Задание 23. Работа с текстом. Поиск примеров. ЕГЭ 2020 по обществознанию

За это задание ты можешь получить 3 балла. На решение дается около 8 минут. Уровень сложности: высокий.
Средний процент выполнения: 27.8%
Ответом к заданию 23 по обществознанию может быть подробный ответ (нужно дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).

Задачи для практики

Задача 1

Любое государство не может не испытывать потребность в системе легитимации, сущность которой состоит в обосновании и оправдании права властвования существующей в данной стране формы правления. Эта проблема теснейшим образом связана с вопросом об источниках и пределах власти. Устойчивость и жизнеспособность любой социально-политической системы, или формы правления, зависят от готовности её субъектов, или составляющих, жить в соответствии с определёнными законами и правовыми нормами, господствующими в данном государстве.

А это в свою очередь зависит в большей степени от уважения к власти и закону со стороны большинства граждан, признания ими законности, или легитимности, этой системы, нежели от страха применения к ним тех или иных санкций.

Как показывает исторический опыт, легитимность невозможно обеспечить одними только насильственными средствами. Ещё Конфуций говорил: «без доверия [народа] государство не сможет устоять». Многие могущественные мировые державы, которые казались вечными и незыблемыми, распадались и становились достоянием истории именно вследствие потери большинством граждан веры в его способность обеспечить их безопасность, благополучие и справедливость. Такая вера особенно необходима для молодых, слабых, неустоявшихся государств. Таким образом, законная власть это та, которую большая часть народа признаёт властью.

Система легитимации власти прошла длительный и сложный путь формирования и эволюции. В течение всей истории человечества вплоть до нового времени определяющую роль в этом отношении играли мифология и религия. Их роль и функции состояли в обосновании идеи божественного происхождения власти вообще и власти того или иного князя, царя, императора, династии в частности. Считалось очевидным фактом, что цари, фараоны, императоры, короли Древнего мира и Средневековья получали власть как бы прямо из рук богов или же сами объявляли себя верховными божествами.

Легитимность государственной власти нередко обеспечивалась путём её персонификации. Здесь личность носителя власти в глазах подданных становится воплощением власти и даже самой властью, человек отождествляется с властью, он сам по себе как бы приобретает атрибуты власти. Речь идёт о так называемом харизматическом лидере, облечённом властью или домогающемся её. Он обосновывает свои притязания на государственную власть собственными достоинствами, такими как мужество, храбрость, героизм в бою, решительность в действиях, мудрость и знания при принятии тех или иных решений, какие-либо физические или духовные качества и т. д. Нередко именно личные качества давали возможность их носителям вознестись к вершинам власти. Это первые племенные вожди, воины, «основатели» наций, городов-государств, империй, религий, «спасители отечества» и др. Это личности, подобные Цезарю, Петру I, Наполеону и др.

Чтобы доказать законность своей власти или подчинить людей своей воле, государи во все времена использовали самые ухищрённые средства. Среди них центральное место занимало то, что мы сейчас назвали бы запретом на информацию, которая каким-то образом способна подорвать господствующую форму правления. Именно этой цели с самого начала служила цензура, призванная скрыть от широкой общественности неугодные правящему режиму сведения, закрыть для неё доступ к так называемым подрывным идеям и концепциям.

Государство, как и любой другой общественный институт, считается легитимным, если оно служит благу всей совокупности его граждан. Главное требование, предъявляемое к властителям, — это гарантия справедливости правления. Принцип справедливости служит оправданию власти независимо от того, как трактуется само это понятие. Здесь как нельзя лучше подходит максима: «Благо народа — высший закон».

В современном мире мы имеем сложную систему легитимации. В политической демократии она включает такие атрибуты, принципы и установки, как суверенитет, конституционализм, парламентаризм, подчинение власти праву, разделение властей, выборность, плюрализм и т. д.

Как менялась система легитимации власти на протяжении истории? Приведите два примера из истории России.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: система легитимации власти прошла длительный и сложный путь формирования и эволюции:

  1. в течение всей истории человечества вплоть до нового времени определяющую роль в этом отношении играли мифология и религия, обосновывающие идеи божественного происхождения власти вообще и власти того или иного князя, царя, императора, династии в частности (апример, в России власть царей рассматривалась как данная Богом);
  2. легитимность государственной власти нередко обеспечивалась путём её персонификации. Здесь личность носителя власти в глазах подданных становится воплощением власти и даже самой властью, человек отождествляется с властью, он сам по себе как бы приобретает атрибуты власти. Речь идёт о харизматическом лидере. (В истории нашей страны были руководители, культ личности которых обеспечивался харизмой, это, например, Ленин, Сталин. В годы Великой Отечественной войны наши прадеды шли в бой «За Родину! За Сталина!»);
  3. в современном демократическом мире легитимация включает такие ат- рибуты, принципы и установки, как суверенитет, конституционализм, парламентаризм, подчинение власти праву, разделение властей, выборность, плюрализм и т. д. (Легитимность государственной власти в современной Российской Федерации обеспечивается всеобщими демократическими выборами.)
Ответ:
Показать решение

Задача 2

Политическую модернизацию можно определить как формирование, развитие и распространение современной политической структуры, институтов, практик, способных адекватно реагировать и приспосабливаться к изменяющимся условиям, к вызовам современности. Они могут соответствовать моделям современных демократических институтов или отличаться в различной степени: от отвержения «чужих» образцов до принятия формы при её наполнении изначально несвойственным ей содержанием.

При этом объективно необходимо, с одной стороны, сохранять политическую стабильность как важнейшее условие общественного развития в целом, а с другой — расширять возможности и формы политического участия, массовую базу реформ.

Препятствовать процессу политической модернизации могут две основные причины. Первая — отставание от изменений в других сферах жизнедеятельности общества. Подобный разрыв способен стать причиной революционного кризиса. Другая причина состоит в том, что к быстро протекающей демократизации может оказаться не подготовленным уровень развития гражданского общества и политической культуры социума. В таком случае также велика вероятность возникновения кризисной ситуации, чреватой хаосом, ведущей к охлократии.

Способствуют успешной модернизации внутренняя готовность общества к глубоким политическим реформам, ограничивающим власть бюрократии и устанавливающим адекватные «правила игры» для основных политических субъектов; желание и способность наиболее развитых стран мира оказать этому сообществу эффективную экономическую и политическую помощь, смягчив тяжесть проводимых реформ.

Важнейшим показателем продвижения страны по пути политической модернизации является роль и место законодательной власти в структуре политических институтов: представительство парламентом интересов всех социальных групп, реальное воздействие на принятие властных решений.

Баранов Н. А.

Приведите положение текста, в котором называются критерии развития процесса политической модернизации. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. положение: важнейшим показателем продвижения страны по пути политической модернизации является роль и место законодательной власти в структуре политических институтов: представительство парламентом интересов всех социальных групп, реальное воздействие на принятие властных решений;
  2. аргументы, например:
    — законодательная власть принимает законы — обязательные для всех нормы поведения в обществе, поэтому важно при их принятии учитывать интересы различных слоёв населения;
    — реализация принципа разделения властей на практике способствует повышению эффективности работы парламента, предотвращению узурпации власти в одних руках.
Ответ:
Показать решение

Задача 3

Политическую модернизацию можно определить как формирование, развитие и распространение современной политической структуры, институтов, практик, способных адекватно реагировать и приспосабливаться к изменяющимся условиям, к вызовам современности. Они могут соответствовать моделям современных демократических институтов или отличаться в различной степени: от отвержения «чужих» образцов до принятия формы при её наполнении изначально несвойственным ей содержанием.

При этом объективно необходимо, с одной стороны, сохранять политическую стабильность как важнейшее условие общественного развития в целом, а с другой — расширять возможности и формы политического участия, массовую базу реформ.

Препятствовать процессу политической модернизации могут две основные причины. Первая — отставание от изменений в других сферах жизнедеятельности общества. Подобный разрыв способен стать причиной революционного кризиса. Другая причина состоит в том, что к быстро протекающей демократизации может оказаться не подготовленным уровень развития гражданского общества и политической культуры социума. В таком случае также велика вероятность возникновения кризисной ситуации, чреватой хаосом, ведущей к охлократии.

