Бесплатный интенсив по биологии
3 огненных вебинара, домашние задания, беседа курса, личный кабинет, связь с преподавателем и
многое другое.
Курс стартует 4 ноября.
Подробнее об интенсиве
Задание 16. Организм человека. Установление последовательности. ЕГЭ 2025 по биологии
Средний процент выполнения: 59.9%
Ответом к заданию 16 по биологии может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.
Задачи для практики
Задача 1
Установите последовательность этапов работы сердца, начиная с систолы предсердий. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- кровь из вен попадает в предсердие и частично стекает в желудочки
- кровь из предсердий поступает в желудочки
- сокращение желудочков
- сокращение предсердий
- кровь из желудочков поступает в лёгочный ствол и аорту
- расслабление предсердий и желудочков
Решение
В цикличном функционировании сердца различают две фазы: систолу (сокращение) и диастолу (расслабление). Во время систолы полости сердца освобождаются от крови, а во время диастолы заполняются кровью. Период, включающий одну систолу и одну диастолу предсердий и желудочков называется циклом сердечной деятельности. Систола предсердий у животных длится 0,1 с, а систола желудочков — 0,3 с. Общая пауза сердца (одновременная диастола предсердий и желудочков) длится 0,4 с. В течение этого периода сердце отдыхает.
Начинаем нашу последовательность с сокращения предсердий (пункт 4). В это время кровь из предсердий поступает в желудочки (пункт 2). После этого происходит сокращение желудочков (пункт 3). Кровь поступает в в лёгочный ствол и аорту (пункт 5). Далее следует общее расслабление (пункт 6), во время которого кровь из вен попадает в предсердие и частично стекает в желудочки.
Задача 2
Установите последовательность процессов, происходящих во время выдоха. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- диафрагма и межрёберные мышцы расслабляются
- объём лёгких уменьшается
- воздух силой давления альвеол и бронхов выталкивается наружу
- давление в лёгких увеличивается
- рёбра опускаются
- объём грудной клетки уменьшается до обычных размеров
Решение
Механизм выдоха отличается тем (от вдоха), что спокойный выдох происходит пассивно за счет сил, накопленных при вдохе. Для остановки вдоха и переключения вдоха на выдох необходимо прекращение посылки нервных импульсов из дыхательного центра к мотонейронам спинного мозга и мышцам вдоха. Это приводит к расслаблению мышц вдоха, в результате чего объем грудной клетки начинает уменьшаться под влиянием следующих факторов: эластической тяги легких (после глубокого вдоха и эластической тяги грудной клетки), силы тяжести грудной клетки, приподнятой и выведенной из устойчивого положения при вдохе, и давления органов брюшной полости на диафрагму. Для осуществления усиленного выдоха необходима посылка потока нервных импульсов из центра выдоха к мотонейронам спинного мозга, иннервирующим мышцы выдоха — внутренние межреберные и мышцы брюшного пресса. Их сокращение приводит к еще большему уменьшению объема грудной клетки и удалению большего объема воздуха из легких за счет подъема купола диафрагмы и опускания ребер. Уменьшение объема грудной клетки приводит к снижению транспульмонального давления. Эластическая тяга легких становится больше этого давления и вызывает уменьшение объема легких. Это увеличивает давление воздуха в альвеолах (на 3-4 см вод. ст. больше атмосферного) и воздух по градиенту давления выходит из альвеол в атмосферу. Совершается выдох
Задача 3
Установите последовательность этапов транспорта кислорода в организме человека, начиная с поступления его в лёгкие. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- поступление кислорода в лёгкие
- проникновение кислорода в тканевую жидкость
- участие кислорода в клеточном дыхании
- проникновение кислорода в митохондрии
- перенос кислорода клетками крови
- поступление кислорода в клетки тела
Решение
При поступлении кислорода в легкие кровь сразу начинает переносит его к тканям и клеткам организма. Кислород начинает проникновение в клетку и связывается с митохондриями. И только после этого полученный кислород используется для клеточного дыхания.
