Бесплатный интенсив по биологии

3 огненных вебинара, домашние задания, беседа курса, личный кабинет, связь с преподавателем и многое другое.
Курс стартует 26 марта.

Подробнее об интенсиве

Задание 20. Человек и здоровье. ЕГЭ 2024 по биологии

За это задание ты можешь получить 2 балла. Уровень сложности: повышенный.
Средний процент выполнения: 55.1%
Ответом к заданию 20 по биологии может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.
Разбор сложных заданий в тг-канале

Задачи для практики

Задача 1

Рассмотрите рисунок состава крови и выделенный стрелкой форменный элемент. Укажите особенности строения, функции и место образования выделенного элемента. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Строение Функция Место образования
_______________ (А) _______________ (Б) _______________ (В)

Список терминов и понятий:

  1. имеют ядро
  2. перенос кислорода и углекислого газа
  3. лимфатические узлы
  4. не имеют ядра
  5. принимают участие в свёртывании крови
  6. костный мозг

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

На рисунке выделены эритроциты, это видно по их двояковогнутой форме. Они не имеют ядра. Образуются в красном костном мозге. Их основная функция перенос кислорода, за счет гемоглобина который содержится в них.

Ответ: 426
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 2

Установите очерёдность стадий развития зародыша. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. гаструла
  2. нейрула
  3. оплодотворённая яйцеклетка
  4. дробление зиготы
  5. бластула
  6. гистогенез и органогенез
Решение

Зигота, образующаяся в результате слияния женских и мужских гамет, представляет собой одноклеточную стадию развития многоклеточного организма. Стадия дробления – период интенсивных клеточных делений. Размер зародыша не увеличивается, а синтетические процессы идут активно. Дробление – это ряд последовательных митотических делений зиготы и далее бластомеров, заканчивающихся образованием многоклеточного зародыша – бластулы. Следующий этап гаструла. Гаструляция характеризуется разнообразными клеточными процессами. Продолжается митотическое размножение клеток, причем оно имеет разную интенсивность в разных частях зародыша. Далее начитается гистогенез (образование различных видов тканей) и органогенез (образование органов).

Ответ: 345126
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 3

Рассмотрите рисунок сосудов и укажите тип выделенных стрелками сосудов, их строение и функцию. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Тип сосуда Строение Функция
_______________ (А) _______________ (Б) _______________ (В)

Список терминов и понятий:

  1. капилляры
  2. один слой плоских клеток
  3. лимфатические сосуды
  4. отток лимфы
  5. эластичные стенки с множеством мышечных клеток
  6. обмен веществ между кровью и клетками

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

На рисунке выделены капилляры, которые соединяют крупные сосуды. Их основная функция обмен веществ между кровью и тканями организма. Капилляры построены из плоских клеток, которые расположены в один слой.

Ответ: 126
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 4

Расположите в правильном порядке стадии антропогенеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. австралопитек
  2. дриопитек
  3. неандерталец
  4. человек умелый
  5. питекантроп
  6. современные люди (кроманьонец)
Решение

Предполагают, что ближайшим общим предком человека и антропоморфных обезьян была группа дриопитеков (древесных обезьян), обитавших 25—30 млн лет назад. 9 млн. лет назад жили австралопитеки — предшественники людей. Вид Человек умелый жил 2-2,5 млн. лет назад. Стадия питекантропа проходила 1-1,3 млн. лет назад. Вид Человек неандертальский жил 200-500 тыс. лет назад. Вид Человек разумный (кроманьонец) появился 40 тыс.лет назад.

Ответ: 214536
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 5

Проанализируйте таблицу «Строение скелета». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Строение скелета

Часть скелета Кости Тип сочленения
Тазовый пояс Тазовые кости _______________ (А)
Плечевой пояс _______________ (Б) Подвижное
_______________ (В) Лобная, теменная, височная, затылочная Неподвижное

Список терминов и понятий:

  1. лицевая часть
  2. локтевая и лучевая кости
  3. полуподвижное
  4. лопатки и ключицы
  5. мозговая часть
  6. неподвижное

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Тазовые кости соединены неподвижно и являются частью тазового пояса. Лопатка и ключица соединены подвижно и являются частью плечевого пояса. Лобная, теменная и височная соединены неподвижно (швы) и являются частью мозгового скелета черепа.

