Задание 19. Эволюция живой природы. Происхождение человека. Экосистемы и присущие имзакономерности. Биосфера. Установление соответствия. ЕГЭ 2026 по биологии
Подпишись на суперполезные материалы
Задачи для практики
Задача 1
Установите соответствие между видами изменчивости и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ХАРАКТЕРИСТИКИ | ВИДЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ |
| A) не затрагивает генотип Б) передаётся по наследству В) при изменении условий признак не сохраняется Г) в сходных условиях проявляется у группы особей Д) служит материалом для эволюции видов |
1) модификационная 2) мутационная |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Фенотипическая (модификационная \ определённая \ ненаследственная) изменчивость не затрагивает генотип, в сходных условиях проявляется у группы особей. При изменении условий признак не сохраняется. Генотипическая (неопределённая \ наследственная) может быть соотносительной комбинативной и мутационной. Мутационная изменчивость передаётся по наследству и служит материалом для эволюции видов.
Задача 2
Установите соответствие между примерами и типами взаимоотношений между организмами, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРИМЕРЫ | ТИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ |
| A) лев и гепард Б) анаконда и мышь В) липа и дуб Г) рыжий таракан и чёрный таракан Д) заяц и капуста |
1) хищничество 2) конкуренция |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Задача 3
Установите соответствие между насекомыми и их экологической нишей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| НАСЕКОМЫЕ | ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НИША |
| A) жужелица Б) личинка овода В) клещ Г) наездник (личинка) Д) божья коровка Е) стрекоза |
1) хищник 2) паразит |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Хищниками являются жужелица, божья коровка и стрекоза. Они питаются другими насекомыми. Паразиты - личинка овода, клещ, личинка наездника. Они живут на или в теле хозяина и питаются за его счёт.
Задача 4
Установите соответствие между путями эволюционного процесса и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ХАРАКТЕРИСТИКИ | ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ |
| A) образование гомологичных органов Б) развитие неродственных групп в сходном направлении В) адаптации к разным условиям существования Г) процесс расхождения признаков у родственных групп Д) адаптации к одинаковым условиям среды |
1) дивергенция 2) конвергенция |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Давай разберем, как установить соответствие между путями эволюции и их характеристиками.
- Дивергенция (1) – это процесс, при котором родственные группы (или виды) начинают развиваться в разных направлениях, что приводит к образованию гомологичных органов (A) и расхождению признаков у родственных групп (Г). Это означает, что порой один и тот же родительский вид адаптируется к различным условиям среды (В), что приводит к различным признакам.
- Конвергенция (2) – это процесс, при котором неродственные группы начинают развиваться в сходном направлении, что приводит к образованию аналогичных органов (но не гомологичных!). Это свойственно адаптации к одинаковым условиям среды (Д) и может объясняться изменением в условиях жизни, в которых разные виды находят одинаковые решения. Также в этом случае наблюдается развитие неродственных групп в сходном направлении (Б).
Задача 5
Установите соответствие между надорганизменными уровнями организации живой материи и примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРИМЕРЫ | УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ |
| A) стадо коров Б) берёзовая роща В) ячменное поле Г) дубовый лес Д) стая лебедей |
1) популяционно-видовой 2) биоценотический |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Разберемся с терминами:
Популяционно-видовой – виды и популяции. Вид крупнее популяции (!), он состоит из популяций. Популяция – совокупность особей одного вида, длительно проживающих на определенной территории, скрещивающихся друг с другом (при этом эта группа изолирована от других таких групп). Вид – совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.
Для данного уровня подходят пункты:
Стадо коров, так как упоминаются только коровы.
Стая лебедей.
Биоценотический — совокупность растений, животных и микроорганизмов, связанных определенными отношениями между собой, проживающие на определенной территории с конкретными условиями неживой природы (абиотические факторы).
Для данного уровня подходят пункты:
Березовая роща. Роща состоит не только из берез.
Ячменное поле - тоже совокупность организмов.
Дубовый лес.
