Бесплатный интенсив по биологии
3 огненных вебинара, домашние задания, беседа курса, личный кабинет, связь с преподавателем и
многое другое.
Курс стартует 28 января.
Подробнее об интенсиве
Задание 10. Бактерии, грибы, растения, животные, вирусы. ЕГЭ 2025 по биологии
Средний процент выполнения: 40.1%
Ответом к заданию 10 по биологии может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.
Задачи для практики
Задача 1
Установите соответствие между насекомыми и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | НАСЕКОМЫЕ |
А) наличие густого покрова чешуек на передних и задних крыльях Б) наличие одной пары крыльев, вторая — преобразована в жужжальца В) ротовой аппарат лижущий Г) передние крылья видоизменены в твёрдые склеротизованные надкрылья Д) специализированный сосущий ротовой аппарат с хоботком Е) ротовой аппарат грызущий | 1) божья коровка 2) крапивница 3) комнатная муха |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
В строении тела божьих коровок выделяют голову, переднеспинку, грудь, состоящую из трех отделов, три пары лапок, брюшко, и крылья с надкрыльями (жесткие). Голова насекомого маленькая, неподвижно соединена с переднегрудью и, в зависимости от вида, может быть немного вытянута. Глаза божьей коровки относительно большого размера. Усики, состоящие из 8-11 члеников, обладают большой гибкостью. Ротовой аппарат грызущий. Бабочка-крапивница – эта самая яркая во всех смыслах представительница дневных бабочек. У всех представительниц этого вида имеется длинный хоботок, которым она высасывает нектар из соцветий растения. Во время перелета ее хоботок сворачивается в маленькую спираль. Насекомое имеет пару перепончатых крыльев, довольно крупную голову, наделенную ротовым органом — хоботком, предназначенным для всасывания жидкой еды. Тело мухи состоит из трех частей: голова, брюшко и грудь, оканчивающаяся тремя парами ног. Каждая нога мухи разделена на пять частей-члеников. Одна часть является ступней, с двумя острыми когтями и липкими подушечками. Такая особенность дает возможность мухе резво передвигаться по потолку и любым вертикальным поверхностям.
Задача 2
Установите соответствие между животными (обозначены на рисунке цифрами 1 и 2) и особенностями строения их кровеносной системы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ | ЖИВОТНЫЕ |
А) сердце четырёхкамерное Б) два круга кровообращения В) в сердце венозная кровь Г) сердце двухкамерное Д) из сердца венозная кровь поступает в лёгкие Е) один круг кровообращения | 1) 1 2) 2 |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
На рисунке 1 изображена лошадь, она относится к млекопитающим. Рисунок 2 – рыба. Кровеносная система рыб замкнутая. Сердце двухкамерное, состоящее из предсердия и желудочка. Венозная кровь из желудочка сердца поступает в брюшную аорту, несущую ее к жабрам, где она обогащается кислородом и освобождается от углекислого газа. Оттекающая от жабр артериальная кровь собирается в спинную аорту, которая расположена вдоль тела под позвоночником. От спинной аорты к различным органам рыбы отходят многочисленные артерии. В них артерии распадаются на сеть тончайших капилляров, через стенки которых кровь отдает кислород и обогащается углекислым газом. Венозная кровь собирается в вены и по ним поступает в предсердие, а из него — в желудочек. Следовательно, у рыб один круг кровообращения. Сердце у млекопитающих четырехкамерное, как и у птиц. Поэтому выделяется два круга кровообращения. Имеется левая дуга аорты. Все органы и ткани тела снабжаются чистой артериальной кровью.
Задача 3
Установите соответствие между растительными тканями, изображёнными на рисунке, и их особенностями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ | РАСТИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ |
А) обеспечивают восходящий ток растворов минеральных веществ Б) клетки живые В) обеспечивают нисходящий ток растворов органических веществ Г) входят в состав луба Д) входят в состав древесины Е) клетки мертвые | 1) 1 2) 2 |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
На рисунке изображены проводящие ткани растений. Строение проводящей ткани растений достаточно сложное, так как содержат разные структурные и функциональные элементы. Она включает флоэму (луб – рисунок 1) и ксилему (древесина – рисунок 2), по которым осуществляется движение воды в двух направлениях. К ксилеме относят следующие ткани: Собственно проводящие (трахеиды и трахеи); механические (древесинные волокна); паренхиматозные. Общность строения трахей и трахеид объясняется единой функцией. По трахеям и трахеидам идет восходящее движение минерализованной воды от корней в надземную часть растения. Флоэма также состоит из трех тканей: собственно, проводящей (ситовидная система); механической (лубяные волокна); паренхиматозной. Наиболее важные структурные единицы флоэмы это ситовидные трубки и клетки, которые объединены в единую систему посредством специальных полей и межклеточных контактов. Основное значение флоэмы - нисходящее движение органических соединений от зеленых, способных к фотосинтезу частей в стебель, корень.
