Задание 3. Человек и общество. Классификация. ЕГЭ 2026 по обществознанию
Средний процент выполнения: 76.9%
Ответом к заданию 3 по обществознанию может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.
Подпишись на суперполезные материалы
Задачи для практики
Задача 1
Установите соответствие между признаками и видами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
| ВИДЫ ПОЗНАНИЯ | ПРИЗНАКИ |
| А) получение объективных знаний Б) вера в сверхъестественное В) основано на легендах Г) ярко выраженная эмоциональная окрашенность Д) строится на гипотезах и теоремах |
1) мифологическое |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
В обществознании мы изучаем несколько видов мировоззрения: мифологическое, научное, религиозное, обыденное (житейское).
Обыденное - опирается на здравый смысл и жизненный опыт, возникает в процессе практической деятельности, формируется стихийно.
Религиозное - опирается на веру и религиозное учение, формируется в процессе духовной деятельности.
Мифологическое - основано на образном восприятии мира, характерна ярко выраженная эмоциональность
Научное - формируется через теории, опирается на достижения науки. Для него также характерны обоснованность, доказательность, структурность.
Задача 2
Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ | ТИПЫ ОБЩЕСТВ |
| А) сословная структура общества Б) появление массовой культуры В) доминирование религиозные ценностей Г) выдвижение сферы услуг на первый план Д) производственные процессы компьютеризированы |
1) традиционное |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Три типа обществ отличаются друг от друга многими признаками.
Традиционное общество - господствует сельское, натуральное хозяйство, преобладает ручной труд, социальная мобильность отсутствует, преобладает коллективная собственность, экстенсивные технологии.
Индустриальное общество: промышленность основана на машинном производстве, появляется массовая культура, присутствует социальная мобильность, повышается производительность труда в сельском хозяйстве, экстенсивный рост меняется на интенсивный.
Постиндустриальное (информационное) общество: преобладает сфера услуг, происходить информатизация общества, компьютеризация и роботизация производства, увеличение числа занятых интеллектуальным трудом, особая роль науки, повышается роль знаний в обществе.
Задача 3
Установите соответствие между особенностями и формами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ОСОБЕННОСТИ | ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ |
| А) проверка и обоснование результата Б) происходит из бытовых представлений В) существует в форме художественных образов Г) отсутствие критического осмысления результатов Д) стремление к объективности и достоверности |
1) научное |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Решение
Научное познание - это особый вид познавательной деятельности, который всегда стремится к получению объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Для такой формы познания характерна доказательность. Ненаучное познание представлено обыденным, художественным, религиозным, мифологическим познанием. Для них характерна субъективность, отсутствие критического осмысления результатов.
Задача 4
Установите соответствие между характеристиками и типами общественного развития: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
| ТИПЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
| А) противоречивый характер Б) разрушение общественных институтов В) наступление кризиса, экономический упадок Г) развитие человеческого разума Д) усовершенствование социальной структуры общества |
1) только общественный прогресс |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Общественный прогресс - это переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному. Однако, этот процесс противоречив (т.е. улучшения в одной сфере могут пагубно влиять на другую: у нас есть комфортные автомобили, это круто, но они загрязняю окружающую среду). Общественный регресс - переход от высшего к низшему, процессы деградации. Регресс также может быть противоречив
Задача 5
Установите соответствие между характеристиками и типами мировоззрения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ХАРАКТЕРИСТИКИ | ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ |
| А) формируется в процессе практической деятельности Б) формируется стихийно В) присутствет система догматов Г) опора на рациональность, закономерность, логичность Д) вера в сверхъестественное |
1) научное |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
В обществознании мы изучаем несколько видов мировоззрения: мифологическое, научное, религиозное, обыденное (житейское).
Обыденное - опирается на здравый смысл и жизненный опыт, возникает в процессе практической деятельности, формируется стихийно.
Религиозное - опирается на веру и религиозное учение, формируется в процессе духовной деятельности.
