Задание 18. Биосфера. ЕГЭ 2020 по биологии

За это задание ты можешь получить 2 балла. Уровень сложности: повышенный.
Средний процент выполнения: 60.7%
Ответом к заданию 18 по биологии может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.

Задачи для практики

Задача 1

Установите соответствие между экологическими группами организмов по отношению к температуре и их представителями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ
А) чёрная саламандра
Б) комодский варан
В) чёрный лебедь
Г) прудовая лягушка
Д) синий кит
1) теплокровные
2) холодокровные

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Холоднокровные – это такие животные, у которых температура тела определяется температурой окружающей их среды. К ним относятся рыбы, рептилии и амфибии. Когда снаружи очень холодно (или очень жарко), холоднокровные не могут функционировать. Теплокровные животные обладают способностью поддерживать свою внутреннюю температуру таким образом, что на их организм изменение температуры окружения не оказывает такого влияния.

Ответ: 22121
Показать решение

Задача 2

Установите соответствие между видами экосистем и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ВИДЫ ЭКОСИСТЕМ
А) болота
Б) пруды
В) рисовые чеки
Г) луга
Д) сады
1) естественная
2) искусственная

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Естественные (природные) экосистемы. К ним относятся те комплексы, в которых круговорот веществ осуществляется без какого-либо вмешательства человека. Искусственные (антропогенные) экосистемы. Они созданы человеком и способны существовать только при его непосредственной поддержке.

Ответ: 12212
Показать решение

Задача 3

Установите соответствие между типом вещества биосферы и его источниками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ИСТОЧНИКИ ТИП ВЕЩЕСТВА БИОСФЕРЫ
А) почва
Б) торф
В) ил
Г) горные породы, образованные продуктами выбросов вулканов
Д) известняк
1) биогенное
2) косное
3) биокосное

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Биогенное вещество — это вещество, создаваемое и перерабатываемое живыми организмами. Оно представлено запасами каменного угля, битумов, известняков, нефти, сланцев, торфа, гумуса. Косное вещество образуется процессами, в которых живое вещество не участвует (абиогенное вещество). Оно может быть твердым, жидким, газообразным, например, вещество вулканического происхождения. Биокосное вещество создается одновременно живыми организмами и косными процессами. К нему относят океаническую и все другие воды биосферы, приземную атмосферу, почву.

Ответ: 31321
Показать решение

Задача 4

Установите соответствие между видами экосистем и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЫ ЭКОСИСТЕМ
А) преобладание монокультуры
Б) способна к саморегуляции
В) короткие пищевые цепи
Г) богатое видовое разнообразие
Д) активно действуют факторы эволюции
Е) незамкнутые «разорванные» круговороты веществ
1) поле пшеницы
2) лес

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Поле пшеницы – это искусственная экосистема, поэтому ей присущи признаки: преобладание монокультуры (т.е. один вид – пшеница), в связи с низким видовым разнообразием короткие пищевые цепи и невозможность саморегуляции. Лес – это естественная экосистема, поэтому для неё характерно высокое видовое разнообразие, разветвленные пищевые цепи и устойчивость системы., способность ку саморегуляции.

Ответ: 121221
Показать решение

Задача 5

Установите соответствие между организмами и уровнями их обмена веществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ УРОВЕНЬ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ
А) скат-хвостокол
Б) казуар шлемоносный
В) ласточка городская
Г) лягушка-древолаз
Д) плотва обыкновенная
Е) медведь бурый
1) холоднокровность
2) теплокровность

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Теплокровные животные имеют постоянную устойчивую температуру тела, которая не зависит от температуры окружающей среды. У холоднокровных животных температура тела изменяется в зависимости от температуры окружающей среды. Теплокровными животными являются млекопитающие и птицы. Все остальные позвоночные (земноводные, пресмыкающиеся, рыбы) и все беспозвоночные являются холоднокровными. У холоднокровных животных медленнее протекают процессы обмена веществ - в 20-30 раз медленнее, чем у теплокровных! Поэтому температура их тела выше температуры окружающей среды максимум на 1-2 градуса. Холоднокровные животные деятельны только в теплое время года. Когда температура снижается, то у холоднокровных животных снижается скорость движения (вы, наверно, замечали, "сонных" мух, пчел или бабочек осенью?) На зиму они впадают в состояние анабиоза, то есть в спячку.

