Задание 1. Анализ схем и таблиц. ЕГЭ 2020 по обществознанию

За это задание ты можешь получить 1 балл. На решение дается около 2 минут. Уровень сложности: базовый.
Средний процент выполнения: 61.3%
Ответом к заданию 1 по обществознанию может быть цифра (число) или слово.

Задачи для практики

Задача 1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Уровни развития способностей
Задатки Одарённость . . . Гениальность
Решение

Внимательно прочитаем уровни развития способностей в задании. Сразу понимаем, что в задании они расположены по мере их развития: от задатков до самой высокой степени – гениальности. Перед гениальностью находится талант. Это и есть пропущенное слово.

Ответ: талант
Показать решение

Задача 2

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Виды инфляции
Умеренная (ползучая) . . . Гиперинфляция
Решение

В задании необходимо вставить один из видов инфляции. Понятно, что они классифицированы по темпам роста. Самая низкая – умеренная, самая высокая – гиперинфляция, среднее положение между ними занимает галопирующая инфляция.

Ответ: галопирующая
Показать решение

Задача 3

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Государственный бюджет

СОСТОЯНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКА
Дефицит Расходы превышают доходы
. . . Доходы превышают расходы
Сбалансированный Расходы бюджета соответствуют его доходам
Решение

В задании, как мы видим, идет речь о бюджете, а вернее о соотношении в нем расходов и доходов. Если расходы превышают доходы –говорят о дефиците. Соответственно, обратная ситуация – это профицит.

Ответ: профицит
Показать решение

Задача 4

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Тенденции развития современного образования

НАЗВАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ
. . . Усиление в содержании обучения блока обществоведческих наук: экономики, правоведения, политологии, социологии
Демократизация Система социального партнёрства, активное участие родительской общественности в функционировании образовательных учреждений, организация и деятельность попечительских советов, взаимодействие с работодателями, сотрудничество педагогов и обучающихся
Решение

В задании идет речь об одной из тенденций развития образования, наряду с демократизацией. Ее смысл заключается в расширении списка преподаваемых обществоведческих наук. Эти предметы относятся к гуманитарному блоку. Таким образом, тенденцию можно назвать гуманитаризация.

Ответ: гуманитаризация
Показать решение

Задача 5

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Области (сферы) духовной культуры

ОБЛАСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
. . . Область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности
Мораль Форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей с точки зрения добра и зла
Решение

Внимательно прочитаем определение понятия. И выделим в нем главное, а именно выражение «выработка и систематизация объективных знаний о действительности». Объективные знания существуют независимо от наших субъективных предпочтений и получаются при помощи соответствующих методов и средств. Такую функцию выполняет только наука. Это правильный ответ.

Ответ: наука
Показать решение

Задача 6

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХАРАКТЕРИСТИКА
Субъект Наделённый сознанием человек, чья деятельность направлена на изучение природы, общества и человека
. . . То, на что направлена активная познавательная, оценочная, практическая деятельность субъекта
Решение

В задании представлены элементы структуры деятельности. Человек, как активное действующее лицо деятельности – это субъект, а то, на что направлена деятельность – объект.

Ответ: объект
Показать решение

Задача 7

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ВИДЫ НОРМ ХАРАКТЕРИСТИКА
Религиозные нормы Основаны на Священном Писании, обеспечиваются верой в Бога и страхом совершить грех и получить кару
. . . нормы Являются продуктом деятельности государства и обеспечиваются государственным принуждением
Решение

В задании необходимо вставить понятие, которая отражает характер норм, принимаемых и поддерживаемых государством. Есть два варианта: социальные нормы и правовые. Социальные нормы регулируются обществом. Они не носят жесткий характер, правовые же воплощены в законах, принимаемых государством. Таким образом, правильный ответ правовые нормы.

Ответ: правовые
Показать решение

Задача 8

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ПОНЯТИЕ ХАРАКТЕРИСТИКА
. . . Процесс усвоения человеком социального опыта и социальных норм, духовных ценностей, в результате которого происходит становление личности
Индивидуализация Процесс обретения уникальных, неповторимых свойств и качеств человека, отличающих его от других членов общества
Решение

Обратим внимание на ключевые слова в определении понятия, которое пропущено: «Процесс усвоения человеком социального опыта». Приобретение индивидуальных качеств – индивидуализация, по аналогии, приобретение социальных качеств – социализация. Это и есть правильный ответ.

