

Задание 8. Организм как биологическая система. ЕГЭ 2021 по биологии
Средний процент выполнения: 48.8%
Ответом к заданию 8 по биологии может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.
Задачи для практики
Задача 1
Установите соответствие между категориями наследственных заболеваний человека и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | КАТЕГОРИИ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ |
А) синдром «кошачьего крика» Б) фенилкетонурия В) синдром Орбели (делеция длинного плеча 13-й хромосомы) Г) серповидноклеточная анемия Д) полидактилия | 1) генные 2) хромосомные |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Генные (точечные) – изменение последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК (самые распространенные). Это влияет на синтез аминокислот и на структуру белков:
• Замена
• Выпадение
• Добавление нуклеотидов в молекуле ДНК
Примеры таких мутаций: муковисцидоз, гемохроматоз, адреногенитальный синдром, фенилкетонурия, нейрофиброматоз, миопатии Дюшенна-Беккера, альбинизм, серповидно-клеточная анемия
Хромосомные – перестройка хромосом. Можно обнаружить в микроскоп:
• Делеция – утрата участка хромосомы
• Дупликация – удвоение участка хромосомы
• Инверсия – поворот отдельного участка хромосомы на 180 градусов
• Транслокация – обмен участками между негомологичными хромосомами. В результате изменяются группы сцепления и нарушается гомологичность хромосом
• Транспозиция – перемещение участка внутри одной хромосомы
Примеры таких мутаций: синдром Вольфа-Хиршхорна, синдром «кошачьего крика», болезнь частичной трисомии по короткому плечу хромосомы 9.
Геномные – связаны с изменением числа хромосом:
• Полиплоидия – кратное увеличение гаплоидного набора хромосом в клетке.
Возникает из-за: разрушение веретена деление во время митоза или мейоза, выпадении цитокинеза, отсутствия редукционного деления во время мейоза
• Анеуплоидия– увеличение числа хромосом, не кратное гаплоидному. Избыток или недостаток хромосом в одной гомологичной паре.
Возникают из-за: нарушения конъюгации (хромосомы не расходятся и в одну гамету попадают обе гомологичные хромосомы, а в другую ни одной. Например, появление лишней хромосомы в 21-ой паре - синдром Дауна (слабоумие).
Задача 2
Установите соответствие между типами постэмбрионального развития и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ТИПЫ ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ |
А) характерно для ряда насекомых, рыб и земноводных Б) рождаются организмы, отличающиеся от взрослых размерами, но имеющие все органы взрослой особи В) появившийся на свет организм по строению и образу жизни отличается от взрослых особей Г) молодая особь мало чем отличается от взрослого организма и ведёт тот же образ жизни, что и взрослые Д) может быть с полным и неполным превращением | 1) прямое 2) непрямое |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
При прямом развитии на свет появляется особь, похожая на взрослую, но значительно меньших размеров. Её дальнейшее развитие сводится главным образом к росту и половому созреванию. Прямое развитие характерно для животных с яйцекладным и внутриутробным типом онтогенеза: млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, некоторых беспозвоночных (малощетинковых червей, пауков и др.). При непрямом развитии появившийся на свет организм (личинка) по строению и образу жизни отличается от взрослых особей. Для того, чтобы личинка стала взрослой, требуется перестройка её организма — превращение или метаморфоз. Это процесс постэмбрионального созревания, который характерен для многих групп животных: большинства беспозвоночных (плоских и круглых червей, насекомых, двустворчатых моллюсков и т. д.), а также для рыб и земноводных.
Задача 3
Установите соответствие между зародышевым листком и тканями и органами, которым он даёт начало: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ТКАНИ И ОРГАНЫ | ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК |
А) кожный эпителий и его производные Б) опорно-двигательная система (кости, хрящи, мышцы) В) нервная система и рецепторы Г) кровеносная и лимфатическая системы (в т. ч. кровь и лимфа) Д) половая система | 1) эктодерма 2) мезодерма |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Из эктодермы образуются: нервная система, покровы тела, железы. Из эндодермы – органы пищеварения, дыхания. Из мезодермы – органы кровообращения, выделения, половые органы, мышечная, хрящевая и костная ткань.
