Литература

Что нужно знать на ЕГЭ по литературе?

Тургенев, Чехов, Пушкин, Лермонтов... А кто пригодится на ЕГЭ по литературе? Читай тут!
Автор статьи:
Преподаватель Турбоподготовки к ЕГЭ
14 сентября 2022

Если ты — выпускник, то тебя точно интересует ответ на вопрос: «Что нужно знать для ЕГЭ по литературе?» Какой большой объем информации ты получишь только с одного запроса — кошмар. Давай разберем все детально, аккуратно, чтобы не потерять главную информацию. Конечно, стоит разобрать и структуру, и критерии, и формулировки, но начну, пожалуй, со списка, который будешь читать весь учебный год — или больше.

Какие произведения нужно знать для ЕГЭ по литературе?

Где будешь брать список? Полный набор сейчас мы тебе не сможем дать, иначе будешь сидеть за этой статьей день. Открываешь сайт ФИПИ, ищешь демоверсию, спецификацию и кодификатор, скачиваешь все файлы — и вуаля: у тебя есть все основные документы с данными для подготовки к экзамену. В демоверсии будет прототип КИМа, который в конце одиннадцатого класса будешь решать. В спецификации — сложные, не особо полезные для тебя данные, без которых все еще с легкостью можно сдавать тестирование. Кодификатор — самый значительный файл из трех, так что рассмотрим его получше.

Что в нем находится? Все темы ЕГЭ по литературе, книги, термины, которые тебе понадобятся, когда будешь готовиться и сдавать экзамен. Распечатай его, перепиши в свой блокнот, скопируй для онлайн-планировщика — он должен стать твоим лучшим другом до финального дня. Структурирован он одновременно удобно и странно — произведения будут представлены со странным обозначением важности, а тезисы — прекрасно и удобно.

Как лучше всего читать и составлять список? Начни с объемных — «Война и мир», «Тихий Дон». Если сразу с ними разберешься — оставшиеся покажутся тебе в разы проще. Потом идут менее масштабные и стихотворения. Ближе к дню сдачи — рассказы, чтобы не забыть о них. Так как будешь использовать цитаты из лирики — учи наизусть стихотворения на разные тематики — любовь, природа, патриотизм — чтобы закрыть все пробелы. Нововведение из прошлого года — теперь будут не только русские писатели, но и зарубежные.

Работать с произведениями гораздо сложнее — заведи себе тетрадь, где только будет информация по ним: кратко о биографии, о времени написания, публикации; персонажи, их мотивы, действия, влияние на сюжет; о стиле, жанре. Все, что попадется в КИМе. Делай так, чтобы смог легко вспомнить все основные нюансы просто просмотрев свою тетрадь, а не перечитывая заново полностью материал.

Структура

Всего заданий будет двенадцать — вроде мало, но есть небольшая проблема: пять из них — сочинения по литературе ЕГЭ. Всего семь тестовых номеров, где ответом будет либо слово, либо буквенная или числовая последовательность. Делится все на два блока: эпос, лиро-эпос, драма и лирика.

No1-6

В блок эпоса и драмы включены задания с первого по пятое. Дается отрывок в начале, потом тестовые задачи, которые решаются без чтения текста, и две письменные работы. До пятого задания решаешь тест, вопросы в каждом могут быть абсолютно разные — например, в первом спрашивают жанр представленного произведения, во втором проверят, понимаешь ли, что такое рассказчик и сможешь ли назвать, какой персонаж был рассказчиком.

Если для No1-2 идет в ответе одно слово и все зависит от того, учил ли это или нет, то в третьем — будешь устанавливать соответствие между персонажами и действиями, например. Всего будет 3 героя разной степени важности для сюжета — поэтому важно при подготовке прорабатывать всех действующих лиц хотя бы минимально.

Четвертое — вставить в пропущенные места подходящие термины. Их будет два, вписывать в бланк надо без пробела: «контрастаромантического». Вноси в той же форме, в которой они будут вставлены в отрывок, то есть, «контрастромантичсекий» — будет неверной версией. Для этого номера очень пригодится отдел кодификатора с полным набором всей терминологии, которая будет на тестировании.

С пятого начинаются мини-сочинения. У тебя будет выбор между 5.1 и 5.2. Они отличаются формулировкой — выбери тот вариант, на который сможешь быстро и с легкостью ответить. Критериев всего три:

  • 1 — Соответствие смыслу вопроса. То есть, выйдет ответ, который показывает, что ты понимаешь, о чем говоришь. Плюс, понимание
  • 2 — Аргументация с примерами — сделай анализ для выбранной формулировки важных моментов, микротем, образов из отрывка: не искажай авторскую позицию.
  • 3 — Логичность и соблюдение речевых норм — внимательно проверь результат на ошибки.

Пометка: если по К1 ставится ноль баллов — то за все сочинение не получаешь тоже ноль.

Выделяй тезисы, когда вычитываешь материал, и уже вокруг них строй сам текст. Если на других предметах преподаватели советуют сначала проверить всю работу, а уже потом переписывать, то здесь лучше сразу написать, перепроверить и переписать. Выгоднее, конечно, не пользоваться черновиком. Так будет всего пять письменных упражнений, и каждое записывать подряд только запутает тебя, плюс — больше допустишь опечаток по невнимательности, потому что будешь стараться как можно быстрее все внести в бланк без еще одной проверки.

