Русский язык ОГЭ

Как сдать ОГЭ по русскому языку?

Как написать ОГЭ расписываем в статье вместе с нашим преподавателем!
Автор статьи:
Преподаватель Турбоподготовки к ЕГЭ
14 сентября 2022

Зачем, в целом, пишется этот экзамен в девятом классе? Чтобы проверить твои знания школьной программы. А если планируешь поступать в колледж — чудесно написать тестирование правда понадобится. Так, как сдать ОГЭ по русскому языку? Разве не логично — понять, как он проходит, какие знания требуются и как оценивается. Пора начинать разбор, не думаешь?

Структура

Сначала тебе понадобится — понимание, что будет происходить дальше. Если коротко — всего в КИМе девять заданий: два развёрнутых, семь тестовых. Для первых ответ будешь записывать на бланке — они достаточно масштабные, поэтому на них уходит много времени. Для следующих — просто внести в подходящее место последовательность чисел. Пойдем по порядку:

No 1

Начинается тестирование с изложения. Что это такое? В аудитории включат аудио, чтобы ты его прослушал и пересказал текст в письменной форме. Прослушаешь его только два раза, поэтому внимательно помечай, что говорится в аудиозаписи. После прослушивания, будешь, сохраняя абзацы, перефразировать, сокращать таким образом, чтобы не было полного совпадения с источником — то есть, если у тебя не особо прекрасная память или умения невероятно быстро записывать у тебя нет, немного усиль эти скиллы, чтобы не получить обрывки, с которыми будет очень сложно работать. Не переживай, большинство школьников не обладают такими навыками, поэтому после хорошей тренировки у тебя получится наработать их.

При первом прослушивании записывай все, что слышишь — это некий черновой вариант: просто набросаны все детали, которые успели записать. Если не успел дописать одну мысль, бросай ее и приступай к следующей — заполучи максимальный объем данных с первого раза. Используй сокращения, знаки — все, что поможет работать на скорости.

Во время перерыва между чтениями расшифруй все сокращения, если помнишь какие-то мысли, которые не успел выписать — сейчас самое время. Если что-то не понимаешь в своем черновике или осознаешь, что не получается вспомнить важные детали — ничего страшного: у тебя еще есть шанс наверстать упущенное, поэтому попытайся не волноваться, а сконцентрироваться на листе перед тобой.

Второе прослушивание — заполни все пробелы, которые остались после перерыва. После тренировок у тебя выйдет записывать практически все предложения еще, когда слушаешь в начале, поэтому после заключительного включения у тебя будет результат, с которым уже гораздо проще разбираться.

В конце проверь, что весь текст собран воедино, а не разбросанные по листам обрывки идей, сокращений и значков.

Теперь переходим к самому главному — сжатию. Как грамотно сокращать, чтобы получилось изложение, подходящее условию? Тогда давай рассмотрим критерии, чтобы знать, чего от тебя хотят составители.

Всего дается семь баллов — кстати, из тридцати трех, что очень даже немало.

ИК1 — Содержание

Проверяют, чтобы внутри были все микротемы. Как их адекватно обнаружить? Когда закончилась аудио часть экзамена, начинаешь заниматься своим черновиком. Выдели все микротемы. Где они будут? Раз уж тема — основа для текста, то микротемы — лейтмотив абзацев, хоть членение изложения оценивается в ИК2, но затронуть это лучше всего сейчас. Всего абзацев будет три — кстати, верное членение, как в источнике, тоже оценивается. Лучший способ — выучи, как они делятся с помощью ФИПИ — сайт, где есть готовый банк заданий, из которых и составляется КИМ.

Поэтому при подготовке к любому тесту, тебе нужно будет тренировать, решать его, чтобы проработать все вариации задач. Открываешь сайт, смотришь, какие там есть тексты, и учишь их. Наизусть, конечно, не стоит, но места, где заканчивается одна идея и начинается следующая, действительно выгодно запомнить. Да, в самой аудитории без дополнительной подготовки различить конец абзаца можно, так как он выделяется паузой в речи, но подстраховаться никому не мешает.

ИК2 — Сжатие исходного материала

Больше всего дается именно за него. Так что же там будет находиться? Изложение должно быть больше 70 слов — максимального порога нет, но не будешь же расписывать одни и те же идеи на несколько страниц — пусть все будет кратко, по существу. Уложиться в минимальный порог и вписать все важные мысли вполне возможно — чтобы сжать, воспользуйся тремя способами:

  • Убирай

    Повторы, однородные члены, причастные и деепричастные обороты — у тебя не появиться красивый художественный текст: краткость — твой лучший друг! Если автор употребляет много синонимов, необычные обороты, которые дополняют описания действий, тебе придется поработать с этим много — убери все, что не несет в себе лейтмотив — дополнения, описания — особенно чрезмерные.

  • Заменяй

    Синонимы, другая форма члена предложения — существительные в местоимения. У тебя выйдет материал, который будет основываться на источнике. Но при этом должно быть видно, как ты поработал с ним, что это рассказано твоим способом, а не списанным с автора.

