Задание 16. Организм человека. Установление последовательности. ЕГЭ 2026 по биологии
Средний процент выполнения: 59.9%
Ответом к заданию 16 по биологии может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.
Подпишись на суперполезные материалы
Задачи для практики
Задача 1
Установите последовательность этапов воспаления при повреждении тканей занозой. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- нагноение
- расширение капилляров, местное повышение температуры, покраснение
- продвижение и скопление лейкоцитов в районе воспалённого участка
- поглощение и разрушение бактерий, остатков погибших клеток, мелких частичек занозы
- разрушение ткани и разрыв мелких сосудов
- кровоизлияние и свёртывание крови в повреждённом районе
Решение
При повреждении тканей занозой сначала происходит разрушение ткани и разрыв мелких сосудов. Из-за этого происходит кровоизлияние и свёртывание крови в повреждённом районе. Из-за этого капилляры расширяются, температура повышается на поврежденном участке, он краснеет. Далее происходит продвижение и скопление лейкоцитов в районе воспалённого участка. Они поглощают и разрушают бактерии, остатки погибших клеток и мелкие частички занозы. В результате происходит нагноение.
Задача 2
Установите правильную последовательность процессов, происходящих при свёртывании крови у человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- активация протромбина
- взаимодействие тромбина с фибриногеном
- разрушение тромбоцитов
- образование фибрина
- повреждение стенки сосуда
- формирование тромба
Решение
1. Сосуд повреждается, тромбоциты прилипают к поврежденной стенке сосуда и погибают. При этом выделяется белок тромбопластин.
2. Под действием ионов кальция, витамина К и тромбопластина, протромбин активируется и превращается в тромбин.
3. Тромбин превращает растворённый в плазме фибриноген в нерастворимый фибрин.
4. В волокнах фибрина задерживаются клетки крови, образуется сгусток, кровотечение останавливается.
Задача 3
Установите последовательность расположения костей скелета нижних конечностей сверху вниз. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- плюсна
- бедренная кость
- большая и малая берцовые кости
- предплюсна
- фаланги пальцев
- надколенник
Решение
Начнем с бедренной кости - это самая большая трубчатая кость в теле человека, сверху крепится к тазовой кости тазобедренным суставом.Дальше идет надколенник, он заключен в сухожилия четырехглавой мышцы бедра и участвует в образовании коленного сустава. Перейдем к голени, большая и малая берцовые кости, которые соединяют колено с пяткой.Теперь стопа, кости стопы подразделяют на три группы: кости предплюсны, кости плюсны и фаланги пальцев.
Задача 4
Установите последовательность этапов слухового восприятия человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- колебания барабанной перепонки
- колебания перепонки овального окна и жидкости в улитке
- колебания слуховых косточек в среднем ухе
- раздражение слуховых рецепторов
- формирование нервных импульсов
- улавливание звуковой волны наружным ухом
Решение
Сначала звуковая волна улавливается наружным ухом (пункт 6). Далее волна колеблет барабанную перепонку (пункт 1), а от этого начинают колебаться слуховые косточки (молоточек - наковальня - стремечко) (пункт 3). Косточки усиливают колебания и передают его на перепонки овального окна, которые колеблются и от этого колеблется жидкость в улитке (пункт 2). Из-за колебания жидкости раздражаются слуховые рецепторы (пункт 4) и формируется нервный импульс (пункт 5).
Задача 5
Установите последовательность процессов обмена углеводов в организме человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- синтез собственных полисахаридов в клетках организма
- расщепление полисахаридов в пищеварительном канале
- всасывание моносахаридов в ворсинки кишечника
- поступление моносахаридов в клетки организма
- поступление моносахаридов в кровь
Решение
Расщепление полисахаридов начинается в ротовой полости (благодаря ферменту амилаза), далее проходит в тонком кишечнике (ферменты амилаза/мальтаза/лактаза/сахараза). После этого моносахариды всасываются ворсинками кишечника в кровеносные капилляры и далее с током крови отправляются к клеткам организма. В клетках происходит собственный синтез полисахаридов.
Задача 6
Установите правильную последовательность этапов оказания первой помощи по остановке венозного кровотечения из подколенной вены. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- закрыть рану чистой марлевой салфеткой
- наложить давящую повязку
- доставить пострадавшего в медучреждение
- приподнять раненую конечность
- обработать кожу вокруг раны настойкой йода
Решение
1) Приподнять раненую конечность — 4:
Первым шагом является приподнятие раненой конечности, чтобы уменьшить кровоток и облегчить остановку венозного кровотечения.
