Задание 20. Работа с текстом. Приведение аргументов. ЕГЭ 2026 по обществознанию

За это задание ты можешь получить 3 балла. На решение дается около 8 минут. Уровень сложности: высокий.
Средний процент выполнения: 24.7%
Ответом к заданию 20 по обществознанию может быть подробный ответ (нужно дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).

Задачи для практики

Задача 1

Люди рождаются со своими уникальными талантами и способностями. В течение жизни природные дары человек использует в профессиональной трудовой и в повседневной деятельности. Но некоторые способности не находят своего практического применения, поэтому они часто превращаются в хобби.

Хобби — это увлечение, определённая деятельность, которая приносит увлечённому человеку моральное удовлетворение, делает его жизнь насыщенней и интересней. Кроме этого, хобби способствует самореализации личности, расширяет кругозор человека, помогает ему справиться со стрессом и найти новых друзей. Очень часто хобби становится значительной частью жизни человека и имеет для него очень большое значение.

Основное назначение хобби — приносить человеку радость, помогать отвлечься от проблем и отдохнуть. Некоторые увлечения, например рукоделие, могут приносить и ощутимую пользу. Мастерица может порадовать и себя, и близких эксклюзивными вещами, сделанными своими руками. В некоторых случаях хобби становится источником заработка — основного или дополнительного. Но это возможно только при высоком уровне мастерства и при востребованности результатов творчества.

Многообразие хобби поражает, однако среди них можно выделить основные группы увлечений: коллекционирование, спорт, рукоделие, резьба по дереву, чеканка, выжигание, гончарное искусство. Самые творческие и неординарные личности выбирают в качестве хобби фотографирование, рисование, сочинение музыки, написание стихов или художественных произведений. Благодаря распространению компьютерных технологий, некоторые увлекаются программированием или веб-дизайном. Такое хобби требует специальных знаний и умений, но может являться и источником дохода. А вот увлечение компьютерными играми и социальными сетями может привести к появлению психологической зависимости.

Выбирая хобби, стремитесь найти такое времяпрепровождение, которое по-настоящему затянет вас, раскрасит вашу жизнь яркими красками, подарит ощущение счастья и причастности к чему-то прекрасному.

(С. Антропов)

Автор пишет, что «люди рождаются со своими уникальными талантами и способностями». Используя текст и обществоведческие знания, приведите два аргумента, подтверждающие, что хобби способствует развитию способностей до уровня таланта.

Формат ответа

  1. Первый аргумент – сначала занятия ______________ для детей может быть просто увлечением, но, уделяя много времени своему хобби, они могут научиться очень хорошо _________ и занимать первые места место на межгалактических соревнованиях по ___________, таким образом, хобби способствует развитию способностей у людей до уровня таланта или даже гениальности;
  2. Второй аргумент - ... - тут придумай сам, по такому же принципу, но, конечно, первый аргумент должен чуть-чуть отличаться от второго аргумента, чтобы экспертусы засчитали
Решение

Аргументы, подтверждающие, что хобби способствует развитию способностей до уровня таланта:

  1. Сначала занятия баскетболом для детей может быть просто увлечением, но, уделяя много времени своему хобби, они могут научиться очень хорошо забрасывать мяч в корзину и занимать первые места место на межгалактических соревнованиях по баскету, таким образом, хобби способствует развитию способностей у людей до уровня таланта или даже гениальности
  2. Занятия в кружке живописи развивают у ребёнка чувство цвета, воображение, эстетический вкус, во взрослом возрасте это может перерасти в дело всей жизни, когда человек станет талантливым дизайнером благодаря качествам, которые сформировались во время занятий хобби
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 2

Есть мнение, что необходимо постоянно повышать свои коммуникативные навыки, больше общаться, углублять свои знания закономерностей общения. Используя обществоведческие знания, приведите два аргумента за и один аргумент против данного утверждения. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

Решение

В правильном ответе могут быть следующие аргументы:

  1. аргумент за: постоянная практика общения с разными людьми обогащает словарный запас и развивает способность более точно формулировать собственные мысли;
  2. аргумент за: частая практика общения с разными людьми позволяет научиться более тонко разбираться в психологии и настроении разных людей, а значит, позволит находить общий язык с самыми разными людьми;
  3. аргумент против: общение, как и другие виды деятельности, требует времени и затрат энергии. Слишком большое количество общения может вызывать у человека чувство усталости и опустошённости.

Могут быть приведены другие аргументы в соответствии с требованием задания.
Засчитываются только аргументы, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве аргументов).

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 3

Люди рождаются со своими уникальными талантами и способностями. В течение жизни природные дары человек использует в профессиональной трудовой и в повседневной деятельности. Но некоторые способности не находят своего практического применения, поэтому они часто превращаются в хобби.

Хобби — это увлечение, определённая деятельность, которая приносит увлечённому человеку моральное удовлетворение, делает его жизнь насыщенней и интересней. Кроме этого, хобби способствует самореализации личности, расширяет кругозор человека, помогает ему справиться со стрессом и найти новых друзей. Очень часто хобби становится значительной частью жизни человека и имеет для него очень большое значение.

Основное назначение хобби — приносить человеку радость, помогать отвлечься от проблем и отдохнуть. Некоторые увлечения, например рукоделие, могут приносить и ощутимую пользу. Мастерица может порадовать и себя, и близких эксклюзивными вещами, сделанными своими руками. В некоторых случаях хобби становится источником заработка — основного или дополнительного. Но это возможно только при высоком уровне мастерства и при востребованности результатов творчества.

Многообразие хобби поражает, однако среди них можно выделить основные группы увлечений: коллекционирование, спорт, рукоделие, резьба по дереву, чеканка, выжигание, гончарное искусство. Самые творческие и неординарные личности выбирают в качестве хобби фотографирование, рисование, сочинение музыки, написание стихов или художественных произведений. Благодаря распространению компьютерных технологий, некоторые увлекаются программированием или веб-дизайном. Такое хобби требует специальных знаний и умений, но может являться и источником дохода. А вот увлечение компьютерными играми и социальными сетями может привести к появлению психологической зависимости.

Выбирая хобби, стремитесь найти такое времяпрепровождение, которое по-настоящему затянет вас, раскрасит вашу жизнь яркими красками, подарит ощущение счастья и причастности к чему-то прекрасному.

(С. Антропов)

Автор пишет, что «люди рождаются со своими уникальными талантами и способностями». Используя текст и обществоведческие знания, дайте определение способностей человека, назовите три уровня развития способностей. Приведите два примера или аргумента, подтверждающие, что хобби способствует развитию способностей до уровня таланта.

