Задание 20. Человек и здоровье. ЕГЭ 2026 по биологии

За это задание ты можешь получить 2 балла. Уровень сложности: повышенный.
Средний процент выполнения: 55.1%
Ответом к заданию 20 по биологии может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.

Задачи для практики

Задача 1

Установите хронологическую последовательность антропогенеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. австралопитек
  2. человек умелый
  3. человек прямоходящий
  4. неандерталец
  5. кроманьонец
  6. дриопитек
Решение

Хронологическая последовательность антропогенеза: дриопитек - австралопитек - человек умелый - человек прямоходящий - неандерталец - кроманьонец.

Ответ: 612345
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 2

Рассмотрите рисунок с изображением рака-отшельника и актинии и определите тип взаимоотношений, вид взаимоотношений (положительные, отрицательные) и обязательность отношений между этими двумя видами живых организмов. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

Тип взаимоотношений Вид взаимоотношений Обязательность отношений
____(А) ____(Б) ____(В)

Список элементов:

  1. факультативные
  2. мутуализм
  3. паразитизм
  4. симбиотические
  5. облигатные
  6. нейтральные
  7. антибиотические
  8. протокооперация

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Рак-отшельник и актиния: рак селится в пустой раковине моллюска и возит ее на себе вместе с прикрепленной актинией, маскируя себя и защищая. Актиния медленная, но так у нее больше шансов добыть еду, когда ее перевозят, она доедает пищу за раком.
Поэтому эти отношения относятся к протокооперации. Это симбиотические отношения. Эти отношения необязательные (факультативные).

Ответ: 841
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 3

Проанализируйте таблицу «Строение кожи человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

Слой кожи Строение Составляющая
Эпидермис Многослойный эпителий ____(А)
____(Б) Волокнистая соединительная ткань Волосяные луковицы
Подкожная клетчатка ____(В) Жировые клетки

Список элементов:

  1. меланин
  2. потовые железы
  3. дерма
  4. рыхлая соединительная ткань
  5. основной слой
  6. плотная эпителиальная ткань
  7. рецепторы

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Эпидермис - это наружный слой кожи, отделен от дермы базальной мембраной. Сверху клетки эпидермиса мертвые, постоянно слущивающиеся, содержат кератин. В эпидермисе есть клетки, содержащие пигмент меланин, отвечающий за окраску кожи и защищающий организм от воздействия УФ-лучей.

В дерме есть два слоя:

  • сосочковый - формирует капиллярный рисунок кожи, образован рыхлой соединительной тканью. В нём расположены кровеносные и лимфатические сосуды, нервные окончания.
  • cетчатый - образован плотной соединительной тканью. В нем находятся корни волос и концевые отделы кожных желез.

    Подкожно-жировая клетчатка (гиподерма) образована рыхлой соединительной тканью и большим количеством жировых клеток. Функциями гиподермы являются накопление жира, запасающая, амортизационная функция, участие в терморегуляции.

  • Ответ: 134
    Показать решение
    Бесплатный интенсив

    Задача 4

    Проанализируйте таблицу «Типы взаимоотношений организмов». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

    Тип приспособления В чём выражается Примеры
    Паразитизм Один организм использует другой в качестве источника питания или среды обитания ____(А)
    Протокооперация ____(Б) Актиния и рак-отшельник
    ____(В) Организмы не оказывают влияния друг на друга Лоси и белки

    Список элементов:

    1. нейтрализм
    2. повилика и горох
    3. необязательное взаимовыгодное сожительство двух организмов разных видов
    4. росянка и стрекоза
    5. одностороннее использование одного вида организма другим без нанесения ему ущерба
    6. аменсализм
    7. конкуренция

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    Повилика - растение-паразит, поэтому к пункту А подойдет пример повилика и горох. Протокооперация - это необязательные взаимовыгодные отношения. Нейтрализм - взаимоотношения, когда организмы не оказывают влияния друг на друга.

    Ответ: 231
    Показать решение
    Бесплатный интенсив

    Задача 5

    Установите последовательность звеньев пищевой цепи. Запишите соответствующую последовательность цифр.

