Задание 19. Эволюция живой природы. Происхождение человека. Экосистемы и присущие имзакономерности. Биосфера. Установление соответствия. ЕГЭ 2026 по биологии

За это задание ты можешь получить 2 балла.

Задачи для практики

Задача 1

Установите соответствие между примерами и типами адаптаций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ТИПЫ АДАПТАЦИИ
A) выделение слизи на поверхность тела у дождевого червя
Б) брачные игры
В) строительство убежищ
Г) способность верблюда обеспечивать организм влагой путём окисления запасов жира
Д) впадение в спячку
1) физиологические
2) поведенческие

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

1. Физиологические адаптации — это изменения в функционировании организма, которые помогают ему выжить в определённых условиях. Например:
A) Выделение слизи на поверхность тела у дождевого червя — это физиологическая реакция, которая помогает удерживать влагу и защищает от высыхания (1).
Г) Способность верблюда обеспечивать организм влагой путём окисления запасов жира — это также физиологическая адаптация, так как она связана с внутренними процессами организма, позволяющими ему выживать в жарких условиях (1).
Д) Впадение в спячку — это физиологическое явление, когда животное снижает свою активность, чтобы пережить неблагоприятные условия (например, холод или дефицит пищи) (1).

2. Поведенческие адаптации — это изменения в поведении, которые способствуют выживанию. Например:
Б) Брачные игры — это поведенческая адаптация, которая помогает организму привлечь партнёра и обеспечить продолжение рода (2).
В) Строительство убежищ — это тоже поведенческая адаптация, так как животное активно строит убежище для защиты от хищников или неблагоприятных условий (2).

Ответ: 12211
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 2

Установите соответствие между геологическими эрами и происходившими событиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ ЭРА
A) появление теплокровности
Б) появление семени
В) появление цветка
Г) появление внутреннего оплодотворения
Д) появление млекопитающих
Е) выход растений на сушу
1) палеозойская
2) мезозойская

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

В палеозойскую эру появилось семя (пермский период), внутреннее оплодотворение и выход растений на сушу (силур). В мезозойскую эру появились первые теплокровные животные (яйцекладущие млекопитающие). Также появился цветок у покрытосеменных (меловой период).

Ответ: 212121
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 3

Установите соответствие между признаками рептилий и путями эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ РЕПТИЛИЙ ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ
A) преобразование конечностей в ласты у морских черепах
Б) наличие грудной клетки
В) лёгкие ячеистого строения
Г) неполная перегородка в желудочке сердца
Д) предостерегающая окраска и угрожающие позы у ядовитых видов
Е) вторичные (тазовые) почки
1) идиоадаптация
2) ароморфоз

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

1.Ароморфоз (арогенез) – это очень крупные изменения, которые возникли и большинства организмов и привели к повышению организации. При ароморфозе расширяется ареал.
2.Идиоадаптация (алогенез) – это мелкие изменения, которые возникли у единичных особей с целью приспособиться к определенным условиям обитания.

К ароморфозу относятся наличие грудной клетки, лёгкие ячеистого строения, неполная перегородка в желудочке сердца, вторичные (тазовые) почки.

К идиоадаптациям относятся преобразование конечностей в ласты у морских черепах, предостерегающая окраска и угрожающие позы у ядовитых видов.

Ответ: 122212
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 4

Установите соответствие между путями эволюционного процесса и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ
A) образование гомологичных органов
Б) развитие неродственных групп в сходном направлении
В) адаптации к разным условиям существования
Г) процесс расхождения признаков у родственных групп
Д) адаптации к одинаковым условиям среды
1) дивергенция
2) конвергенция

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Давай разберем, как установить соответствие между путями эволюции и их характеристиками.

  1. Дивергенция (1) – это процесс, при котором родственные группы (или виды) начинают развиваться в разных направлениях, что приводит к образованию гомологичных органов (A) и расхождению признаков у родственных групп (Г). Это означает, что порой один и тот же родительский вид адаптируется к различным условиям среды (В), что приводит к различным признакам.
  2. Конвергенция (2) – это процесс, при котором неродственные группы начинают развиваться в сходном направлении, что приводит к образованию аналогичных органов (но не гомологичных!). Это свойственно адаптации к одинаковым условиям среды (Д) и может объясняться изменением в условиях жизни, в которых разные виды находят одинаковые решения. Также в этом случае наблюдается развитие неродственных групп в сходном направлении (Б).

