Задание 22. Работа с текстом. Определения. ЕГЭ 2020 по обществознанию

За это задание ты можешь получить 2 балла. На решение дается около 8 минут. Уровень сложности: базовый.
Средний процент выполнения: 68.3%
Ответом к заданию 22 по обществознанию может быть подробный ответ (нужно дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).

Задачи для практики

Задача 1

Политическую модернизацию можно определить как формирование, развитие и распространение современной политической структуры, институтов, практик, способных адекватно реагировать и приспосабливаться к изменяющимся условиям, к вызовам современности. Они могут соответствовать моделям современных демократических институтов или отличаться в различной степени: от отвержения «чужих» образцов до принятия формы при её наполнении изначально несвойственным ей содержанием.

При этом объективно необходимо, с одной стороны, сохранять политическую стабильность как важнейшее условие общественного развития в целом, а с другой — расширять возможности и формы политического участия, массовую базу реформ.

Препятствовать процессу политической модернизации могут две основные причины. Первая — отставание от изменений в других сферах жизнедеятельности общества. Подобный разрыв способен стать причиной революционного кризиса. Другая причина состоит в том, что к быстро протекающей демократизации может оказаться не подготовленным уровень развития гражданского общества и политической культуры социума. В таком случае также велика вероятность возникновения кризисной ситуации, чреватой хаосом, ведущей к охлократии.

Способствуют успешной модернизации внутренняя готовность общества к глубоким политическим реформам, ограничивающим власть бюрократии и устанавливающим адекватные «правила игры» для основных политических субъектов; желание и способность наиболее развитых стран мира оказать этому сообществу эффективную экономическую и политическую помощь, смягчив тяжесть проводимых реформ.

Важнейшим показателем продвижения страны по пути политической модернизации является роль и место законодательной власти в структуре политических институтов: представительство парламентом интересов всех социальных групп, реальное воздействие на принятие властных решений.

Баранов Н. А.

Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «демократические институты». Какие два условия необходимы для осуществления политической модернизации?

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. объяснение: демократические институты — это легитимные и легальные элементы политической системы общества, непосредственно создающие демократический режим в государстве через воплощение в них принципов демократии;
  2. два условия, необходимые для осуществления политической модернизации:
    а) сохранять политическую стабильность как важнейшее условие общественного развития в целом;
    б) расширять возможности и формы политического участия, массовую базу реформ.
Ответ:
Показать решение

Задача 2

Основное отличие федерации от унитарного государства в том, что в первом имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации). Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера, например, конституции, уставы. Субъекты федерации наделены правом принимать региональные законы.

Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное.

У субъекта есть собственная столица, герб и, иногда, даже гражданство. Но государственным суверенитетом они не обладают. Субъект федерации не имеет права сецессии, то есть выхода из состава федерации и, как правило, не может быть субъектом международных отношений.

Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют симметричные и асимметричные.

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Соединённые Штаты Америки), в ассиметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен. Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

Кононов А. Л.

Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «государственное устройство». Какие исторически сложившиеся наименования могут иметь субъекты федерации? Определите два ограничения, которые берёт на себя субъект, становясь частью федерации.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. объяснение: государственное устройство — это территориальная организация, отношение между центром и регионами;
  2. наименования: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли;
  3. два ограничения: не имеют права выхода из федерации, не имеют права быть субъектами международных отношений.
Ответ:
Показать решение

Задача 3

Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.

Взаимодействие — это любое поведение индивида или группы индивидов. При этом одни индивиды и группы обязательно должны иметь значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент времени и (или) в будущем.

Люди и социальные группы различаются по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Способ взаимодействия включает шесть аспектов: передачу информации, получение информации; реакцию на полученную информацию, переработку информации, получение переработанной информации, реакцию на эту информацию. Социальный контроль — это система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.

Социальный контроль — система процессов и механизмов, обеспечивающих поддержание социально-приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом. Социальный контроль осуществляется посредством нормативного регулирования поведения людей и обеспечивает следование социальным нормам.

Социальное поведение, не соответствующее норме, рассматриваемое большинством членов общества как предосудительное и недопустимое, называется отклоняющимися от нормы, или девиантным. Под девиантным поведением в узком понимании подразумеваются такие поведенческие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания.

Коцегубова Ю. П.

Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «социальная группа». Что такое социальное взаимодействие индивидов и групп? Какое обязательное условие существует для того, чтобы можно было говорить о том, что индивиды и группы «взаимодействуют» между собой?

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. социальная группа — это объединение людей по важному социально значимому признаку;
  2. социальное взаимодействие — любое поведение индивида или группы индивидов;
  3. обязательное условие, без которого не может быть взаимодействия: поведение индивида и группы обязательно должны иметь значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом.
Ответ:
Показать решение

Задача 4

Для стабильности общества необходимо, чтобы люди уважительно относились к праву, понимали смысл и назначение правовых норм. Порой правонарушения совершаются людьми по незнанию. Во всех государствах мира действует принцип: «Незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение». Вместе с тем одно лишь владение этими знаниями не гарантирует, что человек будет соблюдать законы. Уважение к законам не менее важно, чем их знание.

Таким образом, к проявлениям правовой культуры относятся знание действующего законодательства (наиболее важных его положений), широкое распространение правовой информации в обществе, уважительное отношение к праву (уважение чужих прав, добросовестное исполнение своих обязанностей, соблюдение законности) и стремление гражданина строить своё поведение в соответствии с предписаниями юридических норм.

Особое значение имеет уровень правовой культуры должностных лиц, работников государственного аппарата, которые в силу своих служебных обязанностей призваны заниматься правоприменительной и правоохранительной деятельностью. Ведь они должны быть юридически компетентными в своей области деятельности, уважать права и свободы граждан.

Государство заинтересовано в высоком уровне правовой культуры населения. Всегда опасно, если в обществе распространено неуважительное отношение к праву, пренебрежение правовыми нормами. Подобное отношение определяется в науке понятием «правовой нигилизм». Он развивается, когда и представители власти, и представители закона сами не торопятся неукоснительно исполнять нормы права.