Ответ: 122112
Показать решение

Задача 6

Установите соответствие между организмами и типом их взаимоотношений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ ТИП ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
А) клещ — собака
Б) лошадь — личинка овода
В) клевер — шмель
Г) акула — рыба-прилипала
Д) медуза — мальки рыб
Е) термиты — жгутиковые простейшие
1) симбиоз
2) комменсализм
3) паразитизм

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Симбиоз — форма тесных взаимоотношений между организмами разных видов, при которой хотя бы один из них получает для себя пользу. Например: клевер за счет шлемя опыляется, а шмель получает питание - пыльцу. Комменсализм - это тип отношений между двумя живыми организмами, в которых один организм получает выгоду от другого, не навредив ему, но и не принося пользы. Паразитизм - форма взаимоотношений между организмами различных видов, из которых один (паразит) использует другого (хозяина) в качестве среды обитания и источника питания, нанося ему вред.

Ответ: 331221
Показать решение

Задача 7

Установите соответствие между организмами и их образом жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ ОБРАЗ ЖИЗНИ
А) красный коралл
Б) наездник
В) спорынья
Г) ручейник
Д) ришта
Е) вольвокс
1) паразитический
2) колониальный
3) свободноживущий

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Паразитический образ жизни ведут организмы, которые питаются за счет хозяина: ришта, спорынья. Колониальный образ жизни ведут животные, которые выполняют определенные обязанности в своем сообществе: полип, вольвокс. Свободноживущие организмы могут жить одиночно и их жизнь независим от сородичей: наездник, ручейник.

Ответ: 231312
Показать решение

Задача 8

Установите соответствие между организмами и функциональными группами, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
А) клевер
Б) клоп вредная черепашка
В) степной орёл
Г) шмель
Д) злаки
Е) лисица
1) производители
2) консументы I порядка
3) консументы III порядка

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Производители – это растения, т.к. они образуют органические вещества из неорганических. Консументы 1 порядка – это растительноядные животные. Консументы 2 порядка – это животные хищники, которые питаются консументами 1 порядка.

Ответ: 123213
Показать решение

Задача 9

Установите соответствие между организмами и трофическими уровнями, на которых они находятся в экосистеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗМ ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
А) косуля
Б) певчий дрозд
В) жужелица
Г) жук-типограф
Д) личинка капустной белянки
Е) жаба обыкновенная
1) консументы первого порядка
2) консументы второго порядка

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Консументы первого порядка - это растительноядные животные. К ним относятся: косуля, личинка капустной белянка, жук-типограф. К консументам второго порядка относятся хищные животные, которые поедают консументов второго порядка. Это дрозд, жужелица, жаба.

Ответ: 122112
Показать решение

Задача 10

Установите соответствие между типами взаимоотношений и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ТИП ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
А) лисица — блоха
Б) клевер — шмель
В) краб — саккулина
Г) берёза — подберёзовик
Д) рак-отшельник — актиния
Е) ястреб — пухоед
1) симбиоз
2) паразитизм

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Симбиоз — форма тесных взаимоотношений между организмами разных видов, при которой хотя бы один из них получает для себя пользу. В природе встречается широкий спектр примеров взаимовыгодного симбиоза: клевер и шмель (клевер опыляется шмелем, а шмель получает питание), береза - подберезовик, рак-отшельник – актиния. Паразитизм – это такой вид взаимосвязей между различными видами, при котором один из них (паразит) более или менее длительное время использует другого (хозяина) как источник питания и среду обитания, частично или полностью возлагает на него регуляцию своих взаимоотношений с окружающей средой. Паразитизм встречается среди различных групп организмов: лисица – блоха, краб — саккулина, ястреб — пухоед.

Ответ: 212112
Показать решение

Задача 11

Установите соответствие между обитателями водной экосистемы и функциональной группой, к которой они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОБИТАТЕЛИ ВОДНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА ЭКОСИСТЕМЫ
А) ламинария
Б) устрица
В) порфира
Г) фукус
Д) креветка
Е) медуза корнерот
1) консументы
2) продуценты

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Продуценты – это организмы производящие органические вещества: ламинария, порфира, фукус (все это водоросли). Консументы – это организмы, питающиеся готовыми органическими веществами: устрица, креветка, медуза.