Мифологическое - основано на образном восприятии мира, характерна ярко выраженная эмоциональность.
Научное - формируется через теории, опирается на достижения науки. Для него также характерны обоснованность, доказательность, структурность.
Задача 6
Установите соответствие между проявлениями и последствиями глобализации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРОЯВЛЕНИЯ | ПОСЛЕДСТВИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ |
| А) стимулирование экономического развития Б) насаждение единого стандарта потребления В) появление новых возможностей самореализации человека Г) навязывание единого образа жизни Д) сближение народов и государств |
1) позитивные последствия |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Глобализация - это противоречивый процесс. У него есть и позитивные, и негативные последствия.
Позитивные - сближение народов и государств, возникновение социокультурного единства человечества, стимулирование социально-экономического развития, доступность передовых технологий, достижений науки для всего мира, появление новых возможностей самореализации человека
Негативные - потеря экономической и культурно-историче ской специфики разных стран; насаждение единого стандарта потребления, навязывание определённого образа жизни; тяжесть проявления мирового экономического кризиса во многих странах мира; рост числа вооружённых конфликтов; проявле ния сепаратизма, терроризма
Задача 7
Установите соответствие между особенностями и формами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ОСОБЕННОСТИ | ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ |
| А) происхождение из обыденных представлений Б) формируется стихийно В) существование в форме теорий и законов Г) проверка и обоснование результата Д) существование в форме художественных образов |
1) научное |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
А) происхождение из обыденных представлений - 2) ненаучное: Это утверждение связано с тем, что ненаучное познание часто основывается на повседневном опыте и интуиции, а не на строгих научных методах.
Б) формируется стихийно - 2) ненаучное: Ненаучное познание формируется без систематического подхода и может возникать стихийно, в отличие от научного познания, которое требует строгой методологии.
В) существование в форме теорий и законов - 1) научное: Научное познание связано с разработкой теорий и законов, которые объясняют явления и процессы в природе и обществе.
Г) проверка и обоснование результата - 1) научное: Научное познание предполагает обязательную проверку и обоснование полученных результатов через эксперименты и наблюдения.
Д) существование в форме художественных образов - 2) ненаучное: Ненаучное познание может проявляться в художественной форме, которая не требует строгих методов проверки, а основывается на эмоциях и восприятии.
Задача 8
Установите соответствие между признаками и видами(типами) культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРИЗНАКИ | ВИДЫ (ТИПЫ) КУЛЬТУРЫ |
| А) коммерциализация духовной деятельности Б) преобладание развлекательных жанров В) необходимость специальной подготовки потребителя Г) ориентация на запросы широкого круга потребителей Д) сложность содержания |
1) массовая |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Решение
Элитарная культура - это изящное искусство, например, классическая музыка, художественная литература. Элитарная культура рассчитана только на подготовленного человека. Она трудна для восприятия, поэтому и рассчитана на узкий круг лиц. Массовая культура является общедоступной. Массовая культура для обычного, рядового читателя, зрителя, слушателя. Также она рассчитана на коммерческих успех т.е. нацелена на получение прибыли за реализацию фильма, книги, музыкального хита
Задача 9
Установите соответствие между особенностями и уровнями (этапам) познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ | УРОВНИ (ЭТАПЫ) ПОЗНАНИЯ |
|
A) наглядность информации Б) определение внешних свойств и признаков предметов B) выявление закономерностей и связей Г) абстрактность Д) обобщенность |
1) чувственное познание |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
- А — 1: Наглядность информации — характеристика чувственного познания.
- Б — 1: Определение внешних свойств — чувственный уровень познания.
- В — 2: Выявление закономерностей — рациональное познание.
- Г — 2: Абстрактность — признак рационального уровня познания.
- Д — 2: Обобщенность характерна для рационального познания.