По материалам энциклопедии для школьников

Опираясь на знания обществоведческого курса, раскройте смысл понятия «право». Почему, по мнению автора, правовая культура должностных лиц имеет особое значение? Выскажите предположение о том, как уровень правовой культуры должностных лиц связан с «правовым нигилизмом» граждан.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. право — это система норм и правил поведения установленных государством и обеспечиваемых государственным принуждением;
  2. правовая культура должностных лиц имеет особое значение, поскольку они занимаются правоприменительной и правоохранительной деятельностью, а для этого важна их юридическая компетентность, уважение прав и свобод граждан;
  3. «правовой нигилизм» граждан прямо связан с уровнем правовой культуры должностных лиц (неисполнение норм права представителями власти и закона развивает «правовой нигилизм» населения).
Ответ:
Показать решение

Задача 5

Специальное и профессиональное образование — это форма инвестиций в человеческий капитал, абсолютно аналогичная вкладыванию денег в оборудование, здания и прочие неодушевлённые формы капитала. Функция такой инвестиции заключается в том, чтобы повысить экономическую продуктивность человека. Если инвестиция достигает этого результата, общество свободного предпринимательства вознаграждает человека более высокой оплатой его услуг. Это различие в выручке является экономическим стимулом для инвестиций капитала в форме ли машины или в форме человека. В обоих случаях дополнительная выручка должна соизмеряться с затратами, понесёнными для её получения. Когда речь идёт о специальном образовании, главные затраты состоят в доходе, упущенном в период обучения, в процентах на прибыль, упущенных в связи с откладыванием заработка, и в специфических расходах на приобретение образования, таких как плата за обучение и затраты на учебники и оборудование…

Инвестиции в человеческий капитал нельзя финансировать на тех же условиях и с такой же легкостью, как инвестиции в капитал физический. Нетрудно понять, почему так происходит. Когда даётся долгосрочная ссуда на финансирование инвестиций в физический капитал, кредитор способен заручиться обеспечением в виде недвижимого имущества или оставшейся части требований на сами материальные активы и в случае неуплаты может рассчитывать на реализацию хотя бы части своих капиталовложений путём продажи материальных активов. Если он даёт аналогичную ссуду на увеличение доходности человека, ему, очевидно, невозможно заручиться аналогичным обеспечением… Такие инвестиции неизбежно связаны с большим риском. Средняя ожидаемая прибыль может быть высока, но отклонения от средней величины бывают весьма велики. Одна очевидная причина отклонений — это смерть или утрата трудоспособности, но куда важнее, видимо, различия в способностях, энергичности и удачливости. Вследствие этого, если предоставлять долгосрочные ссуды, обеспечением которых будет один лишь ожидаемый будущий заработок, значительная пропорция их не будет возвращена…

Ф. Милтон

Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «образование». Какие факторы, порождающие риски инвестиций в человеческий капитал, рассмотрел автор? Используя текст, укажите три фактора риска.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. образование — это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства;
  2. могут быть указаны следующие факторы риска:
    — невозможно заручиться обеспечением в виде материальных активов;
    — смерть или утрата трудоспособности человека;
    — различия в способностях, трудолюбии, удачливости.
Ответ:
Показать решение

Задача 6

Люди рождаются со своими уникальными талантами и способностями. В течение жизни природные дары человек использует в профессиональной трудовой и в повседневной деятельности. Но некоторые способности не находят своего практического применения, поэтому они часто превращаются в хобби.

Хобби — это увлечение, определённая деятельность, которая приносит увлечённому человеку моральное удовлетворение, делает его жизнь насыщенней и интересней. Кроме этого, хобби способствует самореализации личности, расширяет кругозор человека, помогает ему справиться со стрессом и найти новых друзей. Очень часто хобби становится значительной частью жизни человека и имеет для него очень большое значение.

Основное назначение хобби — приносить человеку радость, помогать отвлечься от проблем и отдохнуть. Некоторые увлечения, например рукоделие, могут приносить и ощутимую пользу. Мастерица может порадовать и себя, и близких эксклюзивными вещами, сделанными своими руками. В некоторых случаях хобби становится источником заработка — основного или дополнительного. Но это возможно только при высоком уровне мастерства и при востребованности результатов творчества.

Многообразие хобби поражает, однако среди них можно выделить основные группы увлечений: коллекционирование, спорт, рукоделие, резьба по дереву, чеканка, выжигание, гончарное искусство. Самые творческие и неординарные личности выбирают в качестве хобби фотографирование, рисование, сочинение музыки, написание стихов или художественных произведений. Благодаря распространению компьютерных технологий некоторые увлекаются программированием или веб-дизайном. Такое хобби требует специальных знаний и умений, но может являться и источником дохода. А вот увлечение компьютерными играми и социальными сетями может привести к появлению психологической зависимости.

Выбирая хобби, стремитесь найти такое времяпрепровождение, которое по-настоящему затянет вас, раскрасит вашу жизнь яркими красками, подарит ощущение счастья и причастности к чему-то прекрасному.

Аверин В. А.

Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «самореализация». Какие группы хобби выделяет автор? Назовите три группы, приведите примеры каждой из них и укажите, чем данное занятие полезно для человека.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. самореализация — это процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности;
  2. основные группы увлечений:
    — коллекционирование, например, Игорь собирает почтовые марки по истории космонавтики, он расширяет свой кругозор по этой теме;
    — спорт, например, Андрей увлекается шахматами и после работы посещает шахматный клуб, это занятие развивает память и логику;
    — рукоделие, например, Арина любит вязать крючком, в свободное от работы время она создаёт уникальные вещи для себя и своих близких.
Ответ:
Показать решение

Задача 7

Кто такие маргиналы и какова их роль в обществе? Изначально для обозначения записей на полях употреблялся термин «маргинальный». Но у слова было и другое значение — «убыточный, экономически близкий к пределу». Впервые этот термин употребил американский социолог Роберт Парк в 1928 году. Маргинальность означала положение индивидов, которые находились на границе двух конфликтующих между собой культур. Таким образом, сначала главной проблемой маргинальности был культурный конфликт. Но в 1940–1960-е годы концепция маргинальности стала активно разрабатываться в американской социологии и перестала ограничиваться культурными и расовыми гибридами.

Маргинальность — это состояние в процессе перемещения индивида или группы, а также характеристика социальных групп, которые находятся в промежуточном положении социальной структуры. К маргинальности также относится разрыв социальных связей между обществом и индивидом. По мнению социологов, причиной возникновения социальных маргиналов является переход общества от одной социально-экономической системы к другой. При этом из-за неуправляемого перемещения большой массы людей разрушается устойчивость прежней социальной структуры. В связи с этим наблюдается понижение значения традиционных норм и ухудшение материального уровня жизни. Таким образом, маргиналами в обществе считаются люди, избегающие или отрицающие общественные устои. Современные маргиналы — это личности, социальные слои или группы, которые находятся за рамками характерных для данного общества социально-культурных норм и традиций.