Ответ: 12112
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 5

Установите соответствие между средой обитания живых организмов и её характеристикой: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДА ОБИТАНИЯ
A) обилие питательных веществ, наличие легкоусвояемой пищи
Б) недостаток кислорода и света
В) малая плотность среды и неограниченное пространство для передвижения
Г) ограниченность жизненного пространства
Д) лимитирующими факторами являются недостаток или избыток тепла и воды
1) наземно-воздушная
2) организменная

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Наземно-воздушная среда обитания:

  • Низкая плотность
  • Высокая концентрация кислорода
  • Большое количество света
  • Сильные перепады температур
  • Неравномерное распределение влаги
  • Неограниченное пространство для передвижения
  • Лимитирующими факторами являются недостаток или избыток тепла и воды

    Внутриорганизменная среда обитания:
  • Постоянная температура
  • Много воды и пищи
  • Отличная защита от внешних факторов
  • Мало жизненного пространства
  • Недостаток кислорода
  • Сложность в размножении и распространении (паразиты развиваются со сменой хозяина)

  • Ответ: 22121
    Показать решение
    Бесплатный интенсив

    Задача 6

    Установите соответствие между признаком моллюска большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ПРИЗНАКИ КРИТЕРИЙ ВИДА
    A) имеет одну пару щупалец
    Б) раковина спирально закрученная
    В) населяет пресные водоёмы
    Г) питается мягкими тканями растений
    Д) раковина коричневого цвета
    Е) консумент 1-го порядка
    1) морфологический
    2) экологический

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    Морфологический критерий показывает особенности внешнего и внутреннего строения организмов. Например “имеет одну пару щупалец”, “раковина спирально закрученная”, “раковина коричневого цвета”. Экологический критерий характеризуется сходством экологической ниши: в особенностях местообитания (горы, луга, леса), в способах питания, во взаимоотношениях с окружающей средой. Примерами будут: населяет пресные водоёмы; питается мягкими тканями растений; консумент 1-го порядка (растительноядные организмы).

    Ответ: 112212
    Показать решение
    Бесплатный интенсив

    Задача 7

    Установите соответствие между видом отбора и примером, который его иллюстрирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ПРИМЕР ВИД ОТБОРА
    A) белая окраска полярной совы
    Б) порода кроликов с гималайской окраской
    В) отсутствие волосяного покрова у слона
    Г) привязанность собак к человеку
    Д) плавательная перепонка между пальцами у гусей
    Е) высокая яйценоскость у кур
    1) естественный
    2) искусственный

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    Естественный отбор происходит без вмешательства человека, поэтому сюда можно отнести окраску белой полярной совы, отсутствие волосяного покрова у слона, плавательная перепонка между пальцами у гусей. Искусственный отбор происходит при вмешательстве человека. Создаются новые полезные признаки, которые нужны человеку: порода кроликов с гималайской окраской, привязанность собак к человеку, высокая яйценоскость у кур.

    Ответ: 121212
    Показать решение
    Бесплатный интенсив

    Задача 8

    Установите соответствие между организмами и типами их взаимоотношений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ОРГАНИЗМЫ ТИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
    A) тополь и трутовик
    Б) белый медведь и тюлень
    В) актиния и рак-отшельник
    Г) собака и клещ
    Д) шмель и клевер
    Е) крокодил и антилопа
    1) симбиоз
    2) хищник — жертва
    3) паразит — хозяин

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

  • тополь (хозяин) и трутовик (паразит) - паразит — хозяин
  • белый медведь (хищник) и тюлень (жертва) - хищник — жертва
  • актиния и рак-отшельник - симбиоз (протокооперация)
  • собака (хозяин) и клещ (паразит) - паразит — хозяин
  • шмель и клевер - симбиоз (мутуализм)
  • крокодил (хищник) и антилопа (жертва) - хищник — жертва

  • Ответ: 321312
    Показать решение
    Бесплатный интенсив

    Задача 9

    Установите соответствие между направлениями эволюционного процесса и их причинами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ПРИЧИНЫ НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА
    A) деятельность человека
    Б) сужение ареала обитания
    В) ароморфоз
    Г) общая дегенерация
    Д) влияние факторов неживой природы
    Е) идиоадаптация
    1) биологический прогресс
    2) биологический регресс

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    (A) деятельность человека - 2 (биологический регресс)
    Человеческая деятельность, такая как вырубка лесов или загрязнение, часто приводит к уничтожению мест обитания и снижению численности видов, что вызывает биологический регресс.