Формат ответа

  1. Способности – …
  2. Три уровня развития способностей: … (вспоминаем наш самый первый веб, где я рассказываю об этом)
  3. Хобби способствует развитию до уровня таланта:
  4. - Сначала занятия _____ были для Яны Жуковой увлечением, но, уделяя много времени своему хобби, она стала очень хорошо ____ и заняла первое место на межгалактический соревнованиях по ____, таким образом, хобби способствовала развитию способностей Яны до уровня таланта.
    - придумай сам, но по типу должно шушуть отличаться от первого примера, чтобы экспертусы засчитали
Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. способности — это свойства личности, позволяющие ей успешно выполнять какую-либо деятельность;
  2. три уровня развития способностей:
    — одараенность;
    — талант;
    — гениальность;
  3. хобби способствует развитию способностей до уровня таланта:
    — Сначала занятия баскетболом были для Ксюши Родиной увлечением, но, уделяя много времени своему хобби, она стала очень хорошо забрасывать мячи в корзину и заняла первое место на межгалактический соревнованиях по баскету, таким образом, хобби способствовало развитию способностей Ксюши до уровня таланта или даже гениальности;
    — Занятия в кружке живописи развивают у ребёнка чувство цвета, воображение, эстетический вкус, во взрослом возрасте это может перерасти в дело всей жизни, когда человек станет талантливым дизайнером благодаря качествам, которые сформировались во время занятий хобби
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 4

В современном обществе под культурой понимаются все духовные и материальные ценности, созданные человеческим сообществом. Ее обычно подразделяют на материальную (здания, дороги, линии связи, предметы быта и т.д.) и духовную культуру (язык, религия, научные представления, теории, убеждения людей и т.д.). В социологии под культурой подразумевается то в социальной жизни, что не определяется биологической природой человека – инстинктами; это искусственное образование, созданное совместными действиями многих поколений людей и воссоздаваемое, поддерживаемое каждым поколением и группой.

Каждое поколение и каждая группа не только воссоздают и поддерживают определенные формы социальной жизни, но и вносят свои изменения, преломляет культуру через свой социальный опыт, свое отношение к обществу и другим поколениям и группам. Поэтому можно говорить не только о культуре цивилизации, но и об исторических типах культуры (например, рабовладельческая культура, культура эпохи Возрождения и др.) и о групповых субкультурах (например, субкультура врачей, инженеров, ветеранов, молодежи, военнослужащих). Все структурные компоненты культуры состоят из определенных элементов, которые представляют собой, во-первых, ценности, которые могут быть как идеальными представлениями людей, социальных групп, общества, так и материальными предметами, имеющими функциональное значение в данном обществе. Другим элементом культуры являются социальные нормы, под которыми мы понимаем определенные правила, положения, осуществляющие руководящую функцию по отношению к определенным социальным группам.

Социальные нормы регулируют индивидуальное и групповое взаимодействие в данной социальной группе или обществе, они требуют от индивидов в каждой ситуации действий определенного типа.

Так как социальные нормы являются составным элементом культуры, их часто называют социокультурными нормами. С развитием культуры видоизменяются и социокультурные нормы.

(По Б.А Исаеву)

В ходе дискуссии участники высказали две противоположные позиции относительно политической рекламы: одни утверждали, что она вредна и должна быть исключена из избирательных кампаний, другие, напротив, считали ее полезной. Приведите два аргумента за и два против. (Каждый аргумент должен быть представлен в виде развернутого предложения. Всего необходимо привести четыре аргумента.)

Решение

Вред:

1) Политическая реклама вредна для общества, потому что недобросовестные кандидаты имеющие большие финансовые средства, могут через политическую рекламу улучшить свой политический имидж и собрать больше голосов.
2) Политическая реклама вредна, потому что на неё тратятся большие деньги, в то время как кандидаты или партии могли бы потратить эти средства, напрямую помощь своим избирателям.
3) Политическая реклама может провоцировать конфликты между партиями, кандидатами и их сторонниками.

Польза:

1) Политическая реклама полезна, потому что благодаря рекламе кандидаты, уровень поддержки которых не очень большой, могут быстро увеличить количество своего электората.
2) Благодаря политической рекламе может развиваться уровень политической культуры. Граждане, у которых нет большого количества времени разбираться с программами партий, благодаря политической рекламе хотя бы поверхностно смогут быть в курсе различных политических сил и их позиций.

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 5

Есть мнение, что социальный конфликт способен оказать позитивное влияние на общественную жизнь. Приведите три развёрнутых аргумента в подтверждение этого мнения.

Решение

1) Благодаря социальному конфликту, его участники могут выявить насущные проблемы, которые препятствовали им в том или ином деле, что поспособствует росту взаимопонимания и сплочённости.
2) С помощью социального конфликта его участники смогут поделиться своим видением той или иной ситуации, а также узнать мнение других. Такая возможность высказать свои чувства и показать эмоции может снизить социальную напряжённость, что важно для стабильности и гармонии в обществе.
3) Социальный конфликт, по своей природе, предполагает в том числе и более жёсткие формы "столкновения" мнений, что неблагоприятно как для общества и социальных групп, так и для одного конкретного человека. После таких инцидентов, например - драки, со всеми ее вытекающими последствиями, люди будут понимать, что конфликты стоит решать иным путём.

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 6

В современном обществе под культурой понимаются все духовные и материальные ценности, созданные человеческим сообществом. Ее обычно подразделяют на материальную (здания, дороги, линии связи, предметы быта и т.д.) и духовную культуру (язык, религия, научные представления, теории, убеждения людей и т.д.). В социологии под культурой подразумевается то в социальной жизни, что не определяется биологической природой человека – инстинктами; это искусственное образование, созданное совместными действиями многих поколений людей и воссоздаваемое, поддерживаемое каждым поколением и группой.

Каждое поколение и каждая группа не только воссоздают и поддерживают определенные формы социальной жизни, но и вносят свои изменения, преломляет культуру через свой социальный опыт, свое отношение к обществу и другим поколениям и группам. Поэтому можно говорить не только о культуре цивилизации, но и об исторических типах культуры (например, рабовладельческая культура, культура эпохи Возрождения и др.) и о групповых субкультурах (например, субкультура врачей, инженеров, ветеранов, молодежи, военнослужащих). Все структурные компоненты культуры состоят из определенных элементов, которые представляют собой, во-первых, ценности, которые могут быть как идеальными представлениями людей, социальных групп, общества, так и материальными предметами, имеющими функциональное значение в данном обществе. Другим элементом культуры являются социальные нормы, под которыми мы понимаем определенные правила, положения, осуществляющие руководящую функцию по отношению к определенным социальным группам.