Задача 10
Установите соответствие между действиями и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ДЕЙСТВИЯ | УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ |
| А) сбор фактов Б) выявление и объяснения законов, закономерностей В) описание явлений Г) выдвижение гипотезы Д) моделирование и математизация | 1) эмпирический 2) теоретический |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
У научного познания есть два уровня: эмпирический и теоретический (не путать с уровнями просто познания - чувственный и рациональный).
Эмпирический уровень непосредственно направлен на выявление конкретных свойств определённых объектов познания. Методами такого уровня научного познания являются: наблюдение, эксперимент, измерение, описание, систематизация и др.
Теоретический уровень направлен на выявление общих признаков, тенденций, закономерностей, законов.Методами теоретического уровня являются проведение аналогий, выдвижение гипотез, моделирование, математизация и тд.
Задача 11
Установите соответствие между типами обществ и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ХАРАКТЕРИСТИКИ | ТИПЫ ОБЩЕСТВ |
| А) господство натурального хозяйства Б) преобладание промышленного производства В) распространение массовой культуры Г) доминирование религиозного мировоззрения Д) развитие машинного производства |
1) традиционное |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Тут В целом все несложно, главное помнить, что "Массовость" - главный признак индустриального общества 🫶🏿
Задача 12
Установите соответствие между видами глобальных проблем и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРИМЕРЫ | ВИДЫ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ |
| А) разрушение озонового слоя и появление озоновых дыр Б) опасность термоядерной войны B) пандемии опасных болезней Г) резкие перекосы в половозрастной структуре общества Д) возникновение «парникового эффекта» |
1) социальные |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Вот соответствие между видами глобальных проблем и примерами этих проблем:
-
А) разрушение озонового слоя и появление озоновых дыр - 2) экологические. Эта проблема связана с ухудшением состояния окружающей среды и негативным влиянием на экосистему.
-
Б) опасность термоядерной войны - 3) политические. Эта проблема касается международных отношений и угрозы глобального конфликта, что является политическим вопросом.
-
В) пандемии опасных болезней - 1) социальные. Эта проблема разрушает общественные отношения, негативно влияет на здоровье огромного количества людей.
-
Г) резкие перекосы в половозрастной структуре общества - 1) социальные. Эта проблема относится к социальным аспектам, касающимся демографии и влияния на общественные структуры.
-
Д) возникновение «парникового эффекта» - 2) экологические. Парниковый эффект является результатом антропогенных изменений в атмосфере, что делает эту проблему экологической.
Задача 13
Установите соответствие между понятиями и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ХАРАКТЕРИСТИКА | ПОНЯТИЕ |
| А) единичный, конкретный представитель человеческого рода Б) формирование происходит только в обществе В) обладает социально значимыми чертами Г) способен нести ответственность за свои поступки Д) любое биосоциальное существо рода Homo Sapiens |
1) человек |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
А) единичный, конкретный представитель человеческого рода - ИНДИВИД
Б) формирование происходит только в обществе - ЛИЧНОСТЬ
В) обладает социально значимыми чертами - ЛИЧНОСТЬ
Г) способен нести ответственность за свои поступки - ЛИЧНОСТЬ - Ответственность за свои поступки может нести только личность 😉
Д) любое биосоциальное существо рода Homo Sapiens - ЧЕЛОВЕК
Задача 14
Установите соответствие между формами социальных преобразований и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРИЗНАКИ | ФОРМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ |
| А) качественные изменения во всей системе Б) радикальное изменение, чаще всего насильственным путём B) коренной переворот Г) преобразование, не уничтожающее основ системы Д) изменение в определённой сфере жизни общества, осуществляемое правительством страны |
1) революция |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Революция характеризуется как качественное изменение, затрагивающее всю систему общественных отношений, включая политическую, экономическую и социальную сферы.
Радикальные изменения, часто происходящие с применением насилия, свойственны революциям, так как их цель — резкий слом существующего порядка.
Термин «коренной переворот» является синонимом революции, так как подразумевает значительные преобразования во всех сферах общества.
Реформа — это изменение, которое сохраняет основы системы, направленное на её улучшение без кардинального слома структуры.
