Задание 10. Бактерии, грибы, растения, животные, вирусы. ЕГЭ 2026 по биологии
Средний процент выполнения: 40.1%
Ответом к заданию 10 по биологии может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.
Подпишись на суперполезные материалы
Задачи для практики
Задача 1
Установите соответствие между функцией и структурой цветка на рисунке: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ | ТИПЫ СОЦВЕТИЯ |
| А) Защищает цветок при распускании | 1) 4 |
| Б) Образует пыльцу | 2) 5 |
| В) Содержит завязь с семязачатками | 3) 6 |
| Г)Участвует в оплодотворении | |
| Д) Привлекает опылителей | |
| Е) Является местом образования микроспор |
Решение
Под цифрой 4 изображены чашелистики, 5 - тычинки, 6 - пестик.
Правильное соответствие:
- А) Защищает цветок при распускании → 1) Чашелистики
- Б) Образует пыльцу → 2) Тычинки. Тычинки имеют пыльники, в которых образуется пыльца.
- В) Содержит завязь с семязачатками → 3) Пестик
- Г) Участвует в оплодотворении → 3) Пестик. Именно в столбик пестика прорастает пыльцевая трубка, несущая спермии, и в завязи пестик происходит оплодотворение
- Д) Привлекает опылителей → 1) Чашелистики
- Е) Является местом образования микроспор → 2) Тычинки. В пыльниках тычинок путем мейоза образуются гаплоидные микроспоры, из которых развивается пыльца
Задача 2
Установите соответствие между характеристиками и органами земноводного: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ХАРАКТЕРИСТИКИ | ОРГАНЫ |
| А) участвует в начальном расщеплении пищи с помощью ферментов Б) обеспечивает газообмен с внешней средой В) состоит из двух предсердий и одного желудочка Г) получает венозную кровь, поступающую от органов Д) участвует в переваривании проглоченного пищевого комка Е) к нему поступает венозная кровь для насыщения кислородом |
1) 2 2) 5 3) 6 |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
На рисунке изображена лягушка, которая относится к земноводным. Под цифрами:
1 — рот;
2 — желудок;
3 — кишечник;
4 — клоака;
5 — лёгкие;
6 — сердце;
7 — мочевой пузырь;
8 — почка
Пищеварительная система земноводных состоит из ротоглоточной полости, пищевода, желудка и кишечника. На челюстях и других костях ротоглоточной полости у земноводных имеются зубы, служащие для удержания пищи. Липкий язык прикрепляется передним концом, что обеспечивает возможность захвата пищи. В ротоглоточную полость открываются протоки слюнных желез, секрет которых служит для смачивания пищи, но не переваривания ее. Из ротоглоточной полости пищевой комок попадает по короткому пищеводу в сравнительно слабо выраженный желудок, где подвергается действию пищеварительных ферментов. В тонком кишечнике продолжается переваривание пищи под действием секретов печени и поджелудочной железы и происходит ее всасывание, тогда как в толстом осуществляется обратное всасывание воды. Толстая кишка открывается в клоаку.
Дыхание земноводных осуществляется с помощью легких и кожи (до 100 % у безлегочных саламандр), а на ранних этапах развития им присуще жаберное дыхание.
Кровеносная система земноводных имеет два круга кровообращения и трехкамерное сердце, состоящее из двух предсердий и одного желудочка. В одно предсердие собирается артериальная кровь (обогащенная кислородом), а в другое — венозная (обедненная им), затем она одновременно впрыскивается в желудочек, откуда разделяется на три потока: артериальный, смешанный и венозный. Обогащенная кислородом кровь поступает к голове, смешанная — к органам, а венозная — к легким и коже.
Задача 3
Установите соответствие между характеристикой и структурой семязачатка: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ХАРАКТЕРИСТИКА | СТРУКТУРА СЕМЯЗАЧАТКА |
| А) выполняет защитную функцию у сформированного семени Б) после оплодотворения запасает питательные вещества для зародыша В) содержит женские половые клетки Г) участвует в образовании зародыша после оплодотворения Д) препятствует высыханию и механическим повреждениям | 1) 1 2) 2 3) 3 |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
ФУНКЦИЯ И СООТВЕТСТВУЮЩАЯ СТРУКТУРА СЕМЯЗАЧАТКА:
- А) Выполняет защитную функцию у сформированного семени → 1) Семенная кожура
Семенная кожура образуется из покровов семязачатка и защищает внутренние структуры семени от неблагоприятных условий. - Б) После оплодотворения запасает питательные вещества для зародыша → 2) эндосперм
Эндосперм голосеменных гаплоидный и образуется из женского гаметофита. Он служит источником питательных веществ для зародыша. - В) Содержит женские половые клетки → 3) Архегонии
Архегонии – это структуры женского гаметофита, в которых формируются яйцеклетки. - Г) Участвует в образовании зародыша после оплодотворения → 3) Архегонии
После оплодотворения яйцеклетка, находящаяся в архегониях, дает начало зародышу нового растения. - Д) Препятствует высыханию и механическим повреждениям → 1) Семенная кожура
Плотная оболочка защищает семя от потери влаги, механических повреждений и неблагоприятных факторов окружающей среды.
