Задание 13. Химические свойства и способы получения азотсодержащих органических соединений. Жиры. ЕГЭ 2026 по химии
Средний процент выполнения: 53.2%
Ответом к заданию 13 по химии может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.
Подпишись на суперполезные материалы
Задачи для практики
Задача 1
Из предложенного перечня выберите два вещества, для которых анилин является более сильным основанием.
- аммиак
- дифениламин
- п‑нитроанилин
- толуидин
- триэтиламин
Запишите номера выбранных ответов.
Решение
Ароматические амины более слабые основания, чем аммиак и алифатические амины (1 и 5 не подходит).
Дифениламин является более слабым основанием, чем анилин, из-за наличия двух фенильных групп (подходит).
П-нитроанилин является более слабым основанием, чем анилин, так как нитрогруппа проявляет электроноакцепторные свойства и понижает электронную плотность в бензольном кольце и на аминогруппе (подходит).
Толуидин является более сильным основанием, чем анилин, так как метильная группа проявляет электронодонорные свойства, повышает электронную плотность в бензольном кольце и на аминогруппе (не подходит).
Задача 2
Из предложенного перечня выберите формулы двух веществ, с каждым из которых может взаимодействовать глюкоза.
- [Ag(NH3)2]OH
- Na2CO3
- HCl
- H2
- CO2
Запишите номера выбранных ответов.
Решение
Глюкоза - это альдегидоспирт. Реагирует по альдегидной группе и по гидроксильным группам как многоатомный спирт. Берем 1 и 4 - окисление и восстановление группы -CHO
Задача 3
Из предложенного перечня выберите все вещества, при взаимодействии которых с гидроксидом меди(II) может образоваться осадок красного цвета.
- этилацетат
- сахароза
- формальдегид
- этановая кислота
- глюкоза
Запишите номера выбранных ответов.
Решение
Красный осадок - это $Cu_2O$, продукт восстановления гидроксида меди(II). Значит, нужно искать восстановители (альдегидные группы) - 3 и 5
Задача 4
Из предложенного перечня выберите два вещества, с каждым из которых может взаимодействовать метиламин.
- вода
- муравьиная кислота
- метан
- бутан
- бензол
Запишите номера выбранных ответов.
Решение
Метиламин - это амин, основные свойства. Реагирует с кислотами (2) точно, а поскольку он не ароматический, то и с водой (1)
Задача 5
Из предложенного перечня выберите два утверждения, которые характерны для вещества, формула которого CH3–CH(COOH)–NH2.
- проявляет амфотерные свойства
- при обычных условиях кристаллическое
- окрашивает фенолфталеин в малиновый цвет
- относится к классу аминов
- взаимодействует с хлоридом натрия
Запишите номера выбранных ответов.
Решение
Все аминокислоты проявляют амфотерные свойства за счет наличия кислотной группы $-СООН$ и основной аминогруппы $-NH_2$. При обычных условиях все аминокислоты являются кристаллическими.
Задача 6
Из предложенного перечня выберите два вещества, с каждым из которых может взаимодействовать и глюкоза, и целлюлоза.
- уксусная кислота
- водород
- кислород
- оксид железа(III)
- сульфат меди(II)
Запишите номера выбранных ответов.
Решение
Глюкоза и целлюлоза углеводы, которые имеют в своем составе свободные ОН-группы. Поэтому могут вступать в реакцию этерификации с кислотами.
Также могут гореть в кислороде, как и все органические соединения.
Задача 7
Из предложенного перечня выберите два вещества, с каждым из которых может взаимодействовать анилин.
- гидроксид калия
- хлороводород
- бром
- толуол
- метан
Запишите номера выбранных ответов.
Решение
Анилин - слабое основание, поэтому может реагировать с HCl с образованием хлорида анилиния. Атомы водорода в бензольном кольце можно заместить на бром.
Задача 8
Из предложенного перечня выберите два утверждения, которые характеризуют фенилаланин.
- относится к ароматическим аминам
- со спиртами образует сложные эфиры
- может участвовать в реакциях поликонденсации
- не реагирует с основаниями
- не взаимодействует с азотной кислотой
Запишите номера выбранных ответов.
Решение
Фенилаланин это аминокислота. Явно не 1)) Реагирует ли аминокислота со спиртами? Да, 2 верно. Поликонденсация возможна - аминокислоты могут образовывать пептидные цепи. С основаниями по той же карбоксильной группе реагирует обязательно, как кислота. А по основной аминогруппе - с азотной кислотой.
Задача 9
Из предложенного перечня выберите два вещества, с каждым из которых не может взаимодействовать триолеин.
- раствор гидроксида натрия
- раствор йода
- хлорид натрия
- раствор соды
- гидроксид меди (II)
Запишите номера выбранных ответов.