    1. брусника
    2. копрофаги
    3. остромордая лягушка
    4. лисица
    5. бурый медведь
    6. бактерии
    Решение

    Пищевая цепь – это ряд из живых существ, которые связаны пищевыми взаимоотношениями между собой. Одно звено в цепи – это и есть один трофический уровень. Чаще всего насчитывают 4-5 звеньев.

    Начинаем с продуцента (брусника - растение). Брусникой питается бурый медведь. Испражнениями медведя питаются копрофаги (личинки мух, жуки-навозники). Далее личинок мух (или взрослых особей) поедает лягушка. Лягушками питается лисица. Когда лиса погибает, ею питаются бактерии.

    Ответ: 152346
    Показать решение
    Бесплатный интенсив

    Задача 6

    Установите хронологическую последовательность возникновения организмов. Запишите соответствующую последовательность цифр.

    1. многоклеточные организмы
    2. гетеротрофные прокариотические анаэробы
    3. автотрофные прокариотические аэробы
    4. автотрофные прокариотические анаэробы
    5. эукариоты
    Решение

    Первыми появились гетеротрофные прокариотические анаэробы, далее автотрофные прокариотические анаэробы. Благодаря фотосинтезу в атмосфере накопился кислород, что позволило развиваться автотрофным прокариотическим аэробам (организмы, которым необходим кислород для жизни). Затем возникли эукариоты и в конце многоклеточные организмы.

    Ответ: 24351
    Показать решение
    Бесплатный интенсив

    Задача 7

    Рассмотрите рисунок с изображением бычьего цепня и определите тип приспособления, форму естественного отбора и путь эволюции, которые привели к формированию бычьего цепня. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

    Тип приспособления Форма естественного отбора Путь эволюции
    ____(А) ____(Б) ____(В)

    Список элементов:

    1. наличие органов прикрепления
    2. общая дегенерация
    3. конвергенция
    4. покровительственная окраска
    5. ароморфоз
    6. стабилизирующая
    7. идиоадаптация
    8. разрывающая

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    Для выполнения задания рассмотрим особенности бычьего цепня, его приспособления и пути эволюции. Разберём каждый пункт:


    А. Тип приспособления. Бычий цепень имеет особенности строения, которые обеспечивают его выживание и паразитический образ жизни: наличие органов прикрепления (присосок и крючьев) для закрепления в кишечнике хозяина. Это пример наличия органов прикрепления. Ответ: 1.


    Б. Форма естественного отбора. В случае бычьего цепня действие стабилизирующего отбора поддерживает оптимальные признаки, обеспечивающие его успешное существование в постоянной среде — кишечнике хозяина. Ответ: 6.


    В. Путь эволюции. Общая дегенерация проявляется в утрате ненужных органов, таких как пищеварительная система, что связано с паразитическим образом жизни. Это упрощение строения является примером дегенерации. Ответ: 2.


    Итак, правильный ответ: 1, 6, 2.

    Ответ: 162
    Показать решение
    Бесплатный интенсив

    Задача 8

    Проанализируйте таблицу «Типы веществ биосферы». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

    Тип Характеристика Примеры
    Биогенное вещество ____(Б) Кислород атмосферы
    Косное вещество Неживые тела ____(В)
    ____(А) Биокосные тела Илы

    Список элементов:

    1. живое вещество
    2. биокосное вещество
    3. живые организмы
    4. неживые тела
    5. бактерии
    6. почва
    7. известняк
    8. базальт

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    Вещества биосферы делятся на 4 группы:
    Живое вещество - все живые организмы (животные, растения, грибы, бактерии, вирусы).
    Биогенное вещество - создается в процессе жизнедеятельности организмов (нефть, торф, каменный уголь, известняк, мел, горючие сланцы, жемчуг, ракушки и скорлупа, природный газ, кислород).
    Косное (неживое) вещество - образуется без участия живых организмов (минералы, мрамор, гранит, кварц, глина, базальт, вулканические породы, гнейс).
    Биокосное вещество - результат совместной деятельности живого вещества и костного вещества (почва, ил, грунт водоемов, кора выветривания).