Задача 6
Установите соответствие между путями эволюции и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ХАРАКТЕРИСТИКА | ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ |
| A) крупное эволюционное изменение Б) подъём уровня биологической организации В) мелкое эволюционное изменение Г) приспособления к определённым условиям среды обитания без подъёма уровня биологической организации Д) увеличение интенсивности процессов жизнедеятельности |
1) ароморфоз 2) идиоадаптация |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Ароморфоз - это крупное эволюционное изменение, происходит подъём уровня биологической организации и в результате увеличение интенсивности процессов жизнедеятельности организмов. Идиоадаптация - мелкое эволюционное изменение, приспособления к определённым условиям среды обитания без подъёма уровня биологической организации.
Задача 7
Установите соответствие между организмами и функциональными группами организмов в экосистемах: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ОРГАНИЗМЫ | ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ |
| A) спорынья Б) мухомор В) рысь Г) косуля Д) осина |
1) продуценты 2) консументы 3) редуценты |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
1.Продуценты – образуют (синтезируют) органические вещества из неорганических (автотрофы: с помощью фотосинтеза или хемосинтеза).
Например: растения, цианобактерии (сине-зеленые водоросли) и хемосинтезирующие бактерии (серобактерии, водородные бактерии, железобактерии, нитрифицирующие бактерии).
2.Консументы – потребляют уже готовые органические вещества (гетеротрофы)
Консументы 1 порядка - это травоядные (фитофаги), питающиеся продуцентами.
Например: корова, насекомые, мышь-полевка, олень и др.
Консументы 2 порядка - это плотоядные (зоофаги), которые питаются консументами 1 порядка.
Например: орел, волк, тигр, лев.
Консументы 3 порядка - могут съесть консументов 2 порядка (плотоядные).
Всеядные животные (и растения кушают, и животных) могут быть консументами первого и второго порядка, а хищные - второго и третьего.
3.Редуценты (деструкторы) - разрушители органических веществ, преобразующие их в неорганические (минеральные) – минерализуют вещества.
Например: сапротрофные бактерии, грибы, а также питающиеся падалью и навозом животные.
Задача 8
Установите соответствие между объектами изучения и методами исследования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ОБЪЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ | МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ |
| A) копчик как рудимент Б) гаттерия — потомок переходной формы между земноводными и пресмыкающимися В) гомологичные конечности позвоночных Г) кистепёрая рыба латимерия — потомок переходной формы между рыбами и земноводными Д) внутриутробное развитие у всех млекопитающих |
1) сравнительно-анатомические 2) реликтовые |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Сравнительно-анатомические доказательства эволюции: клеточное строение организмов; гомологичные органы, единый план строения, общность происхождения, выполнение различных функций (скелет передней конечности позвоночных животных); аналогичные органы, сходство выполняемых функций, различие общего плана строения и происхождения (жабры рыбы и речного рака), рудименты — исчезающие органы, которые в процессе эволюции утратили значение для сохранения вида (первый и третий пальцы у птиц в крыле, второй и четвертый пальцы у лошади, кости таза у кита); атавизмы — появление у современных организмов признаков предков (сильно развитый волосяной покров, многососковость у человека). Реликтовые методы изучают вымерших организмов и переходные формы. Сюда относится гаттерия — потомок переходной формы между земноводными и пресмыкающимися. А также кистепёрая рыба латимерия — потомок переходной формы между рыбами и земноводными
Задача 9
Установите соответствие между формами естественного отбора и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ХАРАКТЕРИСТИКИ | ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА |
| A) направлен на сохранение мутаций, изменяющих среднюю величину признака Б) направлен на сохранение мутаций, ведущих к меньшей изменчивости средней величины признака В) действует при относительно постоянных условиях окружающей среды Г) возникает при изменении условий окружающей среды Д) вариационная кривая смещается в направлении приспособления к новым условиям существования |
1) стабилизирующий 2) движущий |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
1. Стабилизирующий отбор сохраняет уже существующую среднюю величину признака, уменьшает изменчивость и действует в постоянных условиях окружающей среды.
