Бесплатный интенсив по обществознанию
3 огненных вебинара, домашние задания, беседа курса, личный кабинет, связь с преподавателем и
многое другое.
Курс стартует 5 ноября.
Подробнее об интенсиве
Задание 19. Работа с текстом. Поиск примеров. ЕГЭ 2025 по обществознанию
Средний процент выполнения: 27.8%
Ответом к заданию 19 по обществознанию может быть подробный ответ (нужно дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).
Задачи для практики
Задача 1
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три проявления процесса глобализации в современном мире. (Сначала назовите проявление, затем приведите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Решение
В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие проявления глобализации:
- единое экономическое пространство (в мировой экономике действуют транснациональные корпорации «Пепси-Кола», «Нестле», «Самсунг»);
- единое информационное пространство (каждый человек, имеющий доступ в Интернет, может получать информацию, работать, общаться независимо от того, в какой стране проживает);
- единое образовательное пространство (вступление России в Болонский процесс предполагает академическую мобильность студентов, преподавателей);
- обострение глобальных проблем современности, требующих совместных усилий народов всех стран (международные научные конференции по проблеме глобального потепления климата).
Задача 2
Политическую модернизацию можно определить как формирование, развитие и распространение современной политической структуры, институтов, практик, способных адекватно реагировать и приспосабливаться к изменяющимся условиям, к вызовам современности. Они могут соответствовать моделям современных демократических институтов или отличаться в различной степени: от отвержения «чужих» образцов до принятия формы при её наполнении изначально несвойственным ей содержанием.
При этом объективно необходимо, с одной стороны, сохранять политическую стабильность как важнейшее условие общественного развития в целом, а с другой — расширять возможности и формы политического участия, массовую базу реформ.
Препятствовать процессу политической модернизации могут две основные причины. Первая — отставание от изменений в других сферах жизнедеятельности общества. Подобный разрыв способен стать причиной революционного кризиса. Другая причина состоит в том, что к быстро протекающей демократизации может оказаться не подготовленным уровень развития гражданского общества и политической культуры социума. В таком случае также велика вероятность возникновения кризисной ситуации, чреватой хаосом, ведущей к охлократии.
Способствуют успешной модернизации внутренняя готовность общества к глубоким политическим реформам, ограничивающим власть бюрократии и устанавливающим адекватные «правила игры» для основных политических субъектов; желание и способность наиболее развитых стран мира оказать этому сообществу эффективную экономическую и политическую помощь, смягчив тяжесть проводимых реформ.
Важнейшим показателем продвижения страны по пути политической модернизации является роль и место законодательной власти в структуре политических институтов: представительство парламентом интересов всех социальных групп, реальное воздействие на принятие властных решений.
Баранов Н. А.
Приведите положение текста, в котором называются критерии развития процесса политической модернизации. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- положение: важнейшим показателем продвижения страны по пути политической модернизации является роль и место законодательной власти в структуре политических институтов: представительство парламентом интересов всех социальных групп, реальное воздействие на принятие властных решений;
- аргументы, например:
— законодательная власть принимает законы — обязательные для всех нормы поведения в обществе, поэтому важно при их принятии учитывать интересы различных слоёв населения;
— реализация принципа разделения властей на практике способствует повышению эффективности работы парламента, предотвращению узурпации власти в одних руках.
Задача 3
Политическую модернизацию можно определить как формирование, развитие и распространение современной политической структуры, институтов, практик, способных адекватно реагировать и приспосабливаться к изменяющимся условиям, к вызовам современности. Они могут соответствовать моделям современных демократических институтов или отличаться в различной степени: от отвержения «чужих» образцов до принятия формы при её наполнении изначально несвойственным ей содержанием.
При этом объективно необходимо, с одной стороны, сохранять политическую стабильность как важнейшее условие общественного развития в целом, а с другой — расширять возможности и формы политического участия, массовую базу реформ.
Препятствовать процессу политической модернизации могут две основные причины. Первая — отставание от изменений в других сферах жизнедеятельности общества. Подобный разрыв способен стать причиной революционного кризиса. Другая причина состоит в том, что к быстро протекающей демократизации может оказаться не подготовленным уровень развития гражданского общества и политической культуры социума. В таком случае также велика вероятность возникновения кризисной ситуации, чреватой хаосом, ведущей к охлократии.
Способствуют успешной модернизации внутренняя готовность общества к глубоким политическим реформам, ограничивающим власть бюрократии и устанавливающим адекватные «правила игры» для основных политических субъектов; желание и способность наиболее развитых стран мира оказать этому сообществу эффективную экономическую и политическую помощь, смягчив тяжесть проводимых реформ.
Важнейшим показателем продвижения страны по пути политической модернизации является роль и место законодательной власти в структуре политических институтов: представительство парламентом интересов всех социальных групп, реальное воздействие на принятие властных решений.
Баранов Н. А.
Что, по мнению автора, препятствует и способствует процессу модернизации? (Укажите по два положения.) Используя обществоведческие и исторические знания, подтвердите мысль автора двумя примерами.
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- препятствовать процессу политической модернизации могут две основные причины:
— отставание от изменений в других сферах общества;
— неготовность гражданского общества и политической культуры социума к демократизации; - способствуют успешной модернизации:
— внутренняя готовность общества к глубоким политическим реформам,
— желание и способность наиболее развитых стран мира оказать эффективную экономическую и политическую помощь, смягчив тяжесть проводимых реформ; - два примера:
— политическая власть в лице Временного правительства в России в 1917 году не была способна решать насущные вопросы экономики, социальной жизни. В стране разразилась революция;
— в начале 90-х годов советское общество было не готово к широкомасштабным экономическим, политическим, социальным реформам. Потребовалось значительное время для формирования политической и правовой культуры общества.
