Бесплатный интенсив по биологии

3 огненных вебинара, домашние задания, беседа курса, личный кабинет, связь с преподавателем и многое другое.
Курс стартует 13 июля.

Подробнее об интенсиве

Задание 20. Человек и здоровье. ЕГЭ 2023 по биологии

За это задание ты можешь получить 2 балла. Уровень сложности: повышенный.
Средний процент выполнения: 55.1%
Ответом к заданию 20 по биологии может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.
Разбор сложных заданий в тг-канале

Задачи для практики

Задача 1

Установите очерёдность стадий развития зародыша. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. гаструла
  2. нейрула
  3. оплодотворённая яйцеклетка
  4. дробление зиготы
  5. бластула
  6. гистогенез и органогенез
Решение

Зигота, образующаяся в результате слияния женских и мужских гамет, представляет собой одноклеточную стадию развития многоклеточного организма. Стадия дробления – период интенсивных клеточных делений. Размер зародыша не увеличивается, а синтетические процессы идут активно. Дробление – это ряд последовательных митотических делений зиготы и далее бластомеров, заканчивающихся образованием многоклеточного зародыша – бластулы. Следующий этап гаструла. Гаструляция характеризуется разнообразными клеточными процессами. Продолжается митотическое размножение клеток, причем оно имеет разную интенсивность в разных частях зародыша. Далее начитается гистогенез (образование различных видов тканей) и органогенез (образование органов).

Ответ: 345126
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 2

Расположите в правильном порядке стадии антропогенеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. австралопитек
  2. дриопитек
  3. неандерталец
  4. человек умелый
  5. питекантроп
  6. современные люди (кроманьонец)
Решение

Предполагают, что ближайшим общим предком человека и антропоморфных обезьян была группа дриопитеков (древесных обезьян), обитавших 25—30 млн лет назад. 9 млн. лет назад жили австралопитеки — предшественники людей. Вид Человек умелый жил 2-2,5 млн. лет назад. Стадия питекантропа проходила 1-1,3 млн. лет назад. Вид Человек неандертальский жил 200-500 тыс. лет назад. Вид Человек разумный (кроманьонец) появился 40 тыс.лет назад.

Ответ: 214536
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 3

Установите последовательность процессов, происходящих при биосинтезе белка. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. выход молекул и-РНК в цитоплазму
  2. соединение и-РНК с рибосомой
  3. доставка к рибосоме аминокислот с помощью т-РНК
  4. синтез и-РНК на ДНК
  5. присоединение аминокислоты к растущей пептидной цепочке
Решение

Процесс биосинтеза белка состоит из двух этапов: транскрипции и трансляции. Транскрипция — это процесс снятия информации с молекулы ДНК синтезируемой на ней молекулой иРНК (мРНК). В ходе транскрипции участок двуцепочечной ДНК «разматывается», а затем на одной из цепочек синтезируется молекула иРНК. Информационная (матричная) РНК состоит из одной цепи и синтезируется на ДНК в соответствии с правилом комплементарности. Формируется цепочка иРНК, представляющая собой точную копию второй (нематричной) цепочки ДНК (только вместо тимина включен урацил). Так информация о последовательности аминокислот в белке переводится с «языка ДНК» на «язык РНК». Как и в любой другой биохимической реакции в этом синтезе участвует фермент — РНК-полимераза. Так как в одной молекуле ДНК может находиться множество генов, очень важно, чтобы РНК-полимераза начала синтез иРНК со строго определенного места ДНК. Поэтому в начале каждого гена находится особая специфическая последовательность нуклеотидов, называемая промотором. РНК-полимераза «узнаёт» промотор, взаимодействует с ним и, таким образом, начинает синтез цепочки иРНК с нужного места. Фермент продолжает синтезировать иРНК до тех пор, пока не дойдет до очередного «знака препинания» в молекуле ДНК — терминатора (это последовательность нуклеотидов, указывающая на то, что синтез иРНК нужно прекратить). Трансляция — это перевод последовательности нуклеотидов молекулы иРНК в последовательность аминокислот молекулы белка. На тот конец иРНК, с которого нужно начать синтез белка, нанизывается рибосома. Она движется вдоль иРНК прерывисто, «скачками», задерживаясь на каждом триплете приблизительно 0,2 секунды. За это время молекула тРНК, антикодон которой комплементарен кодону, находящемуся в рибосоме, успевает распознать его. Аминокислота, которая была связана с этой тРНК, отделяется от «черешка» тРНК и присоединяется с образованием пептидной связи к растущей цепочке белка. В тот же самый момент к рибосоме подходит следующая тРНК (антикодон которой комплементарен следующему триплету в иРНК), и следующая аминокислота включается в растущую цепочку.