Решение
Кто такой триолеин? Это явно жир! Триолеинат глицерина. Глицерин, у которого есть кислотные остатки непределеной олеиновой кислоты.
С щелочами идет щелочной гидролиз (1), а с йодом идет присоединение по кратной связи внутри кислотного остатка олеиновой кислоты (2). В растворе соды за счет гидролиза создается щелочная среда - тоже идет гидролиз (4)
Задача 10
Из предложенного перечня выберите две реакции, в результате осуществления которых можно получить этиламин.
- C2H6 и HNO2
- C2H5NO2 и H2
- CH3OH и N2
- [C2H5NH3]Cl и KOH
- CH3CH3 и NH3
Запишите номера выбранных ответов.
Решение
Этиламин можно получить либо реакцией Зинина (восстановление нитросоединений водородом), то есть вариант 2. Либо реакцией вытеснения из соли сильным основанием (вариант 4).
Задача 11
Выберите два вещества, с которыми может реагировать изопропиламин.
- $H_2$
- $H_2O$
- $HNO_3$
- $Br_2$ * aq
- NaOH
Решение
Алифатические амины реагируют с кислотами и водой по аминогруппе.
Задача 12
Выберите два вещества, с которыми может реагировать анилин.
- гидроксид калия
- вода
- соляная кислота
- бромная вода
- сода
Решение
Анилин (аминобензол) может реагировать с кислотами по аминогруппе, а так же вступать в реакции замещения по бензольному кольцу. Реакция с бромной водой - качественная на анилин.
Задача 13
Выберите два вещества, которые не реагируют с анилином, но реагируют с фенилаланином.
- KOH
- $HNO_3$
- $Br_2$ * aq
- $NH_3_(р-р)$
- NaCl
Решение
Анилин - амин, а фенилаланин - аминокислота. Нужно искать соединения, реагирующие с карбоксильной группой аминокислоты (основания), которой нет в аминах
Задача 14
Выберите два вещества, с которыми реагирует глицин.
- бензол
- соляная кислота
- гидроксид натрия
- сульфат натрия
- хлорид цинка
Решение
Глицин - аминокислота. Реагирует с кислотами по аминогруппе и с основаниями по карбоксильной группе
Задача 15
Из предложенного перечня выберите формулы двух веществ, с каждым из которых может взаимодействовать вещество с формулой

- $CH_3OH$
- $C_3H_8$
- $HNO_3$ (конц.)
- $Na_2SO_4$
- NaCl
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
Решение
Это аминокислота фенилаланин, записанная в виде внутренней соли. Аминокислоты - амфотерные вещества, способные вступать в реакции как по аминогруппе с кислотами, так и по карбоксильной группе с основаниями и спиртами. Поскольку это ароматическая аминокислота, то она нитруется по бензольному кольцу концентрированной азоткой
Задача 16
К вариации реакции Зинина относятся взаимодействия
- метана с азотом
- нитрометана с магнием и соляной кислотой
- нитрометана с медью и азотной кислотой
- нитроэтана с цинком и гидроксидом натрия
- метиламина с раствором перманганата калия
Решение
Реакция Зинина - это реакция восстановления нитросоединений. Нитросоединения есть под номерами 2,3 и 4, но только во 2 и 4 строчках есть восстановители. Магний с соляной кислотой дает водород, как и цинк в реакции с щелочью. Этот водород и восстанавливает нитросоединения в амины.
Задача 17
Из предложенного перечня выберите два амина, которые имеют более сильные оснóвные свойства, чем аммиак.
- анилин
- триметиламин
- дифениламин
- трифениламин
- метилпропиламин
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
Решение
Амины являются производными аммиака, в молекуле которого один или несколько атомов водорода замещены углеводородными радикалами. Амины, так же как и аммиак, могут реагировать с кислотами, то есть проявляют оснóвные свойства. Химическая связь между атомом азота и катионом $H^+$, входящим в состав кислот, образуется по донорно-акцепторному механизму, при этом атом азота предоставляет общую электронную пару. Понятно, что чем больше электронная плотность на атоме азота, тем связь будет более прочной и оснóвные свойства вещества сильнее. Следовательно, необходимо определить, как будут влиять заместители в предложенных соединениях на электронную плотность на атоме азота и выбрать в качестве правильного ответа те вещества, в которых заместители увеличивают электронную плотность.
Условно считаем, что атомы водорода в молекуле $NH_3$ не оказывают электронных эффектов и не влияют на оснóвные свойства.
В молекуле анилина, или фениламина, $C_6H_5–NH_2$ электронная пара атома азота вступает во взаимодействие с ароматической π-системой (говорят – вступает в сопряжение), в результате электронная плотность на ароматическом кольце увеличивается, а на атоме азота — уменьшается, поэтому оснóвные свойства анилина меньше, чем аммиака, и анилин, в отличие от аммиака, не окрашивает растворы индикаторов — лакмуса и фенолфталеина (ответ 1 — неправильный).