Социальные нормы регулируют индивидуальное и групповое взаимодействие в данной социальной группе или обществе, они требуют от индивидов в каждой ситуации действий определенного типа.

Так как социальные нормы являются составным элементом культуры, их часто называют социокультурными нормами. С развитием культуры видоизменяются и социокультурные нормы.

(По Б.А Исаеву)

В тексте подчеркивается, что вместе с развитием культуры изменяются и «социокультурные нормы». Опираясь на знания обществознания, приведите два собственных аргумента, которые подтверждают положительное влияние этого процесса. Также выскажите два предположения о возможных негативных последствиях такой динамики. (Каждый аргумент и каждое предположение должны быть представлены в виде развернутых предложений.)

Решение

За изменения:
1) Социальные нормы должны меняться, для того чтобы не переносить в будущее неверно сложившиеся стереотипы прошлого. Так как общество идёт по пути гуманизации,оно должно отказываться от тех ценностей, которые противоречат этому принципу.
2) Социальные нормы должны меняться, для того чтобы сглаживать конфликты между поколениями. Часто непринятие социальных норм более старшим поколением является причиной конфликтов с более молодым поколением. Изменение социальных норм должно подталкивать более взрослые поколения смиряться и принимать новую действительность.
3) Поскольку устаревшие нормы могут ущемлять права отдельных групп населения (например, по признаку пола, расы или национальности), их изменение способно создать условия для большего равенства в обществе, а также обеспечить реализацию прав и свобод для всех граждан.
4) Трансформация норм может способствовать развитию многообразия в обществе (например, этнического или религиозного), что, в свою очередь, повышает уровень терпимости и взаимопонимания между людьми.
Против изменений:
1) Общество может быть не готово к изменению социальных норм и попытка их изменить может вызвать отторжение, особенно консервативной части общества.
2) Есть некоторые ценности, которые не должны меняться с ходом времени. Ценности человеческой жизни, чести и достоинства, личной неприкосновенности должны оставаться неизменными на протяжении длительного времени. Попытка изменить их или трансформировать, может привести общество к более авторитарным формам управления.
3) Изменение социокультурных норм может привести к утрате национальных традиций, ослаблению национальной идентичности и утрате четких нравственных ориентиров.

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 7

Используя обществоведческие знания, сформулируйте три довода, которые подчеркивают важность правового государства для для обеспечения правомерного и законного поведения граждан. (Каждый довод должен быть представлен в виде развернутого предложения.)

Решение

1) Наличие независимой судебной системы в правовом государстве обеспечивает справедливое рассмотрение дел и защиту законных интересов граждан, что, в свою очередь, способствует доверию к правосудию и уменьшает вероятность правонарушений, так как люди знают, что за их действиями будет следить объективный и беспристрастный суд.
2) Система правовых норм и институтов, существующая в правовом государстве, способствует формированию правосознания у граждан, что позволяет им осознавать свои права и обязанности, а также ответственность за нарушение закона, тем самым стимулируя их к соблюдению правил.
3) Правовое государство основано на практической реализации прав и свобод граждан, при этом их полноценная полноценная реализация возможна только при правомерном и законном поведении граждан.

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 8

Пройдя достаточно длительный путь развития, социология стала наукой, задача которой – изучение постоянно изменяющегося общества. Социологические исследования выявляют модели и закономерности различных социальных связей и, опираясь на эти общие модели и закономерности, пытаются показать (а иногда и предсказать), почему определённые явления и события происходят именно в это время и в этом месте.

Многие социологические работы описательны, они показывают внешние свойства социальных действий и событий – вербально и посредством цифр. <...> Так, описаны модели социальных ценностей и социальных изменений, отклоняющегося поведения и семейной жизни. Выявлены взаимосвязи между социальным классом и воспитательными целями, между структурой организации и системой информации, средой проживания и семейными формами, технологией и стилем руководства. Перечисленные зависимости представляют собой простые социологические объекты, но в действительности социолог сталкивается с весьма многогранными взаимосвязанными социальными процессами.

Первостепенные объекты социологического исследования — общности людей и имеющиеся в них социальные структуры и процессы, развитие и изменение этих структур и процессов. Социолог интересуется моделями и закономерностями социального мира. Социальные факты являются, как правило, более широкими и многосторонними, чем в обыденном мировосприятии. К социальным фактам относятся, например, бюрократия, перенаселение, преступность, безработица. Такие факты возможно изучать только в совокупности всех общественных явлений, связанных с ними и вовлечёнными в их среду. <...> Социология базируется на фактах и оперирует теориями, т.е. социология эмпирична и теоретична. В этом смысле её можно считать «консервативной» наукой. <...> Общественное мнение обязательно учитывается социологией, но она подходит к нему критично...

Социология объективна в том смысле, что полученные при исследованиях социологов знания могут проверяться жизненной практикой других людей. Объективность науки часто понимается как свобода от ценностей. Люди связаны с различными ценностями, но исследователи стремятся по возможности избежать такой связанности, т.е. быть объективными или, по крайней мере, изложить свои исходные позиции ясно и непредвзято, так, чтобы читатель смог сам видеть возможные ценностные связи. <...>

(Э. Асп)

Выскажите свою точку зрения о том, возможно ли социологическое знание быть независимым от ценностей. Опираясь на знания обществознания, приведите три аргумента, обосновывающих вашу позицию. (Каждое объяснение должно быть представлено в виде развёрнутого предложения.)

Решение

20. Мнение - нет, не может:

20.1. Социология это наука, которая базируется на социальном познании, а соц познание не может быть полностью отделено от личных ценностей исследователей, которые это познание осуществляют. Социологические исследования проводятся людьми, каждый из которых имеет своё уникальное мировоззрение, сформированное под влиянием личных ценностей, убеждений и опыта.
20.2. Социологическая наука имеет дело с социологическими опросами населения. При участии в вопросе, люди часто отвечают исходя из тех ценностей, которые им присущи. Получается, что те знания которые получает социологическая наука содержат в себе ценности тех людей, данные о которых они собирают. Например, часто при политических опросах, люди отвечают исходя из своих представлений о конформном поведении.
20.3. Социологическая наука не работает в вакууме. она изучает общество в конкретный период времени, в котором может быть различная политическая идеология, разный уровень религиозности, толерантности и множество различных других социальных критериев. Поэтому знания полученные этой наукой, могут быть полны общественных ценностей, которые доминируют в данном обществе в данный момент.

