Собираешься поступать в ВУЗ с информатикой, но все, что проходили в школе заканчивается на Paint’е? Слова: компилятор, двоичное кодирование — для тебя ничего не значат, а деревья — это просто растения, которые растут на улице? Даже за пять месяцев, можно подготовиться на высокий балл, давай узнаем как!
Это единственная дисциплина, которая отличается тем, как она проводится. Пару лет назад все мечтали о том, чтобы инфа проводилась на компьютере — составители явно это услышали и предоставили электронную версию экзамена. Стали ли легче госы из-за этого? Не очень — добавилось множество номеров, для выполнения которых нужно прогать на вполне хорошем уровне — который, чаще всего, школы не предоставляют. Да, ты будешь прорешивать контрольно-измерительный материал на компьютере, но это не сильно облегчает тебе жизнь — некоторые упражнения делать в бумажном варианте гораздо проще. Если ты участвовал в олимпиадах — госэкзамен для тебя будет легкой тренировкой. Но очень маленькая доля школьников участвует в олимпиадах, не говоря уже про успешное участие. Но подготовиться к предмету будет легче, если составить продуктивный план. Как это сделать? Сначала сконцентрироваться и изучить сам экзамен; потом понять, какие знания проверяются, и под конец — много практиковаться. Начнем?
Где брать информацию?
Добыть материалы по проведению госа, которые будут сто процентов достоверными, можно разными приемами — статьи, видео с YouTube, посты в социальных сетях, учителя в школе. Однако максимально удобный — сайт ФИПИ. Это составители всех госэкзаменов, поэтому у них точно будет достоверная информация. Что тебе пригодится с сайта? Три документа:
- Кодификатор — один из самых важных доков: все разделы, по которым составляют КИМы. Если готовишься самостоятельно, ориентируйся на него — составь сразу по нему план или просто сделай из кодификатора чек-лист. Если занимаешься с кем-то, все еще следи, что вы проходите программу полностью;
- Спецификация — все организационные вопросы. В целом отсюда еще достанешь структуру, разбалловку, темы, уровни сложности — все детали, которые тебе обязательно помогут или успокоят. Также там будут указаны языки, для которых сто процентов будут компиляторы;
- Демоверсия — проект КИМа на текущий учебный год. Попробуй прорешать его, если у тебя уже есть какие-то знания по дисциплине — таким образом найдешь свой уровень, что понимать, как долго придется заниматься.
Скачай все три файла — они понадобятся тебе, пока будешь готовиться. Они обновляются каждый раз в середине-конце августа — это лучшее время для начала подготовки, если начинаешь заниматься только в одиннадцатом классе. По сравнению с другими предметами, в информатике нет критериев оценивания развернутых ответов, потому что таких заданий в целом нет, но важность официальных документов это не понижает. Так как это единственная дисциплина, которая проводится на компьютере, возникает очень много вопросов о том, как она проводится, оформляется, что можно делать или нельзя. На каждый организационный вопрос тебе ответят эти доки. Поищи на сайте также инструкции для экзаменаторов — таким образом у тебя не останется никаких организационных уточнений.
Структура
Разделения на две части в информатике нет — хотя попытаться разделить возможно: используется специализированное ПО или нет. Обычно преподы никогда не делят таким образом, но в спецификации они отмечены. Плюс этого предмета еще и в том, что в действительности ты можешь решать любое упражнение методикой, которая тебе нравится. Никто не снимает за это баллы, не аннулирует работу — хочешь абсолютно все задачки писать на бумаге — удачи; хочешь все запрогать — круто! Всего номеров двадцать семь — темы, по которым они будут составлены:
- Информация и ее кодирование
- Моделирование и компьютерный эксперимент
- Системы счисления
- Логика и алгоритмы
- Элементы и теории алгоритмов
- Программирование
- Архитектура компьютеров и их сетей
- Обработка числовой информации
- Технология поиска и хранения
Всего на проведение госэкзамена отводится 3 часа 55 минут — стандартный промежуток на ЕГЭ. Проносить дополнительные материалы и оборудование запрещено, но у тебя уже будет техника на столе, которую ты полностью можешь использовать. Открыть калькулятор — пожалуйста; единственное, чем нельзя будет пользоваться — интернет и поисковики. Загуглить правильный ответ у тебя не получится. Еще из доп-материалов у тебя будет в КИМе немного теории по логике — обозначения логических связок и пару правил. Это удобно, если у тебя вылетело из головы различие конъюнкции и дизъюнкции или некоторые другие моменты.