Задача 4
Установите соответствие между веществами и методами биотехнологии, с помощью которых их получают: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВЕЩЕСТВА | МЕТОДЫ БИОТЕХНОЛОГИИ |
А) человеческий инсулин Б) оспенно-гепатитная вакцина В) пищевой белок Г) глюкозно-фруктозные сиропы Д) фактор некроза опухолей Е) синтетические подсластители | 1) микробиологический синтез 2) генная инженерия |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Микробиологический синтез - синтез структурных элементов или продуктов обмена веществ микроорганизмов за счёт присущих микробной клетке ферментных систем. При микробиологическом синтезе, как и любом органическом синтезе, сложные вещества образуются из более простых соединений. Микробиологический синтез следует отличать от брожения, в результате которого тоже получаются различные продукты микробного обмена (к примеру, спирты, органические кислоты), но преимущественно за счёт распада органического вещества. Значительная часть продуктов, образующихся в ходе микробиологического синтеза обладает физиологической активностью и представляет практическую ценность для народного хозяйства. Генная инженерия является совокупностью способов, приемов и технологий выделения из клеток или организма генов, получения рекомбинантных РНК и ДНК, осуществления различных манипуляций с генами, а также введения их и в другие организмы. Эта дисциплина способствует получению желаемых характеристик изменяемого организма.
Задача 5
Установите соответствие между характеристиками и видами постэмбрионального развития организма: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ | ВИДЫ ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ |
А) происходит без метаморфоза Б) из яйца выходит личинка В) характерно для бабочек, мух, пчёл, жуков Г) появившийся организм похож на взрослую особь Д) происходит с полным или неполным метаморфозом | 1) прямое 2) непрямое |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
При прямом развитии на свет появляется особь, похожая на взрослую, но значительно меньших размеров. Её дальнейшее развитие сводится главным образом к росту и половому созреванию. При непрямом развитии появившийся на свет организм (личинка) по строению и образу жизни отличается от взрослых особей. Для того, чтобы личинка стала взрослой, требуется перестройка её организма — превращение или метаморфоз. Метаморфоз — быстрое изменение, которое происходит при переходе от личиночной стадии к взрослой форме. Это процесс постэмбрионального созревания, который характерен для многих групп животных: большинства беспозвоночных (плоских и круглых червей, насекомых, двустворчатых моллюсков и т. д.), а также для рыб и земноводных. Непрямое развитие насекомых бывает с полным превращением (с полным метаморфозом) и с неполным превращением (с неполным метаморфозом). При развитии с полным превращением из яйца появляется личинка, которая питается, растет, затем превращается в куколку. Внутри неподвижной куколки происходит полная перестройка всех органов. Из куколки выходит взрослое насекомое (имаго). Полное превращение характерно для чешуекрылых (бабочек), жесткокрылых (жуков), двукрылых (мух и комаров), перепончатокрылых (пчел, ос, шмелей).
Задача 6
Установите соответствие между примерами и видами изменчивости: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ВИДЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ |
А) появление в одном соцветии у сирени цветков с пятью лепестками вместо четырёх Б) рождение ребёнка с синдромом Дауна у здоровых родителей В) развитие листовых пластинок различной формы у стрелолиста Г) образование загара у человека Д) увеличение массы тела при несбалансированном питании Е) рождение ребёнка с первой группой крови у родителей, имеющих вторую группу крови | 1) фенотипическая 2) генотипическая |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Наследственная (генотипическая) изменчивость связана с изменениями генотипа. Генотип – совокупность генов, кодирующих все признаки организма определенного вид. Возникают у отдельных особей.
Ненаследственная (модификационная) изменчивость - связана с изменениями фенотипа. под влиянием среды (температура, влажность, освещение, пища). Возникает из-за смены условий существования вида, она затрагивает изменения только фенотипа, поэтому по наследству не передается. При возвращении прежних условий среды, вновь приобретенные признаки исчезают. Фенотип – совокупность всех внешних признаков организма (морфологических, физиологических, биохимических, гистологических, анатомических, поведенческих).
Задача 7

Установите соответствие между характеристиками и видами изменчивости (обозначены на рисунке цифрами 1 и 2): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ВИДЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ |
А) фенотип изменяется под действием факторов внешней среды Б) предсказуема и обратима В) фенотип изменяется вследствие изменения генотипа Г) носит массовый характер Д) источник материала для естественного отбора Е) носит случайный характер | 1) 1 2) 2 |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
На рисунке 1 обозначена мутационная изменчивость. При такой изменчивость изменяется генотип, а потом фенотип. Она случается внезапно и случайно, в следствии возникновения мутаций. Такая изменчивость служит базой для естественного отбора. На рисунке 2 обозначена фенотипическая изменчивость. Она возникает из-за изменений условий среды, поэтому носит массовый характер. По наследству не передается и при возвращении прежних условий признаки исчезают.