    Ответ: 248
    Показать решение
    Бесплатный интенсив

    Задача 9

    Рассмотрите рисунок с изображением головного мозга человека и определите, какой отдел обозначен цифрой 3, а также особенности проводниковой и рефлекторной функций этого отдела головного мозга человека. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

    Отдел головного мозга Проводниковая функция Рефлекторная функция
    ____(А) ____(Б) ____(В)

    Список элементов:

    1. мозжечок
    2. проведение импульсов от ствола мозга к большим полушариям
    3. высший подкорковый центр всех видов чувствительности (кроме обоняния, вкуса и слуха), регуляция сна и бодрствования, содержит центры вегетативной нервной системы (терморегуляция, обмен веществ, голод и насыщение, жажда и др.)
    4. средний мозг
    5. проведение импульсов из продолговатого мозга в вышележащие отделы и обратно
    6. координация движений, равновесие тела, поддержание позы тела
    7. промежуточный мозг
    8. варолиев мост

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    Цифрой 3 на рисунке обозначен мозжечок. Он проводит импульсы из продолговатого мозга в вышележащие отделы и обратно (проводниковая функция) и отвечает за координацию движений, равновесие тела, поддержание позы тела (рефлекторная функция).

    Ответ: 156
    Показать решение
    Бесплатный интенсив

    Задача 10

    Установите последовательность этапов работы селекционера по созданию нового сорта подсолнечника. Запишите соответствующую последовательность цифр.

    1. отбор потомков с нужными селекционеру признаками
    2. проведение анализирующего скрещивания для определения генотипа исходных форм
    3. анализ фенотипов потомков
    4. подбор исходных родительских форм
    5. перекрёстное опыление родительских форм растений с нужными генотипами
    6. размножение растений для получения семенного материала и сортоиспытание
    Решение

    Сначала мы подбираем родительские формы (пункт 4). Далее мы проводим анализирующее скрещивание для того, чтобы определить генотипы этих родительских форм (пункт 2). Узнав их генотипы, мы проводим опыление (пункт 5). После этого мы анализируем фенотипы получившихся потомков (пункт 3). Нужных селекционеру мы отбираем, остальные не участвуют в дальнейших процессах (пункт 1). Выбранные растения размножаем для получения семенного материала и сортоиспытание (пункт 6).

    Ответ: 425316
    Показать решение
    Бесплатный интенсив

    Задача 11

    Проанализируйте таблицу «Трофические уровни в цепи питания». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

    Уровень Группа организмов Организмы
    ____(А) Продуценты Растения
    Второй уровень ____(Б) Растительноядные животные
    Последний уровень Редуценты ____(В)

    Список элементов:

    1. первичные хищники
    2. первый уровень
    3. сапротрофные бактерии
    4. редуценты
    5. консументы первого порядка
    6. гетеротрофы
    7. третий уровень
    8. вторичные хищники

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    На первом трофическом уровне обитают продуценты - организмы, которые образуют (синтезируют) органические вещества из неорганических (автотрофы: с помощью фотосинтеза или хемосинтеза). Второй трофический уровень занимают консументы 1 порядка - растительноядные животные. Последний уровень занимают редуценты (деструкторы) - разрушители органических веществ, преобразующие их в неорганические (минеральные) – минерализуют вещества. Например: сапротрофные бактерии, грибы, а также питающиеся падалью и навозом животные.

    Ответ: 253
    Показать решение
    Бесплатный интенсив

    Задача 12

    Рассмотрите рисунок с изображением морского конька-тряпичника и определите тип приспособления, форму естественного отбора и путь эволюции, которые привели к формированию такого приспособления у данного животного. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

    Тип приспособления Форма естественного отбора Путь эволюции
    ____(А) ____(Б) ____(В)

    Список терминов:

    1. разрывающая
    2. маскировка
    3. идиоадаптация
    4. расчленяющая окраска
    5. параллелизм
    6. миметизм
    7. движущая

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    Тип приспособления у морского конька-тряпичника - маскировка, т.к. его тело похоже на водоросли. Форма естественного отбора - движущая, т.к. это приспособление к изменяющимся условиям среды. Выживают особи только с такими приспособлениями, остальные будут заметны и станут лёгкой добычей для хищников. Путь эволюции - идиоадаптации - мелкое изменение, которое характерно только для таких морских коньков.

