Бесплатный интенсив по биологии
3 огненных вебинара, домашние задания, беседа курса, личный кабинет, связь с преподавателем и
многое другое.
Курс стартует 4 ноября.
Подробнее об интенсиве
Задание 19. Эволюция живой природы. Происхождение человека. Экосистемы и присущие имзакономерности. Биосфера. Установление соответствия. ЕГЭ 2025 по биологии
Задачи для практики
Задача 1
Установите соответствие между экологическими группами организмов по отношению к температуре и их представителями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ | ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ |
А) чёрная саламандра Б) комодский варан В) чёрный лебедь Г) прудовая лягушка Д) синий кит | 1) теплокровные 2) холоднокровные |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Холоднокровные – это такие животные, у которых температура тела определяется температурой окружающей их среды. К ним относятся рыбы, рептилии и амфибии. Когда снаружи очень холодно (или очень жарко), холоднокровные не могут функционировать. Теплокровные животные обладают способностью поддерживать свою внутреннюю температуру таким образом, что на их организм изменение температуры окружения не оказывает такого влияния.
Задача 2
Установите соответствие между видами экосистем и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ВИДЫ ЭКОСИСТЕМ |
А) болота Б) пруды В) рисовые чеки Г) луга Д) сады | 1) естественная 2) искусственная |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Естественные (природные) экосистемы. К ним относятся те комплексы, в которых круговорот веществ осуществляется без какого-либо вмешательства человека. Искусственные (антропогенные) экосистемы. Они созданы человеком и способны существовать только при его непосредственной поддержке.
Задача 3
Установите соответствие между группами морфологических адаптаций и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ГРУППЫ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ АДАПТАЦИЙ |
А) красно-чёрная божья коровка Б) зелёные кузнечики в траве В) ярко-полосатый шмель Г) песочно-жёлтые ящерицы в пустыне Д) белый песец на снегу | 1) покровительственная окраска 2) предостерегающая окраска |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Покровительственная окраска – это защитный окрас и форма животных, которые делают их обладателей незаметными в местах их обитания. По сути, это вид пассивной защиты от природных хищников. Покровительственная окраска сочетается с определенным поведением его владельца. Обычно животное скрывается на фоне, который соответствует его расцветке, кроме того, оно принимает и определенную позу. Например, многие бабочки располагаются на поверхности дерева таким образом, чтобы пятна на их крыльях совпали с пятнами на коре, а выпь, которая гнездится в камышах, в случае опасности вытягивает свое тело вдоль стеблей растений. Животные, имеющие яркую расцветку, хорошо заметны, они часто держатся открыто, в случае опасности не прячутся. Им нет необходимости быть осторожными, поскольку зачастую они бывают ядовитыми или несъедобными. Их предупреждающая окраска сигнализирует всем окружающим – не трогай. Чаще всего она включает в себя различные сочетания таких цветов: красный, черный, желтый, белый. В качестве примера можно привести ряд насекомых: осы, пчелы, шершни, божьи коровки, гусеницы махаона и т. д.; и животных: древолазы, саламандры. Например, слизь древолаза настолько ядовита, что ее употребляют для обработки наконечников стрел. Одна такая стрела может убить крупного леопарда.
Задача 4
Установите соответствие между типом вещества биосферы и его источниками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ИСТОЧНИКИ | ТИП ВЕЩЕСТВА БИОСФЕРЫ |
А) почва Б) торф В) ил Г) горные породы, образованные продуктами выбросов вулканов Д) известняк | 1) биогенное 2) косное 3) биокосное |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Биогенное вещество — это вещество, создаваемое и перерабатываемое живыми организмами. Оно представлено запасами каменного угля, битумов, известняков, нефти, сланцев, торфа, гумуса. Косное вещество образуется процессами, в которых живое вещество не участвует (абиогенное вещество). Оно может быть твердым, жидким, газообразным, например, вещество вулканического происхождения. Биокосное вещество создается одновременно живыми организмами и косными процессами. К нему относят океаническую и все другие воды биосферы, приземную атмосферу, почву.
