Химия

Решение ЕГЭ по химии

Собираешься сдавать химию, но не понимаешь, как можно подготовиться на хороший балл? Значит будем срочно разобраться, из чего состоит экзамен. Зачем? Это первый шаг на пути к получению желанного результата — будь то соточка или 81+. Давай сначала поймем, откуда брать информацию по организационной части, потом по практическо-теоретической, а после — по жизненной. Звучит странно, но если коротко: структура, источники для подготовки, советы от преподов и выпускников прошлых лет.
Автор статьи:
Преподаватель Турбоподготовки к ЕГЭ
7 ноября 2022

Структура, лайфхаки, советы — все, что тебе понадобится, чтобы облегчить себе жизнь, если готовишься к ЕГЭ по химии. Разбор заданий, теоретических разделов, методов тренировки — погнали!

Собираешься сдавать химию, но не понимаешь, как можно подготовиться на хороший балл? Значит будем срочно разобраться, из чего состоит экзамен. Зачем? Это первый шаг на пути к получению желанного результата — будь то соточка или 81+. Давай сначала поймем, откуда брать информацию по организационной части, потом по практическо-теоретической, а после — по жизненной. Звучит странно, но если коротко: структура, источники для подготовки, советы от преподов и выпускников прошлых лет.

Организационные детали

Начнем! Когда ты берешься за любое дело, сначала же изучаешь его аспекты, не так ли? С госэкзаменами то же самое — пойми, как проводится экзамен: какие правила проведения, проверки, работы в аудитории; потом изучи саму задачу: содержание, разбалловку. И только потом приступай к выполнению.

Где же взять официальную инфу по поводу госаттестации? Лучший выход — загугли сайт ФИПИ. Они составители всех госэкзаменов, поэтому внутри будет все, что тебе может пригодиться. Заходи на сайт, выбирай подходящий отдел, и найди там три документа:

  • Кодификатор — дана списком вся теория, которая понадобится для успешного прохождения. Сразу составляй план по нему или создай из него чек-лист, чтобы проверить, не пропустил ли случайно пункт.
  • Спецификация — вся организация. Структура, как должен выглядеть бланк, уровни сложности — любые технические аспекты. Даже если думаешь, что все четко знаешь, стоит один раз прочитать. Также будут все изменения по сравнению с прошлым годом.
  • Демоверсия — проект контрольно-измерительных материалов. Если у тебя не нулевой уровень, прорешай его заранее — поймешь примерную сложность, формулировки. Правильные варианты будут вместе с критериями оценивания — аккуратно их изучи: они помогут избежать ненужных потерь/

Все файлы обновляются в середине-конце августа — лучший момент для того, чтобы начать готовиться, если уже в одиннадцатом классе. За год выучить с нуля дисциплину вполне возможно — даже если учишь вдобавок три другие. Главное — четкая система, которая структурирует занятия.

Структура

Всего номеров будет тридцать четыре — они делятся на две части: с коротким ответом и с развернутым. Дается на решение три часа тридцать минут — 3:30. В КИМе тебе дается таблица растворимости, периодическая и ряд активности металлов. С собой берешь еду, ручку, паспорт и непрограммируемый калькулятор.

Основные содержательные блоки, которые будут в упражнениях:

  • Теоретические основы — всего пять задач;
  • Неорганика — будет семь раз;
  • Органика — чуть меньше, всего шесть;
  • Методы познания — дважды;
  • Химические реакции — восемь раз;
  • Расчеты по формулам и уравнениям реакций — будет только шесть;

Переходим к содержанию:

Тест: максимальный первичный — тридцать шесть.

No1-3

Строение электронных оболочек атомов: s-, p-, d-элементы. Довольно легкое упражнение — это самая база. Будут даны хим-элементы — пять штук. Выбрать только один — самый простой выход: открыть периодическую таблицу и посчитать. Все 3 вполне несложные, если ходил на уроки в школе, то сто процентов ответишь.

No4

На определение связей — ковалентная, ионная, металлическая, водородная. Тоже несложное — база, проходится сразу, когда изучаешь. Понять с нуля довольно нетрудно, поэтому выгоднее натренировать сразу, чтобы в аудитории сразу написать, не потратив много минут.

No5

Классификация неорганики — будет пронумерованная мини-табличка с названиями или обозначениями веществ. Надо выбрать и записать в верную колонку.

No 6

Мини-реакции — тоже базовые понятия, поэтому набей скиллы, чтобы пройти его на скорости. Тут с теоретической стороны предстоит запоминать осадки, различия щелочных металлов от щелочноземельных, также переходные металлы.

No7

Сопоставление вещества и реагента — будет только неорганика. Все эти темы, понятия изучаются в самом начале, к тому же — они достаточно легкие. Но если у тебя возникают проблемы — посиди подольше: разберись со всеми нюансами, чтобы у тебя было ноль сомнений. Если не врубиться в базу, то продолжать учить немного бесполезно.

