Бесплатный интенсив по обществознанию
3 огненных вебинара, домашние задания, беседа курса, личный кабинет, связь с преподавателем и
многое другое.
Курс стартует 27 января.
Подробнее об интенсиве
Задание 3. Человек и общество. Классификация. ЕГЭ 2025 по обществознанию
Средний процент выполнения: 76.9%
Ответом к заданию 3 по обществознанию может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.
Задачи для практики
Задача 1
Установите соответствие между примерами и видами качеств человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ВИДЫ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА |
А) Андрей по типу темперамента является флегматиком Б) Анна не пользуется авторитетом в классе B) Олег — хвастливый и ленивый мальчик Г) Катя с детства отличается вспыльчивостью и нервозностью Д) Игорь отличается от своих одноклассников крепким здоровьем и атлетическим телосложением | 1) биологические 2) социальные |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
В задании необходимо разделить биологические и социальные качества человека. Разделим им по происхождению. Биологические проявляются у человека с рождения и предопределены генами и природой, а социальные возникают в процессе социализации и становления личности. Соответственно биологические – это варианты А), Г) и Д), социальные Б), В). Вспыльчивость с детства - это про темперамент, а темперамент - биологическое в человеке, так как темперамент - то, как быстро наша кровь циркулирует по организму, на вебчике подробнее объяснял 🚀
Задача 2
Установите соответствие между функциями семьи и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ | ФУНКЦИИ СЕМЬИ |
А) распределение семейных обязанностей Б) совместное проведение досуга B) планирование семейного бюджета Г) передача традиций и ценностей Д) снятие психологических нагрузок | 1) хозяйственно-бытовая 2) рекреационная 3) воспитательная |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Внимательно прочитаем условие задания и предложенные варианты ответа. Далее постараемся разобраться, что представляет собой каждая из предложенных функций семьи. Хозяйственно-бытовая направлена на получение благ, их потребление, по сути это экономическая функция. Рекреационная выполняет задачу восстановления физических и духовных возможностей членов семьи, проще говоря содержание данной функции – отдых. Воспитательная направлена в первую очередь на воспитание и социализацию подрастающего поколения. Таким образом, можно выделить правильные ответы: 1, 2, 1, 3, 2.
Задача 3
Установите соответствие между группами глобальных проблем современности и примерами их проявлений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ИХ ПРОЯВЛЕНИЙ | ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ |
А) низкий уровень развития медицины в ряде стран Азии Б) исчезновение традиционных культур и языков B) потеря традиционных семейных ценностей Г) отсталая структура хозяйства стран Африки Д) распространение вируса Эбола | 1) духовная 2) социальная 3) экономическая |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Внимательно прочитаем условие задания и варианты ответов. Давайте попробуем понять, какие глобальные проблемы связаны с теми или иными сферами общественной жизни. Духовные проблемы касаются культуры, социальные – социальной сферы и отношений между людьми и социальными группами, экономические затрагивают экономическую сферу, как правило подчеркивают отсталость стран «третьего мира». Исходя из этого, отнесем к духовным проблемам пример Б), социальным – А), В), Д), экономическим – Г).
Задача 4
Установите соответствие между основными видами познания и их чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЧЕРТЫ ПОЗНАНИЯ | ВИДЫ ПОЗНАНИЯ |
А) неполная осознанность Б) основано на понятиях B) отражение внешних свойств предметов Г) установление сущности предметов и явлений Д) неожиданность проявления знания | 1) чувственное 2) рациональное 3) интуиция |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Выделяют два основных вида познания: чувственное и рациональное. Первое основано на восприятии объектов внешнего мира с помощью наших органов чувств, второе предполагает выявление сущности предметов, явлений, процессов с помощью рациональных операций (понятий, суждений и умозаключений). Отдельно выделяют интуицию как внутреннее озарение, неожиданную разгадку какой-то проблемы. Соответственно, чувственное познание – это вариант – В), рациональное – Б) и Г), интуитивное – А), Д).