Способствуют успешной модернизации внутренняя готовность общества к глубоким политическим реформам, ограничивающим власть бюрократии и устанавливающим адекватные «правила игры» для основных политических субъектов; желание и способность наиболее развитых стран мира оказать этому сообществу эффективную экономическую и политическую помощь, смягчив тяжесть проводимых реформ.

Важнейшим показателем продвижения страны по пути политической модернизации является роль и место законодательной власти в структуре политических институтов: представительство парламентом интересов всех социальных групп, реальное воздействие на принятие властных решений.

Баранов Н. А.

Что, по мнению автора, препятствует и способствует процессу модернизации? (Укажите по два положения.) Используя обществоведческие и исторические знания, подтвердите мысль автора двумя примерами.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. препятствовать процессу политической модернизации могут две основные причины:
    — отставание от изменений в других сферах общества;
    — неготовность гражданского общества и политической культуры социума к демократизации;
  2. способствуют успешной модернизации:
    — внутренняя готовность общества к глубоким политическим реформам,
    — желание и способность наиболее развитых стран мира оказать эффективную экономическую и политическую помощь, смягчив тяжесть проводимых реформ;
  3. два примера:
    — политическая власть в лице Временного правительства в России в 1917 году не была способна решать насущные вопросы экономики, социальной жизни. В стране разразилась революция;
    — в начале 90-х годов советское общество было не готово к широкомасштабным экономическим, политическим, социальным реформам. Потребовалось значительное время для формирования политической и правовой культуры общества.
Ответ:
Показать решение

Задача 4

Основное отличие федерации от унитарного государства в том, что в первом имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации). Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера, например, конституции, уставы. Субъекты федерации наделены правом принимать региональные законы.

Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное.

У субъекта есть собственная столица, герб и, иногда, даже гражданство. Но государственным суверенитетом они не обладают. Субъект федерации не имеет права сецессии, то есть выхода из состава федерации и, как правило, не может быть субъектом международных отношений.

Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют симметричные и асимметричные.

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Соединённые Штаты Америки), в ассиметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен. Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

Кононов А. Л.

Какой признак автор текста называет обязательным для федерации? Используя обществоведческие знания, укажите названия палат российского парламента.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. назван признак, обязательный для федерации: двухпалатная структура федерального парламента;
  2. даны названия палат российского парламента: Совет Федерации и Государственная дума.
Ответ:
Показать решение

Задача 5

Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.

Взаимодействие — это любое поведение индивида или группы индивидов. При этом одни индивиды и группы обязательно должны иметь значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент времени и (или) в будущем.

Люди и социальные группы различаются по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Способ взаимодействия включает шесть аспектов: передачу информации, получение информации; реакцию на полученную информацию, переработку информации, получение переработанной информации, реакцию на эту информацию. Социальный контроль — это система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.

Социальный контроль — система процессов и механизмов, обеспечивающих поддержание социально-приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом. Социальный контроль осуществляется посредством нормативного регулирования поведения людей и обеспечивает следование социальным нормам.

Социальное поведение, не соответствующее норме, рассматриваемое большинством членов общества как предосудительное и недопустимое, называется отклоняющимися от нормы, или девиантным. Под девиантным поведением в узком понимании подразумеваются такие поведенческие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания.

Коцегубова Ю. П.

Какие шесть аспектов взаимодействия называет автор текста? Используя обществоведческие, исторические знания, проиллюстрируйте любые два из них примерами.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. шесть аспектов взаимодействия: передача информации, получение информации; реакция на полученную информацию, переработка информации, получение переработанной информации, реакция на переработанную информацию;
  2. два любых аспекта проиллюстрированы примерами:
    первый пример: учитель объясняет правила решения задачи (передача информации);
    второй пример: ученик решает задачу на основе объяснения учителя (реакция на переработанную информацию).
Ответ:
Показать решение

Задача 6

Специальное и профессиональное образование — это форма инвестиций в человеческий капитал, абсолютно аналогичная вкладыванию денег в оборудование, здания и прочие неодушевлённые формы капитала. Функция такой инвестиции заключается в том, чтобы повысить экономическую продуктивность человека. Если инвестиция достигает этого результата, общество свободного предпринимательства вознаграждает человека более высокой оплатой его услуг. Это различие в выручке является экономическим стимулом для инвестиций капитала в форме ли машины или в форме человека. В обоих случаях дополнительная выручка должна соизмеряться с затратами, понесёнными для её получения. Когда речь идёт о специальном образовании, главные затраты состоят в доходе, упущенном в период обучения, в процентах на прибыль, упущенных в связи с откладыванием заработка, и в специфических расходах на приобретение образования, таких как плата за обучение и затраты на учебники и оборудование…

Инвестиции в человеческий капитал нельзя финансировать на тех же условиях и с такой же легкостью, как инвестиции в капитал физический. Нетрудно понять, почему так происходит. Когда даётся долгосрочная ссуда на финансирование инвестиций в физический капитал, кредитор способен заручиться обеспечением в виде недвижимого имущества или оставшейся части требований на сами материальные активы и в случае неуплаты может рассчитывать на реализацию хотя бы части своих капиталовложений путём продажи материальных активов. Если он даёт аналогичную ссуду на увеличение доходности человека, ему, очевидно, невозможно заручиться аналогичным обеспечением… Такие инвестиции неизбежно связаны с большим риском. Средняя ожидаемая прибыль может быть высока, но отклонения от средней величины бывают весьма велики. Одна очевидная причина отклонений — это смерть или утрата трудоспособности, но куда важнее, видимо, различия в способностях, энергичности и удачливости. Вследствие этого, если предоставлять долгосрочные ссуды, обеспечением которых будет один лишь ожидаемый будущий заработок, значительная пропорция их не будет возвращена…

Ф. Милтон

Почему в современной экономике существенно возросло значение человеческого капитала? Используя обществоведческие знания, приведите три объяснения.

Решение

Могут быть приведены следующие объяснения:

  1. человеческий капитал — это интенсивный фактор экономического развития, обеспечивающий модернизацию экономики и общества в целом;
  2. в современной экономике велико значение интеллектуальной деятельности человека, которая становится основным фактором производства;
  3. профессионализм сотрудников — это одно из конкурентных преимуществ фирмы в условиях рынка.
Ответ:
Показать решение

Задача 7

С возникновением «класса интеллектуалов» движущей силой социального прогресса становятся нематериалистические цели, и та часть социума, которая не способна их усвоить, объективно теряет свою значимость в общественной жизни более, нежели любой иной класс в аграрном или индустриальном обществах. Интеллектуальное расслоение, достигающее сегодня беспрецедентных масштабов, постепенно становится основой всякого иного социального расслоения…

Развитие современной экономики, основанной на производстве и использовании знаний, предполагает формирование нового принципа социальной стратификации, гораздо более жёсткого по сравнению со всеми, известными истории. В аграрных обществах власть феодалу над крестьянами давало право рождения, в обществе индустриальном могущество капиталиста основывалось на праве собственности, а влияние государственного служащего определялось его местом в политической системе; все эти статусные факторы не были обусловлены естественными и неустранимыми качествами людей: любой член общества, оказавшись на месте представителей господствующего класса, мог бы с большим или меньшим успехом выполнять соответствующие социальные функции…

В современных же условиях не социальный статус служит условием принадлежности человека к элите постиндустриального общества; напротив, сам он формирует в себе качества, делающие его представителем высшей социальной страты. Широко распространено мнение о том, что информация есть наиболее демократичный источник власти, ибо все имеют к ней доступ, а монополия на неё невозможна; однако важно и то, что информация является и наименее демократичным фактором производства, так как доступ к ней отнюдь не означает обладания ею…

В. Л. Иноземцев

Автор называет информацию фактором производства. Привлекая знания обществоведческого курса, назовите три других фактора производства. Проиллюстрируйте их примерами. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Решение

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

  1. капитал, например, основным капиталом ООО «Забота» являются производственные и складские здания, станки, оборудование;
  2. труд, например, работники ООО «Забота», обладающие определённой квалификацией, способностями к выполнению работы по профессии, специальности, относятся к труду как фактору производства;
  3. предпринимательские способности, например, предприниматель Иванов, учредитель ООО «Забота», разработал бизнес-план, нашёл источники финансирования, контрагентов, подобрал персонал, организовал производство.
Ответ:
Показать решение

Задача 8

Конституционный строй — это такая организация государственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер, и в нём человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства.

