Бесплатный интенсив по химии

3 огненных вебинара, домашние задания, беседа курса, личный кабинет, связь с преподавателем и многое другое.
Курс стартует 5 ноября.

Подробнее об интенсиве

Задание 13. Химические свойства и способы получения азотсодержащих органических соединений. Жиры. ЕГЭ 2025 по химии

За это задание ты можешь получить 1 балл. На решение дается около 2 минут. Уровень сложности: базовый.
Средний процент выполнения: 53.2%
Ответом к заданию 13 по химии может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.
Разбор сложных заданий в тг-канале

Задачи для практики

Задача 1

Из предложенного перечня выберите два вещества, с каждым из которых может взаимодействовать сахароза.

  1. углекислый газ
  2. сульфат натрия
  3. вода
  4. оксид серебра (р-р $NH_3$)
  5. гидроксид кальция

Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.

Решение

Сахароза - дисахарид, поэтому она подвержена гидролизу - в присутствии кислоты вода разлагает сахарозу на глюкозу и фруктозу. Также сахароза способна реагировать с гидроксидом кальция, образуя сахарат кальция $С_{12}Н_{22}О_{11}·CaO·2Н_2О$.

Ответ: 35
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 2

Из предложенного перечня выберите формулы двух веществ, с каждым из которых может взаимодействовать вещество, строение которого

  1. $CH_3OH$
  2. $C_3H_8$
  3. $HNO_3$ (конц.)
  4. $Na_2SO_4$
  5. NaCl

Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.

Решение

Это аминокислота фенилаланин, записанная в виде внутренней соли. Аминокислоты - амфотерные вещества, способные вступать в реакции как по аминогруппе с кислотами, так и по карбоксильной группе с основаниями и спиртами. Поскольку это ароматическая аминокислота, то она нитруется по бензольному кольцу концентрированной азоткой

Ответ: 13
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 3

Из предложенного перечня выберите два утверждения, которые верны как для крахмала, так и для целлюлозы.

  1. имеют общую формулу $(C_6H_{10}O_5)_n$
  2. являются природными полимерами
  3. имеют одинаковую степень полимеризации
  4. вступают в реакцию серебряного зеркала
  5. не подвергаются гидролизу

Запишите в поле ответа номера выбранных утверждений.

Решение

Целлюлоза и крахмал - природные полимеры глюкозы с общей формулой ($С_6Н_{10}О_5)_n$. Целлюлоза имеет более высокую степень полимеризации (n), чем крахмал. При гидролизе крахмал и целлюлоза образуют глюкозу, в отличие от которой, не вступают в реакцию серебряного зеркала.

Ответ: 12
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 4

Из предложенного перечня выберите две реакции, которые можно использовать для получения метиламина.

  1. $CH_4$ и $HONO_2$
  2. $CH_3OH$ и $N_2$
  3. $CH_3NO_2$ и $H_2$
  4. $[CH_3NH_3]Cl$ и KOH
  5. $CH_3–CH_3$ и $NH_3$

Запишите в поле ответа номера выбранных реакций.

Решение

Формула метиламина — $CH_3NH_2$. Составляем уравнения реакций:

1) $CH_4 + HONO_2 → CH_3NO_2 + H_2O$ (ответ неверный)

2) $CH_3OH + N_2 ≠$ (ответ неверный)

3) $CH_3NO_2 + 3H_2 → CH_3NH_2 + 2H_2O$ (ответ правильный)

4) $[CH_3NH_3]Cl + KOH → CH_3NH_2 + KCl + H_2O$ (ответ правильный)

5) $CH_3–CH_3 + NH_3 ≠$ (ответ неверный)

Ответ: 34
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 5

Из предложенного перечня выберите два амина, которые имеют более сильные оснóвные свойства, чем аммиак.

  1. анилин
  2. триметиламин
  3. дифениламин
  4. трифениламин
  5. метилпропиламин

Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.

Решение

Амины являются производными аммиака, в молекуле которого один или несколько атомов водорода замещены углеводородными радикалами. Амины, так же как и аммиак, могут реагировать с кислотами, то есть проявляют оснóвные свойства. Химическая связь между атомом азота и катионом $H^+$, входящим в состав кислот, образуется по донорно-акцепторному механизму, при этом атом азота предоставляет общую электронную пару. Понятно, что чем больше электронная плотность на атоме азота, тем связь будет более прочной и оснóвные свойства вещества сильнее. Следовательно, необходимо определить, как будут влиять заместители в предложенных соединениях на электронную плотность на атоме азота и выбрать в качестве правильного ответа те вещества, в которых заместители увеличивают электронную плотность.