Задача 4
Установите соответствие между типами видоизменения корня (на рисунке обозначены цифрами 1, 2 и 3) и их особенностями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ | ТИП ВИДОИЗМЕНЕНИЯ КОРНЯ |
А) образуется в результате утолщения главного корня Б) характерен для редиса, моркови, свёклы В) придаточные корни для прикрепления к вертикальной опоре Г) образуется в результате утолщения боковых и придаточных корней Д) характерен для батата, георгина Е) развиваются у плюща | 1) 1 2) 2 3) 3 |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
На рисунке 1 изображены корнеплоды, такие корни имеют редис, свекла, морковь. Они образуются в результате утолщения главного корня. На рисунке 2 – клубни, образуется в результате утолщения боковых и придаточных корней. Клубни имеют батат и георгин. На рисунке 3 – корни-зацепки, придаточные корни для прикрепления к вертикальной опоре. Такие корни имеет плющ.
Задача 5
Установите соответствие между организмами и их особенностями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ | ОРГАНИЗМЫ |
А) свободноживущий организм Б) передвигается с помощью ресничек В) паразит Г) поражает красные кровяные клетки человека Д) живёт в пресных водоёмах Е) цикл развития происходит со сменой хозяев | 1) малярийный плазмодий 2) инфузория-туфелька |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Малярийный плазмодий – это паразит, который поселяясь в теле человека поражает красные клетки крови. Чтобы развиваться малярийному плазмодию необходимо сменить хозяина: промежуточным хозяином является человек, главным - комар. Инфузория-туфелька - свободноживущий организм, который живет в пресных водоёмах. Все тело инфузории покрыто ресничками, при помощи которых она передвигается.
Задача 6
Установите соответствие между грибами (на рисунке обозначены цифрами 1 и 2) и их особенностями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ | ГРИБЫ |
А) сапрофит Б) паразит В) одноклеточный Г) многоклеточный Д) содержит ядовитые вещества Е) используется в хлебопечении и виноделии | 1) 1 2) 2 |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
На рисунке 1 изображены грибы мукор и спорынья. Мукор относится к плесневым грибам. Их отличительной особенностью является отсутствие крупных плодовых тел, характерных для шляпочных грибов. Плесневые грибы обычно поселяются на органических субстратах (пищевых продуктах, древесине) и питаются за их счет, разлагая органику. При этом они могут вырабатывать различные вещества как полезные, так и опасные для человека. На рисунке 2 изображены дрожжи. Дрожжи — это грибы, чьи клетки имеют микроскопические размеры (около 5 мкм) и почкуются, образуя подобие колоний. Питание дрожжевых клеток в основном осуществляется сбраживанием низкомолекулярных углеводов (сахаров). Сахара сбраживаются дрожжами до спирта и углекислого газа. При этом выделяется энергия, идущая на процессы жизнедеятельности дрожжей. Человек научился использовать дрожжи еще в древности. Отмечено их использование в древнем Египте. Однако то, что это микроскопические грибы обеспечивают поднятие теста или образование спирта, люди тогда не знали.
Задача 7
Установите соответствие между видами растений и семействами, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫ РАСТЕНИЙ | СЕМЕЙСТВА |
А) слива Б) подсолнечник В) клубника Г) персик Д) ястребинка Е) бодяк | 1) Розоцветные 2) Сложноцветные |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Многие плодовые деревья, которые имеют важное значение для человека, принадлежат к семейству розоцветных. Это яблоня и груша, абрикос и персик, вишня и слива, черемуха и рябина. Малина, шиповник, боярышник (кустарники) и земляника (трава) также принадлежат розоцветным. Семейство сложноцветные принадлежит классу двудольных растений, является одним из самых крупных, включает более 30 тысяч видов. По-другому данное семейство называется астровые. В основном сложноцветные — это травы; деревья и кустарники встречаются редко. Типичными представителями семейства сложноцветных в нашей местности являются астры, одуванчик, ромашка, подсолнечник, георгины. Среди сложноцветных не так уж много растений, имеющих хозяйственное значение (подсолнечник, топинамбур). Однако не мало растений, имеющих декоративное (георгины, астры) и лекарственное значение (ромашка, цикорий, бодяк).