2. Движущий отбор, напротив, приводит к изменению средней величины признака, смещает вариационную кривую в новых условиях окружающей среды и способствует приспособлению к изменениям.
Исходя из этого:
A) Направлен на сохранение мутаций, изменяющих среднюю величину признака — движущий отбор (2).
Б) Направлен на сохранение мутаций, ведущих к меньшей изменчивости средней величины признака — стабилизирующий отбор (1).
В) Действует при относительно постоянных условиях окружающей среды — стабилизирующий отбор (1).
Г) Возникает при изменении условий окружающей среды — движущий отбор (2).
Д) Вариационная кривая смещается в направлении приспособления к новым условиям существования — движущий отбор (2).
Задача 10
Установите соответствие между формами изменчивости и примерами, которые их иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРИМЕРЫ | ФОРМЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ |
| A) среди родившихся ежат один ежонок оказался белым (альбинос) Б) у цветущей капусты один из цветков имеет пять лепестков вместо четырёх В) белые овцы отравляются, поедая зверобой, а чёрные — нет Г) родившийся белый котёнок с голубыми глазами оказался глухим Д) у серой мыши родились детёныши, один из которых имеет жёлтую окраску Е) гречиху обработали колхицином, в результате появились растения с тетраплоидным набором хромосом |
1) неопределённая 2) коррелятивная |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Коррелятивная (соотносительная) изменчивость - изменение одного признака влечёт за собой изменение другого признака. То есть они связаны друг с другом. Например, чем больше длина тела у свиней, тем тоньше сало; яйценоские куры имеют мелкие яйца; кошки с голубыми глазами обычно глухие; белые овцы травятся зверобоем, а чёрные — нет; у голубей с оперёнными ногами между пальцами есть перепонка; у белоглазой дрозофилы снижена плодовитость и продолжительность жизни.
Задача 11
Установите соответствие между путями эволюции и эволюционными изменениями у растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ | ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ |
| A) видоизменения листьев в условиях высокого или низкого увлажнения Б) появление воскового налёта и опушения у листьев В) появление семени Г) появление многообразных приспособлений к опылению Д) возникновение листа, стебля, корня |
1) ароморфоз 2) идиоадаптация |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Ароморфоз (арогенез) – это очень крупные изменения, которые возникли у большинства организмов и привели к повышению организации. При ароморфозе расширяется ареал. Появление семени позволило семенным растениям расширить территорию произрастания. Также и возникновение листа, стебля, корня у растений повысило их уровень организации. Это крупные изменения. Идиоадаптация (аллогенез) – это мелкие изменения, которые возникли у единичных особей с целью приспособиться к определенным условиям обитания. Например, видоизменения листьев в условиях высокого или низкого увлажнения; появление воскового налёта и опушения у листьев (не у всех листьев, только у некоторых для приспособления к конкретным условиям среды); появление многообразных приспособлений к опылению.
Задача 12
Установите соответствие между признаком моллюска большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРИЗНАКИ | КРИТЕРИЙ ВИДА |
| A) имеет одну пару щупалец Б) раковина спирально закрученная В) населяет пресные водоёмы Г) питается мягкими тканями растений Д) раковина коричневого цвета Е) консумент 1-го порядка |
1) морфологический 2) экологический |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Морфологический критерий показывает особенности внешнего и внутреннего строения организмов. Например “имеет одну пару щупалец”, “раковина спирально закрученная”, “раковина коричневого цвета”. Экологический критерий характеризуется сходством экологической ниши: в особенностях местообитания (горы, луга, леса), в способах питания, во взаимоотношениях с окружающей средой. Примерами будут: населяет пресные водоёмы; питается мягкими тканями растений; консумент 1-го порядка (растительноядные организмы).
Задача 13
Установите соответствие между примерами и типами адаптаций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРИМЕРЫ | ТИПЫ АДАПТАЦИИ |
| A) выделение слизи на поверхность тела у дождевого червя Б) брачные игры В) строительство убежищ Г) способность верблюда обеспечивать организм влагой путём окисления запасов жира Д) впадение в спячку |
1) физиологические 2) поведенческие |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
1. Физиологические адаптации — это изменения в функционировании организма, которые помогают ему выжить в определённых условиях. Например:
A) Выделение слизи на поверхность тела у дождевого червя — это физиологическая реакция, которая помогает удерживать влагу и защищает от высыхания (1).
