

Задание 25. Объяснение смысла понятия. ЕГЭ 2021 по обществознанию
Ответом к заданию 25 по обществознанию может быть подробный ответ (нужно дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).
Задачи для практики
Задача 1
Используя обществоведческие знания,
- раскройте смысл понятия «законодательная власть»;
- составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о переменных издержках;
- одно предложение, раскрывающее сущность прибыли.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например, «законодательная власть — в соответствии с принципом разделения властей, это одна из трёх ветвей власти, целью которой является законотворчество»;
- могут быть приведены следующие предложения:
1-е предложение: «Высшим органом законодательной власти в РФ является Федеральное собрание (парламент нашей страны), которое состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы»;
2-е предложение: «Законодательная власть в лице Федерального собрания издаёт законы, наделённые высшей юридической силой после Конституции РФ; выполняет представительскую функцию, обеспечивая партийное территориальное, корпоративное, этническое представительство. Учредительная функция состоит в утверждении и назначении лиц на государственные посты, создание организационных структур, комиссий. Функция контроля и ответственности обеспечивает равновесие трёх ветвей власти и их эффективную работу».
Задача 2
Используя обществоведческие знания,
- раскройте смысл понятия «юридическое лицо»;
- составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о формах, в которых может существовать юридическое лицо;
- одно предложение, содержащее информацию о правоспособности юридического лица.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например: «юридическое лицо — организация, которая имеет в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде»;
- 1-е предложение: «Юридическое лицо может существовать в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО), акционерного общества (ПАО или АО непубличного типа), производственного кооператива, унитарного предприятия, полного или коммандитного товарищества»;
2-е предложение: «Правоспособность юридического лица заключается в его возможности быть субъектом гражданских правоотношений, она наступает с момента государственной регистрации юридического лица в едином реестре юридических лиц».
Задача 3
Используя обществоведческие знания,
- раскройте смысл понятия «социальный лифт»;
- составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о переменных издержках;
- одно предложение, раскрывающее сущность прибыли.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например: «это социальные механизмы, способствующие вертикальной мобильности, т. е. перемещению людей из одного социального слоя в другой» (может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия);
- 1-е предложение с информацией о каналах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: «Важнейшими каналами социальной мобильности в современном обществе являются: образование, армия, брак, политические, экономические и профессиональные организации» (может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух и более существующих каналах социальной мобильности);
- 2-е предложение, раскрывающее с опорой на знание курса связь процессов социальной мобильности c демократизацией общества, например: «В демократическом обществе нет непреодолимых для граждан социальных барьеров, поэтому каждый, реализуя свои права и свободы‚ может занять устраивающую его социальную позицию» (может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества).
Задача 4
Используя обществоведческие знания,
- раскройте смысл понятия «тоталитарный политический режим»;
- составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о деятельности оппозиции в тоталитарном режиме;
- одно предложение, раскрывающее отличие тоталитарного режима от авторитарного.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- «тоталитарный политический режим — это форма отношения обществ и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество» (может быть дано другое близкое по значению определение);
- два предложения:
1-е предложение. «Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством».
2-е предложение. «В тоталитарном государстве действет принцип монизма: одна обязательная идеология, государство — собственник всех ресурсов, авторитарный режим допускает некоторое разнообразие в экономической, духовной и социальной сферах».
Задача 5
Используя обществоведческие знания,
- раскройте смысл понятия «политическая система обществ»;
- составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о переменных издержках;
- одно предложение, раскрывающее сущность прибыли.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например, «политическая система общества — это организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий политических субъектов и отношений между ними, связанных с осуществлением политической власти»;
- 1-е предложение. «Структура политической системы включает в себя институциональную, нормативную, коммуникативную и культурно-идеологическую подсистемы»;
- 2-е предложение: «Функция управления общественными процессами проявляется в нормотворческой деятельности органов государства, принятии законов и подзаконных актов».
Задача 6
Используя обществоведческие знания,
- раскройте смысл понятия «социальный статус»;
- составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о видах социальных статусов;
- одно предложение, раскрывающее сущность статусного набора.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например, «социальный статус — это положение человека в социальной структуре группы или общества, связанное с определённой совокупностью прав и обязанностей»;
- могут быть приведены следующие предложения:
— «Выделяют предписанный и приобретённые статусы»;
— «Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций, и, соответственно, он характеризуется статусным набором».