Ответ: 645
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 6

Установите последовательность процессов, происходящих при биосинтезе белка. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. выход молекул и-РНК в цитоплазму
  2. соединение и-РНК с рибосомой
  3. доставка к рибосоме аминокислот с помощью т-РНК
  4. синтез и-РНК на ДНК
  5. присоединение аминокислоты к растущей пептидной цепочке
Решение

Процесс биосинтеза белка состоит из двух этапов: транскрипции и трансляции. Транскрипция — это процесс снятия информации с молекулы ДНК синтезируемой на ней молекулой иРНК (мРНК). В ходе транскрипции участок двуцепочечной ДНК «разматывается», а затем на одной из цепочек синтезируется молекула иРНК. Информационная (матричная) РНК состоит из одной цепи и синтезируется на ДНК в соответствии с правилом комплементарности. Формируется цепочка иРНК, представляющая собой точную копию второй (нематричной) цепочки ДНК (только вместо тимина включен урацил). Так информация о последовательности аминокислот в белке переводится с «языка ДНК» на «язык РНК». Как и в любой другой биохимической реакции в этом синтезе участвует фермент — РНК-полимераза. Так как в одной молекуле ДНК может находиться множество генов, очень важно, чтобы РНК-полимераза начала синтез иРНК со строго определенного места ДНК. Поэтому в начале каждого гена находится особая специфическая последовательность нуклеотидов, называемая промотором. РНК-полимераза «узнаёт» промотор, взаимодействует с ним и, таким образом, начинает синтез цепочки иРНК с нужного места. Фермент продолжает синтезировать иРНК до тех пор, пока не дойдет до очередного «знака препинания» в молекуле ДНК — терминатора (это последовательность нуклеотидов, указывающая на то, что синтез иРНК нужно прекратить). Трансляция — это перевод последовательности нуклеотидов молекулы иРНК в последовательность аминокислот молекулы белка. На тот конец иРНК, с которого нужно начать синтез белка, нанизывается рибосома. Она движется вдоль иРНК прерывисто, «скачками», задерживаясь на каждом триплете приблизительно 0,2 секунды. За это время молекула тРНК, антикодон которой комплементарен кодону, находящемуся в рибосоме, успевает распознать его. Аминокислота, которая была связана с этой тРНК, отделяется от «черешка» тРНК и присоединяется с образованием пептидной связи к растущей цепочке белка. В тот же самый момент к рибосоме подходит следующая тРНК (антикодон которой комплементарен следующему триплету в иРНК), и следующая аминокислота включается в растущую цепочку.

Ответ: 41235
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 7

Установите последовательность возникновения ароморфозов у животных. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. теплокровность
  2. деление тела на отделы
  3. многоклеточность
  4. внутреннее оплодотворение
  5. внутриутробное развитие
  6. билатеральная симметрия тела
Решение

В архейскую эру появились первые многоклеточные организмы. В последствии их строение усложнялось – т.е. возникали ароморфозы, которые повышали уровень организации организмов. В последствии появились организмы с билатеральной симметрией - симметрия зеркального отражения, при которой объект имеет одну плоскость симметрии, относительно которой две его половины зеркально симметричны. Потом при дальнейшем развитии появились органы и системы органов, организмы начали делится на части. Далее появилось внутренне оплодотворение, которое повысило выживаемость организмов. Теплокровность –свидетельство развитой кровеносной системы.

Ответ: 362415
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 8

Установите последовательность, отражающую этапы формирования приспособлений у живых организмов. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. проявление мутаций в фенотипе
  2. выживание особей с новыми фенотипами
  3. появление мутаций при половом размножении
  4. сохранение естественным отбором особей с новыми признаками
  5. внутривидовая борьба за существование
  6. интенсивное размножение особей с новыми признаками и рост численности новой популяции
Решение

Мутации могут появиться при половом размножении, потом они появляются в фенотипе (внешне). Организмы с мутациями начинают борьбу за существования, и обычно побеждают особи с новыми более лучшими фенотипами. Такие новые особи сохраняются и начинают размножаться.