В Конституции РФ находит выражение целостная система принципов конституционного строя. К первой группе этих принципов можно отнести основы организации государственной власти: народовластие; федерализм; верховенство права; принцип разделения властей; государственный суверенитет; принцип, констатирующий, что Российская Федерация — часть мирового сообщества. Вторую группу принципов составляют основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина. К ним относятся признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью; их защита и соблюдение — обязанность государства. Третья группа включает основы организации жизни гражданского общества.

Российская Федерация — федеративное государство. Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма. Федерализм в России выступает прежде всего как одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на её территории. Это получило выражение в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации — республик (государств), автономной области, автономных округов, а также преобразовании одних форм национальной государственности в другие.

Принцип федерализма способствует демократизации управления государством… Субъектами Российской Федерации наряду с национально-государственными образованиями признаются края, области, города федерального значения. Таким образом, Российская Федерация построена на сочетании территориальных и национально-территориальных начал образования её субъектов.

Разделение властей выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Единство всей системы государственной власти предполагает осуществление её на основе разделения (по горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которых являются самостоятельные органы государства. Принцип разделения властей находит своё проявление также в разграничении (по вертикали) предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти её субъектов.

Козлова Е. И., Кутафин О. Е.

Данный текст характеризует Россию как демократическое, федеративное и правовое государство. Опираясь на знание обществоведческого курса, других школьных предметов, назовите ещё две характеристики, которые применимы к нашему государству. Прокомментируйте одну из данных характеристик.

  • P. S. Дорогой друг, я думаю, ты понимаешь, что некоторые примеры, которые ты видел в ответах в наших домашних заданиях или на вебинарах лучше не писать на экзамене, в виду полного отсутствия чувства юмора у некоторых экспертов. Так что очень тебе советую выключить на время экзамена свое остроумие, но не забыть включить его сразу после 3 часов 55 минут. Это последняя домашняя работа и я желаю тебе сдать минимум на 101 балл. Будь счастлив и всего самого наилучшего, помни, что где-то в далекой Сибири есть я, который никогда не против перекинуться с тобой парой сотен сообщений на любые темы нашего невыносимо крутого и разнообразного мира.
  • Твой Илюхандро!
  • 
P. P. S. Если ты хочешь тайно передать кому-то с курса сообщение, то смело можешь делать это через меня, конфиденциальность гарантирую.
  • Решение

    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

    1. характеристики Российской Федерации, например:
      — республика;
      — светское государство;
      — социальное государство;
    2. комментарий к одной из характеристик.
      Республика — форма государственного правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо формируются представительными органами.
      Светское государство — характеристика государства, которая означает отделение религиозных объединений от государства.
      Социальное государство — характеристика государства, которое имеет определённые социальные обязанности: охрану здоровья и труда, поддержку семьи, института детства и материнства, развитие социальной помощи нуждающимся категориям населения.
      В качестве элементов ответа могут быть даны иные комментарии.
    Ответ:
    Показать решение

    Задача 9

    Презумпция невиновности — один из основополагающих принципов уголовного судопроизводства. Он гласит: «Обвиняемый невиновен, пока не доказано обратное». Любой человек считается абсолютно невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в законном порядке до вступления в законную силу соответствующего судебного решения (приговора суда).

    Любой гражданин (подозреваемый, обвиняемый) не обязан доказывать свою невиновность. Обвиняемый вправе давать любые показания, а также полностью отказаться от дачи показаний (пояснений), он имеет право отказаться от ответов на отдельные вопросы. Факт полного отсутствия у обвиняемого доказательств невиновности сам по себе не считается доказательством его вины. Факт отказа обвиняемого от показаний и от отдельных пояснений, факт дачи им противоречивых и даже ложных показаний не являются основанием для обвинительного приговора. Если гражданину выдвинуты обвинения в совершении преступления, то обязанность по поиску, сбору и предоставлению в суд доказательств вины обвиняемого лежит на «стороне обвинения».

    Если против гражданина в качестве доказательств его вины у органов, осуществлявших предварительное следствие, имелись только его же собственные признательные показания, от которых он хотя бы одним устным заявлением отказался в ходе судебного рассмотрения выдвинутых обвинений, то данные показания не могут учитываться судом в качестве доказательства его вины. При этом обвиняемый, отказавшийся от ранее данных показаний, освобождён от обязанности доказывать, что давал эти показания под чьим-либо незаконным (физическим или психологическим) давлением, нажимом, избиением и т. п. Если «стороной защиты» (или самим обвиняемым) в ходе предварительного или даже в ходе судебного следствия заявлены «доводы защиты», то есть указано на существование объективных обстоятельств, свидетельствующих о невиновности обвиняемого, то обязанность по сбору и предоставлению в суд доказательств, опровергающих эти «доводы защиты», также лежит на «стороне обвинения». Все неустранимые сомнения в виновности обвиняемого (возникающие вследствие недостаточности доказательств, противоречивости доказательств, незаконности способов добычи доказательств), которые до момента окончания судебного следствия не были устранены в законном порядке, суд обязан толковать в пользу обвиняемого (то есть в пользу признания его «невиновным»).

    Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях (пусть даже очень авторитетных лиц или инстанций), на догадках следствия и суда, не имеющих надлежащих доказательств, на свидетельских показаниях анонимных источников, на голословных утверждениях о секретных доказательствах, на ознакомление с которыми у суда нет допуска, на иных «недопустимых доказательствах».

    Принцип презумпции невиновности определяет правовой статус обвиняемого не только в уголовном процессе, но и во всех общественных отношениях, в которых он выступает в качестве одного из субъектов.

    Для полной реализации принципа презумпции невиновности государство должно обеспечить независимость судебных органов. Суд, рассматривающий обвинения против человека, не должен являться органом уголовного преследования, не должен выступать ни на стороне обвинения, ни на стороне защиты, не должен исполнять их функций (ни полностью, ни частично), а должен являться органом независимого, беспристрастного, объективного, всестороннего и законного рассмотрения вопроса обоснованности/необоснованности, доказанности/недоказанности обвинений, предъявленных обвиняемому. Суд, вынося решение, не в праве выходить за пределы обвинений, предъявленных и известных обвиняемому. Следует иметь в виду, что в тех странах, где на суды фактически возложены функции «стороны обвинения» (то есть где суд является органом уголовного преследования) говорить о соблюдении презумпции невиновности не приходится вне зависимости от содержания различных деклараций.

    Головко Л. В.

    Как принцип презумпции невиновности определяет правовой статус обвиняемого в общественных отношениях, не связанных с уголовным процессом? Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, назовите два положения.

    Решение

    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

    1. принцип презумпции невиновности определяет правовой статус обвиняемого не только в уголовном процессе, но и во всех общественных отношениях, в которых он выступает в качестве одного из субъектов;
    2. приведены два положения:
      — до вступления в законную силу обвинительного решения суда о лишении или ограничении свободы за обвиняемым сохраняется право участвовать в выборах и референдуме;
      — за обвиняемым сохраняется право наследования и распоряжения имуществом (если судебным решением на него не был наложен арест), заключения сделок.
    Ответ:
    Показать решение

    Задача 10

    Объединение суверенных государств, создаваемое для достижения общих целей в политической, экономической, социальной, научно-технической и культурной областях в соответствии с международным правом на основе многостороннего международного договора, называется международной межправительственной организацией. К созданию и интенсивному развитию международных межправительственных организаций привела практика международных отношений в XIX–XXI веках. Являясь новой формой многосторонней дипломатии, они учреждаются на основе международного договора, заключённого между тремя или более участниками для достижения общих целей сотрудничества. Признаками международной межправительственной организации являются международная правовая основа деятельности (международный договор или устав), особые постоянно действующие органы управления, персонал, наличие финансовых средств, существование обязательств государства по выполнению решений. Международные межправительственные организации выполняют следующие функции: нормотворческую, контрольную, посредническую, консультативную, оперативную, информационную.

    Членами международных межправительственных организаций являются государства в лице своих представителей. Входящие в состав межправительственной организации государства могут иметь разные статусы: государства-учредители и государства, присоединившиеся к учредительному договору. Права и обязанности имеющих разный статус государств обычно одинаковы.