Существует множество групп маргиналов в обществе, вот некоторые из них: этномаргиналы — национальные меньшинства; социомаргиналы — группы людей в процессе незаконченного социального перемещения; политические маргиналы — таких людей не устраивают легитимные правила и легальные возможности общественно-политической борьбы; биомаргиналы, их здоровье перестаёт быть предметом заботы общества; возрастные маргиналы — формируются при разрыве связей между поколениями. В настоящее время маргинализация не является прогрессирующим процессом, но ей стоит уделять своё внимание, чтобы быть в курсе событий общественной жизни. Общество маргиналов, как правило, является для любого государства большой проблемой, так как они не выполняют никаких полезных действий в новом формате взаимоотношений. Кроме того, такие личности опасны тем, что они сплачиваются и начинают предпринимать разнообразные протесты против нынешней системы. Маргиналы часто создают свои идеологии: фашизм, коммунизм, анархизм и т. д. Кто такой маргинал на самом деле? Обычный бунтарь или жертва обстоятельств? В сущности, трудно сказать однозначно, ведь путь каждого человека, который стал маргиналом, имеет свои особенности. По-видимому, сначала человек просто оказывается в неблагоприятных условиях для ведения нормальной жизни, а уже позже такое положение вещей выливается в определенный конфликт с обществом и с самим собой.

Маргинальность является следствием незавершённой социальной мобильности. Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «социальная мобильность». Как влияет маргинальность на общество в целом? Назовите три указанных автором последствия. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одно последствие маргинальности, о котором не говорится в тексте.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие положения:

  1. объяснение: социальная мобильность — изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность);
  2. названы три последствия, указанные автором:
    — разрушается устойчивость прежней социальной структуры;
    — наблюдается понижение значения традиционных норм;
    — ухудшается материальный уровень жизни;
  3. названо одно последствие, не указанное в тексте:
    — растёт социально-психологическая напряженность в обществе;
    — маргиналы стремятся любой ценой прервать своё пограничное состояние, решить проблемы, даже в результате нарушения законов.
Ответ:
Показать решение

Задача 8

Активная гражданская позиция — осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов. Компонентами активной гражданской позиции являются социальная активность, гражданское самосознание и гражданские качества. Гражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной деятельности посредством социальной активности, действенности личности и проявлений её гражданских качеств.

Задача становления активной гражданской позиции личности связана с формированием сложного комплекса взаимодействий человека с окружающим миром и обществом, определением своего положения в обществе в соответствии с гуманистическими идеалами и принципами. Становление активной гражданской позиции подростков представляет собой сложный процесс развития интегративного качества личности, характеризующегося социальной активностью и инициативой, органичным сочетанием личностных и гражданских ценностей, предполагающее осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.

Результативность деятельности, направленной на развитие активной гражданской позиции молодёжи в современном обществе, можно отслеживать через этапы становления качеств личности, которые выделил Д. И. Фельдштейн. Первый этап — осознание своего «Я». Второй этап становления качеств личности — готовность к выбору. Третий этап — готовность к проявлению «Я». Четвёртый этап — использование возможностей среды для собственного развития. Этот этап нашёл отражение в социальных проектах, разработка и реализация которых стали очень популярными и актуальными в современном образовательном пространстве России. Таким образом, активная гражданская позиция — это приобретённое качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Она не является раз и навсегда приобретённым качеством, а изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность. Включение молодёжи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества.

Основные новообразования в психике молодого человека связаны с общественно полезной деятельностью. В процессе специально организованной деятельности молодёжь овладевает культурными и материальными ценностями общества, приобретает навыки и умения общественно значимой деятельности. Разнообразная деятельность помогает им освоить жизненный опыт, необходимый для осуществления личных планов, становятся шире взгляды, суждения, развиваются творческие способности, формируется собственное мнение. Эта деятельность может способствовать формированию активного отношения молодого человека к тому, что он познаёт, видит и делает. В этом процессе молодёжь овладевает самой деятельностью, становится творцом, а не пассивным исполнителем. Таким образом, чем содержательнее и целесообразнее построена и организована деятельность, тем больше возможностей для реализации потребности в активной позиции, тем разумнее строится процесс межличностного общения, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в процессе развития.

Лисовский В. Т.

Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «личность». В чем реализуется, по мнению автора, активная гражданская позиция личности? Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите три условия, влияющие на формирование активной гражданской позиции.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. объяснение: личность — это совокупность социально-значимых свойств, характеризующих человека как члена общества, формирующихся в общении, учении, труде и игре;
  2. компонентами активной гражданской позиции являются
    — социальная активность;
    — гражданское самосознание;
    — гражданские качества;
  3. гражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной деятельности посредством социальной активности, действенности личности и проявлений её гражданских качеств;
  4. названы три условия:
    — наличие развитого гражданского общества, которое предоставляет индивиду возможность открыто выражать свои интересы, реализовывать свои права;
    — наличие системы реальных прав и свобод, гарантированных государством;
    — доступность и многообразие форм образования.
Ответ:
Показать решение

Задача 9

Объединение суверенных государств, создаваемое для достижения общих целей в политической, экономической, социальной, научно-технической и культурной областях в соответствии с международным правом на основе многостороннего международного договора, называется международной межправительственной организацией. К созданию и интенсивному развитию международных межправительственных организаций привела практика международных отношений в XIX–XXI веках. Являясь новой формой многосторонней дипломатии, они учреждаются на основе международного договора, заключённого между тремя или более участниками для достижения общих целей сотрудничества. Признаками международной межправительственной организации являются международная правовая основа деятельности (международный договор или устав), особые постоянно действующие органы управления, персонал, наличие финансовых средств, существование обязательств государства по выполнению решений. Международные межправительственные организации выполняют следующие функции: нормотворческую, контрольную, посредническую, консультативную, оперативную, информационную.

Членами международных межправительственных организаций являются государства в лице своих представителей. Входящие в состав межправительственной организации государства могут иметь разные статусы: государства-учредители и государства, присоединившиеся к учредительному договору. Права и обязанности имеющих разный статус государств обычно одинаковы.

После создания государствами-учредителями организации новые государства принимаются в неё по решению её членов. Решение о приёме в организацию новых членов принимается либо большинством голосов, либо единогласно. Некоторые международные организации, в принципе, открыты для всех стран мира, признающих их устав и выполняющих обязательства по отношению к организации. К таковым относятся, например, Организация Объединённых Наций, Всемирная организация здравоохранения. Однако в большинстве случаев для принятия в организацию государства-кандидата оно должно соответствовать определённым критериям.

Кутейников А. Е.

Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «международный договор». Назовите функции международных межправительственных организаций, о которых говорится в тексте. Кто может быть членами международных межправительственных организаций? Назовите два возможных статуса государств-участников межправительственных международных организаций.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. объяснение: международный договор — это регулируемое международным правом соглашение, заключённое государствами и/или другими субъектами международного права;
  2. названы функции: нормотворческая, контрольная, посредническая, консультативная, оперативная, информационная;
  3. членами международных межправительственных организаций являются государства в лице своих представителей;
  4. названы два статуса: государства-учредители и государства, присоединившиеся к учредительному договору.
Ответ:
Показать решение

Задача 10

Складывающаяся за последние годы ситуация в стране постепенно приводит к тому, что стоимость рабочей силы возвращается к докризисным показателям.

