Бесплатный интенсив по биологии
3 огненных вебинара, домашние задания, беседа курса, личный кабинет, связь с преподавателем и
многое другое.
Курс стартует 4 ноября.
Подробнее об интенсиве
Задание 28. Генетика. ЕГЭ 2025 по биологии
Средний процент выполнения: 36.7%
Ответом к заданию 28 по биологии может быть подробный ответ (нужно дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).
Задачи для практики
Задача 1
Одним из наиболее распространённых аутосомно-рецессивных заболеваний является муковисцидоз. Дальтонизм — признак, сцепленный с Х-хромосомой. В браке здоровых родителей родился ребёнок дальтоник с муковисцидозом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и ребёнка, его пол, генотипы и фенотипы возможного потомства, вероятность рождения детей с обеими аномалиями.
Решение
- Так как у здоровых родителей родился ребенок с дальтонизмом и муковисцидозом, то оба эти признака рецессивны. Родители гетерозиготны по муковисцидозу, мать — гетерозиготна D и d – верхний индекс;
- Р: ♀АаХDХd здорова, нормальное зрение ♂АаХDY здоров, нормальное зрение
G: АХD, АХd, аХd, аХD АХD, АY, аХD, аY
F1:♀/♂ АХD АY аХD аY АХD ААХDХD ААХDY АаХDХD АаХDY АХd ААХDХd ААХdY АаХDХd АаХdY аХd АаХDХd АаХdY ааХDХd ааХdY аХD АаХDХD АаХDY ааХDХD ааХDY
здоровые девочки с нормальным зрением 1 ААХDХD : 1 АAХDХd : 2 АаХDХD : 2 АаХDХd;
здоровые мальчики с нормальным зрением 1 АAХDY : 2 АaХDY
здоровые мальчики-дальтоники 1 АAХdY : 2 АаХdY
девочка с муковисцидозом и нормальным зрением 1 aaХDХD : 1 aaХDХd
мальчики с муковисцидозом и нормальным зрением 1 aaХDY;
мальчик-дальтоник с муковисцидозом 1 ааХdY; - Ребёнок — дальтоник с муковисцидозом — его генотип aaХdY, пол — мужской (или мальчик). Вероятность рождения ребенка с обеими аномалиями — 1/16
Задача 2
Скрестили бурую курицу без хохла с хохлатым чёрным петухом. В результате получили цыплят с двумя фенотипами: 50 % чёрных хохлатых и 50 % чёрных без хохла. При скрещивании такой же бурой курицы без хохла с другим чёрным хохлатым петухом 50 % потомства составили чёрные хохлатые и 50 % — бурые хохлатые. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Как Вы думаете, для чего могли проводиться такие два скрещивания с гомозиготами по рецессивному признаку? Как называется такое скрещивание?
Решение
Схема решения задачи включает:
- Судя по результатам первого и второго скрещивания, у кур чёрный цвет (А) доминирует над бурым (а), а хохлатость (В) над отсутствием хохла (b). Гомозиготной по рецессивному признаку является самка — бурая без хохла.
Первое скрещивание: идёт расщепление по признаку хохлатости, т. е. по признаку окраски самец гомозиготен, по признаку хохлатости — гетерозиготен
♀бурая без хохла ♂чёрный хохлатый
Р: aabb АABb
G: аb AB, Ab
F1: AaBb — чёрные хохлатые
Ааbb — чёрные без хохла - второе скрещивание: идет расщепление по признаку окраски перьев, т. е. по признаку окраски самец гетерозиготен, по признаку хохлатости – гомозиготен
♀бурая без хохла ♂чёрный хохлатый
Р: aabb АаBB
G: аb AB, aB
F1: AaBb — чёрные хохлатые
aaBb — бурые хохлатые - Скрещивание проводили для того, чтобы узнать, гомозигона или гетерозиготна особь по доминантному признаку. Скрещивание называется анализирующим
Задача 3
Проведено скрещивание короткошёрстной самки морской свинки белой окраски с длинношёрстным чёрным самцом. В результате получили поколение с двумя фенотипами: длинношёрстные белые и длинношёрстные чёрные. При скрещивании белой короткошёрстной самки с чёрным короткошёрстным самцом всегда получали только чёрных короткошёрстных. Определите генотипы родительских форм двух рассмотренных скрещиваний. Определите генотипы их потомства. Составьте схемы скрещиваний. Какой закон проявляется в данном случае?