Задача 4
Назовите любые три проявления несовершенств рынка и укажите примеры того, как государство в условиях смешанной экономики может преодолеть каждое из них. (Сначала назовите проявление, затем приведите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- несовершенства рынка и способы их преодоления:
— рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. Неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. Государство Z проводит активную антимонопольную политику, осуществляя контроль за слияниями и объединениями предприятий, пресекая факты недобросовестной конкуренции;
— рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага. Государство Z выделяет значительные средства из государственного бюджета на содержание учреждений образования и здравоохранения, ремонт дорог, освещение улиц и т. д.;
— рынок не способен обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. При принятии государственного бюджета депутаты парламента запланировали расходы на индексацию пенсий, пособий по безработице, субсидии на оплату услуг ЖКХ социально-незащищённым слоям населения.
Задача 5
С возникновением «класса интеллектуалов» движущей силой социального прогресса становятся нематериалистические цели, и та часть социума, которая не способна их усвоить, объективно теряет свою значимость в общественной жизни более, нежели любой иной класс в аграрном или индустриальном обществах. Интеллектуальное расслоение, достигающее сегодня беспрецедентных масштабов, постепенно становится основой всякого иного социального расслоения…
Развитие современной экономики, основанной на производстве и использовании знаний, предполагает формирование нового принципа социальной стратификации, гораздо более жёсткого по сравнению со всеми, известными истории. В аграрных обществах власть феодалу над крестьянами давало право рождения, в обществе индустриальном могущество капиталиста основывалось на праве собственности, а влияние государственного служащего определялось его местом в политической системе; все эти статусные факторы не были обусловлены естественными и неустранимыми качествами людей: любой член общества, оказавшись на месте представителей господствующего класса, мог бы с большим или меньшим успехом выполнять соответствующие социальные функции…
В современных же условиях не социальный статус служит условием принадлежности человека к элите постиндустриального общества; напротив, сам он формирует в себе качества, делающие его представителем высшей социальной страты. Широко распространено мнение о том, что информация есть наиболее демократичный источник власти, ибо все имеют к ней доступ, а монополия на неё невозможна; однако важно и то, что информация является и наименее демократичным фактором производства, так как доступ к ней отнюдь не означает обладания ею…
В. Л. Иноземцев
Автор называет информацию фактором производства. Привлекая знания обществоведческого курса, назовите три других фактора производства. Проиллюстрируйте их примерами. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Решение
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
- капитал, например, основным капиталом ООО «Забота» являются производственные и складские здания, станки, оборудование;
- труд, например, работники ООО «Забота», обладающие определённой квалификацией, способностями к выполнению работы по профессии, специальности, относятся к труду как фактору производства;
- предпринимательские способности, например, предприниматель Иванов, учредитель ООО «Забота», разработал бизнес-план, нашёл источники финансирования, контрагентов, подобрал персонал, организовал производство.
Задача 6
Назовите три субъекта политики и приведите примеры политической деятельности каждого из них. (Сначала назовите субъект политики, затем приведите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- личности (лидер партийной фракции в парламенте выступил с докладом на общепартийном съезде);
- политические партии (политические партии начали предвыборную борьбу);
- государство (внутренняя политика государства направлена на урегулирование социальных противоречий);
- политические элиты (политическая элита участвует в разработке внутриполитических реформ);
- социальные группы (рабочие выступили движущей силой Революции 1917 г.)
Задача 7
Конституционный строй — это такая организация государственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер, и в нём человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства.
В Конституции РФ находит выражение целостная система принципов конституционного строя. К первой группе этих принципов можно отнести основы организации государственной власти: народовластие; федерализм; верховенство права; принцип разделения властей; государственный суверенитет; принцип, констатирующий, что Российская Федерация — часть мирового сообщества. Вторую группу принципов составляют основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина. К ним относятся признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью; их защита и соблюдение — обязанность государства. Третья группа включает основы организации жизни гражданского общества.
Российская Федерация — федеративное государство. Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма. Федерализм в России выступает прежде всего как одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на её территории. Это получило выражение в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации — республик (государств), автономной области, автономных округов, а также преобразовании одних форм национальной государственности в другие.
Принцип федерализма способствует демократизации управления государством… Субъектами Российской Федерации наряду с национально-государственными образованиями признаются края, области, города федерального значения. Таким образом, Российская Федерация построена на сочетании территориальных и национально-территориальных начал образования её субъектов.
Разделение властей выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Единство всей системы государственной власти предполагает осуществление её на основе разделения (по горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которых являются самостоятельные органы государства. Принцип разделения властей находит своё проявление также в разграничении (по вертикали) предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти её субъектов.
Козлова Е. И., Кутафин О. Е.
Данный текст характеризует Россию как демократическое, федеративное и правовое государство. Опираясь на знание обществоведческого курса, других школьных предметов, назовите ещё две характеристики, которые применимы к нашему государству. Дайте пояснение к каждой из этих характеристик.
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- характеристики Российской Федерации, например:
— республика;
— светское государство;
— социальное государство; - комментарий к одной из характеристик.
Республика — форма государственного правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо формируются представительными органами.
