Задание 17. Эволюция живой природы. ЕГЭ 2026 по биологии
Средний процент выполнения: 85.6%
Ответом к заданию 17 по биологии может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.
Подпишись на суперполезные материалы
Задачи для практики
Задача 1
Выберите три предложения, в которых даны описания особенностей дизруптивной формы естественного отбора. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1)Отбор происходит в неоднородной среде. (2)Норма реакции разрывается. (3)Норма реакции расширяется и преимущество получают особи с более широкой нормой реакции. (4)Особи со средним значением признака вытесняются, остаются особи с крайними значениями признака (и в сторону увеличения, и в сторону уменьшения). (5)Норма реакции сужается, остаются особи со средним значением признака. (6)Формируются две или несколько популяций с новыми нормами реакции (полиморфизм). (7)Остаются особи, обладающие крайним значением признака (либо в сторону увеличения значения признака, либо в сторону уменьшения).
Решение
Дизруптивная форма естественного отбора — это процесс, при котором в популяции преимущество получают особи с крайними значениями признака, а особи со средним значением вытесняются. Разберём каждое утверждение:
1. Отбор происходит в неоднородной среде. Это утверждение корректно описывает условия, при которых действует дизруптивный отбор, так как разная среда способствует развитию крайних значений признака. Однако в данном случае акцент делается на особенностях отбора, а не на его условиях, поэтому это утверждение не подходит.
2. Норма реакции разрывается. Это утверждение верно. В процессе дизруптивного отбора среднее значение признака теряет адаптивное преимущество, и норма реакции разрывается на крайние значения.
3. Норма реакции расширяется и преимущество получают особи с более широкой нормой реакции. Это утверждение неверно, так как расширение нормы реакции не связано с дизруптивным отбором.
4. Особи со средним значением признака вытесняются, остаются особи с крайними значениями признака (и в сторону увеличения, и в сторону уменьшения). Это утверждение верно. Оно отражает основную суть дизруптивного отбора: вытеснение особей с промежуточными значениями и преимущество крайних значений признака.
5. Норма реакции сужается, остаются особи со средним значением признака. Это утверждение неверно, так как такое описание характерно для стабилизирующего отбора, а не дизруптивного.
6. Формируются две или несколько популяций с новыми нормами реакции (полиморфизм). Это утверждение верно. В результате дизруптивного отбора могут появляться несколько популяций с разными крайними значениями признака, что приводит к полиморфизму.
7. Остаются особи, обладающие крайним значением признака (либо в сторону увеличения значения признака, либо в сторону уменьшения). Это утверждение описывает действие направленного отбора, а не дизруптивного, где преимущество получают обе крайности.
Итак, правильный ответ: 2, 4, 6.
Задача 2
Выберите три предложения, в которых даны описания признаков экологического критерия вида Смородина красная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Смородина — ветвистый кустарник с тёмно-бурыми стеблями высотой 1–2 метра. (2)Произрастает по береговым зарослям, во влажных лиственных, смешанных и хвойных лесах и по их окраинам, в ольшаниках, по берегам рек, озёр, по окраинам болот и на влажных пойменных лугах, одиночно и небольшими зарослями. (3)Растение предпочитает хорошо освещённые места, в затенённых местах реже цветёт. (4)Смородина хорошо растёт на рыхлых плодородных увлажнённых почвах, кислые почвы угнетают рост кустарника. (5)У смородины ягоды небольшие, растут целыми кистями. (6)В ягодах, листьях и ветках смородины много витамина С, яблочной и лимонной кислот.
Решение
Экологический критерий - сходства экологической ниши: в особенностях местообитания (горы, луга, леса), в способах питания, во взаимоотношениях с окружающей средой. В экологическом критерии не приводят конкретики по месту жительства в плане географии (нет названия географических объектов).
1, 5 предложение - морфологический критерий, 6 предложение - биохимический критерий.