Ответ: 315246
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 9

Рассмотрите растение, изображённое на рисунке. Укажите, к какому классу и семейству оно относится. Определите, какой плод образуется у этого растения. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин или понятие из предложенного списка.

Класс Семейство Плод
_______________ (А) _______________ (Б) _______________ (В)

Список терминов и понятий:

  1. Однодольные
  2. боб
  3. Мотыльковые
  4. Крестоцветные
  5. стручок
  6. Двудольные
  7. Сложноцветные

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

На рисунке изображен клевер, его можно определить по необычным светлым прожилкам на листочке. Клевер относится к семейству мотыльковые, отдел двудольные. Плод у всех мотыльковых – боб.

Ответ: 632
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 10

Рассмотрите рисунок и определите, какой процесс изображён на рисунке, где он осуществляется и каков его основной результат. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин или понятие из предложенного списка.

Название процесса Место осуществления процесса Основной результат
_______________ (А) _______________ (Б) _______________ (В)

Список терминов и понятий:

  1. транскрипция
  2. рибосома
  3. синтез и-РНК
  4. ядро
  5. трансляция
  6. синтез белка
  7. цитоплазма
  8. транслокация

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Транскрипция - создание РНК цепи на транскрибируемой матрице ДНК (фермент РНК-полимераза):
1. В определенном участке ДНК разрываются водородные связи, получается две одинарных цепочки.
2. На одной из них по принципу комплементарности, начиная с определенного стартового участка (промотора) строится иРНК.
3. Затем иРНК отсоединяется, а цепочки ДНК снова соединяются между собой
4. Молекула иРНК через ядерную пору попадает в цитоплазму клетки

Ответ: 143
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 11

Рассмотрите животное, изображённое на рисунке. Укажите органы дыхания, форму сердца и органы выделения этого организма. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Органы дыхания Форма сердца Органы выделения
_______________ (А) _______________ (Б) _______________ (В)

Список терминов и понятий:

  1. лёгочные мешки
  2. жабры
  3. мальпигиевы сосуды
  4. коксальные железы
  5. пятиугольный мешочек
  6. ромбовидное
  7. зелёные железы
  8. трахеи

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

На рисунке изображена креветка, которая относится к ракообразным. Она имеет сердце в виде пятиугольного мешочка, орган выделения – это зеленые железы. И так как обитает в воде – орган дыхания – жабры.

Ответ: 257
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 12

Рассмотрите животное, изображённое на рисунке. Укажите, к какому классу относится это животное, тип симметрии его тела и особенности его развития. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или понятие из предложенного списка.

Класс Тип симметрии Развитие
_______________ (А) _______________ (Б) _______________ (В)

Список терминов и понятий:

  1. прямое
  2. радиальная
  3. непрямое с метаморфозом (личинка — парусник)
  4. Головоногие
  5. непрямое с метаморфозом (личинка — глохидий)
  6. лучевая
  7. билатеральная
  8. Брюхоногие

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

На рисунке изображен осьминог, который относится к классу головоногие моллюски. Симметрия его тела билатеральная (симметрия зеркального отражения, при которой объект имеет одну плоскость симметрии, относительно которой две его половины зеркально симметричны). Развитие у всех моллюсков прямое, т.е дочерний организм имеет все части тела взрослого, только в уменьшенном виде.

Ответ: 471
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 13

Установите последовательность возникновения ароморфозов. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. появление проводящей ткани
  2. появление семени
  3. многоклеточность
  4. двойное оплодотворение
  5. появление корней
  6. появление плодов
Решение

Ароморфоз - прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. При появлении первых организмов появился и первый ароморфоз – это многоклеточность. Первыми организмами были растения, при их развитии появилась проводящая ткань, которая позволила обеспечивать питательными веществами все части организма. Следующим ароморфозом стало появление корней, семян, двойного оплодотворения и плодов.