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 9

Наука представляет собой один из типов исторически и социально-изменчивой познавательной активности человека. В том виде, как она известна нам сейчас, наука является феноменом европейской культуры. Причем феноменом уникальным, поскольку ей можно найти лишь приблизительные аналоги в других культурах, имевших иногда довольно высокоразвитые системы прикладных знаний и техник.

В силу того что на сегодняшний день наука фактически является «мировоззренческим монополистом», определяющим как общую космологическую картину мира современного человека, так и то понимание действительности. Научная картина мира является сложно устроенной, но, тем не менее, упрощенной схемой действительности, которая должна осознавать границы своей достоверности, оставляя место для других типов ее постижения, имеющих эстетическую и этическую природу, связанных со здравым человеческим смыслом и т. д. Научная картина мира является сложно устроенной схемой действительности, которая должна осознавать границы своей достоверности, оставляя место для других типов её постижения...

Особую роль играет даже не столько сама наука, которая обладает сложным эзотерическим языком, понятным лишь для специалистов, но особая прослойка популяризаторов и интерпретаторов науки, налаживающих связь между сферой собственно научных исследований и повседневной реальностью, адаптирующих научные теории к области публичного дискурсивного пространства (включая, например, важнейшую в этом отношении систему общего начального и среднего образования). На этой же границе возникают и разнообразные ложные образы науки, которые не только подменяют ее теорию и практику в представлениях людей, никак не связанных с научной деятельностью, но в пределах самой науки, где — в силу катастрофически возросшей специализации — ученые, работающие в одних областях, лишь довольно косвенно представляют себе то, чем занимаются их коллеги в других регионах научного познания.

(По В. Куренскому)

Прочитайте текст и выполните задание.

Автор характеризуют современную науку как «мировоззренческого монополиста». Используя обществоведческого знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента, подтверждающих это мнение автора и два аргумента опровергающих (Всего четыре подробных аргумента.)

Решение


В подтверждение:
1) Наука является основой всего школьного и ВУЗовского образования, все кто прошли через систему образования (а таких большинство), скорее всего будут иметь в основе научное мировоззрение
2) Научное мировоззрение больше чем все остальные виды мировоззрений может помочь человеку в современном мире, где большая часть деятельности людей основана на науке.
В опровержение:
1) Помимо научного мировоззрения люди чаще всего пользуются обыденным, зачастую большинству людей не нужно научное обоснование тех или иных вещей, достаточно обычной логики и повседневного опыта.
2) Большинство людей в мире придерживаются элементов религиозного мировоззрения, для них религиозные догматы важнее научного подхода.

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 10

Двадцатое столетие превратило нас в глубоких исторических пессимистов. Конечно, мы можем быть оптимистами в том, что касается наших личных дел, здоровья и счастья. Но если коснуться вопросов более масштабных, например, существовал когда-нибудь или будет существовать прогресс в истории, вердикт будет совсем иным. Самые серьезные наши мыслители заключили, что не существует такого понятия, как История, – то есть осмысленного порядка в широком потоке событий, касающихся человечества. Наш собственный опыт, по всей видимости, учит нас, что в будущем нас ждут новые и пока еще не представимые ужасы, от фантастических диктатур и кровавых геноцидов до банализации жизни из-за современного потребительства, и беспрецедентные катастрофы – от ядерной зимы до глобального потепления. По крайней мере вероятность появления этих ужасов больше, чем их не появления.

Пессимизм двадцатого столетия составляет резкий контраст с оптимизмом предыдущего. Хотя девятнадцатый век Европы начинался в судорогах войн и революций, в основном это было столетие мира и беспрецедентного роста материального благосостояния. Для оптимизма были две крепкие основы. Первая – вера, что современная наука улучшит людям жизнь, победив бедность и болезни. Природа, давний противник человека, будет покорена современной технологией и поставлена на службу счастью людей. Вторая – что свободное демократическое правление будет распространяться, захватывая одну страну за другой.

Своим крайним пессимизмом наше столетие по крайней мере частично обязано той жестокости, с которой реальность разбила эти ранние ожидания. Первая мировая война явилась решающим событием, подорвавшим самоуспокоенность Европы. Как потом оказалось, Первая мировая война была только предисловием к новым видам зла, которым предстояло вскоре возникнуть. Если современная наука открыла возможность создавать оружие беспрецедентной разрушительной силы, такое как пулемет и бомбардировщик, то современная политика создала государство беспрецедентной власти, для которого придумано было и новое слово – тоталитаризм. Опираясь на действенные полицейские силы, массовые политические партии и радикальные идеологии, стремившиеся взять под контроль все аспекты человеческой жизни, эти государства нового типа рвались к осуществлению проектов колоссального честолюбия – их не устраивало ничего меньше мирового господства.

В девятнадцатом веке теории прогресса связывали человеческое зло с отсталостью. Но Холокост произошел в стране с отлично развитой промышленной экономикой и одним из самых культурных и образованных народов в мире. Если такое могло произойти в Германии, почему оно не может случиться в любой другой развитой стране? А если экономическое развитие, образование и культура не дают гарантии от такого явления, как нацизм, то в чем же смысл исторического прогресса?

Опыт двадцатого столетия поставил под большой вопрос заявления о прогрессе на основе науки и техники, поскольку способность технического прогресса улучшать людям жизнь неотделима от параллельного морального прогресса человека. Без этого мощь техники просто будет обращена на цели зла, и человечество станет хуже, чем было прежде.

(по Френсису Фукуяме)

Опираясь на обществоведческие знания и социальные факты, сформулируйте два положительных и два отрицательных последствия социального конфликта. (Каждое последствие должно быть сформулировано в виде распространенного предложения.)

Решение

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ

1) Социальный конфликт способствует конкуренции и улучшению в различных сферах общественной жизни, например, в период военных конфликтов военная наука придумывает новые способы ведения войны, которые в конечном итоге находят свое применение гражданском производстве.
2) Социальный конфликт обозначает проблему. Если в обществе существует противоборство различных сил, значит мы то можем говорить о наличии проблемы, которую необходимо решить..
3) Во время конфликтов выдвигаются лидеры, происходит обновление элит.
4) Конфликт усиливает групповую сплочённость – в ходе его развития стороны могут консолидироваться, объединяться для достижения поставленных целей.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ

1) Социальный конфликт связан с противоборством различных сил, а значит может вызывать стресс, физические и моральные страдания для участников этого конфликта.
2) Конфликты нарушают социальную стабильность, напряженность, вызванная конфликтами, снижает качество жизни людей.
3) Благодаря конфликтам нередко происходит разрушение социальных институтов, уничтожение материальных благ.