Ответ: 41235
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 4

Установите последовательность возникновения ароморфозов у животных. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. теплокровность
  2. деление тела на отделы
  3. многоклеточность
  4. внутреннее оплодотворение
  5. внутриутробное развитие
  6. билатеральная симметрия тела
Решение

В архейскую эру появились первые многоклеточные организмы. В последствии их строение усложнялось – т.е. возникали ароморфозы, которые повышали уровень организации организмов. В последствии появились организмы с билатеральной симметрией - симметрия зеркального отражения, при которой объект имеет одну плоскость симметрии, относительно которой две его половины зеркально симметричны. Потом при дальнейшем развитии появились органы и системы органов, организмы начали делится на части. Далее появилось внутренне оплодотворение, которое повысило выживаемость организмов. Теплокровность –свидетельство развитой кровеносной системы.

Ответ: 362415
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 5

Установите последовательность, отражающую этапы формирования приспособлений у живых организмов. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. проявление мутаций в фенотипе
  2. выживание особей с новыми фенотипами
  3. появление мутаций при половом размножении
  4. сохранение естественным отбором особей с новыми признаками
  5. внутривидовая борьба за существование
  6. интенсивное размножение особей с новыми признаками и рост численности новой популяции
Решение

Мутации могут появиться при половом размножении, потом они появляются в фенотипе (внешне). Организмы с мутациями начинают борьбу за существования, и обычно побеждают особи с новыми более лучшими фенотипами. Такие новые особи сохраняются и начинают размножаться.

Ответ: 315246
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 6

Установите последовательность возникновения ароморфозов. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. появление проводящей ткани
  2. появление семени
  3. многоклеточность
  4. двойное оплодотворение
  5. появление корней
  6. появление плодов
Решение

Ароморфоз - прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. При появлении первых организмов появился и первый ароморфоз – это многоклеточность. Первыми организмами были растения, при их развитии появилась проводящая ткань, которая позволила обеспечивать питательными веществами все части организма. Следующим ароморфозом стало появление корней, семян, двойного оплодотворения и плодов.

Ответ: 315246
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 7

Установите последовательность периодов палеозойской эры. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. кембрий
  2. девон
  3. ордовик
  4. карбон
  5. пермь
  6. силур
Решение

Палеозойская эра включает шесть периодов. Кембрийский период характеризуется возникновением представителей всех видов растений и животных. Ордовикский период - на суше появились первые поселения лишайников, а мегалограпт (представитель членистоногих) стал выходить на берег для откладывания икры. Силурийский период - на сушу выходят растения, у членистоногих формируются зачатки легочной ткани. Завершается образование костного скелета у позвоночных, появляются сенсорные органы. Девонский период- - характерно образование первых лесов, преимущественно папоротниковых. В водоемах появляются костные и хрящевые, амфибии стали выходить на сушу, формируются новые организмы – насекомые. Каменноугольный период. Появление земноводных, происходит опускание материков, в конце периода было значительное похолодание, что привело к вымиранию многих видов. Пермский период - Землю населяют пресмыкающиеся, появились терапсиды – предки млекопитающих.