Понятно, что две фенильные группы (дифениламин, ответ 3) и три фенильные группы (трифениламин, ответ 4) будут сильнее уменьшать оснóвные свойства, чем одна фенильная группа в молекуле анилина (ответы 3, 4 — неправильные).
Радикалы метил $CH_3–$ и пропил $CH_3CH_2CH_2–$ проявляют электронодонорный эффект (положительный индукционный эффект) и увеличивают электронную плотность на атоме азота, поэтому их оснóвные свойства сильнее, чем у аммиака (ответы 2, 5 — правильные).
Задача 18
Из предложенного перечня выберите две реакции, которые можно использовать для получения метиламина.
- $CH_4$ и $HONO_2$
- $CH_3OH$ и $N_2$
- $CH_3NO_2$ и $H_2$
- $[CH_3NH_3]Cl$ и KOH
- $CH_3–CH_3$ и $NH_3$
Запишите в поле ответа номера выбранных реакций.
Решение
Формула метиламина — $CH_3NH_2$. Составляем уравнения реакций:
1) $CH_4 + HONO_2 → CH_3NO_2 + H_2O$ (ответ неверный)
2) $CH_3OH + N_2 ≠$ (ответ неверный)
3) $CH_3NO_2 + 3H_2 → CH_3NH_2 + 2H_2O$ (ответ правильный)
4) $[CH_3NH_3]Cl + KOH → CH_3NH_2 + KCl + H_2O$ (ответ правильный)
5) $CH_3–CH_3 + NH_3 ≠$ (ответ неверный)
Задача 19
Выбери два вещества, нагревание водных растворов которых в присутствии $Cu(OH)_2$ не дает красного осадка.
- Глюкоза
- Фруктоза
- Сахароза
- Мальтоза
- Галактоза
Решение
Только углеводы, содержащие свободную альдегидную группу, могут давать качественную реакцию ее окисления с помощью Cu(OH)2. При этом образуется красный осадок Cu2O, а альдегидная группа окисляется до карбоксильной. Фруктоза - кетоноспирт, а сахароза - дисахарид, не имеющий свободного гликозидного гидроксила.
Задача 20
Выберите два амина, имеющие более сильные основные свойства, чем аммиак.
- трифениламин
- триметиламин
- фениламин
- этиламин
- м-нитроанилин
Решение
Амины являются производными аммиака, в молекуле которого один или несколько атомов водорода замещены углеводородными радикалами. Амины, так же как и аммиак, могут реагировать с кислотами, то есть проявляют оснóвные свойства. Химическая связь между атомом азота и катионом H+, входящим в состав кислот, образуется по донорно-акцепторному механизму, при этом атом азота предоставляет общую электронную пару. Понятно, что чем больше электронная плотность на атоме азота, тем связь будет более прочной и оснóвные свойства вещества сильнее. Следовательно, необходимо определить, как будут влиять заместители в предложенных соединениях на электронную плотность на атоме азота и выбрать в качестве правильного ответа те вещества, в которых заместители увеличивают электронную плотность.
Условно считаем, что атомы водорода в молекуле NH3 не оказывают электронных эффектов и не влияют на оснóвные свойства.
В молекуле фениламина, C6H5–NH2 электронная пара атома азота вступает во взаимодействие с ароматической π-системой (говорят – вступает в сопряжение), в результате электронная плотность на ароматическом кольце увеличивается, а на атоме азота — уменьшается, поэтому оснóвные свойства анилина меньше, чем аммиака, и анилин, в отличие от аммиака, не окрашивает растворы индикаторов — лакмуса и фенолфталеина (ответ 3 — неправильный).
Понятно, что три фенильные группы (трифениламин, ответ 1) будут сильнее уменьшать оснóвные свойства, чем одна фенильная группа в молекуле анилина (ответы 1 неправильный).
Радикалы метил CH3– этил CH3CH2– проявляют электронодонорный эффект (положительный индукционный эффект) и увеличивают электронную плотность на атоме азота, поэтому их оснóвные свойства сильнее, чем у аммиака (ответы 2, 4 — правильные).
Рекомендуемые курсы подготовки
- Понять как связаны разные задания в ЕГЭ по химии
- Научишься определять степени окисления атомов в веществах и заработаешь 1 первичный балл за 3 задание
- Узнаешь основы ОВР и как определять окислители и восстановители и заработаешь 1 первичный балл за 19 задание
- Поймешь как факторы влияют на химическое равновесие и и заработаешь 2 первичных балла за 22 задание
- Узнаешь простейший способ решать задания на реакторы и и заработаешь 2 первичных балла за 23 задание
- Разберешься в самом простом способе решать 26 задание на массовую долю и и заработаешь 1 первичный балл за это задание
на бесплатном курсе Турбо ЕГЭ