Задача 4
Установите последовательность процессов при чихании. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- глубокий вдох и наполнение лёгких воздухом
- закрытие глаз
- энергичное выдыхание с открытием носоглотки
- ощущение щекотания в носу
- сокращение межрёберных мышц, диафрагмы и прямых мышц живота, мышц гортани (с закрытием голосовой щели)
- поднятие мягкого нёба, прилегание спинки языка к твёрдому нёбу, изолирующие носоглотку и ротовую полость
Решение
При раздражении слизистой носа, человек ощущает щекотание в носу. От этого происходит глубокий вход и поднятие мягкого неба. Это изолирует носоглотку и носовую полость. Рефлекторно закрываются глаза, сокращаются межреберные мышцы и происходит резкий выдох.
Задача 5
Установите последовательность передачи информации во вкусовом анализаторе. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- раздражение вкусовых рецепторов
- анализ информации во вкусовой зоне коры больших полушарий
- передача вкусовых импульсов в подкорковые ядра
- при попадании пищи в ротовую полость происходит растворение веществ, входящих в её состав, с помощью слюны
- возникновение вкусовых ощущений, которые имеют также эмоциональную окраску
- передача информации по вкусовому нерву
Решение
При попадании пищи в ротовую полость происходит растворение веществ, входящих в её состав, с помощью слюны. От этого вкусовые рецепторы раздражаются. Передача раздражения происходит по вкусовому нерву. Таким образом нервные импульсы из хеморецепторов могут достигнуть головного мозга. Для этого существует проводниковая часть. Она представлена волокнами одиночного пути. В него входят несколько нервов: лицевой, языкоглоточный, блуждающий и язычный. Именно по ним нервные импульсы поступают в стволовую часть головного мозга – в продолговатый мозг и мост, а из них – к зрительным буграм (таламусу) и, наконец, в височную долю коры головного мозга. Корковая часть любого из существующих анализаторов обязательно представлена соответствующим участком центральной нервной системы, находящимся в коре головного мозга. В ней осуществляются главные функции вкусового анализатора – восприятие и различие вкусовых ощущений. Возбуждение по центростремительным нервам поступает в височную долю коры головного мозга, где и происходит окончательная дифференциация соленого, горького, сладкого и кислого вкуса пищи.
Задача 6
Установите последовательность процессов, происходящих в выделительной системе человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- поступление первичной мочи в извитые канальцы
- в капиллярах клубочка происходит фильтрация крови
- поступление мочи по мочеточникам в мочевой пузырь
- поступление вторичной мочи в лоханку
- реабсорбция — образование вторичной мочи
- образование первичной мочи
- выведение мочи через мочеиспускательный канал
Решение
Образование мочи начинается в гломерулярных клубочках, через которые кровь проходит со скоростью 1,25 л/мин. Второй этап образования мочи заключается в том, что первичная моча проходит по сложной системе канальцев, где последовательно из фильтрата всасываются нужные для организма вещества и вода. Около 99% профильтрованных клубочками воды и целого ряда веществ (например, аминокислот, средних и низкомолекулярных полипептидов, электролитов, глюкозы и др.) реабсорбируется обратно в кровь. Если бы в почках отсутствовали механизмы реабсорбции продуктов из клубочкового фильтрата, то за несколько часов организм потерял бы весь объем крови. Таким образом, за сутки человек выделяет только около 1,5 л мочи, или менее 1% количества плазмы крови, профильтровавшейся в клубочках, а 99% реабсорбируется в канальцах почек и возвращается в кровоток. Выведение мочи наружу проходит по мочевым путям.
Задача 7
Установите последовательность процессов ответной реакции организма при вирусной атаке. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- образование антител В-лимфоцитами
- активация В-лимфоцитов
- взаимодействие антитело — антиген
- поглощение комплекса антиген — антитело
- проникновение вируса
- узнавание антигенов Т-лимфоцитами
Решение
При проникновении вируса в организм Т-лимфоциты узнают антигенов. Что заставляет активизироваться другие клетки В-лимфоциты. После этого В-лимфоциты образуют антитела, которые взаимодействуют с антигенами вируса. Таким образом, происходит поглощение антителами антигенов. Т.е. вирус побежден.
Задача 8
Установите последовательность передачи информации по звеньям рефлекторной дуги коленного рефлекса. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- передача возбуждения к четырёхглавой мышце бедра
- передача нервного импульса по аксону чувствительного нейрона
- передача информации к исполнительному нейрону
- сокращение четырёхглавой мышцы бедра
- лёгкий удар молоточком по сухожилию под надколенником
Решение
При ударе молоточком под колено возбуждается аксон (отросток) чувствительного нерва. Чувствительный нерв связан с исполнительным, которому он и передает возбуждение. Исполнительный нейрон связан с четырехглавой мышцей бедра, поэтому от нейрона возбуждение передается на мышцу. От этого она сокращается и коленный сустав рефлекторно разгибается.