Задача 8
Установите соответствие между птицами и типами развития их птенцов (на рисунке обозначены цифрами 1 и 2): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПТИЦЫ | ТИПЫ РАЗВИТИЯ ПТЕНЦОВ |
А) куропатка Б) грач В) скворец Г) иволга Д) страус Е) тетерев | 1) 1 2) 2 |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
На рисунке 1 обозначен выводковый тип развития, на рисунке 2 -гнездовой. Утки, лебеди, куры охраняют и обучают своих птенцов, рождающихся с открытыми глазами и покрытыми пухом. Такие птенцы называются выводковыми. Они достаточно самостоятельные — могут следовать за родителями и находить корм. У голубей, ласточек, стрижей, воробьёв и многих других птиц птенцы рождаются голыми, слепыми, беспомощными. Родители выкармливают их в своих гнёздах, поэтому такие птенцы называются гнездовыми.
Задача 9
Установите соответствие между насекомыми и типом их ротового аппарата: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
НАСЕКОМЫЕ | ТИП РОТОВОГО АППАРАТА |
А) перламутровка Б) сверчок полевой В) капустная белянка Г) блоха крысиная Д) жужелица Е) поющая цикада | 1) грызущий 2) колюще-сосущий 3) сосущий |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
В различных группах насекомых ротовой аппарат модифицировался, чтобы наилучшим образом и различными способами поглощать пищу разного рода. Грызущий тип является первичным. Именно в данном варианте содержится наиболее полный набор ротовых частей – верхняя губа и три пары ротовых конечностей: мандибулы (верхняя челюсть), максиллы (нижняя челюсть) и лабиум (нижняя губа). Ведущую роль в приеме пищи играют верхние челюсти, которые отгрызают и измельчают субстрат, а остальные ротовые части помогают его проглатывать, продвигая кусочки в пищевод. Такой тип аппарата есть у сверчков, жужелицы. Колюще-сосущий тип встречается у тли, щитовок, комаров, клопов блох, цикад и других насекомых, питающихся соками растений, других представителей своего класса или кровью животных. В колюще-сосущем аппарате верхняя губа и обе пары челюстей преобразованы в иглу с просветом внутри, а нижняя челюсть видоизменена и окружает эту иглу в виде футляра, образуя еще один вариант хоботка. Чтобы принять пищу, насекомое прижимает хоботок к покровным тканям растения или животного, а затем вводит иглу в его ткани и всасывает соки внутрь пищевода. Сосущий тип Основная его часть называется хоботком, который представляет собой видоизмененную пару нижних челюстей. Верхняя и нижняя губы выглядят в виде пластинок, расположенных выше и ниже хоботка, а верхних челюстей у бабочек нет вообще. Питание осуществляется следующим образом. В состоянии покоя хоботок свернут под головой, а во время питания он расправляется в длинную трубку, способную проникнуть внутрь венчика цветка. Через эту трубку насекомое засасывает нектар. Такой ротовой аппарат есть у перламутровки, капустной белянки.
Задача 10
Установите соответствие между животными и их особенностями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ | ЖИВОТНЫЕ |
А) дыхание лёгочное Б) развитие в водной среде В) развитие на суше Г) кожа голая и влажная Д) кожа сухая, с роговыми чешуйками Е) дыхание кожно-лёгочное | 1) саламандра 2) геккон |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Саламандра - животное класса земноводные (амфибии), отряда хвостатые земноводные. По внешнему виду саламандра похожа на ящерицу, но эти животные относятся к совершенно разным классам: ящерицы причислены к классу пресмыкающихся, а саламандры — к классу земноводных. Очередное отличие заключается в том, что у ящериц кожа сухая и покрыта чешуей, саламандры всегда влажные и гладкие. Дыхание у саламандр кожно-легочное. Геккон – представитель ящериц (пресмыкающееся). В отличии от земноводных гекконы утратили связь с водой и развиваются на суше, по этой же причине дыхание легочное.
