Задание 19. Работа с текстом. Приведение примеров. ЕГЭ 2026 по обществознанию
Средний процент выполнения: 28.9%
Ответом к заданию 19 по обществознанию может быть подробный ответ (нужно дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).
Алгоритм решения задания 19:
- Прочитать текст и выделить в нём ключевые положения, относящиеся к обществу, социальным процессам, институтам, деятельности людей.
- Определить, какие требования к ответу заданы вопросами после текста: что нужно назвать, что нужно объяснить, что нужно проиллюстрировать примерами.
- Для каждого пункта задания найти в тексте фрагменты, которые прямо содержат нужную информацию или задают направление для её формулирования.
- Сформулировать ответ на каждый пункт, используя ключевые обществоведческие понятия и теоретические положения, соответствующие смыслу текста.
- Если требуется привести примеры, для каждого требуемого объекта сначала назвать объект (мера/институт/явление и т.п.), затем дать развёрнутый пример, показывающий проявление этого объекта.
- Если требуется объяснение или аргументация, связать формулировку ответа с причинно-следственными или функциональными связями, которые описаны или вытекают из текста.
- Проверить, что выполнены все количественные требования задания (сколько объектов/примеров/признаков нужно) и что ответы не содержат информации, не опирающейся на текст и обществоведческие понятия.
Подпишись на суперполезные материалы
Задачи для практики
Задача 1
В современном обществе первичные потребности человека социализированы (Помнишь, я говорила, что биологические потребности удовлетворяются в рамках социальных норм? Вот тут как раз надо писать примеры про это. Если совсем не помнишь, то смотри объяснение в первом вебе - 44:37) Проиллюстрируй этот факт тремя примерами (примеры должны быть сформулированы развернуто, в начале должна быть указана первичная потребность и только затем пример )
Решение
1)Потребность в еде ( Виталя Усольцев перед тем, как поесть огромный мясной стейк и удовлетворить свою потребность в пище, сервирует стол)
2)Потребность в тепле ( Лиза, покупая вещи на зиму, чтобы ей было тепло, следит, чтобы они сочетались между собой, соответствовали моде)
3)Потребность в отдыхе ( Для всех всех учеников ноябрьского курса отдых – не только сон, но и посиделки с друзьями в ресторанчиках, шоппинг и просмотр сериалов под чипсики)
Задача 2
Решение демографических проблем, рост продолжительности жизни, снижение смертности прямо связаны с преодолением бедности. Напомню, в 2000 году за её чертой находилось более 40 миллионов человек. Сейчас - около 19 миллионов, но и это слишком много. <...>
Причём серьёзные материальные проблемы испытывают ещё больше людей на самом деле, чем те, которые официально находятся за этой чертой. Они вынуждены экономить на самом необходимом - одежде, лекарствах, даже на еде. Среди тех, кто чаще всего сталкивается с бедностью, - многодетные, неполные семьи, семьи, где есть инвалиды. <..,>
Причин для бедности на самом деле не только в нашей стране, в мире вообще – очень много, но она всегда буквально придавливает человека, лишает его жизненных перспектив. Государство должно помочь людям выйти из сложной жизненной ситуации. Опыт некоторых наших регионов показывает, что можно эффективно работать на этом направлении, работающим механизмом такой поддержки может стать социальный контракт.
Как он действует, что это такое? Государство оказывает гражданам помощь в трудоустройстве, повышении квалификации. Предоставляет семье финансовые средства на организацию подсобного хозяйства или небольшого собственного дела. Для каждого предлагается индивидуальная программа поддержки, исходя из конкретной ситуации. При этом человек, который берёт эти ресурсы, одновременно берёт на себя определённые обязательства: пройти переобучение, найти в соответствии с этим работу, обеспечивать свою семью, детей устойчивым доходом. В мире такой механизм действует и работает достаточно эффективно. И для тех, кто действительно стремится изменить свою жизнь, социальный контракт даёт возможность сделать это. <...>
Сегодня многие граждане, семьи берут кредиты на различные цели, потребительские кредиты. Конечно, нужно понимать свою ответственность, рассчитывать силы, всё это понятно. Но в жизни может случиться всё: и потеря работы, и тяжёлая болезнь. И в этой ситуации загонять человека в тупик – последнее дело, да и бессмысленно даже с экономической точки зрения. Для защиты людей нужны дополнительные законодательные гарантии. Так, предлагаю предусмотреть «ипотечные каникулы», - то есть отсрочку по платежам для граждан, которые лишились дохода. Дать им возможность сохранить своё единственное жильё, а кредит передвинуть, погасить позднее. <...>
В решении проблемы бедности и в развитии системы социальной поддержки важно дойти до каждой нуждающейся семьи, разобраться в её проблемах. <...>
(По В. В. Путину)
Проиллюстрируйте меры государства указанные в тексте: 1) по обеспечению занятости населения. 2) по развитию доступных для всех образования, и здравоохранения и т.д.3)По созданию достойных бытовых условий жизни.(В каждом случае сначала укажите меру, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Решение
1) Государственная поддержка бизнеса: В целях сохранения рабочих мест в период экономического кризиса государство предоставляет финансовую помощь предприятиям.Например, в 2020 году были введены специальные программы субсидирования зарплат, которые позволили многим компаниям сохранить персонал и продолжить свою деятельность.
2) Развитие социальной инфраструктуры: Государство активно инвестирует в модернизацию образовательных и медицинских учреждений. Так, в рамках национального проекта“Образование” в регионах России создаются новые образовательные центры, оснащенные современным оборудованием, а программа “Земский доктор”помогает обеспечить медицинскими кадрами отдаленные районы страны.
3) Улучшение жилищных условий: Правительство реализует комплексные программы по обновлению жилого фонда. Ярким примером служит программа капитального ремонта многоквартирных домов, которая включает не только ремонт зданий, но и установку современных систем энергосбережения, обновление коммуникаций и создание комфортной городской среды.
Задача 3
Наука представляет собой один из типов исторически и социально-изменчивой познавательной активности человека. В том виде, как она известна нам сейчас, наука является феноменом европейской культуры. Причем феноменом уникальным, поскольку ей можно найти лишь приблизительные аналоги в других культурах, имевших иногда довольно высокоразвитые системы прикладных знаний и техник.
