Задание 20. Человек и здоровье. ЕГЭ 2026 по биологии

За это задание ты можешь получить 2 балла. Уровень сложности: повышенный.
Средний процент выполнения: 55.1%
Ответом к заданию 20 по биологии может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.

Задачи для практики

Задача 1

Установите последовательность этапов географического видообразования. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. возникновение географической преграды
  2. генетические и фенотипические изменения в новых условиях
  3. сохранение наиболее приспособленных к новым условиям особей, закрепление полезных для адаптации признаков в генотипе
  4. появление нового вида
  5. возникновение географически изолированных популяций
Решение

Сначала возникает географическая преграда. Из-за этого одна популяция разделяется на две географически изолированные. В новых условиях возникают генетические и фенотипические изменения. Наиболее полезные из них сохраняются и особи с этими признаками выживают лучше других. Новые признаки закрепляются в генотипе. Со временем таким образом формируется новый вид.

Ответ: 15234
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 2

Установите последовательность компонентов цепи питания. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. нектар
  2. стрекоза
  3. уж
  4. лягушка
  5. бабочка
  6. аист
Решение

Пищевая цепь – это ряд из живых существ, которые связаны пищевыми взаимоотношениями между собой. Одно звено в цепи – это и есть один трофический уровень. Чаще всего насчитывают 4-5 звеньев. Начинаем с продуцентов - нектар (часть растения - фототрофа). Нектаром питается бабочка (консумент 1 порядка). Бабочку ест стрекоза (консумент 2 порядка). Стрекозу ест лягушка (консумент 3 порядка). Лягушками питаются ужи (консумент 4 порядка). Ужей едят аисты (консумент 5 порядка).

Ответ: 152436
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 3

Проанализируйте таблицу «Типы веществ биосферы». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

Тип Характеристика Примеры
Биогенное вещество ____(Б) Кислород атмосферы
Косное вещество Неживые тела ____(В)
____(А) Биокосные тела Илы

Список элементов:

  1. живое вещество
  2. биокосное вещество
  3. живые организмы
  4. неживые тела
  5. бактерии
  6. почва
  7. известняк
  8. базальт

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Вещества биосферы делятся на 4 группы:
Живое вещество - все живые организмы (животные, растения, грибы, бактерии, вирусы).
Биогенное вещество - создается в процессе жизнедеятельности организмов (нефть, торф, каменный уголь, известняк, мел, горючие сланцы, жемчуг, ракушки и скорлупа, природный газ, кислород).
Косное (неживое) вещество - образуется без участия живых организмов (минералы, мрамор, гранит, кварц, глина, базальт, вулканические породы, гнейс).
Биокосное вещество - результат совместной деятельности живого вещества и костного вещества (почва, ил, грунт водоемов, кора выветривания).

Ответ: 248
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 4

Установите последовательность этапов круговорота азота в биосфере. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. атмосферный азот (N2)
  2. азотфиксация (нуклеиновые кислоты, белки)
  3. денитрификация (N2)
  4. аммонификация (NH4+)
  5. нитрификация (NO2; NO3)
Решение

Начинается процесс с атмосферного азота, который преобразуется в биологически доступную форму через азотфиксацию (атмосферную и биологическую), затем аммонификацию и нитрификацию. После использования организмами, азот возвращается в атмосферу через процесс денитрификации.

Ответ: 12453
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 5

Проанализируйте таблицу «Способы распространения семян и плодов». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

Способ Агент распространения Примеры
____(А) Ветер Клён
Гидрохория ____(Б) Ольха
Зоохория Животные ____(В)

Список элементов:

  1. анемохория
  2. антропохория
  3. вирусы
  4. бешеный огурец
  5. лопух
  6. одуванчик
  7. человек
  8. вода

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Анемохория - распространение семян с помощью ветра. Гидрохория - с помощью воды. Животные распространяют многие растения, в том числе и лопух. За счёт многочисленных крючков плод легко цепляется за шерсть животных и таким образом разносится на разные расстояния.

Ответ: 185
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 6

Рассмотрите рисунок с изображением строения яйца птицы и определите, какая структура обозначена на рисунке цифрой 3, особенности её строения и биологическое значение. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

Структура Особенность Биологическое значение
____(А) ____(Б) ____(В)

Список элементов:

  1. обеспечивает питание, рост и развитие зародыша
  2. желток
  3. халазы
  4. особая защитная оболочка
  5. запас питательных веществ
  6. запас воды
  7. защищает желток от повреждений

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Под цифрами нам показали:
1 - халаза, это канатики из белка, которые фиксируют желток в яйце, предохраняют его от механических повреждений и обеспечивают нужное положение, при котором зародышевый диск всегда находится сверху.
2 - белок, это выполняет защитную и запасающую функции, обеспечивает зародыш водой.
3 - желток, это большое количество веществ для питания зародыша(очень много белка).