Задача 3
Выберите три предложения, в которых даны описания признаков морфологического и физиологического критериев вида Волк серый. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1)Длина тела 105–160 см, хвоста — до 50 см. (2)Окраска шерсти чаще серая. (3)Обитает в степях (наиболее многочислен), тундре, лесах, горах. (4)Питается копытными, грызунами, зайцами, в летнее время охотно поедает птиц и различные плоды. (5)Держатся волки поодиночке, парами (образуются на всю жизнь) или семейными группами; иногда объединяются в стаи по 10–12 особей. (6)В помёте обычно 4–6 волчат.
Решение
Морфологический критерий - с помощью этого критерия ты можешь оценить сходства внешнего и внутреннего строения, сравнивая организмы.
Физиологический критерий - сходство в процессах жизнедеятельности: особенности пищеварения/дыхания и др. процессов, возраст половозрелости, длительность беременности, число детёнышей в помёте, длительность вскармливания детёнышей.
В 1 и 2 предложении описывается длина тела и окраска шерсти - морфологический критерий. В 6 предложении описывается число детёнышей в потомстве - физиологический критерий.
3 предложение - экологический - местообитание без конкретных географических названий. 4 предложение - экологический - описывается то, чем питается волк. 5 предложение - этологический (поведенческий), т.к. описывается образование пар.
Задача 4
Выберите три предложения, в которых даны описания признаков биохимического критерия вида Багульник болотный. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1)Багульник болотный растёт на моховых болотах, торфяниках, в заболоченных хвойных лесах совместно с кустарниковой берёзой и голубикой. (2)Багульник — невысокий сильноветвистый кустарник с хорошо развитым корневищем. (3)Во всех частях растения, за исключением корней, содержатся эфирное масло и ледол, обладающие горько-жгучим вкусом и бальзамическим запахом. (4)Цветёт багульник с мая по июль. (5)В надземной части растения также обнаружены смолистые и дубильные вещества. (6)Высокая антимикробная активность настоев багульника обусловлена содержанием в его органах фитонцидов, органических кислот и витаминов.
Решение
Биохимический критерий - сходство в строении органических соединений – например, аминокислотный состав белков. 1 предложение - экологический, т.к. указано местообитание. 2 предложение - морфологический, т.к. описано внешнее строение. 4 предложение - экологический, т.к. указан срок цветения. Остальные пункты относятся к биохимическому критерию.
Задача 5
Выберите три предложения, в которых даны описания признаков экологического критерия вида Белая сова. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1)Длина тела 55–65 см; размах крыльев 150–160 см; вес 1350–2500 г. (2)Распространены на островах Северного Ледовитого океана и в тундре Северной Америки и Евразии. (3)Ведут преимущественно кочевой образ жизни. (4)Селятся обычно в высоких и сухих местах. (5)Питаются в основном грызунами, в первую очередь леммингами. (6)В конце мая самки откладывают около 5–8 яиц.
Решение
Экологический критерий - сходства экологической ниши: в особенностях местообитания (горы, луга, леса), в способах питания, во взаимоотношениях с окружающей средой. В экологическом критерии не приводят конкретики по месту жительства в плане географии (нет названия географических объектов).
1 предложение - морфологический, т.к. описывается внешние особенности тела. 2 предложение - географический, т.к. указаны конкретные географические названия мест обитания. 6 предложение - физиологический - число яиц, которые откладывает самка.
Задача 6
Выберите три предложения, в которых даны описания признаков идиоадаптаций растений. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1)В ходе эволюции у растений возникали изменения, ведущие к усложнению строения и функций, повышающие общий уровень их организации. (2)Появлялись также изменения, приспосабливающие организмы к конкретным условиям существования, но не повышавшие общий уровень их организации. (3)Одни эволюционные изменения приводили к возникновению видов, родов, семейств. (4)Другие — к возникновению крупных систематических групп: типов, отделов, классов, некоторых отрядов. (5)У растений в ходе эволюции произошла дифференцировка тканей на покровные, механические и проводящие, возникли вегетативные органы, появились семя, цветок и плод. (6)Также в ходе развития у растений возникали разнообразные способы распространения плодов и семян и др.
