Задание 24. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Качественные реакции органических соединений. ЕГЭ 2026 по химии

За это задание ты можешь получить 2 балла. На решение дается около 7 минут. Уровень сложности: повышенный.
Средний процент выполнения: 41.3%
Ответом к заданию 24 по химии может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.

Задачи для практики

Задача 1

Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВА ПРИЗНАК РЕАКЦИИ
А) Cr(OH)3 + HCl
Б) Cr(OH)3 + NaOH
В) K2Cr2O7 + KOH
Г) K2CrO4 + H2SO4
1) образование осадка
2) растворение осадка
3) изменение окраски раствора
4) изменение окраски осадка
5) видимых признаков реакции нет

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

А) Нерастворимый в воде гидроксид растворяется в сильной кислоте - 2
Б) Нерастворимый в воде гидроксид растворяется в сильном основании - 2
В) Оранжевый дихромат в щелочной среде переходит в желтый хромат - 3
Г) Желтый хромат в кислой среде переходит в оранжевый дихромат - 3

Ответ: 2233
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 2

Установите соответствие между веществами и реагентом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВА РЕАГЕНТ
А) циклогексанол и фенол
Б) пропанол-1 и этиленгликоль
В) муравьиная кислота и пропионовая кислота
Г) стеариновая и олеиновая кислоты
1) бромная вода
2) аммиачный раствор оксида серебра(I)
3) раствор соды
4) гидроксид меди(II) (без t°)
5) натрий

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

- фенол с бромной водой дает белый осадок
- многоатомные спирты растворяют гидроксид меди(II) в отличие от одноатомных
- в муравьиной кислоте есть альдегидная группа, поэтому она реагирует с аммиачным раствором оксида серебра(I)
- олеиновая кислота - непредельная, поэтому будет обесцвечивать бромную воду

Ответ: 1421
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 3

Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВА ПРИЗНАК РЕАКЦИИ
А) Zn(OH)2 + H2SO4
Б) Fe(OH)3 + NaOH
В) FeSO4 + NaOH
Г) ZnCl2 + NaOH(недост.)
1) выделение газа с резким запахом
2) образование осадка
3) растворение осадка
4) изменение окраски раствора
5) видимых признаков реакции нет

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

А) Амфотерный гидроксид (осадок) при виде красотки сильной кислоты, начинает играть роль основного - образуется средняя соль, где цинк - катион, и вода. То есть мы видим растворение осадка
Б) Амфотерный гидроксид (осадок) при виде красавца сильного основания, начинает играть роль кислотного - образуется комплексная соль, где железо входит в состав аниона. То есть мы видим растворение осадка
В) Обменная реакция между растворимой солью и сильным основанием. В результате образуется гидроксид железа - осадок.
Г) Обменная реакция между растворимой солью и сильным основанием. Основания недостаток - поэтому образующийся гидроксид цинка дальше не растворяется в комплекс.

Ответ: 3322
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 4

Установите соответствие между веществами и реагентом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВА РЕАГЕНТ
А) этилметаноат и пропанон
Б) формальдегид и метан
В) линолевая и стеариновая кислоты
Г) толуол и анилин
1) хлорид железа(III)
2) бромная вода
3) нитрат серебра
4) натрий
5) аммиачный раствор оксида серебра(I)

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

А) Этиловый эфир муравьиной кислоты это сложный эфир. А пропанон - кетон. Наличие в данном сложном эфире внутри остатка от муравьиной кислоты альдегидной группы и решает. Альдегидные группы реагируют с реактивом Толленса, а кетоны нет.
Б) Альдегид можно отличить от чего угодно (почти) с помощью реактива Толленса
В) Непредельную и предельную кислоту отличить так же легко, как алкан от алкена. Просто добавь брома!
Г) Толуол реагирует с чистым бромом в присутствии катализатора. А фенол и анилин без катализатора и бромируются сразу по всем трем положениям. Так продукт еще и белый осадок. Опять бром!

