desktop/bio.jpg mobile/bio.jpg

Задание 20. Человек и здоровье. ЕГЭ 2021 по биологии

За это задание ты можешь получить 2 балла. Уровень сложности: повышенный.
Средний процент выполнения: 56.6%
Ответом к заданию 20 по биологии может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.

Задачи для практики

Задача 1

Рассмотрите рисунок состава крови и выделенный стрелкой форменный элемент. Укажите особенности строения, функции и место образования выделенного элемента. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Строение Функция Место образования
_______________ (А) _______________ (Б) _______________ (В)

Список терминов и понятий:

  1. имеют ядро
  2. перенос кислорода и углекислого газа
  3. лимфатические узлы
  4. не имеют ядра
  5. принимают участие в свёртывании крови
  6. костный мозг

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

На рисунке выделены эритроциты, это видно по их двояковогнутой форме. Они не имеют ядра. Образуются в красном костном мозге. Их основная функция перенос кислорода, за счет гемоглобина который содержится в них.

Ответ: 426
Показать решение
Полный курс

Задача 2

Рассмотрите рисунок сосудов и укажите тип выделенных стрелками сосудов, их строение и функцию. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Тип сосуда Строение Функция
_______________ (А) _______________ (Б) _______________ (В)

Список терминов и понятий:

  1. капилляры
  2. один слой плоских клеток
  3. лимфатические сосуды
  4. отток лимфы
  5. эластичные стенки с множеством мышечных клеток
  6. обмен веществ между кровью и клетками

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

На рисунке выделены капилляры, которые соединяют крупные сосуды. Их основная функция обмен веществ между кровью и тканями организма. Капилляры построены из плоских клеток, которые расположены в один слой.

Ответ: 126
Показать решение
Полный курс

Задача 3

Проанализируйте таблицу «Строение скелета». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Строение скелета

Часть скелета Кости Тип сочленения
Тазовый пояс Тазовые кости _______________ (А)
Плечевой пояс _______________ (Б) Подвижное
_______________ (В) Лобная, теменная, височная, затылочная Неподвижное

Список терминов и понятий:

  1. лицевая часть
  2. локтевая и лучевая кости
  3. полуподвижное
  4. лопатки и ключицы
  5. мозговая часть
  6. неподвижное

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Тазовые кости соединены неподвижно и являются частью тазового пояса. Лопатка и ключица соединены подвижно и являются частью плечевого пояса. Лобная, теменная и височная соединены неподвижно (швы) и являются частью мозгового скелета черепа.

Ответ: 645
Показать решение
Полный курс

Задача 4

Рассмотрите растение, изображённое на рисунке. Укажите, к какому классу и семейству оно относится. Определите, какой плод образуется у этого растения. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин или понятие из предложенного списка.

Класс Семейство Плод
_______________ (А) _______________ (Б) _______________ (В)

Список терминов и понятий:

  1. Однодольные
  2. боб
  3. Мотыльковые
  4. Крестоцветные
  5. стручок
  6. Двудольные
  7. Сложноцветные

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

На рисунке изображен клевер, его можно определить по необычным светлым прожилкам на листочке. Клевер относится к семейству мотыльковые, отдел двудольные. Плод у всех мотыльковых – боб.

Ответ: 632
Показать решение
Полный курс

Задача 5

Рассмотрите рисунок и определите, какой процесс изображён на рисунке, где он осуществляется и каков его основной результат. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин или понятие из предложенного списка.

Название процесса Место осуществления процесса Основной результат
_______________ (А) _______________ (Б) _______________ (В)

Список терминов и понятий:

  1. транскрипция
  2. рибосома
  3. синтез и-РНК
  4. ядро
  5. трансляция
  6. синтез белка
  7. цитоплазма
  8. транслокация

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Транскрипция ДНК - это синтез иРНК, комплементарной одной из цепей ДНК, который катализируется ферментом РНК-полимеразы. Процесс происходит в ядре.