Россия — страна, имеющая огромную территорию, но при этом достаточно слабо развитую систему транспорта, информации и связи. Данная система не отвечает требованиям современного рыночного общества и законам бизнеса и, как следствие, нуждается в модернизации, которая в свою очередь невозможна без значительных финансовых вложений.

Нельзя не отметить и недостаточный уровень организованности, который имеет рынок труда в России. В частности, нет адекватной инфраструктуры, которая должна обеспечивать несколько функций: вести работу, цель которой — предотвратить критические ситуации на рынке труда, так называемый «перегрев»; облегчать контакт работника и работодателя, помогать им взаимодействовать для того, чтобы свести разрыв между предложением рабочей силы и спросом на неё до минимума; предоставлять достаточную информацию о спросе на рабочую силу, чтобы была корректно организована работа по обеспечению населения занятостью на официальном рынке труда; обеспечивать координацию деятельности служб занятости, объединений работодателей, общественных организаций, силовых структур.

Что касается формирования трудовых ресурсов, то есть необходимой рабочей силы, то на рынке труда ситуация стабилизировалась. Уровень безработицы в большинстве регионов России снижается. В условиях возникновения и развития новых профессий и отмирания старых, структуризации рынка труда, расширения альтернативных форм занятости, увеличения количества предложений потенциальной рабочей силы нужна оперативная разработка новых методов для решения проблемы занятости в стране. В частности, одним из эффективных методов может стать государственное регулирование рынка труда…

Дадашев А. З.

Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «рынок труда». Как указанное автором слабое развитие системы транспорта, информации и связи влияет на рынок труда? Используя текст, приведите три объяснения. Почему необходимо облегчить контакт работника и работодателя?

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. раскрыт смысл понятия: рынок труда — это система экономических отношений, связанных с куплей-продажей рабочей силы;
  2. могут быть приведены такие объяснения:
    а) невысока мобильность трудоспособного населения;
    б) затруднены дистанционные формы занятости;
    в) затруднено оперативное информирование участников рынка труда о вакансиях и предложении трудовых услуг;
  3. ответ на вопрос: работник и работодатель должны взаимодействовать для того, чтобы свести разрыв между предложением рабочей силы и спросом на неё до минимума.
Ответ:
Показать решение

Задача 11

В прошлом различным <обществам>, начиная с рода, физическое насилие было известно как совершенно нормальное средство. В противоположность этому сегодня мы должны будем сказать: государство есть то человеческое сообщество, которое претендует (с успехом) на монополию легитимного физического насилия. Ибо для нашей эпохи характерно, что право на физическое насилие приписывается всем другим <обществам> или отдельным лицам лишь настолько, насколько государство со своей стороны допускает это насилие: единственным источником «права» на насилие считается государство.

Итак, «политика», судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает. Если о каком-то вопросе говорят: это «политический» вопрос, о некотором решении: оно «политически» обусловлено, то тем самым всегда подразумевается, что интересы распределения, сохранения, смещения власти являются определяющими для ответа на указанный вопрос.

Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчинённому другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти «ради неё самой», чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она даёт.

Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство. Таким образом, чтобы оно [государство] существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует. Когда и почему они так поступают? Какие внутренние основания для оправдания господства и какие внешние средства служат ему опорой? В принципе имеется три вида внутренних оправданий, то есть оснований легитимности (начнём с них). Во-первых, это авторитет «вечно вчерашнего»: авторитет нравов, освящённых исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение, — «традиционное» господство, как его осуществляли патриарх и патримониальный князь старого типа. Далее, авторитет особого личного дара (харизма) лидера, полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у такого человека: претензии на выражение воли Бога, героизма и других, харизматическое господство, как его осуществляют пророк, или — в области политического — избранный князь-военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь. Наконец, господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установления и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентация на подчинение при выполнении установленных правил — господство в том виде, в каком его осуществляют современный «государственный служащий» и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении.

М. Вебер

Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «легитимность власти». Какое, по мнению автора, обязательное условие должно быть соблюдено, чтобы существовало государство? Какие оправдания господства названы в тексте? (Назовите любые три оправдания.)

Решение

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

  1. объяснение, например, легитимность власти — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения (может быть дано другое объяснение);
  2. ответ на первый вопрос, например, чтобы государство существовало, люди должны подчиняться авторитету тех, кто господствует;
  3. ответ на второй вопрос, например, в тексте названы следующие оправдания господства: привычка (традиция), харизматичность лидера, легальность (законность). (Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания любых трёх оправданий из упомянутых в тексте.)
Ответ:
Показать решение

Задача 12

По материалам ГК РФ.

Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных, т. е. выступают в защиту прав и интересов в отношениях с любыми лицами.

Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда дети по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. Попечители: 1) дают согласие на совершение сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно; 2) оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, 3) охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Разница между опекуном и попечителем состоит в том, что опекун полностью замещает личность недееспособного в гражданском обороте и действует хотя и от имени подопечного, но вполне самостоятельно. Попечитель не замещает личности частично дееспособного, а лишь осуществляет контроль за совершаемыми последним юридическими действиями, соглашаясь на совершение сделок или отказывая в этом.

Опекун или попечитель назначаются органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве. Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом. Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание с подопечным, достигшим 16 лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Доходы подопечного гражданина расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами прекращаются в случаях принятия судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства. По достижении малолетним 14 лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении им 18 лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (п. 2 ст. 21 и ст. 27 ГК РФ).

Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «родительские права». В каких случаях устанавливается опека? Назовите два случая, указанные в ГК РФ. Какой возраст определён ГК РФ для установления попечительства? Какие обязательства налагает закон на попечителей? Укажите три таких обязательства.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. объяснение смысла: родительские права — гражданские права человека, обретаемые им одновременно со взятием на себя обязанностей по воспитанию и содержанию ребёнка;
  2. опека устанавливается над малолетними, утратившими родителей в случае их смерти, или над малолетними, чьи родители лишены родительских прав; над гражданами, в отношении которых судом установлена их недееспособность из-за психического расстройства;
  3. для установления попечительства принят возраст от 14 до 18 лет;
  4. на попечителей закон возлагает следующие обязанности: совершать сделки от имени подопечного; содействовать подопечным в реализации их имущественных и иных прав; защищать права подопечных от посягательств со стороны третьих лиц.
Ответ:
Показать решение

Задача 13

Развитие личности является главной целью образования, целью, достигаемой не спонтанно, а в результате педагогического управления: организованного процесса взаимодействия педагога и ученика с учётом содержания образования, педагогических средств для решения задач по достижению целей. Основой для деятельности учителей должна стать свобода самореализации ребёнка, которая основана на возможностях учеников и должна служить удовлетворению их потребностей и через них — потребностей общества. Под потребностью в свободе самореализации творческих сил понимается свобода выбора формы деятельности, самостоятельного определения цели и форм и методов её достижения в нужных направлениях и сферах существования. Человеческий мозг способен комбинировать, творчески перерабатывать прежний опыт человека и создавать из элементов этого прежнего опыта нечто новое, прежде неизвестное.