  • Обобщай

    Если не получается убрать что-то или заменить — попробуй обобщить. Описание слишком масштабное — покажи, как коротко можно его рассказать.

Совет

Убирай все, что не несет новой информации — вводные слова, повторы. Сохрани и передай тезисы, а не просто переделай на свой лад представленный материал.

Сохранить

Стиль речи, ключевые термины, последовательность — все, на чем основана работа, без чего потеряется смысл. Выработать навык для задачи No1 очень просто — тренируйся, отдавай на проверку, проверяй самостоятельно — научись думать как проверяющий.

ИК3 — Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения

Логические, речевые ошибки — «любимая» проблема всех школьников — даже всех людей. Но натренировать их тоже несложно — читай и пиши. Акцент пусть будет на чтении, но про последний пункт забывать тоже не стоит. Чем объемней у тебя будет запас книг, тем сильнее будет развит твой словарный запас, где и будет твое спасение от речевых неточностей.

После полной проработки итогового материала, требуется переписать в бланк. Если у тебя уже полностью все перепроверено, то просто аккуратно перепиши, повторно просматривая пунктуацию и орфографию. Следи за часами! На полное решение КИМа отведено 3:55 — да, кажется, что много, но на самом ОГЭ вместе с заполнением формы, проверкой по третьему разу скорее всего потеряешься и не успеешь что-то переписать.

No2

Проведи синтаксический анализ. Будет дан отрывок, в котором есть несколько связанных фраз. Дальше будет пять вариантов, в которых указаны разные грамматические основы. Найди строчки, где она найдена верно. Например, «появление стало» (предлож. 2). Тебе придется определить грамматическую основу и понять, подходит ли она.

Как проще всего решать это упражнение? Изначально отметить все основы, а потом уже приступать к сравнению твоих и представленных составителями. Если умеешь их находить в разных подтипах предложений — сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных — то для тебя No2 будет простым шансом повысить оценку.

No3

Если любишь пунктуацию — номер для тебя. Выбери цифры, на месте которых будет пропущен знак из условия — запятая, двоеточие, тире. Как ни странно, самый удобный способ решения для этого упражнения берется из предыдущего — разобрать по синтаксису: отметить сказуемое, подлежащее, однородные, различные обороты. Когда поймешь, из чего состоит предложение, расставить запятые или тире будет немного попроще.

No4

Типы связи в словосочетании. Вполне простое задание, если знать теорию. Всего есть три формы —

  • Согласование — строится из существительного и прилагательного, которое отвечает на его вопрос.
  • Управление — конструкция: глагол + сущ.
  • Примыкание — конструкция: гл. + наречие

В условии будет словосочетание, и нужно изменить его связь. То есть, например, сначала было «цель жизни», у которого управление, а попросили изменить на согласование. Ответом будет — «жизненная цель». В аудитории пишется без пробелов, просто: «жизненнаяцель».

No5

Орфографический анализ. Будет пять строчек — в каждой есть слово и объяснение написания какой-то морфемы. То есть, будет в строчке «расценивать», а потом расскажут, почему ставится буква «с» в приставке. Тебе нужно понять, верно ли это объяснение. Для этого следует очень хорошо знать правила, а не просто жить без ошибок на интуиции. Выучи исключения — те, то составляют КИМ, вероятно будут спрашивать и их. Заведи себе маленький блокнот, куда будешь вписывать всю теорию, чтобы сразу вспомнить — идешь в пункт проведения, пробегаешься по всему записанному, и вуаля — все вспомнил, сконцентрировался. Оформи аккуратно, пользуйся для запоминания исключений мнемоникой, ассоциациями — что сильнее всего действует на тебя. Скорее всего этот блокнот понадобится тебе еще и в одиннадцатом классе, так что вложи в него душу.

No6

С шестого упражнения начинается блок работы с текстом. Что будешь делать? Анализ содержания — какое из высказываний соответствует информации из источника. Будет 5 вариантов — выбери верные. Лучше всего сначала читать их, а потом уже приступать к чтению текста — так будет проще увидеть конкретные доказательства внутри.

No7

Учи средства выразительности, так как будешь искать из пяти пунктов те, в которых используется, например, метафора. Какие будут средства выразительности?