Задача 8

Установите соответствие между растениями (обозначены на рисунке цифрами 1 и 2) и особенностями их развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ | РАСТЕНИЯ |
А) образуются плоды Б) гаметофит развивается на спорофите В) размножается спорами Г) гаметофит (заросток) прикрепляется к почве ризоидами Д) для оплодотворения необходима влага Е) размножается семенами | 1) 1 2) 2 |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
На рисунке 2 изображен кактус, он может образовывать плоды, поэтому размножается семенами. На рисунке 1 изображен папоротник, который может размножаться спорами. Его гаметофит (заросток) прикрепляется к почве ризоидами. Для оплодотворения необходима вода.
Задача 9
Установите соответствие между организмами и способом их питания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ | СПОСОБ ПИТАНИЯ |
А) непентес Б) дождевой червь В) синий кит Г) эвглена зелёная Д) клевер красный Е) водородные бактерии | 1) автотрофный 2) гетеротрофный 3) миксотрофный |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Автотрофы – это организмы, которые могут сами образовывать органические вещества: в основном это все растения, некоторые бактерии. Гетеротрофы - организмы, питающиеся готовыми органическими веществами: в основном это животные. Миксотрофы - организмы, по типу питания занимающие промежуточное положение между автотрофами и гетеротрофами. К М. относятся некоторые автотрофные растения, одновременно усваивающие и готовые органические вещества.
Задача 10
Установите соответствие между примерами и видами изменчивости: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ВИДЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ |
А) появление белого птенца у нормально окрашенных ворон Б) рождение ребёнка с синдромом Патау у здоровых родителей В) появление растений ночной красавицы с розовыми цветками при скрещивании растений с красными и белыми цветками Г) рождение котёнка с черепаховой окраской от рыжей кошки и чёрного кота Д) появление цветка с семью лепестками у тюльпана | 1) комбинативная 2) мутационная |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Комбинативная изменчивость обеспечивает генотипическое и фенотипическое разнообразие организмов в популяции. Гены сохраняются, но возникают всё новые их комбинации и генотип каждого организма оказывается уникальным. Примерами такой изменчивости служат: появление растений ночной красавицы с розовыми цветками при скрещивании растений с красными и белыми цветками (явление не полного доминирования признака), рождение котёнка с черепаховой окраской от рыжей кошки и чёрного кота. Мутационная изменчивость - изменчивость, вызванная действием на организм мутагенов, вследствие чего возникают мутации. Примеры такой мутации: появление белого птенца у нормально окрашенных ворон, рождение ребёнка с синдромом Патау у здоровых родителей, появление цветка с семью лепестками у тюльпана.
Задача 11
Установите соответствие между методами биотехнологии и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | МЕТОДЫ БИОТЕХНОЛОГИИ |
А) белково-витаминные концентраты Б) пищевой белок В) человеческий инсулин Г) синтетические подсластители Д) гормон роста Е) человеческие интерфероны | 1) микробиологический синтез 2) генная инженерия |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Микробиологический синтез - использование микроорганизмов для получения белков, ферментов, органических кислот, лекарственных препаратов и других веществ. Благодаря селекции удалось вывести микроорганизмы, которые вырабатывают нужные человеку вещества в количествах, в десятки, сотни и тысячи раз превышающих потребности самих микроорганизмов. С помощью микроорганизмов получают лизин (аминокислоту, не образующуюся в организме животных; ее добавляют в растительную пищу), органические кислоты (уксусную, лимонную, молочную и др.), витамины, антибиотики. Генная инженерия - искусственная перестройка генома - позволяет встраивать в геном организма одного вида гены другого вида. Так, введя в генотип кишечной палочки соответствующий ген человека, получают гормон инсулин. И другие гормоны.