2) Обработать кожу вокруг раны настойкой йода — 5:
Следует обработать кожу вокруг раны антисептиком (например, настойкой йода) для предотвращения инфицирования.
3) Закрыть рану чистой марлевой салфеткой — 1:
Закрытие раны марлевой салфеткой важно для защиты её от загрязнений и контроля кровотечения.
4) Наложить давящую повязку — 2:
Наложение давящей повязки способствует остановке кровотечения, создавая давление на повреждённые сосуды.
5) Доставить пострадавшего в медучреждение — 3:
После оказания первой помощи необходимо как можно быстрее доставить пострадавшего в медицинское учреждение для дальнейшего лечения.
Задача 7
Установите последовательность прохождения порции крови у человека, начиная с правого желудочка. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- лёгочные артерии
- правый желудочек
- левый желудочек
- левое предсердие
- лёгочные вены
- лёгочный ствол
Решение
Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке (пункт 2). Из правого желудочка выходит легочной ствол (пункт 6), который разделяется на две легочные артерии (пункт 1). Важно запомнить, что по легочным артериям идет венозная кровь к лёгким. Артерии разветвляются на артериолы, далее на легочные капилляры. В легочных капиллярах происходит газообмен, т.е. кровь из венозной превращается в артериальную. Далее капилляры собираются в венулы, а они в свою очередь в легочные вены (пункт 5), которые впадают в левое предсердие (пункт 4). По легочным венам идет артериальная кровь! Из левого предсердия кровь идет в левый желудочек (пункт 3).
Задача 8
Установите последовательность этапов образования мочи. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- образование первичной мочи
- реабсорбция в извитых канальцах
- фильтрация плазмы крови в полость капсулы нефрона
- образование вторичной мочи
- приносящий сосуд
- собирательная трубочка
Решение
В капсуле нефрона происходит ультрафильтрация жидкости: по приносящей артериоле (имеет больший диаметр, чем выносящая) в клубочек приходит кровь, происходит ультрафильтрация из плазмы крови в капсулу почечного клубочка всех низкомолекулярных компонентов плазмы крови.В результате ультрафильтрации образуется первичная моча (160-170 л).
В канальцах нефрона происходит реабсорбция (обратное всасывание): обратное всасывание в кровеносные капилляры всех ценных для организма веществ: воды, ионов (Na+, Cl−, HCO3−), аминокислот, глюкозы, витаминов, микроэлементов. Выносящая артериола распадается на сеть капилляров, опутывающих канальца: через их тонкие стенки и происходит обратное всасывание нужных организму веществ.В результате реабсорбции образуется вторичная моча (2 л).
Далее вторичная моча из извитых канальцев нефронов начинает сбрасываться в собирательные трубочки, откуда попадает в почечные чашечки, почечную лоханку, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал (уретра).
Задача 9
Установите последовательность этапов процесса чихания. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- кратковременная остановка дыхания и смыкание голосовой щели
- выведение наружу раздражителя вместе с воздухом и слизью
- раздражение слизистой носа пылью
- струя воздуха направляется наружу с характерным звуком
- интенсивный форсированный выдох
- воздух с силой прорывается через сомкнутые голосовые связки
Решение
(3) Раздражение слизистой носа пылью.
Чихание начинается с попадания раздражителя, такого как пыль, на слизистую оболочку носа, что вызывает рефлекторную реакцию.
(1) Кратковременная остановка дыхания и смыкание голосовой щели.
После раздражения происходит задержка дыхания, а голосовая щель смыкается, чтобы подготовиться к последующим действиям.
(5) Интенсивный форсированный выдох.
После того как голосовые связки открываются, воздух выталкивается с большой силой.
(6) Воздух с силой прорывается через сомкнутые голосовые связки.
Лёгкие начинают выбрасывать воздух, преодолевая сопротивление голосовых связок, создавая давление.
(4) Струя воздуха направляется наружу с характерным звуком.
Высокая скорость движения воздуха создаёт типичный звук чихания.
(2) Выведение наружу раздражителя вместе с воздухом и слизью.
Воздух и слизь выносят раздражитель из носовой полости, завершая процесс чихания.
Задача 10
Установите последовательность этапов движения крови по малому кругу кровообращения. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- капилляры лёгких
- сосуды лёгких с венозной кровью
- правый желудочек
- лёгочные вены
- лёгочные артерии
- левое предсердие
Решение
Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке (пункт 3). Из него венозная кровь идет по лёгочным артериям (пункт 5) - сосудам лёгких (пункт 2) в капилляры лёгких (пункт 1). Там происходит газообмен и кровь становится артериальной. От капилляров лёгких уже артериальная кровь идет по лёгочным венам (пункт 4) в левое предсердие (пункт 6).
