Бесплатный интенсив по обществознанию
3 огненных вебинара, домашние задания, беседа курса, личный кабинет, связь с преподавателем и
многое другое.
Курс стартует 27 января.
Подробнее об интенсиве
Задание 2. Выбор позиций из списка «Человек и общество». ЕГЭ 2025 по обществознанию
Средний процент выполнения: 73.3%
Ответом к заданию 2 по обществознанию может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.
Задачи для практики
Задача 1
Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Относительная истина всегда субъективна.
- Истина — это знание, соответствующее объекту познания.
- Истинным является знание, не противоречащее мнению авторитетных учёных в данной научной сфере.
- Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о предмете.
- Критерием истинности знания является степень его поддержки общественным мнением.
Решение
Рассмотрим каждое из представленных в задании суждений. В первом утверждается, что относительная истина всегда субъективна. Относительная истина подразумевает неполноту наших знаний, а субъективность связана с конкретным человеком – носителем знаний. Нам достаточно одного аргумента: носителями относительной истины могут быть группы людей, а не только конкретный человек. Второе суждение – определение истины. В третьем суждении критерием истины называется мнение ученых, т.е. истине навязывается субъективный характер. Четвертое суждение – определение абсолютной истины. И в пятом суждении еще одним критерием истины называется степень поддержки его общественным мнением, что конечно неверно. Таким образом, правильный ответ 2, 4.
Задача 2
Выберите верные суждения о сферах общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Четыре сферы общества составляют его структурную основу.
- Каждая сфера на определённых этапах исторического развития может занять главенствующее положение.
- В период коренных преобразований решающее влияние на жизнь общества оказывает духовная сфера.
- Во время затяжных войн или серьёзных природных катаклизмов связь между сферами может разорваться.
- Изменения, происходящие в одной сфере общества, могут оказать влияние на другие сферы.
Решение
Рассмотрим каждое из представленных в задании суждений. В первом указывается, что структуру общества составляют четыре сферы. Это верно. Во втором суждении утверждается, что в разные исторические периоды значение какой-либо сферы возрастает. Как мы помним из истории, во время революций возрастает роль политической сферы. Это суждение также верное. В третьем варианте утверждается как раз противоположное: в период коренных преобразований на первый план выходит не духовная, а политическая сфера. Далее, в следующем суждении утверждается, что во время войн или катаклизмов связь между общественными сферами разрывается. Если бы это происходило, общество скорее всего разрушалось. Обычно все наоборот – трудности консолидируют общество. И в пятом варианте говорится о связи между отдельными сферами общества. Это верно. Таким образом, правильный ответ 1, 2, 5.
Задача 3
Выберите верные суждения о человеке как биосоциальном существе и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Человек как социальное существо способен передавать по наследству признаки своего вида, болезни, темперамент.
- Будучи существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей.
- Биологические природные потребности человека социально окрашены.
- Такие важные характеристики человека, как способность к мышлению, членораздельной речи, передаются людям в порядке биологической наследственности.
- Природным достоянием человека является сознание, выражающееся в способности целенаправленно отражать объективную реальность.
Решение
Рассмотрим каждое из представленных в задании суждений. Передача признаков по наследству происходит посредством генов, а это биологический процесс. Далее, во втором суждении утверждается, что человек живет по законам природного мира, но для полноценного развития ему нужно общество. Это следует понимать, как то, что человек – существо биологическое с точки зрения понятия живого организма, но живет в обществе, которое делает его социальным индивидом. Это верное суждение. Третье суждение по сути дополняет второе. Мышление и речь формируются в процессе приобщения к человеческой культуре. У человека есть с момента рождения задатки (большой мозг, речевой аппарат и т.д.), но вне рамок общества мышление и речь не развивается (пример детей-маугли). Соответственно и сознание формируется в процессе социализации и культурной эволюции. Таким образом, правильные суждения 2, 3.
Задача 4
Выберите верные суждения об общественном прогрессе и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Мера свободы не может быть критерием общественного прогресса.
- Проявлением общественного прогресса можно считать любое революционное движение.
- Прогресс общества происходит благодаря развитию научных и технических, социальных и политических, нравственных и культурных достижений.
- Социальный прогресс имеет прямолинейный характер и достигается в разных странах одними и теми же способами.
- Прогрессивное развитие социума в определённые периоды не исключает регресса, возвратных движений, цивилизационных тупиков, даже срывов.
Решение
Вспомним, что такое общественный прогресс. Прогресс вообще – это какое-то развитие, совершенствование, движение вперед. Движение к лучшему, модернизация, совершенствование и усложнение форм – проявления прогресса. Противоположный смысл – регресс. Исходя из этого, правильный ответ 3, 5.