В силу того что на сегодняшний день наука фактически является «мировоззренческим монополистом», определяющим как общую космологическую картину мира современного человека, так и то понимание действительности. Научная картина мира является сложно устроенной, но, тем не менее, упрощенной схемой действительности, которая должна осознавать границы своей достоверности, оставляя место для других типов ее постижения, имеющих эстетическую и этическую природу, связанных со здравым человеческим смыслом и т. д. Научная картина мира является сложно устроенной схемой действительности, которая должна осознавать границы своей достоверности, оставляя место для других типов её постижения...
Особую роль играет даже не столько сама наука, которая обладает сложным эзотерическим языком, понятным лишь для специалистов, но особая прослойка популяризаторов и интерпретаторов науки, налаживающих связь между сферой собственно научных исследований и повседневной реальностью, адаптирующих научные теории к области публичного дискурсивного пространства (включая, например, важнейшую в этом отношении систему общего начального и среднего образования). На этой же границе возникают и разнообразные ложные образы науки, которые не только подменяют ее теорию и практику в представлениях людей, никак не связанных с научной деятельностью, но в пределах самой науки, где — в силу катастрофически возросшей специализации — ученые, работающие в одних областях, лишь довольно косвенно представляют себе то, чем занимаются их коллеги в других регионах научного познания.
(По В. Куренскому)
Прочитайте текст и выполните задание.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите примеры того как наука воздействует на три социальных института. (Сначала называйте социальный институт, затем приводите пример.)
(В каждом случае сначала укажите социальный институт, затем приведите пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Решение
1) Армия (Благодаря достижениям военной науки современная война между государствами Н и З ведется с использованием новейших военно-технических приспособлений, таких как ударные беспилотники и автоматизированные роботы)
2) Семья (Благодаря медицинским открытиям в области ЭКО многие семьи в России и мире смогли иметь собственных детей)
3) Государство (Ученые экономисты из ведущего университета совместно с Правительством страны разработали новый бюджет на 2026 год, что позволило не допустить ошибок в расчётах)
Задача 4
Двадцатое столетие превратило нас в глубоких исторических пессимистов. Конечно, мы можем быть оптимистами в том, что касается наших личных дел, здоровья и счастья. Но если коснуться вопросов более масштабных, например, существовал когда-нибудь или будет существовать прогресс в истории, вердикт будет совсем иным. Самые серьезные наши мыслители заключили, что не существует такого понятия, как История, – то есть осмысленного порядка в широком потоке событий, касающихся человечества. Наш собственный опыт, по всей видимости, учит нас, что в будущем нас ждут новые и пока еще не представимые ужасы, от фантастических диктатур и кровавых геноцидов до банализации жизни из-за современного потребительства, и беспрецедентные катастрофы – от ядерной зимы до глобального потепления. По крайней мере вероятность появления этих ужасов больше, чем их не появления.
Пессимизм двадцатого столетия составляет резкий контраст с оптимизмом предыдущего. Хотя девятнадцатый век Европы начинался в судорогах войн и революций, в основном это было столетие мира и беспрецедентного роста материального благосостояния. Для оптимизма были две крепкие основы. Первая – вера, что современная наука улучшит людям жизнь, победив бедность и болезни. Природа, давний противник человека, будет покорена современной технологией и поставлена на службу счастью людей. Вторая – что свободное демократическое правление будет распространяться, захватывая одну страну за другой.
Своим крайним пессимизмом наше столетие по крайней мере частично обязано той жестокости, с которой реальность разбила эти ранние ожидания. Первая мировая война явилась решающим событием, подорвавшим самоуспокоенность Европы. Как потом оказалось, Первая мировая война была только предисловием к новым видам зла, которым предстояло вскоре возникнуть. Если современная наука открыла возможность создавать оружие беспрецедентной разрушительной силы, такое как пулемет и бомбардировщик, то современная политика создала государство беспрецедентной власти, для которого придумано было и новое слово – тоталитаризм. Опираясь на действенные полицейские силы, массовые политические партии и радикальные идеологии, стремившиеся взять под контроль все аспекты человеческой жизни, эти государства нового типа рвались к осуществлению проектов колоссального честолюбия – их не устраивало ничего меньше мирового господства.
В девятнадцатом веке теории прогресса связывали человеческое зло с отсталостью. Но Холокост произошел в стране с отлично развитой промышленной экономикой и одним из самых культурных и образованных народов в мире. Если такое могло произойти в Германии, почему оно не может случиться в любой другой развитой стране? А если экономическое развитие, образование и культура не дают гарантии от такого явления, как нацизм, то в чем же смысл исторического прогресса?
Опыт двадцатого столетия поставил под большой вопрос заявления о прогрессе на основе науки и техники, поскольку способность технического прогресса улучшать людям жизнь неотделима от параллельного морального прогресса человека. Без этого мощь техники просто будет обращена на цели зла, и человечество станет хуже, чем было прежде.
(по Френсису Фукуяме)
Автор пишет о высоком влиянии науки на процессы, происходившие в XX веке. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите и проиллюстрируйте тремя примерами социальную роль таких наук, как экономика, экология и демография.
(В каждом случае сначала назовите социальную роль, затем приведите пример её реализации. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Решение
1) экономика - влияние на повседневную жизнь людей (экономист и финансовый консультант Павел провёл онлайн конференцию для граждан, которые хотели бы улучшить свою финансовую грамотность, на основе последних данных о поведении потребителей, после этой конференции многие участники решили пересмотреть свой семейный бюджет)
2) экология - влияние на окружающую среду (благодаря новым открытиям в области переработки бытовых отходов компании по очистке канализации используют новые виды бактерий, которые помогают справляться с очисткой воды ещё лучше, таким образом граждане получают более чистые реки и водоемы)
3) демография - влияние на социальную политику (благодаря исследованиям в области демографии, страны, в которых обнаружился демографический тренд на снижение рождаемости, смогли скорректировать свою демографическую политику и привлечь больше мигрантов, для восполнения рабочей силы).