Решение
Идиоадаптация (аллогенез) – это мелкие изменения, которые возникли у единичных особей с целью приспособиться к определенным условиям обитания. Уровень организации при этом не повышается. Благодаря идиоадаптациям возникают новые виды, роды и семейства.
Задача 7
Выберите три предложения, в которых даны описания признаков географического критерия вида Гаттерия. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1)Единственный современный представитель отряда Клювоголовые пресмыкающиеся. (2)Внешне похожа на ящерицу; длина до 75 см; вдоль спины и хвоста расположен гребень из треугольных чешуй. (3)До прихода европейцев населяла Северные и Южные острова Новой Зеландии. (4)В конце 19 века была истреблена и сохранилась только на близлежащих островах в специальном заповеднике. (5)Занесена в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП). (6)Успешно разводится в Сиднейском зоопарке.
Решение
Географический критерий - вид обитает на определенной территории (ареал обитания). Чаще всего есть КОНКРЕТНЫЕ географические названия мест обитания. В 3 предложении говорят про Северные и Южные острова Новой Зеландии. В 4 предложении говорится про острова и специальные заповедники. А в 6 предложении пишут про Сиднейский зоопарк.
Задача 8
Выберите три предложения, в которых даны описания сходства археоптерикса с современными птицами. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1)Археоптерикс — вымершее животное юрского периода, небольшой динозавр, тело которого было покрыто перьями. (2)Длина археоптерикса составляла 45 см, вес — около 1 кг. (3)У него имелись зубы и длинный костный хвост. (4)На каждом крыле археоптерикса располагалось по три когтистых пальца, которыми он пользовался для лазания по деревьям. (5)С помощью крыльев археоптерикс периодически планировал на землю с веток. (6)Археоптерикс имел клювоподобные челюсти с зубами, питался насекомыми. (7)На задних конечностях у него была цевка и четыре пальца (три направлены вперёд, один — назад).
Решение
Первое предложение подходит, так как там говорят про перья, которые есть у птиц. Пятое предложение подойдет, так как там говорится про полет (планирование - это практически полёт). Седьмое предложение подходит, потому что тут сходство в конечностях с птицами.
Задача 9
Выберите три предложения, в которых даны описания признаков генетического критерия вида Дрозофила фруктовая. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1)Длина тела самки около 2,5 мм. (2)Самцы заметно меньше, задняя часть их тела темнее. (3)Глаза красные. (4)Четыре пары хромосом: пара X/Y и три пары аутосом. (5)Четвёртая хромосома мелкая, точковидная. (6)Геном содержит приблизительно 13 767 генов.
Решение
Генетический критерий - у особей одного вида одинаковое количество хромосом. 1, 2 и 3 предложение - морфологический, т.к. описывается внешнее строение дрозофилы. Остальные пункты подходят к генетическому критерию.
Задача 10
Выберите три предложения, в которых даны описания признаков экологического критерия вида Подорожник большой. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Подорожник — многолетнее травянистое растение с коротким корневищем и тонкими нитевидными корнями. (2)Растёт по дорогам, в безлюдных местах подорожника не бывает. (3)Цветёт растение с мая по август, опыляется в основном ветром. (4)Листья образуют розетку, они имеют длинные черешки, по которым попавшая на лист вода сбегает к корню. (5)Осенью, во время дождей, из оболочек семян выделяется слизь; семена становятся клейкими и цепляются к обуви и копытам домашних животных, и растение быстро расселяется. (6)Листья подорожника используют в качестве лекарственного средства при ссадинах, порезах.
Решение
Экологический критерий - cходства экологической ниши: в особенностях местообитания (горы, луга, леса), в способах питания, во взаимоотношениях с окружающей средой. В экологическом критерии не приводят конкретики по месту жительства в плане географии (нет названия географических объектов).
