Бесплатный интенсив по биологии
3 огненных вебинара, домашние задания, беседа курса, личный кабинет, связь с преподавателем и
многое другое.
Курс стартует 13 июля.
Подробнее об интенсиве

Задание 21. Биологические системы. ЕГЭ 2023 по биологии
Средний процент выполнения: 56.6%
Ответом к заданию 21 по биологии может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.
Задачи для практики
Задача 1

Рассмотрите рисунок состава крови и выделенный стрелкой форменный элемент. Укажите особенности строения, функции и место образования выделенного элемента. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Строение | Функция | Место образования |
_______________ (А) | _______________ (Б) | _______________ (В) |
Список терминов и понятий:
- имеют ядро
- перенос кислорода и углекислого газа
- лимфатические узлы
- не имеют ядра
- принимают участие в свёртывании крови
- костный мозг
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
На рисунке выделены эритроциты, это видно по их двояковогнутой форме. Они не имеют ядра. Образуются в красном костном мозге. Их основная функция перенос кислорода, за счет гемоглобина который содержится в них.
Задача 2

Рассмотрите рисунок сосудов и укажите тип выделенных стрелками сосудов, их строение и функцию. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Тип сосуда | Строение | Функция |
_______________ (А) | _______________ (Б) | _______________ (В) |
Список терминов и понятий:
- капилляры
- один слой плоских клеток
- лимфатические сосуды
- отток лимфы
- эластичные стенки с множеством мышечных клеток
- обмен веществ между кровью и клетками
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
На рисунке выделены капилляры, которые соединяют крупные сосуды. Их основная функция обмен веществ между кровью и тканями организма. Капилляры построены из плоских клеток, которые расположены в один слой.
Задача 3
Проанализируйте таблицу «Строение скелета». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Строение скелета
Часть скелета | Кости | Тип сочленения |
Тазовый пояс | Тазовые кости | _______________ (А) |
Плечевой пояс | _______________ (Б) | Подвижное |
_______________ (В) | Лобная, теменная, височная, затылочная | Неподвижное |
Список терминов и понятий:
- лицевая часть
- локтевая и лучевая кости
- полуподвижное
- лопатки и ключицы
- мозговая часть
- неподвижное
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Тазовые кости соединены неподвижно и являются частью тазового пояса. Лопатка и ключица соединены подвижно и являются частью плечевого пояса. Лобная, теменная и височная соединены неподвижно (швы) и являются частью мозгового скелета черепа.
Задача 4

Рассмотрите растение, изображённое на рисунке. Укажите, к какому классу и семейству оно относится. Определите, какой плод образуется у этого растения. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин или понятие из предложенного списка.
Класс | Семейство | Плод |
_______________ (А) | _______________ (Б) | _______________ (В) |
Список терминов и понятий:
- Однодольные
- боб
- Мотыльковые
- Крестоцветные
- стручок
- Двудольные
- Сложноцветные
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
На рисунке изображен клевер, его можно определить по необычным светлым прожилкам на листочке. Клевер относится к семейству мотыльковые, отдел двудольные. Плод у всех мотыльковых – боб.
Задача 5

Рассмотрите рисунок и определите, какой процесс изображён на рисунке, где он осуществляется и каков его основной результат. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин или понятие из предложенного списка.
Название процесса | Место осуществления процесса | Основной результат |
_______________ (А) | _______________ (Б) | _______________ (В) |
Список терминов и понятий:
- транскрипция
- рибосома
- синтез и-РНК
- ядро
- трансляция
- синтез белка
- цитоплазма
- транслокация
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Транскрипция - создание РНК цепи на транскрибируемой матрице ДНК (фермент РНК-полимераза):
1. В определенном участке ДНК разрываются водородные связи, получается две одинарных цепочки.
2. На одной из них по принципу комплементарности, начиная с определенного стартового участка (промотора) строится иРНК.
3. Затем иРНК отсоединяется, а цепочки ДНК снова соединяются между собой
4. Молекула иРНК через ядерную пору попадает в цитоплазму клетки
Задача 6

Рассмотрите животное, изображённое на рисунке. Укажите органы дыхания, форму сердца и органы выделения этого организма. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Органы дыхания | Форма сердца | Органы выделения |
_______________ (А) | _______________ (Б) | _______________ (В) |
Список терминов и понятий:
- лёгочные мешки
- жабры
- мальпигиевы сосуды
- коксальные железы
- пятиугольный мешочек
- ромбовидное
- зелёные железы
- трахеи
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
На рисунке изображена креветка, которая относится к ракообразным. Она имеет сердце в виде пятиугольного мешочка, орган выделения – это зеленые железы. И так как обитает в воде – орган дыхания – жабры.
Задача 7

