Задание 20. Определение понятий и терминов, соответствующих контексту. ЕГЭ 2020 по обществознанию

За это задание ты можешь получить 2 балла. На решение дается около 8 минут. Уровень сложности: повышенный.
Средний процент выполнения: 55.2%
Ответом к заданию 20 по обществознанию может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.

Задачи для практики

Задача 1

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Форма функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления через обмен, куплю-продажу товаров и услуг, называется ________ (А). Суть таких отношений сводится к возмещению затрат продавцов и получению ими ________ (Б), а также к удовлетворению платёжеспособного спроса ________ (В) на основе свободного взаимного соглашения, ________ (Г), эквивалентности, конкурентности. Материальную основу рыночных отношений составляет движение ________ (Д) и денег».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

  1. госплан
  2. возмездность
  3. прибыль
  4. рынок
  5. издержки
  6. посредник
  7. благотворительность
  8. покупатель
  9. товар

Запишите под каждой буквой, обозначающей пропущенное слово, номер выбранного вами слова.

Решение

Для правильного решения данного задания необходимо первоначально прочитать текст и выяснить его смысл. После этого приступим к замене пропусков представленными ниже понятиями. При этом нужно стремиться к логической и смысловой целостности текста. В конце выполнения задания мы его прочитываем и убеждаемся, что текст не содержит противоречий и нестыковок. В тексте идет речь о рыночной экономике. Первое предложение – одно из определений рыночной экономики (4). Предприниматель в рыночной экономике ориентирован на получение прибыли (3). Понятие спроса связано с покупателем (8). Один из принципов рыночных отношений заключается в том, что предприниматель получает за товар или услугу плату, в этом проявляется возмездность (2) отношений. В рыночной экономике товары (9) и деньги находятся в движении.

Ответ: 43829
Показать решение

Задача 2

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Информационные и коммуникативные технологии стали наиболее динамичным компонентом _________ (А) — как материального, так и духовного, радикально меняющим многие принципы социальности и регуляции _________ (Б). Масштабы и темпы информационной _________ (В) превышают все известные до сих пор в истории сдвиги… Происходит перераспределение расходов на материальное производство в пользу _________ (Г), образования, социального обеспечения, здравоохранения и рекреации. Ведущая роль в производстве всё в большей степени принадлежит не производственным корпорациям и бизнесменам, а корпорациям исследования и развития, экспериментальным лабораториям, научным центрам и _________ (Д). Вместе с тем повышается степень самостоятельности каждого работника, располагающего своей _________ (Е) и знаниями как существенным вкладом в процесс производства».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

  1. монотеизм
  2. сфера
  3. революция
  4. производство
  5. общество
  6. наука
  7. потребление
  8. квалификация
  9. университет

Запишите под каждой буквой, обозначающей пропущенное слово, номер выбранного вами слова.

Решение

Для правильного решения данного задания необходимо первоначально прочитать текст и выяснить его смысл. После этого приступим к замене пропусков представленными ниже понятиями. При этом нужно стремиться к логической и смысловой целостности текста. В конце выполнения задания мы его прочитываем и убеждаемся, что текст не содержит противоречий и нестыковок. В тексте идет речь о информационном обществе и важнейших его признаках. В первом предложении упоминаются понятия материальное и духовное, что с точки зрения экономики может быть только производством (4). Социальность связана с понятием регуляции общества (5). Понятие темп говорит о скорости изменений, которая в современном мире носит характер информационной революции (3). Общество из индустриального превращается в постиндустриальное (информационное), в котором особенно быстрыми темпами развивается наука (6). Научные центры, лаборатории, как правило, тесно связаны с университетами (9). Работник в процессе производства использует свои знания и квалификацию (8).

Ответ: 453698
Показать решение

Задача 3

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«_______ (А) — благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, _______ (Б) они за него или нет. В отличие от них, частные блага доступны в потреблении и приносят пользу только _______ (В). Практически невозможно организовать _______ (Г) общественных благ, индивиды с удовольствием пользуются их эффектами, но избегают за них платить, например безбилетники. _______ (Д) должно брать на себя заботы о производстве общественных товаров и организовывать совместную оплату гражданами. Главными свойствами общественных благ являются неисключаемость и неконкурентность. В большинстве стран государство не только финансирует поставку подобных благ за счёт _______ (Е), но и непосредственно организует их создание силами общественного сектора».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

  1. владелец
  2. общественное благо
  3. государство
  4. налоги
  5. платить
  6. рассчитывать
  7. продажа
  8. полезность
  9. частная собственность

Запишите под каждой буквой, обозначающей пропущенное слово, номер выбранного вами слова.