Задача 11
Выберите три предложения, в которых даны описания признаков стабилизирующего отбора. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1)В постоянных условиях среды проявляется отбор, действие которого направлено против особей, имеющих крайние отклонения от средней нормы. (2)В изменяющихся условиях среды сохраняются полезные отклонения от средней нормы. (3)При освоении почвы как среды обитания у разных групп животных произошло превращение передних конечностей в роющие. (4)У бактерий со временем формируется устойчивость к антибиотикам, а у паразитических грибов снизилась чувствительность к ядохимикатам. (5)У растений, опыляющихся насекомыми, сохранилось определённое строение цветка, соответствующее размерам насекомых. (6)В природе существуют реликтовые виды организмов, сохранившиеся в неизменном виде на протяжении миллионов лет (кистепёрая рыба латимерия, гинкго, гаттерия и др.).
Решение
Стабилизирующий отбор (сформулировал Шмальгаузен) - увеличение численности особей со средним значением признака. Особи с крайними отклонениями от средней нормы погибают. Стабилизирующий отбор действует только в постоянных условиях среды.
Задача 12
Выберите три предложения, в которых даны описания признаков биологического прогресса. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1)В ходе эволюции таксон может оптимально адаптироваться к условиям окружающей среды и расширять свой ареал. (2)Часто узкая специализация приводит к тому, что группа организмов не может приспособиться к новым условиям и не выдерживает конкуренции. (3)Часть систематических групп в ходе эволюции увеличивает число подчинённых групп (популяции и подвиды внутри вида, виды в роде и т. д.). (4)В некоторых группах число таксонов снижается, часть из которых вымирает. (5)Сидячий образ жизни, однородная среда обитания и др. могут привести к тому, что организмы утрачивают органы и целые системы органов, ненужные для жизни в данных условиях, адаптируясь к этой среде. (6)Некоторые виды в ходе эволюции могут уходить от конкуренции с другими группами, становясь высокоспециализированными группами и образуя тупиковую ветвь.
Решение
(1) В ходе эволюции таксон может оптимально адаптироваться к условиям окружающей среды и расширять свой ареал.
Это является признаком биологического прогресса, так как позволяет виду или группе организмов эффективно использовать новые экосистемы и распространяться в различных условиях.
(3) Часть систематических групп в ходе эволюции увеличивает число подчинённых групп (популяции и подвиды внутри вида, виды в роде и т. д.).
Этот процесс также относится к биологическому прогрессу, так как расширение разнообразия и образовывание новых групп может привести к большему количеству ниш и адаптаций.
(5) Сидячий образ жизни, однородная среда обитания и др. могут привести к тому, что организмы утрачивают органы и целые системы органов, ненужные для жизни в данных условиях, адаптируясь к этой среде.
Этот признак относится к биологическому прогрессу, так как сокращение количества не нужных органов позволяет организму более эффективно использовать свои ресурсы для выживания и воспроизводства в стабильной среде.
Задача 13
Выберите три предложения, в которых дано описание сравнительно-анатомических доказательств эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1)Все живые организмы состоят из клеток, имеющих общий план строения и сходный химический состав. (2)В систематических группах, далеко отстоящих друг от друга, можно встретить органы, имеющие разное происхождение, но выполняющие сходные функции и сходные внешне. (3)В строении современных животных можно найти недоразвитые органы предков, которые в ходе эволюции утратили своё функциональное значение. (4)Обнаружено сходство ранних этапов развития зародышей разных групп животных на ранних стадиях индивидуального развития. (5)Рудименты и атавизмы - важные признаки доказательств. (6)Учёные обнаружили много переходных форм между ныне живущими и ископаемыми организмами. (7)В некоторых случаях по ископаемым остаткам учёным удалось установить, как проходил филогенез определённой группы организмов.
Решение
К сравнительно-анатомическим доказательствам относятся: клеточная теория, гомологичные и аналогичные органы, рудименты, атавизмы.
Гомологичные органы – органы, которые имеют общее происхождение, но выполняют разные функции.