Задача 5
Выберите верные суждения об особенностях трудовой деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.
- История развития человека и общества свидетельствует о решающей роли труда в этом процессе.
- Труд представляет собой осмысленную непродуктивную деятельность, осуществляемую в условных ситуациях.
- Трудовая деятельность в жизни взрослого человека является менее важной, чем игра и учение.
- Для характеристики трудовой деятельности используют параметры его производительности и эффективности.
- В трудовой деятельности, как и в любой другой, цель может не совпадать с результатом.
Решение
Рассмотрим каждое из суждений. В первом указывается на важнейшую роль труда в процессе развития человека и общества. Это верное утверждение. Второе суждение – определение не труда, а игры. Далее мы знаем уже, что труд сыграл важную роль в процессе развития человека, и для взрослого индивида он не может быть менее важен, чем игра и учение. Производительность и эффективность – важнейшие характеристики труда с экономической точки зрения. Трудовая деятельность направлена на достижение результата – создание конечного продукта. Но, как и в любой другой деятельности, цель может не совпасть с результатом, поэтому правильный ответ задания – 1, 4, 5.
Задача 6
Выберите верные суждения о социальной структуре общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Структура общества представлена сложной взаимосвязанной системой статусов и ролей.
- В основе социальной структуры лежат общественное разделение труда, отношения собственности и другие факторы социального неравенства.
- Исходным элементом социальной структуры общества как целостной системы является социальная мобильность.
- Социальная структура представляет собой совокупность общественных позиций, упорядоченных иерархически с точки зрения их стратификации.
- Социальная структура — это расположение связанных между собой элементов, являющееся причиной социального неравенства.
Решение
Проанализируем каждое из представленных в задании суждений. Структура общества состоит из элементов, которые будучи применимы к человеку образуют систему статусов и ролей. Первое суждение верное. Во втором и четвертом вариантах социальная структура представляется как сложная система социального неравенства, иерархически стратифицированная. В третьем суждении социальная мобильность определяется как основа социальной структуры общества. Социальная структура статична, мобильность – ее динамический признак. И в пятом суждении путается причина со следствием: социальное неравенство влияет на социальную структуру, а не наоборот. Таким образом, правильный ответ – 1, 2, 4.
Задача 7
Выберите верные суждения о потребностях человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Потребности человека не могут быть связаны с жизненно важными зависимостями организма.
- Существует достаточно много различных теорий, которые под потребностями понимают и нужду, и состояние, и процесс удовлетворения.
- Потребности определяют отношение личности к окружающей действительности.
- Потребности человека составляют основу его мотивационной сферы.
- Удовлетворение всех потребностей человека необходимо для его комфортного существования и выживания.
Решение
Внимательно прочитаем условие задания. Вспомним, что означают потребности для человека. Это нужда в чем-либо, необходимость; они могут проявляться на разных уровнях иерархии или сложности. Далее рассмотрим каждое из предложенных в задании суждений. В первом утверждается, что потребности не могут быть связаны с жизненно важными зависимостями человека. Мы знаем, что у человека на физиологическом уровне есть, например, потребность в пище и воде. Без них он не существует. Конечно, первое суждение неверное. Во втором суждении говорится, что существует много теорий потребности. Это верно. Удовлетворение потребностей происходит в результате контакта человека с внешней средой, откуда мы получаем различные блага. Третье суждение также правильное. Удовлетворение потребностей заставляет нас производить определенные действия, способствуют формированию мотивов. Исходя из этого четвертое суждение верное. И, наконец, удовлетворить все потребности невозможно. Существует экономический закон возрастания потребностей. Таким образом, правильные варианты 2, 3, 4.
Задача 8
Выберите верные суждения об отличиях деятельности человека от поведения животных и запишите цифры, под которыми они указаны.
- В результате деятельности человек не способен создать нечто новое, ранее в природе не существующее.
- В процессе деятельности воздействие на среду осуществляется только органами тела, имеющимися у человека от природы.
- Деятельность человека генетически не запрограммирована, её приёмы усваиваются индивидом в процессе социализации.
- В процессе деятельности создаётся вторая природа человека — культура.
- Деятельность человека в основном направлена на приспособление к изменяющимся условиям окружающей среды.