    Ответ: 273
    Показать решение
    Бесплатный интенсив

    Задача 13

    Расположите в правильной последовательности организмы в детритной цепи питания. Запишите соответствующую последовательность цифр.

    1. лесной опад
    2. мышь
    3. ястреб
    4. опёнок
    5. змея
    Решение

    В детритных пищевых цепях (цепи разложения) пищей служат мертвые органические вещества. То есть эти цепи всегда начинаются с детрита (отмерших останков). Поэтому цепь будет идти в таком порядке: лесной опад (мертвые листья, детрит) - опёнок (первичный детритофаг) - мышь (консумент 1 порядка) - змея (консумент 2 порядка) - ястреб (консумент 3 порядка).

    Ответ: 14253
    Показать решение
    Бесплатный интенсив

    Задача 14

    Установите последовательность этапов круговорота азота в биосфере. Запишите соответствующую последовательность цифр.

    1. атмосферный азот (N2)
    2. азотфиксация (нуклеиновые кислоты, белки)
    3. денитрификация (N2)
    4. аммонификация (NH4+)
    5. нитрификация (NO2; NO3)
    Решение

    Начинается процесс с атмосферного азота, который преобразуется в биологически доступную форму через азотфиксацию (атмосферную и биологическую), затем аммонификацию и нитрификацию. После использования организмами, азот возвращается в атмосферу через процесс денитрификации.

    Ответ: 12453
    Показать решение
    Бесплатный интенсив

    Задача 15

    Проанализируйте таблицу «Способы распространения семян и плодов». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

    Способ Агент распространения Примеры
    ____(А) Ветер Клён
    Гидрохория ____(Б) Ольха
    Зоохория Животные ____(В)

    Список элементов:

    1. анемохория
    2. антропохория
    3. вирусы
    4. бешеный огурец
    5. лопух
    6. одуванчик
    7. человек
    8. вода

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    Анемохория - распространение семян с помощью ветра. Гидрохория - с помощью воды. Животные распространяют многие растения, в том числе и лопух. За счёт многочисленных крючков плод легко цепляется за шерсть животных и таким образом разносится на разные расстояния.

    Ответ: 185
    Показать решение
    Бесплатный интенсив

    Задача 16

    Проанализируйте таблицу «Структуры эукариотической клетки». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

    Объект Расположение в клетке Функция
    ____(А) Цитоплазма Синтез липидов и углеводов
    Ядрышко ____(Б) Синтез р-РНК
    Клеточный центр Цитоплазма ____(В)

    Список элементов:

    1. шероховатый эндоплазматический ретикулум
    2. участие в делении клетки
    3. цитоплазма
    4. микротрубочка
    5. участие в передвижении
    6. поддержание тургора клетки
    7. гладкий эндоплазматический ретикулум
    8. ядро

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    Гладкий ЭПС (эндоплазматическая сеть или ретикулум) обеспечивает синтез липидов и углеводов. Данный органоид расположен в цитоплазме клетки.
    Ядрышко — это маленькая часть внутри ядра клетки, которая занимается созданием и обработкой рибосомальной рибонуклеиновой кислоты (рРНК) и участвует в сборке рибосом, специальных структур, отвечающих за производство белков в клетке.
    Клеточный центр — это структура, расположенная в цитоплазме клетки. Он играет важную роль в организации митотического деления клетки (когда клетка делится на две дочерние клетки).

