Задание 28. Генетика. ЕГЭ 2026 по биологии
Средний процент выполнения: 34.8%
Ответом к заданию 28 по биологии может быть подробный ответ (нужно дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).
Алгоритм решения задания 28:
- Прочитай условие задания и определи, какой биологический процесс, объект или эксперимент описан.
- Выдели все данные, которые даны в условии и которые необходимо использовать в ответе.
- Определи, какие биологические закономерности и механизмы из кодификатора относятся к данной ситуации.
- Установи причинно-следственные связи между условиями задания и требуемыми выводами.
- Сформулируй ответ строго по пунктам задания, не добавляя лишней информации.
- Используй точные биологические термины и корректные формулировки.
- Проверь, что каждый элемент ответа логически вытекает из условия.
- Запиши развернутый, но краткий и чёткий ответ.
В задании 28 оценивается умение объяснять биологические процессы и делать обоснованные выводы строго на основе условия задания и требований кодификатора.
Подпишись на суперполезные материалы
Задачи для практики
Задача 1
У птиц гетерогаметный пол женский. При скрещивании самки канарейки с хохолком и жёлтым оперением и самца без хохолка и с белым оперением в потомстве получились самцы с хохолком, жёлтые и самки с хохолком, белые. При скрещивании самки без хохолка и с белым оперением и самца с хохолком и жёлтым оперением всё потомство оказалось единообразным по форме перьев и окраске. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей, а также генотипы, фенотипы и пол потомства в обоих скрещиваниях. Объясните фенотипическое расщепление в первом скрещивании.
Решение
1) Первое скрещивание
P: ♀ AA XBY × ♂ aa XbXb
♀ хохолок, жёлтый × ♂ нет хохолка, белый
G: AXB, AY; aXb
F1:
♂ Aa XBXb — хохолок, жёлтые
♀ Aa XbY — хохолок, белые
2) Второе скрещивание
P: ♀ aa XbY × ♂ AA XBXB
♀нет хохолка, белый × ♂ хохолок, жёлтый
G: aXb, aY; AXB
F1:
♂ Aa XBXb — хохолок, жёлтые
♀ Aa XBY — хохолок, жёлтые
3)Расщепление по окраске оперения у самцов и самок связано со сцеплением гена этого признака с Х-хромосомой (гетерогаметный пол наследует Х-хромосому от одного родителя, а гомогаметный пол — от двух родителей).
Задача 2
Цвет зёрен у пшеницы формируется под влиянием двух разных неаллельных генов, каждый из которых может находиться в двух аллельных состояниях. Чем больше из четырёх возможных доминантных аллелей в генотипе, тем темнее оттенок зёрен.
Для первого скрещивания селекционер взял растение пшеницы с тёмно-красными зёрнами и скрестил его с растением, у которого белые зёрна. В потомстве все растения имели красную окраску.
Для второго скрещивания он провёл самоопыление гибридов из F1. В результате в потомстве появились растения: тёмно-красные, темновато-красные, красные, светло-красные, белые.
Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы родительских особей, генотипы, фенотипы потомков. Какова вероятность появления растений с красной окраской зёрен во втором скрещивании?
Решение
Дано (отдельно не оценивается):
A1A1A2A2 – тёмно-красные
a1a1a2a2 – белые
A1A1A2a2 / A1a1A2A2 – темновато-красные
A1a1A2a2 / a1a1A2A2 – красные
A1a1a2a2 / a1a1A2a2 – светло-красные
1 скрещивание
P: A1A1A2A2 × a1a1a2a2
тёмно-красные × белые
G: A1A2, a1a2
F1: A1a1A2a2 – красные
2 скрещивание
P: A1a1A2a2 × A1a1A2a2
красные × красные
G: A1A2, A1a2, a1A2, a1a2
F2:
| A1A2 | A1a2 | a1A2 | a1a2 | |
|---|---|---|---|---|
| A1A2 | A1A1A2A2 тёмно-красный |
A1A1A2a2 темновато-красный |
A1a1A2A2 темновато-красный |
A1a1A2a2 красный |
| A1a2 | A1A1A2a2 темновато-красный |
A1A1a2a2 красный |
A1a1A2a2 красный |
A1a1a2a2 светло-красный |
| a1A2 | A1a1A2A2 темновато-красный |
A1a1A2a2 красный |
a1a1A2A2 красный |
a1a1A2a2 светло-красный |
| a1a2 | A1a1A2a2 красный |
A1a1a2a2 светло-красный |
a1a1A2a2 светло-красный |
a1a1a2a2 белый |
3. Вероятность появления во втором скрещивании растений с красной окраской зёрен 6\16 или 37,5%
Задача 3
У человека происходит кроссинговер между аллелями генов, отвечающих за отсутствие потовых желез и гемофилию типа А. Женщина, у которой отсутствуют эти заболевания, но чей отец страдал гемофилией, а мать была моногомозиготной и у нее отсутствовали потовые железы, вступила в брак с мужчиной, не страдающим этими заболеваниями. У них родилась моногомозиготная здоровая дочь, которая также вышла замуж за мужчину, не имеющего данных заболеваний, и в этом браке родился ребенок с гемофилией. Постройте схемы решения задачи, определив генотипы и фенотипы родителей, а также генотипы, фенотипы и пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение ребенка с этими заболеваниями? Объясните свой ответ.