Решение

Для правильного решения данного задания необходимо первоначально прочитать текст и выяснить его смысл. После этого приступим к замене пропусков представленными ниже понятиями. При этом нужно стремиться к логической и смысловой целостности текста. В конце выполнения задания мы его прочитываем и убеждаемся, что текст не содержит противоречий и нестыковок. В тексте идет речь о таком экономическом понятии как общественное благо. Первое предложение – определение общественного блага (2), которое потребляется людьми коллективно и не зависит от того, платят (5) ли они за него. Частные блага отличаются от общественных тем, что они приносят выгоду конкретному человеку, владельцу (1). Продажа (7) общественного блага затруднена. Ввиду этого государство (3) берет на себя заботу о производстве общественных благ. Создание общественных благ государством может осуществляться в том числе за счет налогов (4).

Ответ: 251734
Показать решение

Задача 4

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Сознание — это вторая после ________ (А) предельно широкая философская категория. В трактовке сознания существовали и существуют различные точки зрения. Всё зависит от того, как те или иные философы решают основной вопрос ________ (Б) и прежде всего вопрос о природе мира. Объективный ________ (В) отрывает сознание от природы, материи и наделяет его сверхприродной сущностью (Платон, Гегель и др.). Некоторые субъективные идеалисты заявляли, что наш мозг не есть обиталище мышления (Авенариус). ________ (Г) исходит из того, что материя первична, а сознание вторично. Оно есть свойство материи. Сознание — это высшая, свойственная только ________ (Д) и связанная с речью функция мозга. Её сущность заключается в целенаправленном, осмысленном и обобщённом ________ (Е) действительности в виде идеальных образов, в разумном регулировании поведения человека, его взаимоотношений с природной и общественной средой».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

  1. идеализм
  2. ощущение
  3. философия
  4. социология
  5. материализм
  6. отражение
  7. объяснение
  8. материя
  9. человек

Запишите под каждой буквой, обозначающей пропущенное слово, номер выбранного вами слова.

Решение

Для правильного решения данного задания необходимо первоначально прочитать текст и выяснить его смысл. После этого приступим к замене пропусков представленными ниже понятиями. При этом нужно стремиться к логической и смысловой целостности текста. В конце выполнения задания мы его прочитываем и убеждаемся, что текст не содержит противоречий и нестыковок. В тексте описывается человеческое сознание. Философия рассматривает широкие категории, одно из них – сознание, другая – материя (8). Философы занимаются проблемами своей науки, следовательно, решают основной вопрос философии (3), вопрос о природе мира. В решении этого вопроса существует два основных течения – объективный идеализм (1) и материализм (5). Сознанием наделен только человек (9). Далее приводится определение сознания, сущность которого заключается в «целенаправленном, осмысленном и обобщённом отражении (6) действительности в виде идеальных образов, в разумном регулировании поведения человека, его взаимоотношений с природной и общественной средой».

Ответ: 831596
Показать решение

Задача 5

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Важная черта потребностей — они никогда не могут быть полностью удовлетворены, тогда как возможности для их удовлетворения ограничены имеющимися _________ (А). Ведь человек так устроен, что его желания обычно превышают возможности по _________ (Б) товаров, их утоляющих. На этом основании был даже сформирован _________ (В) возвышения потребностей, который говорит, что они увеличиваются быстрее производства товаров. Ещё в позапрошлом веке была отмечена закономерность Энгеля, которая гласит, что с ростом _________ (Г) уменьшается доля затрат, связанных с продуктами первой необходимости. Иными словами, лишь самая малая часть _________ (Д) уходит на продовольствие, тогда как основные траты приходятся на предметы _________ (Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

  1. закон
  2. ресурсы
  3. возможности
  4. роскошь
  5. благосостояние
  6. производство
  7. потребление
  8. распределение
  9. доход

Запишите под каждой буквой, обозначающей пропущенное слово, номер выбранного вами слова.

Решение

Для правильного решения данного задания необходимо первоначально прочитать текст и выяснить его смысл. После этого приступим к замене пропусков представленными ниже понятиями. При этом нужно стремиться к логической и смысловой целостности текста. В конце выполнения задания мы его прочитываем и убеждаемся, что текст не содержит противоречий и нестыковок. В тексте идет речь о человеческих потребностях как экономической категории. Для удовлетворения потребностей мы используем блага, а те, в свою очередь, создаются из ресурсов (2), которые ограничены. Далее, мы знаем, что товар создается в процессе производства (6). В экономике действует закон (1) возвышения потребностей. Также широко известен Закон Энгеля. Его смысл состоит в следующем: с ростом благосостояния (5) людей, они все меньше тратят своих доходов (9) на продовольствие, а все больше на предметы роскоши (4).