Задача 5
Установите соответствие между элементами духовной сферы общества и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ЭЛЕМЕНТЫ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ |
А) высокий уровень систематизации Б) формальная определённость B) абстрактно-логическая форма Г) художественная форма Д) вера в существование сверхъестественных сил | 1) искусство 2) наука 3) религия |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Соотнесем признаки и элементы духовной сферы. Высокий уровень систематизации возможен в результате использования научно выверенных методов. Соотнесем его с наукой. Формальная определенность подразумевает наличие определенных понятий и принципов, которые свойственны тоже для науки. Абстрактно-логическая форма основана на рациональном мышлении. Это признак науки. Художественная форма соотносится с искусством. Вера в существование сверхъестественных сил не может существовать в рамках научного познания, это признак религии.
Задача 6
Установите соответствие между видами познания и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ВИДЫ ПОЗНАНИЯ |
А) образное освоение мира Б) противоречивость знаний B) субъект познания видит процесс изнутри Г) находит своё отражение в притчах Д) ограниченные возможности использования эксперимента в познании | 1) социальное познание 2) познание средствами искусства 3) народная мудрость |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Внимательно прочитаем условие задания и варианты ответа. В первую очередь определим, что будет являться объектом познания у различных видов знания и в чем их особенность. Социальное познание будет направлено на изучение общества и ее элементов, познание средствами искусства всегда субъективно и образно, народная мудрость опирается на многовековой опыт народа. Далее соотнесем виды познания с примерами. Правильный ответ 2, 3, 1, 3, 1.
Задача 7
Установите соответствие между отличительными признаками и типами общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ТИПЫ ОБЩЕСТВА |
А) наиболее важные общественные отношения регулируются нормами права Б) в экономике преобладает сфера услуг B) жёсткая непроходимая социальная структура Г) преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства Д) особое значение среди факторов производства приобретает информация | 1) традиционное 2) постиндустриальное |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Давайте вспомним, какие существуют типы обществ, и чем они характеризуются. Выделяют три стадии развития общества: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Для традиционного общества характерно преобладание сельского хозяйства, сословная структура общества; для индустриального развитая промышленность и классовая система; для постиндустриального господство в экономике сферы услуг, ведущая роль информации. Исходя из вышеперечисленного, признаки А), Б) и Д) характеризуют постиндустриальное общество, а В) и Г) – традиционное.
Задача 8
Установите соответствие между характерными чертами и видами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ | ВИДЫ КУЛЬТУРЫ |
А) стремление извлечь максимальную коммерческую пользу от продажи произведений Б) для восприятия произведений зрителю, читателю необходимо обладать специальными знаниями B) произведения имеют ярко выраженный национальный колорит Г) главное предназначение произведений — самовыражение автора Д) произведения рассчитаны на неограниченное по возрасту, уровню образования количество зрителей, читателей | 1) народная 2) массовая 3) элитарная |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
В самом названии этих уровней культуры содержится ответ на вопрос задания. Народная культура является продуктом творчества народа на протяжении длительного периода времени, массовая культура ориентирована на коммерческий успех со всеми производными от этого признаками (доступность, простота форм, часто низкий художественный уровень). Элитарная культура подразумевает высокий уровень художественного исполнения и повышенные от этого требования к культурному уровню его ценителей. Теперь мы легко выделим правильные черты. Это варианты 2, 3, 1, 3, 2.
Задача 9
Установите соответствие между различными характеристиками общества и примерами их проявления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕСТВА |
А) общественные отношения возникают в экономической, политической, социальной и духовной сферах Б) общество обеспечивает воспроизводство человека B) общество включает в себя социальные общности и социальные институты Г) отмена Александром II крепостного права в 1861 году способствовала росту численности рабочего класса Д) усовершенствование орудий труда привело к социальному расслоению и переходу от родовой общины к соседской | 1) сложная система 2) динамическая система 3) функциональная система |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Внимательно прочитаем условие задания и варианты характеристики общества. Теперь разберемся, что они означают. Понимание общества как сложной системы означает, что общество состоит из подсистем и элементов. Общество как динамическая система постоянно изменяется. Функциональность общества проявляется в том, что оно выполняет различные функции, способствует выполнению определенных задач. Исходя из этого, правильный ответ 1, 3, 1, 2, 2.