Светское государство — характеристика государства, которая означает отделение религиозных объединений от государства.
Социальное государство — характеристика государства, которое имеет определённые социальные обязанности: охрану здоровья и труда, поддержку семьи, института детства и материнства, развитие социальной помощи нуждающимся категориям населения.
В качестве элементов ответа могут быть даны иные комментарии.
Задача 8
Все формы и направления культуры тесно связаны между собою. Продукты элитарной культуры вполне могут стать частью культуры массовой. Так же связаны между собой культуры массовая и народная. Проиллюстрируйте любыми тремя примерами взаимосвязь и взаимодействие между различными формами культуры. (Сначала запишите иллюстрируемую взаимосвязь (взаимодействие), затем приведите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Решение
В ответе могут быть приведены положения и примеры:
- элитарная и массовая культуры способствуют взаимному обогащению: например, в шоу «Ледниковый период» фигуристы используют классическую музыку для танцев на льду;
- массовая культура популяризирует произведения элитарной культуры, например, в качестве слоганов в рекламных роликах используются названия произведений литературной классики, цитаты из них;
- народная культура придаёт национальный колорит произведениям массовой культуры, например, мотивы народного творчества используются в таком жанре массовой лирической песни, как романс.
Задача 9
Общие мотивы трудовой деятельности реализуются в конкретных профессиях. Выбор профессии — довольно сложный и порой долгий мотивационный процесс: ведь от правильного выбора профессии во многом зависит удовлетворённость человека своей жизнью. Сознательный выбор профессии происходит с ориентацией человека на имеющиеся у него социальные ценности, например, желание приносить пользу людям. Если главным для человека является общественный престиж, то профессия выбирается, исходя из существующей моды, престижности профессии в обществе. Многие выбирают профессию в зависимости от того, в какой степени она может обеспечить их материальное благополучие. Ряд людей выбирают профессию из-за её романтического характера, навеянного литературой, фильмом, телепередачей.
Способности человека к определённому типу трудовой деятельности основываются на особенностях нервной системы (сила воли — слабость воли, подвижность — инертность, уравновешенность — неуравновешенность и др.) и физических возможностях организма человека, задействованных в процессе такой деятельности, именно эти характеристики определяют, насколько успешно будет решена поставленная перед человеком задача по удовлетворению потребностей. Склонность к определённому типу деятельности может проявляться в разных видах труда (профессиях), а это значит, что она ещё не предопределяет узконаправленного профессионального выбора. Одни и те же склонность и способности можно реализовать в разных профессиях.
При известных обстоятельствах работа сама по себе, без материального стимулирования, может быть источником возникновения у человека состояния удовлетворенности собой. Это так, потому что физический и умственный труд так же естественны для человека, как игра или отдых. Кроме этого, человек часто принимает на себя ответственность, чтобы доказать свою значимость в коллективе, и, наконец, сам процесс творчества, присущий любому виду работы, процесс создания нового, до этого не существовавшего, — это тоже источник состояния удовлетворённости от работы как таковой.
Бодров В. А.
Назовите любую склонность человека к определённому типу деятельности, не названную в тексте. Приведите три примера того, как эта одна склонность может себя проявлять в разных профессиях. (Сначала указывайте склонность, затем приведите примеры, которые её иллюстрируют.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Решение
В правильном ответе должна быть названа одна любая склонность человека к определённому виду трудовой деятельности и приведены три примера, её иллюстрирующие:
- названа склонность: умение общаться с детьми;
- примеры:
— Олег любит детей, он внимательный, заботливый, терпеливый, коммуникативный, поэтому он выбрал профессию школьного учителя;
— Антон имеет отличную спортивную форму, развитое чувство справедливости, стремление защитить слабого, поэтому выбрал профессию военного;
— Алексей интересуется природными явлениями, наблюдает за звёздным небом, он усидчив и внимателен, скрупулёзно фиксирует свои наблюдения, строит гипотезы и стремится проверить их различными методами, он выбрал для себя профессию астронома.
Задача 10
Сегодня активно обсуждается проблема факторов и стимулов экономического развития в контексте модернизации российского общества. Среди них всё чаще называются научные знания, информация, профессиональные и культурные характеристики населения, персонала предприятия и организации, качество институтов и коммуникаций и т. п. нематериальные факторы, способные определять эффективность экономики. Для изучения этих нематериальных факторов/активов экономисты, а вслед за ними и философы, социологи, политологи стали использовать понятие «нематериального капитала». Однако чёткого его определения до сих пор не выработано. Часто он сводится к интеллектуальному или человеческому капиталу, в него иногда включают организационный капитал наряду с культурным.
В самом общем виде капитал можно отождествлять с богатством нации, которое представляет собой совокупность ресурсов, способных приносить доход, выгоды, блага на разных уровнях общества — отдельному человеку, предприятию, организации, территории, обществу в целом. При таком подходе выделяются три вида ресурсов (богатств): природные, капитал, созданный человеком, и нематериальный.