Таким образом, деятельность человека можно разделить на два вида: воспроизводящую, связанную с опытом и памятью человека, и комбинирующую, связанную не с воспроизведением имеющихся в памяти образов, а с созданием новых образов на основе их комбинации. Именно вторую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением, или фантазией, она и составляет основу творческой деятельности человека. Способность к необычному комбинированию элементов действительности, создание не имеющих в реальности аналогов определяют главные черты творческого процесса: 1) умение видеть ситуацию и определять проблемы, 2) возможность рассматривать предметы и явления в различных связях и находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций. Это очень хорошо видно на примерах создания новых технических изобретений. Конечно, ребёнку стать творцом очень сложно, но вот развивать в себе качества, необходимые творцу, — это доступно и школьнику. Как показывает практика, уроки технологии оптимальны для развития воображения школьников всех возрастов, потому что они базируются на предметно-практической деятельности, которая в свою очередь обеспечивает ребёнку, прежде всего, чувственное познание действительности.

Пода А. С.

Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «самореализация». Как автор описывает творческую деятельность человека? Какие два вида деятельности выделяет автор? Назовите их.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. объяснение, например, самореализация — это процесс, заключающийся в осознании собственных задатков, потенциала, таланта, и их воплощение в каком-нибудь выбранном виде деятельности;
  2. творчество (творческая деятельность) — это способность комбинировать, творчески перерабатывать прежний опыт человека и создавать из элементов прежнего опыта нечто новое, прежде неизвестное;
  3. воспроизводящая и комбинирующая (творческая).
Ответ:
Показать решение

Задача 14

Сегодня активно обсуждается проблема факторов и стимулов экономического развития в контексте модернизации российского общества. Среди них всё чаще называются научные знания, информация, профессиональные и культурные характеристики населения, персонала предприятия и организации, качество институтов и коммуникаций и т. п. нематериальные факторы, способные определять эффективность экономики. Для изучения этих нематериальных факторов/активов экономисты, а вслед за ними и философы, социологи, политологи стали использовать понятие «нематериального капитала». Однако чёткого его определения до сих пор не выработано. Часто он сводится к интеллектуальному или человеческому капиталу, в него иногда включают организационный капитал наряду с культурным.

В самом общем виде капитал можно отождествлять с богатством нации, которое представляет собой совокупность ресурсов, способных приносить доход, выгоды, блага на разных уровнях общества — отдельному человеку, предприятию, организации, территории, обществу в целом. При таком подходе выделяются три вида ресурсов (богатств): природные, капитал, созданный человеком, и нематериальный.

Россия значительно отстаёт от развитых стран по созданному человеком богатству (предприятия, дороги, школы, больницы и т. д.) на душу населения. «Проклятье газовой и нефтяной трубы» многими рассматривается как серьёзное препятствие для модернизации российского общества и его экономики, не позволяющее использовать современные нематериальные ресурсы. Но богатые природные ресурсы при правильном их использовании создают возможности для инвестиций в высокотехнологические отрасли и в развитие человеческого капитала. Проблема состоит в правильном понимании и выстраивании интересов общества, предприятий/корпораций и человека. По мнению главного экономиста Всемирного банка Г. Тиммера, России и некоторым другим евразийским странам, обладающим большим природным капиталом, можно многому научиться у таких стран, как Австралия, Канада, Чили и Норвегия, которые накопили огромный опыт управления своими природными богатствами. Эти страны достигли успехов в своем экономическом развитии во многом благодаря инвестициям в широкий спектр активов, в том числе в «неосязаемый» капитал — институты, образование, частное предпринимательство.

В зависимости от объёма и качества нематериального капитала на каждом уровне общество имеет свой темп развития в условиях настоятельной необходимости перехода к инновационной экономике. Нематериальный капитал — это комплекс долгосрочных ресурсов развития общества/предприятия/индивида, воплощённых в объектах, не имеющих физического, материального существования. При широком подходе он не сводится к интеллектуальному, или культурному, или человеческому капиталу. Некоторые исследователи рассматривают нематериальный капитал как совокупность накапливаемых и капитализированных знаний, информации и иных подобных ресурсов, как нематериальную составляющую основного капитала. Можно выделить человеческий, культурный, социальный и символический капиталы как составные элементы нематериального.

Отличительная особенность всех этих элементов — их тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Проявление и действие каждого элемента зависит от всех остальных. Например, при развитых человеческом и культурном капиталах отдача от них значительно ниже, чем в других странах с близкими показателями. Препятствия создают особенности социального капитала в стране, которые не дают полноценно использовать культурные и человеческие ресурсы для создания процветающего общества.

Авторы теории человеческого капитала Т. Шульц и Г. Беккер в середине 1960-х гг. выступили против традиционного подхода к экономическим отношениям. Шульц обратил внимание на необходимость принимать во внимание людей, действующих за кулисами математических формул экономистов. В своих работах он показал, что образовательный уровень населения предопределяет его способность использовать информацию и технологию для экономического развития. Он считал, что образование делает труд более производительным, а качественное здравоохранение сохраняет инвестиции в образование и даёт возможность людям участвовать в производстве. Г. Беккер развил эти идеи, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению. Он поставил вопрос об инвестициях в человека и отдаче от использования человеческого ресурса на протяжении всей его жизни. Благодаря этому подходу политики всё больше стали рассматривать образование как источник экономического роста.

Сегодня проблемы модернизации российского общества, перехода в так называемую информационную стадию развития находятся на первом месте среди актуальных и стратегических проблем развития страны. Можно с уверенностью сказать, что решение этих проблем безотлагательно требует комплексного развития таких элементов нематериального капитала, как человеческий, культурный, социальный. Эти виды капитала составляют основу для инновационного типа экономики, стимулирования инновационной деятельности. Мировой опыт показывает, что инновации рождаются преимущественно в конкурентной среде, когда большинство людей могут свободно реализовать свои мотивации. А для этого необходима соответствующая институциональная среда, доверие и безопасность в обществе.

Беляева Л. А.

Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «экономическое развитие». Какие показатели отставания экономического развития России приводит автор? Какие факторы экономического развития названы в тексте? (Назовите любые три фактора).