  • Эпитет — образное определение. Всегда будет прилагательное. Его достаточно просто найти — читаешь и видишь, что происходит нечто невозможное — «золотая роща». Да, она может быть золотой осенью, когда листья желтеют, но действительно ли она из золота? Нет, имеется в виду именно осенняя роща, которая стала желтой, как будто покрылась золотом. Или «веселый ветер» — он не способен быть веселым, но образно можно применять.
  • Метафора — переносное значение. Как определить? Оно основывается на свойстве, то есть — «каменное сердце». Оно не бывает из камня — сердце бьется, через него течет кровь. Но если имеется в виду безэмоциональный человек, то есть, у него эмоций совсем нет — ни сострадания, ни любви — то используется ассоциация камнем, потому что он не подвижен, его никак не сдвинуть никакими действиями. Его ничего не трогает — ни погода, ни ветер, ни день недели.
  • Олицетворение — перенос свойств человека на неодушевленные предметы. «Спит черемуха» — дерево не умеет спать, все, что оно делает — лежит, качается. Спать умеют твои друзья, животные, твой любимый кот — живые существа. Или еще — «облака ожидали солнца». Облака не живые: они не имеют чувств, желаний, они не ждут кого-то. Они просто находятся на небе.
  • Фразеологизм — устойчивые выражения. Самое сложное. Почему? Мы настолько часто все используем их в своей речи, что уже не воспринимаем как что-то странное. Хотя «точка зрения», если воспринимать буквально, значит совсем не то, что хотели сказать. Или «душа в душу» — как это вообще понимать? Их отличить все-таки просто, если воспринимать все буквально и задавать ко всему вопросы, вроде: «Это происходило в реальности?»
  • Сравнение — сопоставление двух предметов, имеющих общие признаки. Очень легко увидеть, ни с чем не перепутаешь. Строится с помощью «… как и».
  • Противопоставление — тоже минимальный по ошибкам.

No8

Лексика — надо будет найти синоним, антоним к подготовленному слову из отрывка.

  • Синоним
  • Антоним
  • Просторечная или устаревшая лексика
  • Книжный или разговорный стиль

No9

Сочинение-рассуждение. Финальный номер, так ещё и развернутый. Как правильно его сделать? Сначала узнай структуру и критерии. Выбираешь между тремя вариациями для сочинения

  • 1 — на лингвистическую тематику — понимание высказывания
  • 2 — понимание представленного фрагмента
  • 3 — толкование значения

Самый популярный третий — меньше подготовки будет. Так как к лингвистическому высказыванию обязательно отлично знать термины и теорию, а во втором хорошо искать аргументы. Конечно, если захочешь, расписывай их, но если все еще думаешь, что тебе подойдет и к чему легче готовиться — выбирай последний тип.

Что это такое? По формулировке будешь объяснять значение слова-словосочетания — настоящее искусство, нравственный выбор, красота, материнская любовь. Как это сделать?

Сочинение-рассуждение состоит из

  • Вступления — постановки тезиса
  • Аргументации — двух примеров-иллюстраций
  • Заключения — финальная мысль, которая заканчивает рассуждение

Так, давай чуть поподробней разберем

Вступление

Именно к нему будешь готовиться отдельно. Это вводная часть твоего сочинение, значит там будет постановка проблемы, которая будет разобрана в течение работы. Возьми термины, которые есть на ФИПИ, и напиши к ним определение. Это будет твоей фразой в самом начале. Приготовь их дома и выучи — если будешь пользоваться в день сдачи, в разы упростишь себе написание сочинения. У тебя будет уже главный вопрос, значит гораздо меньше страдаешь в ППЭ.

Аргументация

Два примера-иллюстрации: один из КИМа, другой из реальной жизни. Если обнаружить его будет вполне легко — все-таки один пример сможешь достать, то из жизни — куда легче. Даже если придумаешь выдуманную ситуацию — тебе все равно засчитают, если привел по теме. Но не придумывай слишком невероятный ситуации — аккуратненько и четко по проблеме. Конечно, приводи из литературы, биографии — всего чего хочешь, если считаешь, что это идеально подошло бы.

Заключение

Сразу включаем вводное слово, заканчиваем переформулировкой основной идеи — быстро и просто. Не переписывай, как было изначально — зря, что ли, готовился к No1.

Вернемся к оцениванию. Всего оценивается по девяти требованиям:

  • К1 — правильная постановка вопроса
  • К2 — аргументы
  • К3 — смысловая цельность
  • К4 — композиционная стройность
  • К5 — орфография
  • К6 — пунктуация
  • К7 — грамматика
  • К8 — речевые нормы
  • К9 — фактическая точность

Если все писал на черновике изначально, то перед переписыванием полностью проверь готовый материал, чтобы не было никаких случайных ошибок.

Мы закончили разбор прототипа КИМа, если так можно назвать. Надеюсь теперь знаешь, как сдать ОГЭ по русскому языку, а если нет — перечитай еще раз: повторение мать учения. Это, кстати говоря, пословица — да, ее нет в задачах, но почему бы не пользоваться периодически в разговоре?


Маша

Результаты выпускников Турбо на ОГЭ по русскому языку:

🔥 9 из 10 учеников получают 4+

🔥 Каждый второй — 5 баллов


Обо мне:

10 лет готовлю ребят к ЕГЭ и ОГЭ.

В 2016 году окончила филфак Московского педагогического государственного университета (МПГУ).

Сначала готовилась сдавать 9 предметов ЕГЭ, но в итоге сдавала 5, точно знаю, как нелегко в период подготовки и как можно ее облегчить.

Всегда готова помочь и поддержать, но считаю, что ответственность и самодисциплина - залог успеха, поэтому бываю строгой и требовательной. Встретимся на вебинарах!❤️

Подробнее о курсе