Аналогичные органы – органы, которые имеют разное происхождение, но выполняют одинаковые функции.
Рудименты – органы утратившие свои функции и находящиеся на грани исчезновения
Атавизмы - появление признаков, которые существовали у предков, и были утрачены в процессе эволюции.
Задача 14
Выберите три предложения, в которых даны описания признаков физиологического критерия вида Тутовый шелкопряд. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1)Крылья в размахе 40–60 мм. (2)Беловатого цвета. (3)Тело массивное. (4)Самка откладывает 500–700 яиц и погибает. (5)Яйца зимуют. (6)Гусеница питается листьями тутового дерева.
Решение
Физиологический критерий - сходство в процессах жизнедеятельности: особенности пищеварения/дыхания и др. процессов, возраст половозрелости, длительность беременности, число детёнышей в помёте, длительность вскармливания детёнышей.
1, 2 и 3 предложение - морфологический критерий, т.к. описывается внешнее строение шелкопряда.
Задача 15
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры ароморфозов в эволюции животных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) В процессе эволюции организмы адаптируются к изменению окружающей среды. (2) Формирование приспособлений является достаточно длительным процессом и связано с наследственной изменчивостью. (3) Возникновение многоклеточности привело в дальнейшем к появлению тканей и органов. (4) Возникновение лёгочного дыхания, конечностей наземного типа дали возможность амфибиям выходить на сушу. (5) Однако амфибии ещё были зависимы от воды. (6) Первыми полноценными наземными животными стали рептилии. (7) Это стало возможным за счёт возникновения зародышевых оболочек, развития дыхательных путей и ячеистых лёгких.
Решение
Ароморфоз (арогенез) – это очень крупные изменения, которые возникли у большинства организмов и привели к повышению организации. Например, возникновение многоклеточности привело в дальнейшем к появлению тканей и органов. Возникновение лёгочного дыхания, конечностей наземного типа дали возможность амфибиям выходить на сушу - это тоже ароморфоз, изменение, которое позволило освоить новую среду обитания - сушу. Предложение 7 тоже подойдет, так как зародышевые оболочки, развитие дыхательных путей и ячеистых легких - это тоже очень крупные изменения, которые привели рептилий к повышению уровня организации.
Задача 16
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания генетического критерия вида тутовый шелкопряд. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Крылья в размахе 40–60 мм, беловатые. (2) Гусеница питается листьями тутового дерева. (3) В диком виде не известен, родом, по-видимому, из Гималаев, одомашнен в Китае около 3 тыс. лет до н. э. (4) В современном шелководстве используют гибридные линии, которые по сравнению с чистыми породами дают более высокий и качественный урожай коконов. (5) Разработаны методы получения полиплоидных форм. (6) Б. Л. Астауров получил тетраплоидный гибрид — первый искусственный плодовитый полиплоид у животных.
Решение
Генетический критерий - у особей одного вида одинаковое количество хромосом. Получение полиплоидных форм тоже относится к этому критерию.
Задача 17
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида белый медведь. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Длина тела 2–2,5 м, как исключение до 3 м, высота в холке до 1,5 м, масса до 800 кг. (2) Мех белый, иногда с лимонным или серым оттенком, густой. (3) Нижняя поверхность кистей и стоп покрыта волосами. (4) Типичный представитель арктической фауны: населяет область плавучих льдов и побережья Северного Ледовитого океана. (5) В позднем плейстоцене встречался южнее — до Великобритании, Дании и Ньюфаундленда. (6) Беременные самки залегают на зиму в снежные берлоги (зимний сон), расположенные на арктических островах.
Решение
Морфологический критерий отражает совокупность характерных признаков внешнего строения. Например: длина тела, высота в холке, масса тела, цвет меха, густота шерсти, оволосением конечностей.