No8

Еще раз на сопоставление, но уже между исходными вещ-вами и продуктами результата.

No9

Последняя тестовая неорганика — схема превращения вещ-в. Будешь определять скрытые схемы из списка, который записан ниже.

No10

Начинается органика с поиска соответствия между формулой и группой органических соединений.

No11

Строение органических соединений — гомология и изомерия. Это изучается в начале раздела, но чаще всего проблемы возникают именно здесь. Так как это начало органики — запоминать предстоит много. Но зато — спасет в дальнейшем быстрее справляться с новой трудной теорией.

No12

Углеводороды и их способы получения. Все еще основы, но уже интереснее — не забудь, что стоит понять логику, а не зазубривать.

No13

Амины и аминокислоты — как их получают. Оно достаточно близко по смыслу с предыдущим, только поменялось условие.

No14

Возвращаемся к поиску соответствий — схема и вещ-во, которое скрыто. Делается немного дольше, чем все предыдущие, но набить руку можно.

No15

Задачка похожа, но формулировка поменялась. Уровень теперь повышенный, поэтому сконцентрируйся при работе.

No16

Схема превращений со скрытыми веществами — похожее неорганическое упражнение уже было.

No17

Классификация реакций, например, указать только окислительно-восстановительные. Количество верных пунктов — до четырех, поэтому путем исключения решить не сможешь.

No18

Теперь формулировка связана со скоростью — базовая, поэтому если понимаешь раздел, сложностей не будет. Главное — внимательно читай формулировки: акцентируй внимание на частице «не».

No19

Только окислительно-восстановительные уравнения — попросят определить, что является окислителем или восстановителем, или и тем, и другим.

No20

Электролиз расплавов и раствором — хоть и небольшая тема, но многие выпускники не разбираются в ней до финальной точки — органику многие недолюбливают. Включай логику и память — садись работать.

No21

Гидролиз солей — не забывай, что такое концентрация и работай с мини-материалом, который будет в КИМе

No22-24

Снова повышенный уровень — реакции. Качественные, обратимые/необратимые, равновесие — вспоминай, все что тебе известно, и начинай прорешивать каждую — единственный выход, чтобы найти верный элемент.

No25

Практический вопрос — правила работы в лаборатории, общие научные принципы химпроизводства. Действительно объемный пласт, который сможет решить только твоя память и познания о жизни. На самом деле прочитай парочку раз всю требуемую инфу из специальных сборников только для госа, и особых проблем не будет.

No26

Задача на растворы и массовую долю. Трудная, но только если не разобраться в ней — также это поможет решить тестирование по математике, так как там может попасться одинаковое условие. Но не ошибись в расчетах — у тебя есть калькулятор.

No27

Расчет теплового эффекта — термохимические уравнения. Опять-таки, выгоднее именно получить понимание, чтобы быстро набить скилл.

No28

Последняя задачка на расчеты — масса вещ-ва или объем газа. Все по такой же системе, как и предыдущие, но теперь не с неорганическими.

За развернутые максимальный первичный — двадцать. Там будет все то же самое, но гораздо сложнее — дополнительной теории обычно нет: если натренируешься быстро решать и оформлять по критериям, получишь свой высокий балл.

Практические и теоретические детали

Что тебе будет необходимо? На самом деле, много вещей — начнем с типов занятий, с помощью которых подготавливаются к тестированию.

  • Самоподготовка

    На самом деле, это даже не выбор — в любом случае тебе придется самостоятельно заниматься, причем много. Но если ты собираешься готовиться только с помощью самоподготовки, тебе предстоит долго подготавливаться к ней — составление расписания, поиск источников, отработка, проверка. Но если выстроишь хорошую систему, больше ничего в жизни тебя не напугает.

  • Репетитор

    Это подходит в нескольких случаях — если у тебя есть возможность и хороший, а также проверенный препод. Это самый дорогостоящий вариант, плюс есть еще несколько технических трудностей — поездка к самому преподавателю, который возможно будет жить на другом конце города, согласование часов, возможность заболевания как тебя, так и репетитора. Но если все подходит, то это действительно отличный способ, чтобы подготовиться — личная встреча, сто процентов разберешься со всеми непонятными моментами.

  • Онлайн-школа

    Соединение двух предыдущих пунктов — будет преподаватель, но не личные встречи, а в группе. Делает ли это обучение хуже? Не особо — возможность уточнить остается, так же как и получить подробное объяснение. Один из плюсов онлайн-школ — их формат: из дома, метро — откуда угодно. А фактор записи вебинаров для доступа в любой другой момент — очень крутой: если не успеваешь прийти вовремя или просто плохо себя чувствуешь — не будешь заставлять себя садиться и страдать: просто посмотри через день или через неделю. Также готовые пробники, наборы для тренировки, чтобы проработать все темы. И комьюнити — если тебе важно иметь окружение, которое также погружено в атмосферу бота, как и ты — онлайн-курсы твой лучший выбор.

