «Когда-то, где-то на землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зелёную былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух; перестал быть светом, но не исчез. Он только затратился на внутреннюю работу…» Объясните космическую роль растений на Земле. Укажите не менее четырёх элементов.

Решение
  1. фотосинтез обеспечивает синтез органических веществ, а следовательно, пищу для всех живых организмов;
  2. в процессе фотосинтеза образуется кислород, который необходим для дыхания всех живых организмов;
  3. кислород участвует в образовании озонового экрана, который защищает организмы от вредного воздействия ультрафиолетового излучения;
  4. фотосинтез способствует уменьшению концентрации углекислого газа в атмосфере
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 18

Какое влияние оказывают на биосферу антропогенные факторы? Ответ поясните.

Решение
  1. антропогенные факторы связаны с деятельностью человека, под влиянием которой среда осваивается, формируется, преобразовывается и изменяется;
  2. деятельность современного человека распространяется на всю биосферу: освоение водных ресурсов, добыча полезных ископаемых, развитие авиации, космонавтики;
  3. результатом деятельности человека являются процессы, негативно влияющие на биосферу: загрязнение гидросферы, кислотные дожди, «парниковый эффект», разрушение озонового слоя, эрозия почв и др.
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 19

У ежа имеются иглы, иногда ёж сворачивается в клубок. Назовите тип приспособления, объясните его биологическое значение и относительный характер. Ответ поясните.

Решение
  1. морфологическое приспособление;
  2. биологическое значение — защита животного от врагов;
  3. это приспособление неэффективно против лисицы;
  4. лисица сбрасывает ежа в воду, он вынужден в воде «развернуться», и лисица, подныривая, хватает ежа за брюшко
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 20

В чём состоит различие понятий «этнические общности» и «расы»? Ответ поясните.

Решение
  1. человеческие расы — это сложившиеся в процессе биологической эволюции группы людей внутри вида Homo sapiens (человек разумный);
  2. этнические общности — это национальности, нации, народности и т. д.;
  3. принадлежность человека к расе определяется особенностями его генотипа и фенотипа, а к этнической общности — освоенной им национальной культуры
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив
Показать еще

Какие темы встречаются в 27 номере?

Всего в 27 номере может встретится 3 сюжета задач:

  1. Задача на биосинтез белка
  2. Задача на хромосомный набор клетки и его изменения во время деления клетки
  3. Задача на изменения хромосомного набора в процессе жизненного цикла растений

В каждом из сюжетов есть по несколько вариаций задач, давайте разберем их и посмотрим примеры.

Какие типы задач нужно уметь различать и решать?

На биосинтез белка есть 5 основных вариантов задач:

  1. Дан фрагмент двуцепочной ДНК, нужно определить информативную часть гена и определить последовательность аминокислот в белке
  2. Дан фрагмент двуцепочной ДНК и возможная мутация, нужно определить последовательность аминокислот в белке до и после мутации
  3. Дана вирусная РНК, нужно определить последовательность аминокислот в молекуле вирусного белка
  4. Дан участок ДНК, кодирующий участок центральной петли тРНК, нужно найти переносимую ей аминокислоту
  5. Даны молекулы тРНК, нужно найти ДНК, иРНК и аминокислотную последовательность

На хромосомный набор клетки и его изменения во время деления клетки есть 3 типа задач:

  1. Дан хромосомный набор соматической клетки, надо найти хромосомный набор этой же клетки на разных стадиях мейоза/гаметогенеза
  2. Хромосомный набор конкретной клетки не дан, нужно просто написать хромосомный набор в животной клетке на разных стадиях мейоза в формате общей формулы (nc)
  3. Дана общая масса молекул ДНК в соматической клетке (либо обозначено, что это диплоидный набор), нужно найти массу молекул ДНК на разных стадиях мейоза

На изменения хромосомного набора в процессе жизненного цикла растений задачи всего 2 типов, но зато спрашивают несколько циклов растений:

  1. Дан хромосомный набор соматической клетки, надо найти хромосомный набор этой же клетки на разных стадиях жизненного цикла (гаметофит, спорофит, гамета, спора)
  2. Хромосомный набор конкретной клетки не дан, нужно указать хромосомный набор в животной клетке на разных стадиях жизненного цикла (гаметофит, спорофит, гамета, спора) в формате общей формулы (гаплоидный/ диплоидный nc)

Циклы каких растений попадаются в 27 задании: водоросли хламидомонады, водоросли улотрикса, водоросли спирогиры, мха кукушкина льна, мха сфагнума, хвоща и плауна обыкновенного, папоротника орляка, сосны обыкновенной, покрытосеменных растений

Как грамотно оформлять решение?