Ответ: 143
Показать решение
Полный курс

Задача 6

Рассмотрите животное, изображённое на рисунке. Укажите органы дыхания, форму сердца и органы выделения этого организма. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Органы дыхания Форма сердца Органы выделения
_______________ (А) _______________ (Б) _______________ (В)

Список терминов и понятий:

  1. лёгочные мешки
  2. жабры
  3. мальпигиевы сосуды
  4. коксальные железы
  5. пятиугольный мешочек
  6. ромбовидное
  7. зелёные железы
  8. трахеи

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

На рисунке изображена креветка, которая относится к ракообразным. Она имеет сердце в виде пятиугольного мешочка, орган выделения – это зеленые железы. И так как обитает в воде – орган дыхания – жабры.

Ответ: 257
Показать решение
Полный курс

Задача 7

Рассмотрите животное, изображённое на рисунке. Укажите, к какому классу относится это животное, тип симметрии его тела и особенности его развития. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или понятие из предложенного списка.

Класс Тип симметрии Развитие
_______________ (А) _______________ (Б) _______________ (В)

Список терминов и понятий:

  1. прямое
  2. радиальная
  3. непрямое с метаморфозом (личинка — парусник)
  4. Головоногие
  5. непрямое с метаморфозом (личинка — глохидий)
  6. лучевая
  7. билатеральная
  8. Брюхоногие

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

На рисунке изображен осьминог, который относиться к классу головоногие моллюски. Симметрия его тела билатеральная (симметрия зеркального отражения, при которой объект имеет одну плоскость симметрии, относительно которой две его половины зеркально симметричны). Развитие у всех моллюсков прямое, т.е дочерний организм имеет все части тела взрослого, только в уменьшенном виде.

Ответ: 471
Показать решение
Полный курс

Задача 8

Рассмотрите рисунок. Назовите тип и фазу деления клетки. Укажите количество генетического материала в клетке в эту фазу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или понятие из предложенного списка.

Тип деления Фаза деления Количество генетического материала
_______________ (А) _______________ (Б) _______________ (В)

Список терминов и понятий:

  1. мейоз I
  2. 2n2c
  3. метафаза
  4. анафаза
  5. 2n4c
  6. профаза
  7. митоз
  8. мейоз II

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

На рисунке изображена метафаза митоза, это видно потому что хромосомы выстроены в плоскости экватора клетки. Генетический материал имеет набор 2n4c, это означает двойной набор двойных хромосом (т.е. каждая хромосома состоит из двух хроматид).

Ответ: 735
Показать решение
Полный курс

Задача 9

Проанализируйте таблицу «Мышцы человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Мышцы человека

Название Расположение; кости, к которым прикреплены Функция
Жевательные _______________ (А) Движение челюстей
_______________ (Б) Края ребёр Дыхательные движения
Трицепс _______________ (В) Разгибает локтевой и плечевой суставы

Список терминов и понятий:

  1. только к коже
  2. диафрагма
  3. лопатка, плечевая и локтевая кости
  4. большая грудная
  5. к костям черепа и к коже
  6. к височной кости и к нижней челюсти
  7. межрёберные
  8. лопатка, плечевая и лучевая кости

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Жевательные мышцы прикреплены к височной кости и к нижней челюсти, они обеспечивают движение челюстей. Межреберные мышцы прикреплены к ребрам и обеспечивают дыхательные движения. Трицепс прикреплен к лопатке, плечевой и локтевой кости и обеспечивает разгибание плечевого и локтевого сустава.