Ответ: 212211
Показать решение

Задача 12

Установите соответствие между организмами и средой, в которой происходит их размножение: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ СРЕДА, В КОТОРОЙ ПРОИСХОДИТ РАЗМНОЖЕНИЕ
А) гиппопотам
Б) болотная черепаха
В) синий кит
Г) пингвин императорский
Д) осётр русский
Е) тритон гребенчатый
1) вода
2) суша

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

В водной среде происходит размножение животных, которые либо полностью проводят в ней жизнь (рыбы - осетр, водные млекопитающие - кит) или только её часть (земноводные - тритон). На суше размножаются большинство млекопитающих – гиппопотам, пресмыкающиеся – черепаха и птицы – пингвин.

Ответ: 221211
Показать решение

Задача 13

Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
А) скашивание травы
Б) вырубка леса
В) сель
Г) отстрел животных
Д) тропический шторм
Е) засуха
1) природный
2) антропогенный

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Любые воздействия человека на живые организмы, всю окружающую среду — это антропогенные факторы. Примеры: скашивание травы, вырубка леса, отстрел животных. Факторы, которые не зависят от деятельности человека и возникают только по причине естественного (природного) характера – это природные факторы. примеры: засуха, шторм, сель (грязекаменный поток в горах из-за продолжительных дождей).

Ответ: 221211
Показать решение

Задача 14

Установите соответствие между адаптациями и группами растений, которым свойственны эти адаптации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

АДАПТАЦИИ ГРУППЫ РАСТЕНИЙ
А) крупные, тонкие листья
Б) мелкие листья
В) сильно ветвящиеся побеги
Г) листья располагаются горизонтально
Д) значительное количество пигментов в листьях
Е) листья с меньшим количеством устьиц
1) светолюбивые
2) тенелюбивые

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Светолюбивые или гелиофиты, – растения открытых, постоянно хорошо освещаемых местообитаний. Тенелюбивые сциофиты, – растения нижних ярусов тенистых лесов, пещер и глубоководные растения; они плохо переносят сильное освещение прямыми солнечными лучами. Гелиофиты часто имеют побеги с укороченными междоузлиями, сильно ветвящиеся, нередко розеточные. Листья гелиофитов обычно мелкие или с рассеченной листовой пластинкой, с толстой наружной стенкой клеток эпидермы, нередко с восковым налетом или густым опушением. Листья у сциофитов располагаются горизонтально, нередко хорошо выражена листовая мозаика. Листья темнозеленые, более крупные и тонкие. Устьиц у сциофитов гораздо меньше, чем у светолюбивых растений.

Ответ: 211212
Показать решение

Задача 15

Установите соответствие между растениями и экологическими группами, к которым они принадлежат: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

РАСТЕНИЯ ГРУППЫ РАСТЕНИЙ
А) тростник
Б) алоэ
В) ковыль
Г) кувшинка
Д) саксаул
Е) рдест
1) гидрофиты
2) ксерофиты

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Гидрофиты - водные растения, прикреплённые к грунту и погружённые в воду только нижними частями. Обитают по берегам рек, озёр, прудов и морей, а также на болотах и заболоченных лугах. К ним относятся: тростник, кувшинка, рдест. Ксерофиты - растения сухих мест обитания, способные переносить продолжительную засуху и воздействие высоких температур. К ним относятся: алоэ, ковыль, саксаул.

Ответ: 122121
Показать решение

Задача 16

Установите соответствие между примерами и антропогенными факторами, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ
А) скашивание травы
Б) вырубка леса
В) загрязнение окружающей среды
Г) отстрел животных
Д) разрушение местообитаний животных
Е) беспокойство
1) прямого воздействия
2) косвенного воздействия

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Прямое воздействие — это любой вид непосредственного вторжения человека в биогеоценозы: строительство поселений, дорог, использование земель в сельскохозяйственном производстве, ведение лесозаготовок, охотничьего или рыболовецкого промысла, добыча полезных ископаемых, промышленное производство и др. Все это ведет к перерождению биогеоценозов и сужению разнообразия биологических видов, а также к накоплению загрязнений в природной среде. Косвенные влияния состоят в изменении среды обитания растений при осушении болот, удобрении лугов, подтоплении, связанном с организацией водохранилищ, при разработке торфяников и т. д. В последние десятилетия чрезвычайно действенным фактором изменения среды для растений служат загрязнения почвы, воздуха и воды в результате производственной деятельности человека.