Задача 5
В разные исторические периоды и в разных экономических системах роль государства в экономике неодинакова. В командно-административной системе государство не просто воздействует на экономику, а является организатором и руководителем всей хозяйственной и политической жизни страны. Государство тотально регулирует экономические вопросы: что. сколько производить: кому продавать; когда сеять; размер заработной платы, штат работников на предприятии; цены и др.
Экономические функции такого государства следующие: хозяйственно-организаторская; охрана и дальнейшее развитие государственной собственности; развитие экономических отношений с другими странами на основе государственной монополии внешней торговли, валютных и других международных экономических отношений. Государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего товарно-денежные отношения между отдельными хозяйствами ограничены, носят подчинённый характер. Хозяйственный механизм в странах с рыночной экономикой современного типа включает рыночные регуляторы, регулирование в пределах предприятий, государственные рычаги регулирования. Однако главной регулирующей силой по-прежнему остаётся рынок.
Основные принципы экономической политики государства такого типа: брать на себя лишь то, что не способен осуществить частный бизнес; государство не конкурирует с бизнесом, а только помогает ему; государство берёт на себя некоторые, норой существенные, убытки, чтобы обеспечить прибыль предприятиям, иногда целым отраслям. Государство в условиях рынка стремится ограничить собственную предпринимательскую деятельность и предпочитает содействовать накоплению капитала косвенным образом. Государственное регулирование экономики можно теоретически обосновать следующим образом: там, где рыночный механизм не срабатывает или обнажаются существенные недостатки рынка, необходимо вмешательство государства.
В любом обществе государство играет большую роль в обеспечении законности и порядка. Законодательно закреплённые и жёстко контролируемые правила общественного поведения, в том числе и в экономике, создают условия и предпосылки для оптимального прогнозирования и планирования каждым экономическим субъектом собственной экономической деятельности, благодаря чему он может повысить эффективность своего функционирования.
(По А.Л. Курикову. Е.А. Дмитриевой)Авторы пишут о том, что «в любом обществе государство играет большую роль в обеспечении законности и порядка». Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три примера, иллюстрирующих участие российского государства в правовом регулировании экономической деятельности. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Решение
- 8-летний Залимхан не смог купить 10 бутылок водки в соседнем ларьке, так как российские законы запрещают ему это делать.
- Антимонопольная служба Российской Федерации предписала операторам мобильной связи отказаться от роуминга, потому что увеличение тарифа сотовой связи в зависимости от региона пользования не было экономической обоснованно.
- Благодаря действующему в РФ закону о защите прав потребителей, Антон Мальцепальцев смог обменять iphone через 5 дней после покупки из-за того, что он оказался с браком, и вернуть свои деньги.
Может быть дано и другое корректное объяснение.
Задача 6
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три примера реализации рынком своих функций. В каждом случае сначала назовите функцию рынка, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.
Решение
1) Посредническая (Маша искала для себя чипсы со вкусом трюфеля и обошла несколько магазинов, и только в одном из них нашла подходящий для нее товар).
2) Санирующая (Компания по производству кнопочных телефонов обанкротилась, потому что стала убыточной по сравнению с конкурентами, которые начали производить и распространять удобные, современные смартфоны)
3) Регулирующая (Леша – производитель слаймов, однако его бизнес перестал приносить ему доход, в результате чего он переориентировал производство на изготовление популярных футболок с Валерием Меладзе.)
Задача 7
Процесс формирования определяет развитие личности под действием природных и социальных сил. Но даже сформировавшийся человек ещё не в полной мере готов жить в обществе: он не имеет образования, профессии, навыков общения; он плохо представляет себе устройство общества, не ориентируется в социальных процессах. Одновременно с процессом формирования личности идёт процесс её социализации.
Социализация – это внедрение человека в общество, овладение им навыками и привычками общественного поведения, усвоение ценностей и норм данного общества. Если процесс формирования идёт особенно интенсивно в детстве и юности, то процесс социализации становится тем сильнее, чем активнее индивид вступает в систему социальных отношений. Детские игры, воспитание и обучение в школе и вузе, овладение специальностью и служба в армии и т. д. – всё это и есть внешние проявления процесса социализации. Отличия социализации от формирования заключаются в следующем: социализация изменяет внешнее поведение, а формирование личности устанавливает базовые ценностные ориентации; социализация даёт возможность получить определённые навыки (общения, профессии), а формирование определяет мотивацию социального поведения...
Более простым и удобным представляется деление процесса социализации на два качественно различных периода: первичная социализация – период от рождения до формирования зрелой личности; вторичная социализация (ресоциализация) – перестройка уже социально зрелой личности, связанная, как правило, с овладением профессией. Процесс социализации индивида протекает на основе социальных контактов, взаимодействий индивида с другими личностями, группами, организациями, институтами.
(Б.А. Исаев)
Приведите примеры социальных контактов, обеспечивающих процесс социализации: 1) индивида с другой личностью; 2) индивида и социальной группы; 3) индивида и организации (социального института). (В каждом случае сначала назовите вид контакта, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Решение
- 1) Индивида с другой личностью. Папа учит маленького Мишу писать слова прописными буквами.
- 2) Индивида и социальной группы. Друзья позвали Машу в поход и научили её бороться с медведем и готовить еду на костре.
- 3) Индивида и организации. Марина ходит на лекции и семинары в университете, где она получает профессию преподавателя истории.
Задача 8
В современном обществе под культурой понимаются все духовные и материальные ценности, созданные человеческим сообществом. Ее обычно подразделяют на материальную (здания, дороги, линии связи, предметы быта и т.д.) и духовную культуру (язык, религия, научные представления, теории, убеждения людей и т.д.). В социологии под культурой подразумевается то в социальной жизни, что не определяется биологической природой человека – инстинктами; это искусственное образование, созданное совместными действиями многих поколений людей и воссоздаваемое, поддерживаемое каждым поколением и группой.