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 11

Есть мнение, что интенсивный рост является «основой роста благосостояния общества». Приведите три аргумента, подтверждающих эту мысль.

Решение

1) Интенсивный рост предполагает повышение качества ресурсов для производства благ и готовой продукции, что, несомненно, положительно влияет на общество, улучшает уровень и качество жизни человека т.к. общество избавляется от некачественных товаров.
2) Интенсивный рост предполагает повышение квалификации работников, а это значит, что уровень образования - то, что является одним из основных критериев уровня жизни общества - в стране повышается и жизнь общества начинает развиваться и становится более качественной и стабильной, что доказывает правдивость мнения.
3) Интенсивный рост связан с использование научно-технического прогресса в производстве. Это положительно влияет на производство и общество в целом, делая его жизнь проще т.к. людям все реже приходится выполнять тяжелую работу самим и портить свое здоровье, а это доказывает, что интенсивный экономический рост - "основа роста благосостояния общества.

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 12

Процесс формирования определяет развитие личности под действием природных и социальных сил. Но даже сформировавшийся человек ещё не в полной мере готов жить в обществе: он не имеет образования, профессии, навыков общения; он плохо представляет себе устройство общества, не ориентируется в социальных процессах. Одновременно с процессом формирования личности идёт процесс её социализации.

Социализация – это внедрение человека в общество, овладение им навыками и привычками общественного поведения, усвоение ценностей и норм данного общества. Если процесс формирования идёт особенно интенсивно в детстве и юности, то процесс социализации становится тем сильнее, чем активнее индивид вступает в систему социальных отношений. Детские игры, воспитание и обучение в школе и вузе, овладение специальностью и служба в армии и т. д. – всё это и есть внешние проявления процесса социализации. Отличия социализации от формирования заключаются в следующем: социализация изменяет внешнее поведение, а формирование личности устанавливает базовые ценностные ориентации; социализация даёт возможность получить определённые навыки (общения, профессии), а формирование определяет мотивацию социального поведения...

Более простым и удобным представляется деление процесса социализации на два качественно различных периода: первичная социализация – период от рождения до формирования зрелой личности; вторичная социализация (ресоциализация) – перестройка уже социально зрелой личности, связанная, как правило, с овладением профессией. Процесс социализации индивида протекает на основе социальных контактов, взаимодействий индивида с другими личностями, группами, организациями, институтами.

(Б.А. Исаев)

Прочитайте текст и выполните задание.

Назовите три социальных качества, необходимых лидеру, и кратко аргументируйте, как каждое из этих качеств помогает в управлении людьми. (Сначала назовите качество, а потом приведите аргумент. Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

Решение

В правильном ответе могут быть следующие суждения:

  1. 1) Ответственность (Лидер должен анализировать заранее последствия своих действий, отдавать отчёт в своих действиях и отвечать за последствия своих решений. Он должен заботиться о своей команде и беречь общее дело. Тогда у людей будет желание следовать за ним, подчиняться ему, так как будут чувствовать надежность и безопасность.
  2. 2) Интеллект. (Лидер должен четко знать свое дело и разбираться в нем, так как его выполняют люди под его началом. Люди, знающие меньше, поймут, что им разумнее прислушаться к словам более образованного и опытного вышестоящего, который обладает высоким интеллектом и способен многому научить своих подчиненных).
  3. 3) Решительность (Лидер должен уметь грамотно принимать решения, определять способ решения задачи. Это одна из главных функций лидера. Именно это ждут от него и окружающие, и подчинённые).
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 13

В разные исторические периоды и в разных экономических системах роль государства в экономике неодинакова. В командно-административной системе государство не просто воздействует на экономику, а является организатором и руководителем всей хозяйственной и политической жизни страны. Государство тотально регулирует экономические вопросы: что. сколько производить: кому продавать; когда сеять; размер заработной платы, штат работников на предприятии; цены и др.

Экономические функции такого государства следующие: хозяйственно-организаторская; охрана и дальнейшее развитие государственной собственности; развитие экономических отношений с другими странами на основе государственной монополии внешней торговли, валютных и других международных экономических отношений. Государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего товарно-денежные отношения между отдельными хозяйствами ограничены, носят подчинённый характер. Хозяйственный механизм в странах с рыночной экономикой современного типа включает рыночные регуляторы, регулирование в пределах предприятий, государственные рычаги регулирования. Однако главной регулирующей силой по-прежнему остаётся рынок.

Основные принципы экономической политики государства такого типа: брать на себя лишь то, что не способен осуществить частный бизнес; государство не конкурирует с бизнесом, а только помогает ему; государство берёт на себя некоторые, норой существенные, убытки, чтобы обеспечить прибыль предприятиям, иногда целым отраслям. Государство в условиях рынка стремится ограничить собственную предпринимательскую деятельность и предпочитает содействовать накоплению капитала косвенным образом. Государственное регулирование экономики можно теоретически обосновать следующим образом: там, где рыночный механизм не срабатывает или обнажаются существенные недостатки рынка, необходимо вмешательство государства.

В любом обществе государство играет большую роль в обеспечении законности и порядка. Законодательно закреплённые и жёстко контролируемые правила общественного поведения, в том числе и в экономике, создают условия и предпосылки для оптимального прогнозирования и планирования каждым экономическим субъектом собственной экономической деятельности, благодаря чему он может повысить эффективность своего функционирования.

(По А.Л. Курикову. Е.А. Дмитриевой)

Используя обществоведческие знания, приведите три собственных (не из текста) аргумента, подтверждающих неэффективность командно-административной экономики. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространенное предложение)

Решение

  1. Административная экономика ведёт к дефициту товаров и услуг, потому что государство в условиях плана не может реагировать на быстрые изменения спроса и сложно осуществляет просчет количества товаров услуг, которые необходимы населению.
  2. В плановой экономике страдает качество товаров, потому что при отсутствии конкуренции у производителей нет стимула следить за качеством товара.
  3. При плановой экономике у граждан намного меньше материальных стимулов продвигаться по карьерной лестнице и увеличивать свой социальный статус, благодаря своим знаниям, навыкам и умениям. Это все ведёт к тому, что самые талантливые граждане, которые понимают, что смогут заработать большее количество средств не в этой экономической системе переезжает из страны.

Может быть дано и другое корректное объяснение.