Решение
Схема решения задачи включает:
- Судя по результатам первого и второго скрещиваний, у морских свинок чёрный цвет шерсти (А) доминирует над белым (а), а длинная шерсть (В) над короткой (b). Следовательно, самка из условия задачи рецессивна по обоим парам признаков (aabb). При первом скрещивании все гибриды были длинношёрстные, то есть самец был гомозиготен по данному признаку. Но гетерозиготен по окраске, так как выявлено расщепление (АаBB).
1-е скрещивание:
♀белая короткошёрстная ♂чёрный длинношёрстный
Р: aabb АаBB
G: аb AB, aB
F1: AaBb — чёрные длинношёрстные
aaBb — белые длинношёрстные - 2-е скрещивание. Самка aabb. Самец гомозиготен по окраске, так как по этому признаку нет расщепления и все потомки чёрные. Его генотип ААbb.
♀белая короткошёрстная ♂чёрный короткошёрстный
Р: aabb АAbb
G: аb Ab
F1: Aabb – чёрные короткошёрстные - проявился закон независимого наследования признаков.
(Допускается иная генетическая символика.)
Задача 4
Женщина, имеющая вторую группу крови и нормальную свёртываемость крови, выходит замуж за мужчину, имеющего первую группу крови и страдающего гемофилией (h). Женщина гетерозиготна по гену, определяющему группу крови, и гомозиготна по гену, определяющему свёртываемость крови. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье дочери с первой группой крови, больной гемофилией.
Решение
Схема решения задачи включает:
- генотипы родителей:
P: ♀ вторая группа нормальная свертываемость IAi0XHXH × ♂ первая группа гемофилия i0i0XhY
G: IAXH, i0XН i0Xh, i0Y - возможные генотипы детей:
F1 IAi0XHXh — девочка со второй группой крови и нормальной свёртываемостью крови, 25 %;
IAi0XНУ — мальчик со второй группой крови, норм свертываемость, 25 %;
i0i0XHY — мальчик с первой группой крови и нормальной свёртываемостью крови, 25 %;
i0i0XHX h— девочка с первой группой крови, нормальная свертываемость, 25 %. - вероятность рождения дочери, больной гемофилией, с первой группой крови — 0%
(Допускается иная генетическая символика)
Задача 5
У человека аутосомный признак сумеречное зрение (куриная слепота) (А) полностью доминирует над признаком нормальное зрение (а). У матери куриная слепота (гетерозигота), а у отца норма. В этой семье родился ребенок с куриной слепотой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и ребёнка, возможные генотипы и фенотипы других детей, вероятность рождения в этой семье детей с нормальным зрением.
Решение
Схема решения задачи включает:
- генотипы родителей (Р):
♀Аа(куриная слепота) × ♂аа (нормальное зрение)
G А, а и а - F1 генотипы и фенотипы детей:
Аа — генотип родившегося ребенка — куриная слепота;
аа — нормальное зрение; - вероятность рождения детей с нормальным зрением — 50 %.
(Допускается иная генетическая символика.)
Задача 6
При скрещивании серой и чёрной крыс получено 15 потомков, из них 8 были чёрными. Известно, что серая окраска доминирует над чёрной. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков. Как называют рассматриваемое скрещивание мышей?
Решение
Схема решения задачи включает:
- генотипы родителей: Р: Аа (серая крыса) аа (чёрная крыса) G: А, а и а;
- генотипы F1: Аа (7 серых) и аа (8 чёрных);
- рассматриваемое скрещивание — анализирующее.
