Бесплатный интенсив по биологии
3 огненных вебинара, домашние задания, беседа курса, личный кабинет, связь с преподавателем и
многое другое.
Курс стартует 13 июля.
Подробнее об интенсиве

Задание 20. Человек и здоровье. ЕГЭ 2023 по биологии
Средний процент выполнения: 55.1%
Ответом к заданию 20 по биологии может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.
Задачи для практики
Задача 1
Установите очерёдность стадий развития зародыша. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- гаструла
- нейрула
- оплодотворённая яйцеклетка
- дробление зиготы
- бластула
- гистогенез и органогенез
Решение
Зигота, образующаяся в результате слияния женских и мужских гамет, представляет собой одноклеточную стадию развития многоклеточного организма. Стадия дробления – период интенсивных клеточных делений. Размер зародыша не увеличивается, а синтетические процессы идут активно. Дробление – это ряд последовательных митотических делений зиготы и далее бластомеров, заканчивающихся образованием многоклеточного зародыша – бластулы. Следующий этап гаструла. Гаструляция характеризуется разнообразными клеточными процессами. Продолжается митотическое размножение клеток, причем оно имеет разную интенсивность в разных частях зародыша. Далее начитается гистогенез (образование различных видов тканей) и органогенез (образование органов).
Задача 2
Расположите в правильном порядке стадии антропогенеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- австралопитек
- дриопитек
- неандерталец
- человек умелый
- питекантроп
- современные люди (кроманьонец)
Решение
Предполагают, что ближайшим общим предком человека и антропоморфных обезьян была группа дриопитеков (древесных обезьян), обитавших 25—30 млн лет назад. 9 млн. лет назад жили австралопитеки — предшественники людей. Вид Человек умелый жил 2-2,5 млн. лет назад. Стадия питекантропа проходила 1-1,3 млн. лет назад. Вид Человек неандертальский жил 200-500 тыс. лет назад. Вид Человек разумный (кроманьонец) появился 40 тыс.лет назад.
Задача 3
Установите последовательность процессов, происходящих при биосинтезе белка. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- выход молекул и-РНК в цитоплазму
- соединение и-РНК с рибосомой
- доставка к рибосоме аминокислот с помощью т-РНК
- синтез и-РНК на ДНК
- присоединение аминокислоты к растущей пептидной цепочке
Решение
Процесс биосинтеза белка состоит из двух этапов: транскрипции и трансляции. Транскрипция — это процесс снятия информации с молекулы ДНК синтезируемой на ней молекулой иРНК (мРНК). В ходе транскрипции участок двуцепочечной ДНК «разматывается», а затем на одной из цепочек синтезируется молекула иРНК. Информационная (матричная) РНК состоит из одной цепи и синтезируется на ДНК в соответствии с правилом комплементарности. Формируется цепочка иРНК, представляющая собой точную копию второй (нематричной) цепочки ДНК (только вместо тимина включен урацил). Так информация о последовательности аминокислот в белке переводится с «языка ДНК» на «язык РНК». Как и в любой другой биохимической реакции в этом синтезе участвует фермент — РНК-полимераза. Так как в одной молекуле ДНК может находиться множество генов, очень важно, чтобы РНК-полимераза начала синтез иРНК со строго определенного места ДНК. Поэтому в начале каждого гена находится особая специфическая последовательность нуклеотидов, называемая промотором. РНК-полимераза «узнаёт» промотор, взаимодействует с ним и, таким образом, начинает синтез цепочки иРНК с нужного места. Фермент продолжает синтезировать иРНК до тех пор, пока не дойдет до очередного «знака препинания» в молекуле ДНК — терминатора (это последовательность нуклеотидов, указывающая на то, что синтез иРНК нужно прекратить). Трансляция — это перевод последовательности нуклеотидов молекулы иРНК в последовательность аминокислот молекулы белка. На тот конец иРНК, с которого нужно начать синтез белка, нанизывается рибосома. Она движется вдоль иРНК прерывисто, «скачками», задерживаясь на каждом триплете приблизительно 0,2 секунды. За это время молекула тРНК, антикодон которой комплементарен кодону, находящемуся в рибосоме, успевает распознать его. Аминокислота, которая была связана с этой тРНК, отделяется от «черешка» тРНК и присоединяется с образованием пептидной связи к растущей цепочке белка. В тот же самый момент к рибосоме подходит следующая тРНК (антикодон которой комплементарен следующему триплету в иРНК), и следующая аминокислота включается в растущую цепочку.
Задача 4
Установите последовательность возникновения ароморфозов у животных. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- теплокровность
- деление тела на отделы
- многоклеточность
- внутреннее оплодотворение
- внутриутробное развитие
- билатеральная симметрия тела
Решение
В архейскую эру появились первые многоклеточные организмы. В последствии их строение усложнялось – т.е. возникали ароморфозы, которые повышали уровень организации организмов. В последствии появились организмы с билатеральной симметрией - симметрия зеркального отражения, при которой объект имеет одну плоскость симметрии, относительно которой две его половины зеркально симметричны. Потом при дальнейшем развитии появились органы и системы органов, организмы начали делится на части. Далее появилось внутренне оплодотворение, которое повысило выживаемость организмов. Теплокровность –свидетельство развитой кровеносной системы.