Задача 12
Установите соответствие между поколениями папоротника и их особенностями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ | ПОКОЛЕНИЯ ПАПОРОТНИКА |
А) оплодотворение происходит в присутствии капельно-жидкой влаги Б) развиваются архегонии и антеридии В) бесполое поколение Г) образуются споры путём мейоза Д) половое поколение Е) образуются гаметы путём митоза | 1) взрослое растение 2) заросток |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Летом на нижней стороне папоротника образуются маленькие бурые бугорки. В бугорках находятся пучки мелких мешочков — спорангиев, в которых созревают споры. Созревшие споры выпадают из спорангиев. Их разносит ветер. Если они попадают в благоприятные условия, то прорастают, образуя заросток (половое поколение — гаметофит). Он живёт самостоятельно, прикрепляясь к почве ризоидами. На нижней стороне заростка развиваются мужские и женские гаметы (сперматозоиды и яйцеклетки). Под заростком задерживаются капельки росы или дождевой воды, в которых сперматозоиды могут подплыть к яйцеклеткам. Происходит оплодотворение. Из зиготы развивается зародыш, который сначала получает питательные вещества от зелёного заростка. Он растёт, и постепенно развивается корень и очень короткий стебель с первым листом. Со временем из зародыша на заростке развивается взрослое растение, которое мы обычно называем папоротником. Это бесполое поколение — спорофит. В процессе жизни папоротника происходит смена двух поколений — спорофита и гаметофита. Взрослое растение папоротника, образующее споры, — это спорофит (бесполое поколение). Заросток папоротника — это гаметофит (половое поколение).
Задача 13
Установите соответствие между характеристиками и типом изменчивости: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ТИП ИЗМЕНЧИВОСТЬ |
А) затрагивает только фенотип Б) затрагивает генотип В) не передаётся по наследству Г) передаётся по наследству Д) носит случайный характер Е) часто носит приспособительный характер к условиям среды | 1) наследственная 2) ненаследственная |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Фенотипическая изменчивость затрагивает только фенотип (внешний вид) и по наследству не передается. Даже при опять изменившихся условиях первые признаки вновь возвращаются. При наследственной изменчивости происходит изменение генотипа, что передается по наследству.
Задача 14
Установите соответствие между половыми клетками человека и их строением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ | ПОЛОВЫЕ КЛЕТКИ |
А) подвижны Б) имеют хвост В) запас питательных веществ Г) имеют акросому Д) большой объём цитоплазмы Е) больше по размерам | 1) сперматозоиды 2) яйцеклетки |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Сперматозоид — это мужская половая клетка (гамета). Он обладает способностью к движению, за счет хвоста. Головка сперматозоида является самой существенной и объемной его частью. Большая часть головки у сперматозоидов занята ядром, а самая передняя образует головной чехлик с акросомой. В акросоме видоизмененный пластинчатой комплекс накапливает ферменты (гиалуронидаза, протеазы), с помощью которых сперматозоиды проходят через вторичные оболочки яйцеклеток к оволемме, чтобы обеспечить оплодотворение. Яйцеклетка — это половая гамета женщины, размер которой составляет около 110-180 мкм. Ее размер практически в два раза больше, чем диаметр сперматозоида у человека. Для дальнейшего развития эмбриона, яйцеклетка несет в себе большой запас питательных веществ.
Задача 15
Установите соответствие между характеристикой и способом размножения растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА | СПОСОБ РАЗМНОЖЕНИЯ |
А) новый организм развивается из зиготы Б) осуществляется с участием гамет В) осуществляется видоизменёнными побегами Г) потомство имеет признаки материнского организма Д) потомство имеет признаки отцовского и материнского организмов Е) используется человеком для сохранения у потомства ценных признаков материнского растения | 1) вегетативное 2) половое |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Вегетативное – это бесполое размножение, в основном так размножаются растения. Они могут делиться черенками, корнями, корневищами, клубнями. При этом дочерний организм — это полная копия материнского. Половое размножение происходит при участии половых клеток–гамет. При таком размножении происходит объединение генетического материала отца и матери, поэтому потомство несет признаки обоих родителей.