Россия значительно отстаёт от развитых стран по созданному человеком богатству (предприятия, дороги, школы, больницы и т. д.) на душу населения. «Проклятье газовой и нефтяной трубы» многими рассматривается как серьёзное препятствие для модернизации российского общества и его экономики, не позволяющее использовать современные нематериальные ресурсы. Но богатые природные ресурсы при правильном их использовании создают возможности для инвестиций в высокотехнологические отрасли и в развитие человеческого капитала. Проблема состоит в правильном понимании и выстраивании интересов общества, предприятий/корпораций и человека. По мнению главного экономиста Всемирного банка Г. Тиммера, России и некоторым другим евразийским странам, обладающим большим природным капиталом, можно многому научиться у таких стран, как Австралия, Канада, Чили и Норвегия, которые накопили огромный опыт управления своими природными богатствами. Эти страны достигли успехов в своем экономическом развитии во многом благодаря инвестициям в широкий спектр активов, в том числе в «неосязаемый» капитал — институты, образование, частное предпринимательство.
В зависимости от объёма и качества нематериального капитала на каждом уровне общество имеет свой темп развития в условиях настоятельной необходимости перехода к инновационной экономике. Нематериальный капитал — это комплекс долгосрочных ресурсов развития общества/предприятия/индивида, воплощённых в объектах, не имеющих физического, материального существования. При широком подходе он не сводится к интеллектуальному, или культурному, или человеческому капиталу. Некоторые исследователи рассматривают нематериальный капитал как совокупность накапливаемых и капитализированных знаний, информации и иных подобных ресурсов, как нематериальную составляющую основного капитала. Можно выделить человеческий, культурный, социальный и символический капиталы как составные элементы нематериального.
Отличительная особенность всех этих элементов — их тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Проявление и действие каждого элемента зависит от всех остальных. Например, при развитых человеческом и культурном капиталах отдача от них значительно ниже, чем в других странах с близкими показателями. Препятствия создают особенности социального капитала в стране, которые не дают полноценно использовать культурные и человеческие ресурсы для создания процветающего общества.
Авторы теории человеческого капитала Т. Шульц и Г. Беккер в середине 1960-х гг. выступили против традиционного подхода к экономическим отношениям. Шульц обратил внимание на необходимость принимать во внимание людей, действующих за кулисами математических формул экономистов. В своих работах он показал, что образовательный уровень населения предопределяет его способность использовать информацию и технологию для экономического развития. Он считал, что образование делает труд более производительным, а качественное здравоохранение сохраняет инвестиции в образование и даёт возможность людям участвовать в производстве. Г. Беккер развил эти идеи, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению. Он поставил вопрос об инвестициях в человека и отдаче от использования человеческого ресурса на протяжении всей его жизни. Благодаря этому подходу политики всё больше стали рассматривать образование как источник экономического роста.
Сегодня проблемы модернизации российского общества, перехода в так называемую информационную стадию развития находятся на первом месте среди актуальных и стратегических проблем развития страны. Можно с уверенностью сказать, что решение этих проблем безотлагательно требует комплексного развития таких элементов нематериального капитала, как человеческий, культурный, социальный. Эти виды капитала составляют основу для инновационного типа экономики, стимулирования инновационной деятельности. Мировой опыт показывает, что инновации рождаются преимущественно в конкурентной среде, когда большинство людей могут свободно реализовать свои мотивации. А для этого необходима соответствующая институциональная среда, доверие и безопасность в обществе.
Беляева Л. А.
Какие две социальные сферы, влияющие на потенциал человека, выделяемые авторами теории человеческого капитала, названы в тексте? Приведите по два примера, иллюстрирующих влияние каждой сферы на человеческий капитал. (Сначала указывайте сферу, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Решение
В правильном ответе должны быть названы две социальные сферы и приведены примеры, иллюстрирующие роль каждой из них:
- образование, например:
— полученные в процессе образования знания позволили сделать открытие, позволившее людям заменить некоторых рабочих на роботов, тем самым изменив рынок труда и спрос на человеческий капитал;
— квалифицированные рабочие, имеющие высокий уровень образования, способны работать на станках с числовым программным управлением, что существенно увеличивает производительность труда; - здравоохранение например:
— при качественном здравоохранении люди меньше болеют, что способствует увеличению среднего количества рабочих часов у трудящихся;
— увеличивается продолжительность жизни, и люди дольше остаются в категории экономически активного населения.
Задача 11
Государство возникло как гарант гражданских отношений, в основе которых лежат отношения собственности. История убедительно показывает, что эффективное социальное государство возникает при условии взаимодействия членов общества, свободно организованных в исторически сложившемся социально-национальном пространстве, с политикой государства, направленной на согласование интересов, создание материальных условий, трудовой мотивации и духовных факторов реализации потребностей.
В каждой отдельной стране социальное государство проходит свой исторический путь развития и принимает особые национальные формы. В фундаменте развития государственности в нашей стране лежала община как форма организации жизнедеятельности славянских племен. Для того, чтобы оградить свою территорию от набегов извне, земледельцы-славяне были вынуждены пойти на создание институтов государства — дружин во главе с князьями, которые и стали на русской земле прообразами государственных структур. Однако с самого начала община, создав для своей защиты государственную власть, не позволяла ей вмешиваться в дела «земли — мира», то есть общинно-семейные отношения.
Идея социального и производственного самоуправления проходит через общину, вече, земские соборы, институты земства к Советам народных депутатов, органам местного самоуправления и является основой политики и практики социального государства в России. Сердцевиной этой социальной традиции, развивавшейся через века, является служение народу и Отечеству, контроль за исполнительной властью — чиновничеством, бюрократией, чрезмерным обогащением в ущерб интересам общества. Реализация прав и свобод человека в России на протяжении веков осуществлялась через коллективизм русской общины, которая традиционно обладала такими демократическими инструментами и правами, как полное самоуправление, невмешательство центральной власти, гласное единодушное решение дел на сходке, совместное владение землей. Уникальный продуктивный духовный потенциал, работающий на идею социального государства, всегда несло в себе православие.