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 14

Современная внешняя среда формирует нестабильные условия для долгосрочной устойчивости и развития бизнеса и характеризуется такими особенностями, как непрерывное усиление конкуренции, динамичное насыщение товарного предложения, трансформация «рынка продавца» в «рынок покупателя»... В такой ситуации бизнесу становится всё сложнее гибко реагировать на эти быстроизменяющиеся условия внешней среды. Адаптация к данным изменениям крупных корпораций, характеризующихся сложностью организационной структуры, многоуровневостью менеджмента, бюрократизированностью процесса принятия решений и негибкостью многочисленных взаимосвязанных бизнес-процессов, выглядит ещё более сложноразрешимой задачей.

Это заставляет активно искать механизмы и инструменты адаптации к вызовам внешнего окружения, использование которых позволит сохранить устойчивость корпорации и приумножить финансовые результаты деятельности в долгосрочной перспективе. В таких условиях выживут и займут прочные и лидирующие позиции только те компании, которые научатся эффективно работать в предлагаемых обстоятельствах, найдут способ сделать свой товар или услугу лучшим выбором своих клиентов. В данной ситуации главный приоритет управленческой деятельности всей корпорации логично определить как удовлетворение и предвосхищение потребностей клиентов на всех уровнях менеджмента.

Однако на практике из-за многообразной текущей деятельности корпорации многие руководители различных подразделений забывают, что именно клиент является центральной фигурой обмена и главным источником притока прибыли в организацию, а результирующая цель работы всех функциональных подразделений корпорации заключается в формировании потребительской ценности...

Эта простая взаимосвязь способствует формированию понимания бизнесменов и экспертов того, что главным залогом эффективного долгосрочного развития фирмы, корпорации является выстраивание долгосрочных партнёрских взаимоотношений с клиентами... Многие компании, которые разделяют идею клиентоориентированности, больше называют себя таковыми или стараются таковыми казаться...

(Г.А. Резник, О.В. Яшина)

Прочитайте текст и выполните задание.

Укажите три способа закрепления партнёрских отношений с клиентами, превращения их в долгосрочные. Каждый способ должен быть сформулирован как распространённое предложение. (Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

Решение

В правильном ответе могут быть следующие суждения:

  1. Создание программы лояльности, которая предлагает клиентам специальные скидки и бонусы за повторные покупки, способствует укреплению партнерских отношений и превращению их в долгосрочные.
  2. Регулярное проведение опросов и сбор обратной связи от клиентов позволяет лучше понять их потребности и предпочтения, что помогает адаптировать предложения и поддерживать доверительные отношения.
  3. Фирма должна создать репутацию: делать сервис как можно более дружелюбным и комфортным даже после продажи, делать быстрый гарантийный ремонт, адекватно реагировать на недовольства и исправлять свои ошибки. Все это поможет свести к минимуму негатива со стороны клиентов, создать репутацию "надежной компании", что будет способствовать дальнейшему сотрудничеству клиентов с ней.
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 15

Решение демографических проблем, рост продолжительности жизни, снижение смертности прямо связаны с преодолением бедности. Напомню, в 2000 году за её чертой находилось более 40 миллионов человек. Сейчас - около 19 миллионов, но и это слишком много. <...>

Причём серьёзные материальные проблемы испытывают ещё больше людей на самом деле, чем те, которые официально находятся за этой чертой. Они вынуждены экономить на самом необходимом - одежде, лекарствах, даже на еде. Среди тех, кто чаще всего сталкивается с бедностью, - многодетные, неполные семьи, семьи, где есть инвалиды. <..,>

Причин для бедности на самом деле не только в нашей стране, в мире вообще – очень много, но она всегда буквально придавливает человека, лишает его жизненных перспектив. Государство должно помочь людям выйти из сложной жизненной ситуации. Опыт некоторых наших регионов показывает, что можно эффективно работать на этом направлении, работающим механизмом такой поддержки может стать социальный контракт.

Как он действует, что это такое? Государство оказывает гражданам помощь в трудоустройстве, повышении квалификации. Предоставляет семье финансовые средства на организацию подсобного хозяйства или небольшого собственного дела. Для каждого предлагается индивидуальная программа поддержки, исходя из конкретной ситуации. При этом человек, который берёт эти ресурсы, одновременно берёт на себя определённые обязательства: пройти переобучение, найти в соответствии с этим работу, обеспечивать свою семью, детей устойчивым доходом. В мире такой механизм действует и работает достаточно эффективно. И для тех, кто действительно стремится изменить свою жизнь, социальный контракт даёт возможность сделать это. <...>

Сегодня многие граждане, семьи берут кредиты на различные цели, потребительские кредиты. Конечно, нужно понимать свою ответственность, рассчитывать силы, всё это понятно. Но в жизни может случиться всё: и потеря работы, и тяжёлая болезнь. И в этой ситуации загонять человека в тупик – последнее дело, да и бессмысленно даже с экономической точки зрения. Для защиты людей нужны дополнительные законодательные гарантии. Так, предлагаю предусмотреть «ипотечные каникулы», - то есть отсрочку по платежам для граждан, которые лишились дохода. Дать им возможность сохранить своё единственное жильё, а кредит передвинуть, погасить позднее. <...>

В решении проблемы бедности и в развитии системы социальной поддержки важно дойти до каждой нуждающейся семьи, разобраться в её проблемах. <...>

(По В. В. Путину)

Выскажите три суждения о том, как общество и государство могут повлиять на сокращение числа правонарушений. (Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

Решение

1) Государство обязано гарантировать неизбежность юридической ответственности.
3) С помощью программ социальной поддержки государство может уменьшить неравенство, повысить уровень социальной справедливости и защищенности, что, в свою очередь, увеличит доверие граждан к государственным и правовым институтам и снизит мотивацию к совершению правонарушений.
2) Через образовательные программы и социальную рекламу государство должно содействовать повышению правосознания среди населения.

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 16

Социализация индивида в обществе происходит в результате общения и деятельности.

Общение — сложный многоплановый комплекс контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии и взаимодействия.

Общение обычно включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.) и обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Если отношения определяются через понятия «связи», то общение понимают как процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т. д. В повседневной жизни человек учится общению с детства, овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живёт, от людей, с которыми взаимодействует, причём происходит это стихийно, в житейском опыте. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно для овладения особыми профессиями (педагога, актёра, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного общения. По этой причине необходимо совершенствовать знания закономерностей общения, накапливать навыки и умения их учёта и использования.

Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется социально-психологическое содержание образа жизни. Всё это проявляется в обычаях, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни.

Проблема человеческих взаимоотношений находится в центре внимания всех аспектов общения. Увлечение лишь инструментальной стороной общения может нивелировать его духовную (человеческую) сущность и привести к упрощённой трактовке общения как информационно-коммуникативной деятельности. При неизбежном научно-аналитическом расчленении общения на составляющие элементы важно не терять в них человека как духовную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других. Общение по своему содержанию — сложнейшая психологическая деятельность партнёров.