Каждое поколение и каждая группа не только воссоздают и поддерживают определенные формы социальной жизни, но и вносят свои изменения, преломляет культуру через свой социальный опыт, свое отношение к обществу и другим поколениям и группам. Поэтому можно говорить не только о культуре цивилизации, но и об исторических типах культуры (например, рабовладельческая культура, культура эпохи Возрождения и др.) и о групповых субкультурах (например, субкультура врачей, инженеров, ветеранов, молодежи, военнослужащих). Все структурные компоненты культуры состоят из определенных элементов, которые представляют собой, во-первых, ценности, которые могут быть как идеальными представлениями людей, социальных групп, общества, так и материальными предметами, имеющими функциональное значение в данном обществе. Другим элементом культуры являются социальные нормы, под которыми мы понимаем определенные правила, положения, осуществляющие руководящую функцию по отношению к определенным социальным группам.
Социальные нормы регулируют индивидуальное и групповое взаимодействие в данной социальной группе или обществе, они требуют от индивидов в каждой ситуации действий определенного типа.
Так как социальные нормы являются составным элементом культуры, их часто называют социокультурными нормами. С развитием культуры видоизменяются и социокультурные нормы.
(По Б.А Исаеву)
Автор отмечает, что социальные нормы «предписывают индивидам в различных ситуациях совершать действия определенного характера». Перечислите три вида социальных норм и приведите примеры, которые демонстрируют данное утверждение автора для каждого из этих видов. (Каждый пример должен включать указание конкретной социальной нормы и соответствующих действий, а также быть подробно описан.
Решение
- Правовые нормы (Олег, подойдя к перекрёстку, не переходит на красный свет, потому что административный кодекс запрещает ему это делать) - несовершение определённых действий.
- Нормы морали (Елена рассказала своему мужу, что изменяет ему, потому что её мучили угрызения совести) - побуждение к совершению определённых действий.
- Нормы этикета (Илья всегда открывает дверь своей девушке, ждёт пока она войдёт первой) - желание соответствовать стереотипам, которые накладывает на тебя общество.
Задача 9
Пройдя достаточно длительный путь развития, социология стала наукой, задача которой – изучение постоянно изменяющегося общества. Социологические исследования выявляют модели и закономерности различных социальных связей и, опираясь на эти общие модели и закономерности, пытаются показать (а иногда и предсказать), почему определённые явления и события происходят именно в это время и в этом месте.
Многие социологические работы описательны, они показывают внешние свойства социальных действий и событий – вербально и посредством цифр. <...> Так, описаны модели социальных ценностей и социальных изменений, отклоняющегося поведения и семейной жизни. Выявлены взаимосвязи между социальным классом и воспитательными целями, между структурой организации и системой информации, средой проживания и семейными формами, технологией и стилем руководства. Перечисленные зависимости представляют собой простые социологические объекты, но в действительности социолог сталкивается с весьма многогранными взаимосвязанными социальными процессами.
Первостепенные объекты социологического исследования — общности людей и имеющиеся в них социальные структуры и процессы, развитие и изменение этих структур и процессов. Социолог интересуется моделями и закономерностями социального мира. Социальные факты являются, как правило, более широкими и многосторонними, чем в обыденном мировосприятии. К социальным фактам относятся, например, бюрократия, перенаселение, преступность, безработица. Такие факты возможно изучать только в совокупности всех общественных явлений, связанных с ними и вовлечёнными в их среду. <...> Социология базируется на фактах и оперирует теориями, т.е. социология эмпирична и теоретична. В этом смысле её можно считать «консервативной» наукой. <...> Общественное мнение обязательно учитывается социологией, но она подходит к нему критично...
Социология объективна в том смысле, что полученные при исследованиях социологов знания могут проверяться жизненной практикой других людей. Объективность науки часто понимается как свобода от ценностей. Люди связаны с различными ценностями, но исследователи стремятся по возможности избежать такой связанности, т.е. быть объективными или, по крайней мере, изложить свои исходные позиции ясно и непредвзято, так, чтобы читатель смог сам видеть возможные ценностные связи. <...>
(Э. Асп)
Опираясь на факты из общественной жизни, приведите иллюстрации ситуаций (примеры), в которых данные социологической науки оказываются полезными:
1) для бизнеса;
2) для политических организаций;
3) для правоохранительных органов.
(Приведите по одному развёрнутому примеру для каждого из указанных потребителей данных.)
Решение
1) Бизнес (коммерческая онлайн школа подготовки к ЕГЭ заказала социологическое исследование, целью которого являлось бы социологическое описание типичного ученика и родителя, потенциальных клиентов этой школы. Благодаря полученным данным компания поняла, что нужно заняться рекламой своей деятельности на сайтах, где проводят время родители их потенциальных учеников)
2) Политическая организация (политическая партия единая Россия в ходе избирательной кампании получила от социологической службы данные о том, что их популярность падает в Иркутской области. После этого партия выделила дополнительное финансирование своей иркутской ячейке, для улучшения агитации именно в этой области)
3) Правоохранительные органы (Правоохранительные органы города Самары на основании сбора внутренних социологических данных о преступности в городе смогли выяснить, что последние несколько лет растёт число преступлений связанных с домашним насилием. После этого были организованы рейды по обходу неблагополучных семей, с целью профилактики таких преступлений.)
Задача 10
Назовите три факторных дохода и проиллюстрируйте примером получение соответствующими собственниками факторов производства каждого из названных факторных доходов. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Решение
1) Заработная плата (например, Алексей преподаёт в школе историю, являясь собственником фактора производства труд, получает доход в виде заработной платы).
2) Рента (например, Иван владеет гектарами сельскохозяйственных угодий, являясь собственником фактора производства земля, сдает их в аренду компании по выращиванию овощей, получает ежемесячную ренту).
3) Прибыль (например, предприниматель Максим открыл шаурмечную и, являясь собственником фактора производства предпринимательские способности, получит доход в виде прибыли от предпринимательской деятельности).
Задача 11
Современная внешняя среда формирует нестабильные условия для долгосрочной устойчивости и развития бизнеса и характеризуется такими особенностями, как непрерывное усиление конкуренции, динамичное насыщение товарного предложения, трансформация «рынка продавца» в «рынок покупателя»... В такой ситуации бизнесу становится всё сложнее гибко реагировать на эти быстроизменяющиеся условия внешней среды. Адаптация к данным изменениям крупных корпораций, характеризующихся сложностью организационной структуры, многоуровневостью менеджмента, бюрократизированностью процесса принятия решений и негибкостью многочисленных взаимосвязанных бизнес-процессов, выглядит ещё более сложноразрешимой задачей.