Решение

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

  1. объяснение, например, изменение показателей макроэкономики, характеризующих состояние экономики государства за продолжительный период времени ИЛИ это массовое воспроизводство и стабильные качественные и количественные изменения экономики, производственных сил, показателей роста и развития, уровня образования, науки, культурной жизни и качества жизни населения (может быть дано другое объяснение);
  2. ответ на первый вопрос, например, созданное человеком богатство — предприятия, дороги, школы, больницы;
  3. ответ на второй вопрос, например:
    — научные знания;
    — информация;
    — профессиональные и культурные характеристики населения, персонала предприятия и организации;
    — качество институтов и коммуникаций.
Ответ:
Показать решение

Задача 15

Государство возникло как гарант гражданских отношений, в основе которых лежат отношения собственности. История убедительно показывает, что эффективное социальное государство возникает при условии взаимодействия членов общества, свободно организованных в исторически сложившемся социально-национальном пространстве, с политикой государства, направленной на согласование интересов, создание материальных условий, трудовой мотивации и духовных факторов реализации потребностей.

В каждой отдельной стране социальное государство проходит свой исторический путь развития и принимает особые национальные формы. В фундаменте развития государственности в нашей стране лежала община как форма организации жизнедеятельности славянских племен. Для того, чтобы оградить свою территорию от набегов извне, земледельцы-славяне были вынуждены пойти на создание институтов государства — дружин во главе с князьями, которые и стали на русской земле прообразами государственных структур. Однако с самого начала община, создав для своей защиты государственную власть, не позволяла ей вмешиваться в дела «земли — мира», то есть общинно-семейные отношения.

Идея социального и производственного самоуправления проходит через общину, вече, земские соборы, институты земства к Советам народных депутатов, органам местного самоуправления и является основой политики и практики социального государства в России. Сердцевиной этой социальной традиции, развивавшейся через века, является служение народу и Отечеству, контроль за исполнительной властью — чиновничеством, бюрократией, чрезмерным обогащением в ущерб интересам общества. Реализация прав и свобод человека в России на протяжении веков осуществлялась через коллективизм русской общины, которая традиционно обладала такими демократическими инструментами и правами, как полное самоуправление, невмешательство центральной власти, гласное единодушное решение дел на сходке, совместное владение землей. Уникальный продуктивный духовный потенциал, работающий на идею социального государства, всегда несло в себе православие.

Попытки подменить соборно-коллективистский принцип самоуправления русского российского общества, как правило, всегда приводили к насилию, падению нравственности, войнам и массовым репрессиям. Но духовное ядро российского общества оказалось не затронуто. Здоровые общинно-коллективистские закономерности социального уклада брали верх и позволяли сохранять единство русского и ищущих у него защиты братских народов. Российское государство по отношению к объединившимся народам в первую очередь выполняло защитную функцию, а нерусским предоставляло помощь, не препятствовало в самобытном политическом, экономическом, культурном развитии, способствовало становлению их национального самосознания.

Русский народ и государство в процессе экспансии способствовали социально-политическому и социокультурному развитию присоединяемых территорий. Российская империя и СССР были в большей степени не колониальными, а социальными империями, защищавшими составлявшие их народы, особенно по границам, от уничтожения и вымирания. В стратегическом плане русский национальный политический и хозяйственный генотип всегда опирался на систему этики мирного сосуществования и сотрудничества гуманистических культур, идеологий и религий.

В конце ХХ века идеологи и сторонники элитаризма и материального обогащения ради личного или группового обогащения, используя цепь стратегических социально-политических и экономико-технологических просчётов советских политиков, подвели российское общество к той роковой черте, за которой под демократическими лозунгами произошла криминально-буржуазная революция в интересах меньшинства. Искусственно вызванным системным материальным и духовным кризисом не замедлили воспользоваться те силы, которые всегда выступали против идеи социального государства в пользу элитарного потребительства и максимизации прибыли. Они пытались превратить Россию в страну-донора периферийного капитализма. Но российское сознание на протяжении последних четырёх веков формировалось в условиях сменяющих друг друга военных побед и поражений. Это привело к закалке и стойкости русского духа: знаний, памяти, ценностных ориентаций, убеждений, веры и воли. Время и интенсивный исторический опыт выковали русский национальный характер и его стратегию жизни: довольствоваться малым и собирать ресурсы для великого — во имя правды и социальной справедливости. Эта жизненная патриотическая пози- ция продолжает работать и сегодня в обстановке «радостей» и «ужасов» современного российского капитализма, в условиях разворачивающихся процессов цивилизационной глобализации.

Левашов В. К.

Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «национальное самосознание». Чем Российская империя, по мнению автора, отличалась от западных империй мира? Какие особенности русского самосознания приведены в тексте? (Назовите любые три особенности.)

Решение

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

  1. объяснение, например, совокупность представлений, традиций и понятий представителей нации или этноса, позволяющих воспроизводить эту общность людей как целое и причислять каждого индивида к данной социальной группе (может быть дано другое объяснение);
  2. ответ на первый вопрос, например, Российская империя была в большей степени не колониальной, а социальной империей, защищавшей составлявшие её народы, особенно по границам, от уничтожения и вымирания;
  3. ответ на второй вопрос, например:
    — стойкость русского духа;
    — умение довольствоваться малым;
    — умение собирать ресурсы для великого — во имя правды и социальной справедливости.
Ответ:
Показать решение

Задача 16

Высшее образование выступает значимым элементом образовательной траектории человека. На сегодняшний день это практически единственный демократичный инструмент вертикальной мобильности и построения успешной жизненной карьеры молодого человека. В настоящее время все граждане страны, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидностью), имеют законодательное право получать образование, в том числе высшее. Но возможности и условия реализации этого права на практике неодинаковы для разных социальных групп граждан.

Представители каждой социально уязвимой группы используют различные ресурсы для преодоления барьеров, возникающих на пути получения высшего образования. До недавнего времени учащиеся с инвалидностью в вузах нашей страны были скорее исключением. Высшее образование такие люди могли получать лишь в нескольких вузах по стране. Но с каждым годом предложение образовательных программ для инвалидов со стороны высших учебных заведений растёт.

Ребёнок-инвалид гораздо больше времени (порой всё время), чем обычный ребёнок, проводит дома, а значит, можно говорить о ведущей роли семьи в формировании личности, мировоззрения, жизненных устремлений, в частности, влиянии на выработку образовательной стратегии и мотивации к получению образования. Одним из значимых факторов, оказывающих влияние на формирование мотивации к получению высшего профессионального образования учащимися с инвалидностью, является социокультурный капитал семьи. Здесь имеется в виду уровень материальной обеспеченности, состав семьи (наличие/отсутствие обоих или одного из родителей), уровень образования родителей, их статус и т. п.

Играя доминирующую роль в целом в жизни ребёнка с инвалидностью, семья может выступать как ресурсом, так и барьером на пути его успешной адаптации и интеграции в социум. Формируя или не формируя, поддерживая или не поддерживая мотивацию ребёнка-инвалида на продолжение образования после окончания школы, семья может повышать его шансы на более успешное взаимодействие с обществом и на полноценную жизнь. Либо семья, напротив, является своеобразным барьером, не позволяющим ребёнку-инвалиду реализовать свой потенциал.