Начинается тестирование с графиков — в No1 будет таблица и схема с обозначениями дорог: нужно будет найти максимально короткий путь. Иногда будет дополнительное условие, поэтому читай с концентрацией. Еще один график — тринадцатый: динамический. Если правильно его сделать, то уйдет минуты две. Решить возможно и другими приемами, но чаще они гораздо дольше.
Логика — No2 и No16. Если во втором просто будешь заполнять таблицу истинности, то в шестнадцатом будешь мучиться с параметром. Если не любишь его из математики — пора понять смысл условия.
Работа с Excel и Word, или похожими приложениями, будет в третьем, девятом, десятом — они достаточно простые, если немного разбираешься в самих программах. Еще отнести сюда следует восемнадцатую, так как ее решение будет в Excel. Но не забивай на их тренировку — отработаешь навык, будешь быстрее и точнее нарешивать в аудитории.
Кодирование — No4. Добавим No7. Еще можно отнести сюда и одиннадцатый. Хоть визуально они не похожи друг на друга, но разобраться с ними стоит в начале, чтобы не страдать на протяжении оставшейся подготовки. Они все решаются недолго, как только у тебя появилось понимание.
Алгоритмические задачки — пятая, шестая, двенадцатая и двадцать третья. Главное в них — понять смысл упражнения. Как только осознаешь, как правильно работает алгоритм, решишь за четыре минуты максимум.
Комбинаторика будет в восьмом, а системы счисления в четырнадцатом. Все остальные, кроме No 19-21 посвящены программированию.
Блок заданий, начинающийся с девятнадцатой, посвящены теории игр. Есть парочка способов, которыми лучше решать — выбери свой, чтобы отработать его заранее.
- Excel — очень удобно и вполне недолго, важно — разобраться в схеме. Формулы эксель очень помогают упростить работу с теорией игр, поэтому советуем разобраться — есть несколько видео на YouTube с пояснением: найди то, которое нравится тебе больше, и тренируйся;
- Код — запрогать тоже возможно. Лучше всего этим воспользоваться, если у тебя уже неплохой уровень в проге, чтобы не усложнять себе жизнь. Тоже есть парочка видео-разборов, поэтому разыщи их и внимательно просмотри.
- Ручками — стандартно, понадобится только бумага — черновик. Долго, муторно, но если тебе нравится — пожалуйста.
В бумажном виде у тебя будут черновик и место, куда записываются ответы. Совет: записывай каждый результат, потому что есть шанс, что техника сломается, из-за чего потеряешь все решенные задания. Если запишешь заранее, тебе останется просто ввести их в систему, а не прорешивать заново.
Пособия
Главный фактор — выбирай те, которые были выпущены составителями. И внимательно смотри, какой год выпуска — если возьмешь прошлогодние, не факт, что они подойдут: изменения происходят практически каждый раз. Конечно, они не меняются глобально постоянно, но некоторые важные моменты изменятся — а это отразится на твоем результате. Лучше всего использовать не бумажные пособия, а электронные — найди систему от ФИПИ, которая будет у тебя в аудитории, и прорешай несколько раз в ней — привыкнешь, как именно она выглядит; поймешь, как ей пользоваться.
Советы
Главный лайфхак — практикуйся. Всегда, постоянно — если будешь в идеале знать теоретическую часть, но никогда не запускал компиляторы — получить хороший результат будет крайне сложно. Посмотри разные видео, если не понимаешь, как именно работают программы — плюс, следи за новыми вариациями решения упражнений. Иногда рассказывают, как прорабатывать сложные и долгие задачки очень простыми способами, за короткое время.
Выбери удобный для тебя язык. Есть пара вариантов: если до этого ни разу не пробовал прогать, если знаешь только Pascal или Basic, если прогаешь на нескольких сразу. В первом и втором случаях — выучи Python. Это достаточно просто для начинающих, а для экзамена он обязательно подойдет — некоторые функции действительно упрощают работу. В последнем случае — определи, какой будет проще и быстрее использовать для номеров: к примеру, задачки на строки гораздо легче написать на том же Python, но иногда тебе будет проще использовать другими — С#, C++, Java.
Не забывай, что кроме программирования у тебя еще есть другие темы — изучи сначала их, а потом уже приступай к проге. Но все еще тренируй хотя бы два раза в неделю оставшиеся. Лучший выход — в начале подготовки отработать их до совершенства — чтобы у тебя был шикарно развитый навык; а потом уже тренироваться периодически, чтобы не потерять его. Если у тебя хорошо получается прогать, а остальной КИМ хромает по скиллам — займись им: больше наработаешь простые номера, выше будет результат.