Условно считаем, что атомы водорода в молекуле $NH_3$ не оказывают электронных эффектов и не влияют на оснóвные свойства.

В молекуле анилина, или фениламина, $C_6H_5–NH_2$ электронная пара атома азота вступает во взаимодействие с ароматической π-системой (говорят – вступает в сопряжение), в результате электронная плотность на ароматическом кольце увеличивается, а на атоме азота — уменьшается, поэтому оснóвные свойства анилина меньше, чем аммиака, и анилин, в отличие от аммиака, не окрашивает растворы индикаторов — лакмуса и фенолфталеина (ответ 1 — неправильный).

Понятно, что две фенильные группы (дифениламин, ответ 3) и три фенильные группы (трифениламин, ответ 4) будут сильнее уменьшать оснóвные свойства, чем одна фенильная группа в молекуле анилина (ответы 3, 4 — неправильные).

Радикалы метил $CH_3–$ и пропил $CH_3CH_2CH_2–$ проявляют электронодонорный эффект (положительный индукционный эффект) и увеличивают электронную плотность на атоме азота, поэтому их оснóвные свойства сильнее, чем у аммиака (ответы 2, 5 — правильные).

Ответ: 25
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 6

Из предложенного перечня выберите два вещества, при растворении которых в воде кислотность раствора практически не изменяется.

  1. глицин
  2. лизин
  3. аланилглицин
  4. глутамин
  5. аспарагин

Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.

Решение

Все предложенные вещества – аминокислоты или дипептиды. Реакция раствора с аминокислотой или дипептидом близка к нейтральной, если в аминокислоте или дипептиде поровну амино- и карбоксильных групп. Из предложенных веществ одинаковое количество амино- и карбоксильных групп имеет глицин и аланилглицин.

Ответ: 13
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 7

Из предложенного перечня выберите две пары веществ, при взаимодействии которых может быть получен этиламин.

  1. этан и аммиак
  2. хлорэтан и азот
  3. этан и азот
  4. хлорид этиламмония и щёлочь
  5. хлорэтан и аммиак

Запишите в поле ответа номера выбранных пар веществ.

Решение

Амины образуются при взаимодействии хлорпроизводных алканов с аммиаком в присутствии неорганических хлоридов:

$С_2H_{5-}Cl + NH_3 = C_2H_{5-}NH_2 + NH_4Cl$

Также амины могут быть получены из своих солей при обработке щёлочью:

$[C_2H_{5-}NH_3]^{+}Cl^{-} + NaOH = C_2H_{5-}NH_2 + NaCl + H_2O$

Таким образом, этиламин может быть получен при взаимодействии хлорэтана с аммиаком и хлорида этиламмония со щёлочью.

Ответ: 45
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 8

Из предложенного перечня выберите два вещества, с которыми взаимодействует аланин.

  1. ацетон
  2. гексан
  3. серин
  4. глицин
  5. бензин

Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.

Решение

Аланин - аминокислота, поэтому способен реагировать с аминокислотами, кислотами и основаниями. Среди предложенных веществ есть две аминокислоты - серин и глицин.

Ответ: 34
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 9

Из предложенного перечня выберите два вещества, с каждым из которых может взаимодействовать тристеарин.

  1. раствор щёлочи
  2. бромная вода
  3. хлорид натрия
  4. раствор соды
  5. гидроксид меди(II)

Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.

Решение

Тристеарин - жир, триглицерид предельной стеариновой кислоты, способна реагировать с растворами щёлочи и соды (омыление).

Ответ: 14
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 10

Из предложенного перечня выберите два вещества, с каждым из которых может взаимодействовать аминоуксусная кислота.

  1. водород
  2. гидроксид кальция
  3. этиловый спирт
  4. бензол
  5. хлорид аммония

Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.

Решение

Аминокислоты по карбоксильной группе могут реагировать с щелочью, то есть гидроксидом кальция, а также со спиртами, вступая в реакцию этерификации.

Ответ: 23
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 11

Из предложенного перечня выберите два ряда веществ, при взаимодействии которых между собой может образоваться соль.