Большинство родителей детей с ограниченными возможностями считают желательным для своего ребёнка получение высшего образования, т. е. уровень притязаний для данной социальной группы довольно высок. Позиция родителей понятна. Профессионально образованный человек, специалист может претендовать на более выгодные условия при дальнейшем трудоустройстве, что существенно облегчает бремя семьи, воспитывающей особого ребёнка. К тому же такие люди гораздо легче интегрируются в социум, не чувствуют себя исключенными или несчастными, снижаются моральные издержки семьи и общества в целом. Не последнюю роль в стремлении к получению высшего образования играет сложившаяся на сегодняшний день практика, когда даже на весьма незначительные должности требуется обязательно сотрудник с высшим образованием.

Порой у детей этой группы наблюдаются завышенные требования, часть из них нацелена на поступление в такие вузы, как, например, МГУ и МГИМО, без достаточных на то оснований, как раз потому что они инвалиды и потому что как бы априори они имеют преимущества (льготы) перед теми, кто не имеет инвалидности. Среди них встречаются ребята действительно одарённые, талантливые, которым там самое место, но большинство имеет неоправданные ожидания. И эти ожидания подогреваются родителями, которые занимают потребительскую позицию из серии «нам все должны».

Таким образом, существует связь между желанием ребёнка поступать в вуз и социально-демографическими характеристиками его семьи. Чем «богаче» социальный ресурс семьи (в том числе выше образовательный статус родителей), тем больше вероятность того, что ребёнок будет стремиться получать высшее образование. В таких семьях наряду с медицинской реабилитацией уделяется большое внимание образованию, всестороннему развитию ребёнка. Свою роль играют и родительские амбиции. В ситуации неравенства физических возможностей обычных учащихся и учащихся с инвалидностью семья выступает одним из базовых ресурсов, позволяющих преодолевать этот барьер.

Колесникова Е. Ю., Новикова Е. М.

Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «вертикальная мобильность». Что автор понимает под социокультурным капиталом семьи? Почему родители детей с ограниченными возможностями считают желательным для своего ребёнка получение высшего образования? (Назовите любые три причины.)

Решение

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

  1. объяснение, например, перемещение человека на более высокую (восходящая мобильность) или низкую (нисходящая мобильность) ступень в социальной иерархии (может быть дано другое объяснение);
  2. ответ на первый вопрос, например, уровень материальной обеспеченности, состав семьи (наличие/отсутствие обоих или одного из родителей), уровень образования родителей, их статус и т. п.;
  3. ответ на второй вопрос, например:
    — возможность претендовать на более выгодные условия при дальнейшем трудоустройстве;
    — люди с высшим образованием гораздо легче интегрируются в социум;
    — сложившаяся на сегодняшний день практика, когда даже на весьма незначительные должности требуется обязательно сотрудник с высшим образованием.
Ответ:
Показать решение

Задача 17

Для того чтобы демократия оказалась жизнеспособной политической моделью, требуется определённый уровень политической компетентности граждан. Данные, которыми мы располагаем, указывают на то, что средний гражданин не соответствует идеальной модели. Лишь незначительное меньшинство граждан всерьёз интересуется политикой. Можно сказать, что ещё меньшее количество граждан участвуют в политической жизни, то есть ведут активные агитационные кампании, работают на какую-либо политическую партию, посещают политические митинги и демонстрации или являются членами какой-либо политической организации. И, несмотря на то, что среднему гражданину доступны целые потоки информации, он мало разбирается в политических вопросах и платформах кандидатов на выборах…

Предполагалось следующее решение проблемы повышения уровня гражданской компетентности в демократических странах: гражданам обеспечивается минимальный необходимый уровень знаний, гарантирующий своего рода минимальную политическую грамотность. Уровень их понимания проблем постоянно повышается за счёт широкой доступности надёжной и дешёвой информации через массмедиа. Конкурируя за голоса избирателей, кандидаты вынуждены обеспечивать граждан информацией, на основании которой последние могли бы сделать сознательные выводы о политике, программах и предложениях партий и выдвигаемых ими кандидатов, а также о том, заслуживают ли доверия лидеры этих партий, насколько они честны и компетентны. Обладая информацией такого рода, граждане могут требовать от политиков или партий отчёта в их деятельности накануне следующих выборов…

Но если в прошлом такие традиционные способы разрешения проблем, связанных с гражданской компетентностью, действовали успешно, события последних лет поставили их жизнеспособность под вопрос. Этому есть три причины: 1) изменения масштабов общественной жизни; 2) возрастающая сложность общественной жизни; 3) изменения в технологии коммуникаций.

Роберт А. Даль

Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «политическая компетентность». Приведите из текста ответ на вопрос: «Почему избиратели должны получать информацию о программах партий и кандидатов?» Укажите три основания, на которых базируется мнение автора текста.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. Смысл понятия — это необходимая совокупность личностных качеств руководителя, общественного деятели, характеристика органа власти, включающая высокий профессионализм, знание политических интересов людей, ситуации, в которой он действует, умение анализировать систему общественно-политических отношений, взаимодействие политических сил, прогнозировать последствия тех или иных мер и действий;
  2. ответ на вопрос, допустим: «средний гражданин не соответствует идеальной модели»;
  3. три основания авторского мнения:
    — незначительное меньшинство граждан всерьёз интересуется политикой;
    — мало граждан участвует в политической жизни (ведут активные агитационные кампании, работают на какую-либо политическую партию, посещают политические митинги и демонстрации или являются членами какой-либо политической организации);
    — граждане мало разбираются в политических вопросах и платформах кандидатов на выборах.
Ответ:
Показать решение

Задача 18

Моральные ценности и нормы, имеющие отношение к политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и поведению членов того или иного общества, в совокупности составляют политическую этику. Политическая этика — это нормативная основа политической деятельности, затрагивающая такие основополагающие проблемы, как справедливое социальное устройство общества и государства, взаимные права и обязанности руководителей и граждан, фундаментальные права человека и гражданина, разумное соотношение свободы, равенства и справедливости. Отсюда возникает непраздный вопрос: можно ли вообще говорить о политической этике как таковой, правомерно ли применение к сфере политики категорий этики и морально-этических ценностей?

Следует отметить, что в истории политической мысли на эти вопросы давались весьма неоднозначные ответы. Впервые в чётко сформулированной и резко очерченной форме проблему соотношения этики и политики поставил Н. Макиавелли. Он разработал особое политическое искусство создания твёрдой государственной власти любыми средствами, не считаясь с какими бы то ни было моральными принципами. Основная норма макиавеллизма — «цель оправдывает средства». Для пользы и в интересах государства правитель должен органически сочетать в себе хитрость и силу, то есть быть одновременно лисой и львом. Он может не хранить верность своему слову, прибегать к лукавству и вероломству и т. д., одним словом, использовать все средства, которые способны укрепить государство.