Задача 5
Установите последовательность, отражающую этапы формирования приспособлений у живых организмов. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- проявление мутаций в фенотипе
- выживание особей с новыми фенотипами
- появление мутаций при половом размножении
- сохранение естественным отбором особей с новыми признаками
- внутривидовая борьба за существование
- интенсивное размножение особей с новыми признаками и рост численности новой популяции
Решение
Мутации могут появиться при половом размножении, потом они появляются в фенотипе (внешне). Организмы с мутациями начинают борьбу за существования, и обычно побеждают особи с новыми более лучшими фенотипами. Такие новые особи сохраняются и начинают размножаться.
Задача 6
Установите последовательность возникновения ароморфозов. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- появление проводящей ткани
- появление семени
- многоклеточность
- двойное оплодотворение
- появление корней
- появление плодов
Решение
Ароморфоз - прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. При появлении первых организмов появился и первый ароморфоз – это многоклеточность. Первыми организмами были растения, при их развитии появилась проводящая ткань, которая позволила обеспечивать питательными веществами все части организма. Следующим ароморфозом стало появление корней, семян, двойного оплодотворения и плодов.
Задача 7
Установите последовательность периодов палеозойской эры. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- кембрий
- девон
- ордовик
- карбон
- пермь
- силур
Решение
Палеозойская эра включает шесть периодов. Кембрийский период характеризуется возникновением представителей всех видов растений и животных. Ордовикский период - на суше появились первые поселения лишайников, а мегалограпт (представитель членистоногих) стал выходить на берег для откладывания икры. Силурийский период - на сушу выходят растения, у членистоногих формируются зачатки легочной ткани. Завершается образование костного скелета у позвоночных, появляются сенсорные органы. Девонский период- - характерно образование первых лесов, преимущественно папоротниковых. В водоемах появляются костные и хрящевые, амфибии стали выходить на сушу, формируются новые организмы – насекомые. Каменноугольный период. Появление земноводных, происходит опускание материков, в конце периода было значительное похолодание, что привело к вымиранию многих видов. Пермский период - Землю населяют пресмыкающиеся, появились терапсиды – предки млекопитающих.
Задача 8
Установите последовательность этапов вторичной сукцессии на примере зарастания небольшого озера. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- болото
- лес
- неполное разложение поступающих в озеро органических веществ вследствие недостатка кислорода
- накопление торфа
- заросли кустарников
- мокрый луг
Решение
Образование болота из озера – это нормальный биологический процесс. Когда в озеро поступившие органические вещества перестают разлагаться (из-за недостатка кислорода) начинает накапливаться торф. Поэтому образуется болото. В последствии болото образует мокрый луг, который постепенно покрывается кустарниками. С течением времени кустарники сменяются более крупными растениями (деревьями), происходит образование леса.
Задача 9
Установите последовательность расположения оболочек Земли, начиная с нижней. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- атмосфера
- гидросфера
- ядро
- литосфера
- мантия
Решение
Если представить продольный разрез строения нашей планеты, то центр планеты занимает ядро, оно покрыто мантией. Мантия покрыта земной корой (литосферой), на ней расположены водные объекты (гидросфера), и самая верхняя оболочка Земли атмосфера (воздух).
Задача 10
Установите последовательность расположения наземных экосистем в порядке увеличения их биомассы. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- тайга
- влажные тропические леса
- степь
- тундра
- саванна
- листопадные леса умеренного пояса
Решение
Что бы расположит экосистемы в порядке увеличения биомассы, нужно оценит особенности их климата, который напрямую влияет на разнообразие видов и конечно их количество. Тундра – система с самыми суровыми природными условиями, здесь мало растений, поэтому нет разнообразия животного мира. Как итог низкие показатели биомассы. Немного лучше условия в степи, поэтому в этой системе увеличивается биомасса. В дальнейшем расположим экосистемы в порядке улучшения природных условий (а значит и в порядке увеличения биомассы в них). Саванна, тайга, леса умеренного пояса, тропические леса.
Задача 11
Установите последовательность появления структур растений в ходе эволюции. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- эпидермис
- семя
- корень
- лист
- хлоропласты
- плод
Решение
В ходе эволюции органы и органоиды развивались от наиболее просто организованных к более сложным по строению и организации. Из представленного списка самый простой по строению хлоропласт. После формирования хлоропластов образовались оболочки, например эпидермис. В дальнейшем образовывались отдельные органы (лист и корень), которые могли размножаться пока только бесполым путем. При появлении семени и плода стало возможно и половое размножение.
Задача 12
Установите последовательность групп живых организмов в цепи питания. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- растительноядные животные
- зелёные растения
- вторичные хищники
- сапротрофные бактерии и грибы
- первичные хищники
Решение
Все зеленые растения поедаются растительноядными животными (их еще называют травоядными). Травоядных поедают первичные хищники, которых в свою очередь тоже поедают другие (вторичные) хищники. Самые последние после своей смерти разлагаются сапротрофными грибами и бактериями.
Задача 13
Установите последовательность процессов, составляющих круговорот азота в биосфере, начиная с усвоения атмосферного азота. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- разрушение микроорганизмами органических остатков
- использование животными азотсодержащих органических веществ
- использование растениями соединений азота
- поглощение молекулярного азота атмосферы клубеньковыми бактериями
- высвобождение свободного азота
Решение
Некоторые растения на своих корнях имеют клубеньковые бактерии, которые поглощают азот из воздуха. В последствии этот азот потребляется растениями. Растения поедают животные, тела которых после смерти разлагаются. И азот выделяется в атмосферу.