Реформы чаще всего проводятся правительством в рамках определённой сферы (например, образовательной, экономической) без затрагивания всех структур.
Задача 15
Установите соответствие между социальным процессом и действиями субъекта в новых условиях: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ | СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС |
| А) неосознанное принятие норм и правил поведения группы Б) поддержание физических параметров В) принятие взвешенных решений Г) усвоение и использование норм и правил группы Д) контроль своего поведения на основе усвоенных норм |
1) социализация |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
А) неосознанное принятие норм и правил поведения группы - 2) адаптация. Адаптация включает в себя процесс, когда индивид неосознанно принимает нормы и правила, чтобы лучше вписаться в новую социальную среду.
Б) поддержание физических параметров - 2) адаптация. Поддержание физических параметров также связано с адаптацией, поскольку индивид должен приспособиться к новым условиям, чтобы сохранить свою физическую стабильность.
В) принятие взвешенных решений - 1) социализация. Принятие взвешенных решений подразумевает осознанный процесс, который происходит в рамках социализации, когда индивид учится принимать решения на основе социальных норм и ценностей.
Г) усвоение и использование норм и правил группы - 1) социализация. Социализация включает в себя процесс усвоения норм и правил, что позволяет индивидам функционировать в обществе.
Д) контроль своего поведения на основе усвоенных норм - 1) социализация. Контроль поведения основывается на усвоенных нормах и правилах, что является частью процесса социализации.
Задача 16
Установите соответствие между полученными выводами и видами знаний, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПОЛУЧЕННЫЕ ВЫВОДЫ | ВИДЫ ЗНАНИЙ |
| А) часть болезней вызвана неправильным образом жизни Б) живые существа состоят из клеток В) некоторые черты внешнего облика человека передаются по наследству Г) носителем наследственности является ген Д) тяжёлая болезнь может стать результатом порчи или сглаза |
1) научное знание |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
1) Этот вывод относится к ненаучному знанию, так как не основывается на медицинских исследованиях и доказанных фактах, подтверждённых научными методами.
2) Этот вывод является научным знанием, подтверждённым биологией и исследованиями в области клеточной теории, которая принята в научном сообществе.
3) Это ненаучное знание, которое не основывается на принципах генетики и наследственности, подтверждённых многочисленными научными экспериментами.
4) Этот вывод является научным знанием, так как он основан на исследованиях в области генетики, которая доказала роль генов в передаче наследственных признаков.
5) Этот вывод относится к лженаучному знанию, так как он не имеет научного обоснования и не подтверждается методами научных исследований. Это больше связано с народными поверьями и суевериями.
Задача 17
Установите соответствие между фактами и тенденциями в развитии образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ФАКТЫ | ТЕНДЕНЦИИ |
| А) уделение особого внимания нравственному воспитанию Б) ориентация на интересы и склонности ученика В) применение сберегающих здоровье технологий Г) обеспечение образовательных учреждений компьютерами, оргтехникой, электронными досками Д) проведение дистанционных уроков |
1) информатизация |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Вот объяснение соответствия между фактами и тенденциями в развитии образования:
- А) 2 гуманизация: Уделение особого внимания нравственному воспитанию отражает тенденцию гуманизации образования, направленную на развитие моральных и этических ценностей учащихся.
- Б)2 гуманизация: Ориентация на интересы и склонности ученика также говорит о гуманизации образования, так как в этом случае учитываются потребности и желания учащихся.
- В) 2 гуманизация: Применение сберегающих здоровье технологий соответствует гуманизации, так как акцент делается на здоровье и благополучие студентов.
- Г) 1 информатизация: Обеспечение образовательных учреждений компьютерами, оргтехникой и электронными досками отражает тенденцию информатизации, связанную с внедрением новых технологий в образовательный процесс.
- Д) 1 информатизация: Проведение дистанционных уроков также является частью информатизации образования, так как подразумевает использование технологий для обучения на расстоянии.
