Бесплатный интенсив по обществознанию
3 огненных вебинара, домашние задания, беседа курса, личный кабинет, связь с преподавателем и
многое другое.
Курс стартует 5 ноября.
Подробнее об интенсиве
Задание 22. Задача. ЕГЭ 2025 по обществознанию
Ответом к заданию 22 по обществознанию может быть подробный ответ (нужно дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).
Задачи для практики
Задача 1
В 1990 г. в стране Z насчитывалось 564 детских дома, в 2005 г. их количество увеличилось почти втрое и составило 1,4 тысячи. В 2005 г. в стране насчитывалось 748 тысяч детей-сирот. Из них усыновлено — 153 тысячи. Под опекой — 384 тысячи. В приёмных семьях — 37 тысяч. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на свои знания, укажите две из возможных причин того, что в стране Z в 1990–2005 гг. увеличилось количество детских домов.
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- выводы, например:
— количество детских домов в указанный период увеличилось почти в три раза;
— родители часто отказываются воспитывать своих детей сами;
— усыновление детей из детских домов в России стало частой практикой; - возможная причина, например:
— низкий уровень достатка родителей заставляет их оставлять своих детей;
— сознание части родителей трансформировано, дети не являются для них ценностью, поэтому они оставляют их;
— родители ведут асоциальный образ жизни, дети становятся им обузой.
Задача 2
Привет, красотка или красавец! В этой домашке всего три задания, но (!) только потому, что большинство из вас пишет итоговое (чтоб его 😔 ) и всё равно забьет на общагу и будет занято в первую очередь сочинением. Я прекрасно понимаю ваши приоритеты, поэтому сделал три несложных (ну почти) задания, которые не должны вызвать затруднений. Такая поблажка будет всего один раз, так что пользуйся и только попробуй не сдать эту легкотню. Если не сдашь, то я приду к тебе и откушу... сам придумай, что именно, но я буду очень кровожаден, поверь 👹
Итак, первое задание. Коммерческие банки страны С. значительно сократили предложения по ипотечному кредитованию, повысив проценты по ипотеке. Какие последствия вызовут данные изменения политики банков? Сформулируйте два возможных последствия. Укажите любые две причины, которые могли привести к удорожанию ипотеки.
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- сформулированы последствия:
— сократятся объёмы жилищного строительства;
— меньшее количество людей будет способно пользоваться ипотечным кредитом для улучшения своих жилищных условий, снизится спрос;
— возможно некоторое снижение цен на недвижимость вследствие сокращения инвестиций; - указана причина, например:
— общий экономический спад в стране, приведший к снижению финансовой активности;
— спад в банковской сфере, разорение банков;
— рост задолженности кредиторов банкам, увеличение неплатежей по кредитам.
— резкое повышение ключевой ставки Центральным Банком;
Задача 3
Сравните три ситуации.
- Морские волны, разрушая прибрежные скалы, создали причудливые каменные фигуры.
- Под действием ветра и дождя горные камни превращаются в изваяния, напоминающие фигуры животных и людей.
- Скульптор при помощи специального инструмента вытесал из камня специальную статую.
К какой из этих ситуаций можно применить понятие «деятельность»? Приведите два аргумента в обоснование своего вывода.
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
В ответе указано, что понятие «деятельность» применимо только к третьей ситуации. В качестве аргументов приводятся следующие положения:
- именно в этой ситуации имеет место целеполагание (наличие идеального образа ожидаемого результата);
- скульптор целенаправленно применяет искусственно созданные объекты — орудия труда.
Задача 4
Супруги Николай и Анна Новиковы расторгли брак. По решению суда их четырёхлетняя дочь осталась с матерью. Николай переехал из Ростова-на-Дону в соседний город Азов. Будучи очень привязан к ребёнку, отец каждую субботу или воскресенье приезжал к дочери, чтобы повидаться с ней и провести вместе несколько часов. Но через некоторое время бывшая жена заявила ему, что больше не будет отпускать с ним дочь, так как эти встречи травмируют психику ребёнка. Анна стала препятствовать встречам отца с дочерью, отправлять её к своим родителям, к знакомым. Николай обратился в суд с требованием обязать Анну дать ему возможность видеться с дочерью и принимать участие в её воспитании. Назовите отрасль права, нормы которой регулируют данное правоотношение, и нормативно-правовой акт, который станет основой для решения данного вопроса. Правомерны ли требования Николая? Какое решение будет принято судом по его требованию?
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- названа отрасль права, нормы которой регулируют данные правоотношения, и нормативно-правовой акт: семейное право и Семейный кодекс РФ;
- дан утвердительный ответ: требования Новикова правомерны, так как в соответствии с Семейным кодексом РФ родитель, проживающий отдельно от ребёнка, имеет права на общение с ребёнком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребёнком образования. При этом родитель, с которым проживает ребёнок, не должен препятствовать общению ребёнка с другим родителем. Поэтому суд должен принять решение об удовлетворении требований Николая.