Задача 18
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического критерия вида морской кот. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Морской кот — типичный представитель семейства Хвостоколовые. (2) Его ареал сосредоточен вдоль береговой линии всей Европы начиная от западной части Балтийского моря на юг до Гибралтарского пролива и дальше — вдоль побережья Африки до Сенегала. (3) Ареал морского кота включает всё Средиземноморье (в западной части Средиземного моря он встречается чаще), водится также в Мраморном, Чёрном и Азовском морях. (4) В Атлантическом океане морские коты обычны у Канарских и Азорских островов. (5) Это теплолюбивые рыбы, любят полежать на мелководье у берега, зарываясь в песок. (6) Морской кот — яйцеживородящая рыба. (7) Яйца развиваются в теле матери; зародыши скатаны в трубку; родившись, они разворачиваются и уплывают.
Решение
Географический критерий определяет обитание вида на определенной территории (ареале). Есть КОНКРЕТНЫЕ географические названия мест обитания. Поэтому подойдет предложение 2 - там говорят о конкретных географических местах обитания (Балтийское море, Гибралтарский пролив, побережье Африки, Сенегал). В предложении 3 также говорят о Средиземноморье (в западной части Средиземного моря), Мраморном, Чёрном и Азовском морях. В 4 предложении говорят об Канарских и Азорских островах.
Задача 19
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых дано описание экологического критерия вида медведь бурый. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Сегодня его можно встретить в Скандинавии и Финляндии, реже в Центральной Европе, а также на территории России и Канады. (2) Обычные места его обитания — сплошные лесные массивы с буреломом, гари с густой порослью лиственных пород, кустарников и трав; может заходить и в тундру, и в высокогорные леса. (3) Тело мощное, с высокой холкой, голова массивная, с небольшими ушами и глазами. (4) Средняя длина бурого медведя, обитающего в европейской части, как правило, составляет примерно полтора-два метра при массе тела в пределах 135–250 кг. (5) Бурые медведи относятся к категории оседлых животных, но отделившийся от семьи молодняк способен кочевать и активно искать партнёра. (6) Период активности хищника приходится на сумерки, раннее утро и вечерние часы.
Решение
Правильные ответы: 2, 5, 6.
2. Описание мест обитания бурого медведя: это предложение указывает на типичные условия, в которых можно встретить данный вид, что является важным экологическим критерием.
5. Информация о поведении бурых медведей: это предложение описывает их оседлость и способность кочевать, что также связано с экологическими аспектами их жизни и размножения.
6. Данные о периоде активности: это предложение описывает время суток, когда бурые медведи наиболее активны, что является важным для понимания их экологии и взаимодействия с окружающей средой.
Задача 20
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых дано описание физиологических адаптаций верблюда к проживанию в условиях жаркого климата. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Крупное животное с длинной гибкой шеей, тонкими ногами и мягкими горбами на спине. (2) В горбах может скапливаться до 120 кг жира, что помогает ему длительное время обходиться без пищи и воды. (3) Метаболизм замедлен, что позволяет верблюду долгое время обходиться без пищи и воды. (4) Походка размеренная и чрезвычайно экономичная — позволяет проходить до 90 километров в день. (5) Плотная шерсть не пропускает горячий воздух к коже. (6) Навоз верблюда предельно сухой, а моча чрезвычайно концентрирована — почки оставляют в ней минимум воды.
Решение
Физиологический критерий - cходство в процессах жизнедеятельности: особенности пищеварения/дыхания и др. процессов, возраст половозрелости, длительность беременности, число детёнышей в помёте, длительность вскармливания детёнышей.
Рекомендуемые курсы подготовки
- Узнаешь, что такое геном, хромосомы и кариотип
- Разберешься, как определять хромосомные наборы и никогда не ошибаться
- Познакомимся со фазами митоза и мейоза и научимся их различать
- Сможешь пользоваться печатными шпаргалками для обоснования фаз и типов деления в линии 24 и 27
- Научишься решать задания № 3, 5, 6, 7, 8 в тестовой и №24 и 27 в письменной части
на бесплатном курсе Турбо ЕГЭ