Ответ: 5522
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 5

Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВА ПРИЗНАК РЕАКЦИИ
А) CaSO3 + H2O + SO2
Б) KMnO4 + NaNO2 + KOH
В) KBr + AgNO3
Г) Cr(OH)3 + NaOH
1) растворение осадка
2) образование светло-жёлтого осадка
3) выделение газа
4) изменение окраски раствора
5) видимых признаков реакции нет

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

А) Нерастворимый в воде сульфит кальция растворяется в избытке слабой кислоты с образованием кислой соли. Это растворение осадка
Б) В щелочной среде перманганат переходит в манганат и окраска раствора меняется с фиолетовой на зеленую. Это изменение окраски раствора
В) Обменная реакция с образованием двух новых солей, одна из них, бромид серебра, нерастворима в воде. Это образование светло-жёлтого осадка
Г) Амфотерный гидроксид растворяется в щелочи с образованием комплексной соли. Это растворение осадка

Ответ: 1421
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 6

Установите соответствие между реагирующими веществами и изменениями, которые наблюдаются в ходе реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВ НАБЛЮДАЕМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
А) масляная кислота и кальций
Б) бутанол-2 и калий
В) бромная вода и бутилен
Г) оксид магния и пропионовая кислота
1) обесцвечивание раствора
2) растворение вещества
3) образование осадка
4) выделение бурого газа
5) выделение бесцветного газа

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

А. Кислота и металл реагируют с образованием соли и водорода - выделяется бесцветный газ
Б. Спирт и щелочной металл реагируют так же - бесцветный газ
В. Бромная вода обесцвечивается при присоединении к кратной связи - 1
Г. Нерастворимый в воде оксид растворяется в кислоте - 2

Ответ: 5512
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 7

Установите соответствие между веществами и реагентом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВА РЕАГЕНТ
А) FeCl3 и FeCl2
Б) CaCO3 и FeS
В) SrCl2 и KCl
Г) KI и KCl
1) HCl
2) KNCS
3) Na2SO4
4) NaNO3
5) AgNO3

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение
  • Железо(III) дает качественную реакцию с роданид ионом - кроваво-красный раствор.
  • Соляная кислота из карбоната вытеснит газ без запаха, а из сульфида - газ с запахом тухлых яиц.
  • Катион стронция даст осадок с сульфат-ионом.
  • Йод и хлорид серебра имеют разную окраску.
Ответ: 2135
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 8

Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВА ПРИЗНАК РЕАКЦИИ
А) CH3COOH и KOH
Б) CH3COOH и Na
В) CH3COOH и NaCl
Г) CH3COOH и NaHCO3
1) растворение осадка
2) образование осадка
3) выделение газа
4) видимых признаков реакции нет
5) изменение окраски раствора

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

А) В реакции не образуется осадок - признаков реакции нет (4)
Б) Натрий вытесняет водород из кислоты - выделяется бесцветный молекулярный водород (3)
В) Слабая кислота не вытесняет сильную, выбираем 4
Г) Более сильная кислота вытесняет слабую из соли, снова выделение бесцветного газа, но теперь $CO_2$ (3)

Ответ: 4343
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 9

Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком(-ами) протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВА ПРИЗНАК(-И) РЕАКЦИИ
А) K2Cr2O7 + NaOH
Б) NH4Cl + NaOH
В) Ni(OH)2 + HNO3(разб.)
Г) Ca(OH)2 + CO2
1) выделение газа с резким запахом
2) помутнение раствора
3) изменение окраски раствора
4) растворение осадка и изменение окраски раствора
5) растворение осадка

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

А) В щелочной среде устойчивы хроматы, поэтому меняется окраска раствора
Б) Сильное основание вытесняет слабое из соли. Чувствуем запах аммиака - газа с резким запахом
В) Нерастворимый гидроксид металла растворяется в сильной кислоте и меняет окраску раствора
Г) Постепенно образуется взвесь карбоната кальция и раствор мутнеет

Ответ: 3142
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 10

Установите соответствие между двумя веществами и реагентом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВА РЕАГЕНТ
А) BaSO4 и Ca3(PO4)2
Б) BaCl2 и MgCl2
В) AgCl и AgI
Г) Na2O и MgO
1) Na2SO4
2) HNO3 (конц.)
3) H2O
4) NaNO3
5) фенолфталеин

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

А. Два нерастворимых в воде вещества. Только фосфаты растворяются в сильных кислотах, а сульфат бария нет. Берем 2
Б. Соли различаются по катиону. Один образует нерастворимый сульфат, а другой - нет. Берем сульфат натрия
В. Два нерастворимых в воде вещества. Одно из них окисляется азотной кислотой (йодид), а второе нет. Берем сильный окислитель азотную кислоту
Г. Один оксид растворим в воде, а второй нет

Ответ: 2123
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 11

Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВА ПРИЗНАК РЕАКЦИИ
А) HCOOH + Na2CO3
Б) CaCl2 + K2CO3
В) Ca(HCO3)2 + Ca(OH)2
Г) Ca(HCO3)2 + KOH
1) выделение бесцветного газа
2) образование чёрного осадка
3) образование белого осадка
4) видимых признаков не наблюдается
5) выделение газа и образование осадка