    Ответ: 782
    Показать решение
    Бесплатный интенсив

    Задача 17

    Рассмотрите схему одной из фаз митотического деления и определите эту фазу, количество хроматид в хромосоме и хромосомный набор. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

    Фаза Количество хроматид в хромосоме Хромосомный набор
    ____(А) ____(Б) ____(В)

    Список элементов:

    1. 2
    2. 2n2c
    3. 2n4c
    4. анафаза
    5. 4n4c
    6. метафаза
    7. 1

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    На рисунке показана метафаза митоза. Как мы это поняли? В метафазу митоза нити веретена деления прикрепляются к центромерам хромосом. Двухроматидные гомологичные хромосомы независимо друг от друга выстраиваются на экваторе клетке и образуют метафазную пластинку. Каждая хромосома состоит из 2 хроматид. Набор в метафазу митоза 2n4c.

    Ответ: 613
    Показать решение
    Бесплатный интенсив

    Задача 18

    Установите последовательность этапов географического видообразования. Запишите соответствующую последовательность цифр.

    1. возникновение географической преграды
    2. генетические и фенотипические изменения в новых условиях
    3. сохранение наиболее приспособленных к новым условиям особей, закрепление полезных для адаптации признаков в генотипе
    4. появление нового вида
    5. возникновение географически изолированных популяций
    Решение

    Сначала возникает географическая преграда. Из-за этого одна популяция разделяется на две географически изолированные. В новых условиях возникают генетические и фенотипические изменения. Наиболее полезные из них сохраняются и особи с этими признаками выживают лучше других. Новые признаки закрепляются в генотипе. Со временем таким образом формируется новый вид.

    Ответ: 15234
    Показать решение
    Бесплатный интенсив

    Задача 19

    Рассмотрите растение, изображённое на рисунке. Укажите, к какому семейству относится изображённое растение, формулу цветка и плод, который образуется у этого растения. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

    Семейство Формула цветка Плод
    ____(А) ____(Б) ____(В)

    Список элементов:

    1. ягода
    2. Ч(5)Л(5)ТП
    3. многокостянка
    4. Розоцветные
    5. многоорешек
    6. Паслёновые
    7. Ч5Л5ТП
    8. Сложноцветные

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    На картинке показали малину, которая относится к семейству Розоцветные. У Розоцветных формула цветка Ч5Л5Т∞П∞ - чашечка и лепестки не срастаются, поэтому скобки ставить не нужно. Плод у Розоцветных многокостянка.

    Ответ: 473
    Показать решение
    Бесплатный интенсив

    Задача 20

    Установите последовательность групп организмов в экосистеме в порядке уменьшения их численности в соответствии с правилом экологической пирамиды чисел. Запишите соответствующую последовательность цифр.

    1. хищные млекопитающие
    2. зелёные растения
    3. насекомоядные млекопитающие
    4. растительноядные насекомые
    5. хищные насекомые
    Решение

    Пирамида чисел показывает количество организмов на каждом трофическом уровне. Больше всего продуцентов на первом трофическом уровне - зелёные растения. Далее идет второй трофический уровень - его занимают консументы 1 порядка - растительноядные насекомые. Следующий уровень занимают хищные насекомые. Их еще меньше, чем растительноядных. После идут насекомоядные млекопитающие и на верхушке пирамиды находятся хищные млекопитающие.

    Ответ: 24531
    Показать решение
    Бесплатный интенсив
    Показать еще
    • Без воды
    • Ламповая атмосфера
    • Крутые преподаватели

    ЕГЭ 2026: бесплатный курс
    по биологии

    На бесплатном демо-курсе ты:
    • Узнаешь, что такое геном, хромосомы и кариотип
    • Разберешься, как определять хромосомные наборы и никогда не ошибаться
    • Познакомимся со фазами митоза и мейоза и научимся их различать
    • Сможешь пользоваться печатными шпаргалками для обоснования фаз и типов деления в линии 24 и 27
    • Научишься решать задания № 3, 5, 6, 7, 8 в тестовой и №24 и 27 в письменной части
    Получи бесплатный демо-доступ
    Оставь заявку и займи место
    на бесплатном курсе Турбо ЕГЭ
    Нажимая на кнопку «Отправить», вы принимаете положение об обработке персональных данных.