Задача 7
Используя обществоведческие знания,
- раскройте смысл понятия «заработная плата»;
- составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о переменных издержках;
- одно предложение, раскрывающее сущность прибыли.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например, «заработная плата — это денежное вознаграждение, выплачиваемое работодателем за выполненный работником труд» (может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия);
- одно предложение с информацией о способах начисления заработной платы, например: «Зарплата может начисляться пропорционально производительности труда работника (сдельная), или пропорционально отработанному времени (повременная)» (может быть составлено и другое предложение о способах начисления заработной платы);
- одно предложение, называющее с опорой на знания курса факторы, влияющие на размер заработной платы, например, «Размер заработной платы зависит от соотношения спроса и предложения рабочей силы на рынке труда в данном регионе, от уровня квалификации работника, от интенсивности его труда и т. д.»
Задача 8
Используя обществоведческие знания,
- раскройте смысл понятия «преступление»;
- составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о переменных издержках;
- одно предложение, раскрывающее сущность прибыли.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например, «преступление — это виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое уголовным законом УК РФ под угрозой наказания»;
- могут быть приведены следующие предложения:
— «Состав преступления состоит из четырёх элементов: объекта преступления, объективной стороны преступления, субъекта преступления, субъективной стороны преступления»;
— «Субъективная сторона состава слагается из признаков вины (умысел или неосторожность), мотива и цели преступления, а иногда и эмоционального состояния при совершении преступного деяния (аффект)».
Задача 9
Используя обществоведческие знания,
- раскройте смысл понятия «инфляция»;
- составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о видах инфляции выделяемых по причине возникновения (один из видов кратко поясните);
- одно предложение, раскрывающее сущность одного из негативных последствий инфляции.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия: инфляция — процесс обесценивания бумажных денег, проявляющийся в росте цен на товары и услуги, не обеспеченном повышением их качества;
- два предложения:
— в зависимости от причин возникновения выделяют два вида инфляции — инфляция спроса и инфляция предложения (связана с ростом издержек производителя, повышением цен на сырьё и энергоносители);
— негативными последствиями инфляции для производителя является обесценивание амортизационных фондов, невозможность заключать долгосрочные контракты, обесценивание кредитов, взятых на развитие бизнеса.
Задача 10
Используя обществоведческие знания,
- раскройте смысл понятия «политическая элита»;
- составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о видах политических элит по отношению к власти;
- одно предложение, содержащее информацию о функциях политических элит.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например, «политическая элита — организованная группа единомышленников, обладающая полномочиями по принятию властных решений, относящихся ко всему обществу» (может быть составлено иное близкое по смыслу определение или понятие);
- 1-е предложение: «По отношению к власти политическая элита может быть правящей или контрэлитой» (может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знания информацию о средствах научного познания);
- 2-е предложение: «К функциям правящей политической элиты относятся определение экономического, социального, политического курса страны, принятие важных политических решений, их реализация и контроль» (может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знания информацию о средствах научного познания). Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.
Задача 11
Используя обществоведческие знания,
- раскройте смысл понятия «избирательная система»;
- составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о переменных издержках;
- одно предложение, раскрывающее сущность прибыли.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например, «избирательная система — это законодательно установленный порядок проведения выборов в представительные органы власти и определение их результатов» (может быть составлено иное близкое по смыслу определение или понятие);
- 1-е предложение: «Основными типами избирательных систем современного мира считаются мажоритарная, пропорциональная и смешанная» (может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знания информацию о методах научного познания);
- 2-е предложение: «Причинами абсентеизма могут быть низкий уровень политической культуры избирателей, когда они не осознают значения выборов, или недоверие к власти, протест против нарушений на выборах» (может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знания информацию о средствах научного познания). Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.
Задача 12
Используя обществоведческие знания,
- раскройте смысл понятия «рынок»;
- составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о трёх видах рынка в зависимости от степени свободы конкуренции;
- одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность санирующей функции рынка.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например, совокупность всех отношений, организация сотрудничества людей друг с другом по поводу купли-продажи товаров и услуг (может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия).
- одно предложение с информацией о трёх видах рынка в зависимости от степени свободы конкуренции, опирающейся на знание курса, например, по степени свободы выделяют рынки совершенной конкуренции, олигополистические и монополистические (может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о трёх видах рынка в зависимости от степени свободы конкуренции);
- одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность санирующей функции рынка, например, санирующая функция рынка означает освобождение экономики от неэффективных хозяйствующих субъектов (может быть составлено другое предложение, раскрывающее сущность санирующей функции рынка).