Попытки подменить соборно-коллективистский принцип самоуправления русского российского общества, как правило, всегда приводили к насилию, падению нравственности, войнам и массовым репрессиям. Но духовное ядро российского общества оказалось не затронуто. Здоровые общинно-коллективистские закономерности социального уклада брали верх и позволяли сохранять единство русского и ищущих у него защиты братских народов. Российское государство по отношению к объединившимся народам в первую очередь выполняло защитную функцию, а нерусским предоставляло помощь, не препятствовало в самобытном политическом, экономическом, культурном развитии, способствовало становлению их национального самосознания.
Русский народ и государство в процессе экспансии способствовали социально-политическому и социокультурному развитию присоединяемых территорий. Российская империя и СССР были в большей степени не колониальными, а социальными империями, защищавшими составлявшие их народы, особенно по границам, от уничтожения и вымирания. В стратегическом плане русский национальный политический и хозяйственный генотип всегда опирался на систему этики мирного сосуществования и сотрудничества гуманистических культур, идеологий и религий.
В конце ХХ века идеологи и сторонники элитаризма и материального обогащения ради личного или группового обогащения, используя цепь стратегических социально-политических и экономико-технологических просчётов советских политиков, подвели российское общество к той роковой черте, за которой под демократическими лозунгами произошла криминально-буржуазная революция в интересах меньшинства. Искусственно вызванным системным материальным и духовным кризисом не замедлили воспользоваться те силы, которые всегда выступали против идеи социального государства в пользу элитарного потребительства и максимизации прибыли. Они пытались превратить Россию в страну-донора периферийного капитализма. Но российское сознание на протяжении последних четырёх веков формировалось в условиях сменяющих друг друга военных побед и поражений. Это привело к закалке и стойкости русского духа: знаний, памяти, ценностных ориентаций, убеждений, веры и воли. Время и интенсивный исторический опыт выковали русский национальный характер и его стратегию жизни: довольствоваться малым и собирать ресурсы для великого — во имя правды и социальной справедливости. Эта жизненная патриотическая пози- ция продолжает работать и сегодня в обстановке «радостей» и «ужасов» современного российского капитализма, в условиях разворачивающихся процессов цивилизационной глобализации.
Левашов В. К.
Какие принципы, ставшие основой политики и практики социального государства в России, названы в тексте? Укажите любые два принципа и приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из них. (Сначала указывайте принцип, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Решение
В правильном ответе должны быть названы два принципа и приведены примеры, иллюстрирующие каждый из них:
- служение народу и Отечеству, например:
— в начале XVII века в России была преодолена Смута, изгнаны польские и шведские интервенты в результате действий народного ополчения по руководством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского;
— Н. И. Пирогов. Великолепный хирург, автор анатомического атласа, во время Крымской войны в 1854 году он прибыл в осаждённый врагами Севастополь с группой единомышленников-коллег. Спасая раненых солдат, Пирогов ввёл множество новшеств, позволивших улучшить уход за ранеными, во многих случаях избегая ампутации конечностей; - государственный и общественный контроль за действиями чиновников, бюрократией:
— в соответствии с законом все государственные служащие обязаны каждый год подавать в налоговую инспекцию декларацию о своих доходах;
— в соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право обращаться в органы государственной власти с жалобами, заявлениями, в том числе и на действия чиновников, может обращаться в прокуратуру, защищать своё нарушенное право в суде.
Задача 12
Высшее образование выступает значимым элементом образовательной траектории человека. На сегодняшний день это практически единственный демократичный инструмент вертикальной мобильности и построения успешной жизненной карьеры молодого человека. В настоящее время все граждане страны, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидностью), имеют законодательное право получать образование, в том числе высшее. Но возможности и условия реализации этого права на практике неодинаковы для разных социальных групп граждан.
Представители каждой социально уязвимой группы используют различные ресурсы для преодоления барьеров, возникающих на пути получения высшего образования. До недавнего времени учащиеся с инвалидностью в вузах нашей страны были скорее исключением. Высшее образование такие люди могли получать лишь в нескольких вузах по стране. Но с каждым годом предложение образовательных программ для инвалидов со стороны высших учебных заведений растёт.
Ребёнок-инвалид гораздо больше времени (порой всё время), чем обычный ребёнок, проводит дома, а значит, можно говорить о ведущей роли семьи в формировании личности, мировоззрения, жизненных устремлений, в частности, влиянии на выработку образовательной стратегии и мотивации к получению образования. Одним из значимых факторов, оказывающих влияние на формирование мотивации к получению высшего профессионального образования учащимися с инвалидностью, является социокультурный капитал семьи. Здесь имеется в виду уровень материальной обеспеченности, состав семьи (наличие/отсутствие обоих или одного из родителей), уровень образования родителей, их статус и т. п.
Играя доминирующую роль в целом в жизни ребёнка с инвалидностью, семья может выступать как ресурсом, так и барьером на пути его успешной адаптации и интеграции в социум. Формируя или не формируя, поддерживая или не поддерживая мотивацию ребёнка-инвалида на продолжение образования после окончания школы, семья может повышать его шансы на более успешное взаимодействие с обществом и на полноценную жизнь. Либо семья, напротив, является своеобразным барьером, не позволяющим ребёнку-инвалиду реализовать свой потенциал.
