desktop/bio.jpg mobile/bio.jpg

Задание 22. Применение знаний на практике. ЕГЭ 2021 по биологии

За это задание ты можешь получить 2 балла. Уровень сложности: высокий.
Средний процент выполнения: 24.2%
Ответом к заданию 22 по биологии может быть подробный ответ (нужно дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).

Задачи для практики

Задача 1

Чем различаются пути заражения человека печёночным сосальщиком и бычьим цепнем?

Решение
  1. заражение печёночным сосальщиком происходит при питье воды из открытых водоемов или при употреблении в пищу немытых овощей и зелени;
  2. заражение бычьим цепнем происходит при употреблении непроваренного (непрожаренного) финнозного мяса
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 2

Как оказать первую помощь при химическом ожоге кислотой? Почему?

Решение
  1. при химическом ожоге кислотой поражённый участок кожи необходимо обработать слабым раствором пищевой соды;
  2. пищевая сода нейтрализует кислоту
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 3

Почему для здоровья человека вреден гипервитаминоз? Ответ поясните.

Решение
  1. при гипервитаминозе организм человека получает избыточное количество витаминов;
  2. это приводит к нарушению обмена веществ и заболеваниям
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 4

Время задержки дыхания человеком будет выше до физической нагрузки или после? Почему?

Решение
  1. до физической нагрузки;
  2. после физической нагрузки насыщенность крови кислородом меньше, следовательно, насыщение крови кислородом (начало дыхания) потребуется раньше
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 5

Почему на следующий день после значительной физической нагрузки болят мышцы, но со временем боль проходит? Ответ поясните.

Решение
  1. в мышцах накапливается молочная кислота — продукт неполного окисления глюкозы, создающая болевые ощущения;
  2. через время молочная кислота окисляется до углекислого газа и воды
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 6

Гены А, В и С находятся в одной группе сцепления. Между генами А и В перекрест (кроссинговер) происходит с частотой 6,4 %, между В и С — 2,9 %. Определите взаимное расположение генов А, В и С, если расстояние между А и С — 9,3 % (кроссинговер). Перерисуйте предложенную схему фрагмента хромосомы на лист ответа, отметьте на ней взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние между ними.

Решение
  1. взаимное расположение генов А, В и С: АВС;
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 7

Почему при резких, сильных звуках не рекомендуется держать рот закрытым? Ответ поясните.

Решение
  1. в среднем ухе находится слуховая труба, которая соединяет полость среднего уха с носоглоткой;
  2. когда рот открыт, выравнивается давление на барабанную перепонку с наружной и внутренней стороны
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 8

При исследовании у ребёнка обнаружен синдром Дауна. Объясните, какой метод использовался для установления причины заболевания и с каким видом мутации связано это заболевание?

Решение
  1. причину заболевания установили с помощью цитогенетического метода;
  2. заболевание синдром Дауна (трисомия по 21-й паре) вызвано геномной мутацией — некратным изменением числа хромосом (гетероплоидия/анеуплоидия)
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 9

Свет, необходимый растениям для фотосинтеза, улавливают листья. Каковы особенности листьев, обеспечивающие эффективное использование солнечного света? Ответ поясните.

Решение
  1. строение листьев — плоская форма, верхняя кожица образована прозрачными клетками;
  2. расположение листьев — листовая мозаика — расположение листьев в одной плоскости, что обеспечивает их наименьшее затенение друг друга
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 10

Большинство растений являются фототрофами, но некоторые переходят к миксотрофному питанию. Приведите примеры таких растений и объясните причину этого явления.

Решение
  1. это насекомоядные растения, например росянка (растёт на болотах) или пузырчатка (произрастает в прудах), непентес (растёт в тропических лесах);
  2. эти растения испытывают недостаток соединений азота, поэтому переходят к миксотрофному типу питания
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 11

Известно, что скорость реакций при повышении температуры возрастает. Однако биохимические реакции, протекающие в живом организме, имеют небольшой температурный диапазон, а при температуре выше 45 °С, как правило, прекращаются. Объясните этот факт.