Задача 9
Установите последовательность процессов передачи звука в слуховом анализаторе. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- колебание слуховых косточек
- колебание жидкости в улитке
- генерирование нервного импульса
- колебание барабанной перепонки
- передача нервного импульса по слуховому нерву в височную долю коры больших полушарий
- колебание мембраны овального окна
- колебание волосковых клеток
Решение
Для решения данной задачи нужно вспомнить строение слухового анализатора от наружного прохода вглубь. Именно так пойдут звуковые колебания. Сначала возбуждение достигает барабанной перепонки, она передает их на слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко), далее колебания передаются на овальное окно, которое возбуждает жидкость в улитке. От этого начинают возбуждаться волосковые клетки, которые передают импульс по слуховому нерву в височную долю больших полушарий.
Задача 10
Установите последовательность процессов, происходящих при попадании соринки в глаз. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- передача нервных импульсов от рецепторов по чувствительному нейрону в нервный центр
- в нервный центр поступает информация об изменении ситуации, и нервный центр посылает импульсы к тормозным синапсам
- нервные импульсы передаются к исполнительному нейрону
- Везикулы с тормозными медиаторами попадают в синаптическую щель, медиаторы воздействуют на тормозные рецепторы и рефлекс прекращается.
- сокращение круговых мышц глаза, которые смыкают веки; удаление соринки
- возбуждение рецепторов оболочки глаза при попадании в него соринки
- передача нервного импульса к вставочному нейрону в пределах ЦНС
Решение
При попадании соринки первыми возбуждаются рецепторы оболочки глаза. Далее происходит передача нервных импульсов от рецепторов по чувствительному нейрону в нервный центр. Потом включается вставочный нейрон, который передает возбуждение исполнительному нейрону. Исполнительный нейрон смыкает веко глаза, сигнал поступает в нервный центр, и начинает выделяться слеза. Когда соринка удалена, в нервный центр поступает сигнал об изменении ситуации и рефлекс тормозится.
Задача 11
Установите последовательность процессов, происходящих при переваривании белков, поступивших с пищей. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- поступление белков с пищей
- всасывание аминокислот в кровь
- расщепление полипептидов ферментами поджелудочной железы до олигопептидов
- синтез собственных белков
- расщепление олигопептидов до аминокислот ферментами тонкого кишечника
- расщепление белков ферментами желудка до полипептидов
Решение
При поступлении пищи в организм расщепление белков начинается в желудке, под воздействием ферментов. Здесь белки расщепляются до полипептидов. Полипептиды – это тоже сложные вещества, поэтому они расщепляются до олигопептидов ферментами, содержащимися в соке поджелудочной железы. Далее пищевые массы продвигаются по кишечнику и в тонком кишечнике расщепляются до аминокислот ферментами кишечника. Из тонкого кишечника аминокислоты поступают в кровь, и в дальнейшем на основе полученных аминокислот начинается синтез своих собственных белков.
Задача 12
Установите последовательность этапов транспорта кислорода от лёгких до клеток головного мозга. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- лёгочные вены
- левое предсердие
- общая сонная артерия
- лёгочные капилляры
- левый желудочек
- аорта
- клетки головного мозга
Решение
Проникнув в носовую полость воздух (в частности и кислород) проходит путь: носоглотка - гортань - трахея - бронхи (разного порядка) - бронхиолы - альвеолы - капилляры малого круга кровообращения - легочные вены (разного порядка) - левое предсердие - левый желудочек - аорта - общая сонная артерия - внутренняя сонная артерия - ее многочисленные ветви питают головной мозг.
Задача 13
Установите правильную последовательность отделов пищеварительного канала у человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- глотка
- пищевод
- толстая кишка
- тонкая кишка
- желудок
- ротовая полость
Решение
При пищеварении пищевой комок проходит путь из ротовой полости в глотку, далее в пищевод. Пищевод заканчивается желудком. Из него пищевой комок проходит путь сначала в тонкий затем в толстый кишечник.