Неважно, тренируешься со своим учителем, репетитором или без их помощи вовсе — но купить пособия тебе точно надо будет. Зачем они нужны? Чтобы отработать навыки или получить знания: это потребуется для госов. Есть много аспектов, если собираешься покупать себе учебные материалы. Проблема — измененные задания, которых нет в выпущенных сборниках. Прототипы появились только в конце августа, а пособия обычно выходят в октябре–ноябре, также, у нас нет никаких примеров из реальных КИМов, чтобы хотя бы примерно понять, какие будут разновидности новых прототипов. Чаще всего советуют сборники от составителей — проверь, что автор, которого ты покупаешь, точно находится в реестре ФИПИ. Брать пособия других преподавателей, конечно, можно — особенно если тебе посоветовал учитель или друг, который уже написал госы. Практика лишней никогда не будет.

Тебе нужны не только учебники для нарабатывания скиллов, но еще и для пополнения своих знаний. Тренировка никогда не будет лишней, но и дополнительная информация тоже. Поэтому найди себе несколько книг, которые специально собраны для госэкзаменов — внимательно читай их, даже не один раз, чтобы полностью запомнить.

Советы

Следи за прогрессом — когда начинаешь решать пробники, записывай результат: не только количество, но и те номера, в которых были ошибки. Таким образом, у тебя добавится немного мотивации, если будешь видеть насколько сильно продвинулся, также — узнаешь, какие разделы для тебя наиболее сложные.

Постоянно тренироваться — вечная практика. На кровати, в школе, в общественном транспорте: станет скучно — прорешай парочку тестовых; будет грустно — прорешай вариант. Если не будешь вырабатывать себе навык, набрать выше семидесяти скорее всего не получится — скиллы очень важны.

Помести себя в правильное окружение — если у тебя никто из друзей не сдает этот предмет, найди себе других. Шутка — но действительно, попробуй найти в школе людей, которые его сдают, чтобы вместе учиться. У тебя будет группа, которой можно жаловаться на КИМ, или будешь с ними обсуждать решения, чтобы определить наиболее удобное. Может не понял определенный блок, а твой друг объяснит тебе лучше, чем учитель. Также не забывай — надо быть продуктивным и помогать своему окружению чувствовать мотивацию: работайте вместе в школе, в кафешке или у одного дома.

Рассчитывай время — из-за того, что госы идут не более четырех часов, а упражнений огромное количество, придется правильно распределять минуты на протяжении всего КИМа. Как это сделать? Засекать, сколько уходит на весь пробник, также — на отдельные номера, чтобы знать, куда лучше направить внимание.

Распечатай все таблицы из КИМа — сделай это как можно раньше, чтобы привыкнуть к ним.

Не забывай про отдых — не пытайся выложиться на максимум: ближе к маю у тебя не останется ни сил, ни желания. Выгореть очень легко — попробуй избежать это любыми путями. Гуляй, смотри любимые фильмы, сериалы; играй, занимайся своим хобби — поступить в ВУЗ мечты, конечно, классно, но это не стоит убийства ментального и физического состояния.

Структурируй — составь расписание, которому будешь следовать. Если каждую неделю переписывать свой план — достичь ничего не получится. Немного отклоняться — нормально, но полностью на него забивать не стоит.

Не заучивай, а пойми — это один из важнейших советов. Не пытайся лишь заучить теорию, пойми ее — будет в разы продуктивнее. А если на госе попадется необычный прототип, который никогда не делал — понимание предмета тебя спасет. Проводи логические цепочки — почему элемент реагирует таким образом, а при других обстоятельствах он ведет себя иначе.


Лёша

Результаты выпускников Турбо на ЕГЭ по химии:

💯 Выпустили более 70 стобалльников

⚡ 573 ученика сдали ЕГЭ на 90+ баллов

💥 В 2024 году каждый четвертый ученик получил 80+

🔥 Средний балл в 2024 году: 77


Обо мне:

Красный диплом химфака и ученая степень кандидата химических наук.

Доцент химического факультета Самарского университета.

Сертифицированный эксперт ЕГЭ.

Старший научный сотрудник.

Регулярно сдаю ЕГЭ по химии, дважды получил 100 баллов.

Готовлю к ЕГЭ 13 лет. Учу своих учеников не просто зубрить, а ПОНИМАТЬ химию.

Автор 16 научных работ, в том числе 6 статей в ведущих российских и зарубежных рецензируемых научных журналах («Кристаллография», «Журнал неорганической химии», «Радиохимия», «Inorganic Chemistry»), и 10 тезисов докладов на международных и национальных конференциях.

Разработчик методик синтеза 15 новых урансодержащих соединений, данные о которых можно найти в Кембриджском банке структурных данных.

Увидимся на вебинарах! ❤️

Подробнее о курсе