Задача 4
Установите соответствие между структурами листа, изображёнными на рисунке: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ОСОБЕННОСТИ | СТРУКТУРЫ ЛИСТА |
| А) содержит проводящие ткани (флоэма и ксилема)
Б) обеспечивает газообмен и транспирацию В) имеются хлоропласты в замыкательных клетках Г) в клетках осуществляется фотосинтез Д) структурные элементы образования могут осуществлять транспорт веществ Е) структура может располагаться на верхней или нижней стороне листовой пластинки |
1) 2 2) 3,4 3) 5 |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
1 - кожица, 2 - устьице, 3 - столбчатая, 4 - губчатая фотосинтезирующая ткань (хлоренхима), 5 - жилка (содержит флоэму, ксилему и механические ткани)
Задача 5
Установите соответствие между группой организмов и её характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ХАРАКТЕРИСТИКИ | ГРУППА ОРГАНИЗМОВ |
|
А) нервная система лестничного типа Б) полость тела отсутствует, промежутки между органами заполнены паренхимой В) имеется замкнутая кровеносная система Г) полость тела вторичная (целом), заполнена жидкостью Д) пищеварительная система не имеет анального отверстия Е) органы движения — параподии и щетинки | 1) 1 2) 2 |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
1 - плоские черви, 2 - кольчатые черви.
Характеристика плоских червей:
Характеристика кольчатых червей:
Задача 6
Установите соответствие между организмами и классификационными группами водорослей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ОРГАНИЗМЫ | КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ГРУППЫ |
| A) вольвокс Б) хлорелла В) ламинария Г) саргассум Д) хламидомонада Е) макроцистис |
1) бурые 2) зелёные |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Представители бурых водорослей: фукус, ламинария, саргассум, макроцистис
Представители зелёных водорослей: хламидомонада, вольвокс, хлорелла, спирогира, улотрикс, ульва.
Представители красных водорослей: порфира, родимения, калитамнион, немалион, кораллина, церамия, бангия.
Задача 7
Установите соответствие между характеристиками и растениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ХАРАКТЕРИСТИКИ | РАСТЕНИЯ |
| A) образуются спороносные колоски — стробилы Б) характерно двойное оплодотворение В) путём мейоза образуются зооспоры Г) пыльца переносится с помощью ветра Д) вторичное ядро центральной клетки диплоидное Е) гаметофит представлен заростком |
1) ламинария 2) плаун 3) клён |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Задача 8
Установите соответствие между семействами цветковых растений и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ХАРАКТЕРИСТИКИ | СЕМЕЙСТВА ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ |
| A) класс Двудольные Б) только травы В) соцветие кисть Г) плод зерновка Д) стебель полый внутри Е) представитель картофель |
1) Паслёновые 2) Злаковые |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Рассмотрим каждую характеристику и определим, к какому семейству она относится:
A) класс Двудольные - это относится к семейству Паслёновых, так как они являются двудольными растениями. Следовательно, это 1) Паслёновые.
Б) только травы - это характеристика, которая относится к семейству Злаковых, так как все злаки являются травянистыми растениями. Это 2) Злаковые.
В) соцветие кисть - это относится к семейству Пасленовые, так как у многих представителей этого семейства соцветия имеют форму кисти. Это 1) Пасленовые.
Г) плод зерновка - этот термин относится к семейству Злаковых, так как их плоды имеют форму зерновки. Это 2) Злаковые.
Д) стебель полый внутри - это также характерно для Злаковых, так как многие из них имеют полые стебли. Это 2) Злаковые.
Е) представитель картофель - картофель относится к семейству Паслёновых. Это 1) Паслёновые.
Задача 9
Установите соответствие между растениями и семействами, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| РАСТЕНИЯ | СЕМЕЙСТВА |
| A) ромашка Б) гравилат В) подсолнечник Г) астра Д) абрикос Е) малина |
1) Сложноцветные 2) Розоцветные |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Представители семейства Сложноцветные (Астровые): подсолнечник, топинамбур, тысячелистник, календула, череда, ромашка, ястребинка, астра, бодяк. Белладонна, красавка, дурман, белена - содержат ядовитые вещества, вызывающие отравление.