Ответ: 261594
Показать решение

Задача 6

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Любое предприятие заинтересовано в том, чтобы повышать экономическую ________ (А). Для этого используются два метода. Первый — это выпуск большего количества товаров и услуг при неизменном объёме ________ (Б). Для этих целей следует повышать ________ (В) труда за счёт внедрения новой техники на производстве, освоения новых технологий, повышения ________ (Г) работников, качества сырья и материалов. Второй метод — производство неизменного количества товаров и услуг, но с меньшими затратами. Этого можно достичь за счёт ________ (Д) ресурсов, применения ресурсосберегающих технологий, сокращения численности работников. Обычно в условиях экономического роста и повышения покупательского спроса целесообразно применять первый метод, а при спаде производства — второй. Но второй способ повышения экономической эффективности подходит только как временный вариант. Если ________ (Е) не заканчивается, целесообразно перепрофилировать предприятие, заняться маркетинговой политикой для увеличения продаж или реорганизацией предприятия».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

  1. квалификация
  2. эффективность
  3. интенсивность
  4. экономика
  5. инновация
  6. затраты
  7. экономия
  8. производительность
  9. кризис

Запишите под каждой буквой, обозначающей пропущенное слово, номер выбранного вами слова.

Решение

Для правильного решения данного задания необходимо первоначально прочитать текст и выяснить его смысл. После этого приступим к замене пропусков представленными ниже понятиями. При этом нужно стремиться к логической и смысловой целостности текста. В конце выполнения задания мы его прочитываем и убеждаемся, что текст не содержит противоречий и нестыковок. В тексте идет речь о возможных методах повышения экономической эффективности отдельного предприятия. В первом предложении по смыслу мы можем поставить только понятие эффективность (2), как наиболее точно отражающее цель любой экономической деятельности. Выпуск продукции невозможен без использования факторов производства, в первую очередь капитала, в узком смысле, – затрат (6). Труд связан с такими показателями как эффективность и производительность (8). Для того, чтобы добиться роста производительности, повышают квалификацию (1) работников. Производство неизменного количества товаров и услуг, но с меньшими затратами, возможно только в условиях экономии (7) ресурсов. Экономия ресурсов и производство неизменного количества товаров говорит о состоянии кризиса, выживании предприятия. Если кризис (9) не заканчивается, следует применять другие методы ведения бизнеса.

Ответ: 268179
Показать решение

Задача 7

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Юридическая ответственность — одна из форм ________ (А). Прежде всего, она оценивает прошлое — это ответственность за ________ (Б), которое уже имело место, произошло. Юридическая ответственность — это установленные законом ________ (В) на правонарушителя, содержащие неблагоприятные для него последствия, применяемые государственными органами. Юридическая ответственность предполагает применение к лицам, совершившим правонарушение, предусмотренных законом ________ (Г). Юридическая ответственность — это предусмотренная нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать ________ (Д)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

  1. мера воздействия
  2. правонарушение
  3. правовые нормы
  4. неблагоприятные последствия
  5. действие (бездействие)
  6. социальное поощрение
  7. судебная инстанция
  8. мера принуждения
  9. социальная ответственность

Запишите под каждой буквой, обозначающей пропущенное слово, номер выбранного вами слова.

Решение

Прочитаем внимательно текст задания, не обращая внимание на пропущенные термины. Понимаем, что в нем идет речь о юридической ответственности. Далее вставляем по смыслу и в соответствии с логикой пропущенные в тексте понятия. Более широким понятием, по отношению к юридической ответственности, является социальная ответственность (9). Она оценивает действия (бездействия) (5). Следующее предложение – определение юридической ответственности, пропущенное понятие – то, что накладывается на правонарушителя – мера воздействия (1). Далее, законом предусмотрено применение к лицам, совершившим правонарушение, мер принуждения (8). Последнее предложение – еще одна трактовка юридической ответственности, пропущенное понятие – неблагоприятные последствия (4).