Большинство родителей детей с ограниченными возможностями считают желательным для своего ребёнка получение высшего образования, т. е. уровень притязаний для данной социальной группы довольно высок. Позиция родителей понятна. Профессионально образованный человек, специалист может претендовать на более выгодные условия при дальнейшем трудоустройстве, что существенно облегчает бремя семьи, воспитывающей особого ребёнка. К тому же такие люди гораздо легче интегрируются в социум, не чувствуют себя исключенными или несчастными, снижаются моральные издержки семьи и общества в целом. Не последнюю роль в стремлении к получению высшего образования играет сложившаяся на сегодняшний день практика, когда даже на весьма незначительные должности требуется обязательно сотрудник с высшим образованием.
Порой у детей этой группы наблюдаются завышенные требования, часть из них нацелена на поступление в такие вузы, как, например, МГУ и МГИМО, без достаточных на то оснований, как раз потому что они инвалиды и потому что как бы априори они имеют преимущества (льготы) перед теми, кто не имеет инвалидности. Среди них встречаются ребята действительно одарённые, талантливые, которым там самое место, но большинство имеет неоправданные ожидания. И эти ожидания подогреваются родителями, которые занимают потребительскую позицию из серии «нам все должны».
Таким образом, существует связь между желанием ребёнка поступать в вуз и социально-демографическими характеристиками его семьи. Чем «богаче» социальный ресурс семьи (в том числе выше образовательный статус родителей), тем больше вероятность того, что ребёнок будет стремиться получать высшее образование. В таких семьях наряду с медицинской реабилитацией уделяется большое внимание образованию, всестороннему развитию ребёнка. Свою роль играют и родительские амбиции. В ситуации неравенства физических возможностей обычных учащихся и учащихся с инвалидностью семья выступает одним из базовых ресурсов, позволяющих преодолевать этот барьер.
Колесникова Е. Ю., Новикова Е. М.
Какие противоположные роли семьи в адаптации и интеграции ребёнка-инвалида названы в тексте? Укажите две роли и приведите по два примера, иллюстрирующих проявление каждой из них. (Сначала указывайте роль, затем приводите примеры, которые иллюстрируют её проявление; в совокупности должно получится 4 примера)
Решение
В правильном ответе должны быть названы две роли и приведены примеры, иллюстрирующие каждую из них:
- ресурс, например:
— семья создаёт условия для укрепления здоровья ребёнка — посещение бассейна, выполнение оздоровительных процедур, тем самым обеспечивая физическую возможность для дальнейшего обучения;
— семья работает над интеллектуальным и творческим развитием — посещение кружков, организация обучения на дому; - барьер, например:
— семья стесняется особенного ребёнка, закрывается от социума в своём ограниченном пространстве;
— семья принимает ситуацию такой, как есть, и ничего не предпринимает для развития ребёнка.
Задача 13
Процесс возрождения казачества в постсоветской России насчитывает почти четверть века. На протяжении последних десяти лет наблюдается стабильный рост количества и численного состава казачьих обществ (КО) Всевеликого Войска Донского (ВКО ВВД), а также увеличение доли казаков в органах самоуправления и местной администрации Юга России, что уже сегодня позволяет говорить о казачестве как о серьёзной социальной и политической силе в данном регионе.
Было выделено несколько факторов, способствующих воспроизводству казачества как особой, специфической социальной общности: 1) территориальный фактор; 2) административный фактор; 3) экономический фактор и 4) ценностно-культурные факторы. Влияние территориального фактора наиболее ощутимо в местах традиционного проживания казаков, в частности, в регионах локализации ВКО ВВД, где имеется достаточно разветвлённая сеть хуторских КО. Вместе с тем, проблема юридического статуса казачьих земель (казаки настаивают на общинной земельной собственности) на сегодняшний день продолжает оставаться нерешённой наряду с проблемой «территориальной реабилитации» казачества.
Действие административного фактора проявляется не только в развитии и функционировании атаманского управления внутри самого казачества, но и в активном проникновении казаков во властные структуры и органы местного управления. Так, высшее руководство ВВД в полном составе входит в состав администрации Ростовской области (РО), в которой в качестве сотрудников различных департаментов заняты 24 казака. В целом же картина численной представленности казаков ВКО ВВД в российских органах власти выглядит следующим образом: в органах государственной власти субъектов Федерации — 60 чел., главы муниципальных районов или городских округов — 39 чел., главы сельских поселений — 220 чел., депутаты в муниципальных образованиях — 658 чел.
Воздействие экономического фактора является наиболее слабым. Хотя в среде казачества существуют предприниматели, торговое казачество, ведётся собственное строительство, основные денежные средства на развитие ВКО ВВД поступают по государственным программам из регионального бюджета и не являются ресурсом самого казачества.
Ядро ценностно-культурных факторов составляют, прежде всего, транслируемые из поколения в поколение кредо «служения вере и Отечеству» и специфическое, типично казачье отношение к свободе. Именно они лежат в основе казачьего самосознания, сплачивают казачество и обусловливают его культурную самобытность. Ими во многом определяются житейские и социальные практики в среде казачества. Не последнее место среди ценностно-культурных факторов занимает также стремление казачества восстановить утраченные за годы советской власти престиж и положение в структуре государственной власти и в обществе.