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

А) Муравьиная кислота более сильная, чем угольная. Она вытесняет угольную из соли - выделяется бесцветный газ $CO_2$
Б) Обе соли растворимы - реакция идет, если в результате выпадает осадок. Обмениваем соли ионами - получаем белый осадок карбоната кальция.
В) Растворимая кислая соль всегда будет реагировать с сильным основанием с образованием средней соли. Снова белый осадок карбоната кальция
Г) И снова он)

Ответ: 1333
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 12

Установите соответствие между веществами и реагентом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВА РЕАГЕНТ
А) FeCl3 и NaCl
Б) ZnCl2 (p-p) и MgCl2 (p-p)
В) K2SO4 (тв.) и BaSO4 (тв.)
Г) H2SO4 и Ca(OH)2
1) фенолфталеин
2) H2O
3) NaOH
4) NaCl
5) HCl

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

- катион железа даст осадок со щелочью, а катион натрия нет
- катион цинка даст осадок со щелочью, который растворится в ее избытке. А осадок Mg(OH)2 в избытке щелочи растворяться не будет.
- соль калия растворима в воде, а соль бария - нет
- в щелочной среде фенолфталеин окрасится в малиновый цвет

Ответ: 3321
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 13

Установите соответствие между веществами и реагентом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВА РЕАГЕНТ
А) стеарат натрия и олеат натрия
Б) пропанол-2 и пропанон
В) маргарин и растительное масло
Г) уксусная кислота и глицин
1) бромная вода
2) оксид меди(II)
3) соляная кислота
4) гидроксид натрия
5) этиловый спирт

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение
  • Стеарат - предельный анион, а олеат - непредельный (будет обесцвечивать бромную воду).
  • Спирты окисляются оксидом меди(II), а кетоны нет.
  • Маргарин - насыщенный жир, а растительное масло - ненасыщенный (содержит кратные связи, обесцвечивающие бромную воду).
  • Оба вещества растворяют CuO, но цвета продуктов разные. Ацетат меди(II) - имеет голубую окраску, а глицинат меди(II) - ярко-синюю, так как это комплекс со связями Cu-N.
Ответ: 1212
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 14

Установите соответствие между веществами и реагентом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВА РЕАГЕНТ
А) Ca(OH)2 (р-р) и KOH (р-р)
Б) Ba(OH)2 (тв.) и Al(OH)3 (тв.)
В) NaNO3 и Al(NO3)3
Г) Na2S и NaCl
1) CO2
2) HBr
3) NaOH(р-р)
4) СаCO3
5) этанол

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

А) Основания отличаются только катионом. Ищем кто мог бы с кальцием образовать осадок. Углекислый газ!
Б) Основание и амфотерный гидроксид можно отличить по реакции с щелочью. Амфотерный гидроксид растворится, а основание не будет реагировать с другим основанием.
В) Две соли отличаются катионом. С катионом алюминия есть много осадков, например, гидроксид. Нужно найти сильное основание для реакции!
Г) Соли различаются анионом. В случае сульфида при действии сильной кислотой мы почувствуем неприятный запах $H_2S$ и увидим выделение газа.

Ответ: 1332
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 15

Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВА ПРИЗНАК РЕАКЦИИ
А) Fe(NO3)3 + NaOH
Б) CuCl2 + KOH
В) Fe(OH)2 + H2O2
Г) NaNO3 + KOH
1) образование синего осадка
2) образование бурого осадка
3) изменение окраски осадка
4) изменение окраски раствора
5) видимых признаков реакции нет

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

А) В ходе обменной реакции получится гидроксид железа(III), осадок бурого цвета.
Б) В ходе обменной реакции получится гидроксид меди(II), осадок синего цвета.
В) В ходе окислительно-восстановительной реакции гидроксид железа (II) перейдет в гидроксид железа (III), получится осадок бурого цвета.
Г) Реакция не идет, признаков реакции не будет.

Ответ: 2135
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 16

Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВА ПРИЗНАК РЕАКЦИИ
А) CaCO3 + HCl
Б) NaNO3 + HCl
В) Ca(NO3)2 + Na2CO3
Г) Al(OH)3 + KOH
1) выделение бесцветного газа с резким запахом
2) выделение бурого газа
3) растворение осадка
4) образование осадка
5) видимых признаков реакции нет

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

  • $CaCO_3 + 2HCl = CaCl_2 + H_2O + CO_2↑$
  • $NaNO_3$ + HCl (не выполняются условия обмена)
  • $Ca(NO_3)_2 + Na_2CO_3 = CaCO_3↓ + 2NaNO_3$
  • $Al(OH)_3↓ + KOH = K[Al(OH)_4]$