Задача 5
Гражданин Зинченко умер, не оставив завещания. Родной сын наследодателя отказался разделить наследство со своей сестрой гражданкой Анной, которая была удочерена Зинченко. Она обратилась с заявлением в суд по поводу правомерности действий сводного брата. Статьи какого кодекса станут основанием для разбора дела в суде? Назовите два вида наследования согласно ГК РФ. Имеет ли Анна право на наследство? Свой ответ объясните.
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- кодекс: Гражданский кодекс РФ;
- правильный ответ: гражданка А. имеет право на наследство;
- два вида наследования: по закону и по завещанию
- объяснение: наследство между детьми наследодателя будет разделено поровну, так как по закону при получении наследства усыновлённые дети приравниваются в правах к родным детям и являются наследниками первой очереди.
Задача 6
В стране Z люди с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность получить качественное общее и профессиональное образование. Особое внимание уделяется астрономии, географии и биологии. В ходе реформы системы образования учащимся была предоставлена возможность выбора программ, соответствующих их интересам и возможностям. Система образования ориентирована на развитие личности обучающегося, здоровьесберегающие технологии, а также на успешное выполнение образованием функции социального лифта.
Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Назовите и охарактеризуйте любую другую тенденцию развития современного образования. К какой группе (какому типу) учебных предметов и почему относят географию, астрономию и биологию? В чём может проявляться функция образования как социального лифта?
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- тенденция (по тексту задания) — гуманизация образования;
- другая тенденция с соответствующей характеристикой, допустим:
— интернационализация образования (интеграция национальных образовательных систем);
— информатизация образования (развитие дистанционного обучения, широкое использование в обучении информационных технологий и цифровых ресурсов, направленность на развитие у учащихся навыков поиска и анализа разнообразной информации). - К естественным наукам/предметам естественно-научного цикла / потому что они изучают природу, объекты и явления, имеющие естественное / природное происхождение (Ответ на трретий вопрос засчитывается только в том случае, если указаны оба аспекта вопроса.);
- Наличие качественного образования и профессии позволяет улучшать свое положение в обществе, продвигаться по карьерной лестнице и иметь доступ к большему количеству материальных благ.
Задача 7
В государстве Z правительство формируется партией, победившей на выборах в представительный орган страны, несёт ответственность перед ним. Главой правительства является премьер-министр. В стране регулярно проводятся всеобщие, равные, тайные выборы на альтернативной основе. Права и свободы граждан гарантированы. В состав государства входят субъекты, обладающие частичным суверенитетом. Парламент состоит из двух палат, в стране действуют два уровня законов. На основе приведённых фактов сделайте вывод о форме государства Z. (Сначала укажите элемент формы государства, а затем конкретизируйте каждый из них для государства Z.) Охарактеризуйте статус президента в государстве Z.
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- форма правления — парламентская республика (указание только республики (без уточнения) не засчитывается при оценивании);
- государственное устройство — федерация;
- политический режим — демократический;
- характеристика статуса президента — президент избирается парламентом и исполняет представительские функции.
Задача 8
Отвечая на недобросовестную экономическую конкуренцию со стороны других стран, страна Z ввела эмбарго на продовольственные товары из стран-конкурентов. Определите и сформулируйте три возможных последствия, которые возникнут на рынке продовольственных товаров в стране Z.
Решение
В правильном ответе должны быть указаны следующие последствия:
- повышение цен на отечественное продовольствие;
- увеличение количества отечественного продовольствия на рынке;
- увеличение доходов производителей продовольствия;
- увеличение доходов фермеров;
- рост ассортимента продовольственных товаров;
- подъём аграрного сектора экономики;
- рост контрабанды.
Задача 9
Водитель Добреньков подобрал на дороге серьёзно травмированного человека и, стремясь поскорее доставить его в ближайшую больницу, сократил путь и проехал по улице, движение по которой было запрещено. Задержавший Добренькова сотрудник ГИБДД наложил на него штраф в размере 1500 рублей. Через месяц Добреньков решил обратиться в районный суд с жалобой на незаконное наказание. Суд жалобу не принял, сославшись на пропущенный срок. Назовите отрасль права, которая регулирует данный вид правоотношений. Какие нарушения законности были допущены? Как может быть разрешена данная ситуация? Назовите три органа или должностных лица, уполномоченных рассматривать дела о правонарушениях данного вида.