Рассмотрите животное, изображённое на рисунке. Укажите, к какому классу относится это животное, тип симметрии его тела и особенности его развития. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или понятие из предложенного списка.
Класс | Тип симметрии | Развитие |
_______________ (А) | _______________ (Б) | _______________ (В) |
Список терминов и понятий:
- прямое
- радиальная
- непрямое с метаморфозом (личинка — парусник)
- Головоногие
- непрямое с метаморфозом (личинка — глохидий)
- лучевая
- билатеральная
- Брюхоногие
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
На рисунке изображен осьминог, который относится к классу головоногие моллюски. Симметрия его тела билатеральная (симметрия зеркального отражения, при которой объект имеет одну плоскость симметрии, относительно которой две его половины зеркально симметричны). Развитие у всех моллюсков прямое, т.е дочерний организм имеет все части тела взрослого, только в уменьшенном виде.
Задача 8

Рассмотрите рисунок. Назовите тип и фазу деления клетки. Укажите количество генетического материала в клетке в эту фазу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или понятие из предложенного списка.
Тип деления | Фаза деления | Количество генетического материала |
_______________ (А) | _______________ (Б) | _______________ (В) |
Список терминов и понятий:
- мейоз I
- 2n2c
- метафаза
- анафаза
- 2n4c
- профаза
- митоз
- мейоз II
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
На рисунке изображена метафаза митоза, это видно потому что хромосомы выстроены в плоскости экватора клетки. Генетический материал имеет набор 2n4c, это означает двойной набор двойных хромосом (т.е. каждая хромосома состоит из двух хроматид).
Задача 9
Проанализируйте таблицу «Мышцы человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Мышцы человека
Название | Расположение; кости, к которым прикреплены | Функция |
Жевательные | _______________ (А) | Движение челюстей |
_______________ (Б) | Края ребёр | Дыхательные движения |
Трицепс | _______________ (В) | Разгибает локтевой и плечевой суставы |
Список терминов и понятий:
- только к коже
- диафрагма
- лопатка, плечевая и локтевая кости
- большая грудная
- к костям черепа и к коже
- к височной кости и к нижней челюсти
- межрёберные
- лопатка, плечевая и лучевая кости
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Жевательные мышцы прикреплены к височной кости и к нижней челюсти, они обеспечивают движение челюстей. Межреберные мышцы прикреплены к ребрам и обеспечивают дыхательные движения. Трицепс прикреплен к лопатке, плечевой и локтевой кости и обеспечивает разгибание плечевого и локтевого сустава.
Задача 10
Проанализируйте таблицу «Основные типы соединения костей». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Основные типы соединения костей
Тип соединения | Вид соединения | Примеры соединения |
Неподвижное | Сращение | _______________ (В) |
_______________ (Б) | Теменные кости | |
Полуподвижное | Полусустав | Лонные кости |
_______________ (А) | Сустав | Плечевой сустав |
Список терминов и понятий:
- лонные кости
- шов
- локтевая и лучевая кости
- позвонки копчика
- хрящевая прокладка
- плечевая и локтевая кости
- позвонки крестца
- подвижное
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Кости могут соединяться несколькими типами: неподвижно, подвижно и полуподвижно. Неподвижное соединение может быть в виде сращения) позвонки крестца) или шва (кости черепа).
Задача 11
Проанализируйте таблицу «Железы внутренней секреции». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Железы внутренней секреции
Признак | Щитовидная | Гипофиз |
Гормоны | ______________ (А) | Вазопрессин |
Воздействие на организм (норма) | ______________ (Б) | Регулирует образование мочи (усиливает реабсорбцию) |
Гиперфункция железы | Повышаются обмен веществ и возбудимость, учащается пульс, пучеглазие, потливость, дрожание рук | ______________ (В) |
Список терминов и понятий:
- кальцитонин
- в сутки у больных выделяется до 20–30 л мочи
- тироксин
- вырабатывается очень мало мочи — до 250 мл в сутки
- непропорциональное увеличение частей тела (носа, языка, кистей рук, сердца и др.)
- регулирует развитие организма, обмен веществ, теплообмен, функции нервной и сердечно-сосудистой систем
- слабость, сонливость, выпадение волос, увеличение массы тела
- снижает уровень кальция в крови
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Щитовидная железа выделяет гормон тироксин, который регулирует развитие организма, обмен веществ, теплообмен, функции нервной и сердечно-сосудистой систем. При гиперфункции (т.е. большого количества в крови гормона) повышаются обмен веществ и возбудимость, учащается пульс, пучеглазие, потливость, дрожание рук. Гипофиз выделяет гормон вазопрессин, который регулирует образование мочи. При его гиперфункции вырабатывается очень мало мочи — до 250 мл в сутки.