Семейство Розоцветные: шиповник, гравилат, земляника, рябина, яблоня, абрикос, персик, груша, слива, вишня, миндаль, малина, донник, рябина, спирея, боярышник.
Задача 10
Установите соответствие между животными и их особенностями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ОСОБЕННОСТИ | ЖИВОТНЫЕ |
| A) гермафродит Б) размер тела 5–10 мм В) форма тела лентовидная Г) раздельнополые животные Д) жизненный цикл происходит со сменой хозяев Е) есть пищеварительная система |
1) свиной цепень 2) острица |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Свиной цепень гермафродит, форма тела лентовидная, жизненный цикл происходит со сменой хозяев. Окончательный хозяин (в нём происходит половое размножение червя) - человек. Промежуточный хозяин (в нём паразит не размножается или размножается бесполым способом) - свиньи.
Острица относится к Круглым червям. Это раздельнополые животные небольшого размера (5-10 мм). У остриц есть пищеварительная система.
Задача 11
Установите соответствие между особенностями и стадиями развития мха кукушкина льна, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ХАРАКТЕРИСТИКА | СТАДИЯ РАЗВИТИЯ |
| A) преобладающий гаметофит в жизненном цикле растения Б) гаплоидная стадия развития В) спорофит, развивающийся на гаметофите Г) диплоидная стадия развития Д) образована путем митотического деления зиготы Е) образована из гаплоидной споры |
1) 1 2) 2 |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
1 — диплоидный спорофит коробочка со спорами, образуется из зиготы; 2 — протонема на поздних стадиях ИЛИ предросток, образуется в результате прорастания споры. У мхов доминирующим (преобладающим) поколением является гаметофит. Гаметофит – это взрослое растение (взрослый мох).
Задача 12
Установите соответствие между растениями и способами их размножения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| РАСТЕНИЕ | СПОСОБ РАЗМНОЖЕНИЯ |
| A) кипарис Б) кедр В) кукушкин лён Г) маршанция Д) ананас Е) хвощ болотный |
1) семенами 2) спорами |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Размножение семенами: Этот способ размножения характерен для семенных растений. Он включает процессы опыления и оплодотворения, в результате которых образуется семя. Семя содержит зародыш, запас питательных веществ и защитные оболочки. Оно может быть распространено ветром, водой, животными или другими способами, чтобы зародыш мог развиться в новое растение.
К этому способу можно отнести: кипарис, кедр и ананас.
Размножение спорами: Этот способ размножения характерен для некоторых растений, грибов и некоторых других организмов. Споры - это небольшие, репродуктивные клетки, которые выпускаются организмом и могут распространяться в окружающей среде. Когда спора находит подходящие условия, она может прорастать и развиваться в новый организм, независимо от родительского организма.
К этому способу можно отнести: кукушкин лен, маршанция и хвощ болотный.
Задача 13
Установите соответствие между животными организмами и классификационными группами организмов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ОРГАНИЗМЫ | КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ГРУППЫ |
| A) пресноводная гидра Б) картофельная нематода В) аскарида человеческая Г) актиния Д) белая планария Е) красный коралл |
1) свободнопередвигающиеся 2) прикреплённые |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
• A) пресноводная гидра — это животное, ведущее сидячий образ жизни, то есть прикрепленное. Ответ - 2.
• Б) картофельная нематода — это также свободнопередвигающееся животное, которое передвигается в почве. Ответ — 1.
• В) аскарида человеческая — это паразит, который свободно передвигается внутри организма хозяина. Ответ — 1.
• Г) актиния — это морское животное, которое прикреплено к субстрату и не перемещается. Поэтому ответ будет 2.
• Д) белая планария — это свободнопередвигающееся животное, которое может двигаться по поверхности. Ответ — 1.
• Е) красный коралл — это также прикреплённое животное, которое образует колонии на дне океана. Ответ — 2.
Задача 14
Установите соответствие между классами животных и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ХАРАКТЕРИСТИКИ | КЛАССЫ |
| A) тело покрыто голой слизистой кожей Б) способны к кожному дыханию В) развиты рёбра и грудная клетка Г) наружное оплодотворение Д) конечности располагаются по бокам туловища и прижимаются к земле Е) сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке |
1) Земноводные 2) Пресмыкающиеся |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
У земноводных тело покрыто голой слизистой кожей, они способны к кожному дыханию. Оплодотворение у них наружное.
У пресмыкающихся развиты рёбра, конечности располагаются по бокам туловища и прижимаются к земле, сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке (у земноводных нет этой перегородки).