Задача 5
Установите соответствие между группой органов по происхождению и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ГРУППА ОРГАНОВ |
А) спинной плавник касатки и акулы Б) ласт кита и крыло птицы В) крыло бабочки и крыло летучей мыши Г) передняя конечность крота и медведки Д) луковица тюльпана и клубень картофеля | 1) аналогичные 2) гомологичные |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Гомологичные органы — органы, сходные между собой по происхождению, строению, но выполняющие разные функции. Появление их — результат дивергенции. Аналогичные органы — органы и части животных или растений, сходные в известной мере по внешнему виду и выполняющие одинаковую функцию, но различные по строению и происхождению.
Задача 6
Установите соответствие между сходствами и различиями человека и человекообразных обезьян и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ |
А) наличие извилин коры больших полушарий Б) забота о потомстве В) S-образный позвоночник Г) сводчатая стопа Д) резус-фактор и группы крови Е) противопоставление большого пальца остальным | 1) сходства 2) различия |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Сходства: крупный размер тела, отсутствие хвоста, сходные формы ушной раковины, жевательных поверхностей коренных зубов, 4 группы крови, 5 долей в легких, 7-8 сосочков в почке, червеобразный отросток, сходные заболевания (СПИД, сифилис, проказа), сходная мимика, сложное поведение, 46 хромосом у человека, 48 у понгида, 91% генов одинаковы у человека и шимпанзе. Отличия 1) Скелет: в связи с большим объемом мозга мозговая часть черепа больше лицевой, в связи с прямохождением, сводчатая стопа, расширенный таз, изгибы в позвоночнике (S-образный позвоночник), грудная клетка расширена в стороны, в связи с трудовой деятельностью большой палец руки хорошо развит и сильнее противопоставлен остальным пальцам, в связи с речью развит подбородок 2) Объем мозга в 2 раза больше, объем коры в 3 раза больше за счет извилин. Благодаря этому человек может вырабатывать вторую сигнальную систему, т.е. способность оперировать словами-понятиями, отделенными от конкретных предметов. (Например, слово «стол» обозначает понятие, которому может соответствовать множество очень разных предметов.) Вторая сигнальная система не врожденная, она формируется в процессе обучения человека в детском возрасте. Таким образом, для формирования человека обязательно требуется общество.
Задача 7
Установите соответствие между видами экосистем и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ВИДЫ ЭКОСИСТЕМ |
А) преобладание монокультуры Б) способна к саморегуляции В) короткие пищевые цепи Г) богатое видовое разнообразие Д) активно действуют факторы эволюции Е) незамкнутые «разорванные» круговороты веществ | 1) поле пшеницы 2) лес |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Поле пшеницы – это искусственная экосистема, поэтому ей присущи признаки: преобладание монокультуры (т.е. один вид – пшеница), в связи с низким видовым разнообразием короткие пищевые цепи и невозможность саморегуляции. Лес – это естественная экосистема, поэтому для неё характерно высокое видовое разнообразие, разветвленные пищевые цепи и устойчивость системы., способность ку саморегуляции.