Это заставляет активно искать механизмы и инструменты адаптации к вызовам внешнего окружения, использование которых позволит сохранить устойчивость корпорации и приумножить финансовые результаты деятельности в долгосрочной перспективе. В таких условиях выживут и займут прочные и лидирующие позиции только те компании, которые научатся эффективно работать в предлагаемых обстоятельствах, найдут способ сделать свой товар или услугу лучшим выбором своих клиентов. В данной ситуации главный приоритет управленческой деятельности всей корпорации логично определить как удовлетворение и предвосхищение потребностей клиентов на всех уровнях менеджмента.
Однако на практике из-за многообразной текущей деятельности корпорации многие руководители различных подразделений забывают, что именно клиент является центральной фигурой обмена и главным источником притока прибыли в организацию, а результирующая цель работы всех функциональных подразделений корпорации заключается в формировании потребительской ценности...
Эта простая взаимосвязь способствует формированию понимания бизнесменов и экспертов того, что главным залогом эффективного долгосрочного развития фирмы, корпорации является выстраивание долгосрочных партнёрских взаимоотношений с клиентами... Многие компании, которые разделяют идею клиентоориентированности, больше называют себя таковыми или стараются таковыми казаться...
(Г.А. Резник, О.В. Яшина)
Авторы приводят характеристики современной внешней среды развития бизнеса. Назовите и проиллюстрируйте конкретными примерами любые три характеристики. (Сначала назовите характеристику, а потом приведите пример).
Решение
- непрерывное усиление конкуренции (На рынке автомобилей в стране Z постоянно на рынок приходят новые производители, включая иностранных товаропроизводителей);
- динамичное насыщение товарного предложения (В стране Z рынок кофейной продукции быстро заполняется товарами того же качества по более низким ценам или товарами более высокого качества по таким же ценам);
- трансформация «рынка продавца» в «рынок покупателя» (На рынке детской одежды в стране К производители переориентируются на потребности и запросы покупателя, поэтому как только в мире появился очень популярный мультфильм "Три кота", фирмы сразу же стали производить футболки с изображением героев мультфильма);
Задача 12
Опираясь на обществоведческие знания, назовите три государственных органа, которые осуществляют в Российской Федерации защиту прав и свобод граждан и проиллюстрируйте соответствующую деятельности примерами (Сначала назовите государственный орган, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Решение
- ФСБ. Сотрудники ФСБ предотвратили теракт в метро города Москвы, сохранив жизни десятков людей.
- Прокуратура. Прокурор потребовал отменить (возбудил ходатайство перед судом об отмене) обвинительный приговор в отношении Макара и отправить дело на пересмотр, так как суд прошёл с процессуальными нарушениями.
- Полиция. Полиция задержала ранее судимых Артёма и Рашида, которые угрожали школьникам и вымогали у них деньги.
Задача 13
В современном обществе под культурой понимаются все духовные и материальные ценности, созданные человеческим сообществом. Ее обычно подразделяют на материальную (здания, дороги, линии связи, предметы быта и т.д.) и духовную культуру (язык, религия, научные представления, теории, убеждения людей и т.д.). В социологии под культурой подразумевается то в социальной жизни, что не определяется биологической природой человека – инстинктами; это искусственное образование, созданное совместными действиями многих поколений людей и воссоздаваемое, поддерживаемое каждым поколением и группой.
Каждое поколение и каждая группа не только воссоздают и поддерживают определенные формы социальной жизни, но и вносят свои изменения, преломляет культуру через свой социальный опыт, свое отношение к обществу и другим поколениям и группам. Поэтому можно говорить не только о культуре цивилизации, но и об исторических типах культуры (например, рабовладельческая культура, культура эпохи Возрождения и др.) и о групповых субкультурах (например, субкультура врачей, инженеров, ветеранов, молодежи, военнослужащих). Все структурные компоненты культуры состоят из определенных элементов, которые представляют собой, во-первых, ценности, которые могут быть как идеальными представлениями людей, социальных групп, общества, так и материальными предметами, имеющими функциональное значение в данном обществе. Другим элементом культуры являются социальные нормы, под которыми мы понимаем определенные правила, положения, осуществляющие руководящую функцию по отношению к определенным социальным группам.
Социальные нормы регулируют индивидуальное и групповое взаимодействие в данной социальной группе или обществе, они требуют от индивидов в каждой ситуации действий определенного типа.
Так как социальные нормы являются составным элементом культуры, их часто называют социокультурными нормами. С развитием культуры видоизменяются и социокультурные нормы.
(По Б.А Исаеву)
Автор отмечает, что социальные нормы «предписывают индивидам в различных ситуациях совершать действия определенного характера». Перечислите три вида социальных норм и приведите примеры, которые демонстрируют данное утверждение автора для каждого из этих видов. (Каждый пример должен включать указание конкретной социальной нормы и соответствующих действий, а также быть подробно описан.
Решение
- Правовые нормы (Олег, подойдя к перекрёстку, не переходит на красный свет, потому что административный кодекс запрещает ему это делать) - несовершение определённых действий.
- Нормы морали (Елена рассказала своему мужу, что изменяет ему, потому что её мучили угрызения совести) - побуждение к совершению определённых действий.
- Нормы этикета (Илья всегда открывает дверь своей девушке, ждёт пока она войдёт первой) - желание соответствовать стереотипам, которые накладывает на тебя общество.
Писать характеристики типов поведения не обязательно!
Задача 14
Приведите три аргумента подтверждающих необходимость поддержки государством инноваций в экономике?
Решение
Необходимость государственной поддержки инноваций:
1) В современном мире царит очень жесткая конкуренция на глобальном рынке. Чтобы национальные предприятия инновационных отраслей смогли реализовать свою продукцию на мировом уровне, государство должно поддерживать их рост хотя бы на первом этапе.