Если это задача на биосинтез белка, нам необходимо:

  1. Найти, что нам дано в задаче
  2. Определить молекулу, которую нужно найти
  3. Определить, есть ли специальные условия
  4. Оформить решение по формуле

Пример

Фрагмент начала гена имеет следующую последовательность нуклеотидов (верхняя цепь - смысловая, нижняя - транскрибируемая):
5' - T A A T Г Ц Ц Ц Г Ц A T A T A T Ц Ц A T - 3'
3' - А Т Т А Ц Г Г Г Ц Г Т А Т А Т А Г Г Т А - 5'

Ген содержит информативную и неинформативную части для трансляции. Информативная часть гена начинается с триплета, кодирующего аминокислоту МЕТ. С какого нуклеотида начинается информативная часть гена? Определите последовательность аминокислот во фрагменте полипептидной цепи. Ответ поясните. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

Дано: ДНК (транскрибируемая): 3’ - А Т Т А Ц Г Г Г Ц Г Т А Т А Т А Г Г Т А - 5 ’

Найти: нуклеотид, с которого начинается информативная часть гена, последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка

Специальные условия: информативная часть гена начинается с триплета, кодирующего аминокислоту МЕТ.

Как оформлять решение 27 задачи ЕГЭ по биологии?
Как оформлять решение? Формула для одного пункта ответа

Решение

  1. Странскрибируемой цепи ДНК находим молекулу иРНК по принципу комплементарности:
    иРНК: 5' - УААУГЦЦЦГЦАУАУАУЦЦАУ- 3'
  2. Информативная часть гена начинается с третьего нуклеотида Т на ДНК, так как аминокислота МЕТ кодируется кодоном АУГ на иРНК
  3. С молекулы иРНК находим последовательность аминокислот в белке по таблице генетического кода:
    Последовательность аминокислот: мет - про - ала - тир - иле - гис


Если это задача на хромосомный набор клетки и его изменения во время деления клетки:

  1. Найти, что нам дано в задаче
  2. Определить, что от нас требуют найти
  3. Определить, есть ли специальные условия (например, дано ли нам конкретное число хромосом)
  4. Оформить решение по формуле

Пример

Хромосомный набор в клетках корешка риса посевного равен 24. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток риса посевного в интерфазе и в анафазе мейоза 1, а также перед началом второго деления мейоза. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.·

Дано: диплоидный хромосомный набор соматической клетки 2n – 24 хромосомы, деление в задаче - мейоз

Найти: хромосомный набор в интерфазе мейоза,в анафазе мейоза 1, перед началом второго деления, объяснить процессы на этих стадиях

Как оформлять решение 27 задачи ЕГЭ по биологии?
Как оформлять решение?

Решение

  1. хромосомный набор в интерфазе мейоза – 2n4c (24 хромосомы, 48 ДНК) – диплоидный, так как в интерфазе происходит репликация ДНК и хромосомы становятся двухроматидными, соединенными в области центромеры
  2. хромосомный набор в анафазе мейоза 1 – 2n4c (у каждого полюса 1n2c) (24 хромосомы, 48 ДНК. у каждого полюса 12 хромосом и 24 ДНК) – диплоидный, так как происходит редукция числа хромосом: нити веретена деления укорачиваются и гомологичные хромосомы (состоящие из двух хроматид), растягиваются к полюсам клетки. У полюсов образуются гаплоидные наборы хромосом
  3. хромосомный набор перед началом второго деления – 1n2c (12 хромосом и 24 ДНК) – гаплоидный, так как произошла редукция числа хромосом в анафазу мейоза 1


Если это задача на изменения хромосомного набора в процессе жизненного цикла растений необходимо:

  1. Найти, что нам дано в задаче
  2. Определить, что от нас требуют найти
  3. Оформить решение по формуле

Пример

У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор взрослого организма и его гамет. Объясните из каких исходных клеток образуются взрослые особи и их гаметы, в результате какого деления формируются половые клетки.

Дано: деление в задаче – мейоз, растение - водоросль хламидомонада

Найти: хромосомный набор взрослого организма, спор + описать каким делением и из каких исходных клеток они образуются, хромосомный набор гамет + описать каким делением и из каких исходных клеток они образуются

Как оформлять решение 27 задачи ЕГЭ по биологии?
Как оформлять решение?

Решение

  1. хромосомный набор взрослого организма - n (гаплоидный)
  2. хромосомный набор споры - n (гаплоидный), споры (зооспоры) образуются из диплоидной зиготы путём мейоза
  3. хромосомный набор гамет - n (гаплоидный), гаметы образуются из клетки взрослого организма (гаметофита) путём митоза

Еще больше крутых лайфхаков, разборов, ловушек ЕГЭ и теории в нашей группе вконтакте и инсте преподавателей @turboegebio и @turbobio

Бесплатный интенсив по биологии

3 огненных вебинара, домашние задания, беседа курса, личный кабинет, связь с преподавателем и многое другое.
Курс стартует 24 января.

Бесплатный интенсив