    После создания государствами-учредителями организации новые государства принимаются в неё по решению её членов. Решение о приёме в организацию новых членов принимается либо большинством голосов, либо единогласно. Некоторые международные организации, в принципе, открыты для всех стран мира, признающих их устав и выполняющих обязательства по отношению к организации. К таковым относятся, например, Организация Объединённых Наций, Всемирная организация здравоохранения. Однако в большинстве случаев для принятия в организацию государства-кандидата оно должно соответствовать определённым критериям.

    Кутейников А. Е.

    О каких двух принципах приёма в международные межправительственные организации новых членов говорится в тексте? Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите примеры двух международных межправительственных организаций, вступление в которые требует соответствия стран-кандидатов определённым критериям. Каждый пример поясните.

    Решение

    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

    1. указаны два принципа приёма государств в международные организации:
      — открытость для всех стран мира, признающих устав и выполняющих обязательства по отношению к организации;
      — соответствие определённым критериям, установленным организациями. Например, для вступления в Евросоюз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям: в государстве должны соблюдаться демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, принципы правового государства. В стране должны присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.
      Например, ОПЕК — Организация Стран Экспортеров Нефти, созданная в сентябре 1960 года в Багдаде. На сегодняшний день, объединение насчитывает 12 стран. Данная структура была создана для осуществления контроля за нефтедобычей, ценовой политикой и с целью их стабилизации.
    Ответ:
    Показать решение

    Задача 11

    Общие мотивы трудовой деятельности реализуются в конкретных профессиях. Выбор профессии — довольно сложный и порой долгий мотивационный процесс: ведь от правильного выбора профессии во многом зависит удовлетворённость человека своей жизнью. Сознательный выбор профессии происходит с ориентацией человека на имеющиеся у него социальные ценности, например, желание приносить пользу людям. Если главным для человека является общественный престиж, то профессия выбирается, исходя из существующей моды, престижности профессии в обществе. Многие выбирают профессию в зависимости от того, в какой степени она может обеспечить их материальное благополучие. Ряд людей выбирают профессию из-за её романтического характера, навеянного литературой, фильмом, телепередачей.

    Способности человека к определённому типу трудовой деятельности основываются на особенностях нервной системы (сила воли — слабость воли, подвижность — инертность, уравновешенность — неуравновешенность и др.) и физических возможностях организма человека, задействованных в процессе такой деятельности, именно эти характеристики определяют, насколько успешно будет решена поставленная перед человеком задача по удовлетворению потребностей. Склонность к определённому типу деятельности может проявляться в разных видах труда (профессиях), а это значит, что она ещё не предопределяет узконаправленного профессионального выбора. Одни и те же склонность и способности можно реализовать в разных профессиях.

    При известных обстоятельствах работа сама по себе, без материального стимулирования, может быть источником возникновения у человека состояния удовлетворенности собой. Это так, потому что физический и умственный труд так же естественны для человека, как игра или отдых. Кроме этого, человек часто принимает на себя ответственность, чтобы доказать свою значимость в коллективе, и, наконец, сам процесс творчества, присущий любому виду работы, процесс создания нового, до этого не существовавшего, — это тоже источник состояния удовлетворённости от работы как таковой.

    Бодров В. А.

    Назовите любую склонность человека к определённому типу деятельности, не названную в тексте. Приведите три примера того, как эта одна склонность может себя проявлять в разных профессиях. (Сначала указывайте склонность, затем приведите примеры, которые её иллюстрируют.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

    Решение

    В правильном ответе должна быть названа одна любая склонность человека к определённому виду трудовой деятельности и приведены три примера, её иллюстрирующие:

    1. названа склонность: умение общаться с детьми;
    2. примеры:
      — Олег любит детей, он внимательный, заботливый, терпеливый, коммуникативный, поэтому он выбрал профессию школьного учителя;
      — Антон имеет отличную спортивную форму, развитое чувство справедливости, стремление защитить слабого, поэтому выбрал профессию военного;
      — Алексей интересуется природными явлениями, наблюдает за звёздным небом, он усидчив и внимателен, скрупулёзно фиксирует свои наблюдения, строит гипотезы и стремится проверить их различными методами, он выбрал для себя профессию астронома.
    Ответ:
    Показать решение

    Задача 12

    Сегодня активно обсуждается проблема факторов и стимулов экономического развития в контексте модернизации российского общества. Среди них всё чаще называются научные знания, информация, профессиональные и культурные характеристики населения, персонала предприятия и организации, качество институтов и коммуникаций и т. п. нематериальные факторы, способные определять эффективность экономики. Для изучения этих нематериальных факторов/активов экономисты, а вслед за ними и философы, социологи, политологи стали использовать понятие «нематериального капитала». Однако чёткого его определения до сих пор не выработано. Часто он сводится к интеллектуальному или человеческому капиталу, в него иногда включают организационный капитал наряду с культурным.

    В самом общем виде капитал можно отождествлять с богатством нации, которое представляет собой совокупность ресурсов, способных приносить доход, выгоды, блага на разных уровнях общества — отдельному человеку, предприятию, организации, территории, обществу в целом. При таком подходе выделяются три вида ресурсов (богатств): природные, капитал, созданный человеком, и нематериальный.

    Россия значительно отстаёт от развитых стран по созданному человеком богатству (предприятия, дороги, школы, больницы и т. д.) на душу населения. «Проклятье газовой и нефтяной трубы» многими рассматривается как серьёзное препятствие для модернизации российского общества и его экономики, не позволяющее использовать современные нематериальные ресурсы. Но богатые природные ресурсы при правильном их использовании создают возможности для инвестиций в высокотехнологические отрасли и в развитие человеческого капитала. Проблема состоит в правильном понимании и выстраивании интересов общества, предприятий/корпораций и человека. По мнению главного экономиста Всемирного банка Г. Тиммера, России и некоторым другим евразийским странам, обладающим большим природным капиталом, можно многому научиться у таких стран, как Австралия, Канада, Чили и Норвегия, которые накопили огромный опыт управления своими природными богатствами. Эти страны достигли успехов в своем экономическом развитии во многом благодаря инвестициям в широкий спектр активов, в том числе в «неосязаемый» капитал — институты, образование, частное предпринимательство.

    В зависимости от объёма и качества нематериального капитала на каждом уровне общество имеет свой темп развития в условиях настоятельной необходимости перехода к инновационной экономике. Нематериальный капитал — это комплекс долгосрочных ресурсов развития общества/предприятия/индивида, воплощённых в объектах, не имеющих физического, материального существования. При широком подходе он не сводится к интеллектуальному, или культурному, или человеческому капиталу. Некоторые исследователи рассматривают нематериальный капитал как совокупность накапливаемых и капитализированных знаний, информации и иных подобных ресурсов, как нематериальную составляющую основного капитала. Можно выделить человеческий, культурный, социальный и символический капиталы как составные элементы нематериального.

    Отличительная особенность всех этих элементов — их тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Проявление и действие каждого элемента зависит от всех остальных. Например, при развитых человеческом и культурном капиталах отдача от них значительно ниже, чем в других странах с близкими показателями. Препятствия создают особенности социального капитала в стране, которые не дают полноценно использовать культурные и человеческие ресурсы для создания процветающего общества.

    Авторы теории человеческого капитала Т. Шульц и Г. Беккер в середине 1960-х гг. выступили против традиционного подхода к экономическим отношениям. Шульц обратил внимание на необходимость принимать во внимание людей, действующих за кулисами математических формул экономистов. В своих работах он показал, что образовательный уровень населения предопределяет его способность использовать информацию и технологию для экономического развития. Он считал, что образование делает труд более производительным, а качественное здравоохранение сохраняет инвестиции в образование и даёт возможность людям участвовать в производстве. Г. Беккер развил эти идеи, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению. Он поставил вопрос об инвестициях в человека и отдаче от использования человеческого ресурса на протяжении всей его жизни. Благодаря этому подходу политики всё больше стали рассматривать образование как источник экономического роста.

    Сегодня проблемы модернизации российского общества, перехода в так называемую информационную стадию развития находятся на первом месте среди актуальных и стратегических проблем развития страны. Можно с уверенностью сказать, что решение этих проблем безотлагательно требует комплексного развития таких элементов нематериального капитала, как человеческий, культурный, социальный. Эти виды капитала составляют основу для инновационного типа экономики, стимулирования инновационной деятельности. Мировой опыт показывает, что инновации рождаются преимущественно в конкурентной среде, когда большинство людей могут свободно реализовать свои мотивации. А для этого необходима соответствующая институциональная среда, доверие и безопасность в обществе.