Ответ: 251
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 7

Рассмотрите рисунок строения одного из видов мышечной ткани человека и определите название ткани, её расположение в организме. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

Название ткани Расположение в организме Управление
____(А) ____(Б) ____(В)

Список элементов:

  1. туловище, конечности, голова, шея
  2. непроизвольное
  3. гладкая
  4. поперечно-полосатая
  5. внутренние органы, стенки сосудов
  6. произвольное
  7. сердце

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Гладкие мышцы образуют мышечный слой стенок желудка, кишечника, мочеточников, бронхов, кровеносных сосудов и других полых органов. Они состоят из веретенообразных мышечных волокон и не имеют поперечной исчерченности, так как миофибриллы в них расположены менее упорядоченно. Характерной особенностью гладких мышц является их способность к спонтанной автоматической деятельности (мышцы желудка, кишечника, желчного пузыря, мочеточников). Это свойство регулируется нервными окончаниями.

Ответ: 352
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 8

Проанализируйте таблицу «Трофические уровни в цепи питания». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

Уровень Группа организмов Организмы
____(А) Продуценты Растения
Второй уровень ____(Б) Растительноядные животные
Последний уровень Редуценты ____(В)

Список элементов:

  1. первичные хищники
  2. первый уровень
  3. сапротрофные бактерии
  4. редуценты
  5. консументы первого порядка
  6. гетеротрофы
  7. третий уровень
  8. вторичные хищники

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

На первом трофическом уровне обитают продуценты - организмы, которые образуют (синтезируют) органические вещества из неорганических (автотрофы: с помощью фотосинтеза или хемосинтеза). Второй трофический уровень занимают консументы 1 порядка - растительноядные животные. Последний уровень занимают редуценты (деструкторы) - разрушители органических веществ, преобразующие их в неорганические (минеральные) – минерализуют вещества. Например: сапротрофные бактерии, грибы, а также питающиеся падалью и навозом животные.

Ответ: 253
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 9

Проанализируйте таблицу «Нуклеиновые кислоты». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

Молекула нуклеиновой кислоты Составная часть нуклеотида Функция
____(А) Рибоза Доставка аминокислот к рибосомам
ДНК ____(Б) Хранение и передача наследственной информации
и-РНК Рибоза ____(В)

Список элементов:

  1. перенос информации о первичной структуре белка
  2. доставка аминокислот к рибосомам
  3. хранение и передача наследственной информации
  4. и-РНК
  5. т-РНК
  6. ДНК
  7. дезоксирибоза
  8. рибоза

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Под буквой А будет тРНК, т.к. именно она доставляет аминокислоты к рибосомам. ДНК имеет сахар дезоксирибозу, поэтому Б-7. Функцией иРНК является перенос информации о первичной структуре белка.

Ответ: 571
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 10

Рассмотрите рисунок и определите тип и фазу деления клетки, количество генетического материала в клетке. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

Тип деления Фаза деления Количество генетического материала
____(А) ____(Б) ____(В)

Список элементов:

  1. анафаза II
  2. n2c (у каждого полюса клетки)
  3. метафаза
  4. мейоз
  5. 2n2c
  6. митоз
  7. анафаза I

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

На картинке изображена анафаза мейоза I, т.к. мы видим, что к полюсам клетки расходятся гомологичные двухроматидные хромосомы. Хромосомный набор в эту фазу 2n4c (n2c (у каждого полюса клетки)).

Ответ: 472
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 11

Проанализируйте таблицу «Типы взаимоотношений организмов». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

Тип приспособления В чём выражается Примеры
Паразитизм Один организм использует другой в качестве источника питания или среды обитания ____(А)
Протокооперация ____(Б) Актиния и рак-отшельник
____(В) Организмы не оказывают влияния друг на друга Лоси и белки

Список элементов:

  1. нейтрализм
  2. повилика и горох
  3. необязательное взаимовыгодное сожительство двух организмов разных видов
  4. росянка и стрекоза
  5. одностороннее использование одного вида организма другим без нанесения ему ущерба
  6. аменсализм
  7. конкуренция

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Повилика - растение-паразит, поэтому к пункту А подойдет пример повилика и горох. Протокооперация - это необязательные взаимовыгодные отношения. Нейтрализм - взаимоотношения, когда организмы не оказывают влияния друг на друга.