Ответ: 136245
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 8

Установите последовательность этапов вторичной сукцессии на примере зарастания небольшого озера. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. болото
  2. лес
  3. неполное разложение поступающих в озеро органических веществ вследствие недостатка кислорода
  4. накопление торфа
  5. заросли кустарников
  6. мокрый луг
Решение

Образование болота из озера – это нормальный биологический процесс. Когда в озеро поступившие органические вещества перестают разлагаться (из-за недостатка кислорода) начинает накапливаться торф. Поэтому образуется болото. В последствии болото образует мокрый луг, который постепенно покрывается кустарниками. С течением времени кустарники сменяются более крупными растениями (деревьями), происходит образование леса.

Ответ: 341652
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 9

Установите последовательность расположения оболочек Земли, начиная с нижней. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. атмосфера
  2. гидросфера
  3. ядро
  4. литосфера
  5. мантия
Решение

Если представить продольный разрез строения нашей планеты, то центр планеты занимает ядро, оно покрыто мантией. Мантия покрыта земной корой (литосферой), на ней расположены водные объекты (гидросфера), и самая верхняя оболочка Земли атмосфера (воздух).

Ответ: 35421
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 10

Установите последовательность расположения наземных экосистем в порядке увеличения их биомассы. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. тайга
  2. влажные тропические леса
  3. степь
  4. тундра
  5. саванна
  6. листопадные леса умеренного пояса
Решение

Что бы расположит экосистемы в порядке увеличения биомассы, нужно оценит особенности их климата, который напрямую влияет на разнообразие видов и конечно их количество. Тундра – система с самыми суровыми природными условиями, здесь мало растений, поэтому нет разнообразия животного мира. Как итог низкие показатели биомассы. Немного лучше условия в степи, поэтому в этой системе увеличивается биомасса. В дальнейшем расположим экосистемы в порядке улучшения природных условий (а значит и в порядке увеличения биомассы в них). Саванна, тайга, леса умеренного пояса, тропические леса.

Ответ: 435162
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 11

Установите последовательность появления структур растений в ходе эволюции. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. эпидермис
  2. семя
  3. корень
  4. лист
  5. хлоропласты
  6. плод
Решение

В ходе эволюции органы и органоиды развивались от наиболее просто организованных к более сложным по строению и организации. Из представленного списка самый простой по строению хлоропласт. После формирования хлоропластов образовались оболочки, например эпидермис. В дальнейшем образовывались отдельные органы (лист и корень), которые могли размножаться пока только бесполым путем. При появлении семени и плода стало возможно и половое размножение.

Ответ: 514326
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 12

Установите последовательность групп живых организмов в цепи питания. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. растительноядные животные
  2. зелёные растения
  3. вторичные хищники
  4. сапротрофные бактерии и грибы
  5. первичные хищники
Решение

Все зеленые растения поедаются растительноядными животными (их еще называют травоядными). Травоядных поедают первичные хищники, которых в свою очередь тоже поедают другие (вторичные) хищники. Самые последние после своей смерти разлагаются сапротрофными грибами и бактериями.

Ответ: 21534
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 13

Установите последовательность процессов, составляющих круговорот азота в биосфере, начиная с усвоения атмосферного азота. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. разрушение микроорганизмами органических остатков
  2. использование животными азотсодержащих органических веществ
  3. использование растениями соединений азота
  4. поглощение молекулярного азота атмосферы клубеньковыми бактериями
  5. высвобождение свободного азота
Решение

Некоторые растения на своих корнях имеют клубеньковые бактерии, которые поглощают азот из воздуха. В последствии этот азот потребляется растениями. Растения поедают животные, тела которых после смерти разлагаются. И азот выделяется в атмосферу.

Ответ: 43215
Показать решение
Бесплатный интенсив
Показать еще
Подпишись на полезные материалы ЕГЭ по биологии: разбор реальных вариантов ЕГЭ и сложных заданий + авторские конспекты

Бесплатный интенсив по биологии

3 огненных вебинара, домашние задания, беседа курса, личный кабинет, связь с преподавателем и многое другое.
Курс стартует 13 июля.

Бесплатный интенсив