Решение
Рассмотрим каждое из предложенных суждений. В первом утверждается, что человек не способен создать нечто новое. Создание чего-то нового – творчество. Человека как раз отличает данная особенность. Во втором суждении говорится, что человек воздействует на среду только органами тела. Мы знаем, что люди создали вторую среду своего обитания (искусственную), которым является обществом. Далее в третьем суждении утверждается, что приемы человеческой деятельности усваиваются в процессе социализации. Со третьим суждением связано четвертое, в котором идет речь об обществе. Смысл этих двух суждений заключается в оценке общества как важнейшего фактора социального развития человека. И, наконец, человек не приспособляется к окружающей среде, а активно ее изменяет. Таким образом, правильный ответ 3 и 4.
Задача 9
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Человек имеет природную предрасположенность к тем или иным видам деятельности или роду занятий.
- Игровая деятельность только в исключительных случаях способствует формированию личности.
- Характеристики, заложенные в человеке природой, не могут быть изменены ни при каких обстоятельствах.
- Человек не может контролировать инстинкты, заложенные в нём природой.
- Социальные качества человека формируются в процессе его деятельности.
Решение
Рассмотрим каждое из представленных в задании суждений. Природной предрасположенностью к тем или иным видам занятий можно назвать задатки. Они действительно помогают человеку в его деятельности. Игровая деятельность представляет один из видов деятельности человека, также как труд, общение, творчество. Она конечно же способствует формированию личности. Далее мы встречаемся с категорическим утверждением, что природные характеристики нельзя изменить. Противоположных примеров существует множество (слабый физически человек смог стать сильным и т.д.). Одно из важнейших отличий человека от животного заключается в способности контролировать свои инстинкты. И, как мы уже отметили, деятельность формирует личность человека. Таким образом, правильные ответы 1, 5.
Задача 10
Выберите верные суждения о преобразовательной деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Как природа, так и человек, могут быть объектом преобразовательной деятельности.
- Как природа, так и человек, могут быть субъектом преобразовательной деятельности.
- Результатом преобразовательной деятельности могут быть как материальный мир, так и идеи.
- Как результат деятельности, культура в самых простых формах свойственна животному миру.
- Деятельность человека всегда положительно влияет на окружающую среду.
Решение
Преобразовательная деятельность связана с активностью субъекта этой деятельности, т.е. человека. И мы знаем, что именно деятельность присуща человеку, который ставит цели, имеет мотивы, выбирает средства и методы и т.д. Соответственно, отпадают варианты 2 и 4. Так как деятельность свойственна только человеку, то именно он может быть субъектом. 🏄♂️ А вот влиять человек может как на других людей (позвал на выборы), так и на природу (срубил дерево). 😎 Человек не всегда, к сожалению, благотворно влияет на природу (окружающую среду). Таким образом, остаются варианты 1 и 3. Это и есть правильный ответ.
Задача 11
Выберите верные суждения об индустриальном обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
- В индустриальном обществе общественное доминирует над частным.
- Экономика индустриального общества основана на разделении труда.
- Господствует тенденция к распространению производственной деятельности людей на новые территории.
- В индустриальном обществе существует классовая структура.
- В индустриальном обществе женщина исключена из производственной сферы.
Решение
Рассмотрим каждое из представленных суждений. В первом суждении утверждается, что в индустриальном обществе общественное доминирует над частным, или по-другому, доминирование коллективного начала над частным. Как мы знаем, подобная ситуация имела место в традиционном обществе. Разделение труда стало господствующим в экономике в условиях промышленного переворота, появления мануфактур, фабрик. Это правильное суждение. Смысл третьего суждения состоит в том, что в условиях индустриального общества происходит бурный рост экономики, в том числе ее распространение на новые территории. Это также правильное суждение. Далее в следующем суждении рассматривается социальная структура индустриального общества. В традиционном обществе – это сословная структура, которая сменяется классовой при индустриальном. И, наконец, в условиях индустриального общества в производственные отношения встраиваются все слои населения, в том числе женщины. Таким образом, правильный ответ 2, 3, 4.
Задача 12
Выберите верные суждения об обществе и его типах и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Общество – это весь живой мир, окружающий человека.
- Людей традиционного общества отличают консерватизм мышления и неготовность к социальным изменениям.
- Парламентаризм и идея прав человека зародились в индустриальном обществе.
- Фабрика — главная хозяйственная единица постиндустриального общества.
- Традиционное общество часто называют восточным или аграрным.
