

Задание 1. Анализ схем и таблиц. ЕГЭ 2021 по обществознанию
Средний процент выполнения: 61.3%
Ответом к заданию 1 по обществознанию может быть цифра (число) или слово.
Задачи для практики
Задача 1
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Уровни развития способностей | |||
Задатки | Одарённость | . . . | Гениальность |
Решение
Внимательно прочитаем уровни развития способностей в задании. Сразу понимаем, что в задании они расположены по мере их развития: от задатков до самой высокой степени – гениальности. Перед гениальностью находится талант. Это и есть пропущенное слово.
Задача 2
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Виды инфляции | ||
Умеренная (ползучая) | . . . | Гиперинфляция |
Решение
В задании необходимо вставить один из видов инфляции. Понятно, что они классифицированы по темпам роста. Самая низкая – умеренная, самая высокая – гиперинфляция, среднее положение между ними занимает галопирующая инфляция.
Задача 3
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Государственный бюджет
СОСТОЯНИЕ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Дефицит | Расходы превышают доходы |
. . . | Доходы превышают расходы |
Сбалансированный | Расходы бюджета соответствуют его доходам |
Решение
В задании, как мы видим, идет речь о бюджете, а вернее о соотношении в нем расходов и доходов. Если расходы превышают доходы –говорят о дефиците. Соответственно, обратная ситуация – это профицит.
Задача 4
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Тенденции развития современного образования
НАЗВАНИЕ | СОДЕРЖАНИЕ |
. . . | Усиление в содержании обучения блока обществоведческих наук: экономики, правоведения, политологии, социологии |
демократизация | Система социального партнёрства, активное участие родительской общественности в функционировании образовательных учреждений, организация и деятельность попечительских советов, взаимодействие с работодателями, сотрудничество педагогов и обучающихся |
Решение
В задании идет речь об одной из тенденций развития образования, наряду с демократизацией. Ее смысл заключается в расширении списка преподаваемых обществоведческих наук. Эти предметы относятся к гуманитарному блоку. Таким образом, тенденцию можно назвать гуманитаризация.
Задача 5
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Области (сферы) духовной культуры
ОБЛАСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
. . . | Область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности |
Мораль | Форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей с точки зрения добра и зла |
Решение
Внимательно прочитаем определение понятия. И выделим в нем главное, а именно выражение «выработка и систематизация объективных знаний о действительности». Объективные знания существуют независимо от наших субъективных предпочтений и получаются при помощи соответствующих методов и средств. Такую функцию выполняет только наука. Это правильный ответ.
Задача 6
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Субъект | Наделённый сознанием человек, чья деятельность направлена на изучение природы, общества и человека |
. . . | То, на что направлена активная познавательная, оценочная, практическая деятельность субъекта |
Решение
В задании представлены элементы структуры деятельности. Человек, как активное действующее лицо деятельности – это субъект, а то, на что направлена деятельность – объект.
Задача 7
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИДЫ НОРМ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Религиозные нормы | Основаны на Священном Писании, обеспечиваются верой в Бога и страхом совершить грех и получить кару |
. . . нормы | Являются продуктом деятельности государства и обеспечиваются государственным принуждением |
Решение
В задании необходимо вставить понятие, которая отражает характер норм, принимаемых и поддерживаемых государством. Есть два варианта: социальные нормы и правовые. Социальные нормы регулируются обществом. Они не носят жесткий характер, правовые же воплощены в законах, принимаемых государством. Таким образом, правильный ответ правовые нормы.
Задача 8
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ПОНЯТИЕ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
. . . | Процесс усвоения человеком социального опыта и социальных норм, духовных ценностей, в результате которого происходит становление личности |
Индивидуализация | Процесс обретения уникальных, неповторимых свойств и качеств человека, отличающих его от других членов общества |
Решение
Обратим внимание на ключевые слова в определении понятия, которое пропущено: «Процесс усвоения человеком социального опыта». Приобретение индивидуальных качеств – индивидуализация, по аналогии, приобретение социальных качеств – социализация. Это и есть правильный ответ.
Задача 9
Запишите словосочетание (В СОКРАЩЕННОМ ВИДЕ), пропущенное в таблице.
Философские и обществоведческие понятия
НАЗВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
. . . | Общая стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых за год непосредственно внутри страны |
Валовой национальный продукт (ВНП) | Общая стоимость всех конечных товаров и услуг, созданных производителями данной страны в течение года внутри страны и за рубежом |
Решение
В задании необходимо подобрать к определению правильное понятие. Второй вариант известен – валовой национальный продукт. Отличие в том, где произведен продукт. Ключевое слово – внутренний. Логично предположить, что пропущенное понятие – валовой внутренний продукт (ВВП).
Задача 10
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ПОНЯТИЕ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Индивид | Принадлежность к человеческому роду, отдельный живой организм, особь |
. . . | Совокупность социальных качеств, которые приобретает индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения |
Решение
Как известно, человек характеризуется через такие понятия как индивид, индивидуальность и личность. В задании дано определение индивида, поэтому этот вариант мы отбрасываем. Остаются варианты индивидуальность и личность. Индивидуальность – это совокупность качеств, присущих данному конкретному человеку, что, конечно, не соответствует определению пропущенного термина. Исходя из этого, остается вариант личность. Это правильный ответ.