Шестой — еще одно мини-сочинение — сопоставление. Отличие от предыдущего — кроме предоставленного текста, включаешь в аргументы еще один для сравнения — он не должен быть от того же автора! То есть, если в КИМе представлен фрагмент «Мертвых душ» Гоголя, то, например, комедию «Ревизор» нельзя брать. Критерии такие же, как и для 5, отличается только наличием двух аргументов.

No7-11

В отличие от предыдущих номеров, здесь будет лирика. Будет стихотворение, а тебе придется выполнять упражнения по нему. Автор может быть даже зарубежный — сонеты Шекспира иногда попадались в прошлом году, поэтому не удивляйся и не паникуй, если увидишь не русского писателя.

Седьмой — абсолютно такой же, как и четвертый — вставить термины. Для восьмого — хорошо выучи теорию рифмовки, потому что спрашивать тебя будут именно по этому. Какие есть типы:

  • Смежная — ааББ
  • Перекрестная — аБаБ
  • Кольцевая — аББа

И рифмы:

  • Женская — ударение на предпоследний слог
  • Мужская — на последний слог

Девятое упражнение — художественные средства и приемы, использованные поэтом в определенной строфе. Правильных версий будет от 2 до 4. Какие есть средства:

  • Сравнение
  • Эпитет — образное определение. Ищи прилагательные в переносном значении.
  • Олицетворение — перенос свойств живых существ на неодушевленные объекты
  • Метафора — перенос свойств с помощью ассоциаций. Например, «зеркало озера» — если воспринимать, как написано, получается немного абсурдная ситуация. Но имеется в виду — поверхность озера отражает окружающий мир, будто зеркало. По другому — это скрытое сравнение.
  • Метонимия — разновидность метафоры. «Столовое серебро» — что представляешь себе? Столовую посуду из серебра. То есть, одним словом заменяешь словосочетание, но при этом смысл остается. «Аудитория слушает» — помещение не умеет ничего слушать, а аудитория студентов — другое дело.
  • Гипербола — преувеличение.
  • Литота — наоборот, преуменьшение.
  • Аллегория — выражение идеи через понятный образ. Как красиво можно назвать правосудие? Фемидой. Почему? Это популярная аллегория на богиню правосудия из древнегреческой мифологии. Если слушаешь русских исполнителей — они любят включать такие приемы.
  • Перифраз — берем реальное качество объекта — «голубая планета» как Земля. Она действительно выглядит голубой. Как называют льва — царь зверей.
  • Оксюморон — сочетание несочетаемого: горячий лед, кричащая тишина, правдивая ложь.
  • Звукопись — повторение звуков, которые создают дополнительный образ: аллитерация — согласных, ассонанс — гласных. «Вечер. Взморье. Вздохи ветра» — аллитерация.

Десятое и одиннадцатое — мини-сочинения, которые по структуре абсолютно совпадают с такими же задачами — 5 и 6 — из другого блока. В чем различие? Здесь примеры будут из лирики, а не прозы. Также используй цитаты — не зря же учил.

No 12

Большое сочинение — минимум 200 слов. Есть несколько вариантов, из которых выбираешь только один

12.
  1. Древнерусский период, 18 век, начало 19 века
  2. Вторая половина 19 — от Тургенева, Островского до Чехова
  3. Двадцатый — с Бунина
  4. Оставшийся двадцатый
  5. Диалог искусств

Преподаватели советуют выбирать 1-3 вариации, но если знаешь, как расписать диалог искусств, и умеешь хорошо, красиво, правильно его оформить — выбирай его. Критерии:

  • К1 — Соответствие теме и ее раскрытие
  • К2 — Привлечение текста для аргументации
  • К3 — Опора на теоретико-литературные понятия (минимум два)
  • К4 — Композиционная цельность и логичность
  • К5 — Соблюдение речевых норм
  • К6 — Орфографических норм
  • К7 — Пунктуация
  • К8 — Грамматика

Максимум получишь восемнадцать баллов. Если получил ноль за К1 — полностью обнуляется.

Распределение времени

Раз уж дается на решение всего КИМа только 3:55 — тайм-менеджмент будет твоим лучшим скиллом. Как правильно рассчитать силы? На тест не трать много — отработай дома так, что в аудитории решишь его за 10 минут максимум. Так как задачки достаточно легкие, если выучишь необходимую теорию — для тебя они будут максимально простыми. На каждое мини-сочинение с проверкой отведи около 20 минут — если знаешь, что будешь писать — сразу работай на чистовике: сохранишь много дополнительных минут. Лучше в целом не расписывать полностью развернутое решение на черновике — отметь только тезисы и аргументы, а оформляй сразу в бланке. И сэкономишь время, и уменьшишь шанс появления опечатки, когда переписываешь. Да, возможно немного грязный способ — все исправления останутся в итоговом материале, но зато быстрый и действенный, а за грязную работу баллы не снимают. Сразу вноси и тест, и остальные номера — когда будешь решать последнюю, забудешь перенести — потеряешь все. Сделал, отработал, проверил, сдал. Остальное потратишь на двенадцатое упражнение.


Оксана

Результаты выпускников Турбо на ЕГЭ по литературе:

💯 Выпустили более 250 стобалльников

⚡ Каждый четвертый ученик получил 90+ баллов

💥 Каждый третий — 80+ баллов

🔥 Средний балл в 2024 году: 79


Обо мне:

Преподаю литературу уже 4 года.

Выпускница филфака МГУ им.М.В.Ломоносова (бюджет).

Докладчик на международной конференции Ломоносов-2022.

Сейчас занимаюсь созданием собственных открытых лекций по литературе, прохожу курсы по педагогике и преподаю в государственной школе.

Встретимся на вебинарах!❤️

Подробнее о курсе