Задача 11
Установите правильную последовательность прохождения крови по большому кругу кровообращения. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- левый желудочек
- верхняя и нижняя полые вены
- артерии головы, туловища и конечностей
- правое предсердие
- капилляры
- аорта
Решение
Большой круг начинается в левом желудочке (пункт 1). Из него выходит аорта (пункт 6), которая разветвляется на большое количество артерий (пункт 3). Крупные артерии несут артериальную кровь и разветвляются на более мелкие, которые дальше ветвятся на артериолы и далее на капилляры (пункт 5). В капиллярах происходит газообмен. Кислород из крови идет в клетки, а углекислый газ поступает в кровь и она становится венозной. Далее капилляры формируют венулы, которые сливаются и образуют вены. Из верхней части тела венозная кровь собирается в верхнюю полую вену (пункт 2). Из нижней части тела в нижнюю полую вену (тоже пункт 2). Полые вены впадают в правое предсердие (пункт 4). Тут и заканчивается большой круг кровообращения.
Задача 12
Установите последовательность этапов образования сперматозоидов в организме человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- сперматозоиды
- первичные половые клетки
- сперматогонии
- сперматоциты первого порядка
- сперматиды
- сперматоциты второго порядка
Решение
Сперматогенез:
1. Фаза размножения. Исходные клетки: сперматогонии. Клетки делятся МИТОЗОМ. Набор: 2n2с
2. Фаза роста. Клетка немного растёт. Происходит репликация ДНК. Клетка: сперматоциты I порядка. Набор: 2n4с
3. Фаза созревания. Клетки делятся МЕЙОЗОМ. Мейоз I - итог: набор 1n2с. Клетки: сперматоциты II порядка. Мейоз II - итог: набор 1n1c. Клетки: сперматиды
4. Фаза формирования. Аппарат Гольджи смещается к одному из полюсов клетки, образуется акросома. Центриоли у противоположного полюса ядра. Одна из них формирует жгутик. Клетки: сперматозоиды. Набор: 1n1c
Задача 13
Установите правильную последовательность передачи нервного импульса по дуге слюноотделительного рефлекса у человека на вид пищи. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- рецепторы глаза
- слюнные железы
- двигательный нейрон
- зрительный центр коры мозга
- чувствительный нейрон
- центр слюноотделения коры мозга
Решение
Сначала человек видит пищу, задействуются рецепторы глаза (палочки и колбочки). Далее формируется нервный импульс, который поступает в чувствительный нейрон, далее в зрительный центр коры головного мозга. Оттуда он идет в центр слюноотделения коры мозга. Ответная реакция идет по двигательному нейрону к слюнным железам. Железы начинают вырабатывать слюну.
Задача 14
Установите последовательность отделов скелета свободной верхней конечности человека, начиная с плечевого пояса. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- предплечье
- фаланги пальцев
- запястье
- пясть
- плечо
Решение
Начинаем с плеча. Туда входит плечевая кость. Далее идет предплечье (локтевая и лучевая кости), потом кости запястья (8 костей), кости пясти (5 костей) и в конце фаланги пальцев.
Задача 15
Установите последовательность прохождения пищевого комка по пищеварительному каналу человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- глотка
- толстый кишечник
- тонкий кишечник
- ротовая полость
- пищевод
- желудок
Решение
Пища попадает в ротовую полость, там она измельчается с помощью зубов. С помощью языка и слюны формируется пищевой комок. Далее комок проглатывается и попадает в глотку, далее в пищевод и желудок. Потом он попадает в тонкий кишечник, а затем в толстый кишечник.
Задача 16
Установите правильную последовательность этапов образования мочи. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- образование первичной мочи
- поступление мочи в мочевой пузырь
- поступление мочи в мочеточники
- поступление мочи в почечную лоханку
- поступление мочи в извитые канальцы
- фильтрация крови в капиллярах клубочка почечных капсул
Решение
В капсуле нефрона происходит ультрафильтрация жидкости: по приносящей артериоле (имеет больший диаметр, чем выносящая) в клубочек приходит кровь, происходит ультрафильтрация из плазмы крови в капсулу почечного клубочка всех низкомолекулярных компонентов плазмы крови.В результате ультрафильтрации образуется первичная моча (160-170 л).
В канальцах нефрона происходит реабсорбция (обратное всасывание): обратное всасывание в кровеносные капилляры всех ценных для организма веществ: воды, ионов (Na+, Cl−, HCO3−), аминокислот, глюкозы, витаминов, микроэлементов. Выносящая артериола распадается на сеть капилляров, опутывающих канальца: через их тонкие стенки и происходит обратное всасывание нужных организму веществ.В результате реабсорбции образуется вторичная моча (2 л).