Задача 10
Установите соответствие между типами обществ и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ТИПЫ ОБЩЕСТВ |
А) знания и информация становятся производственными ресурсами Б) формируется массовое производство В) общинный уклад, коллективная деятельность Г) начало интенсивной урбанизации Д) господствует натуральный обмен | 1) аграрное 2) индустриальное 3) информационное |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Соотнесем последовательно типы обществ с их характеристиками. Знания и информация становятся производственными ресурсами при высоком уровне развития общества. Самым развитым типом, на данный момент, является постиндустриальное (или информационное) общество. Массовое производство – это конвейер и промышленность. Такой тип экономики формируется в условиях индустриального общества. Общинный уклад, коллективная деятельность – признак неразвитости производственных отношений, большая зависимость общества от внешних факторов (например, природных). Это признаки аграрного общества. Интенсивной урбанизацией называется рост городского населения. Данный процесс получил широкое распространение в эпоху промышленного переворота, индустриализации, так как города становились центром экономической жизни и в них жили и трудились рабочие. Конечно, мы имеем дело с индустриальным обществом. Натуральный обмен означает создание благ в основном для собственного потребления. Такая ситуация имела место в условиях господства в экономике сельского хозяйства, в аграрном обществе.
Задача 11
Установите соответствие между формами культуры и характеристиками, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ |
А) имеет ярко выраженную этническую (национальную) окраску Б) создаётся в виде мифов, легенд, сказок, эпосов В) создаётся для всех слоёв общества вне зависимости от социального статуса и имущественного положения Г) создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки Д) главная цель создателя произведения — безграничное самовыражение | 1) народная 2) массовая 3) элитарная |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Как мы знаем, выделяют народную, массовую и элитарную культуру. В самом названии этих уровней культуры содержится ответ на вопрос задания. Народная культура является продуктом творчества народа на протяжении длительного периода времени, массовая культура ориентирована на коммерческий успех со всеми производными от этого признаками (доступность, простота форм, часто низкий художественный уровень). Элитарная культура подразумевает высокий уровень художественного исполнения и повышенные от этого требования к культурному уровню его ценителей. Исходя из этого, правильный ответ 1, 1, 2, 1, 3.
Задача 12
Установите соответствие между социальными институтами и сферами жизни общества, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ | СФЕРЫ ОБЩЕСТВА |
А) государство Б) частная собственность В) образование (как обр. организация) Г) рынок Д) избирательная система | 1) экономическая 2) социальная 3) политическая |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Соотнесем социальные институты и сферы общества. Государство – это институт политической власти (3). Частная собственность является основой рыночной экономики, а значит относится к экономической сфере (1). Образование является социальным институтом, соответственно является частью социальной сферы общества (2). Рынок – это основа рыночной экономики (1). Избирательная система создает институт выборов, формирования органов государственной (а значит политической) власти. Это политическая сфера (3).
Задача 13
Установите соответствие между примерами осуществления научного познания и названиями методов научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ | НАЗВАНИЕ МЕТОДОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ |
А) смешивание химических веществ при нагревании Б) изучение поведения белых медведей в зоопарке при помощи видеокамеры В) выпаривание соли из раствора Г) фиксация выявленных качеств изучаемого объекта Д) изучение жизни аборигенов Австралии без контакта с ними | 1) наблюдение 2) эксперимент 3) описание |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
В задании представлены эмпирические методы научного познания. Проще всего найти примеры эксперимента. Трудность может вызвать выявление отличий между описанием и наблюдением. Описание предполагает активный процесс, как правило связанный с экспериментом и фиксирующий его результаты. При наблюдении мы находимся вдалеке от изучаемого объекта и отражаем у себя его изменения, поведение, реакции и т.д. Теперь соотнесем последовательно каждый из методов с представленным примером. Наблюдение – это варианты Б) и Д), эксперимент – А) и В), описание – Г).