2) Предприниматели напрямую заинтересованы не в «инновациях», а в прибыли. Чтобы подтолкнуть фирмы к работе в передовых отраслях, государство может стимулировать бизнес налоговыми льготами и т.д.
3) Разработки в инновационных отраслях, с отличие от выпуска привычных товаров, требуют огромных инвестиций. Зачастую у частных фондов нет таких объёмов денег, поэтому к финансированию привлекается государство.
Задача 15
Экстренный массовый перевод на удалённую работу в период локдауна привёл к серьёзным изменениям в деятельности компаний. У руководителей компаний сформировались варианты возможных действий: 1) сохранить весь коллектив или наиболее ценных сотрудников, несмотря на материальные трудности; 2) уволить / отправить в неоплачиваемый отпуск; 3) сделать удалённую работу постоянной, попутно сократив число работников.
В связи с этим в компаниях резко выросло число задач по управлению персоналом. Нужно было прорабатывать и быстро реализовывать самые разные решения: удержать на работе во что бы то ни стало одних работников, сократить — других; организовать самоизоляцию для групп риска; обеспечить соблюдение гигиенических требований для тех, кто остаётся работать на предприятии, стройке, в магазине и пр.; изменить зарплатные схемы и многое другое.
Руководители выделили три основные проблемные зоны и три базовых условия успешной удалённой работы.
1) Организационная: чёткая схема взаимодействий, деловых коммуникаций, соответствующая технологии производственного процесса. Часто возникали «провалы» в коммуникациях, например, контекст сообщения понимался неполно или неправильно; сообщения запаздывали или приходили не по адресу; значимость того или иного элемента деловой ситуации подвергалась субъективным интерпретациям.
2) Управленческая: навыки работы в «гибкой» команде, стимулирование и контроль. Некоторые руководители признавали, что при организации удалённой работы эффективность как отдельных сотрудников, так и компании в целом заметно снижалась, а рабочие нагрузки неоправданно росли. Сложности были вызваны дефектами в организации коллективного труда на удалёнке, снизилось число коротких, неформальных встреч и разговоров между сотрудниками, возникло ощущение оторванности от того, что происходит в компании.
3) Социально-психологическая: особенности корпоративной культуры; механизмы мотивации, вовлечённости, доверия, поддержки эффективности. Чаще других отмечались два барьера: доминирование «вертикальных» отношений в коллективах в ущерб горизонтальным и стремление к всё более сильному контролю за действиями сотрудников. Как следствие — вовлечённость сотрудников оказывалась слабее, чем было бы нужно в условиях объективной невозможности усиления контроля.
Несмотря на то, что удалённая работа была сопряжена со стрессом, вызванным опасениями в отношении стабильности своей должности и статусных перспектив, сложностями деловых взаимодействий, сочетанием работы и домашних дел, беспокойством о своём физическом здоровье и материальном благополучии, она позволила избежать массовой безработицы. В будущем она вполне может стать регулярным элементом трудовых отношений для многих видов трудовой деятельности.
(По С. Г. Климовой, И. А. Климову)
Прочитайте текст и выполните задание.
Опираясь на обществоведческие знания приведите три меры, которые может принять работник для повышения своей конкурентоспособности на рынке труда, и проиллюстрируйте их примерами. (Сначала назовите меру, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Решение
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
- Обучение и повышение квалификации. Пример: Стоматолог Шихсолтан может пройти курсы по новым методикам лечения зубов, что позволит ему привлекать больше клиентов.
- Развитие софт навыков. Пример: Антон записался на тренинг по развитию коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта, руководства и т.д. Это позволит ему лучше справляться с межличностными конфликтами и эффективно руководить коллективом.
- Активное участие в профессиональных сообществах. Пример: маркетолог Эвелина стала членом маркетингового клуба, где будет участвовать в обсуждении актуальных тем и получать новые идеи для своей работы.
Могут быть приведены другие примеры, подходящие под условия задания
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров).
Задача 16
Как правило, домохозяйствами называют семьи самого разного состава и любых размеров. На одном полюсе находятся так называемые большие семьи, состоящие из нескольких поколений, живущих под одной крышей и совместно владеющих определёнными экономическими ресурсами. Противоположный полюс представлен человеком, который живёт один и не является семьёй в традиционном смысле. В финансах, однако, такая семья также считается домохозяйством.
Домохозяйствам обычно приходится принимать финансовые решения четырёх следующих типов. Во-первых, решения о потреблении и сбережении денежных средств. Какую часть имеющегося богатства семьи можно израсходовать на потребительские нужды, а какую часть текущего дохода следует сохранить для использования в будущем и направить на сбережения? Во-вторых, инвестиционные решения. В какие активы следует вложить имеющиеся сбережения? В третьих, решения о финансировании. Когда и каким образом домохозяйству следует воспользоваться заёмными средствами для реализации своих потребительских и инвестиционных замыслов? В-четвёртых, решения, связанные с управлением риском. Как и на каких условиях домохозяйствам следует стараться снизить уровень неопределённости финансовой ситуации и когда необходимо повысить степень допустимого риска?
В результате того, что домохозяйства сберегают определённую часть своих доходов для использования её в будущем, они накапливают общие фонды богатства, которые могут храниться в различных формах. Одни люди предпочитают хранить деньги на банковских счетах, другие вкладывают их в недвижимость или в какой-либо бизнес. Все эти средства имеют общее название — активы. Активы — это всё то, что имеет экономическую ценность; всё, что есть у домохозяйств, а пассивы — все их долговые обязательства. Активы и пассивы — две составляющие баланса семейного бюджета.
В конечном счёте, любые ресурсы общества принадлежат домохозяйствам, поскольку именно они владеют фирмами (либо напрямую, либо через владение акциями, полисами на страхование жизни или участие в пенсионных планах) и платят налоги, которые впоследствии тратятся государством.
(З. Боди, Р. Мертон)
Прочитайте текст и выполните задание.
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами три способа размещения средств домохозяйствами.