(В. Г. Крысько)

Прочитайте текст и выполните задание.

Автор утверждает, что необходимо постоянно повышать свои коммуникативные навыки, больше общаться, углублять свои знания закономерностей общения. Используя обществоведческие знания, приведите два аргумента за и один аргумент против данного утверждения. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

Решение

В правильном ответе могут быть следующие аргументы:

  1. аргумент за: постоянная практика общения с разными людьми обогащает словарный запас и развивает способность более точно формулировать собственные мысли;
  2. аргумент за: частая практика общения с разными людьми позволяет научиться более тонко разбираться в психологии и настроении разных людей, а значит, позволит находить общий язык с самыми разными людьми;
  3. аргумент против: общение, как и другие виды деятельности, требует времени и затрат энергии. Слишком большое количество общения может вызывать у человека чувство усталости и опустошённости.

Могут быть приведены другие аргументы в соответствии с требованием задания.
Засчитываются только аргументы, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве аргументов).

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 17

Современное общество находится в поиске нового уклада жизни, новых ценностных ориентиров, идеалов, установок. Приведённый тезис во многом относится и к проблематике семьи, семейных отношений. За долгий промежуток времени было сформировано достаточно целостное представление о семье как о сложном социальном феномене. Несмотря на наличие существенных отличий, историко-философская традиция восприятия семьи в разных обществах и культурах, её корней и сущности, ценностей и общей гуманистической роли имеет ряд общих черт. В частности, универсальными представляются понимание семьи как общечеловеческой ценности, восприятие её в качестве единственной и надёжной опоры индивида в условиях нестабильности общества.

<…> Семья — это сложный социокультурный феномен, представляющий собой совокупность устойчивых многолетних связей между лицами, пребывающими в родстве по факту рождения, усыновления (удочерения) или вступления в брак, исторически представленный многочисленными моделями субъектных отношений. <…>

Современная российская семья подверглась многочисленным трансформациям под влиянием изменений в социуме, смены ценностных парадигм, которые, как правило, имеют негативные характеристики. В их числе разрушение традиционных семейных устоев, упадок института сложных многолинейных семей, деформация брачного выбора, благосклонное отношение социума к разводам, развитие института неполных семей.

Наибольшую тревогу среди учёных вызывает сожительство, т. е. юридически не оформленные семейные отношения. Высокая общественная толерантность по отношению к ним причиняет вред социальной организации. Поэтому приоритетными направлениями развития института российской семьи в XXI веке должны выступить: стимулирование взаимодействия трёх поколений россиян по взаимной социализации и трансмиссии семейных ценностей; изменение ценностных установок молодёжи по отношению к семье с опорой на достижения и ошибки предыдущей работы с молодым поколением, в том числе усиление государственной поддержки материнства и детства.

Именно таким образом кризисное состояние современной российской семьи может и должно быть преодолено. Для этого необходимо принять меры по обеспечению самоидентификации индивида как человека семейного, а традиционные семейные ценности должны стать ориентиром организации семейных отношений в современном российском обществе.

(М. В. Гурджиян)

Прочитайте текст и выполните задание.

Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о ценности семьи как формы человеческого существования.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

Решение

В правильном ответе могут быть следующие суждения:

  1. институт семьи позволял удовлетворять важнейшие потребности общества — в воспроизводстве человеческого рода, социализации индивида и включении его в систему социальных отношений;
  2. семья как первичный агент социализации формирует важные качества человека: умение общаться с другими людьми, нравственные ценности и идеалы;
  3. семья оказывает эмоциональную и материальную поддержку членам семьи, обеспечивая чувство уверенности.

Могут быть приведены другие суждения в соответствии с требованием задания.
Засчитываются только суждения, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве суждений).

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 18

Юридическая ответственность — одна из форм государственного принуждения, обеспечивающая правовую систему общества. Это отрицательная реакция государства на противоправное деяние.

Юридическая ответственность — это одна из форм социальной ответственности. Но кроме юридической ответственности в обществе действуют и иные формы социальной ответственности: моральная, политическая, организационная, общественная, партийная и иная. Организационная и политическая ответственности знают такие формы, как отчёт, отставка; моральная — осуждение общественным мнением; партийная — исключение из партии и т. п. В совокупности все эти виды и предназначаются для обеспечения упорядоченности, стабильности общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности общества.

Юридическая ответственность по целому спектру признаков отличается от организационной, политической и других видов социальной ответственности. Прежде всего, она всегда оценивает прошлое: это ответственность за действие (бездействие), которое уже имело место, произошло. Юридическая ответственность устанавливается за нарушение правовых требований, а не за их выполнение. Только государство устанавливает меры юридической ответственности, и только органы государства их осуществляют в порядке, который также устанавливается государством. Меры эти всегда имеют неблагоприятные последствия для правонарушителя: имущественные, физические, политические и иные.

Среди признаков юридической ответственности можно выделить обязательное наличие правонарушения как основание для наступления юридической ответственности, отрицательную оценку государством (осуждение) поведения правонарушителя, официальный характер этой оценки, причинение правонарушителю страдания: морального, физического, имущественного (материального), использование механизмов государственного принуждения...

Таким образом, суммируя всё вышесказанное, можно определить, что юридическая ответственность — это установленные законом меры воздействия на правонарушителя, содержащие для него неблагоприятные последствия, применяемые государственными органами в порядке, также установленном государством. При уклонении от ответственности не только не соблюдается принцип неотвратимости наказания, но и не достигается его важная воспитательная цель.

(А. Венгеров)

Прочитайте текст и выполните задание.

Автор утверждает, что при уклонении от ответственности не только не соблюдается принцип неотвратимости наказания, но и не достигается его важная воспитательная цель. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента в поддержку данного утверждения.
(Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

Решение

В правильном ответе могут быть следующие аргументы:

  1. Уклонение от ответственности создает ощущение безнаказанности, что может привести к росту правонарушений. Если люди видят, что за преступления не последует наказания, это может снизить страх перед законом и побудить их к совершению новых правонарушений. Это подрывает основы правопорядка и может привести к дестабилизации общества.
  2. Одной из ключевых целей наказания является воспитание осознания неправомерности действий. Когда правонарушители избегают наказания, они не получают необходимого урока, который мог бы предотвратить повторное совершение преступлений. Наказание должно служить примером для других, показывая, что за плохие поступки последует справедливое возмездие.
  3. Наказание за правонарушения способствует формированию общественной морали и осознанию норм поведения. Когда правонарушители несут ответственность за свои действия, это создает социальный стандарт, показывающий, что определенные поступки неприемлемы. Таким образом, общество получает сигнал о том, что нарушение законов не остается без последствий, что в свою очередь формирует у граждан более высокие моральные и этические нормы.