Ответ: 95184
Показать решение

Задача 8

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Для того чтобы правило поведения стало юридической нормой, оно должно быть облечено в определённую правовую форму. Это происходит в результате _________ (А) государства. С её помощью воля законодателя находит своё выражение в нормативном правовом акте и становится обязательной для исполнения. Под источниками (формами) права в юридической науке обычно понимают _________ (Б) выражения правотворческой деятельности государства, т. е. акты _________ (В) государственных органов, устанавливающих нормы права. К таким органам относятся, например, _________ (Г), правительство и др. К источникам права относят не только нормативные правовые акты, но и правовые обычаи, судебные и административные прецеденты, нормативные договоры. Под правовым обычаем понимают нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в сознании общества _________ (Д). Юридический прецедент имеет значение источника права в том случае, когда признаётся, что решение по конкретному делу может стать _________ (Е) для разрешения всех подобных случаев на будущее время».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

  1. обязательное значение
  2. правотворческая деятельность
  3. гражданское общество
  4. компетентный
  5. государственный аппарат
  6. правило
  7. парламент
  8. законодательство
  9. внешние формы

Запишите под каждой буквой, обозначающей пропущенное слово, номер выбранного вами слова.

Решение

Прочитаем внимательно текст задания, не обращая внимание на пропущенные термины. Понимаем, что в нем идет речь об источниках права. Далее вставляем по смыслу и в соответствии с логикой пропущенные в тексте понятия. Творцом правовых норм является государство, которое осуществляет правотворческую деятельность (2). Следующее предложение с пропущенным понятием – определение источника права, в которых они предстают как внешние формы (9) правотворческой деятельности государства. Не все органы государственной власти наделены правом и возможностью принимать правовые акты, а только компетентные (4). В первую очередь к таким органам относится парламент (7). Далее перечисляются виды источников права, среди которых особое положение занимает обычай, приобретший обязательное значение (1). Также в нашем праве особое место занимает юридический прецедент, который после отдельного решения суда может стать правилом (6) для аналогичных примеров.

Ответ: 294716
Показать решение

Задача 9

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Целью всякой _______ (А) является власть — влияние на неё или участие в ней. Однако содержание власти не заключено в ней самой. Власть есть взаимодействие тех, кто её осуществляет, с тем, что в совокупности составляет _______ (Б), в которой она осуществляется. В результате их взаимодействия происходит обмен деятельностью, _______ (В), ценностями, информацией. Следовательно, власть может быть понята через связь с тем, что не является властью. При этом не только власть влияет на социальную среду, но и среда воздействует на власть. Взаимное влияние может иметь характер прямого взаимодействия власти и среды друг на друга на основе выполнения _______ (Г). Например, государство как носитель и субъект власти осуществляет управление делами общества, обеспечивает законность и правопорядок, а граждане признают _______ (Д) принимаемых властью решений и выполняют их. Следовательно, взаимодействие власти и общества определяет _______ (Е) социальной системы, её стабильность и динамизм».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

  1. деятельность человека
  2. социальная среда
  3. правомерность
  4. политический процесс
  5. политическая деятельность
  6. характер изменений
  7. политические роли
  8. политическое участие
  9. ресурсы

Запишите под каждой буквой, обозначающей пропущенное слово, номер выбранного вами слова.

Решение

Прочитаем внимательно текст задания, не обращая внимание на пропущенные термины. Понимаем, что в нем идет речь о политической власти. Далее вставляем по смыслу и в соответствии с логикой пропущенные в тексте понятия. В первом предложении мы выбираем между понятиями, в которых власть находит свое отражение, а именно – между политическим процессом и политической деятельностью. Процесс – это форма изменения, а деятельность – непосредственное участие. Второй вариант более вероятен, к тому же понятие политический процесс, в соответствии с правилами русского языка, не подходит по смыслу. Таким образом, в первом предложении вставляем вариант 5. Далее, помним, что власть существует в обществе, социуме или, как приведено в задании, в социальной среде (2). Власть и социальная среда обмениваются между собой деятельностью, ресурсами (9), ценностями, информацией. Власть и общество занимают в этом взаимодействии определенные политические роли (7). Признание гражданами принимаемых государством решений и выполнение их невозможна без правомерности (3). Взаимодействие власти общества придает социальной системе не только стабильность и динамизм, но и направленность (характер) изменений (6).

Ответ: 529736
Показать решение

Задача 10

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«_______ (А) называется положение, которое человек (или социальная группа) занимает в _______ (Б). Каждый человек является членом различных _______ (В) и, соответственно, обладателем множества различных статусов. Вся совокупность статусов человека называется _______ (Г). Тот статус, который сам человек или его окружающие считают основным, называется _______ (Д). Это, как правило, профессиональный или семейный статус или статус в той группе, где человек добился самых больших успехов. Статусы подразделяются на _______ (Е) (получаемые в силу рождения) и _______ (Ж) (которые приобретаются целенаправленно). Чем свободнее общество, тем менее важными становятся предписанные статусы и более важными — достигаемые».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

  1. общество
  2. статусный набор
  3. социальная роль
  4. социальный статус
  5. предписанный
  6. социальная группа
  7. главный статус
  8. достигаемый
  9. социальная мобильность

Запишите под каждой буквой, обозначающей пропущенное слово, номер выбранного вами слова.