Ответ: социализация
Показать решение

Задача 9

Запишите словосочетание (В СОКРАЩЕННОМ ВИДЕ), пропущенное в таблице.

Философские и обществоведческие понятия

НАЗВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
. . . Общая стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых за год непосредственно внутри страны
Валовой национальный продукт (ВНП) Общая стоимость всех конечных товаров и услуг, созданных производителями данной страны в течение года внутри страны и за рубежом
Решение

В задании необходимо подобрать к определению правильное понятие. Второй вариант известен – валовой национальный продукт. Отличие в том, где произведен продукт. Ключевое слово – внутренний. Логично предположить, что пропущенное понятие – валовой внутренний продукт (ВВП).

Ответ: ввп
Показать решение

Задача 10

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ПОНЯТИЕ ХАРАКТЕРИСТИКА
Индивид Принадлежность к человеческому роду, отдельный живой организм, особь
. . . Совокупность социальных качеств, которые приобретает индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения
Решение

Как известно, человек характеризуется через такие понятия как индивид, индивидуальность и личность. В задании дано определение индивида, поэтому этот вариант мы отбрасываем. Остаются варианты индивидуальность и личность. Индивидуальность – это совокупность качеств, присущих данному конкретному человеку, что, конечно, не соответствует определению пропущенного термина. Исходя из этого, остается вариант личность. Это правильный ответ.

Ответ: личность
Показать решение

Задача 11

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Формы национальной государственности народов России
Республика Автономная область Автономный . . .
Решение

В задании перечисляются формы национально-территориального устройства РФ. В соответствии с конституцией РФ существуют республики, автономные области и автономные округа. Правильный ответ – автономный округ.

Ответ: округ
Показать решение

Задача 12

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Направленность развития общества

НАПРАВЛЕННОСТЬ ХАРАКТЕРИСТИКА
. . . Развитие общества от низшего к высшему, от простого к сложному
Регресс Переход от более высоких форм организации к более низким, упрощение общественных отношений
Решение

В задании необходимо вставить пропущенное понятие, противоположное по смыслу регрессу. Регресс – это упадок, движение вспять, подъем и развитие – прогресс.

Ответ: прогресс
Показать решение

Задача 13

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Формы рационального познания
. . . Суждение Умозаключение
Решение

В задании представлены формы рационального познания. Необходимо вставить пропущенное слово, которое стоит перед суждением и умозаключением. Суждение – это взаимосвязь каких-либо понятий, умозаключение предполагает возникновение нового суждения на основе имеющихся. Как видим, прослеживается иерархичность связей между формами рационального познания: суждения возникают на основе понятий, умозаключения предполагают оперирование суждениями. Логично предположить, что пропущенное слово – это понятие.

Ответ: понятие
Показать решение

Задача 14

Запишите слово, пропущенное в названии таблицы.

. . . политика
Повышение благосостояния населения и государства Совершенствование функционирования медицинских учреждений, пенсионных фондов, образовательных учреждений
Решение

В задании необходимо указать название политики, проводимой государством. В правой части таблицы перечисляются учреждения, которые мы относим к социальным. Логично предположить, что и политика государства будет называться социальной.

Ответ: социальная
Показать решение

Задача 15

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Принципы государственного устройства РФ

Принципы государственного устройства РФ Содержание
Народовластие Россия — демократическое государство, носителем суверенитета и источником власти в котором является народ
. . . Создание различных форм национальной государственности народов РФ; предоставление субъектам РФ определённой самостоятельности
Решение

В задании приводятся примеры двух форм конституционных принципов государственного устройства РФ. Одно из них – народовластие. Второе характеризуется созданием различных форм государственности народов РФ. Ясно, что речь идет о форме государственного устройства. Как мы знаем, выделяют такие формы как унитарное и федеративное государство. Последнее отличается предоставлением определенных прав субъектам государства. Исходя из этого, пропущенное понятие – федерализм.