Ответ: 673
Показать решение
Полный курс

Задача 10

Проанализируйте таблицу «Основные типы соединения костей». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Основные типы соединения костей

Тип соединения Вид соединения Примеры соединения
Неподвижное Сращение _______________ (В)
_______________ (Б) Теменные кости
Полуподвижное Полусустав Лонные кости
_______________ (А) Сустав Плечевой сустав

Список терминов и понятий:

  1. лонные кости
  2. шов
  3. локтевая и лучевая кости
  4. позвонки копчика
  5. хрящевая прокладка
  6. плечевая и локтевая кости
  7. позвонки крестца
  8. подвижное

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Кости могут соединяться несколькими типами: неподвижно, подвижно и полуподвижно. Неподвижное соединение может быть в виде сращения) позвонки крестца) или шва (кости черепа).

Ответ: 827
Показать решение
Полный курс

Задача 11

Проанализируйте таблицу «Железы внутренней секреции». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Железы внутренней секреции

Признак Щитовидная Гипофиз
Гормоны ______________ (А) Вазопрессин
Воздействие на организм (норма) ______________ (Б) Регулирует образование мочи (усиливает реабсорбцию)
Гиперфункция железы Повышаются обмен веществ и возбудимость, учащается пульс, пучеглазие, потливость, дрожание рук ______________ (В)

Список терминов и понятий:

  1. кальцитонин
  2. в сутки у больных выделяется до 20–30 л мочи
  3. тироксин
  4. вырабатывается очень мало мочи — до 250 мл в сутки
  5. непропорциональное увеличение частей тела (носа, языка, кистей рук, сердца и др.)
  6. регулирует развитие организма, обмен веществ, теплообмен, функции нервной и сердечно-сосудистой систем
  7. слабость, сонливость, выпадение волос, увеличение массы тела
  8. снижает уровень кальция в крови

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Щитовидная железа выделяет гормон тироксин, который регулирует развитие организма, обмен веществ, теплообмен, функции нервной и сердечно-сосудистой систем. При гиперфункции (т.е. большого количества в крови гормона) повышаются обмен веществ и возбудимость, учащается пульс, пучеглазие, потливость, дрожание рук. Гипофиз выделяет гормон вазопрессин, который регулирует образование мочи. При его гиперфункции вырабатывается очень мало мочи — до 250 мл в сутки.

Ответ: 364
Показать решение
Полный курс

Задача 12

Проанализируйте таблицу «Сравнение основных положений учения Ч. Дарвина и синтетической теории эволюции (СТЭ)». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Сравнение основных положений учения Ч. Дарвина и СТЭ

Критерии Учение Ч. Дарвина СТЭ
Единица эволюции Вид ______________ (А)
Формы естественного отбора ______________ (Б) Движущий, стабилизирующий, дизруптивный, дестабилизирующий
Движущий фактор ______________ (В)

Список терминов и понятий:

  1. искусственный отбор
  2. неопределённая изменчивость
  3. особь
  4. биологический прогресс
  5. естественный отбор
  6. движущий и половой
  7. стабилизирующий и половой
  8. популяция

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

СТЭ выделяет популяцию в качестве минимальной эволюционной единицы. Дарвин же рассматривал в качестве таковой вид целиком. Под процессом эволюции современная наука понимает устойчивое изменение генотипа популяции, о чем Дарвин просто не знал в свое время. СТЭ шагнула далеко вперед по сравнению с представлениями Дарвина об эволюции, выделив множество факторов, являющихся движущей силой эволюции. Там, где Дарвин обходился внутри- и межвидовой борьбой за существование и борьбой с неблагоприятными условиями неживой природы, сейчас выделяют мутационные процессы, изоляцию, популяционные волны численности и другие факторы. При этом мутационная и рекомбинационная изменчивость организмов Дарвину не были известны. Он рассматривал процесс накопления изменений без понимания механизмов, его обуславливающих. Так же Дарвину не было известно ни о дрейфе генов, не о "принципе основателя", основной причины формирования нейтральных признаков, которые Дарвин не мог объяснить. Другими словами, Дарвин был прав во всем, но не знал того, что сейчас написано в каждом учебнике по биологии. Он описывал действие эволюции основываясь на наблюдениях и предположениях, которые блестяще подтвердились в наше время.