В настоящее время Донское казачество находится в весьма выгодном по сравнению с другими социальными и этническими группами региона положении в плане соперничества за значимые для его существования ресурсы. Но несмотря на то, что более 80 % господдержки направляется на привлечение казаков к государственной и иной службе, реальная доля реестровых казаков Юга России, занятых на госслужбе, остаётся весьма низкой — всего 13,5 процентов. Донские казаки отдают предпочтение иным сферам профессиональной деятельности, наиболее популярными из которых оказываются сельское хозяйство, предоставление бытовых услуг, торговля, строительство и операции с недвижимостью.
Одним из важнейших направлений в деятельности ВКО ВВД является казачье образование. Начало его формирования пришлось на середину 2000-х гг. Система казачьего образования охватывает процесс обучения и воспитания, что выражается в введении дополнительных предметов и воспитании нравственных качеств, присущих казакам. На данный момент Донское казачество располагает собственной развитой многоуровневой системой образования, начиная от дошкольного и кончая высшим и дополнительным. Только на территории Ростовской области она объединяет около 170 образовательных учреждений. Среди них 6 кадетских корпусов (4 областного и 2 федерального подчинения), 6 профессиональных училищ, 117 муниципальных общеобразовательных казачьих школ, 1 казачий детский дом, 12 казачьих центров дополнительного образования, 28 казачьих детских садов. В Новочеркасске на базе Южно-Российского государственного технического университета (ЮРГТУ) создан НИИ истории казачества и развития казачьих регионов, а сам университет носит статус казачьего с присвоением ему имени Матвея Платова. Отсюда можно сделать вывод: из всех направлений деятельности казачества казачье образование развивается наиболее динамично и оказывает наибольшее влияние на его будущее как социальной общности.
Козловский В. В., Кудряков И. О.
Какие процессы, названные в тексте, охватывает система казачьего образования? Укажите два процесса и приведите по два примера, иллюстрирующих каждый процесс. (Сначала указывайте процесс, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.)
Решение
В правильном ответе должны быть названы два процесса и приведены примеры, иллюстрирующие каждый из них:
- обучение, например:
— в образовательных программах казачьих школ предусмотрены часы на изучение истории казачества;
— воспитанники казачьих школ изучают основы военного дела; - воспитание, например:
— в казачьих школах большое внимание уделяется воспитанию дисциплины и патриотизма;
— программа воспитания в казачьих школах основана на формировании православных ценностей.
Задача 14
Лоббизм сопровождает человеческие общества не одну тысячу лет. При этом он всегда отличался стабильным функциональным наполнением. Термин «лобби» пришёл в английский язык из средневековой латыни и первоначально обозначал крытую площадку для прогулок, коридор. Лобби, лоббизм, лоббирование (от англ. lobby — букв.: кулуары) — действия государственных органов, направленные на поддержку отдельных отраслей и сфер регионов, предприятий, социальных групп, продиктованные не объективной необходимостью, а заинтересованностью.
Лоббисты в лице представителей власти способствуют своим подопечным в получении выгодных государственных заказов, кредитов, помощи, льгот, лицензий, благоприятных условий экономической, коммерческой деятельности, в создании и регистрации новых организаций, в подавлении конкурентов.
В XX–XXI вв. лоббизм приобрёл статус легальных действий, регулируемых законодательством. В западной литературе чаще всего употребляются два определения лоббизма. Первое: лоббизм — это реализация права каждого гражданина обращаться с ходатайством к своему правительству. Второе: лоббизм — это профессиональная деятельность либо сотрудников, либо специальных консультантов, нанятых компаниями, деловыми и профессиональными ассоциациями, профсоюзами и прочими группами для представления интересов этих организаций в процессе формирования государственной политики. Именно интерес выступает в качестве такого «свойства» указанных групп, которое объединяет данную группу в нечто единое и в то же время отделяет её от других общностей c иными характеристиками социального положения и иными интересами. Само представительство интересов возможно только при главенстве плюрализма.
Лоббизм можно разделить на несколько категорий: социальный, этнический, экономический, политический, экологический. Социальный лоббизм можно характеризовать как инициирование или подготовку решений в законодательной области представителями групп интересов в сферах здравоохранения и социального обеспечения. К этническому лоббизму можно отнести оказание поддержки представителями определённого этноса своим соплеменникам, их организациям, национальному бизнесу. Этнический лоббизм — один из наиболее эффективных инструментов претворения экономических, политических и культурных интересов народов.
Экономический лоббизм в большинстве случаев сосуществует с политическим лоббизмом. Нередко в СМИ приходится наблюдать, что во время подписания каких-либо соглашений главами государств около них находится целый «десант» предпринимателей, консультантов и чиновников. В основном представители бизнеса приезжают с конкретными предложениями, а чиновники занимаются юридическим сопровождением интересов частного бизнеса. Основная их миссия заключается в том, что они могут придать практически любой сделке статус легальной; запросить любую информацию у государственных органов; инициировать обсуждение той или иной проблемы на законодательном уровне или, наоборот, блокировать ту или иную инициативу; ходатайствовать в инстанции на международном уровне и др. Одним словом, экономический лоббизм — это продвижение корпоративных интересов в сфере экономики с выгодой для корпораций. При этом экономические лоббисты не забывают и себя.
Экологический лоббизм поддерживают крупные трансконтинентальные компании, что особенно актуально в период проведения акций, предшествующим торговым войнам. Торговые войны — распространённое экономическое явление в эпоху глобализации; их основная задача — стремление к монопольному доминированию на рынках сбыта. Тематика экологии вписывается в контекст корпоративной культуры с акцентом на уникальные технологии сохранения экологии. Экологический лоббизм в ТЭК способствует росту цен. Например, разработка новой модификации марки бензина или дизеля идёт в ногу с развитием отрасли двигателестроения. Это касается практически всех отраслей от мотоспорта до авиастроения.