    Беляева Л. А.

    Какие две социальные сферы, влияющие на потенциал человека, выделяемые авторами теории человеческого капитала, названы в тексте? Приведите по два примера, иллюстрирующих влияние каждой сферы на человеческий капитал. (Сначала указывайте сферу, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

    Решение

    В правильном ответе должны быть названы две социальные сферы и приведены примеры, иллюстрирующие роль каждой из них:

    1. образование, например:
      — полученные в процессе образования знания позволили сделать открытие, давшее людям новый более дешёвый источник энергии;
      — квалифицированные рабочие, имеющие высокий уровень образования, способны работать на станках с числовым программным управлением, что существенно увеличивает производительность труда;
    2. здравоохранение например:
      — при качественном здравоохранении люди меньше болеют, тем самым снижая расходы работодателей и государства в целом;
      — увеличивается продолжительность жизни, и люди дольше остаются в категории экономически активного населения.
    Ответ:
    Показать решение

    Задача 13

    Государство возникло как гарант гражданских отношений, в основе которых лежат отношения собственности. История убедительно показывает, что эффективное социальное государство возникает при условии взаимодействия членов общества, свободно организованных в исторически сложившемся социально-национальном пространстве, с политикой государства, направленной на согласование интересов, создание материальных условий, трудовой мотивации и духовных факторов реализации потребностей.

    В каждой отдельной стране социальное государство проходит свой исторический путь развития и принимает особые национальные формы. В фундаменте развития государственности в нашей стране лежала община как форма организации жизнедеятельности славянских племен. Для того, чтобы оградить свою территорию от набегов извне, земледельцы-славяне были вынуждены пойти на создание институтов государства — дружин во главе с князьями, которые и стали на русской земле прообразами государственных структур. Однако с самого начала община, создав для своей защиты государственную власть, не позволяла ей вмешиваться в дела «земли — мира», то есть общинно-семейные отношения.

    Идея социального и производственного самоуправления проходит через общину, вече, земские соборы, институты земства к Советам народных депутатов, органам местного самоуправления и является основой политики и практики социального государства в России. Сердцевиной этой социальной традиции, развивавшейся через века, является служение народу и Отечеству, контроль за исполнительной властью — чиновничеством, бюрократией, чрезмерным обогащением в ущерб интересам общества. Реализация прав и свобод человека в России на протяжении веков осуществлялась через коллективизм русской общины, которая традиционно обладала такими демократическими инструментами и правами, как полное самоуправление, невмешательство центральной власти, гласное единодушное решение дел на сходке, совместное владение землей. Уникальный продуктивный духовный потенциал, работающий на идею социального государства, всегда несло в себе православие.

    Попытки подменить соборно-коллективистский принцип самоуправления русского российского общества, как правило, всегда приводили к насилию, падению нравственности, войнам и массовым репрессиям. Но духовное ядро российского общества оказалось не затронуто. Здоровые общинно-коллективистские закономерности социального уклада брали верх и позволяли сохранять единство русского и ищущих у него защиты братских народов. Российское государство по отношению к объединившимся народам в первую очередь выполняло защитную функцию, а нерусским предоставляло помощь, не препятствовало в самобытном политическом, экономическом, культурном развитии, способствовало становлению их национального самосознания.

    Русский народ и государство в процессе экспансии способствовали социально-политическому и социокультурному развитию присоединяемых территорий. Российская империя и СССР были в большей степени не колониальными, а социальными империями, защищавшими составлявшие их народы, особенно по границам, от уничтожения и вымирания. В стратегическом плане русский национальный политический и хозяйственный генотип всегда опирался на систему этики мирного сосуществования и сотрудничества гуманистических культур, идеологий и религий.

    В конце ХХ века идеологи и сторонники элитаризма и материального обогащения ради личного или группового обогащения, используя цепь стратегических социально-политических и экономико-технологических просчётов советских политиков, подвели российское общество к той роковой черте, за которой под демократическими лозунгами произошла криминально-буржуазная революция в интересах меньшинства. Искусственно вызванным системным материальным и духовным кризисом не замедлили воспользоваться те силы, которые всегда выступали против идеи социального государства в пользу элитарного потребительства и максимизации прибыли. Они пытались превратить Россию в страну-донора периферийного капитализма. Но российское сознание на протяжении последних четырёх веков формировалось в условиях сменяющих друг друга военных побед и поражений. Это привело к закалке и стойкости русского духа: знаний, памяти, ценностных ориентаций, убеждений, веры и воли. Время и интенсивный исторический опыт выковали русский национальный характер и его стратегию жизни: довольствоваться малым и собирать ресурсы для великого — во имя правды и социальной справедливости. Эта жизненная патриотическая пози- ция продолжает работать и сегодня в обстановке «радостей» и «ужасов» современного российского капитализма, в условиях разворачивающихся процессов цивилизационной глобализации.

    Левашов В. К.

    Какие принципы, ставшие основой политики и практики социального государства в России, названы в тексте? Укажите любые два принципа и приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из них. (Сначала указывайте принцип, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

    Решение

    В правильном ответе должны быть названы два принципа и приведены примеры, иллюстрирующие каждый из них:

    1. служение народу и Отечеству, например:
      — в начале XVII века в России была преодолена Смута, изгнаны польские и шведские интервенты в результате действий народного ополчения по руководством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского;
      — Н. И. Пирогов. Великолепный хирург, автор анатомического атласа, во время Крымской войны в 1854 году он прибыл в осаждённый врагами Севастополь с группой единомышленников-коллег. Спасая раненых солдат, Пирогов ввёл множество новшеств, позволивших улучшить уход за ранеными, во многих случаях избегая ампутации конечностей;
    2. государственный и общественный контроль за действиями чиновников, бюрократией:
      — в соответствии с законом все государственные служащие обязаны каждый год подавать в налоговую инспекцию декларацию о своих доходах;
      — в соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право обращаться в органы государственной власти с жалобами, заявлениями, в том числе и на действия чиновников, может обращаться в прокуратуру, защищать своё нарушенное право в суде.
    Ответ:
    Показать решение

    Задача 14

    Высшее образование выступает значимым элементом образовательной траектории человека. На сегодняшний день это практически единственный демократичный инструмент вертикальной мобильности и построения успешной жизненной карьеры молодого человека. В настоящее время все граждане страны, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидностью), имеют законодательное право получать образование, в том числе высшее. Но возможности и условия реализации этого права на практике неодинаковы для разных социальных групп граждан.

    Представители каждой социально уязвимой группы используют различные ресурсы для преодоления барьеров, возникающих на пути получения высшего образования. До недавнего времени учащиеся с инвалидностью в вузах нашей страны были скорее исключением. Высшее образование такие люди могли получать лишь в нескольких вузах по стране. Но с каждым годом предложение образовательных программ для инвалидов со стороны высших учебных заведений растёт.

    Ребёнок-инвалид гораздо больше времени (порой всё время), чем обычный ребёнок, проводит дома, а значит, можно говорить о ведущей роли семьи в формировании личности, мировоззрения, жизненных устремлений, в частности, влиянии на выработку образовательной стратегии и мотивации к получению образования. Одним из значимых факторов, оказывающих влияние на формирование мотивации к получению высшего профессионального образования учащимися с инвалидностью, является социокультурный капитал семьи. Здесь имеется в виду уровень материальной обеспеченности, состав семьи (наличие/отсутствие обоих или одного из родителей), уровень образования родителей, их статус и т. п.

    Играя доминирующую роль в целом в жизни ребёнка с инвалидностью, семья может выступать как ресурсом, так и барьером на пути его успешной адаптации и интеграции в социум. Формируя или не формируя, поддерживая или не поддерживая мотивацию ребёнка-инвалида на продолжение образования после окончания школы, семья может повышать его шансы на более успешное взаимодействие с обществом и на полноценную жизнь. Либо семья, напротив, является своеобразным барьером, не позволяющим ребёнку-инвалиду реализовать свой потенциал.