Г) Способность верблюда обеспечивать организм влагой путём окисления запасов жира — это также физиологическая адаптация, так как она связана с внутренними процессами организма, позволяющими ему выживать в жарких условиях (1).
Д) Впадение в спячку — это физиологическое явление, когда животное снижает свою активность, чтобы пережить неблагоприятные условия (например, холод или дефицит пищи) (1).
2. Поведенческие адаптации — это изменения в поведении, которые способствуют выживанию. Например:
Б) Брачные игры — это поведенческая адаптация, которая помогает организму привлечь партнёра и обеспечить продолжение рода (2).
В) Строительство убежищ — это тоже поведенческая адаптация, так как животное активно строит убежище для защиты от хищников или неблагоприятных условий (2).
Задача 14
Установите соответствие между природными образованиями и типами вещества биосферы по классификации В. И. Вернадского: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРИРОДНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ | ТИПЫ ВЕЩЕСТВА БИОСФЕРЫ |
| A) почва Б) нефть В) илы Г) каменный уголь Д) кислород атмосферы |
1) биогенное 2) биокосное |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Вещества биосферы делятся на 4 группы:
Живое вещество - все живые организмы (животные, растения, грибы, бактерии, вирусы).
Биогенное вещество - создается в процессе жизнедеятельности организмов (нефть, торф, каменный уголь,
известняк, мел, горючие сланцы, жемчуг, ракушки и скорлупа, природный газ, кислород).
Косное (неживое) вещество - образуется без участия живых организмов (минералы, мрамор, гранит, кварц, глина, базальт, вулканические породы, гнейс).
Биокосное вещество - результат совместной деятельности живого вещества и костного вещества (почва, ил, грунт водоемов, кора выветривания).
Задача 15
Установите соответствие между геологическими эрами и происходившими событиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| СОБЫТИЯ | ЭРА |
| A) появление теплокровности Б) появление семени В) появление цветка Г) появление внутреннего оплодотворения Д) появление млекопитающих Е) выход растений на сушу |
1) палеозойская 2) мезозойская |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
В палеозойскую эру появилось семя (пермский период), внутреннее оплодотворение и выход растений на сушу (силур). В мезозойскую эру появились первые теплокровные животные (яйцекладущие млекопитающие). Также появился цветок у покрытосеменных (меловой период).
Задача 16
Установите соответствие между типами борьбы за существование организмов и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРИМЕРЫ | ТИПЫ БОРЬБЫ ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ |
| A) вытеснение из местообитания чёрной крысы серой крысой Б) охота лисицы на грызунов В) конкуренция между особями популяции за пищевые ресурсы Г) соперничество между особями за самку Д) использование жилища одного вида другим |
1) внутривидовая 2) межвидовая |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Внутривидовая борьба – между особями одного вида. Борьба за самку, за солнце, за пищу, за территорию, за жилье. Благодаря внутривидовой борьбе выживают только наиболее приспособленные особи одного вида, происходит процветание вида в целом.
Межвидовая борьба – между особями разных видов (взаимоотношения хищник-жертва, паразит – хозяин). Борьба за солнце, за пищу, за территорию, за жилье.