(Допускается иная генетическая символика.)
Задача 7
В результате опыления красноплодных растений нормального роста пыльцой жёлтоплодных карликовых растений получено единообразное красноплодное потомство нормального роста. Какой результат даст дальнейшее скрещивание гибридов первого поколения? Гены обоих признаков наследуются сцеплено, кроссинговер не происходит.
Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. В каких соотношениях произошло расщепление по генотипу и фенотипу при втором скрещивании? Объясните формирование фенотипических групп.
Решение
Схема решения задачи включает:
- 1-е скрещивание:
красные плоды нормальный рост × жёлтые плоды карликовый рост
Р: ААBВ ааbb
G: АB аb
F1: АаBb красные плоды нормальный рост - 2-е скрещивание:
красные плоды нормальный рост × красные плоды нормальный рост
Р: АаBb АаBb
G: АB, аb АB, аb
F1: ААBВ красные плоды нормальный рост
АаBb красные плоды нормальный рост
АаBb красные плоды нормальный рост
ааbb жёлтые плоды карликовый рост - при 2-м скрещивании произошло расщепление по генотипу в соотношении 1 : 2 : 1, по фенотипу 3 : 1
- Проявляется закон сцепленного наследования признаков (полное сцепление). Формирование двух фенотипических групп обусловлено образованием двух типов гамет у гибридов первого поколения: гаметы АВ и ав сформирвоались в результате сцепленног онаследования без кроссинговера.
Задача 8
У кур сцепленный с полом рецессивный ген k вызывает гибель цыплят. От скрещивания петуха I с группой кур получили 210 цыплят: половина кур и половина петухов. Те же куры были скрещены с петухом II: из 210 цыплят 70 были курочки. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и пол полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Определите и поясните расщепление в первом и во втором скрещиваниях.
Решение
Схема решения задачи включает:
- Р ♀ZKW × ♂ZKZK
гаметы ZK W ZK ZK
F1 ZKZK ZKW
петухи куры
50 % (105) 50 % (105) - Р ♀ZKW × ♂ZKZk
гаметы ZK W ZK Zk
F1 ZKZK ZKZk ZKW ZkW (умрут)
петухи петухи куры куры (умрут)
50 % (140) 25 % (70) - в первом скрещивании никто не умер. Во втором скрещивании умерли куры с генотипом ZkW.
(Допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла задачи)
Задача 9
Гены А, В и С находятся в одной группе сцепления. Между генами А и В перекрест (кроссинговер) происходит с частотой 6,4 %, между В и С — 2,6 %. Определите взаимное расположение генов А, В и С, если расстояние между А и С — 9 % (кроссинговер). Перерисуйте предложенную схему фрагмента хромосомы на лист ответа, отметьте на ней взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние между ними. Что принято считать за единицу расстояния между генами?
Решение
- взаимное расположение генов А, В и С: АВС;
- За единицу расстояния между генами принимается 1% кроссинговера (морганида).
Задача 10
При скрещивании двух чистых линий дрозофил — самки с прямыми крыльями (А) без пятна (В) с самцом, имеющим аркообразные крылья с пятном у основания, — получили потомство только с прямыми крыльями без пятна. При анализирующем скрещивании потомков (из F1) появилось 126 мух четырёх фенотипических групп в количестве 45 AaBb — прямые крылья без пятна 48 aabb — аркообразные крылья с пятном 17 aaBb — аркообразные крылья без пятна 16 Aabb — прямые крылья с пятном. Составьте схему анализирующего скрещивания. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомков F2. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.