Задача 16
Установите соответствие между формами и типами взаимодействия генов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГЕНОВ | ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГЕНОВ |
А) полное доминирование Б) эпистаз В) кодоминирование Г) неполное доминирование Д) комплементарность Е) кооперация | 1) взаимодействие аллельных генов 2) взаимодействие неаллельных генов |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Неаллельные гены расположены в разных участках хромосом и кодируются неодинаковыми белками. Такие гены могут взаимодействовать в формах: комплементарность - взаимодействие в результате которого появляется новый признак (окрас попугаев, форма плоды тыквы, окраска шерсти грызунов), эпистаз – один ген подавляет действие другого (окраска шерсти лошади, окраска кур), кооперация – доминирующие гены из разных пар вместе вызывают появление нового признака, а когда они по отдельности каждый несет свой признак (наследование форм гребня у кур). Взаимодействие между аллельными генами осуществляется в виде трех форм: полное доминирование, неполное доминирование и независимое проявление (кодоминирование). Полное доминирование – когда один доминантный аллель полностью подавляет проявление рецессивного аллеля, например, желтая окраска горошин доминирует над зеленой. Неполное доминирование наблюдается в том случае, когда один ген из пары аллелей не обеспечивает образование в достаточном для нормального проявления признака его белкового продукта. При этой форме взаимодействия генов все гетерозиготы и гомозиготы значительно отличаются по фенотипу друг от друга. Примером расщепления при неполном доминировании может служить наследование окраски цветков Ночной красавицы. При скрещивании растений с красными цветками (АА) и растений с белыми (аа) гибриды F1 имеют розовые цветки (Аа). Таким образом, имеет место неполное доминирование; в F2 наблюдается расщепление 1 : 2 : 1 как по фенотипу, так и по генотипу. Кроме полного и неполного доминирования известны случаи отсутствия доминантно-рецессивных отношений или кодоминирования. При кодоминировании у гетерозиготных организмов каждый из аллельных генов вызывает формирование в фенотипе контролируемого им признака.
Задача 17
Установите соответствие между признаком и типом половой клетки, к которому он относится: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК | ТИП ПОЛОВОЙ КЛЕТКИ |
А) обладает способностью к движению Б) образуется в женском организме В) содержит половую хромосому, которая определяет пол млекопитающих Г) образуется в семенниках Д) образуется в яичниках Е) содержит запас желтка | 1) сперматозоид 2) яйцеклетка |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Для мужской половой клетки характерна специфическая форма, обеспечивающая способность к передвижению, оплодотворению яйцеклетки. Сперматозоид представляет собой овальную структуру с длинным жгутиком. Он образуется в семенниках и несет в себе хромосому, которая определяет пол будущего потомства. Яйцеклетка - это репродуктивная клетка у женщин. Она образуется в яичниках и содержит запас желтка (питательное вещество для развития будущего эмбриона).
Задача 18
Установите соответствие между организмом и типом питания, который для него характерен: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМ | ТИП ПИТАНИЯ |
А) пурпурные серобактерии Б) слон индийский В) малярийный плазмодий Г) хламидомонада шаровидная Д) мать-и-мачеха обыкновенная Е) мухомор красный | 1) автотрофный 2) гетеротрофный |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Автотрофный тип питания заключается в том, что организмы могут самостоятельно из неорганических веществ образовывать органические. К таким организмам относятся: серобактерии, хламидомонада, мать-и-мачеха. Гетеротрофы не могут самостоятельно образовывать органические вещества, поэтому питаются уже готовыми. К таким организмам относят: слона, плазмодия, мухомора.
Задача 19
Установите соответствие между типом онтогенеза и его характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ТИП ОНТОГЕНЕЗА |
А) личинки утрачивают временные личиночные органы постепенно Б) личинки приобретают постоянные органы, характерные для взрослых особей, постепенно В) личинка превращается в неподвижную куколку Г) взрослый организм выходит из куколки Д) взрослый организм совершенно непохож на личинку | 1) с неполным превращением 2) с полным превращением |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Полное превращение характерно для видов подкласса крылатые насекомые. Прежде чем стать взрослой особью – имаго, организм, выйдя из яйца, переживает две совершенно непохожие жизненные стадии: личинки и куколки. Таким образом, полное превращение происходит в 4 этапа. В неполном превращении выделяют только 3 стадии (отсутствует стадия куколки), из личинки выходит особь, которая постепенно одни органы утрачивает, а другие приобретает, становясь похожей на взрослую особь.
Задача 20
Установите соответствие между процессом и его характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ПРОЦЕСС |
А) образование мужских гамет Б) образование яйцеклетки В) образование полярных телец Г) включает 3 фазы Д) включает 4 фазы | 1) сперматогенез 2) овогенез |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Сперматогенез – эти процесс образования мужских половых клеток, овогенез – образования женских половых клеток. Эти процессы отличаются количеством стадий. Три из них одинаковые: размножение, рост и созревание. Стадия формирования характерна только для сперматогенеза. Образование полярных телец характерно для овогенеза, они образуются в результате двух последовательных мейотических делений.