    Большинство родителей детей с ограниченными возможностями считают желательным для своего ребёнка получение высшего образования, т. е. уровень притязаний для данной социальной группы довольно высок. Позиция родителей понятна. Профессионально образованный человек, специалист может претендовать на более выгодные условия при дальнейшем трудоустройстве, что существенно облегчает бремя семьи, воспитывающей особого ребёнка. К тому же такие люди гораздо легче интегрируются в социум, не чувствуют себя исключенными или несчастными, снижаются моральные издержки семьи и общества в целом. Не последнюю роль в стремлении к получению высшего образования играет сложившаяся на сегодняшний день практика, когда даже на весьма незначительные должности требуется обязательно сотрудник с высшим образованием.

    Порой у детей этой группы наблюдаются завышенные требования, часть из них нацелена на поступление в такие вузы, как, например, МГУ и МГИМО, без достаточных на то оснований, как раз потому что они инвалиды и потому что как бы априори они имеют преимущества (льготы) перед теми, кто не имеет инвалидности. Среди них встречаются ребята действительно одарённые, талантливые, которым там самое место, но большинство имеет неоправданные ожидания. И эти ожидания подогреваются родителями, которые занимают потребительскую позицию из серии «нам все должны».

    Таким образом, существует связь между желанием ребёнка поступать в вуз и социально-демографическими характеристиками его семьи. Чем «богаче» социальный ресурс семьи (в том числе выше образовательный статус родителей), тем больше вероятность того, что ребёнок будет стремиться получать высшее образование. В таких семьях наряду с медицинской реабилитацией уделяется большое внимание образованию, всестороннему развитию ребёнка. Свою роль играют и родительские амбиции. В ситуации неравенства физических возможностей обычных учащихся и учащихся с инвалидностью семья выступает одним из базовых ресурсов, позволяющих преодолевать этот барьер.

    Колесникова Е. Ю., Новикова Е. М.

    Какие противоположные роли семьи в адаптации и интеграции ребёнка-инвалида названы в тексте? Укажите две роли и приведите по два примера, иллюстрирующих проявление каждой из них. (Сначала указывайте роль, затем приводите примеры, которые иллюстрируют её проявление.)

    Решение

    В правильном ответе должны быть названы две роли и приведены примеры, иллюстрирующие каждую из них:

    1. ресурс, например:
      — семья создаёт условия для укрепления здоровья ребёнка — посещение бассейна, выполнение оздоровительных процедур, тем самым обеспечивая физическую возможность для дальнейшего обучения;
      — семья работает над интеллектуальным и творческим развитием — посещение кружков, организация обучения на дому;
    2. барьер, например:
      — семья стесняется особенного ребёнка, закрывается от социума в своём ограниченном пространстве;
      — семья принимает ситуацию такой, как есть, и ничего не предпринимает для развития ребёнка.
    Ответ:
    Показать решение

    Задача 15

    Процесс возрождения казачества в постсоветской России насчитывает почти четверть века. На протяжении последних десяти лет наблюдается стабильный рост количества и численного состава казачьих обществ (КО) Всевеликого Войска Донского (ВКО ВВД), а также увеличение доли казаков в органах самоуправления и местной администрации Юга России, что уже сегодня позволяет говорить о казачестве как о серьёзной социальной и политической силе в данном регионе.

    Было выделено несколько факторов, способствующих воспроизводству казачества как особой, специфической социальной общности: 1) территориальный фактор; 2) административный фактор; 3) экономический фактор и 4) ценностно-культурные факторы. Влияние территориального фактора наиболее ощутимо в местах традиционного проживания казаков, в частности, в регионах локализации ВКО ВВД, где имеется достаточно разветвлённая сеть хуторских КО. Вместе с тем, проблема юридического статуса казачьих земель (казаки настаивают на общинной земельной собственности) на сегодняшний день продолжает оставаться нерешённой наряду с проблемой «территориальной реабилитации» казачества.

    Действие административного фактора проявляется не только в развитии и функционировании атаманского управления внутри самого казачества, но и в активном проникновении казаков во властные структуры и органы местного управления. Так, высшее руководство ВВД в полном составе входит в состав администрации Ростовской области (РО), в которой в качестве сотрудников различных департаментов заняты 24 казака. В целом же картина численной представленности казаков ВКО ВВД в российских органах власти выглядит следующим образом: в органах государственной власти субъектов Федерации — 60 чел., главы муниципальных районов или городских округов — 39 чел., главы сельских поселений — 220 чел., депутаты в муниципальных образованиях — 658 чел.

    Воздействие экономического фактора является наиболее слабым. Хотя в среде казачества существуют предприниматели, торговое казачество, ведётся собственное строительство, основные денежные средства на развитие ВКО ВВД поступают по государственным программам из регионального бюджета и не являются ресурсом самого казачества.

    Ядро ценностно-культурных факторов составляют, прежде всего, транслируемые из поколения в поколение кредо «служения вере и Отечеству» и специфическое, типично казачье отношение к свободе. Именно они лежат в основе казачьего самосознания, сплачивают казачество и обусловливают его культурную самобытность. Ими во многом определяются житейские и социальные практики в среде казачества. Не последнее место среди ценностно-культурных факторов занимает также стремление казачества восстановить утраченные за годы советской власти престиж и положение в структуре государственной власти и в обществе.

    В настоящее время Донское казачество находится в весьма выгодном по сравнению с другими социальными и этническими группами региона положении в плане соперничества за значимые для его существования ресурсы. Но несмотря на то, что более 80 % господдержки направляется на привлечение казаков к государственной и иной службе, реальная доля реестровых казаков Юга России, занятых на госслужбе, остаётся весьма низкой — всего 13,5 процентов. Донские казаки отдают предпочтение иным сферам профессиональной деятельности, наиболее популярными из которых оказываются сельское хозяйство, предоставление бытовых услуг, торговля, строительство и операции с недвижимостью.

    Одним из важнейших направлений в деятельности ВКО ВВД является казачье образование. Начало его формирования пришлось на середину 2000-х гг. Система казачьего образования охватывает процесс обучения и воспитания, что выражается в введении дополнительных предметов и воспитании нравственных качеств, присущих казакам. На данный момент Донское казачество располагает собственной развитой многоуровневой системой образования, начиная от дошкольного и кончая высшим и дополнительным. Только на территории Ростовской области она объединяет около 170 образовательных учреждений. Среди них 6 кадетских корпусов (4 областного и 2 федерального подчинения), 6 профессиональных училищ, 117 муниципальных общеобразовательных казачьих школ, 1 казачий детский дом, 12 казачьих центров дополнительного образования, 28 казачьих детских садов. В Новочеркасске на базе Южно-Российского государственного технического университета (ЮРГТУ) создан НИИ истории казачества и развития казачьих регионов, а сам университет носит статус казачьего с присвоением ему имени Матвея Платова. Отсюда можно сделать вывод: из всех направлений деятельности казачества казачье образование развивается наиболее динамично и оказывает наибольшее влияние на его будущее как социальной общности.

    Козловский В. В., Кудряков И. О.

    Какие процессы, названные в тексте, охватывает система казачьего образования? Укажите два процесса и приведите по два примера, иллюстрирующих каждый процесс. (Сначала указывайте процесс, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.)

    Решение

    В правильном ответе должны быть названы два процесса и приведены примеры, иллюстрирующие каждый из них:

    1. обучение, например:
      — в образовательных программах казачьих школ предусмотрены часы на изучение истории казачества;
      — воспитанники казачьих школ изучают основы военного дела;
    2. воспитание, например:
      — в казачьих школах большое внимание уделяется воспитанию дисциплины и патриотизма;
      — программа воспитания в казачьих школах основана на формировании православных ценностей.
    Ответ:
    Показать решение

    Задача 16

    Лоббизм сопровождает человеческие общества не одну тысячу лет. При этом он всегда отличался стабильным функциональным наполнением. Термин «лобби» пришёл в английский язык из средневековой латыни и первоначально обозначал крытую площадку для прогулок, коридор. Лобби, лоббизм, лоббирование (от англ. lobby — букв.: кулуары) — действия государственных органов, направленные на поддержку отдельных отраслей и сфер регионов, предприятий, социальных групп, продиктованные не объективной необходимостью, а заинтересованностью.