(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите способ размещения средств. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Решение
В правильном ответе должны быть следующие элементы (примеры способов размещения денежных средств):
- супруги Васильевы решили открыть депозитный счёт в банке «Рекорд», разместив свои сбережения под 8 % годовых, — размещение на банковском депозите;
- супруги Романовы решили потратить свои сбережения на оплату обучения сына в медицинском институте с расчётом на то, что, получив востребованную профессию, он сможет само реализоваться и стать финансово независимым — инвестиции в образование детей;
- семья Петровых на свои сбережения купила квартиру, которую сдают в аренду, получая ежемесячный доход, — вложение средств в недвижимость;
- Ивановы решили использовать свои денежные сбережения для открытия детского досугово-развлекательного центра — семейный бизнес.
Могут быть приведены другие примеры, иллюстрирующие способы размещения денежных средств домохозяйств.
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров).
Задача 17
Развитая экономика предполагает гармоничное сочетание малых, средних и крупных предприятий. Малый и средний бизнес играет важную роль в экономике, так как он создаёт рабочие места и решает проблему занятости. С одной стороны, это способствует экономическому развитию регионов, предотвращает отток рабочей силы и тем самым стимулирует конкуренцию на рынке труда на местах. С другой стороны, развитый малый и средний бизнес повышает мобильность рабочей силы, тем самым расширяя её конкурентный рынок в масштабе всей страны. Кроме того, он делает экономику более гибкой, так как в отличие от крупных компаний, малый и средний бизнес быстрее реагирует на изменение спроса и на его структуру.
Есть ряд причин, почему малому и среднему бизнесу необходима поддержка со стороны государства. Во-первых, для ведения и развития бизнеса, особенно на ранних этапах, зачастую недостаточно первоначального капитала для осуществления необходимых инвестиций и выполнения обязательств. Это особенно важно в периоды финансово-экономического и социального кризиса, так как малый и средний бизнес менее устойчив к потрясениям, чем крупные компании. Во-вторых, государственная поддержка необходима из-за тенденции к монополизации рынков крупными компаниями, так как они располагают более крупным капиталом, в том числе финансовым. В-третьих, она необходима, чтобы предотвратить возможные посягательства организованной преступности и недобросовестных чиновников на их доход.
Мировой опыт показывает, что для создания благоприятных условий для малого и среднего бизнеса создаётся многоканальная инфраструктура поддержки. В развитых странах применяют следующие комплексные меры: финансовая поддержка, льготное кредитование, субсидирование, предоставление гарантий по кредитам, залоговое обеспечение, содействие в получении государственных заказов, нормативно-правовая поддержка интересов малого и среднего бизнеса, введение института бизнес-омбудсмена, формирование эффективной системы налогообложения, включая налоговые льготы, и другие.
Для комплексного и системного развития малого и среднего предпринимательства необходимо начать подготовку кадров, улучшать и совершенствовать факультативы в системах высшего и среднего профессионального образования и, возможно, даже школьного образования, тем самым развивать культуру предпринимательства и базовые предпринимательские компетенции. Эти меры могут повысить уровень правовой и финансовой защиты предпринимателей, тем самым продлить жизненный цикл предприятий и увеличить вовлечённость населения в предпринимательскую деятельность.
(По Н. А. Красовскому)
Прочитайте текст и выполните задание.
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами три источника финансирования бизнеса.
(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите источник. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Решение
В правильном ответе должны быть следующие элементы (примеры и соответствующие источники):
- предприниматель Петров взял кредит в банке на приобретение оборудования — банковский кредит;
- агрофирма «Колос» провела эмиссию акций и облигаций с целью привлечения новых инвесторов — размещение ценных бумаг;
- научное производство «Вектор» получило от государства средства на дальнейшее изучение альтернативных источников энергии — государственные субсидии.
Могут быть приведены другие примеры, иллюстрирующие источники финансирования бизнеса.
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров).
Задача 18
Общепризнано, что в обществе и в конкретных его группах (сообществах) осуществляется процесс социализации. Он предусматривает усвоение человеком (индивидом) определённых образцов (моделей) поведения и социального опыта, необходимых для его жизни и успешного функционирования в обществе. В результате человек достигает социальной зрелости, характеризующейся обретением интегрального социального статуса, определяющего положение человека в обществе. При этом в процессе социализации человека и общества возможны отклонения, неудачи, сбои и иные проявления.
Отклоняющееся поведение — это проявление недостатков и сбоев социализации человека, различные формы поведения лиц, несоответствующие общепринятым, социально одобряемым, наиболее распространённым и устоявшимся нормам в определённых сообществах, а также нравственные пороки, отступление от обычаев, принципов, традиций, норм морали и права. К числу основных форм отклоняющегося поведения человека принято относить пьянство, алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, проституцию, суицидальное поведение и т. д., а также совершение правонарушений и преступлений.
Так, прошедшие в России с 90-х годов XX столетия реформы в политической и социально-экономической сферах привели к развитию новых рыночных отношений, …данный процесс оказался не только сложным и экономически нестабильным, повлёкшим такие негативные последствия в социально-экономическом плане, как социальные протесты, безработица, сокращение доходов населения и т. д., а также рост не только общеуголовной, организованной, экономической, коррупционной преступности, но и правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Различные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами и ценностями. Отклоняющееся поведение чаще предполагает попытку «уйти из общества», убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжённости через определённые альтернативные формы.
В условиях массовой цифровизации всё большую роль в становлении и развитии подростковых девиаций играет информационная культура, в которой социализируются дети и подростки. Эта культура включает большое количество мемов — передаваемых между индивидуумами путём имитации и копирования единиц культурной информации, часть из которых имеет выраженный деструктивный характер. При этом отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер, но может быть связано со стремлением личности к новому и нетрадиционному, желанием преодолеть старое и консервативное, которое мешает «двигаться вперёд». Поэтому к отклоняющемуся поведению могут быть отнесены и различные виды и формы позитивного творчества.
(По В. Жадан)
Прочитайте текст и выполните задание.
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами способы реализации социального контроля в обществе для профилактики и предотвращения отклоняющегося поведения.