Решение

Прочитаем внимательно текст задания, не обращая внимание на пропущенные термины. Понимаем, что в нем идет речь о социальном статусе. Далее вставляем по смыслу и в соответствии с логикой пропущенные в тексте понятия. Первое предложение – это одно из определений социального статуса (4), который человек занимает в обществе (1). Для того, чтобы занимать определенные социальные статусы, человек должен находиться в какой-либо социальной группе (6). Мы знаем, что человек не занимает в обществе одну и ту же социальную роль. Совокупность этих статусом называется статусным набором (2). Синонимом основного статуса является главный статус (7). Статусы в зависимости от происхождения могут быть предписанными (5) (с момента рождения) и достигаемые (8) или приобретаемые.

Ответ: 4162758
Показать решение

Задача 11

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«________ (А) — это добровольно организованная группа единомышленников, выражающая интересы определённых социальных слоёв и стремящаяся к завоеванию государственной власти. Членов такой организации объединяют ________ (Б) социальные, конфессиональные, национальные и другие признаки. От иных политических сил такие организации отличает длительность существования, ________ (В) (устав, членство, руководящие органы, местные организации), связь с элементами государственного механизма, участие в формировании и функционировании правительственных механизмов. Такая организация не может существовать без народной поддержки, поэтому она стремится оказывать прямое влияние на ________ (Г) через пропаганду, проведение общественных акций, участие в предвыборных кампаниях. По структуре организации делятся на ________ (Д) — немногочисленные, элитарные, ориентированные на участие профессиональных политиков, парламентариев. Основной источник их финансирования — пожертвования из частных источников. Их деятельность активизируется во время выборов. Другие — ________ (Е) представляют собой многочисленные централизованные организации с уставным членством и чёткой идеологией, они проводят широкую пропагандистскую работу на местах, так как заинтересованы в увеличении численности своих членов».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

  1. кадровая партия
  2. внутренняя структура
  3. массовая партия
  4. политическая партия
  5. деятельность
  6. электорат
  7. потребности
  8. цели и идеи
  9. способности

Запишите под каждой буквой, обозначающей пропущенное слово, номер выбранного вами слова.

Решение

Прочитаем внимательно текст задания, не обращая внимание на пропущенные термины. Понимаем, что в нем идет речь о политических партиях. Далее вставляем по смыслу и в соответствии с логикой пропущенные в тексте понятия. Первое предложение – это одно из многочисленных определений политической партии (4). Объединение в политические партии происходит в соответствии с общими целями и идеями (8). Устав, членство, руководящие органы, местные организации отражают внутреннюю структуру (2) политической партии. Народная поддержка политической партии находит свое выражение в выборах. Избиратели, голосующие за те или иные политические партии (или кандидатов) получили название электорат (6). И, наконец, в зависимости от структуры, численности и методов деятельности выделяют кадровые (1) и массовые (3) политические партии.

Ответ: 482613
Показать решение

Задача 12

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Законодательство о выборах в РФ составляет отдельную отрасль — ________ (А). Источники такого права в России: ________ (Б), федеральные законы «О выборах депутатов РФ», «О выборах Президента РФ», Федеральный конституционный закон «О референдуме» и другие. Основной закон РФ:1) устанавливает, что свободные выборы являются высшим непосредственным выражением ________ (В); 2) закрепляет право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также определяет круг лиц, которые не имеют избирательных прав; 3) определяет, что федеральными органами государственной власти, избираемыми непосредственно гражданами, являются ________ (Г) и Государственная дума РФ.
________ (Д) РФ — это совокупность юридических правил, устанавливающих порядок проведения выборов, предоставления избирательных прав, определения результатов голосования. Различают: пропорциональную (депутатские мандаты распределяются пропорционально поданным голосам) и мажоритарную (система ________ (Е), когда выигрывает тот, кто получает 50 % + 1 голос либо простое большинство голосов) избирательные системы. Третья система, которая призвана соединить позитивные стороны первых двух систем, называется смешанной. В России такая система применяется на выборах Государственной думы».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

  1. народовластие
  2. абсолютное большинство
  3. избирательная система
  4. председатель Правительства РФ
  5. избирательное законодательство
  6. Федеральный закон «О политических партиях и объединениях»
  7. президент РФ
  8. международное гуманитарное право
  9. Конституция РФ

Запишите под каждой буквой, обозначающей пропущенное слово, номер выбранного вами слова.