Решение
Рассмотрим каждое из представленных в задании суждений. В первом утверждается, что общество – это весь живой мир, окружающий человека. В этом случае, мы должны были бы отнести к обществу и природу, но общество создано человеком, а природа нет. Это неверное суждение. Во втором варианте перечисляются такие признаки традиционного общества как консерватизм мышления и неготовность к социальным изменениям. Традиционное общество характеризуется господством религии в общественном сознании и сословной структурой, которая была замкнутой. Это конечно верное суждение. В третьем суждении указывается период зарождения парламентаризма и идеи прав человека. Индустриальное общество формируется в XIX веке, как и вышеперечисленные институты. Это также верное суждение. Фабрика – это главная хозяйственная единица индустриального общества, в постиндустриальном господствуют информационные технологии. В традиционном обществе ведущей сферой экономики было сельское хозяйство, а дольше всего этот тип общества просуществовал на Востоке. Это верное суждение. Таким образом, правильный ответ 2, 3, 5.
Задача 13
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Один человек — это уже общество.
- Общество существует и развивается в социальном пространстве и времени.
- Общество всегда имеет социальную территорию, на которой оно функционирует.
- Общество всегда двигается от простых форм взаимодействия к сложным.
- Отличительным признаком общества является замедление социального развития.
Решение
Рассмотрим каждое из представленных суждений. Общество начинается там, где происходит социальное взаимодействие, т.е. для этого необходимо, как минимум два человека. Соответственно, первое суждение неверное. Общество тесно связано с социальным пространством и временем. Одно без другого существовать не может. Второе суждение верное. Так как люди – это физические существа, то само собой разумеется, что для функционирования общества необходима территория. Это также правильное суждение. В четвертом варианте ответа утверждается, что общество всегда развивается от простых форм к сложным. Или иначе, общество всегда прогрессирует. Но, как мы помним из истории, существует периоды, когда общество не развивается, стоит на месте и даже регрессирует. Пятое суждение по сути повторяет четвертое, только меняя прогресс на регресс. Это также неверное. Общество может и поступательно развиваться, и регрессировать.
Задача 14
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Человек представляет собой биосоциальное единство.
- Общество определяет условия не только социального, но и биологического совершенствования человека.
- Физические качества, заложенные природой, невозможно совершенствовать в обществе.
- Положительные социальные качества, сформированные в обществе, никогда не деградируют.
- Личность может сформироваться вне социума.
Решение
Рассмотрим каждое из суждений, представленных в задании. В первом утверждается, что человек является биосоциальным существом. К биологическому, например, отнесем его физические данные, а к социальному - профессию или социальный статус. Живя в обществе и используя общественные отношения, человек может развиваться физически (например, занимаясь спортом). Таким образом, первые два суждения верные. Третье суждение противоречит второму. Человек, как часть общества, подпадает под законы общественного развития, в силу чего он может как развиваться, так и деградировать. И, наконец, личность как сосредоточие социальных качеств человека, не может развиваться вне общества.
Задача 15
Найдите верные суждения о характеристиках, свойственных народной культуре, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Произведения народной культуры создаются анонимными авторами.
- Цель создателя произведения — получить максимальную прибыль при продаже произведения.
- Современные телезрители отдают предпочтение произведениям народной культуры.
- Произведения народной культуры этнически окрашены.
- Произведения народной культуры рассчитаны на очень узкий круг ценителей.
Решение
Как мы знаем, выделяют народную, массовую и элитарную культуры. В самом названии этих уровней культуры содержится ответ на вопрос задания. Народная культура является продуктом творчества народа на протяжении длительного периода времени, массовая культура ориентирована на коммерческий успех со всеми производными от этого признаками (доступность, простота форм, часто низкий художественный уровень). Элитарная культура подразумевает высокий уровень художественного исполнения и повышенные от этого требования к культурному уровню его ценителей. Исходя из этого, правильные варианты 1 и 4.
Задача 16
Выберите верные суждения о сферах культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Религия требует от человека определённого поведения.
- Религия направлена на выработку системы объективных знаний о мире.
- Науке свойственны рациональность и системность.
- Наука в современном мире реализует определённый социальный заказ.
- Основой морали являются представления человека о добре и зле и готовность поступать в соответствии с этими представлениями.
Решение
Рассмотрим каждое из представленных в задании суждений. Религии свойственны определенные нормы поведения и догматы. Первое суждение верное. Так как в религии существует вера в сверхъестественные силы, то она не может вырабатывать систему объективных знаний о мире. Второй вариант неверный. Напротив, науке свойственна рациональность и системность. Так как наука часто финансируется государством и частными структурами, и обеспечивает развитие технологии и производства, то она реализует определенный социальный заказ. И, наконец, мораль рассматривает такие понятия как добро и зло. Таким образом, правильный ответ 1, 3, 4, 5. По поводу "4" - Вспомни вебчик, самое начало темы "наука", у общества есть потребности, а наука их удовлетворяет 😀