Русский язык

Что такое клише для сочинения ЕГЭ по русскому?

Наборы готовых фраз, чтобы было проще писать! Вот представь: у тебя ужасный источник на экзамене, потерялся словарный запас, болит голова, рука, но ты хочешь получить высокий результат. Как это сделать?
Автор статьи:
Преподаватель Турбоподготовки к ЕГЭ
24 августа 2022

Наборы готовых фраз, чтобы было проще писать! Вот представь: у тебя ужасный текст на экзамене, потерялся словарный запас, болит голова, рука, но ты хочешь получить высокий результат. Как это сделать? Вспоминаем все придуманные конструкции, создаем из них скелет, нанизываем на него подходящий смысл из КИМа — твои топовые баллы в кармане!

Зачем нужны?

Шаблоны помогают структурировать работу, плавно перейти от одного абзаца к другому. Постарайся пользоваться универсальными готовыми фразами, которые подойдут при любых обстоятельствах, это поможет избежать потери баллов.

Кроме того, они очень помогают эксперту при проверке: сразу видно все элементы структуры, невозможно что-то пропустить, останется только проверить логику и грамотность.

Помни, что письменная работа должна быть короткой и понятной. Здесь не требуются красивые речи и вода, чем меньше слов — тем меньше недочетов.

Сочинение ЕГЭ по русскому 2025: клише

Внимательно изучи критерии оценивания, чтобы точно знать, какие ошибки нельзя совершать в плане написания.

Структура

В кодификаторе нет критерия, который отвечает за определенное количество абзацев, то есть структура иногда может меняться. Например, комментарий может быть в одном-двух-трёх абзацах, собственное мнение может быть в одном-двух, а вывод иногда вообще можно опустить (но это уже немного опасно).

Главное правило — нельзя смешивать разные мысли в одном абзаце или делить одну на несколько.

Самая удобная и наглядная структура по абзацам выглядит так:

  1. Проблема
  2. Первый пример-иллюстрация + пояснение
  3. Второй пример-иллюстрация + пояснение
  4. Смысловая связь между примерами + её анализ
  5. Авторская позиция
  6. Собственное отношение
  7. Заключение

Проблема

Проблема может формулироваться двумя способами:

В виде словосочетания.

В таком случае нужно написать небольшое вступление и потом поставить проблему (чего-то).

При этом недостаточно написать одно слово (например, проблема любви), это слишком широкое понятие — тема текста, а не проблема. Проблема должна быть более конкретной, поэтому используем словосочетание из 3-4 слов (например, проблема роли любви в жизни человека).

Риторический вопрос.

Это самый удобный способ формулировки проблемы. Тогда вступление не обязательно, и первый абзац может состоять всего из двух предложений:

.....? Такую проблему ставит (ФИО) в тексте.

Это стандартный шаблон, которое можно использовать в любом случае.

Комментарий

В комментарии важно, чтобы было чётко видно, где пример, а где его анализ. Поэтому пользуемся заготовками:

Для подводки к первому аргументу подойдут стандартные фразы:

  • Автор раскрывает проблему на примере
  • В центре внимания автора…
  • Если проблема поставлена в виде вопроса:
  • Отвечая на этот вопрос, автор пишет о…

ОСТОРОЖНО!

Можно допустить ошибку, употребляя такие фразы:

  • Автор повествует о… (не каждый текст является повествовательным)
  • Автор начинает рассуждение с… (точно ли рассуждает, а не повествует? Убедись, что перед тобой верный тип речи, или воспользуйся универсальными)

Ко второму аргументу можно перейти так:

  • Далее автор показывает…

Анализ тоже начинаем с заготовки, чтобы наглядно показать, где начинаются твои рассуждения:

  • Этот пример показывает…
  • Читатель понимает…
  • По поступку героя можно понять, что…

NB: проследи, чтобы не было лишних местоимений, это может быть речевой ошибкой:

  • Он доказывает нам…
  • Ты понимаешь, что…

Смысловая связь и её анализ:

Покажи, как связаны два примера-иллюстрации из текста, и почему именно такой приём помогает в полной мере понять авторскую позицию. Не забывай про анализ, это обязательный критерий! Связь будет зависеть от конкретного текста (проследи, как развивается мысль, и выбери тип смысловой связки):

  • противопоставление (Противопоставляя двух героев, ФИО подчеркивает…)
  • дополнение (Примеры дополняют друг друга и показывают…)
  • сравнение (Сравнивая поступки действующих лиц, приходит к выводу…)
  • причина (Причиной такого поступка становится…)
  • уступка (Несмотря на происходящее, герой становится сильнее. Это объясняет…)

Позиция автора

Это — главная мысль текста. Чаще всего нам потребуется обобщить всё основное и сформулировать позицию в одном-двух предложениях. Иногда писатель прямо высказывает своё мнение (в публицистическом тексте), в таком ситуации можно просто процитировать ее.

Начинаем так:

  • Автор считает, что…

Собственное отношение

Важно согласиться/не согласиться, написать тезис (что именно ты считаешь) и привести доказательство твоего мнения.

Универсальные клише для сочинения ЕГЭ:

Я согласен/не согласен с автором.

+ Думаю, что… Приведу пример из литературы…

+ Думаю, что… Например,… (из жизни/кино/истории/книги)

+ Думаю, что… Приведу пример из… (жизни/кино/истории/книги)

Заключение

Это часть, обобщающая всё сказанное. Старайся не повторять здесь уже сказанное и не добавляй новые идеи, о которых не говорилось ранее.

  • Таким образом,…
  • Итак,…
  • Подводя итог, хочу сказать, что…

Когда тренируешься писать, попробуй разные форматы, разные заготовки, чтобы вывести именно свою формулу успеха. Потом выполняй отработанную схему из раза в раз, не бойся повторяться, это только поможет отточить навык написания до идеала.


Виолетта

Результаты выпускников Турбо на ЕГЭ по русскому языку:

💯 Выпустили более 210 стобалльников

⚡ Каждый пятый ученик получил 90+ баллов

💥 Каждый второй — 80+ баллов

🔥 Средний балл в 2024 году: 81


Обо мне:

Больше 8 лет я готовлю ребят к ЕГЭ.

В 2017 году окончила с отличием филфак педагогического университета (ВГСПУ).

Регулярно сдаю ЕГЭ, последний раз сдала на 95 баллов.

Любимое в работе — результаты учеников!

Я сдавала ЕГЭ по 5 предметам, поэтому точно знаю, с какими трудностями сталкивается выпускник.

Понимаю, что русский кажется скучным и нелогичным из-за большого количества правил и исключений, поэтому стараюсь сделать уроки интересными и запоминающимися, поговаривают, что каждый следующий веб ждут с нетерпением!

Всегда готова помочь и поддержать, но иногда включаю «строгую училку», потому что переживаю за результаты учеников, и, думаю, это непоправимо.

Я живу в Эстонии, у меня есть лысый кот, люблю заниматься в зале, модничать и следить за новинками косметики, нам с девчонками не бывает скучно).

Увидимся на вебинарах! ❤️

Подробнее о курсе