Решение
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
- названа отрасль права, нормы которой регулируют данные правоотношения: административное право;
- указаны нарушения законности:
во-первых, сотрудник ГИБДД, задержавший Добренькова, не должен был налагать на него штраф по объективным причинам. В машине у Добренькова находился тяжело травмированный человек, которому срочно была нужна медицинская помощь. Следовательно, Добреньков причинил вред охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей здоровью травмированного человека, так как эта опасность не могла быть устранена иными средствами и так как причиненный вред (нарушение правил дорожного движения) является менее значительным, чем предотвращенный вред (смерть человека);
во-вторых, Добреньков нарушил срок подачи жалобы по делу об административном правонарушении. Согласно КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, а Добреньков обратился в суд через месяц. Ему необходимо заявить в суд ходатайство о восстановлении пропущенного срока. После удовлетворения ходатайства снова направить жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в суд; - названы три органа или должностных лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях:
— районные (городские) суды, мировые суды;
— органы внутренних дел (полиция);
— комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:
— налоговые органы, органы налоговой полиции;
— федеральная инспекция труда и т. д.
Задача 10
Прочитайте отрывок из речи римского папы Урбана II: «Народ франков! <…> Эта земля, которую вы населяете, сдавлена отовсюду морем и горными хребтами, она стеснена вашей многочисленностью. Она не очень богата и едва прокармливает тех, кто её обрабатывает. Из-за этого вы друг друга кусаете и пожираете, ведёте войны и наносите другу множество смертельных ран. Пусть же прекратится меж вами ненависть, пусть смолкнет вражда, утихнут войны и уснут всяческие распри и раздоры. Начните путь к Святому Гробу, исторгните землю эту у нечестивого народа, землю, которая была дана Господом нашим детям Израилевым и которая, как гласит Писание, течёт молоком и мёдом».
- О какой сфере общественной жизни идёт речь в тексте?
- О какой фазе отношений внутри народа франков ведёт речь римский папа? Укажите, как называется такая фаза отношений между людьми (группами людей).
- Назовите три причины, названные в тексте, которые привели к такой фазе отношений внутри общества франков.
Решение
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
- сферы общественной жизни — социальная сфера;
- социальный конфликт;
- причины:
— малоземелье;
— многолюдство, земля не в силах прокормить столько людей;
— междоусобные войны.
Задача 11
На уроке учитель использовал один из научных методов познания, приведя следующий пример: «Реки Сибири текут с юга на север. Иртыш — сибирская река. Значит, Иртыш течёт на север».
1) Какой уровень познания использован учителем?
2) Какой универсальный метод познания использован в данном случае?
3) Назовите три любые иных метода, свойственных познанию, описанному в условии задания.
Решение
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
- уровень: теоретический;
- универсальный метод: дедукция;
- иные методы теоретического познания: анализ, синтез, абстрагирование, формализация, аналогия, моделирование, идеализация, индукция.
Задача 12
Системы образования Японии и России имеют схожие и отличительные черты. Среди основных предметов японских школьников — социальные науки, японский язык, в последнее время популярным становится изучение английского языка. Школы используют информационные технологии и интернет для совершенствования и повышения образования. Большое внимание в школе уделяют физическому воспитанию и здоровому образу жизни. В каждой школе есть диетолог, который следит за здоровым питанием учащихся и составлением меню. Большинство школ поощряют учеников принимать участие в одном из двух клубов, спортивном или в клубе культуры. Участники клубов встречаются после уроков и проводят совместно время. Какие тенденции образования характерны для японской системы? Используя обществоведческие знания, приведите три примера проявления данных тенденций в российской школе.
Решение
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
- гуманитаризация, компьютеризация (информатизация), гуманизация;
- примеры проявления указанных тенденций в российской школе:
— изучение русского языка, истории, обществознания, английского + во многих школах есть дополнительные иностранные языки, которым посвящается большое кол-во времени;
— использование компьютеров, проекторов, интерактивных досок;
— возможность выбора кружков и секций, внимание к детям с ограниченными возможностями.
Задача 13
В государстве Z граждане для реализации своих прав и свобод создают относительно независимые от государства ассоциации, в том числе оппозиционные партии, группы по интересам. Глава государства и члены парламента избираются всенародно на свободных конкурентных выборах. Государство Z включает в себя 25 территориальных единиц, обладающих правом устанавливать собственные налоги. Какова форма государственного (территориального) устройства Z? Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили. Назовите любые два признака этой формы государственного (территориального) устройства, не названных в условии задачи.
Решение
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
- Форма административно-территориального устройства: федеративное государство.;
- Факт: Государство Z включает в себя 25 территориальных единиц, обладающих правом устанавливать собственные налоги.;
- Два признака федерации, не названные в тексте задания:
— государство, в котором действует двухпалатный парламент и двухуровневая система власти;
— состоит из субъектов федерации (штаты, земли, области, республики и т. п.), которые имеют административные границы, свои органы власти.