Задача 8
Установите соответствие между видами адаптаций и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ВИДЫ АДАПТАЦИЙ |
А) запасание жировой ткани в горбах верблюда Б) способность некоторых животных притворяться мёртвыми при опасности В) впадение животных в анабиоз Г) учащение дыхания у собак для увеличения теплоотдачи Д) изменение сроков суточной активности Е) собирание в группы стаи пингвинов в сильные морозы | 1) физиологические 2) поведенческие |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Приспособление физиологическое – это изменение ряда химических процессов, происходящих внутри организма. Выделение цветами сильного запаха для привлечения насекомых способствует запылению. Состояние анабиоза, в которое способны входить простейшие организмы, позволяет им сохранять жизнедеятельность через многие годы. Старейшая способная к размножению бактерия имеет возраст 250 лет. Накопление подкожного жира, который преобразуется в воду, у верблюдов. С психологическим фактором больше связаны примеры адаптации человека. Поведенческие характеристики свойственны флоре и фауне. Так, в процессе эволюции изменение температурного режима заставляет некоторых животных впадать в спячку, птиц – улетать на юг, чтобы возвратиться весной, деревья – сбрасывать листву и замедлять движение соков. Инстинкт выбора наиболее подходящего партнера для продолжения рода движет поведением животных в брачный период. Некоторые северные лягушки и черепахи полностью замерзают на зиму и оттаивают, оживают с наступлением тепла.
Задача 9
Установите соответствие между организмами и уровнями их обмена веществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ | УРОВЕНЬ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ |
А) скат-хвостокол Б) казуар шлемоносный В) ласточка городская Г) лягушка-древолаз Д) плотва обыкновенная Е) медведь бурый | 1) холоднокровность 2) теплокровность |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Теплокровные животные имеют постоянную устойчивую температуру тела, которая не зависит от температуры окружающей среды. У холоднокровных животных температура тела изменяется в зависимости от температуры окружающей среды. Теплокровными животными являются млекопитающие и птицы. Все остальные позвоночные (земноводные, пресмыкающиеся, рыбы) и все беспозвоночные являются холоднокровными. У холоднокровных животных медленнее протекают процессы обмена веществ - в 20-30 раз медленнее, чем у теплокровных! Поэтому температура их тела выше температуры окружающей среды максимум на 1-2 градуса. Холоднокровные животные деятельны только в теплое время года. Когда температура снижается, то у холоднокровных животных снижается скорость движения (вы, наверно, замечали, "сонных" мух, пчел или бабочек осенью?) На зиму они впадают в состояние анабиоза, то есть в спячку.
Задача 10
Установите соответствие между эрами и событиями, которые для них характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | ЭРЫ |
А) возникновение прокариот Б) возникновение двусторонней симметрии В) распространение зелёных одноклеточных водорослей Г) появление фотосинтеза, аэробного дыхания Д) возникновение всех типов беспозвоночных животных Е) появление цианобактерий | 1) архей 2) протерозой |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Архейская эра. Первые живые организмы на Земле появились по разным данным 3,8-3,2 млрд лет назад. Это были прокариотические гетеротрофные анаэробы (доядерные, питающиеся готовыми органическими веществами, не нуждающиеся в кислороде). Они жили в первичном океане и питались растворенными в его воде органическими веществами, созданными абиогенно из неорганических веществ под действием энергии ультрафиолетовых лучей Солнца и грозовых разрядов. С течением времени гетеротрофы сильно размножились и им стало не хватать абиогенно созданного органического вещества. Тогда возникли прокариотические автотрофные анаэробы. Они могли синтезировать органические вещества из неорганических самостоятельно сначала посредством хемосинтеза, а затем — фотосинтеза. Сначала эукариоты были одноклеточными, а затем появились первые многоклеточные организмы. Переход к многоклеточности у растений, животных и грибов произошел независимо друг от друга. Протерозойская эра. Появление многоклеточных еще более ускорило эволюцию и за относительно короткий период (в геологическом масштабе времени) появились различные виды живых организмов, приспособленные к разным условиям существования. Новые формы жизни занимали и формировали все новые экологические ниши в разных областях и глубинах океана. В породах возрастом 580 млн лет уже имеются отпечатки существ с твердыми скелетами и поэтому изучать эволюцию с этого периода гораздо легче. Твердые скелеты служат опорой для тел организмов и способствуют увеличению их размеров. К концу протерозойской эры (570 млн лет назад) сложилась система продуценты-консументы и сформировался кислородно-углеродный биогеохимический круговорот веществ.