Ответ: федерализм
Показать решение

Задача 16

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Принципы государственного устройства

ПРИНЦИПЫ ХАРАКТЕРИСТИКА
Разделения властей Законодательство, исполнение законов и контроль за соблюдением законности осуществляются относительно независимыми друг от друга органами государственной власти при невмешательстве и строгом разграничении их полномочий
. . . государство Создание экономических и юридических условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, осуществление комплекса мер по поддержанию социально неимущих групп
Решение

В задании необходимо выделить один из принципов государственного устройства. Внимательно прочитаем его характеристику. Главное в ней будет упоминание о поддержке социально неимущих групп. Такое государство называется социальным.

Ответ: социальное
Показать решение

Задача 17

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Функции общества

ФУНКЦИЯ ИСКУССТВА ХАРАКТЕРИСТИКА
. . . Получение знаний, информации об окружающем мире с помощью художественного образа
Социализирующая Оказывает влияние на формирование личности человека, его систему ценностей, характер общения с другими людьми
Решение

В задании необходимо назвать одну из функций искусства, которая способствует получению человеком знаний и информации. Это универсальная функция, характерная не только для искусства, но и для других видов духовной культуры, в первую очередь науки. Такая функция получила название познавательной.

Ответ: познавательная
Показать решение

Задача 18

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Виды знания

ВИД ЗНАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
. . . Основывается на теоретических положениях, экспериментально проверенных фактах
Житейское Базируется на здравом смысле и бытовых представлениях
Решение

В задании нам необходимо указать одну из форм знания. В отличии от житейского знания оно опирается на теоретических положениях и экспериментально проверенных фактах. Такая характеристика присуща только научному знанию. Правильный ответ – научное.

Ответ: научное
Показать решение

Задача 19

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ПОНЯТИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ
. . . Человек как единичный представитель человеческого рода
Личность Человек как носитель социально-значимых качеств
Решение

Прочитаем условие задания. В нем идет речь о человеке как биосоциальном существе. Как мы помним, человека можно рассматривать через такие категории как индивид, индивидуальность и личность. В задании дается определение личности. Таким образом, мы выбираем между вариантами индивид и индивидуальность. Индивидуальность – это набор характерных для отдельного индивида признаков. Соответственно, остается вариант индивид, как единичный представитель человеческого рода.

Ответ: индивид
Показать решение

Задача 20

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Типы развития общества

ПОЛИТИКА СУЩНОСТЬ
Свободная торговля Политика открытия внутреннего рынка для иностранных производителей
. . . Политика защиты отечественных производителей от конкуренции со стороны иностранных фирм с помощью установлений ограничений на импорт товаров
Решение

Внимательно прочитаем задание. В нем речь идет об экономической политике государства в сфере международной торговли. В первом столбце дается характеристика свободной торговле, во втором нам необходимо подставить название противоположной по смыслу торговой политики. Вспомним, что защита своего производителя и ограничение импорта связано с таким понятием как протекционизм. Соответственно, это и будет правильным ответом.

Ответ: протекционизм
Показать решение
Показать еще

В этом задании ты не выбираешь из имеющихся вариантов, а должен вписать недостающий элемент самостоятельно. Чаще всего оно представлено в виде таблицы.

Это задание проверяет самые базовые знания из одного из блоков общаги. Чаще всего представлена какая-то классификация с одним выпавшим элементом. Алгоритм решения 1 задания:

  1. Внимательно проанализируй схему
  2. Определи к какой теме из общаги относятся элементы схемы
  3. Теперь из своих чертогов разума нужно вспомнить теорию по этой теме
  4. Определи недостающий элемент
  5. Запиши ответ

Кстати, если у значения есть два равнозначных термина, то они все вносятся составителями в вариант правильного решения. Например традиционное общество еще называют аграрным, командную экономическую систему административной, а духовные потребности идеальными. Так что если вдруг, тебя попросят заполнить пропуск одним из таких значений, то можешь смело писать любой из вариантов (на ЕГЭ про них знают).

Готовим к ЕГЭ на 85+ баллов и побеждаем лень

Каждый месяц 12 онлайн-занятий в дружелюбной атмосфере + 16 домашних работ с жесткими сроками.
Не готовишься — вылетаешь.

Подробнее о курсе