Решение

Прочитаем внимательно текст задания, не обращая внимание на пропущенные термины. Понимаем, что в нем идет речь об избирательном процессе в РФ. Далее вставляем по смыслу и в соответствии с логикой пропущенные в тексте понятия. Законодательство о выборах в РФ иначе можно назвать избирательным законодательством (5). Далее перечисляются источники избирательного права в соответствии с их иерархией. Первое место занимает конечно Конституция РФ (9). Выборы являются главным выражением народовластия (1). Граждане выбирают непосредственно кроме Государственной думы президента РФ (7). В следующем предложении дается определение избирательной системы (3). Особенностью мажоритарной избирательной системы является то, что победитель должен получить 50 % плюс один голос. Такая система получила название абсолютного большинства (2).

Ответ: 591732
Показать решение

Задача 13

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Индивидуальный _________ (А) — неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения _________ (Б) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, _________ (В) (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению таких конфликтов. Как видно из этого определения, одной стороной такого конфликта является работодатель, а другой — _________ (Г). Помимо физического лица и юридического лица — работодателя, в качестве «стороны» указанного спора также выделяется лицо, ранее состоявшее в трудовых отношениях с работодателем _________ (Д), или лицо, желающее состоять в трудовых отношениях, то есть поступить на работу, но которому в этом отказано работодателем. В законодательной формулировке отражено то, что возникновению трудового конфликта предшествуют переговоры сторон _________ (Е), т. е. необходимость урегулировать возникшие разногласия».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

  1. трудовой договор
  2. трудовое законодательство
  3. правовая норма
  4. трудовые правоотношения
  5. трудовой спор
  6. юриспруденция
  7. бывший работник
  8. адвокат
  9. работник

Запишите под каждой буквой, обозначающей пропущенное слово, номер выбранного вами слова.

Решение

Прочитаем внимательно текст задания, не обращая внимание на пропущенные термины. Понимаем, что в нем идет речь о таком важном элементе трудовых отношений как индивидуальный трудовой спор. Далее вставляем по смыслу и в соответствии с логикой пропущенные в тексте понятия. Первое предложение – определение понятия индивидуальный трудовой спор (5). Он разрешается в рамках трудового законодательства (2). Важнейшим документом, регулирующим отношения между работником и работодателем, является трудовой договор (1). Одной из сторон этого конфликта является работодатель, другой – работник (9), или бывший работник (7). Работодатель и работник являются сторонами трудовых правоотношений (4).

Ответ: 521974
Показать решение

Задача 14

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«_________ (А) — это устойчивая правовая связь человека с государством, при которой каждая сторона обладает определёнными правами и обязанностями и несёт ответственность друг перед другом. Человек подчиняется _________ (Б) государства, гражданином которого является, а государство в свою очередь покровительствует гражданину и защищает его. В _________ (В) допускается двойное гражданство — гражданство самой федерации и гражданство составных её частей. Расширение _________ (Г) между государствами и образование надгосударственных союзов, сочетающих в себе черты конфедераций и федераций, привело к появлению надгосударственного (наднационального) типа гражданства. У граждан России и _________ (Д) наряду с национальным гражданством предусматривается гражданство их Союзного государства. Наиболее широкими правами, например избирательными или правом на объединение в политические партии, или на доступ к государственной службе, пользуются граждане того государства, которое наделяет их этими правами; но они же несут наибольший объём _________ (Е), включая воинскую службу там, где существует всеобщая воинская обязанность, например в России».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

  1. унитарное государство
  2. Казахстан
  3. федеративное государство
  4. обязанность
  5. Якутия (Саха)
  6. гражданство
  7. юрисдикция
  8. интеграция
  9. Беларусь

Запишите под каждой буквой, обозначающей пропущенное слово, номер выбранного вами слова.

Решение

Прочитаем внимательно текст задания, не обращая внимание на пропущенные термины. Понимаем, что в нем идет речь о таком понятии как гражданство. Далее вставляем по смыслу и в соответствии с логикой пропущенные в тексте понятия. Первое предложение – это непосредственно определение гражданства (6). Будучи гражданином конкретного государства, человек должен соблюдать права и законы данного государства, что можно назвать как подчинение юрисдикции (7). В случае если мы имеем дело с федеративным государством (3), то возможно наличие двойного гражданства – федерации и ее субъектов. Надгосударственные союзы появляются в результате интеграции (8) между странами. Россия и Белоруссия (9) образуют Союзное государство. Наряду с правами, каждый гражданин государства наделен и обязанностями (4).