Задача 11
Установите соответствие между организмами и типом их взаимоотношений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ | ТИП ВЗАИМООТНОШЕНИЙ |
А) клещ — собака Б) лошадь — личинка овода В) клевер — шмель Г) акула — рыба-прилипала Д) медуза — мальки рыб Е) термиты — жгутиковые простейшие | 1) симбиоз 2) комменсализм 3) паразитизм |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Симбиоз — форма тесных взаимоотношений между организмами разных видов, при которой хотя бы один из них получает для себя пользу. Например: клевер за счет шлемя опыляется, а шмель получает питание - пыльцу. Комменсализм - это тип отношений между двумя живыми организмами, в которых один организм получает выгоду от другого, не навредив ему, но и не принося пользы. Паразитизм - форма взаимоотношений между организмами различных видов, из которых один (паразит) использует другого (хозяина) в качестве среды обитания и источника питания, нанося ему вред.
Задача 12
Установите соответствие между организмами и их образом жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ | ОБРАЗ ЖИЗНИ |
А) красный коралл Б) наездник В) спорынья Г) кит Д) ришта Е) вольвокс | 1) паразитический 2) колониальный 3) свободноживущий |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Паразитический образ жизни ведут организмы, которые питаются за счет хозяина: ришта, спорынья. Колониальный образ жизни ведут животные, которые выполняют определенные обязанности в своем сообществе: полип, вольвокс. Свободноживущие организмы могут жить одиночно и их жизнь независим от сородичей: наездник, кит.
Задача 13
Установите соответствие между признаками черёмухи и критериями вида: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ ЧЕРЁМУХИ | КРИТЕРИИ ВИДА |
А) небольшое дерево, высотой от 8 до 13 м Б) растёт на влажных почвах в лесах, сырых оврагах В) цветёт в мае — июне, опыляется насекомыми Г) в состав плодов входят дубильные вещества, сахар, яблочная и лимонная кислоты, эфирное масло Д) плоды — чёрные блестящие костянки в диаметре до 1 см Е) в лесу, где растёт черёмуха, воздух всегда чистый, так как растение выделяет сильные фитонциды, содержащие синильную кислоту | 1) морфологический 2) экологический 3) биохимический |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Морфологический критерий отражает совокупность характерных признаков внешнего строения. Например, виды клевера различаются по окраске соцветий, форме и окраске листьев. Этот критерий относительный. В пределах вида особи могут заметно различаться по строению. Эти различия зависят от пола (половой диморфизм), стадии развития, стадии в цикле размножения, условий среды обитания, принадлежности к сортам или породам. Биохимический критерий отражает характерный химический состав тела и обмен веществ. Это самый ненадежный критерий. Нет веществ или биохимических реакций, характерных только для определенного вида. Особи одного вида могут значительно различаться по этим показателям. Экологический критерий — это совокупность характерных факторов среды, необходимых для существования вида. Каждый вид может обитать в той среде, где климатические условия, особенности почвы, характер рельефа и источники пищи соответствуют его пределам толерантности. Но в этих же условиях среды могут обитать и организмы других видов. Выведение человеком новых пород животных и сортов растений показало, что особи одного вида (дикие и окультуренные) могут жить в сильно различающихся условиях среды. Это доказывает относительный характер экологического критерия.
Задача 14
Установите соответствие между организмами и функциональными группами, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ | ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ |
А) клевер Б) клоп вредная черепашка В) степной орёл Г) шмель Д) злаки Е) лисица | 1) производители 2) консументы I порядка 3) консументы III порядка |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Производители – это растения, т.к. они образуют органические вещества из неорганических. Консументы 1 порядка – это растительноядные животные. Консументы 2 порядка – это животные хищники, которые питаются консументами 1 порядка.