    (Б) сужение ареала обитания - 2 (биологический регресс)
    Уменьшение площади, пригодной для жизни, ограничивает численность популяции и снижает генетическое разнообразие, что ведет к биологическому регрессу.

    (В) ароморфоз - 1 (биологический прогресс)
    Ароморфозы (например, развитие новых органов или систем) улучшают адаптацию организмов, повышают их численность и распространение, что способствует биологическому прогрессу.

    (Г) общая дегенерация - 1 (биологический прогресс)
    Упрощение организации может быть выгодным в специфических условиях, позволяя виду занимать новые экологические ниши, что может привести к биологическому прогрессу.

    (Д) влияние факторов неживой природы - 2 (биологический регресс)
    Неблагоприятные природные условия, такие как засуха или изменения климата, могут сокращать численность видов и приводить к биологическому регрессу.

    (Е) идиоадаптация - 1 (биологический прогресс)
    Частные приспособления к определенной среде обитания улучшают выживаемость и позволяют виду успешно размножаться, что является примером биологического прогресса.

    Ответ: 221121
    Показать решение
    Бесплатный интенсив

    Задача 10

    Установите соответствие между организмами и их трофическими группами в природном сообществе: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ОРГАНИЗМЫ ТРОФИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
    A) кедр сибирский
    Б) бычий цепень
    В) клоп-солдатик
    Г) личинка наездника
    Д) железобактерии
    Е) личинка капустной белянки
    1) сапротрофы
    2) автотрофы
    3) паразиты

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    1. Кедр сибирский (А) — 2: Это автотроф, так как он является растением, способным самостоятельно синтезировать органические вещества в процессе фотосинтеза.

    2. Бычий цепень (Б) — 3: Это паразит, так как он живёт внутри организма хозяина и питается за его счёт, нанося вред.

    3. Клоп-солдатик (В) — 1: Это сапротроф, поскольку он питается органическими остатками, такими как опавшие листья и мёртвая органика.

    4. Личинка наездника (Г) — 3: Это паразит, так как она развивается внутри или на теле другого насекомого, убивая его в процессе развития.

    5. Железобактерии (Д) — 2: Это автотрофы, так как они способны синтезировать органические вещества, используя энергию окисления железа.

    6. Личинка капустной белянки (Е) — 1: Это сапротроф, так как питается органикой растений, хотя и вредящих им, но не является внутренним паразитом.

    Ответ: 231321
    Показать решение
    Бесплатный интенсив

    Задача 11

    Установите соответствие между доказательствами эволюции и примерами живых организмов, которые их иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ПРИМЕРЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ
    A) баргузинский соболь
    Б) ирбис (снежный барс)
    В) крымский геккон
    Г) опоссум
    Д) наутилус
    Е) кедр сибирский
    1) виды-эндемики
    2) виды-реликты

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    Эндемики – виды, обитающие в определенном месте (например, кенгуру, нерпа, сумчатые кроты, утконосы, ехидны, мадагаскарская руконожка, эму).
    Реликты – виды, которые произрастали в другие геологические эпохи, но сохранились до наших дней (драконово дерево, секвойя, тис, латимерия, наутилус, опоссум)

    Ответ: 111221
    Показать решение
    Бесплатный интенсив

    Задача 12

    Установите соответствие между экологическими группами в экосистеме и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
    A) автотрофы
    Б) разрушают органические вещества до неорганических
    В) гетеротрофы
    Г) являются начальным звеном цепей питания
    Д) синтезируют из неорганических веществ органические соединения
    1) продуценты
    2) редуценты

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    Продуценты – образуют (синтезируют) органические вещества из неорганических (автотрофы: с помощью фотосинтеза или хемосинтеза). Являются начальным звеном цепей питания. Например: растения, цианобактерии (сине-зеленые водоросли) и хемосинтезирующие бактерии (серобактерии, водородные бактерии, железобактерии, нитрифицирующие бактерии).

    Редуценты (деструкторы) - разрушители органических веществ, преобразующие их в неорганические (минеральные) – минерализуют вещества. По типу питания - гетеротрофы. Например: сапротрофные бактерии, грибы, а также питающиеся падалью и навозом животные.

    Ответ: 12211
    Показать решение
    Бесплатный интенсив

    Задача 13

    Установите соответствие между видами изменчивости и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ
    A) не затрагивает генотип
    Б) передаётся по наследству
    В) при изменении условий признак не сохраняется
    Г) в сходных условиях проявляется у группы особей
    Д) служит материалом для эволюции видов
    1) модификационная
    2) мутационная

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    Фенотипическая (модификационная \ определённая \ ненаследственная) изменчивость не затрагивает генотип, в сходных условиях проявляется у группы особей. При изменении условий признак не сохраняется. Генотипическая (неопределённая \ наследственная) может быть соотносительной комбинативной и мутационной. Мутационная изменчивость передаётся по наследству и служит материалом для эволюции видов.