Задача 12
Проанализируйте таблицу «Сравнение основных положений учения Ч. Дарвина и синтетической теории эволюции (СТЭ)». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Сравнение основных положений учения Ч. Дарвина и СТЭ
Критерии | Учение Ч. Дарвина | СТЭ |
Единица эволюции | Вид | ______________ (А) |
Формы естественного отбора | ______________ (Б) | Движущий, стабилизирующий, дизруптивный, дестабилизирующий |
Движущий фактор | ______________ (В) |
Список терминов и понятий:
- искусственный отбор
- неопределённая изменчивость
- особь
- биологический прогресс
- естественный отбор
- движущий и половой
- стабилизирующий и половой
- популяция
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
СТЭ выделяет популяцию в качестве минимальной эволюционной единицы. Дарвин же рассматривал в качестве таковой вид целиком. Под процессом эволюции современная наука понимает устойчивое изменение генотипа популяции, о чем Дарвин просто не знал в свое время. СТЭ шагнула далеко вперед по сравнению с представлениями Дарвина об эволюции, выделив множество факторов, являющихся движущей силой эволюции. Там, где Дарвин обходился внутри- и межвидовой борьбой за существование и борьбой с неблагоприятными условиями неживой природы, сейчас выделяют мутационные процессы, изоляцию, популяционные волны численности и другие факторы. При этом мутационная и рекомбинационная изменчивость организмов Дарвину не были известны. Он рассматривал процесс накопления изменений без понимания механизмов, его обуславливающих. Так же Дарвину не было известно ни о дрейфе генов, не о "принципе основателя", основной причины формирования нейтральных признаков, которые Дарвин не мог объяснить. Другими словами, Дарвин был прав во всем, но не знал того, что сейчас написано в каждом учебнике по биологии. Он описывал действие эволюции основываясь на наблюдениях и предположениях, которые блестяще подтвердились в наше время.
Задача 13
Проанализируйте таблицу «Классификация экологических факторов». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Классификация экологических факторов
Группа факторов | Агент воздействия | Пример |
Абиотические | Неживая природа | ______________ (В) |
______________ (А) | Живые организмы | Паразитизм |
Антропогенные | ______________ (Б) | Загрязнение |
Список терминов и понятий:
- вирусы
- землетрясение
- природа
- человек
- фитогенные
- мутуализм
- органическое вещество
- биотические
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Можно выделит следующие группы факторов: абиотические, биотические, антропогенные. Абиотические факторы определяются процессами, происходящими в неживой природе, например – землетрясения. Антропогенные факторы зависят от человека, например загрязнение среды.
Задача 14
Проанализируйте таблицу «Нуклеиновые кислоты». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Нуклеиновые кислоты
Молекула нуклеиновой кислоты | Составная часть нуклеотида | Функция |
и-РНК | рибоза | _______________ (В) |
_______________ (А) | рибоза | доставка аминокислот к рибосомам |
р-РНК | _______________ (Б) | построение тела рибосомы |
Список терминов и понятий:
- ДНК
- т-РНК
- дезоксирибоза
- рибоза
- урацил
- АТФ
- перенос информации о первичной структуре белка
- хранение и передача наследственной информации
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Молекула нуклеиновой кислоты содержит транспортную, информационную, рибосональную РНК (т-РНК, и-РКН, р-РНК). р-РНК содержит рибозу и участвует в построении тела рибосомы. и-РНК также содержит рибозу, но выполняет другую функция – переносит информацию о первичной структуре белка.
Задача 15
Проанализируйте таблицу «Полости тела». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Полости тела
Группа | Полость тела | Организм |
Первичнополостные | Псевдоцель | _______________ (В) |
_______________ (А) | Целом | Полихеты |
Имеющие смешанную полость | _______________ (Б) | Трилобиты |
Список терминов и понятий:
- вторичнополостные
- полость тела отсутствует
- олигохеты
- паренхима
- нематоды
- эхинококк
- бесполостные
- миксоцель
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Организмы можно разделит на первичнополостные (например, нематоды), вторичнополостные. Вторичноротые животные - это группа двустороннесимметричных животных, у которых, в отличие от первичноротых, при развитии зародыша во взрослый организм первичный рот превращается в анальное отверстие, а настоящий рот образуется независимо в передней части тела. У организмов, имеющих смешанную полость тела она называется миксоцель.
Задача 16