Задача 13
Используя обществоведческие знания,
- раскройте смысл понятия «общественные блага»;
- составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о переменных издержках;
- одно предложение, раскрывающее сущность прибыли.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например, блага, которые потребляются коллективно всеми гражданами на равных правах, бесплатно (может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия);
- одно предложение с информацией о трёх конкретных примерах общественных благ, опирающейся на знание курса, например, к общественным благам можно отнести уличное освещение, дороги, здравоохранение (может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о трёх конкретных примерах общественных благ);
- одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса признак неконкурентности в потреблении общественных благ, например, общественное благо обладает признаком неконкурентности, то есть потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим (может быть составлено другое предложение, раскрывающее сущность признака неконкурентности в потреблении общественных благ).
Задача 14
Используя обществоведческие знания,
- раскройте смысл понятия «нормативно-правовой акт»;
- составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о переменных издержках;
- одно предложение, раскрывающее сущность прибыли.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например, официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа или путём референдума с соблюдением установленной процедуры, содержащий обязательные правила поведения и рассчитанный на неоднократное применение неопределённым кругом лиц (может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия);
- одно предложение с информацией о трёх субъектах принятия нормативно-правовых актов в РФ, опирающейся на знание курса, например, субъектами принятия нормативно-правовых актов в РФ являются Государственная Дума, президент, органы местного самоуправления (может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о трёх субъектах принятия нормативно-правовых актов в РФ);
- одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность такого нормативно-правового акта, как закон, например, закон — нормативно-правовой акт, принимаемый в особом порядке законодательным органом власти, обладающий высшей юридической силой, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни (может быть составлено другое предложение, раскрывающее сущность такого нормативно-правового акта, как закон.)
Задача 15
Используя обществоведческие знания,
- раскройте смысл понятия «социальное неравенство»;
- составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о переменных издержках;
- одно предложение, раскрывающее сущность прибыли.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например: «социальное неравенство — форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей»;
- могут быть приведены следующие предложения:
— «Выполняя качественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности»;
— «Социальное неравенство может проявляться, например, когда богатые люди лечатся в платных клиниках и учат детей в дорогих престижных школах, в отличие от большинства населения».
Задача 16
Используя обществоведческие знания,
- раскройте смысл понятия «политический плюрализм»;
- составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о переменных издержках;
- одно предложение, раскрывающее сущность прибыли.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например, «политический плюрализм — принцип политической жизни, при котором допускается и поддерживается многообразие идейных, социальных и политических течений, движений, организаций, партий и иных объединений, свободно взаимодействующих, конкурирующих между собой по определённым демократическим правилам»;
- могут быть приведены следующие предложения:
— «Проявлением политического плюрализма является многопартийность»;
— «В условиях политического плюрализма на основе свободной конкуренции, взаимного уважения и компромисса должен складываться баланс общественных интересов».
Задача 17
Используя обществоведческие знания,
- раскройте смысл понятия «разделение труда»;
- составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о переменных издержках;
- одно предложение, раскрывающее сущность прибыли.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например, «разделение труда — экономическое явление, при котором происходит профессиональная специализация, сужение и иногда углубление функций отдельного специалиста»;
- могут быть приведены следующие предложения:
- «При разделении труда производственный процесс разбивается на предельно простые операции, каждую из которых выполняет отдельный человек либо механизм»;
- «Разделение труда привело в современном мире к наличию огромного множества всевозможных различных профессий и отраслей».
Задача 18
Используя обществоведческие знания,
- раскройте смысл понятия «практика»;
- составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о роли практики в процессе познания;
- одно предложение, раскрывающее роль практики как критерия истины
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например, «практика — активная деятельность людей направленная на преобразование материальной действительности»;
- могут быть приведены следующие предложения:
- «Практика в познании может выступать как источник и цель познания, а также как его основа»;
- «Практика как критерий истины позволяет на опыте проверить гипотезу (предположение) и тем самым доказать или опровергнуть её истинность».
Задача 19
Используя обществоведческие знания,
- раскройте смысл понятия «издержки фирмы»;
- составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о переменных издержках;
- одно предложение, раскрывающее сущность прибыли.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например: «издержки фирмы — денежная оценка затрат всех факторов, участвующих в производстве готовой продукции» (может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия);
- Могут быть приведены следующие предложения:
- «Переменные издержки зависят от объёма выпускаемой продукции и оказываемых услуг, ими являются плата за сырьё и материалы, сдельная зарплата рабочих, плата за электроэнергию, транспортные расходы»;
- «Прибыль фирмы зависит от соотношения выручки и реализации продукции и издержек».