    Ответ: 12112
    Показать решение
    Бесплатный интенсив

    Задача 14

    Установите соответствие между группами экологических факторов и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ПРИМЕРЫ ГРУППЫ ФАКТОРОВ
    A) температура воды
    Б) конкуренция
    В) паразитизм
    Г) ветер
    Д) содержание кислорода
    1) абиотические
    2) биотические

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    Абиотические факторы (факторы неживой природы), например:

  • климат
  • температура
  • влажность
  • давление воздуха
  • освещенность
  • химический состав атмосферы, почвы, воды
  • газовый состав атмосферы, воды, почвы
  • рельеф местности
  • радиация
  • влагоемкость и воздухоемкость почвы
  • приливы и отливы

    Биотические факторы (факторы живой природы), например:
  • конкуренция
  • симбиоз
  • паразитизм
  • антибиоз

  • Ответ: 12211
    Показать решение
    Бесплатный интенсив

    Задача 15

    Установите соответствие между организмами и функциональными группами организмов в экосистемах: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ОРГАНИЗМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
    A) спорынья
    Б) мухомор
    В) рысь
    Г) косуля
    Д) осина
    1) продуценты
    2) консументы
    3) редуценты

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    1.Продуценты – образуют (синтезируют) органические вещества из неорганических (автотрофы: с помощью фотосинтеза или хемосинтеза).
    Например: растения, цианобактерии (сине-зеленые водоросли) и хемосинтезирующие бактерии (серобактерии, водородные бактерии, железобактерии, нитрифицирующие бактерии).

    2.Консументы – потребляют уже готовые органические вещества (гетеротрофы)
    Консументы 1 порядка - это травоядные (фитофаги), питающиеся продуцентами.
    Например: корова, насекомые, мышь-полевка, олень и др.
    Консументы 2 порядка - это плотоядные (зоофаги), которые питаются консументами 1 порядка.
    Например: орел, волк, тигр, лев.
    Консументы 3 порядка - могут съесть консументов 2 порядка (плотоядные).

    Всеядные животные (и растения кушают, и животных) могут быть консументами первого и второго порядка, а хищные - второго и третьего.

    3.Редуценты (деструкторы) - разрушители органических веществ, преобразующие их в неорганические (минеральные) – минерализуют вещества.
    Например: сапротрофные бактерии, грибы, а также питающиеся падалью и навозом животные.

    Ответ: 23221
    Показать решение
    Бесплатный интенсив

    Задача 16

    Установите соответствие между организмами и их образом жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ОРГАНИЗМЫ ОБРАЗ ЖИЗНИ
    A) актиния
    Б) шмель
    В) повилика
    Г) личинка майского жука
    Д) широкий лентец
    Е) красный коралл
    1) паразитический
    2) прикреплённый
    3) свободноживущий

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    Рассмотрим каждый из предложенных организмов и соответствующие им образы жизни:

    A) Актиния - это морское животное, которое прикрепляется к субстрату, следовательно, её образ жизни будет 2) прикреплённый.


    Б) Шмель - это насекомое, которое ведет свободный образ жизни, передвигаясь в поисках пищи, поэтому его образ жизни будет 3) свободноживущий.


    В) Повилика - это паразитическое растение, которое питается за счет других растений. Следовательно, его образ жизни будет 1) паразитический.


    Г) Личинка майского жука - это свободноживущий организм, который живет в почве и питается растениями, поэтому её образ жизни также будет 3) свободноживущий.


    Д) Широкий лентец - это паразитический червь, который живет в организме хозяина, значит, его образ жизни будет 1) паразитический.


    Е) Красный коралл - это колониальное морское животное, которое также прикреплено к субстрату, следовательно, его образ жизни будет 2) прикреплённый.