Ответ: 865
Показать решение
Полный курс

Задача 13

Проанализируйте таблицу «Классификация экологических факторов». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Классификация экологических факторов

Группа факторов Агент воздействия Пример
Абиотические Неживая природа ______________ (В)
______________ (А) Живые организмы Паразитизм
Антропогенные ______________ (Б) Загрязнение

Список терминов и понятий:

  1. вирусы
  2. землетрясение
  3. природа
  4. человек
  5. фитогенные
  6. мутуализм
  7. органическое вещество
  8. биотические

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Можно выделит следующие группы факторов: абиотические, биотические, антропогенные. Абиотические факторы определяются процессами, происходящими в неживой природе, например – землетрясения. Антропогенные факторы зависят от человека, например загрязнение среды.

Ответ: 842
Показать решение
Полный курс

Задача 14

Проанализируйте таблицу «Нуклеиновые кислоты». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Нуклеиновые кислоты

Молекула нуклеиновой кислоты Составная часть нуклеотида Функция
и-РНК рибоза _______________ (В)
_______________ (А) рибоза доставка аминокислот к рибосомам
р-РНК _______________ (Б) построение тела рибосомы

Список терминов и понятий:

  1. ДНК
  2. т-РНК
  3. дезоксирибоза
  4. рибоза
  5. урацил
  6. АТФ
  7. перенос информации о первичной структуре белка
  8. хранение и передача наследственной информации

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Молекула нуклеиновой кислоты содержит транспортную, информационную, рибосональную РНК (т-РНК, и-РКН, р-РНК). р-РНК содержит рибозу и участвует в построении тела рибосомы. и-РНК также содержит рибозу, но выполняет другую функция – переносит информацию о первичной структуре белка.

Ответ: 247
Показать решение
Полный курс

Задача 15

Проанализируйте таблицу «Полости тела». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Полости тела

Группа Полость тела Организм
Первичнополостные Псевдоцель _______________ (В)
_______________ (А) Целом Полихеты
Имеющие смешанную полость _______________ (Б) Трилобиты

Список терминов и понятий:

  1. вторичнополостные
  2. полость тела отсутствует
  3. олигохеты
  4. паренхима
  5. нематоды
  6. эхинококк
  7. бесполостные
  8. миксоцель

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Организмы можно разделит на первичнополостные (например, нематоды), вторичнополостные. Вторичноротые животные - это группа двустороннесимметричных животных, у которых, в отличие от первичноротых, при развитии зародыша во взрослый организм первичный рот превращается в анальное отверстие, а настоящий рот образуется независимо в передней части тела. У организмов, имеющих смешанную полость тела она называется миксоцель.

Ответ: 185
Показать решение
Полный курс

Задача 16

Рассмотрите рисунок с изображением опыления пчелой цветка шалфея и определите тип приспособления, форму естественного отбора и направление эволюции, которые привели к формированию взаимных приспособлений у шалфея и пчёл. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Тип приспособления Форма естественного отбора Путь эволюции
_______________ (А) _______________ (Б) _______________ (В)

Список терминов и понятий:

  1. биологический прогресс
  2. движущая
  3. дивергенция
  4. форма органов
  5. мимикрия
  6. стабилизирующая
  7. идиоадаптация
  8. ароморфоз

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

У пчелы есть особые органы, которые помогаю ей собирать нектар – зобик. Таким образом тип приспособления для сбора пыльцы – это форма органов. Данное приспособление появилось путем стабилизирующего отбора, который происходил в постоянных условиях среды и сохранил особей со средним значением. Путь эволюции – идиоадаптация (обеспечивает адаптацию организма к данным условиям среды).