Таким образом, правильный набор цифр: 22211.
Задача 18
Установите соответствие между социальными фактами и современными тенденциями развития образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ | ТЕНДЕНЦИИ |
| А) введение дистанционного обучения посредством компьютерных сетей Б) обеспечение всех школ доступом в Интернет В) увеличение времени на изучение социальных дисциплин Г) уделение особого внимания нравственному воспитанию учащихся Д) внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий |
1) гуманитаризация |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
А) введение дистанционного обучения посредством компьютерных сетей - 3. Это связано с информатизацией образования, поскольку использование компьютерных сетей и технологий является основой для дистанционного обучения.
Б) обеспечение всех школ доступом в Интернет - 3. Данная мера также относится к информатизации, так как доступ в Интернет необходим для применения современных образовательных технологий и ресурсов.
В) увеличение времени на изучение социальных дисциплин - 1. Увеличение внимания к социальным дисциплинам связано с гуманитаризацией образования, что подразумевает акцент на социальные и культурные аспекты обучения.
Г) уделение особого внимания нравственному воспитанию учащихся - 2. Это пример гуманизации образования, подчеркивающий важность нравственных и этических аспектов в образовательном процессе.
Д) внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий - 2. Здоровьесберегающие технологии относятся к гуманизации образования, так как они направлены на создание комфортных и безопасных условий для учащихся.
Задача 19
Установите соответствие между формами познания и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРИЗНАКИ ПОЗНАНИЯ | ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ |
| А) выделение закономерностей и связей Б) познание предмета под влиянием внешних воздействий B) восстановление по памяти образа предмета Г) опора на абстрактное мышление Д) осмысление свойств предмета |
1) рациональное |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Рациональное познание связано с мышлением, анализом и выявлением закономерностей. Это процесс, в котором используются абстракции и логические выводы.
Б) познание предмета под влиянием внешних воздействий – 2 (чувственное)
Чувственное познание опирается на данные органов чувств, таких как зрение, слух, осязание, которые воспринимают воздействия внешней среды.
В) восстановление по памяти образа предмета – 2 (чувственное)
Это процесс, связанный с представлением, которое относится к чувственному познанию, так как в нем воспроизводится зрительный, слуховой или иной чувственный образ.
Г) опора на абстрактное мышление – 1 (рациональное)
Абстрактное мышление – это основа рационального познания, которое позволяет формировать понятия, суждения и умозаключения.
Д) осмысление свойств предмета – 1 (рациональное)
Осмысление предполагает анализ и интерпретацию свойств предмета, что является частью рационального познания.
Задача 20
Установите соответствие между типами обществ и их отличительными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ | ТИПЫ ОБЩЕСТВ |
| А) преобладает натуральное хозяйство Б) высоко развиты сфера услуг, наука, образование, здравоохранение В) создаётся крупное машинное производство Г) формируется представительная демократия Д) существует жёсткая сословная структура общества |
1) традиционное |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Б) высоко развиты сфера услуг, наука, образование, здравоохранение - ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ
В) создаётся крупное машинное производство - ИНДУСТРИАЛЬНОЕ - крупные заводы появились в индустриальном обществе
Г) формируется представительная демократия - ИНДУСТРИАЛЬНОЕ - демократия начинает формироваться в индустриальном обществе, в постиндустриальном она уже развита 😉
Д) существует жёсткая сословная структура общества - ТРАДИЦИОННОЕ - сословия характерны для традиционного общества
Рекомендуемые курсы подготовки
- Разберешь одни из самых важных тем из блока "Экономика"
- Научишься решать задание №7
- Прибавишь до 20 баллов
- Узнаешь, что такое на самом деле рынок и как он работает, почему нельзя напечатать побольше денег, чтобы кайфовать и почему все так боятся повышение ключевой ставки, какой бывает конкуренция и почему она нам очень нужна
на бесплатном курсе Турбо ЕГЭ