Ответ: 3543
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 17

Установите соответствие между веществами и реагентом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВА РЕАГЕНТ
А) Zn(OH)2 (тв.) и ZnCl2 (тв.)
Б) LiCl (тв.) и KCl (тв.)
В) NaCl и Na3PO4
Г) NaOH и NaCl
1) фенолфталеин
2) CuO
3) пламя
4) BaSO4
5) дистиллированная вода

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

  • Гидроксид цинка не растворим в воде в отличие от хлорида.
  • Катионы металлов окрашивают пламя в разные цвета.
  • Раствор фосфата натрия имеет слабощелочную среду из-за гидролиза в отличие от раствора хлорида натрия.
  • Щелочь можно обнаружить с помощью фенолфталеина.

Ответ: 5311
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 18

Установите соответствие между веществами и реагентом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВА РЕАГЕНТ
А) Na2O и CuO
Б) BaCO3 и BaSO4
В) K2CrO4 и (NH4)2CrO4
Г) KOH (p-p) и HCl (p-p)
1) H2O
2) HCl (p-p)
3) NaNO3
4) NaOH
5) лакмус

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение
  • CuO не растворяется в воде в отличие от Na2O.
  • Соляная кислота вытеснит CO2 из карбоната.
  • При добавлении щелочи из соли аммония вытеснится аммиак.
  • Лакмус имеет разную окраску в кислой и щелочной среде.
Ответ: 1245
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 19

Установите соответствие между веществами и реагентом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВА РЕАГЕНТ
А) FeSO4 и Na2SO4
Б) NH4Cl и KCl
В) NaCl и NaBr
Г) CO2 и O2
1) Ca(OH)2
2) CuO
3) KNCS
4) AgNO3
5) фенолфталеин

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

А: Эту пару можно различить использованием гидроксида кальция. В реакции с сульфатом железа (II) образуется осадок гидроксид железа (II), который на воздухе темнеет.
Б: Эту пару можно различить использованием гидроксида кальция. В реакции с хлоридом аммония образуется газ — аммиак.
В: Эту пару можно различить использованием нитрата серебра. С хлоридом натрия образуется белый осадок - хлорид серебра, а с бромидом натрия — светло-желтый осадок — бромид серебра.
Г: Эту пару можно различить использованием гидроксида кальция. В реакции с углекислым газом образуется осадок — карбонат кальция.

Ответ: 1141
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 20

Установите соответствие между веществами и реагентом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВА РЕАГЕНТ
А) CH3COOH и NH2CH2COOH
Б) C2H6 и C2H4
В) C6H6 и C6H5OH
Г) C2H5OH и C6H5OH
1) FeCl3 (p-p)
2) HCl (p-p)
3) I2 (p-p)
4) Na2CO3
5) Cu(OH)2

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

А. Кислоту и аминокислоту можно различить с помощью гидроксида меди(II). В случае кислоты будет голубой раствор, а в случае аминокислоты - фиолетовый
Б. Алкан и алкен можно различить с помощью бромной или йодной воды. Берем йод
В. Бензол и фенол различается с помощью качественной реакции на фенолы - соли железа(III)
Г. То же самое, что и В

Ответ: 5311
Показать решение
Бесплатный интенсив
Показать еще

Химическое равновесие

Необратимые реакции

Некоторые химические реакции идут только в одном направлении, например:
BaCl2 + H2SO4 ↓ → BaSO4↓ + 2HCl

Обратная реакция BaSO4 + HCl невозможна. Такие реакции называют необратимыми. Обычно, это реакции, в результате которых хотя бы один из продуктов выводится из реакционной смеси. Такое происходит, например, когда в растворе выпадает осадок или выделяется газ. Необратимую реакцию легко определить – если ты не можешь провести обратную реакцию, то реакция необратима.
Необратимыми являются и некоторые реакции разложения:
2KClO3 → 2KCl + 3O2

Но и обратимые реакции разложения тоже есть:
4HNO3 ↔ 2H2O + 4NO2 + O2

Обратимые реакции

В ходе обратимой реакции параллельно протекают как прямая реакция, так и обратная реакция, как в случае синтеза аммиака из азота и водорода:

прямая реакция N2 + 3H2 ↔ 2NH3
обратная реакция 2NH3 ↔ N2 + 3H2

Обратимую реакцию определяем так – если реакцию можно провести в обратном направлении, то реакция обратима. Все максимально логично)

В ходе любой обратимой химической реакции наступает момент, когда скорости прямой и обратной реакций становятся равны. Тогда наступает химическое равновесие.