Ответ: 467
Показать решение
Полный курс

Задача 17

Проанализируйте таблицу «Структуры эукариотической клетки». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Структуры эукариотической клетки

Объект Расположение в клетке Функция
_______________ (А) Цитоплазма Фотосинтез
Хромопласт _______________ (Б) Определение окраски листьев, плодов, цветов
Лейкопласт Цитоплазма _______________ (В)

Список терминов и понятий:

  1. хемосинтез
  2. гликолиз
  3. ядро
  4. хлоропласт
  5. окислительное фосфорилирование
  6. накопление запасных питательных веществ
  7. цитоплазма
  8. рибосома

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Хлоропласты расположены в цитоплазме, за их счет происходит фотосинтез в растениях. Хромопласты (один из видов пластид) также расположен в цитоплазме и придает окрас плодам. Лейкопласты (один из видов пластид) участвуют в накоплении питательных веществ.

Ответ: 476
Показать решение
Полный курс

Задача 18

Рассмотрите рисунок с изображением бычьего цепня и определите тип приспособления, форму естественного отбора и направление эволюции, которые привели к формированию бычьего цепня. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Тип приспособления Форма естественного отбора Путь эволюции
_______________ (А) _______________ (Б) _______________ (В)

Список терминов и понятий:

  1. наличие органов прикрепления
  2. общая дегенерация
  3. конвергенция
  4. покровительственная окраска
  5. ароморфоз
  6. стабилизирующая
  7. идиоадаптация
  8. разрывающая

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Бычий цепень приспособился к жизни в теле хозяина за счет присосок, специальных приспособлений. Появление данных приспособлений стало возможным за счет стабилизирующего отбора (отбора который происходит в неизменяющихся условиях, сохраняются особи со средним значением). Путь эволюции по которому прошел бычий цепень общая дегенерации, т.е. упрощение строения организма и потеря части органов.

Ответ: 162
Показать решение
Полный курс

Задача 19

Проанализируйте таблицу «Функциональные группы организмов в экосистеме». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Функциональные группы организмов в экосистеме

Группа Тип питания Организмы
Продуценты _______________ (Б) Растения
Консументы Гетеротрофы _______________ (В)
_______________ (А) Гетеротрофы Сапротрофные бактерии

Список терминов и понятий:

  1. сапротрофные грибы
  2. автотрофы
  3. животные
  4. вирусы
  5. редуценты
  6. водоросли
  7. гелиофиты
  8. автотрофные бактерии

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Всех организмов можно разделить на группы: продуценты (в основном растения, производят органические вещества, поэтому по типу питания они автотрофы.), консументы (в основном животные, поедающие продуцентов, т.е. сами не образуют органические вещества, значит она гетеротрофы), редуценты (бактерии и грибы – разлагающие останки животных).

Ответ: 523
Показать решение
Полный курс

Задача 20

На рисунке изображена рыба-прилипала обыкновенная. Эти рыбы присасываются к крупным рыбам, китам, морским черепахам, днищам кораблей и т. д. Питаются планктоном и эктопаразитами хозяина. Рассмотрите рисунок и определите тип приспособления, форму естественного отбора и путь эволюции, которые привели к формированию этих рыб. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Тип приспособления Форма естественного отбора Путь эволюции
_______________ (А) _______________ (Б) _______________ (В)

Список терминов и понятий:

  1. биологический регресс
  2. форма органов
  3. идиоадаптация
  4. маскировка
  5. движущая
  6. стабилизирующая
  7. разрывающая
  8. ароморфоз

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

У рыб прилипал органы особой формы, что позволяет им приспосабливаться в особенностях своего проживания (тело крупных рыб). Данный вид появился в результате стабилизирующего отбора, который происходит в не изменяющихся условиях и сохранял особей со средним значением. Также особенности внешнего строения рыб прилипал возникли в результате идиоадаптации, которая изменила строения органов, но не изменила уровня организации данных организмов.

Ответ: 263
Показать решение
Полный курс
Показать еще

Готовим к ЕГЭ на 85+ баллов и побеждаем лень

Каждый месяц 12 онлайн-занятий в дружелюбной атмосфере + 16 домашних работ с жесткими сроками.
Не готовишься — вылетаешь.

Подробнее о курсе