Ответ: 315246
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 14

Рассмотрите рисунок. Назовите тип и фазу деления клетки. Укажите количество генетического материала в клетке в эту фазу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или понятие из предложенного списка.

Тип деления Фаза деления Количество генетического материала
_______________ (А) _______________ (Б) _______________ (В)

Список терминов и понятий:

  1. мейоз I
  2. 2n2c
  3. метафаза
  4. анафаза
  5. 2n4c
  6. профаза
  7. митоз
  8. мейоз II

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

На рисунке изображена метафаза митоза, это видно потому что хромосомы выстроены в плоскости экватора клетки. Генетический материал имеет набор 2n4c, это означает двойной набор двойных хромосом (т.е. каждая хромосома состоит из двух хроматид).

Ответ: 735
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 15

Проанализируйте таблицу «Мышцы человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Мышцы человека

Название Расположение; кости, к которым прикреплены Функция
Жевательные _______________ (А) Движение челюстей
_______________ (Б) Края ребёр Дыхательные движения
Трицепс _______________ (В) Разгибает локтевой и плечевой суставы

Список терминов и понятий:

  1. только к коже
  2. диафрагма
  3. лопатка, плечевая и локтевая кости
  4. большая грудная
  5. к костям черепа и к коже
  6. к височной кости и к нижней челюсти
  7. межрёберные
  8. лопатка, плечевая и лучевая кости

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Жевательные мышцы прикреплены к височной кости и к нижней челюсти, они обеспечивают движение челюстей. Межреберные мышцы прикреплены к ребрам и обеспечивают дыхательные движения. Трицепс прикреплен к лопатке, плечевой и локтевой кости и обеспечивает разгибание плечевого и локтевого сустава.

Ответ: 673
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 16

Проанализируйте таблицу «Основные типы соединения костей». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Основные типы соединения костей

Тип соединения Вид соединения Примеры соединения
Неподвижное Сращение _______________ (В)
_______________ (Б) Теменные кости
Полуподвижное Полусустав Лонные кости
_______________ (А) Сустав Плечевой сустав

Список терминов и понятий:

  1. лонные кости
  2. шов
  3. локтевая и лучевая кости
  4. позвонки копчика
  5. хрящевая прокладка
  6. плечевая и локтевая кости
  7. позвонки крестца
  8. подвижное

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Кости могут соединяться несколькими типами: неподвижно, подвижно и полуподвижно. Неподвижное соединение может быть в виде сращения) позвонки крестца) или шва (кости черепа).

Ответ: 827
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 17

Установите последовательность периодов палеозойской эры. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. кембрий
  2. девон
  3. ордовик
  4. карбон
  5. пермь
  6. силур
Решение

Палеозойская эра включает шесть периодов. Кембрийский период характеризуется возникновением представителей всех видов растений и животных. Ордовикский период - на суше появились первые поселения лишайников, а мегалограпт (представитель членистоногих) стал выходить на берег для откладывания икры. Силурийский период - на сушу выходят растения, у членистоногих формируются зачатки легочной ткани. Завершается образование костного скелета у позвоночных, появляются сенсорные органы. Девонский период- - характерно образование первых лесов, преимущественно папоротниковых. В водоемах появляются костные и хрящевые, амфибии стали выходить на сушу, формируются новые организмы – насекомые. Каменноугольный период. Появление земноводных, происходит опускание материков, в конце периода было значительное похолодание, что привело к вымиранию многих видов. Пермский период - Землю населяют пресмыкающиеся, появились терапсиды – предки млекопитающих.