Задача 14
Установите правильную последовательность движения крови по большому кругу кровообращения, начиная с левого желудочка. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- левый желудочек
- аорта
- капилляры
- вены
- артерии
- правое предсердие
Решение
Большой круг берет свое начало в левом желудочке самым большим сосудом организма человека - аортой. Она несет артериальную кровь, содержащую необходимые для жизнедеятельности вещества и кислород. Аорта разветвляется на артерии, идущие ко всем тканям и органам, которые впоследствии переходят в артериолы, а затем в капилляры. Через стенку последних происходит обмен веществ и газов между тканями и сосудами. Получив продукты обмена и углекислоту, кровь становится венозной и собирается в венулы и далее в вены. Все вены сливаются в два крупных сосуда – нижнюю и верхнюю полые вены, которые затем впадают в правое предсердие.
Задача 15
Установите последовательность прохождения светового сигнала к зрительным рецепторам. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- роговица
- хрусталик
- сетчатка
- стекловидное тело
- зрачок
Решение
Что бы установить последовательность частей глаза, через которые проходи световой луч, нужно представить рисунок глаза в продольном разрезе и мысленно прочертить линию от роговицы до сетчатки, в данном направлении и будет проходить световой луч. От роговицы к зрачку, далее хрусталик, стекловидное тело и сетчатка.
Задача 16
Установите правильную последовательность процессов, происходящих с пищей в организме человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- всасывание питательных веществ в кровь
- образование каловых масс
- поступление пищи в кишечник
- расщепление белков пепсином
- расщепление крахмала амилазой слюны
- воздействие на пищевую кашицу желчи
Решение
Попав в ротовую полость углеводы, входящие в состав пищи расщепляются амилазой (ферментом) слюны. В дальнейшем белки расщепляются пепсином. Далее пищевой комок попадает в кишечник, где происходит взаимодействие с желчью. Образовавшиеся питательные вещества разносятся с током крови по тканям и органам, оставшиеся не расщепленные каловые массы выводятся наружу.
Задача 17
Установите правильную последовательность процессов, происходящих в организме человека при обмене углеводов. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- всасывание глюкозы в кровь и транспорт к клеткам тела
- расщепление крахмала ферментами слюны
- анаэробное расщепление глюкозы
- полное окисление до углекислого газа и воды
- расщепление углеводов ферментами сока поджелудочной железы и кишечного сока
Решение
Углеводы в организме начинаю расщепляться уже в ротовой полости под воздействием ферментов слюны. в дальнейшем при прохождении пищевого комка по желудочно-кишечному тракту углеводы продолжают расщепляться под воздействием ферментов желудочного сока и сока поджелудочной железы. После такого расщепления углеводы распадаются до простой глюкозы, которая через кровь попадает к клеткам тела, где происходит её анаэробное расщепление (т.е. без кислорода). Результатом всего этого процесса является образование углекислого газа и воды.
Задача 18
Установите правильную последовательность движения артериальной крови в теле человека, начиная с аорты. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- аорта
- артерии внутренних органов
- капилляры лёгких
- верхняя и нижняя полые вены
- лёгочные вены
- лёгочные артерии
Решение
Аорта распадается на артерии, которые доставляют кровь к органам. Далее от органов кровь поступает по верхней и нижней полой вене в правое предсердие и желудочек. От правого желудочка кровь идет в легочные артерии. Оттуда движется по капиллярам легких, насыщается кислородом и по легочным венам возвращается в левые отделы сердца.
Задача 19
Установите правильную последовательность этапов образования и движения мочи в организме человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- накопление мочи в мочевом пузыре
- фильтрация плазмы крови из капилляров клубочка в полость капсулы нефрона
- поступление мочи в мочеточник
- движение мочи по извитым канальцам нефронов и образование вторичной мочи
- поступление мочи в почечную лоханку
Решение
Кровь, поступающая в клубочки, под действием осмоса и диффузии фильтруется через специфическую мембрану клубочков и теряет большую часть жидкости и растворимые как полезные химические вещества, так и шлаки. Продукт фильтрации крови в клубочках поступает в капсулу Боумена. Вода, шлаки, соль, глюкоза и другие химические вещества, которые от фильтровались из крови в капсулу Боумена, называются первичная моча. Далее моча перемещается по извилистым канальцам нефрона, что способствует образованию вторичной мочи. Из канальцев моча поступает в лоханку, а оттуда по мочеточнику в мочевой пузырь.