    Лоббисты в лице представителей власти способствуют своим подопечным в получении выгодных государственных заказов, кредитов, помощи, льгот, лицензий, благоприятных условий экономической, коммерческой деятельности, в создании и регистрации новых организаций, в подавлении конкурентов.

    В XX–XXI вв. лоббизм приобрёл статус легальных действий, регулируемых законодательством. В западной литературе чаще всего употребляются два определения лоббизма. Первое: лоббизм — это реализация права каждого гражданина обращаться с ходатайством к своему правительству. Второе: лоббизм — это профессиональная деятельность либо сотрудников, либо специальных консультантов, нанятых компаниями, деловыми и профессиональными ассоциациями, профсоюзами и прочими группами для представления интересов этих организаций в процессе формирования государственной политики. Именно интерес выступает в качестве такого «свойства» указанных групп, которое объединяет данную группу в нечто единое и в то же время отделяет её от других общностей c иными характеристиками социального положения и иными интересами. Само представительство интересов возможно только при главенстве плюрализма.

    Лоббизм можно разделить на несколько категорий: социальный, этнический, экономический, политический, экологический. Социальный лоббизм можно характеризовать как инициирование или подготовку решений в законодательной области представителями групп интересов в сферах здравоохранения и социального обеспечения. К этническому лоббизму можно отнести оказание поддержки представителями определённого этноса своим соплеменникам, их организациям, национальному бизнесу. Этнический лоббизм — один из наиболее эффективных инструментов претворения экономических, политических и культурных интересов народов.

    Экономический лоббизм в большинстве случаев сосуществует с политическим лоббизмом. Нередко в СМИ приходится наблюдать, что во время подписания каких-либо соглашений главами государств около них находится целый «десант» предпринимателей, консультантов и чиновников. В основном представители бизнеса приезжают с конкретными предложениями, а чиновники занимаются юридическим сопровождением интересов частного бизнеса. Основная их миссия заключается в том, что они могут придать практически любой сделке статус легальной; запросить любую информацию у государственных органов; инициировать обсуждение той или иной проблемы на законодательном уровне или, наоборот, блокировать ту или иную инициативу; ходатайствовать в инстанции на международном уровне и др. Одним словом, экономический лоббизм — это продвижение корпоративных интересов в сфере экономики с выгодой для корпораций. При этом экономические лоббисты не забывают и себя.

    Экологический лоббизм поддерживают крупные трансконтинентальные компании, что особенно актуально в период проведения акций, предшествующим торговым войнам. Торговые войны — распространённое экономическое явление в эпоху глобализации; их основная задача — стремление к монопольному доминированию на рынках сбыта. Тематика экологии вписывается в контекст корпоративной культуры с акцентом на уникальные технологии сохранения экологии. Экологический лоббизм в ТЭК способствует росту цен. Например, разработка новой модификации марки бензина или дизеля идёт в ногу с развитием отрасли двигателестроения. Это касается практически всех отраслей от мотоспорта до авиастроения.

    На определённых уровнях постулаты экологического лоббизма используют страны в качестве налоговых стимулов либо санкций. Экологический лоббизм является важной составляющей маркетинговых компаний крупнейших мировых концернов. Тема экологии достаточно часто звучит в посланиях различных политических партий. Нередко их политические акции затрагивают актуальные и злободневные социальные проблемы. Экологический лоббизм является одним их наиболее перспективных видов лоббизма. Экологическая тема актуальна из-за резкого спада качества жизни в крупных городах.

    Лоббистские группы используют самые разнообразные методы воздействия для реализации своих целей: подготовку и возбуждение судебных исков, организацию утечки информации, прямое давление при помощи компроматов и угроз; скрытое давление в форме личных контактов, доверительных отношений; воздействие на общественное мнение; различные формы гражданского протеста и неповиновения.

    Часто встречающейся классификацией является деление лоббизма на прямой, когда проводится целенаправленная работа непосредственно с субъектом принятия решения, и косвенный, когда организуются специальные кампании с целью формирования определённого мнения у субъекта принятия решений по нужному вопросу.

    Арутюнян А. С.

    Какие две классификации методов лоббизма названы в тексте? Приведите по два примера, иллюстрирующих каждую из этих классификаций. (Сначала указывайте причину, затем приводите примеры, которые её иллюстрируют.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

    Решение

    В правильном ответе должны быть названы две классификации методов и приведены примеры, иллюстрирующие каждый из них:

    1. прямой, например:
      — группа предпринимателей обратилась к депутатам с просьбой ввести налоговые каникулы;
      — органы местного самоуправления города N организовали публичные слушания об открытии гипермаркета;
    2. косвенный, например:
      — организовать общественное движение массового протеста против строительства мусороперерабатывающего завода в новом микрорайоне;
      — в газете «Вперёд» были опубликованы мнения политологов о негативных последствиях какой-либо законодательной инициативы по изменению правил дорожного движения.
    Ответ:
    Показать решение

    Задача 17

    Для того чтобы демократия оказалась жизнеспособной политической моделью, требуется определённый уровень политической компетентности граждан. Данные, которыми мы располагаем, указывают на то, что средний гражданин не соответствует идеальной модели. Лишь незначительное меньшинство граждан всерьёз интересуется политикой. Можно сказать, что ещё меньшее количество граждан участвуют в политической жизни, то есть ведут активные агитационные кампании, работают на какую-либо политическую партию, посещают политические митинги и демонстрации или являются членами какой-либо политической организации. И, несмотря на то, что среднему гражданину доступны целые потоки информации, он мало разбирается в политических вопросах и платформах кандидатов на выборах…

    Предполагалось следующее решение проблемы повышения уровня гражданской компетентности в демократических странах: гражданам обеспечивается минимальный необходимый уровень знаний, гарантирующий своего рода минимальную политическую грамотность. Уровень их понимания проблем постоянно повышается за счёт широкой доступности надёжной и дешёвой информации через массмедиа. Конкурируя за голоса избирателей, кандидаты вынуждены обеспечивать граждан информацией, на основании которой последние могли бы сделать сознательные выводы о политике, программах и предложениях партий и выдвигаемых ими кандидатов, а также о том, заслуживают ли доверия лидеры этих партий, насколько они честны и компетентны. Обладая информацией такого рода, граждане могут требовать от политиков или партий отчёта в их деятельности накануне следующих выборов…

    Но если в прошлом такие традиционные способы разрешения проблем, связанных с гражданской компетентностью, действовали успешно, события последних лет поставили их жизнеспособность под вопрос. Этому есть три причины: 1) изменения масштабов общественной жизни; 2) возрастающая сложность общественной жизни; 3) изменения в технологии коммуникаций.

    Роберт А. Даль

    Назовите любые две социальные роли гражданина в политической сфере, упомянутые в тексте. Назовите ещё одну роль, не упомянутую в тексте. Объясните, как политические знания способствуют более эффективному выполнению любой названной вами роли.

    Решение

    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

    1. две социальные роли гражданина в политической сфере (по тексту), например:
      — политик;
      — избиратель;
      — лидер партии;
    2. ещё одна роль, допустим:
      — профессиональный политик (депутат, парламентарий, президент);
      — участник общественно-политического движения;
      — член политической партии;
    3. объяснение, например:
      — знание о направлениях политики государства в предшествующий период позволяет политикам обосновать необходимость реформ;
      — знание избирательного закона помогает избирателям обнаружить нарушения, допущенные в ходе выборов;
      — знание депутатами процедуры внесения поправок ускоряет их обсуждение и принятие;
      — знание прав человека и законных способов их защиты позволяет участникам общественно-политического движения цивилизованно выражать своё мнение и др.
    Ответ:
    Показать решение

    Задача 18

    Моральные ценности и нормы, имеющие отношение к политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и поведению членов того или иного общества, в совокупности составляют политическую этику. Политическая этика — это нормативная основа политической деятельности, затрагивающая такие основополагающие проблемы, как справедливое социальное устройство общества и государства, взаимные права и обязанности руководителей и граждан, фундаментальные права человека и гражданина, разумное соотношение свободы, равенства и справедливости. Отсюда возникает непраздный вопрос: можно ли вообще говорить о политической этике как таковой, правомерно ли применение к сфере политики категорий этики и морально-этических ценностей?