Задача 11
Установите соответствие между животными и типами симметрии: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЖИВОТНЫЕ | ТИПЫ СИММЕТРИИ |
А) медуза корнерот Б) шимпанзе В) страус Г) медуза цианея Д) красный коралл Е) нильский крокодил | 1) двусторонняя 2) лучевая |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Двусторонняя симметрия – это схожесть или полная идентичность левой и правой половин тела. Она характерна для шимпанзе, страуса и крокодила. Радиальная симметрия, или лучевая симметрия — форма симметрии, при которой тело (или фигура) совпадает само с собой при вращении объекта вокруг определённой точки или прямой. Такой вид симметрии имеют медузы и кораллы.
Задача 12
Установите соответствие между поколениями папоротника и их особенностями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ | ПОКОЛЕНИЯ ПАПОРОТНИКА |
А) оплодотворение происходит в присутствии капельно-жидкой влаги Б) развиваются архегонии и антеридии В) бесполое поколение Г) образуются споры путём мейоза Д) половое поколение Е) образуются гаметы путём митоза | 1) взрослое растение 2) заросток |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Летом на нижней стороне папоротника образуются маленькие бурые бугорки. В бугорках находятся пучки мелких мешочков — спорангиев, в которых созревают споры. Созревшие споры выпадают из спорангиев. Их разносит ветер. Если они попадают в благоприятные условия, то прорастают, образуя заросток (половое поколение — гаметофит). Он живёт самостоятельно, прикрепляясь к почве ризоидами. На нижней стороне заростка развиваются мужские и женские гаметы (сперматозоиды и яйцеклетки). Под заростком задерживаются капельки росы или дождевой воды, в которых сперматозоиды могут подплыть к яйцеклеткам. Происходит оплодотворение. Из зиготы развивается зародыш, который сначала получает питательные вещества от зелёного заростка. Он растёт, и постепенно развивается корень и очень короткий стебель с первым листом. Со временем из зародыша на заростке развивается взрослое растение, которое мы обычно называем папоротником. Это бесполое поколение — спорофит. В процессе жизни папоротника происходит смена двух поколений — спорофита и гаметофита. Взрослое растение папоротника, образующее споры, — это спорофит (бесполое поколение). Заросток папоротника — это гаметофит (половое поколение).
Задача 13
Установите соответствие между представителями и классами цветковых растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ | КЛАССЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ |
А) тюльпан Б) вишня В) пшеница Г) горох Д) сахарный тростник Е) капуста | 1) Однодольные 2) Двудольные |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Двудольные – класс цветковых растений, у которых зародыш семени имеет две боковые семядоли. Двудольные – это древняя многочисленная группа растений, многие представители которой имеют большое значение в жизни человека. Среди них встречаются пищевые и кормовые культуры – картофель, свекла, гречиха, масличные – подсолнечник, плодовые и ягодные культуры – яблоня, виноград. Главное отличие однодольных, то, что они имеют одну семядолю. К ним относятся: сахарный тростник, пшеница, тюльпан.
Задача 14
Установите соответствие между растением и зависимостью его оплодотворения от воды: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
РАСТЕНИЕ | ЗАВИСИМОСТЬ ОПЛОДОТВОРЕНИЯ ОТ ВОДЫ |
А) дуб Б) сфагнум В) орляк Г) можжевельник Д) люцерна Е) хламидомонада | 1) зависит 2) не зависит |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Растения, которые произрастают близко к воде не могут размножаться без её участия. Оплодотворение обязательно должно происходить во влажной или водной среде. К таким растениям относятся: сфагнум, орляк, хламидомонада. Другие растения напротив, могут размножаться без подобных условий: дуб, можжевельник, люцерна.