  1. $C_6H_5NH_2$ и $HCl$
  2. $C_6H_5NH_2$ и $C_3H_7OH$
  3. $H_2N–CH_2–COOH$ и $K_2O$
  4. $H_2N–CH_2–COOH$ и $C_2H_5OH$
  5. $CH_3NH_2$ и $H_2O$

Запишите в поле ответа номера выбранных рядов веществ.

Решение

Соли образуются при взаимодействии аминов с неорганическими кислотами, кислот с основаниями или основными оксидами. Амин и неорганическая кислота представлены под номером 1, аминокислота и основный оксид представлены под номером 3.

Ответ: 13
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 12

Из предложенного перечня выберите два ряда, в которых возрастает сила оснований.

  1. метиламин → аммиак → анилин
  2. аммиак → диметиламин → анилин
  3. триметиламин → анилин → аммиак
  4. анилин → аммиак → метиламин
  5. толуидин → аммиак → триметиламин

Запишите в поле ответа номера выбранных рядов веществ.

Решение

Ароматические амины более слабые основания, чем аммиак, а вот алифатические сильнее, так как алкильные радикалы увеличивают электронную плотность на атоме азота. Поэтому аммиак должен стоять в середине цепи, в начале должен быть ароматический амин, а в конце алифатический.

Ответ: 45
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 13

Из предложенного перечня выберите все вещества, с каждым из которых может взаимодействовать аланин.

  1. гидроксид калия
  2. хлороводород
  3. йодная вода
  4. толуол
  5. метан

Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.

Решение

Аланин $H_2N-CH(CH_3)-COOH$ - аминокислота, способен реагировать с кислотами за счёт аминогруппы, с основаниями за счёт карбоксильной группы и с аминокислотами, образуя пептиды. Среди предложенных веществ есть сильное основание - гидроксид калия и кислота - хлороводород.

Ответ: 12
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 14

Из предложенного перечня выберите два вещества, с каждым из которых может взаимодействовать диметиламин.

  1. гидроксид кальция
  2. бензойная кислота
  3. пропан
  4. глицерин
  5. хлорметан

Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.

Решение

Диметиламин, как амин, имеет основные свойства, поэтому реагирует с кислотами. Также он может образовывать изонитрилы при взаимодействии с хлорсодержащими углеводородами.

Ответ: 25
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 15

Из предложенного перечня выберите два утверждения, которые характеризуют хлорид фениламмония.

  1. имеет молекулярное строение
  2. обесцвечивает бромную воду
  3. реагирует с соляной кислотой
  4. взаимодействует с гидроксидом калия
  5. реагирует с нитратом серебра

Запишите в поле ответа номера выбранных утверждений.

Решение

Хлорид фениламмония - соль анилина (фениламина) и соляной кислоты. Имеет, как и все соли, ионное строение, не бромируется, то есть не обесцвечивает бромную воду, способен реагировать с щелочами, давая анилин и хлорид металла, с нитратом серебра даёт осадок хлорида серебра.

Ответ: 45
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 16

Из предложенного перечня выберите два вещества, которые не являются реактивом на белок.

  1. $Pb(NO_3)_2 + NaOH$ (изб.)
  2. $HNO_3$ (конц.)
  3. $HCl$ (конц.)
  4. $FeCl_3$
  5. $CuSO_4 + NaOH$ (изб.)

Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.

Решение

Белки можно распознать концентрированной азотной кислотой, получаются цветные желтые нитросоединения, солями свинца, так как образуется черный сульфид и сульфатом меди, который с белками образует фиолетовый раствор. Остаются две позиции: соляная кислота и хлорид железа (III).

Ответ: 34
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 17

Из предложенного перечня выберите два вещества, с каждым из которых может взаимодействовать и гидроксид калия, и бромоводородная кислота.

  1. этиловый спирт
  2. сульфид аммония
  3. аланин
  4. анилин
  5. метан

Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.

Решение

Гидроксид калия - сильное основание, бромоводородная кислота - сильная кислота. С обоими веществами могут реагировать соли слабых кислот и слабых оснований или амфотерные соединения. Сульфид аммония -соль слабой кислоты и слабого основания, аланин - аминокислота, то есть амфотерное соединение.

Ответ: 23
Показать решение
Бесплатный интенсив
Показать еще

Бесплатный интенсив по химии

3 огненных вебинара, домашние задания, беседа курса, личный кабинет, связь с преподавателем и многое другое.
Курс стартует 5 ноября.

Бесплатный интенсив