Решение
А - есть потовые железы, а - отсутствие потовых желез. H - нет гемофилии, h - есть гемофилия.
Схема решения задачи включает:
1) Первый брак:
P: ♀ ХАhХaH есть потовые железы(носительница), нет гемофилии (носительница) × ♂ ХAH Y есть потовые железы, нет гемофилии
G: ХАh , ХaH (некроссоверные гаметы), ХАH , Хah (кроссоверные гаметы). ХAH , Y
F1:
ХАhХAH – ♀ есть потовые железы, нет гемофилии (носительница)
ХaHХAH – ♀ есть потовые железы (носительница), нет гемофилии
ХАHХAH – ♀ есть потовые железы, нет гемофилии
ХahХAH – ♀ есть потовые железы (носительница), нет гемофилии (носительница)
ХАhY – ♂ есть потовые железы, гемофилия
ХaHY – ♂ отсутствие потовых желез, нет гемофилии
ХАHY – ♂ есть потовые железы, нет гемофилии
ХahY – ♂ отсутствие потовых желез, гемофилия
2) Второй брак
P: ♀ХAhХAH есть потовые железы, нет гемофилии (носительница) × ♂ ХAНY есть потовые железы, нет гемофилии
G: ХАh , ХAH . ХAH , Y
F2:
ХАhХAH – ♀ есть потовые железы, нет гемофилии (носительница)
ХAHХAH – ♀ есть потовые железы, нет гемофилии
ХAhY – ♂есть потовые железы, гемофилия
ХАHY – ♂ есть потовых желез, нет гемофилии
3) Да, в первом браке возможно рождение ребенка, страдающего сразу обоими заболеваниями: ХahY ♂. В генотипе этого ребёнка находится материнская, образовавшаяся в результате кроссинговера Х-хромосома с рецессивными аллелями a и h, которые дают проявление заболеваний (отсутствие потовых желез и гемофилия), и отцовская Y-хромосома, которая не содержит аллелей данных заболеваний.
Задача 4
При скрещивании томатного растения высокого роста со сложными соцветиями и карликового растения с простыми соцветиями все потомки оказались высокими с простыми соцветиями. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы, две из них составили по 20% от общего количества потомков. Постройте схемы генетических скрещиваний. Определите генотипы и фенотипы исходных родителей. Укажите генотипы, фенотипы и количество особей в каждой из четырёх фенотипических категорий потомков в анализирующем скрещивании. Постройте генетическую карту, отметьте расположение генов и расстояния между ними в процентах (процент кроссинговера). Определите тип наследования указанных признаков.
Решение
- 1-е скрещивание:
Р: ♀ AAbb × ♂aaBB
высокое растение, сложные соцветия карликовое растение, простые соцветия
G: Ab; аВ
F1: AaBb — высокое растение, простые соцветия; - Анализирующее скрещивание:
Р: ♀ высокое растение, простые соцветия × ♂ карликовое растение, сложные соцветия
АaBb аabb
G: AB, Ab, aB, ab; аb
F2: AaBb — высокое растение, простые соцветия - 20%
Aabb — высокое растение, сложные соцветия - 30%
aaBb — карликовое растение, простые соцветия - 30%
aabb — карликовое растение, сложные соцветия; - 20% - ___а_____40%____b___
ИЛИ
___А_____40%____В___
ИЛИ
___а_____40%____В___
ИЛИ
___А_____40%____b___
Тип наследования генов - сцепленное наследование (неполное сцепление)
(Допускается иная генетическая символика.)
Задача 5
Цвет зёрен у пшеницы формируется под влиянием двух разных неаллельных генов, каждый из которых может находиться в двух аллельных состояниях. Чем больше из четырёх возможных доминантных аллелей в генотипе, тем темнее оттенок зёрен.
Для первого скрещивания селекционер взял растение пшеницы с тёмно-красными зёрнами и скрестил его с растением, у которого белые зёрна. В потомстве все растения имели красную окраску.
Для второго скрещивания он провёл самоопыление гибридов из F1. В результате в потомстве появились растения: тёмно-красные, темновато-красные, красные, светло-красные, белые.
Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы родительских особей, генотипы, фенотипы потомков. Какова вероятность появления растений с красной окраской зёрен во втором скрещивании?
Решение
Дано (отдельно не оценивается):
ААВВ - тёмно-красные
aabb - белые
AABb/AaBB - темновато-красные
AaBb/AAbb/aaBB - красные
Aabb/aaBb - светло-красные
1. 1 скрещивание
Р: ААВВ * ааbb
тёмно-красные * белые
G: АВ ab
F1: АаBb - красные
2. 2 скрещивание
Р: АаBb * АаBb
красные*красные
G: AB Ab aB ab; AB Ab aB ab
F2:
| AB | Ab | aB | ab | |
|---|---|---|---|---|
| AB | AABB тёмно-красный |
AABb тёмновато-красный |
AaBB тёмновато-красный |
AaBb красный |
| Ab | AABb тёмновато-красный |
AAbb красный |
AaBb красный |
Aabb светло-красный |
| aB | AaBB тёмновато-красный |
AaBb красный |
aaBB красный |
aaBb светло-красный |
| ab | AaBb красный |
Aabb светло-красный |
aaBb светло-красный |
aabb белый |