Ответ: 231
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 12

Рассмотрите рисунок с изображением головного мозга человека и определите, какой отдел обозначен цифрой 3, а также особенности проводниковой и рефлекторной функций этого отдела головного мозга человека. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

Отдел головного мозга Проводниковая функция Рефлекторная функция
____(А) ____(Б) ____(В)

Список элементов:

  1. мозжечок
  2. проведение импульсов от ствола мозга к большим полушариям
  3. высший подкорковый центр всех видов чувствительности (кроме обоняния, вкуса и слуха), регуляция сна и бодрствования, содержит центры вегетативной нервной системы (терморегуляция, обмен веществ, голод и насыщение, жажда и др.)
  4. средний мозг
  5. проведение импульсов из продолговатого мозга в вышележащие отделы и обратно
  6. координация движений, равновесие тела, поддержание позы тела
  7. промежуточный мозг
  8. варолиев мост

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Цифрой 3 на рисунке обозначен мозжечок. Он проводит импульсы из продолговатого мозга в вышележащие отделы и обратно (проводниковая функция) и отвечает за координацию движений, равновесие тела, поддержание позы тела (рефлекторная функция).

Ответ: 156
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 13

Установите хронологическую последовательность возникновения организмов. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. многоклеточные организмы
  2. гетеротрофные прокариотические анаэробы
  3. автотрофные прокариотические аэробы
  4. автотрофные прокариотические анаэробы
  5. эукариоты
Решение

Первыми появились гетеротрофные прокариотические анаэробы, далее автотрофные прокариотические анаэробы. Благодаря фотосинтезу в атмосфере накопился кислород, что позволило развиваться автотрофным прокариотическим аэробам (организмы, которым необходим кислород для жизни). Затем возникли эукариоты и в конце многоклеточные организмы.

Ответ: 24351
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 14

Установите последовательность групп организмов в экосистеме в порядке уменьшения их численности в соответствии с правилом экологической пирамиды чисел. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. хищные млекопитающие
  2. зелёные растения
  3. насекомоядные млекопитающие
  4. растительноядные насекомые
  5. хищные насекомые
Решение

Пирамида чисел показывает количество организмов на каждом трофическом уровне. Больше всего продуцентов на первом трофическом уровне - зелёные растения. Далее идет второй трофический уровень - его занимают консументы 1 порядка - растительноядные насекомые. Следующий уровень занимают хищные насекомые. Их еще меньше, чем растительноядных. После идут насекомоядные млекопитающие и на верхушке пирамиды находятся хищные млекопитающие.

Ответ: 24531
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 15

Установите хронологическую последовательность антропогенеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. австралопитек
  2. человек умелый
  3. человек прямоходящий
  4. неандерталец
  5. кроманьонец
  6. дриопитек
Решение

Хронологическая последовательность антропогенеза: дриопитек - австралопитек - человек умелый - человек прямоходящий - неандерталец - кроманьонец.

Ответ: 612345
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 16

Установите хронологическую последовательность, отражающую этапы эволюции живых организмов в соответствии с гипотезой А. И. Опарина — Дж. Холдейна. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. образование коацерватов
  2. абиогенный синтез простейших органических соединений из неорганических
  3. возникновение генетического кода
  4. абиогенный синтез полимеров из простых органических соединений
  5. взаимодействие коацерватов с окружающей средой
Решение

1. Формирование первичной атмосферы путем многочисленных химических реакций, в состав которой входил: метан, пары воды, водород, аммиак, угарный газ. Благодаря накоплению паров воды (конденсации) сформировался первичный океан (гидросфера).
2. Синтез органических веществ (мономеров) из неорганических – абиогенный синтез (пункт 2)
3. Образование полимеров из мономеров (полимеризация) (пункт 4). Молекулы сближаются, формируют капли, которые в будущем сливаются и формируют коацерватные капли - коацерваты) (пункт 1).
4. Взаимодействие коацерватов с окружающей средой (пункт 5)
5. Возникновение нуклеиновых кислот из нуклеотидов, а затем генетического кода (пункт 3)
6. Формирование мембран и появление пробионтов (первые одноклеточные анаэробные организмы)
7.Эволюция обмена веществ (метаболизма) – появление анаэробных организмов, автотрофного типа питания (фототрофы и хемотрофы), возникновение фотосинтеза, накопление кислорода в окружающей среде, появление аэробного типа дыхания и гетеротрофов. Сформировался озоновый экран земли за счет кислорода в верхних слоях атмосферы.
8. Эволюция первых клеток – появление прокариот (доядерных клеток), а затем эукариот.