Задача 14
Установите соответствие между видами знаний и полученными выводами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛУЧЕННЫЕ ВЫВОДЫ | ВИДЫ ЗНАНИЙ |
А) часть болезней вызвана неправильным образом жизни и вредными привычками Б) всё живое имеет клеточное строение В) некоторые задатки человека к определённым видам деятельности передаются по наследству Г) ДНК защищена от внешних воздействий «упаковкой» из белков и организована в хромосомы, находящиеся в ядре клетки Д) тяжёлая болезнь может быть вызвана магическими обрядами и колдовскими действиями | 1) научное знание 2) обыденное знание 3) лженаучное знание |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Соотнесем виды знаний с полученными выводами. Выявление причин болезни на основе наблюдений за человеком без использования научных методов и соответствующего оборудования может опираться только на обыденное знание. Клеточное строение живых организмов доказывается с помощью специальных приборов (микроскопы) на основе научных методов. Передача задатков у человека по наследству также опирается на научные исследования в области генетики. Структура и организация ДНК исследована учеными с помощью научных методов и специального оборудования. Магия и обряды относятся к ненаучной форме знания и никак не может быть проверена. Таким образом, правильный ответ 2, 1, 1, 1. 3.
Задача 15
Установите соответствие между видами наук и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ВИДЫ НАУК |
А) геология Б) экономика В) литературоведение Г) социология Д) физика | 1) социально-гуманитарные 2) естественные |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Выясним предмет изучения социально-гуманитарных и естественных наук. Первые, исходя из названия, изучают общество и духовную сферу, вторые - природу и ее законы. Соответственно, примерами социально-гуманитарных наук будут экономика, литературоведение и социология. Естественных – геология и физика.
Задача 16
Установите соответствие между разновидностями культуры и их характерными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ | РАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ |
А) отсутствие ярко выраженной коммерческой направленности Б) включает в себя авангардные направления искусства В) сложность для восприятия потребителями, не имеющими специальной подготовки Г) ориентация на развлечение широкого круга потребителей Д) обилие спецэффектов, увлекательные сюжеты | 1) массовая 2) элитарная |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Вспомним, чем различаются между собой массовая и элитарная культура. Первая ориентирована на коммерческий успех со всеми производными от этого, признаками (доступность, простота форм, часто низкий художественный уровень). Элитарная культура подразумевает высокий уровень художественного исполнения и повышенные ввиду этого требования к культурному уровню его ценителей. Исходя из этого, правильный ответ 2, 2, 2, 1, 1.
Задача 17
Установите соответствие между характеристиками и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ |
А) объяснение существующих взаимосвязей Б) наблюдение явлений окружающего мира В) выдвижение и обоснование гипотез Г) создание логической модели изучаемого объекта Д) описание изучаемых процессов | 1) эмпирическое 2) теоретическое |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Разберемся в разнице между уровнями научного познания. Эмпирическое направлено на поиск и выявление научных фактов, а теоретический уровень научного познания формулирует гипотезы и научные концепции. Соответственно, к эмпирическому уровню отнесем варианты Б) и Д), теоретическому – А), В) и Г).
Задача 18
Установите соответствие между примерами и группами качеств человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ГРУППЫ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА |
А) у Кирилла серые глаза Б) рост Марины — 175 см В) Дмитрий трудолюбив Г) Мария очень отзывчива Д) Никите нравится быть в центре внимания окружающих | 1) биологические 2) социальные |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
В задании необходимо разделить биологические и социальные качества человека. Разделим им по происхождению. Биологические проявляются у человека с рождения и предопределены генами и природой, а социальные возникают в процессе социализации становления личности. Соответственно биологические – это варианты А) и Б), а социальные В), Г) и Д).
Задача 19
Установите соответствие между социальными фактами и современными тенденциями развития образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ | ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ |
А) введение дистанционного обучения посредством компьютерных сетей Б) обеспечение всех школ доступом в Интернет В) увеличение времени на изучение социальных дисциплин Г) особое внимание придаётся нравственному воспитанию учащихся Д) внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий | 1) гуманитаризация 2) гуманизация 3) информатизация |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Внимательно прочитаем условие задания. В нем идет речь о современных тенденциях образования. Выясним, что подразумевается под каждым из них. Гуманитаризация – это расширение в учебной программе доли гуманитарных предметов, гуманизация ориентирована на заботу о здоровье учащихся и информатизация предполагает расширение доступа к информации и ее получению. Исходя из этого, правильные варианты 33122.