Могут быть приведены другие аргументы в соответствии с требованием задания.
Засчитываются только аргументы, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве аргументов).

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 19

Каждый исторический период определяет особенности социализации. Для того чтобы стать полноправным членом общества, человеку требуется всё больше времени. Если раньше социализация охватывала только период детства, то современному человеку необходимо социализироваться всю жизнь. Особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии. Особенности современной социализации человека определяются новыми требованиями к его характерологическим чертам, которые необходимы для нормального функционирования в качестве полноправного члена общества.

В ходе социализации личность выступает как субъект и объект этого процесса. Кроме того, в процессе социализации осуществляется динамика пассивной и активной позиции индивида. Пассивная позиция — когда он усваивает нормы и служит объектом социальных отношений; активная позиция — когда он воспроизводит социальный опыт и выступает как субъект социальных отношений.

Социализация человека происходит посредством механизмов социализации — способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. Одним из первых был выделен механизм подражания, имитации, идентификации. Его сущность заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей. Выделяют механизм полоролевой идентификации. Его сущность состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определённого пола. Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля. Он работает на основе чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от других людей.

Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников — все эти социальные группы выступают в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации.

(Н. Мельникова)

Прочитайте текст и выполните задание.

Автор утверждает, что особая роль в процессе современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии. Используя обществоведческие знания, приведите два аргумента за и один аргумент против данного утверждения. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

Решение

В правильном ответе могут быть следующие аргументы:

  1. первый аргумент за: в постиндустриальном обществе конкретные знания, умения и навыки, а также возможность быстро учиться и переучиваться имеют определяющее значение для карьеры человека и его успешности в социуме;
  2. второй аргумент за: по сравнению с предыдущими историческими эпохами только на современном этапе общественного развития человек имеет реальную возможность получить практически любую профессию и менять её на протяжении жизни неограниченное количество раз, при этом именно на работе современный взрослый человек проводит боVльшую часть своего времени;
  3. один аргумент против: в современном информационном обществе всё большее значение в процессе социализации приобретает Интернет, общение в социальных сетях, ориентация на лидеров мнений. В этих условиях конкретная профессия человека уже не имеет особого значения и влияния на его социализацию.

Могут быть приведены другие аргументы в соответствии с требованием задания.
Засчитываются только аргументы, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве аргументов).

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 20

Экстренный массовый перевод на удалённую работу в период локдауна привёл к серьёзным изменениям в деятельности компаний. У руководителей компаний сформировались варианты возможных действий: 1) сохранить весь коллектив или наиболее ценных сотрудников, несмотря на материальные трудности; 2) уволить / отправить в неоплачиваемый отпуск; 3) сделать удалённую работу постоянной, попутно сократив число работников.

В связи с этим в компаниях резко выросло число задач по управлению персоналом. Нужно было прорабатывать и быстро реализовывать самые разные решения: удержать на работе во что бы то ни стало одних работников, сократить — других; организовать самоизоляцию для групп риска; обеспечить соблюдение гигиенических требований для тех, кто остаётся работать на предприятии, стройке, в магазине и пр.; изменить зарплатные схемы и многое другое.

Руководители выделили три основные проблемные зоны и три базовых условия успешной удалённой работы.

1) Организационная: чёткая схема взаимодействий, деловых коммуникаций, соответствующая технологии производственного процесса. Часто возникали «провалы» в коммуникациях, например, контекст сообщения понимался неполно или неправильно; сообщения запаздывали или приходили не по адресу; значимость того или иного элемента деловой ситуации подвергалась субъективным интерпретациям.

2) Управленческая: навыки работы в «гибкой» команде, стимулирование и контроль. Некоторые руководители признавали, что при организации удалённой работы эффективность как отдельных сотрудников, так и компании в целом заметно снижалась, а рабочие нагрузки неоправданно росли. Сложности были вызваны дефектами в организации коллективного труда на удалёнке, снизилось число коротких, неформальных встреч и разговоров между сотрудниками, возникло ощущение оторванности от того, что происходит в компании.

3) Социально-психологическая: особенности корпоративной культуры; механизмы мотивации, вовлечённости, доверия, поддержки эффективности. Чаще других отмечались два барьера: доминирование «вертикальных» отношений в коллективах в ущерб горизонтальным и стремление к всё более сильному контролю за действиями сотрудников. Как следствие — вовлечённость сотрудников оказывалась слабее, чем было бы нужно в условиях объективной невозможности усиления контроля.

Несмотря на то, что удалённая работа была сопряжена со стрессом, вызванным опасениями в отношении стабильности своей должности и статусных перспектив, сложностями деловых взаимодействий, сочетанием работы и домашних дел, беспокойством о своём физическом здоровье и материальном благополучии, она позволила избежать массовой безработицы. В будущем она вполне может стать регулярным элементом трудовых отношений для многих видов трудовой деятельности.

(По С. Г. Климовой, И. А. Климову)

Прочитайте текст и выполните задание.

Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о преимуществах удалённой работы для работника. (Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

Решение

В правильном ответе могут быть следующие суждения:

  1. работнику не нужно тратить время и деньги, чтобы добираться до работы и обратно домой;
  2. можно обустроить своё рабочее место по собственному желанию, создав комфортные условия;
  3. можно варьировать выполнение работы, определить гибкий график, сочетать с домашними обязанностями.

Могут быть приведены другие суждения в соответствии с требованием задания.
Засчитываются только суждения, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве суждений).

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив
Показать еще
  • Без воды
  • Ламповая атмосфера
  • Крутые преподаватели

ЕГЭ 2026: бесплатный курс
по обществознанию

На бесплатном демо-курсе ты:
  • Разберешь одни из самых важных тем из блока "Экономика"
  • Научишься решать задание №7
  • Прибавишь до 20 баллов
  • Узнаешь, что такое на самом деле рынок и как он работает, почему нельзя напечатать побольше денег, чтобы кайфовать и почему все так боятся повышение ключевой ставки, какой бывает конкуренция и почему она нам очень нужна
Получи бесплатный демо-доступ
Оставь заявку и займи место
на бесплатном курсе Турбо ЕГЭ
Нажимая на кнопку «Отправить», вы принимаете положение об обработке персональных данных.