    Ответ: 231312
    Показать решение
    Бесплатный интенсив

    Задача 17

    Установите соответствие между типами организмов и ароморфозами, которые привели к их возникновению: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    АРОМОРФОЗЫ ТИПЫ ОРГАНИЗМОВ
    A) появление полостного пищеварения
    Б) дифференцировка клеток
    В) появление двусторонней симметрии тела
    Г) появление нервной системы диффузного типа
    Д) появление систем органов: пищеварительной, выделительной и половой
    1) Кишечнополостные
    2) Плоские черви

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    Ароморфоз (арогенез) – это очень крупные изменения, которые впервые возникли у большинства организмов и привели к повышению организации. У кишечнополостных впервые возникло полостное пищеварение, дифференцировка клеток и появление нервной системы диффузного типа. У плоских червей появилась двусторонняя симметрии тела и системы органов: пищеварительная, выделительная и половая.

    Ответ: 11212
    Показать решение
    Бесплатный интенсив

    Задача 18

    Установите соответствие между характеристикой экосистем и их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПЫ ЭКОСИСТЕМ
    A) отсутствие саморегуляции
    Б) длинные цепи питания
    В) незамкнутый круговорот веществ
    Г) Солнце — единственный источник энергии
    Д) искусственный отбор
    Е) значительное видовое разнообразие
    1) природная экосистема
    2) агроэкосистема

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    Естественная экосистема (биогеоценоз) - природная:

  • замкнутый круговорот
  • большое видовое разнообразие
  • разветвленные и длинные цепи питания
  • способна к саморегуляции и самовозобновлению
  • источник энергии - солнечный свет
  • устойчива

    Искусственная экосистема (агроценоз) - создана человеком:
  • незамкнутый (несбалансированный) круговорот – человек изымает часть веществ
  • низкое видовое разнообразие, преобладает монокультура
  • неразветвленные, короткие цепи питания
  • регуляция только через человека
  • источник энергии - солнечный свет + энергия человека (удобрения, прополка)
  • неустойчива

  • Ответ: 212121
    Показать решение
    Бесплатный интенсив

    Задача 19

    Установите соответствие между экосистемами и их особенностями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ОСОБЕННОСТИ ЭКОСИСТЕМЫ
    A) совместно обитает много видов
    Б) круговорот веществ сбалансированный
    В) преобладает один вид
    Г) неустойчивая система
    Д) цепи питания разветвлённые
    Е) требуется приток дополнительной энергии
    1) вишнёвый сад
    2) озеро

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    Вишнёвый сад - это искусственная экосистема (агроценоз) - создана человеком. Поэтому преобладает один вид (вишня), неустойчивая система, требуется приток дополнительной энергии (удобрения, прополка).

    Озеро - естественная экосистема (биогеоценоз) - природная. Cовместно обитает много видов, круговорот веществ сбалансированный, цепи питания длинные и разветвлённые.

    Ответ: 221121
    Показать решение
    Бесплатный интенсив

    Задача 20

    Установите соответствие между природными образованиями и типами вещества биосферы по классификации В. И. Вернадского: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ПРИРОДНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТИПЫ ВЕЩЕСТВА БИОСФЕРЫ
    A) почва
    Б) нефть
    В) илы
    Г) каменный уголь
    Д) кислород атмосферы
    1) биогенное
    2) биокосное

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Решение

    Вещества биосферы делятся на 4 группы:
    Живое вещество - все живые организмы (животные, растения, грибы, бактерии, вирусы).
    Биогенное вещество - создается в процессе жизнедеятельности организмов (нефть, торф, каменный уголь, известняк, мел, горючие сланцы, жемчуг, ракушки и скорлупа, природный газ, кислород).
    Косное (неживое) вещество - образуется без участия живых организмов (минералы, мрамор, гранит, кварц, глина, базальт, вулканические породы, гнейс).
    Биокосное вещество - результат совместной деятельности живого вещества и костного вещества (почва, ил, грунт водоемов, кора выветривания).

    Ответ: 21211
    Показать решение
    Бесплатный интенсив
    Показать еще
    • Без воды
    • Ламповая атмосфера
    • Крутые преподаватели

    ЕГЭ 2026: бесплатный курс
    по биологии

    На бесплатном демо-курсе ты:
    • Узнаешь, что такое геном, хромосомы и кариотип
    • Разберешься, как определять хромосомные наборы и никогда не ошибаться
    • Познакомимся со фазами митоза и мейоза и научимся их различать
    • Сможешь пользоваться печатными шпаргалками для обоснования фаз и типов деления в линии 24 и 27
    • Научишься решать задания № 3, 5, 6, 7, 8 в тестовой и №24 и 27 в письменной части
    Получи бесплатный демо-доступ
    Оставь заявку и займи место
    на бесплатном курсе Турбо ЕГЭ
    Нажимая на кнопку «Отправить», вы принимаете положение об обработке персональных данных.