Ответ: 673894
Показать решение

Задача 15

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Акцент на биологической природе живых существ, объединённых в сообщества, делает ________ (А). В чём суть предлагаемых ею идей? ________ (Б) нельзя считать биологической машиной, но в нём есть биологические механизмы, не допускающие целей и ________ (В), противных его биологической природе. Важными, с точки зрения учёных, формами общественного поведения живых существ являются ________ (Г) и противоположный ему эгоизм. Учёные считают, что ________ (Д), в которых индивиды проявляют самопожертвование ради пользы других, выживают лучше, чем те, члены которых заботятся только о собственном благополучии. Основой реакции ________ (Е) является способность каждой особи делить остальных особей на своих и чужих. Для выживания необходимо стремление подавить «чужаков». И это не только возможно, но и необходимо».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

  1. человек
  2. агрессия
  3. альтруизм
  4. популяция
  5. социальное действие
  6. социальная политика
  7. мышление
  8. миролюбие
  9. социальная биология

Запишите под каждой буквой, обозначающей пропущенное слово, номер выбранного вами слова.

Решение

Прочитаем внимательно текст задания, не обращая внимание на пропущенные термины. Понимаем, что в нем идет речь о такой теории, как социальная биология. Вставляем по смыслу и в соответствии с логикой пропущенные в тексте понятия. Само название теории - социальная биология (9) – подразумевает приоритет биологической природы. Эта теория применима и в отношении человека (1), в котором биологические механизмы не допускают цели и социальные действия (5), противные его биологической природе. Далее выбираем противоположный по смыслу термин понятию эгоизм. Из вариантов ответа подходит по смыслу только альтруизм (3). Индивиды в животном мире существуют не сами по себе (тогда бы альтруизм, помощь окружающим, был бы невозможен), а в рамках популяций (4). Подавление же чужаков основано на агрессии (2).

Ответ: 915342
Показать решение

Задача 16

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Судебное заседание проходит под руководством председательствующего — профессионального _________ (А). В нём участвуют те граждане и организации, которые заинтересованы в исходе дела, — стороны, пользующиеся равными процессуальными _________ (Б). В судебном заседании исследуются _________ (В) с целью установления истинных обстоятельств дела. Акты правосудия — решения по конкретным делам, принятые судами в пределах их компетенции, обладают общеобязательной _________ (Г). Они (по терминологии процессуального законодательства) вступают в законную силу по истечении срока на обжалование или после подтверждения правильности вышестоящим _________ (Д). Исполнение приговоров по уголовным делам и решений по гражданским делам обеспечивается, в частности, возможностью применения мер государственного _________ (Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

  1. принуждение
  2. судья
  3. условия
  4. министерство
  5. права
  6. прокурор
  7. сила
  8. суд
  9. доказательство

Запишите под каждой буквой, обозначающей пропущенное слово, номер выбранного вами слова.

Решение

Прочитаем внимательно текст задания, не обращая внимание на пропущенные термины. Понимаем, что в нем идет речь о судебном процессе. Вставляем по смыслу и в соответствии с логикой пропущенные в тексте понятия. В первом предложении мы должны вспомнить, кто ведет судебное заседание. Это, конечно, судья (2). Стороны судебного процесса обладают равными правами (5). Исследовать для установления обстоятельств дела можно только доказательства (9). Понятие «общеобязательной» в правовом смысле обычно используется со словом силой (7). Обжалование судебного решения может происходить только в вышестоящем суде (8). Применение мер, заставляющих выполнять решения судов, обеспечивается посредством государственного принуждения (1).

Ответ: 259781
Показать решение

Задача 17

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетание), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой ________ (А). Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления ________ (Б), построения в ней отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьёй всех её членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в её дела, возможности защиты этих прав в ________ (В). Признаётся ________ (Г), заключённый только в органах записи актов гражданского состояния. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при создании первичной ячейки общества по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. В соответствии с ________ (Д) семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Семейное законодательство состоит из ________ (Е) и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, а также законов субъектов Российской Федерации».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации
  2. Семейный кодекс
  3. общество
  4. государство
  5. Конституция Российской Федерации
  6. суд
  7. семья
  8. брак
  9. прокуратура

Запишите под каждой буквой, обозначающей пропущенное слово, номер выбранного вами слова.

Решение

Прочитаем внимательно текст задания, не обращая внимание на пропущенные термины. Понимаем, что в нем идет о семейном законодательстве как отрасли права. Вставляем по смыслу и в соответствии с логикой пропущенные в тексте понятия. Первое предложение – это статья конституции РФ, в которой в которой указано, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства (4). Далее обосновывается основная цель семейного законодательства – укрепление семьи (7). Защита семьи возможна также и в суде (6). Семья создается путем заключения гражданского брака (8). Семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов. Это устанавливает конституция (5). Основные положения семейного законодательства сосредоточены в Семейном кодексе (2).