Ответ: 24153
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 17

Рассмотрите рисунок с изображением рака-отшельника и актинии и определите тип взаимоотношений, вид взаимоотношений (положительные, отрицательные) и обязательность отношений между этими двумя видами живых организмов. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

Тип взаимоотношений Вид взаимоотношений Обязательность отношений
____(А) ____(Б) ____(В)

Список элементов:

  1. факультативные
  2. мутуализм
  3. паразитизм
  4. симбиотические
  5. облигатные
  6. нейтральные
  7. антибиотические
  8. протокооперация

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Рак-отшельник и актиния: рак селится в пустой раковине моллюска и возит ее на себе вместе с прикрепленной актинией, маскируя себя и защищая. Актиния медленная, но так у нее больше шансов добыть еду, когда ее перевозят, она доедает пищу за раком.
Поэтому эти отношения относятся к протокооперации. Это симбиотические отношения. Эти отношения необязательные (факультативные).

Ответ: 841
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 18

Расположите в правильной последовательности организмы в детритной цепи питания. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. лесной опад
  2. мышь
  3. ястреб
  4. опёнок
  5. змея
Решение

В детритных пищевых цепях (цепи разложения) пищей служат мертвые органические вещества. То есть эти цепи всегда начинаются с детрита (отмерших останков). Поэтому цепь будет идти в таком порядке: лесной опад (мертвые листья, детрит) - опёнок (первичный детритофаг) - мышь (консумент 1 порядка) - змея (консумент 2 порядка) - ястреб (консумент 3 порядка).

Ответ: 14253
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 19

Проанализируйте таблицу «Строение кожи человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

Слой кожи Строение Составляющая
Эпидермис Многослойный эпителий ____(А)
____(Б) Волокнистая соединительная ткань Волосяные луковицы
Подкожная клетчатка ____(В) Жировые клетки

Список элементов:

  1. меланин
  2. потовые железы
  3. дерма
  4. рыхлая соединительная ткань
  5. основной слой
  6. плотная эпителиальная ткань
  7. рецепторы

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Эпидермис - это наружный слой кожи, отделен от дермы базальной мембраной. Сверху клетки эпидермиса мертвые, постоянно слущивающиеся, содержат кератин. В эпидермисе есть клетки, содержащие пигмент меланин, отвечающий за окраску кожи и защищающий организм от воздействия УФ-лучей.

В дерме есть два слоя:

  • сосочковый - формирует капиллярный рисунок кожи, образован рыхлой соединительной тканью. В нём расположены кровеносные и лимфатические сосуды, нервные окончания.
  • cетчатый - образован плотной соединительной тканью. В нем находятся корни волос и концевые отделы кожных желез.

    Подкожно-жировая клетчатка (гиподерма) образована рыхлой соединительной тканью и большим количеством жировых клеток. Функциями гиподермы являются накопление жира, запасающая, амортизационная функция, участие в терморегуляции.

  • Ответ: 134
    Показать решение
    Бесплатный интенсив

    Задача 20

    Рассмотрите схему одной из фаз митотического деления и определите эту фазу, количество хроматид в хромосоме и хромосомный набор. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

    Фаза Количество хроматид в хромосоме Хромосомный набор
    ____(А) ____(Б) ____(В)

    Список элементов:

    1. 2
    2. 2n2c
    3. 2n4c
    4. анафаза
    5. 4n4c
    6. метафаза
    7. 1

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    На рисунке показана метафаза митоза. Как мы это поняли? В метафазу митоза нити веретена деления прикрепляются к центромерам хромосом. Двухроматидные гомологичные хромосомы независимо друг от друга выстраиваются на экваторе клетке и образуют метафазную пластинку. Каждая хромосома состоит из 2 хроматид. Набор в метафазу митоза 2n4c.

    Ответ: 613
    Показать решение
    Бесплатный интенсив
    Показать еще
    • Без воды
    • Ламповая атмосфера
    • Крутые преподаватели

    ЕГЭ 2026: бесплатный курс
    по биологии

    На бесплатном демо-курсе ты:
    • Узнаешь, что такое геном, хромосомы и кариотип
    • Разберешься, как определять хромосомные наборы и никогда не ошибаться
    • Познакомимся со фазами митоза и мейоза и научимся их различать
    • Сможешь пользоваться печатными шпаргалками для обоснования фаз и типов деления в линии 24 и 27
    • Научишься решать задания № 3, 5, 6, 7, 8 в тестовой и №24 и 27 в письменной части
    Получи бесплатный демо-доступ
    Оставь заявку и займи место
    на бесплатном курсе Турбо ЕГЭ
    Нажимая на кнопку «Отправить», вы принимаете положение об обработке персональных данных.