    Следует отметить, что в истории политической мысли на эти вопросы давались весьма неоднозначные ответы. Впервые в чётко сформулированной и резко очерченной форме проблему соотношения этики и политики поставил Н. Макиавелли. Он разработал особое политическое искусство создания твёрдой государственной власти любыми средствами, не считаясь с какими бы то ни было моральными принципами. Основная норма макиавеллизма — «цель оправдывает средства». Для пользы и в интересах государства правитель должен органически сочетать в себе хитрость и силу, то есть быть одновременно лисой и львом. Он может не хранить верность своему слову, прибегать к лукавству и вероломству и т. д., одним словом, использовать все средства, которые способны укрепить государство.

    В политике, где центральное место занимает человек, нельзя игнорировать то, что можно обозначить понятием «человеческое измерение». Там, где речь идёт о понимании и толковании человека, человеческих целей непременно присутствует ценностное начало. Уже по самому своему определению политика и изучающая её политология пронизаны морально-этическим началом, и политика не может не иметь морального измерения. Доводы относительно того, что политика должна основываться исключительно на прагматизме, что «чистые руки», то есть мораль, несовместимы с политикой, не во всём сообразуются с сущностью политики как результата деятельности человека, как морально-этического по своей природе существа. В этом контексте неправомерна сама постановка вопроса в форме «или этика, или политика».

    (К. С. Гаджиев)

    Н. Макиавелли считал, что все средства хороши для укрепления государственной власти. Приведите два аргумента, доказывающие, что в современной политике аморальные действия, в конечном счёте, ослабляют государственную власть. Используя обществоведческие знания, информацию СМИ, назовите два действия, в которых проявляется нравственное поведение политика.

    Решение

    В правильном ответе должны быть элементы:

    1. аргументы, допустим:
      — аморальные действия политика приводят к потере легитимности власти (потере авторитета и поддержки со стороны граждан);
      — аморальные действия государственной власти могут порождать аморализм в обществе, который будет появляться во всех сферах общественной жизни, поощрение безнравственных граждан не приводит к успеху;
      — государство, в котором власть аморальна, будет подвергаться критике во внешней политике, это может сказаться на эффективности его международной деятельности;
    2. действия, например, политик:
      — отказывается от использования ложной информации для обоснования политических действий;
      — признаёт достоинства (сильные стороны) политического противника;
      — несёт ответственность за данные обещания.
    Ответ:
    Показать решение

    Задача 19

    Моральные ценности и нормы, имеющие отношение к политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и поведению членов того или иного общества, в совокупности составляют политическую этику. Политическая этика — это нормативная основа политической деятельности, затрагивающая такие основополагающие проблемы, как справедливое социальное устройство общества и государства, взаимные права и обязанности руководителей и граждан, фундаментальные права человека и гражданина, разумное соотношение свободы, равенства и справедливости. Отсюда возникает непраздный вопрос: можно ли вообще говорить о политической этике как таковой, правомерно ли применение к сфере политики категорий этики и морально-этических ценностей?

    Следует отметить, что в истории политической мысли на эти вопросы давались весьма неоднозначные ответы. Впервые в чётко сформулированной и резко очерченной форме проблему соотношения этики и политики поставил Н. Макиавелли. Он разработал особое политическое искусство создания твёрдой государственной власти любыми средствами, не считаясь с какими бы то ни было моральными принципами. Основная норма макиавеллизма — «цель оправдывает средства». Для пользы и в интересах государства правитель должен органически сочетать в себе хитрость и силу, то есть быть одновременно лисой и львом. Он может не хранить верность своему слову, прибегать к лукавству и вероломству и т. д., одним словом, использовать все средства, которые способны укрепить государство.

    В политике, где центральное место занимает человек, нельзя игнорировать то, что можно обозначить понятием «человеческое измерение». Там, где речь идёт о понимании и толковании человека, человеческих целей непременно присутствует ценностное начало. Уже по самому своему определению политика и изучающая её политология пронизаны морально-этическим началом, и политика не может не иметь морального измерения. Доводы относительно того, что политика должна основываться исключительно на прагматизме, что «чистые руки», то есть мораль, несовместимы с политикой, не во всём сообразуются с сущностью политики как результата деятельности человека, как морально-этического по своей природе существа. В этом контексте неправомерна сама постановка вопроса в форме «или этика, или политика».

    (К. С. Гаджиев)

    Какой позиции придерживается автор при ответе на вопрос «Правомерно ли применение к сфере политики категорий этики и морально-этических ценностей»? Используя содержание текста, исторические и обществоведческие знания, личный социальный опыт, приведите три обоснования точки зрения автора.

    Решение

    Правильный ответ должен содержать элементы:

    1. ответ на вопрос — правомерно;
    2. три обоснования, например:
      — субъектами политики, помимо государства, являются различные социальные группы и люди;
      — человеческое измерение политики предусматривает соотнесение политических действий и ценностей;
      — цели политики не сводятся к удержанию власти. Политическая деятельность направлена на поддержание целостности общества, интеграцию членов общества, выражение общей воли и т. д. Результаты политической деятельности оцениваются, в том числе, и с морально-этических позиций;
      — одной из подсистем политической системы является нормативная, которая включает в себя, наряду с правовыми нормами, обычаями, политическими традициями и пр., нормы морали;
      — мораль — социальный регулятор, а политика выполняет регулятивную функцию. Мораль может использоваться и в политике как один из способов регулирования отношений.
    Ответ:
    Показать решение

    Задача 20

    Политическая система представляет собой комплекс институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества. Это прежде всего институты и органы управления, руководства и координации политической жизни. Центральным или осевым институтом политической системы является государство.

    Без государства нет политической системы. Государство — концентрированное воплощение идеи политического. Именно вокруг государства группируются остальные политические институты, борьба между различными социально-политическими силами разворачивается прежде всего за завоевание государственной власти и рычагов государственного управления. Государство по своему существу призвано обеспечить целостность и единство институтов и агентств, выполняющих разнообразные функции управления. Например, политические партии, избирательная система, система представительства и т. д. немыслимы взятые сами по себе, вне их связи с государством. Оно реализует отношения власти и контроля в обществе. В этом контексте государство представляет собой базисную структуру правления и порядка в обществе.

    Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес, оно есть главный инструмент реализации власти, главный субъект суверенитета. Государство представляет все общество в совокупности, им и от его имени принимаются все без исключения властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения всеми ими. Это, собственно говоря, основная форма политической интеграции общества на строго ограниченной географической территории. В самом государстве центральное место занимают парламент, правительство, административный аппарат, суд, прокуратура и т. д.

    Высшие органы государственной власти в лице главы государства и его аппарата, правительства, парламента и судебных органов в совокупности играют роль управляющей подсистемы, составные компоненты которой связаны между собой сложными функциональными отношениями. Они принимают решения общенационального значения, обязательные для исполнения как всеми без исключения звеньями государственного аппарата, так и гражданами. Каждый из высших органов государственной власти обладает реальной структурно-функциональной определённостью, установленной конституцией. Высшие органы государственной власти обладают определённой самостоятельностью по отношению друг к другу.

    (К. С. Гаджиев)

    Как автор называет подсистему, в состав которой входят высшие органы государственной власти? Назовите любые две другие не названные в тексте подсистемы политической системы. Назовите по одному элементу каждой из них и проиллюстрируйте примером его функционирование.

    Решение

    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

    1. ответ на вопрос — управляющая;
    2. приведены подсистемы и указано по одному элементу каждой из них, например:
    • нормативная (законы, политические обычаи и традиции регулируют поведение субъектов политики (высших должностных лиц, лидеров политических партий, политических объединений), устанавливают их полномочия, ответственность и правила взаимодействия);
    • коммуникативная (политические организации, СМИ, органы, ответственные за PR, в ходе избирательной кампании перенаправляют информационные потоки, обеспечивая согласованность в управлении и во взаимодействии различных политических институтов);
    • культурно-идеологическая (политическая культура участников, политическая психология и идеология, ценности, идеалы влияют на политическую ситуацию в стране в целом и способствуют модернизации политической системы общества).
    Ответ:
    Показать решение
    Показать еще

    Готовим к ЕГЭ на 85+ баллов и побеждаем лень

    Каждый месяц 12 онлайн-занятий в дружелюбной атмосфере + 16 домашних работ с жесткими сроками.
    Не готовишься — вылетаешь.

    Подробнее о курсе