Задача 11
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Формы национальной государственности народов России | ||
Республика | Автономная область | Автономный . . . |
Решение
В задании перечисляются формы национально-территориального устройства РФ. В соответствии с конституцией РФ существуют республики, автономные области и автономные округа. Правильный ответ – автономный округ.
Задача 12
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Направленность развития общества
НАПРАВЛЕННОСТЬ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
. . . | Развитие общества от низшего к высшему, от простого к сложному |
Регресс | Переход от более высоких форм организации к более низким, упрощение общественных отношений |
Решение
В задании необходимо вставить пропущенное понятие, противоположное по смыслу регрессу. Регресс – это упадок, движение вспять, подъем и развитие – прогресс.
Задача 13
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Формы рационального познания | ||
. . . | Суждение | Умозаключение |
Решение
В задании представлены формы рационального познания. Необходимо вставить пропущенное слово, которое стоит перед суждением и умозаключением. Суждение – это взаимосвязь каких-либо понятий, умозаключение предполагает возникновение нового суждения на основе имеющихся. Как видим, прослеживается иерархичность связей между формами рационального познания: суждения возникают на основе понятий, умозаключения предполагают оперирование суждениями. Логично предположить, что пропущенное слово – это понятие.
Задача 14
Запишите слово, пропущенное в названии таблицы.
. . . политика | |
Повышение благосостояния населения и государства | Совершенствование функционирования медицинских учреждений, пенсионных фондов, образовательных учреждений |
Решение
В задании необходимо указать название политики, проводимой государством. В правой части таблицы перечисляются учреждения, которые мы относим к социальным. Логично предположить, что и политика государства будет называться социальной.
Задача 15
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Принципы государственного устройства РФ
Принципы государственного устройства РФ | Содержание |
Народовластие | Россия — демократическое государство, носителем суверенитета и источником власти в котором является народ |
. . . | Создание различных форм национальной государственности народов РФ; предоставление субъектам РФ определённой самостоятельности |
Решение
В задании приводятся примеры двух форм конституционных принципов государственного устройства РФ. Одно из них – народовластие. Второе характеризуется созданием различных форм государственности народов РФ. Ясно, что речь идет о форме государственного устройства. Как мы знаем, выделяют такие формы как унитарное и федеративное государство. Последнее отличается предоставлением определенных прав субъектам государства. Исходя из этого, пропущенное понятие – федерализм.
Задача 16
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Принципы государственного устройства
ПРИНЦИПЫ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Разделения властей | Законодательство, исполнение законов и контроль за соблюдением законности осуществляются относительно независимыми друг от друга органами государственной власти при невмешательстве и строгом разграничении их полномочий |
. . . государство | Создание экономических и юридических условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, осуществление комплекса мер по поддержанию социально неимущих групп |
Решение
В задании необходимо выделить один из принципов государственного устройства. Внимательно прочитаем его характеристику. Главное в ней будет упоминание о поддержке социально неимущих групп. Такое государство называется социальным.
Задача 17
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Виды знания
ВИД ЗНАНИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
. . . | Основывается на теоретических положениях, экспериментально проверенных фактах, характеризуется стремлением к объективности |
Житейское | Базируется на здравом смысле и бытовых представлениях |
Решение
В задании нам необходимо указать одну из форм знания. В отличии от житейского знания оно опирается на теоретических положениях и экспериментально проверенных фактах. Такая характеристика присуща только научному знанию. Правильный ответ – научное.
Задача 18
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ПОНЯТИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
. . . | Человек как единичный представитель человеческого рода |
Личность | Человек как носитель социально-значимых качеств |
Решение
Прочитаем условие задания. В нем идет речь о человеке как биосоциальном существе. Как мы помним, человека можно рассматривать через такие категории как индивид, индивидуальность и личность. В задании дается определение личности. Таким образом, мы выбираем между вариантами индивид и индивидуальность. Индивидуальность – это набор характерных для отдельного индивида признаков. Соответственно, остается вариант индивид, как единичный представитель человеческого рода.
Задача 19
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Типы развития общества
ПОЛИТИКА | СУЩНОСТЬ |
Свободная торговля | Политика открытия внутреннего рынка для иностранных производителей |
. . . | Политика защиты отечественных производителей от конкуренции со стороны иностранных фирм с помощью установлений ограничений на импорт товаров |
Решение
Внимательно прочитаем задание. В нем речь идет об экономической политике государства в сфере международной торговли. В первом столбце дается характеристика свободной торговле, во втором нам необходимо подставить название противоположной по смыслу торговой политики. Вспомним, что защита своего производителя и ограничение импорта связано с таким понятием как протекционизм. Соответственно, это и будет правильным ответом.
В этом задании ты не выбираешь из имеющихся вариантов, а должен вписать недостающий элемент самостоятельно. Чаще всего оно представлено в виде таблицы.
Это задание проверяет самые базовые знания из одного из блоков общаги. Чаще всего представлена какая-то классификация с одним выпавшим элементом. Алгоритм решения 1 задания:
- Внимательно проанализируй схему
- Определи к какой теме из общаги относятся элементы схемы
- Теперь из своих чертогов разума нужно вспомнить теорию по этой теме
- Определи недостающий элемент
- Запиши ответ
Кстати, если у значения есть два равнозначных термина, то они все вносятся составителями в вариант правильного решения. Например традиционное общество еще называют аграрным, командную экономическую систему административной, а духовные потребности идеальными. Так что если вдруг, тебя попросят заполнить пропуск одним из таких значений, то можешь смело писать любой из вариантов (на ЕГЭ про них знают).