В политике, где центральное место занимает человек, нельзя игнорировать то, что можно обозначить понятием «человеческое измерение». Там, где речь идёт о понимании и толковании человека, человеческих целей непременно присутствует ценностное начало. Уже по самому своему определению политика и изучающая её политология пронизаны морально-этическим началом, и политика не может не иметь морального измерения. Доводы относительно того, что политика должна основываться исключительно на прагматизме, что «чистые руки», то есть мораль, несовместимы с политикой, не во всём сообразуются с сущностью политики как результата деятельности человека, как морально-этического по своей природе существа. В этом контексте неправомерна сама постановка вопроса в форме «или этика, или политика».

(К. С. Гаджиев)

Что, по мнению автора, отличает политику, в которой нельзя игнорировать человеческое измерение? Среди основополагающих проблем политической этики автор называет фундаментальные права человека и гражданина. Назовите два фундаментальных права человека. Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «политическое мировоззрение».

Решение

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

  1. ответ на вопрос: это политика, в которой «центральное место занимает человек»;
  2. два фундаментальных права человека, например:
    — на жизнь;
    — на свободу;
    — на личную неприкосновенность.
  3. объяснение: политическое мировоззрение — это система взглядов человека на политическую жизнь страны, мира и своё место в ней.
Ответ:
Показать решение

Задача 19

Частями (элементами) правовой системы являются: объективное (позитивное) право как совокупность общеобязательных норм, выраженных в законе, иных признаваемых государством формах позитивного права; правовая идеология — активная сторона правосознания; судебная (юридическая) практика…

Именно в условиях демократии получает необходимое развитие ведущая часть правовой системы — собственно право. Чем же характеризуется правовая система в условиях демократии? Вот некоторые, высказываемые в предварительном порядке, существенные штрихи, характеризующие право в условиях демократии. Главное заключается в том, что объективное (позитивное) право перестаёт быть своего рода придатком государственной власти. В условиях демократии право как бы «меняется местами» с государством: утверждается верховенство права, и оно возвышается над государственной властью, и это есть как раз то, что понимается под правовым государством. Наиболее важные изменения, происходящие в правовой системе демократического общества, состоят в том, что право связывает и подчиняет себе государственную власть («правовое государство»); всё более обретает своё «собственное» основание в естественном праве, в неотъемлемых правах и свободах человека; получает всё более совершенное, отработанное в законах, в иных источниках содержание; его основы закрепляются в конституции; становится нераздельно единым с независимым и сильным правосудием.

Существенный элемент правовой системы каждой страны — судебная (юридическая практика), а значит — правосудие. Правосудие неотделимо от позитивного права… И в настоящее время при развитости правовой культуры и особенностях различных юридических систем правосудие — особая государственная деятельность, призванная постоянно в нашем реальном жизненном бытии решать жизненные вопросы с позиций права.

Правосудие потому и выделилось в ходе исторического развития из других видов государственной деятельности, что оно (по своему строению, составу, организации, процессу и т. д.) специально «приспособлено» для того, чтобы во всех случаях торжествовало право, его ценность, чтобы достигались справедливость и истина, обеспечивались гарантии всех лиц, участвующих в юридических делах, — обвиняемых, потерпевших, защитников, заинтересованных («третьих») лиц и др. Правосудие есть как бы само право в действии, в процессе реализации (известно такое юридическое изречение: «суд — это говорящий закон, а закон — это немой судья»).

(С. С. Алексеев)

Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «демократия». Какой смысл автор вкладывает в понятие «позитивное право»? Опираясь на обществоведческие знания, назовите любые две формы (источника) позитивного права, кроме закона (нормативно-правового акта).

Решение

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

  1. объяснение: демократия — это политический режим, при котором народ или его большинство служит источником и носителем политической, государственной власти; ответ на вопрос, например, позитивное право — это совокупность общеобязательных норм, выраженных в законе, иных признаваемых государством формах позитивного права;
  2. две формы (источника) позитивного права: например:
  • правовой обычай;
  • судебный прецедент;
  • естественное право.
Ответ:
Показать решение

Задача 20

Большинство экспертов сходятся во мнении, что налоговая система в России в настоящее время вполне адекватна экономической ситуации. Однако принятый курс на модернизацию российской экономики должен быть подкреплён не только экономическими, но и соответствующими налоговыми стимулами.

При дефиците бюджета правительство находится перед выбором: либо повышать эффективность бюджетных расходов и проводить структурные изменения, либо повышать налоги…

Налоги являются важной экономической категорией. Исторически они связаны с существованием государства и выполнением им ряда функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, бесплатное медицинское обеспечение, образование и другие. Основной целью взимания налогов является финансовое обеспечение деятельности государства. Реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени его развития. В связи с этим формы налогообложения связаны с эволюцией взглядов на роль государства в экономике.

Главной задачей налоговых органов является формирование доходной части бюджета страны, большая часть которой образуется за счёт сбора налоговых платежей. Другими источниками доходов бюджета являются доходы государственных предприятий, рентные платежи и т. п.

Госбюджет страны тщательно прорабатывается, согласовывается на всех уровнях и принимается Государственной думой в виде федерального закона.

В последние годы, несмотря на сложную ситуацию в экономике, отмечается стабильный рост налоговых поступлений. Показатели, заложенные в федеральном бюджете, исполняются регулярно, без срывов. Если в 1992 году поступления составили всего 5 млрд деноминированных рублей, то в 2009 году доходы бюджетной системы страны, администратором которых является ФНС РФ, составили 8,4 трлн рублей. Рост поступлений налогов в федеральный бюджет в 2010 году составил около 30 %.

(В. Соловьёв)

Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «государственный бюджет». Какие источники доходов государственного бюджета названы автором? Назовите любые два других источника доходов бюджета, не указанных в тексте.

Решение

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

  1. объяснение, например: государственный бюджет — это финансовый план государства, роспись доходов и расходов на определённый период времени, чаще всего на год;
  2. источники доходов: налоги, доходы государственных предприятий, рентные платежи;
  3. другие источники доходов государственного бюджета, например:
  • таможенные пошлины и сборы;
  •  доходы от приватизации государственных предприятий;
  •  доходы от продажи сырья, оружия и т. п.
Ответ:
Показать решение
Показать еще

Готовим к ЕГЭ на 85+ баллов и побеждаем лень

Каждый месяц 12 онлайн-занятий в дружелюбной атмосфере + 16 домашних работ с жесткими сроками.
Не готовишься — вылетаешь.

Подробнее о курсе