Задача 17
Установите соответствие между организмами и типом их взаимоотношений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ОРГАНИЗМЫ | ТИП ВЗАИМООТНОШЕНИЙ |
| A) клещ — собака Б) лошадь — личинка овода В) ехидна — термиты Г) грач — дождевой червь Д) окунь — плотва Е) спорынья — пшеница |
1) паразитизм 2) хищничество |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Задача 18
Установите соответствие между признаками вида Рябина черноплодная и критериями вида: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРИЗНАКИ ВИДА | КРИТЕРИИ ВИДА |
| A) сильноветвящийся кустарник высотой до 2,5–3 метров Б) цветение начинается во второй половине мая — начале июня; в зависимости от погодных условий цветение продолжается 12–16 дней В) растение зимостойкое, светолюбивое Г) свежие плоды используют в качестве витаминного средства и при гипертонической болезни Д) в молодом возрасте крона сжатая, компактная; в зрелом — становится раскидистой и достигает 1,5–2 метров в диаметре Е) в листьях содержатся вещества, улучшающие работу печени, образование и отток желчи |
1) морфологический 2) экологический 3) биохимический |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Морфологический критерий показывает особенности внешнего и внутреннего строения организмов. Рябина - сильноветвящийся кустарник высотой до 2,5–3 метров. В молодом возрасте крона сжатая, компактная; в зрелом — становится раскидистой и достигает 1,5–2 метров в диаметре. Эти предложения описывают внешнее строение и размеры рябины. Экологический критерий характеризуется сходством экологической ниши: в особенностях местообитания (горы, луга, леса), в способах питания, во взаимоотношениях с окружающей средой. Цветение начинается во второй половине мая — начале июня; в зависимости от погодных условий цветение продолжается 12–16 дней (Если указан срок цветения, значит это экологический критерий). Растение зимостойкое, светолюбивое - это тоже особенности местообитания. Биохимический критерий - сходство в строении органических соединений – например, аминокислотный состав белков. Поэтому сюда можно отнести предложение про плоды, которые используют в качестве витаминного средства и при гипертонической болезни (так как в плодах содержатся витамины) и в листьях содержатся вещества, улучшающие работу печени, образование и отток желчи.
Задача 19
Установите соответствие между расами и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРИЗНАКИ | РАСЫ |
| A) жёсткие чёрные прямые волосы Б) косой разрез глаз В) толстые губы Г) тёмные глаза Д) желтовато-смуглый цвет кожи Е) широкий плоский нос |
1) негроидная 2) монголоидная |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Для установления соответствия между расами и их признаками, проанализируем каждую из рас и их характерные черты:
1. Негроидная раса. Эта раса обычно характеризуется курчавыми темными волосами, толстыми губами, тёмными глазами и широким плоским носом. Поэтому к ней подойдут следующие признаки:
- В) толстые губы - соответствует цифре 1
- Г) тёмные глаза - соответствует цифре 1
- Е) широкий плоский нос - соответствует цифре 1
2. Монголоидная раса. Люди этой расы имеют черные прямые волосы, косой разрез глаз и желтовато-смуглый цвет кожи. Поэтому к ней подойдут следующие признаки:
- A) жёсткие чёрные прямые волосы - соответствует цифре 2
- Б) косой разрез глаз - соответствует цифре 2
- Д) желтовато-смуглый цвет кожи - соответствует цифре 2
Задача 20
Установите соответствие между типами организмов и ароморфозами, которые привели к их возникновению: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| АРОМОРФОЗЫ | ТИПЫ ОРГАНИЗМОВ |
| A) появление полостного пищеварения Б) дифференцировка клеток В) появление двусторонней симметрии тела Г) появление нервной системы диффузного типа Д) появление систем органов: пищеварительной, выделительной и половой |
1) Кишечнополостные 2) Плоские черви |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Ароморфоз (арогенез) – это очень крупные изменения, которые впервые возникли у большинства организмов и привели к повышению организации. У кишечнополостных впервые возникло полостное пищеварение, дифференцировка клеток и появление нервной системы диффузного типа. У плоских червей появилась двусторонняя симметрии тела и системы органов: пищеварительная, выделительная и половая.
Рекомендуемые курсы подготовки
- Узнаешь, что такое геном, хромосомы и кариотип
- Разберешься, как определять хромосомные наборы и никогда не ошибаться
- Познакомимся со фазами митоза и мейоза и научимся их различать
- Сможешь пользоваться печатными шпаргалками для обоснования фаз и типов деления в линии 24 и 27
- Научишься решать задания № 3, 5, 6, 7, 8 в тестовой и №24 и 27 в письменной части
на бесплатном курсе Турбо ЕГЭ