Решение
Схема решения задачи включает:
- 1-е скрещивание:
Р: ♀прямые крылья без пятна × ♂аркообразные крылья с пятном
ААВВ ааbb
G: АB аb
F1: 100 % AaBb — прямые крылья без пятна - 2-е скрещивание:
Р: ♀прямые крылья без пятна × ♂аркообразные крылья с пятном
АaВb ааbb
G: AB, Ab, aB, ab ab
F2:45 AaBb — прямые крылья без пятна 48 aabb — аркообразные крылья с пятном 17 aaBb — аркообразные крылья без пятна 16 Aabb — прямые крылья с пятном - Проявляется закон сцепленного наследования генов (неполное сцепление). Формирование четырёх фенотипических групп связано с образованием четырёх типов гамет у самки: гаметы АВ и ав сформировались в результате сцепленного наследования без кроссинговера, а гаметы Ав и аВ в результате кроссинговера. Таким образом, особи AaBb и aabb сформировались в результате слияние некроссоверных гамет, а особи aaBb и Aabb в результате слияния кроссоверных гамет
Задача 11
При скрещивании высокорослого растения томата с округлыми плодами с карликовым растением, имеющим грушевидные плоды, всё потомство было единообразно и имело высокий рост и округлые плоды. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами в потомстве наблюдалось появление двух фенотипических групп растений: 50 % высокорослые с округлыми плодами и 50 % карликовые с грушевидными плодами. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и гибридов в каждом случае. Объясните формирование двух фенотипических групп во втором скрещивании. Как определяются в данном случае доминантные и рецессивные признаки?
Решение
Схема решения задачи включает:
- 1-е скрещивание:
Р: ♀высокорослое с округлыми плодами × ♂карликовое с грушевидными плодами
ААВВ × ааbb
G: АB аb
F1: 100% AaBb — высокорослые с округлыми плодами - 2-е скрещивание (анализирующее):
Р: ♀высокорослое с округлыми плодами × ♂карликовое с грушевидными плодами
АaВb × ааbb
G: AB, ab ab
F1: 50% AaBb — высокорослые с округлыми плодами;
50% aabb — карликовые с грушевидными плодами - гены, которые определяют высокий рост и округлую форму плодов, являются доминантными, так как в результате первого скрещивания все гибриды имели одинаковые признаки — высокий рост и округлые плоды. Проявляется закон сцепленного наследования признаков (полное сцепление). Формирование двух фенотипических групп связано с образованием двух типов гамет: гаметы АВ и ав сформировались в результате сцепленного наследования без кроссинговера.
(Допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла задачи.)
Задача 12
При скрещивании оранжевого попугая с кривым клювом с серым попугаем, имеющим прямой клюв (гены сцеплены), всё потомство (F1) оказалось с оранжевым оперением и кривыми клювами. Для проведения анализирующего скрещивания брали самок из F1. В результате в F2 получили птенцов четырёх фенотипических групп: 9 серых с прямым клювом, 7 оранжевых с кривым клювом, 2 серых с кривым клювом и 1 оранжевый с прямым клювом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1, фенотипы и генотипы потомства F2. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление четырёх фенотипических групп в F2.
Решение
Схема решения задачи включает:
- 1-е скрещивание:
Р: ♀оранжевое оперение, кривой клюв × ♂серое оперение, прямой клюв
ААВВ × ааbb
G: АB аb
F1: 100% AaBb — оранжевое оперение, кривой клюв - 2-е скрещивание (анализирующее):
Р: ♀оранжевое оперение, кривой клюв × ♂серое оперение, прямой клюв
АaВb × ааbb
G: AB, ab некроссоверные гаметы, Ab, aB кроссоверные. ab
F2: AaBb — оранжевое оперение, кривой клюв - 7;
aabb — серое оперение, прямой клюв - 9;
aaBb — серое оперение, кривой клюв - 2;
Aabb — оранжевое оперение, прямой клюв - 1 - Проявляется закон сцепленного наследования генов (неполное сцепление). Формирование четырёх фенотипических групп связано с образованием четырёх типов гамет у самки: гаметы АВ и ав сформировались в результате сцепленного наследования без кроссинговера, а гаметы Ав и аВ в результате кроссинговера. Таким образом многочисленные особи AaBb и aaвв сформировались в результате слияние некроссоверных гамет самки с гаметами самца, а особи aaBb и Aabb результате слияния кроссоверных.
(Допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла задачи.)
Задача 13
У человека один из видов задержки умственного развития обусловлен рецессивным, сцепленным с Х-хромосомой геном, нормальная пигментация кожи доминирует над альбинизмом (аутосомный признак). В семье здоровых родителей родился сын-альбинос с задержкой умственного развития. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и сына-альбиноса с задержкой умственного развития, вероятность рождения дочери с такими же признаками. Объясните, какие законы имеют место в данном случае.
Решение
Схема решения задачи включает:
- генотипы родителей:
Р: ♀нормальное умственное развитие и пигментация кожи × ♂нормальное умственное развитие и пигментация кожи
BbХАХа BbХАY
G: BХА, BХа, bХА, bХа BХА, bХА, BY, bY -
F1: BBХАХА — ♀нормальное умственное развитие и пигментация кожи
BbХАХА — ♀нормальное умственное развитие и пигментация кожи
BBХАY — ♂нормальное умственное развитие и пигментация кожи
BbХАY — ♂нормальное умственное развитие и пигментация кожи
BBХАХа — ♀нормальное умственное развитие и пигментация кожи
BbХАХа — ♀нормальное умственное развитие и пигментация кожи
BBХаY — ♂задержка умственного развития и нормальная пигментация кожи
BbХаY — ♂задержка умственного развития и нормальная пигментация кожи
BbХАХА — ♀нормальное умственное развитие и пигментация кожи
bbХАХА — ♀нормальное умственное развитие и альбинизм
BbХАY — ♂нормальное умственное развитие и пигментация кожи
bbХАY — ♂нормальное умственное развитие и альбинизм
BbХАХа — ♀нормальное умственное развитие и пигментация кожи
bbХАХа — ♀нормальное умственное развитие и альбинизм
BbХаY — ♂задержка умственного развития и нормальная пигментация кожи
bbХаY — ♂альбинос с задержкой умственного развития - генотип сына-альбиноса: ♂bbХаY — альбинос с задержкой умственного развития; вероятность рождения дочери-альбиноса с задержкой умственного развития — 0 %;
- по наследованию пары признаков нормальная пигментация — альбинизм проявляется закон независимого наследования признаков, а по паре признаков нормальное умственное развитие — задержка умственного развития проявляется закон сцепленного с полом наследования признаков.
Задача 14
У кур тёмная окраска кожи доминирует над белой окраской, полосатое оперение над чёрным. Ген, обусловливающий окраску оперения, локализован в Х-хромосоме. Скрещивали чёрную курицу с тёмной кожей с полосатым петухом со светлой кожей. Все цыплята оказались полосатыми, из них 50 % имели тёмную кожу и 50 % — светлую. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков. Объясните результаты скрещивания.
Решение
Схема решения задачи включает:
- Р: ♀чёрная с тёмной кожей × ♂полосатый со светлой кожей
АаХbY ааХВХВ
G: АХb, аХb, АY, аY аХВ - F1: ♀АаХВY — полосатая с тёмной кожей
♂АаХВХb — полосатый с тёмной кожей
♀ааХВY — полосатая со светлой кожей
♂ааХВХb — полосатый со светлой кожей
100 % цыплят — полосатые, из них 50 % с тёмной кожей и 50 % — со светлой; - у птиц гетерогаметными по полу являются самки; все потомки оказались полосатыми, так как петух по этому признаку был гомозиготен; по признаку окраска кожи произошло расщепление 1 : 1, так как курица была по этому признаку гетерозиготна.
(Допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла задачи.)