Рассмотрите рисунок с изображением опыления пчелой цветка шалфея и определите тип приспособления, форму естественного отбора и направление эволюции, которые привели к формированию взаимных приспособлений у шалфея и пчёл. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Тип приспособления | Форма естественного отбора | Путь эволюции |
_______________ (А) | _______________ (Б) | _______________ (В) |
Список терминов и понятий:
- биологический прогресс
- движущая
- дивергенция
- форма органов
- мимикрия
- стабилизирующая
- идиоадаптация
- ароморфоз
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
У пчелы есть особые органы, которые помогаю ей собирать нектар – зобик. Таким образом тип приспособления для сбора пыльцы – это форма органов. Данное приспособление появилось путем стабилизирующего отбора, который происходил в постоянных условиях среды и сохранил особей со средним значением. Путь эволюции – идиоадаптация (обеспечивает адаптацию организма к данным условиям среды).
Задача 17
Проанализируйте таблицу «Структуры эукариотической клетки». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Структуры эукариотической клетки
Объект | Расположение в клетке | Функция |
_______________ (А) | Цитоплазма | Фотосинтез |
Хромопласт | _______________ (Б) | Определение окраски листьев, плодов, цветов |
Лейкопласт | Цитоплазма | _______________ (В) |
Список терминов и понятий:
- хемосинтез
- гликолиз
- ядро
- хлоропласт
- окислительное фосфорилирование
- накопление запасных питательных веществ
- цитоплазма
- рибосома
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Хлоропласты расположены в цитоплазме, за их счет происходит фотосинтез в растениях. Хромопласты (один из видов пластид) также расположен в цитоплазме и придает окрас плодам. Лейкопласты (один из видов пластид) участвуют в накоплении питательных веществ.
Задача 18

Рассмотрите рисунок с изображением бычьего цепня и определите тип приспособления, форму естественного отбора и направление эволюции, которые привели к формированию бычьего цепня. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Тип приспособления | Форма естественного отбора | Путь эволюции |
_______________ (А) | _______________ (Б) | _______________ (В) |
Список терминов и понятий:
- наличие органов прикрепления
- общая дегенерация
- конвергенция
- покровительственная окраска
- ароморфоз
- стабилизирующая
- идиоадаптация
- разрывающая
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Бычий цепень приспособился к жизни в теле хозяина за счет присосок, специальных приспособлений. Появление данных приспособлений стало возможным за счет стабилизирующего отбора (отбора который происходит в неизменяющихся условиях, сохраняются особи со средним значением). Путь эволюции по которому прошел бычий цепень общая дегенерации, т.е. упрощение строения организма и потеря части органов.
Задача 19
Проанализируйте таблицу «Функциональные группы организмов в экосистеме». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Функциональные группы организмов в экосистеме
Группа | Тип питания | Организмы |
Продуценты | _______________ (Б) | Растения |
Консументы | Гетеротрофы | _______________ (В) |
_______________ (А) | Гетеротрофы | Сапротрофные бактерии |
Список терминов и понятий:
- сапротрофные грибы
- автотрофы
- животные
- вирусы
- редуценты
- водоросли
- гелиофиты
- автотрофные бактерии
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Всех организмов можно разделить на группы: продуценты (в основном растения, производят органические вещества, поэтому по типу питания они автотрофы.), консументы (в основном животные, поедающие продуцентов, т.е. сами не образуют органические вещества, значит она гетеротрофы), редуценты (бактерии и грибы – разлагающие останки животных).
Задача 20

На рисунке изображена рыба-прилипала обыкновенная. Эти рыбы присасываются к крупным рыбам, китам, морским черепахам, днищам кораблей и т. д. Питаются планктоном и эктопаразитами хозяина. Рассмотрите рисунок и определите тип приспособления, форму естественного отбора и путь эволюции, которые привели к формированию этих рыб. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Тип приспособления | Форма естественного отбора | Путь эволюции |
_______________ (А) | _______________ (Б) | _______________ (В) |
Список терминов и понятий:
- биологический регресс
- форма органов
- идиоадаптация
- маскировка
- движущая
- стабилизирующая
- разрывающая
- ароморфоз
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
У рыб прилипал органы особой формы, что позволяет им приспосабливаться в особенностях своего проживания (тело крупных рыб). Данный вид появился в результате стабилизирующего отбора, который происходит в не изменяющихся условиях и сохранял особей со средним значением. Также особенности внешнего строения рыб прилипал возникли в результате идиоадаптации, которая изменила строения органов, но не изменила уровня организации данных организмов.