Ответ: 136245
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 18

Проанализируйте таблицу «Железы внутренней секреции». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Железы внутренней секреции

Признак Щитовидная Гипофиз
Гормоны ______________ (А) Вазопрессин
Воздействие на организм (норма) ______________ (Б) Регулирует образование мочи (усиливает реабсорбцию)
Гиперфункция железы Повышаются обмен веществ и возбудимость, учащается пульс, пучеглазие, потливость, дрожание рук ______________ (В)

Список терминов и понятий:

  1. кальцитонин
  2. в сутки у больных выделяется до 20–30 л мочи
  3. тироксин
  4. вырабатывается очень мало мочи — до 250 мл в сутки
  5. непропорциональное увеличение частей тела (носа, языка, кистей рук, сердца и др.)
  6. регулирует развитие организма, обмен веществ, теплообмен, функции нервной и сердечно-сосудистой систем
  7. слабость, сонливость, выпадение волос, увеличение массы тела
  8. снижает уровень кальция в крови

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Щитовидная железа выделяет гормон тироксин, который регулирует развитие организма, обмен веществ, теплообмен, функции нервной и сердечно-сосудистой систем. При гиперфункции (т.е. большого количества в крови гормона) повышаются обмен веществ и возбудимость, учащается пульс, пучеглазие, потливость, дрожание рук. Гипофиз выделяет гормон вазопрессин, который регулирует образование мочи. При его гиперфункции вырабатывается очень мало мочи — до 250 мл в сутки.

Ответ: 364
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 19

Проанализируйте таблицу «Сравнение основных положений учения Ч. Дарвина и синтетической теории эволюции (СТЭ)». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Сравнение основных положений учения Ч. Дарвина и СТЭ

Критерии Учение Ч. Дарвина СТЭ
Единица эволюции Вид ______________ (А)
Формы естественного отбора ______________ (Б) Движущий, стабилизирующий, дизруптивный, дестабилизирующий
Движущий фактор ______________ (В)

Список терминов и понятий:

  1. искусственный отбор
  2. неопределённая изменчивость
  3. особь
  4. биологический прогресс
  5. естественный отбор
  6. движущий и половой
  7. стабилизирующий и половой
  8. популяция

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

СТЭ выделяет популяцию в качестве минимальной эволюционной единицы. Дарвин же рассматривал в качестве таковой вид целиком. Под процессом эволюции современная наука понимает устойчивое изменение генотипа популяции, о чем Дарвин просто не знал в свое время. СТЭ шагнула далеко вперед по сравнению с представлениями Дарвина об эволюции, выделив множество факторов, являющихся движущей силой эволюции. Там, где Дарвин обходился внутри- и межвидовой борьбой за существование и борьбой с неблагоприятными условиями неживой природы, сейчас выделяют мутационные процессы, изоляцию, популяционные волны численности и другие факторы. При этом мутационная и рекомбинационная изменчивость организмов Дарвину не были известны. Он рассматривал процесс накопления изменений без понимания механизмов, его обуславливающих. Так же Дарвину не было известно ни о дрейфе генов, не о "принципе основателя", основной причины формирования нейтральных признаков, которые Дарвин не мог объяснить. Другими словами, Дарвин был прав во всем, но не знал того, что сейчас написано в каждом учебнике по биологии. Он описывал действие эволюции основываясь на наблюдениях и предположениях, которые блестяще подтвердились в наше время.

Ответ: 865
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 20

Проанализируйте таблицу «Классификация экологических факторов». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Классификация экологических факторов

Группа факторов Агент воздействия Пример
Абиотические Неживая природа ______________ (В)
______________ (А) Живые организмы Паразитизм
Антропогенные ______________ (Б) Загрязнение

Список терминов и понятий:

  1. вирусы
  2. землетрясение
  3. природа
  4. человек
  5. фитогенные
  6. мутуализм
  7. органическое вещество
  8. биотические

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Можно выделит следующие группы факторов: абиотические, биотические, антропогенные. Абиотические факторы определяются процессами, происходящими в неживой природе, например – землетрясения. Антропогенные факторы зависят от человека, например загрязнение среды.

Ответ: 842
Показать решение
Бесплатный интенсив
Показать еще
Подпишись на полезные материалы ЕГЭ по биологии: разбор реальных вариантов ЕГЭ и сложных заданий + авторские конспекты

Бесплатный интенсив по биологии

3 огненных вебинара, домашние задания, беседа курса, личный кабинет, связь с преподавателем и многое другое.
Курс стартует 26 марта.

Бесплатный интенсив