Далее вторичная моча из извитых канальцев нефронов начинает сбрасываться в собирательные трубочки, откуда попадает в почечные чашечки, почечную лоханку, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал (уретра).
Задача 17
Установите последовательность процессов, происходящих при гуморальной регуляции дыхания у человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- снижение концентрации углекислого газа в крови
- возбуждение дыхательного центра в продолговатом мозге
- передача нервного импульса к межрёберным мышцам и диафрагме
- поступление воздуха в лёгкие
- повышение концентрации углекислого газа в крови
- сокращение межрёберных мышц и диафрагмы
Решение
Чтобы понять последовательность процессов гуморальной регуляции дыхания, важно помнить, что эта регуляция зависит от концентрации углекислого газа в крови, которая стимулирует дыхательный центр:
1. Процесс начинается с повышения концентрации углекислого газа в крови (5), что служит сигналом для активации дыхания.
2. Увеличение углекислого газа возбуждает дыхательный центр в продолговатом мозге (2).
3. Затем дыхательный центр передаёт нервный импульс к межрёберным мышцам и диафрагме (3).
4. Эти мышцы сокращаются (6), расширяя грудную клетку.
5. В результате в лёгкие поступает воздух (4), что снижает концентрацию углекислого газа в крови (1).
Задача 18
Установите последовательность процессов, происходящих в слуховом анализаторе. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- передача колебаний на мембрану овального окна
- улавливание звуковой волны
- раздражение рецепторных клеток с волосками
- колебание барабанной перепонки
- движение жидкости в улитке
- колебание слуховых косточек
- возникновение нервного импульса и передача его по слуховому нерву в головной мозг
Решение
Сначала звуковая волна улавливается наружным ухом (пункт 2). Далее она колеблет барабанную перепонку (пункт 4), от этого начинают колебаться слуховые косточки (молоточек - наковальня - стремечко) (пункт 6). Колебания передаются на мембрану овального окна (пункт 1), от этого происходит движение жидкости в улитке (пункт 5). Жидкость раздражает рецепторные клетки (пункт 3) и возникает нервный импульс, который передаётся по слуховому нерву в головной мозг (пункт 7).
Задача 19
Установите последовательность прохождения светового луча по оптической системе глаза человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- передняя камера с водянистой влагой
- стекловидное тело
- задняя камера с водянистой влагой
- роговица
- зрачок
- хрусталик
Решение
Световой луч проходит в следующей последовательности: роговица --> передняя камера с водянистой влагой --> зрачок --> задняя камера с водянистой влагой --> хрусталик --> стекловидное тело
Задача 20
Установите правильную последовательность этапов оказания первой помощи при солнечном ударе. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- уложить пострадавшего на спину, подложив под голову подушку (свёрток из одежды и т. п.)
- немедленно перенести пострадавшего в прохладное помещение
- снять или расстегнуть одежду
- при сохранённом сознании дать выпить крепкого холодного чая или холодной подсоленной воды
- положить холодные примочки или лёд на голову (лоб, теменную область, затылок), паховые, подключичные, подколенные, подмышечные области
- смочить голову и грудь холодной водой
Решение
Чтобы правильно установить последовательность действий при оказании помощи при солнечном ударе, важно следовать логике оказания помощи, начиная с устранения теплового воздействия и заканчивая восстановлением состояния:
1. Перенести пострадавшего в прохладное помещение (2) — это главный и первый шаг для предотвращения дальнейшего перегрева.
2. Уложить пострадавшего на спину, подложив под голову подушку (1) — помогает обеспечить удобное и безопасное положение.
3. Снять или расстегнуть одежду (3) — необходимо для улучшения теплоотдачи.
4. Смочить голову и грудь холодной водой (6) — способствует быстрому охлаждению.
5. Положить холодные примочки или лёд на ключевые области (5) — усиление охлаждения через контакт с холодом.
6. Дать холодный чай или воду (4) — важно для восстановления водно-солевого баланса, если человек в сознании.
Рекомендуемые курсы подготовки
- Узнаешь, что такое геном, хромосомы и кариотип
- Разберешься, как определять хромосомные наборы и никогда не ошибаться
- Познакомимся со фазами митоза и мейоза и научимся их различать
- Сможешь пользоваться печатными шпаргалками для обоснования фаз и типов деления в линии 24 и 27
- Научишься решать задания № 3, 5, 6, 7, 8 в тестовой и №24 и 27 в письменной части
на бесплатном курсе Турбо ЕГЭ