Решение
  1. биохимические реакции, протекающие в живом организме, идут в присутствии ферментов;
  2. все ферменты по своей химической природе являются белками, а при повышении температуры выше 45 °С белки денатурируют необратимо
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 12

У некоторых растений, например акации, берёзы и других, цветки собраны в соцветия. Каково биологическое значение этого явления? Ответ поясните.

Решение
  1. у насекомоопыляемых растений (акация) цветки, собранные в соцветия, более заметны для насекомых-опылителей; у ветроопыляемых (берёза) — легче опыляются ветром;
  2. растения, цветки которых собраны в соцветия, образуют больше плодов
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 13

В селекции используют неродственное скрещивание организмов. Как называется этот метод и каково его значение? Ответ поясните.

Решение
  1. неродственное скрещивание организмов называется аутбридинг;
  2. в результате аутбридинга повышается гетерозиготность гибридов и улучшается их продуктивность
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 14

Горные гуси никогда не садятся на воду, но при этом имеют плавательные перепонки. Объясните почему.

Решение
  1. плавательные перепонки горных гусей — это атавизм (сравнительно-анатомическое доказательство эволюции органического мира);
  2. этот пример иллюстрирует относительность приспособлений у живых организмов, т. е. приспособления, полезные в одной среде (одних условиях), оказываются бесполезными и даже вредными в других
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 15

Весной стволы деревьев белят раствором извести. С какой целью это делают? Ответ поясните.

Решение
  1. известь обладает дезинфицирующим свойством, уничтожает вредителей;
  2. белый цвет стволов защищает дерево от ожогов, так как отражает солнечные лучи
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 16

Статическая работа наиболее утомительна по сравнению с динамической. Почему при статической работе мышечное утомление наступает раньше, чем при динамической? Ответ поясните.

Решение
  1. при статической работе сокращаются одновременно многие скелетные мышцы, при динамической работе происходит поочерёдное сокращение разных групп мышц;
  2. причинами утомления могут быть процессы, происходящие в самих скелетных мышцах (накопление продуктов обмена, например молочной кислоты), или утомление нервных центров, которые управляют работой мышц
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 17

Гены А, В и С находятся в одной группе сцепления. Анализ результатов нарушения сцепления между этими генами позволяет определить последовательность их расположения в хромосоме и составить генетические карты. Между генами А и В кроссинговер происходит с частотой 11%, между генами В и С — с частотой 7%. Определите расположение генов А, В и С, если между генами А и С кроссинговер происходит с частотой 4%. Перерисуйте предложенную схему фрагмента хромосомы на лист ответа, отметьте на ней взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние между ними. В каких единицах измеряют расстояние между генами?

Решение
  1. или
  2. расстояние между генами измеряют в процентах кроссинговера, или морганидах (1% кроссинговера равен 1 морганиде)
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 18

Какие агроприёмы необходимо соблюдать при выращивании картофеля с целью получения высокого урожая? Ответ поясните.

Решение
  1. окучивание, т.к. при этом будут образовываться придаточные корни, а следовательно, будут лучше образовываться клубни;
  2. севооборот, т.е. нельзя ежегодно высаживать картофель (или другие растения семейства Паслёновые) на одном и том же месте, т.к. это создаёт условия для развития вредителей — колорадских жуков
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 19

Какие удобрения внесёт в почву фермер при выращивании баклажанов и репчатого лука с целью повышения их урожайности? Ответ поясните.

Решение
  1. при выращивании баклажанов фермер внесёт в почву фосфорные удобрения, так как они способствуют обильному цветению и созреванию плодов;
  2. при выращивании репчатого лука необходимо в почву внести калийные удобрения, так как они способствуют развитию подземных видоизменённых побегов
Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 20

Два животных вступают в драку. Как при этом у них изменяется свёртываемость крови? Ответ поясните.

Решение
  1. свёртывание крови защищает организм от кровотечения;
  2. в момент драки возрастает опасность повреждения, и в процессе эволюции выработалось приспособление, которое повышает свёртывание крови как защиту от возможного кровотечения
Ответ:
Показать решение
Полный курс
Показать еще

Готовим к ЕГЭ на 85+ баллов и побеждаем лень

Каждый месяц 12 онлайн-занятий в дружелюбной атмосфере + 16 домашних работ с жесткими сроками.
Не готовишься — вылетаешь.

Подробнее о курсе