Задача 15
Установите соответствие между характеристиками и структурами листа, обозначенными на рисунке выше цифрами 2, 3, 4, 5: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| Характеристика | Структура листа |
| A) участвует в транспирации Б) содержит замыкательные клетки В) обеспечивает механическую прочность Г) относится к покровной ткани Д) входит в состав жилки Е) участвует в фотосинтезе |
1) 2 2) 3, 4 3) 5 |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Задача 16
Установите соответствие между группой организмов и её характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ХАРАКТЕРИСТИКИ | ГРУППА ОРГАНИЗМОВ |
| А) состоят из цианобактерий или зелёных водорослей и гифов гриба Б) состоят только из гифов В) питаются только гетеротрофно Г) являются симбиотическими организмами Д) являются индикаторами чистоты воздуха | 1) 1 2) 2 |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Лишайники (2) – это симбиотические организмы, т.е. тело лишайника состоит из нескольких дружественных организмов. Например: из цианобактерий или зеленых водорослей и гифа гриба. Лишайники могут расти только в чистой среде, поэтому они служат индикаторами чистоты воздуха. Тело гриба (1) состоит только из гифов, питаются она за счет готовых органических веществ, поэтому их тип питания гетеротрофный.
Задача 17
Установите соответствие между особенностями и стадиями жизненного цикла печеночного сосальщика, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 4, 6: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| Особенности | Стадии жизненного цикла печеночного сосальщика |
| A) развитие с партеногенезом Б) инвазионная стадия В) из этой стадии развивается личинка мирацидий с большим количеством ресничек Г) развивается в печеночных протоках Д) для дальнейшего развития стадия обязательно должна оказаться в воде Е) является гермафродитом |
1) 1 2) 2 3) 4 4) 6 |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Под цифрами: 1 - окончательный хозяин (корова) и взрослый червь в ней, 2 - яйца, 3 - личинка мирацидий, 4 - развитие личинок в прудовике (промежуточном хозяине), 5 - личинка с хвостиком церкария, 6 - адолескария (циста)
Путём партеногенеза размножаются редии, которые находятся в улитке (промежуточном хозяине).
Инвазионной стадией является адолескария, которая оседает на траву. Инвазионная - это стадия, которая может заражать.
Личинка мирацидий с ресничками образуется из яиц печёночного сосальщика.
В печёночных протоках коровы развивается взрослый червь.
Для дальнейшего развития яйца сосальщика обязательно должны оказаться в воде
Гермафродитом является взрослый червь
Задача 18
Установите соответствие между типами животных и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ХАРАКТЕРИСТИКИ | ТИПЫ |
| A) пространство между органами заполнено паренхимой Б) слепо-замкнутая пищеварительная система В) вторичная полость тела Г) замкнутая кровеносная система Д) «лестничный» тип нервной системы Е) сегментированное тело |
1) Плоские черви 2) Кольчатые черви |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
У плоских червей отсутствует полость тела, пространство между органами заполнено паренхимой. Также у них слепо-замкнутая пищеварительная система и нервная система лестничного типа.
У кольчатых червей вторичная полость тела (целом), замкнутая кровеносная система и сегментированное тело.
Задача 19
Установите соответствие между характеристикой и органами растений, обозначенными на рисунке выше цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| Характеристика | Орган растения |
| A) принадлежит отделу Покрытосеменные Б) вегетативный орган В) генеративный орган Г) женская и мужская структуры отличаются по цвету Д) семена расположены внутри Е) принадлежит отделу Голосеменные |
1) 1 2) 2 |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Задача 20
Установите соответствие между животными и количеством камер их сердца: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ЖИВОТНЫЕ | КОЛИЧЕСТВО КАМЕР СЕРДЦА |
| A) крокодил Б) ёж В) гадюка Г) тритон Д) ящерица Е) страус |
1) три 2) четыре |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Трёхкамерное сердце характерно для земноводных и пресмыкающихся (у них появляется неполная перегородка). Исключением будет крокодил - у него 4-камерное сердце. К земноводным относим тритона, а к пресмыкающимся крокодила, гадюку, ящерицу.
Четырёхкамерное сердце имеют птицы (страус) и млекопитающие (ёж).
Рекомендуемые курсы подготовки
- Узнаешь, что такое геном, хромосомы и кариотип
- Разберешься, как определять хромосомные наборы и никогда не ошибаться
- Познакомимся со фазами митоза и мейоза и научимся их различать
- Сможешь пользоваться печатными шпаргалками для обоснования фаз и типов деления в линии 24 и 27
- Научишься решать задания № 3, 5, 6, 7, 8 в тестовой и №24 и 27 в письменной части
на бесплатном курсе Турбо ЕГЭ