Задача 15
Установите соответствие между органом растения и его функцией: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИЯ | ОРГАН |
А) транспирация (испарение воды) Б) фотосинтез В) закрепление растения в почве Г) запасание питательных веществ Д) газообмен Е) поглощение воды и минеральных веществ из почвы | 1) лист 2) корень |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Лист представляет собой внешний орган растения, который выполняет такие важные функции, как фотосинтез, дыхание, транспирацию (испарение) и гуттацию (выделение воды в виде капель). Возможно вегетативное размножение растений посредством листьев. Кроме вышеперечисленных функций, листья некоторых растений способны запасать воду и органические вещества. А видоизмененные листья отдельных видов растений (усики, колючки, ловчие аппараты насекомых) выполняют еще ряд важных функций, благодаря чему растение приспосабливается к неблагоприятным условиям окружающей среды. Функции корня: Всасывание из почвы воды с растворенными в ней минеральными солями, Функцию всасывания выполняют корневые волоски (или микоризы), расположенные в зоне всасывания. Закрепление растения в почве. Синтез продуктов первичного и вторичного метаболизма. Осуществляется биосинтез вторичных метаболитов (алкалоиды, гормоны). Корневое давление и транспирация обеспечивают транспорт водных растворов минеральных веществ по сосудам ксилемы корня (восходящий ток), к листьям и репродуктивным органам. В корнях откладываются запасные питательные вещества (крахмал, инулин). Синтезируют в меристематических зонах ростовые вещества, необходимые для роста и развития надземных частей растения. Осуществляют симбиоз с почвенными микроорганизмами – бактериями и грибами. Обеспечивают вегетативное размножение.
Задача 16
Установите соответствие между отрядами насекомых и типами развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТРЯД НАСЕКОМЫХ | ТИП РАЗВИТИЯ |
А) Жесткокрылые (жуки) Б) Полужесткокрылые (клопы) В) Двукрылые Г) Прямокрылые Д) Таракановые Е) Чешуекрылые (бабочки) | 1) с полным превращением 2) с неполным превращением |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Полное превращение происходит в течении 4 стадий: яйцо, личинка, куколка, имаго (взрослая особь). Таким способом развиваются: жуки, двукрылые, бабочки. При неполном превращении отсутствует стадия куколки. Таким способом развиваются: клопы, прямокрылые, тараканы.
Задача 17
Установите соответствие между перечисленными признаками и отрядами млекопитающих, для которых они характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ОТРЯДЫ |
А) сильно развиты резцы Б) сильно развиты клыки В) кишечник с сильно развитой слепой кишкой Г) кишечник короткий Д) имеются хищные зубы Е) резцы не имеют корней и постоянно растут | 1) Грызуны 2) Хищники |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
В связи с особенностями питания грызуны имеют сильные резцы, так как они постоянно грызут пищу. При таком образе жизни резцы стачиваются, но грызуны защищены от этого так как резцы не имеют корней и могут расти в течении всей жизни животного. Также в связи с особенностями рациона у грызунов сильно развитая слепая кишка. Хищники имеют хорошо развитые клыки, так как им нужно разрываю свою добычу. Кишечник у хищников короткий.
Задача 18
Установите соответствие между группой грибов и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ГРУППА ГРИБОВ |
А) используются в производстве пенициллина Б) имеют трубчатое и пластинчатое плодовое тело В) образуют микоризу Г) имеют спорангии в виде головки или кисти Д) используются в биотехнологии для получения антибиотиков | 1) плесневые 2) шляпочные |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
По строению спорангии плесневых грибов похожи на головки или кисти. Человек давно научился использовать плесневые грибы в хозяйстве. Их используют при получении антибиотиков, к которым относится пенициллин, в молочной промышленности. Шляпочные грибы мы часто может видеть в лесу, она имеют трубчатое и пластинчатое строение, основой служит мицелий. Их также употребляют в пищу.
Задача 19
Установите соответствие между типом развития насекомых и характерными для него признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК | ТИП РАЗВИТИЯ |
А) в цикле развития присутствует стадия куколки Б) личинка похожа на взрослое насекомое В) развитие происходит в четыре стадии Г) личинка и взрослое насекомое имеют отличное внешнее строение Д) у личинки тело разделено на три отдела | 1) с неполным превращением 2) с полным превращением |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Задача 20
Установите соответствие между группой организмов и её характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ГРУППА ОРГАНИЗМОВ |
А) отсутствует ядро Б) имеется кольцевая хромосома В) отсутствуют митохондрии Г) имеются хлоропласты Д) клеточная стенка состоит из клетчатки | 1) бактерии 2) водоросли |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Бактерии – это доядерные организмы, поэтому ядра у них нет. Наследственная информация хранится в кольцевой хромосоме. Также у бактерий нет митохондрий. Водоросли имеют хлоропласты, поэтому многие из них окрашены в зеленый цвет. Их клеточная оболочка состоит из клетчатки.