Задача 15
Установите соответствие между формой естественного отбора и примером, который её иллюстрирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР | ФОРМА ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА |
А) на океанских островах встречаются летающие и бескрылые формы насекомых Б) наличие в водоёме быстро и медленно растущих рас хищных рыб В) длина ушей у зайцев Г) существование латимерии в течение миллионов лет Д) наличие высокорослой и карликовой форм берёзы Е) наличие бабочек берёзовой пяденицы со светлой и тёмной окрасками крыльев | 1) стабилизирующий 2) дизруптивный |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Стабилизирующий отбор — естественный отбор, действие которого направлено против особей, имеющих крайние отклонения от средней нормы, в пользу особей со средней выраженностью признака. Действует в постоянных условиях среды. Направлен на поддержание ранее сложившегося среднего признака или свойства. Сохраняет приспособленность вида, устраняя резкие отклонения выраженности признака от средней нормы, тем самым предохраняет сложившийся генотип от разрушающего действия мутационного процесса. Отбор в пользу средних значений был обнаружен по множеству признаков. Примеры: гибель во время сильной бури птиц, имеющих слишком короткие и слишком длинные крылья; более частая гибель при рождении или в первые недели жизни новорожденных млекопитающих с очень низким и очень высоким весом, сохранение в популяциях зайцев особей с оптимальной длиной конечностей; сохранение у растений, опыляющихся насекомыми, определённого строения цветка, соответствующего размерам насекомых; существование реликтовых видов организмов, сохранившихся в неизменном виде на протяжении миллионов лет (кистеперая рыба латимерия, гинкго, гаттерия и др.). Дизруптивный (разрывающий) отбор — естественный отбор, при котором сохраняются крайние варианты признака, а убираются его средние значения. В результате может появиться несколько новых форм из одной исходной. Дизруптивный отбор способствует возникновению и поддержанию разнообразия популяций. Он приводит к дивергенции (расхождению признаков) и образованию нескольких видов из одного исходного. Примеры: формирование на сенокосных лугах двух рас погремка — раннецветущей и позднецветущей; существование весенних и осенних форм и видов грибов из-за повторяющейся в середине лета засухи; возникновение разных подвидов и видов синиц в связи с пищевой специализацией; возникновение разных видов клевера.
Задача 16
Установите соответствие между видом отбора и примером, который его иллюстрирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР | ВИД ОТБОРА |
А) зелёная окраска кузнечика Б) порода кроликов с шиншилловой окраской В) длинная шея у жирафа Г) привязанность собак к человеку Д) плавательная перепонка между пальцами у гусей Е) высокая яйценоскость у кур | 1) естественный 2) искусственный |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Естественный отбор происходит в природе, без участия человека, он не контролируемый и зависит только от условий среды и способностей организмов. Примерами такого отбора являются: окрас кузнечика (особенность которая появилась в связи с окружающими условиями среду), длинная шея у жирафа (он её приобрел из-за условий питания), плавательная перепонка у гусей (приспособление для купания). Искусственный отбор проводит человек, контролируя его он сохраняет только нужные ему признаки организмов. Например: выведение новых пород животных, их одомашнивание.
Задача 17
Установите соответствие между организмами и трофическими уровнями, на которых они находятся в экосистеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМ | ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ |
А) косуля Б) певчий дрозд В) жужелица Г) жук-типограф Д) личинка капустной белянки Е) жаба обыкновенная | 1) консументы первого порядка 2) консументы второго порядка |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Консументы первого порядка - это растительноядные животные. К ним относятся: косуля, личинка капустной белянка, жук-типограф. К консументам второго порядка относятся хищные животные, которые поедают консументов второго порядка. Это дрозд, жужелица, жаба.