Задача 15
У птиц самки гетерогаметны по полу. У канареек бывает оперение зелёной и коричневой окраски, также птицы между собой различаются наличием или отсутствием хохолка на голове. Скрестили хохлатую зелёную самку с самцом без хохолка и коричневым оперением. Птенцы оказались хохлатыми, половина из них зелёными (самцы), половина — коричневыми (самки). При скрещивании самки, не имеющей хохолка, с коричневым оперением с хохлатым зелёным самцом получили потомство с хохолками и зелёным оперением. Определите генотипы родителей и потомков, пол птенцов. Составьте схемы решения задачи. Какие законы проявляются в данном случае?
Решение
Схема решения задачи включает:
- Р: ♀хохлатая зелёная × ♂без хохолка, коричневый
AAXBY × aaXbXb
G: AXB, AY aXb
F1: ♂AaXBXb — хохлатый зелёный
♀AaXbY — хохлатая коричневая
100% — хохлатые, 50% — зелёные, 50% — коричневые
самцы — зелёные, самки — коричневые - Р: ♀без хохолка, коричневая × ♂хохлатый, зелёный
aaXbY × AAXBXB
G: aXb, aY AXB
F2: ♂AaXBXb — хохлатый зелёный
♀AaXBY — хохлатая зелёная
100% — хохлатые зелёные - Закон независимого наследования, закон сцепленного с полом наследования
(Допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла задачи.)
Задача 16
От скрещивания чистой линии мышей с извитой шерстью нормальной длины и чистой линии с прямой длинной шерстью получили гибридных особей с прямой шерстью нормальной длины. Затем гибридную самку скрестили с самцом дигомозиготным по рецессивным парам признаков. В результате этого скрещивания получили четыре группы потомков в количестве: 8%, 10%, 40% и 41%. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы всех особей. Объясните результаты скрещиваний.
Решение
Схема решения задачи включает:
- первое скрещивание:
Р: ♀извитая шерсть нормальной длины × ♂прямая длинная шерсть
ааВВ × ААbb
G: аB Аb
F1: 100 % АaBb — прямая нормальной длины шерсть - второе скрещивание:
Р: ♀прямая нормальной длины шерсть × ♂извитая длинная шерсть
АaBb ааbb
G: AВ, Ab, аB, аb аb
F2 АaBb— прямая шерсть нормальной длины (8 % или 10%)
Аabb — прямая длинная шерсть (40 или 42 %)
aaBb — извитая нормальной длины шерсть (40 или 42% %)
aabb — извитая длинная шерсть (8 % или 10%) - Проявляется закон сцепленного наследования генов (неполное сцепление). Формирование четырёх фенотипических групп связано с образованием четырёх типов гамет у самки: гаметы Ав и аВ сформировались в результате сцепленного наследования без кроссинговера, а гаметы АВ и ав в результате кроссинговера. Таким образом многочисленные особи Aabb и aaBb сформировались в результате слияние некроссоверных гамет самки с гаметами самца, а особи АаВв и аавв результате слияния кроссоверных.
(Допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла задачи.)
Задача 17
У человека один из видов близорукости наследуется по аутосомно-рецессивному типу, а отсутствие потовых желёз — как рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Женщина с близорукостью и нормальным развитием потовых желёз, у отца которой потовые железы отсутствуют, выходит замуж за мужчину с нормальным зрением и с нормально развитыми потовыми железами, мать которого страдала близорукостью. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей. Составьте схему решения задачи. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
Решение
Схема решения задачи включает:
- Р: ♀близорукость, нормальное развитие потовых желёз × ♂нормальное зрение, нормальное развитие потовых желёз
aaXBXb AaXBY
G: aXB, aXb AXB, AY, aXB, aY
F1:
♀АaXBXВ нормальное зрение, нормальное развитие потовых желёз
♀аaXBXВ близорукость, нормальное развитие потовых желёз
♀АaXBXbнормальное зрение, нормальное развитие потовых желёз
♀аaXBXb близорукость, нормальное развитие потовых желёз
♂ АaXBУ нормальное зрение, нормальное развитие потовых желёз
♂ аaXBУ близорукость, нормальное развитие потовых желёз
♂ АaXbУ нормальное зрение, отсутствие потовых желёз
♂ аaXbУ близорукость, отсутствие потовых желёз - в данном случае проявляются: закон независимого наследования признаков между геном близорукости и потовыми железами и сцепленного с полом наследования для гена потовых желез.
(Допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла задачи.)
Задача 18
У птиц гетерогаметными являются самки. У кур чёрная окраска оперения определяется геном (А), а бурая окраска — геном (а). Также встречается летальный ген (b), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. Скрестили бурую нормальную курицу с чёрным жизнеспособным петухом. Затем провели другое скрещивание: курица была чёрная нормальная, а петух бурый жизнеспособный. В обоих случаях всё потомство было одинаковым по фенотипу: все потомки имели чёрное оперение, и в каждом случае погибало 25% эмбрионов. Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства. Объясните полученные результаты скрещиваний, укажите законы наследования признаков.
Решение
Схема решения задачи включает:
- 1-е скрещивание:
Р: ♀бурая нормальная × ♂чёрный жизнеспособный
ааХВY AАXBXb
G: аХВ, аY AXB, AXb
F1:♂/♀ аХВ аY AXB AaXBXB
♂чёрный нормальныйAаXBY
♀чёрная нормальнаяAXb AaXBXb
♂чёрный жизнеспособныйAаXbY
гибель - 2-е скрещивание:
Р: ♀чёрная нормальная × ♂бурый жизнеспособный
ААХВY ааXBXb
G: АХВ, АY аXB, аXb
F2:♂/♀ аХВ аY AXB AaXBXB
♂чёрный нормальныйAаXBY
♀чёрная нормальнаяAXb AaXBXb
♂чёрный жизнеспособныйAаXbY
гибель - чёрная окраска оперения — доминантный признак, бурая — рецессивный; по окраске оперения расщепление не происходит, следовательно, этот признак аутосомный и чёрные птицы по этому гену в обоих случаях были гомозиготными; летальный ген находится в Х-хромосоме; петухи по данному признаку были гетерозиготными, поэтому в каждом скрещивании погибало 25% эмбрионов. Ген окраски оперения наследуется аутосомно, летальный ген наследуется сцепленно с полом. Гены окраски и жизнеспособности (летальный ген) наследуются независимо друг от друга
(Допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла задачи.)
Задача 19
При скрещивании двух серых (В) короткоухих овец получено потомство: два ягнёнка серых короткоухих, один — серый длинноухий, один — серый безухий (а). Определите генотипы родителей и потомства, объясните характер наследования признаков и появление ягнят с длинными ушами. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
Решение
Схема решения задачи включает:
- Р: ♀короткоухая серая × ♂ короткоухий серый
ĀаВВ × ĀаВВ
G: ĀВ, aВ ĀВ, aВ - F1: ĀĀВВ — длинноухий серый
2ĀаВВ — короткоухие серые
ааВВ — безухий серый; - признаки наследуются независимо (III закон Менделя); признак длинные уши неполно доминирует над безухостью.
(Допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла задачи.)
Задача 20
Гены А, В и С находятся в одной группе сцепления. Анализ результатов нарушения сцепления между этими генами позволяет определить последовательность их расположения в хромосоме и составить генетические карты. Между генами А и В кроссинговер происходит с частотой 11%, между генами В и С — с частотой 7%. Определите расположение генов А, В и С, если между генами А и С кроссинговер происходит с частотой 4%. Перерисуйте предложенную схему фрагмента хромосомы на лист ответа, отметьте на ней взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние между ними. В каких единицах измеряют расстояние между генами?
Решение
- или
- расстояние между генами измеряют в процентах кроссинговера, или морганидах (1% кроссинговера равен 1 морганиде)