Химическое равновесие – это определенное состояние реакционной системы, при котором концентрация реагирующих веществ и продуктов реакции не изменяется во времени, так как скорости прямой и обратной реакции равны и отличны от нуля.

Смещение равновесия – это переход системы из одного равновесного состояния в другое, соответствующее изменившимся условиям.

Куда и как сместится равновесие определяется принципом Ле Шателье:

Если изменить одно из условий (концентрация, температура, давление), при котором система находится в состоянии химического равновесия, то равновесие сместится в сторону той реакции, которая это изменение условий сводит к минимуму.

Перевод на человеческий: cистема будет делать все, чтобы вам противодействовать: вы нагреваете? Пускаем реакцию, где температура будет поглощаться. Вы увеличиваете концентрацию кого-то? Смещаем в сторону, где этого вещества не будет. Вот этой системе лишь бы наоборот.

Факторы, влияющие на химическое равновесие:

1) Изменение концентрации

При увеличении концентрации одного из веществ (жидкого или газообразного), равновесие смещается в сторону уменьшения его концентрации, то есть в сторону той реакции, где это вещество затрачивается, а не образуется.

H2 + I2 ↔ 2HI

Если увеличить концентрацию исходного вещества H2 (или I2), то равновесие сместится в сторону образования HI, то есть в сторону прямой реакции (в сторону продуктов).
Если увеличить концентрацию продукта реакции HI, то равновесие сместится в сторону образования H2 и I2, то есть в сторону обратной реакции (в сторону исходных веществ).

Концентрация или добавление твердых веществ в реакции на химическое равновесие не влияет!

2) Изменение температуры

Изменение температуры влияет сразу на обе реакции – прямую и обратную. Но понижение температуры смещает равновесие по большей части в сторону экзотермической реакции, а повышение температуры – в сторону эндотермической. Нам нужно знать тепловой эффект реакции, чтобы выяснить куда сместится равновесие. В заданиях ЕГЭ, где нужно определить смещение равновесия, дается тепловой эффект реакции.

N2 + O2 ↔ 2NO – Q

При повышении температуры равновесие сместится в сторону образования NO, в сторону продукта реакции.
Как ты знаешь, если прямая реакция эндотермическая, то обратная реакция экзотермическая. Значит, при понижении температуры равновесие сместится в сторону образования N2 и O2, то есть в сторону исходных веществ.

3) Изменение давления

Изменение давления будет влиять только на те реакции, в ходе которых образуется или участвует хотя бы одно газообразное вещество. Важное условие – число газообразных молекул в исходных веществах должно отличаться от числа молекул газов в продуктах реакции, иначе изменение давления не влияет на равновесие

N2 + 3H2 ↔ 2NH3

Повышение давления в системе сместит равновесие туда, где находится меньше моль газа. Слева 1N2 + 3H2 = 4 моль, а справа 2 моль NH3. Значит равновесие сместится в сторону образования NH3, в сторону продукта.
Понижение давления, наоборот, сместит равновесие туда, где находится больше моль газа – в сторону исходных веществ.

4) Изменение объема реакционного сосуда (колбы, например)

При увеличении объема реакционного сосуда уменьшается давление, а значит и смещение будет в ту сторону, куда оно смещается при уменьшении давления.
При уменьшении объема реакционного сосуда увеличивается давление, а значит и смещение будет в ту сторону, куда оно смещается при увеличении давления.

Катализаторы не влияют на смещение химического равновесия, поскольку в равной степени ускоряют как прямую, так и обратную реакции. Они лишь ускоряют его достижение.

При решении заданий можно подсмотреть сюда:

  • Без воды
  • Ламповая атмосфера
  • Крутые преподаватели

ЕГЭ 2026: бесплатный курс
по химии

На бесплатном демо-курсе ты:
  • Понять как связаны разные задания в ЕГЭ по химии
  • Научишься определять степени окисления атомов в веществах и заработаешь 1 первичный балл за 3 задание
  • Узнаешь основы ОВР и как определять окислители и восстановители и заработаешь 1 первичный балл за 19 задание
  • Поймешь как факторы влияют на химическое равновесие и и заработаешь 2 первичных балла за 22 задание
  • Узнаешь простейший способ решать задания на реакторы и и заработаешь 2 первичных балла за 23 задание
  • Разберешься в самом простом способе решать 26 задание на массовую долю и и заработаешь 1 первичный балл за это задание
Получи бесплатный демо-доступ
Оставь заявку и займи место
на бесплатном курсе Турбо ЕГЭ
Нажимая на кнопку «Отправить», вы принимаете положение об обработке персональных данных.