Задача 18
Установите соответствие между видами отбора и примерами, которые их иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ВИДЫ ОТБОРА |
А) различные породы овец (романовская шубная, тонкорунная порода советский меринос, гиссарская курдючная и др.) Б) половое размножение боярышника В) обычные, штамбовые и крупноплодные сорта малины Г) породы домашних кошек (абиссинская, бенгальская, норвежская лесная и др.) Д) мозоли у верблюдов Е) колокольчик карпатский, колокольчик крапиволистный, колокольчик скученный | 1) естественный 2) искусственный |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Естественный отбор производит сама природа, он не контролируется человеком. При таком отборе выживает организм с самыми оптимальными признаками для существования. Например: половое размножение у боярышника, которое позволило более эффективно размножаться данному виду, мозоли у верблюдов, появление которых позволяет переносить неблагоприятные условия пустынь, появление разных видов в одном семействе (колокольчик карпатский, колокольчик крапиволистный, колокольчик скученный). Искусственный отбор производит человек, поэтому и контролирует его. Он сохраняет особи, которые отличаются признаками необходимыми для человека. Примерами такого отбора являются: появление различных пород овец, кошек и сортов растений.
Задача 19
Установите соответствие между типами взаимоотношений и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ТИП ВЗАИМООТНОШЕНИЙ |
А) лисица — блоха Б) клевер — шмель В) краб — саккулина Г) берёза — подберёзовик Д) рак-отшельник — актиния Е) ястреб — пухоед | 1) симбиоз 2) паразитизм |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Симбиоз — форма тесных взаимоотношений между организмами разных видов, при которой хотя бы один из них получает для себя пользу. В природе встречается широкий спектр примеров взаимовыгодного симбиоза: клевер и шмель (клевер опыляется шмелем, а шмель получает питание), береза - подберезовик, рак-отшельник – актиния. Паразитизм – это такой вид взаимосвязей между различными видами, при котором один из них (паразит) более или менее длительное время использует другого (хозяина) как источник питания и среду обитания, частично или полностью возлагает на него регуляцию своих взаимоотношений с окружающей средой. Паразитизм встречается среди различных групп организмов: лисица – блоха, краб — саккулина, ястреб — пухоед.
Задача 20
Установите соответствие между примерами и видами доказательств эволюции, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР | ВИД ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ |
А) формы, последовательно сменявшие друг друга в процессе эволюции Б) органы, сходные по строению и происхождению, но выполняющие разные функции В) сходство зародышей позвоночных на ранних этапах эмбриогенеза Г) развитие организма из зиготы Д) ископаемые остатки организмов Е) появление у организмов признаков, свойственных их далёким предкам | 1) палеонтологические 2) сравнительно-анатомические 3) эмбриологические |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Дарвин считал, что именно палеонтология, изучающая ископаемые остатки прежних обитателей Земли, должна дать наиболее веские доказательства в пользу эволюции. Современная наука имеет огромное количество ископаемых организмов, которые доказывают эволюцию органического мира. После выхода в свет работ Дарвина сравнительная анатомия получила толчок к развитию и в свою очередь внесла значительный вклад в развитие дарвинизма. Большую роль сыграло установление гомологичности органов. Гомологичные органы могут выполнять различные функции и в связи с этим несколько разниться в строении, но построены по одному плану и развиваются из одних и тех же зародышевых зачатков. В отличие от гомологичных, аналогичные органы могут быть сходны по строению, так как выполняют однородные функции, но не имеют общего плана строения общего происхождения. Примерами их могут быть крыло насекомого и крыло птицы, жабры ракообразных и жабры рыбы. Еще до выхода в свет основного труда Дарвина академик Российской Академии наук К.М.Бэр установил, что эмбрионы различных животных имеют большее сходство между собой, чем взрослые формы. В этой закономерности Дарвин видел важное доказательство эволюции. Он считал, что в зародышевом развитии должны повторяться признаки предков. В после дарвиновский период связь онтогенеза с филогенезом была подтверждена многочисленными исследованиями. Русские ученые А.О.Ковалевский и И.И.Мечников установили, что у всех многоклеточных (беспозвоночных, начиная с червей и позвоночных) закладывается три зародышевых листка, из которых далее формируются все органы. Это подтверждает единство происхождения всего животного мир.