(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите способ реализации социального контроля в обществе. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Решение
В правильном ответе должны быть следующие элементы (примеры социального контроля):
- родители объясняют своему сыну, как нужно вести себя в гостях — через социализацию;
- сотрудники трудового коллектива стали делать замечания, стыдить Олега за несоблюдение санитарно-гигиенических норм и неопрятность — через групповое давление;
- по решению суда гражданин был лишён водительских прав после неоднократного нарушения правил дорожного движения — через принуждение.
Могут быть приведены другие примеры, иллюстрирующие способы реализации социального контроля в обществе.
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров).
Задача 19
Каждый исторический период определяет особенности социализации. Для того чтобы стать полноправным членом общества, человеку требуется всё больше времени. Если раньше социализация охватывала только период детства, то современному человеку необходимо социализироваться всю жизнь. Особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии. Особенности современной социализации человека определяются новыми требованиями к его характерологическим чертам, которые необходимы для нормального функционирования в качестве полноправного члена общества.
В ходе социализации личность выступает как субъект и объект этого процесса. Кроме того, в процессе социализации осуществляется динамика пассивной и активной позиции индивида. Пассивная позиция — когда он усваивает нормы и служит объектом социальных отношений; активная позиция — когда он воспроизводит социальный опыт и выступает как субъект социальных отношений.
Социализация человека происходит посредством механизмов социализации — способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. Одним из первых был выделен механизм подражания, имитации, идентификации. Его сущность заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей. Выделяют механизм полоролевой идентификации. Его сущность состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определённого пола. Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля. Он работает на основе чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от других людей.
Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников — все эти социальные группы выступают в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации.
(Н. Мельникова)
Прочитайте текст и выполните задание.
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите три агента (института) социализации и проиллюстрируйте деятельность каждого из них примером. (В каждом случае сначала укажите агента (институт), затем приведите пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Решение
В правильном ответе должны быть следующие элементы (три агента (института) социализации и примеры):
- семья, например: в семье начинается первичная социализация, родители прививают ребёнку собственные ценности и убеждения;
- школа, например: процесс первичной социализации продолжается в школе, где учащиеся усваивают общечеловеческие культурные ценности, знания и навыки;
- СМИ, например: потребление информации из разных СМИ способствует формированию у человека социально приемлемого мнения и социально значимых убеждений.
Могут быть приведены другие примеры, иллюстрирующие виды деятельности.
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров).
Задача 20
В последнее время молодёжь России принимает активное участие в избирательных кампаниях кандидатов в выборные органы власти. Речь идёт о разнообразной деятельности: уличная агитация, работа в штабе, исполнение обязанностей наблюдателей или членов участковых избирательных комиссий.
Молодёжь приходит к этой деятельности, используя как минимум две группы каналов — институциональные и сетевые. При первом варианте их направляют, например, партии или общественные движения, законодательно наделённые таким правом. Другим вариантом рекрутирования являются неформализованные сетевые структуры — связи людей на родственной или дружеской основе. Сетевой рекрутинг формирует доверие среди участников процесса.
Можно выделить разные мотивы, которые побуждают к участию в избирательных кампаниях. Для одних она похожа на весёлое, иногда опасное приключение, воспринимается как интересный формат досуга, где собираются молодые люди для необременительной работы. Такая мотивация встречается у школьников и студентов, которым нечем занять себя в летние каникулы. Политическая повестка, идеологическая дискуссия их мало интересуют.
Другие воспринимают избирательную кампанию как элемент построения карьеры: кто-то планирует освоить профессию политтехнолога, кто-то пытается трудоустроиться в аппарате партии или стать помощником депутата. Не исключены амбиции стать политиком. Но даже если в дальнейшем не планируется связывать карьеру с политикой, молодые люди находят возможности извлечь выгоду, например, обзавестись связями для будущих рекомендаций, строчкой в резюме.
Некоторые молодые люди участвуют в избирательной кампании преимущественно ради денег. Для школьников и студентов это весьма неплохие деньги, но, как правило, их не особо или совершенно не интересует результат.
Ряд молодых людей движим желанием обеспечить соблюдение процедуры выборов. Это люди с повышенной социальной и гражданской активностью. Они находятся в позиции арбитра, который стоит над схваткой и следит за тем, чтобы победил сильнейший. В их шкале предпочтений соблюдение закона стоит выше победы той политической силы, за которую они голосуют.
И лишь небольшая часть политизированных молодых людей куёт победу «своего» кандидата. Они чётко знают, кого они представляют, за кого агитируют.
Независимо от того, какие мотивы привели молодых людей в избирательную кампанию, этот опыт крайне важен для формирования их гражданской позиции. Но последствия такого участия крайне противоречивы. С одной стороны, получив опыт электоральной борьбы, некоторые молодые люди начинают активно интересоваться политикой и вовлекаться в избирательный процесс. С другой стороны, возможность увидеть «кухню» выборов нередко приводит молодых людей к аполитичности и полной отстранённости от электоральной темы.
(По С. Ю. Барсуковой, А. В. Звягинцеву, Л. С. Лаптиевой)
Прочитайте текст и выполните задание.
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами три принципа проведения выборов в РФ. (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите принцип. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Решение
В правильном ответе должны быть следующие элементы (примеры и соответствующие принципы):
- в списки избирателей города N внесены все дееспособные граждане, достигшие совершеннолетия и не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда — всеобщее избирательное право;
- на выборах президента избиратели голосуют непосредственно за того кандидата, который, по их мнению, будет представлять их интересы — прямое избирательное право;
- на всех избирательных участках города N установлены кабинки для голосования, находясь в них, граждане отмечают в бюллетене кандидата, которому они хотят отдать свой голос. Затем они опускают свой бюллетень в урну, никому не сообщая свой выбор — тайное голосование.
Могут быть приведены другие примеры, иллюстрирующие принципы проведения выборов в РФ.
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров).
Рекомендуемые курсы подготовки
- Разберешь одни из самых важных тем из блока "Экономика"
- Научишься решать задание №7
- Прибавишь до 20 баллов
- Узнаешь, что такое на самом деле рынок и как он работает, почему нельзя напечатать побольше денег, чтобы кайфовать и почему все так боятся повышение ключевой ставки, какой бывает конкуренция и почему она нам очень нужна
на бесплатном курсе Турбо ЕГЭ