Ответ: 112122
Показать решение

Задача 17

Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
А) землетрясения
Б) высота местности над уровнем моря
В) извержения вулканов
Г) крутизна местности
Д) движение ледников
Е) экспозиция местности
1) геологический
2) орографический (рельеф)

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Геологический фактор определяется глобальными изменениями в структуре Земли, он вызван внутренними силами планеты. Это землетрясения, извержение вулканов, движение покровных ледников. Орографический фактор определяется изменениями и характеристикой рельефа. Это: высота, крутизна и экспозиция местности.

Ответ: 121212
Показать решение

Задача 18

Установите соответствие между примерами и типами адаптаций, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР ТИП АДАПТАЦИЙ
А) мимикрия
Б) брачные игры
В) видоизменение корней
Г) впадение в спячку
Д) строительство убежищ
Е) яркая окраска цветков
1) морфологические
2) поведенческие

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Морфологические адаптации связаны с изменением строения тела. Например, появление перепонок между пальцами ног у водоплавающих животных (амфибий, птиц и др.), густого шерстного покрова у северных млекопитающих, длинных ног и длинной шеи у болотных птиц, гибкого тела у норных хищников (например, у ласки). Мимикрия — это окраска и форма тела у безобидных животных, подражающие их ядовитым собратьям. Например, некоторые не ядовитые змеи похожи на ядовитых. Цикады и сверчки напоминают крупных муравьев. Поведенческие адаптации связаны с изменением поведения организма: брачные игры, спячка, обустройство жилищ.

Ответ: 121221
Показать решение

Задача 19

Установите соответствие между примерами и типами сукцессий, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР ТИП СУКЦЕССИЙ
А) формирование биоценоза на склоне после оползня
Б) восстановление биоценоза после пожара
В) изменение биоценоза после осушения болота
Г) эвтрофикация (зарастание) водоёма
Д) формирование биоценоза на застывшей вулканической лаве
Е) появление озера в результате падения метеорита
1) первичные
2) вторичные

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Если развитие сообществ идет на вновь образовавшихся, ранее не заселенных местообитаниях (субстратах), где растительность отсутствовала — на песчаных дюнах, застывших потоках лавы, породах, обнажившихся в результате эрозии или отступления льдов, то такая сукцессия называется первичной. Если на определенной местности ранее существовала растительность, но по каким-либо причинам она была уничтожена, то ее естественное восстановление называется вторичной сукцессией. К таким сукцессиям может привести, например, частичное уничтожение леса болезнями, ураганом, извержением вулкана, землетрясением либо пожаром. Восстановление лесного биоценоза после таких катастрофических воздействий происходит в течение длительного времени. Примером вторичной сукцессии является образование торфяного болота при зарастании озера. Изменение растительности на болоте начинается с того, что края водоема зарастают водными растениями. Влаголюбивые вилы растений (камыш, тростник, осока) начинают разрастаться вблизи берегов сплошным ковром. Постепенно на поверхности воды создается более или менее плотный слой растительности. Отмершие остатки растений накапливаются на дне водоема. Из-за малого количества кислорода в застойных водах растения медленно разлагаются и постепенно превращаются в торф. Начинается формирование болотного биоценоза.

Ответ: 122211
Показать решение

Задача 20

Установите соответствие между экологической проблемой и её масштабом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА МАСШТАБ
А) зарастание озера
Б) снижение биологического разнообразия
В) парниковый эффект
Г) загрязнение города
Д) разрушение озонового слоя
Е) распашка целинного поля
1) глобальный
2) локальный

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Глобальных характер носят проблемы, которые затрагивают все планету: снижения видового разнообразия (приведет к исчезновению видов), разрушение озонового слоя (приведет к изменению климата), парниковый эффект (вызывает глобальное потепление). Локальные проблемы затрагивают только отдельные территории (озеро, город, поле).

Ответ: 211212
Показать решение
Показать еще

Готовим к ЕГЭ на 85+ баллов и побеждаем лень

Каждый месяц 12 онлайн-занятий в дружелюбной атмосфере + 16 домашних работ с жесткими сроками.
Не готовишься — вылетаешь.

Подробнее о курсе