На определённых уровнях постулаты экологического лоббизма используют страны в качестве налоговых стимулов либо санкций. Экологический лоббизм является важной составляющей маркетинговых компаний крупнейших мировых концернов. Тема экологии достаточно часто звучит в посланиях различных политических партий. Нередко их политические акции затрагивают актуальные и злободневные социальные проблемы. Экологический лоббизм является одним их наиболее перспективных видов лоббизма. Экологическая тема актуальна из-за резкого спада качества жизни в крупных городах.
Лоббистские группы используют самые разнообразные методы воздействия для реализации своих целей: подготовку и возбуждение судебных исков, организацию утечки информации, прямое давление при помощи компроматов и угроз; скрытое давление в форме личных контактов, доверительных отношений; воздействие на общественное мнение; различные формы гражданского протеста и неповиновения.
Часто встречающейся классификацией является деление лоббизма на прямой, когда проводится целенаправленная работа непосредственно с субъектом принятия решения, и косвенный, когда организуются специальные кампании с целью формирования определённого мнения у субъекта принятия решений по нужному вопросу.
Арутюнян А. С.
Какие две классификации методов лоббизма названы в тексте? Приведите по два примера, иллюстрирующих каждую из этих классификаций. (Сначала указывайте классификацию, затем приводите примеры, которые её иллюстрируют.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Решение
В правильном ответе должны быть названы две классификации методов и приведены примеры, иллюстрирующие каждый из них:
- прямой, например:
— группа предпринимателей обратилась к депутатам с просьбой ввести налоговые каникулы;
— органы местного самоуправления города N организовали публичные слушания об открытии гипермаркета; - косвенный, например:
— организовать общественное движение массового протеста против строительства мусороперерабатывающего завода в новом микрорайоне;
— в газете «Вперёд» были опубликованы мнения политологов о негативных последствиях какой-либо законодательной инициативы по изменению правил дорожного движения.
Задача 15
Назовите любые три юридических основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя и проиллюстрируйте примером каждое из них. (Сначала назовите основание, затем приведите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Решение
Могут быть названы и проиллюстрированы следующие основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя:
- сокращение численности штата (в связи с падением спроса на продукцию предприятие А было вынуждено сократить 20 % работников);
- несоответствие работника занимаемой должности (проведённая аттестация работников показала, что уровень образования сотрудника В. не соответствовал требованиям квалификационной категории, поэтому он был уволен);
- сообщение работником ложных сведений о себе (работодатель узнал, что при поступлении на работу М. сообщил неверные сведения о своем образовании, опыте работы и местожительстве).
Задача 16
Политическая система представляет собой комплекс институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества. Это прежде всего институты и органы управления, руководства и координации политической жизни. Центральным или осевым институтом политической системы является государство.
Без государства нет политической системы. Государство — концентрированное воплощение идеи политического. Именно вокруг государства группируются остальные политические институты, борьба между различными социально-политическими силами разворачивается прежде всего за завоевание государственной власти и рычагов государственного управления. Государство по своему существу призвано обеспечить целостность и единство институтов и агентств, выполняющих разнообразные функции управления. Например, политические партии, избирательная система, система представительства и т. д. немыслимы взятые сами по себе, вне их связи с государством. Оно реализует отношения власти и контроля в обществе. В этом контексте государство представляет собой базисную структуру правления и порядка в обществе.
Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес, оно есть главный инструмент реализации власти, главный субъект суверенитета. Государство представляет все общество в совокупности, им и от его имени принимаются все без исключения властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения всеми ими. Это, собственно говоря, основная форма политической интеграции общества на строго ограниченной географической территории. В самом государстве центральное место занимают парламент, правительство, административный аппарат, суд, прокуратура и т. д.
Высшие органы государственной власти в лице главы государства и его аппарата, правительства, парламента и судебных органов в совокупности играют роль управляющей подсистемы, составные компоненты которой связаны между собой сложными функциональными отношениями. Они принимают решения общенационального значения, обязательные для исполнения как всеми без исключения звеньями государственного аппарата, так и гражданами. Каждый из высших органов государственной власти обладает реальной структурно-функциональной определённостью, установленной конституцией. Высшие органы государственной власти обладают определённой самостоятельностью по отношению друг к другу.
(К. С. Гаджиев)
Как автор называет подсистему, в состав которой входят высшие органы государственной власти? Назовите любые две другие не названные в тексте подсистемы политической системы. Назовите по одному элементу каждой из них и поясните их функционирование .
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- ответ на вопрос — управляющая;
- приведены подсистемы и указано по одному элементу каждой из них, например:
- нормативная (законы, политические обычаи и традиции регулируют поведение субъектов политики (высших должностных лиц, лидеров политических партий, политических объединений), устанавливают их полномочия, ответственность и правила взаимодействия);
- коммуникативная (политические организации, СМИ, органы, ответственные за PR, в ходе избирательной кампании перенаправляют информационные потоки, обеспечивая согласованность в управлении и во взаимодействии различных политических институтов);
- культурно-идеологическая (политическая культура участников, политическая психология и идеология, ценности, идеалы влияют на политическую ситуацию в стране в целом и способствуют модернизации политической системы общества).