Ответ: 476852
Показать решение

Задача 18

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Многообразные связи, возникающие между социальными группами, а также внутри них, называются общественными ________ (А). Они формируются в процессе экономической, социальной, ________ (Б) и культурной жизни и деятельности общества. Таким образом, они складываются во всех ________ (В) общественной жизни. В экономике, например, это отношения производства, ________ (Г), обмена и потребления. В политике основными социальными институтами являются ________ (Д), политические партии, избирательные объединения.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

  1. государственный
  2. действия
  3. социальный
  4. распределение
  5. отношение
  6. политический
  7. сферы
  8. государство
  9. парламент

Запишите под каждой буквой, обозначающей пропущенное слово, номер выбранного вами слова.

Решение

Прочитаем внимательно текст задания, не обращая внимание на пропущенные термины. Понимаем, что в нем идет о таких понятиях как общество и общественные отношения. Далее вставляем по смыслу и в соответствии с логикой пропущенные в тексте понятия. Первое предложение – определение общественных отношений (5). В следующих 2 предложениях говорится о четырех подсистемах общества: экономической, социальной, политической (6) и культурной сферах (7). В экономике отношения проявляются через производство, распределение (4), обмен и потребление. В политической сфере важнейший институт – государство (8).

Ответ: 56748
Показать решение

Задача 19

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В основе понятия социальной структуры общества лежат социальные ________ (А) как относительно устойчивые связи и взаимодействия отдельных ________ (Б) и их объединений. Ключевым элементом состава социальной структуры общества являются социальные общности и ________ (В). Она охватывает любое социальное ________ (Г) — от семьи и группы сверстников до общества данной страны и даже всего человечества. К большим группам относятся страты, этносы, ________ (Д). К малым группам относят группу сверстников, школьный класс, ________ (Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

  1. общество
  2. индивид
  3. классы
  4. объединение
  5. группа
  6. норма
  7. отношения
  8. семья
  9. дифференциация

Запишите под каждой буквой, обозначающей пропущенное слово, номер выбранного вами слова.

Решение

Прочитаем внимательно текст задания, не обращая внимание на пропущенные термины. Понимаем, что в нем идет о таком понятии как социальная структура общества. Далее вставляем по смыслу и в соответствии с логикой пропущенные в тексте понятия. Устойчивые связи и взаимодействия в обществе называются социальными отношениями (7). В них вступают как отдельные индивиды (2), так и объединения людей. Понятием, близким по смыслу термину общность является группа (5). Это все вместе можно назвать социальным объединением (4). Конкретным примером больших социальных групп, наряду со стратами и этносами, являются классы (3). Классическим же примером малой группы выступает семья (8).

Ответ: 725438
Показать решение

Задача 20

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Под ________ (А) в широком смысле понимают все виды и результаты ________ (Б) общества. Она является совокупностью экономических, социально-политических и духовных ________ (В) человечества. В её основе лежит преобразующая человеческая деятельность, поэтому культура включает в себя как ________ (Г) преобразования человеком окружающего мира, так и знания, ценностные ориентации, формы взаимодействия людей, которые вырабатываются в процессе преобразования. На этом основании учёные выделяют материальную и ________ (Д) культуру. Культура создаётся, с одной стороны, путём сохранения и накопления опыта и ценностей предыдущих поколений, с другой — в процессе ________ (Е), то есть культурного новаторства».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

  1. материальный результат
  2. духовный
  3. достижение
  4. мораль
  5. культура
  6. общество
  7. преобразовательная деятельность
  8. творчество
  9. природа

Запишите под каждой буквой, обозначающей пропущенное слово, номер выбранного вами слова.

Решение

Прочитаем внимательно текст задания, не обращая внимание на пропущенные термины. Понимаем, что в нем идет о таком понятии как культура. Далее читаем каждое предложение по отдельности и вставляем пропущенные слова. В первом предложении дается определение культуры (5), как результата преобразовательной деятельности (7) человека. Альтернативным определением культуры является ее понимание как совокупности экономических, социально-политических и духовных достижений (3). Далее вспоминаем, что в понятие культура входят как материальные, так и духовные достижения. Соответственно, все то, что человек создал в сфере культуры – это результаты (1) деятельности. Как уже упоминали, культура делится на материальную и духовную (2). И, наконец, новаторство проявляется через творчество (8).

Ответ: 573128
Показать решение
Показать еще

Готовим к ЕГЭ на 85+ баллов и побеждаем лень

Каждый месяц 12 онлайн-занятий в дружелюбной атмосфере + 16 домашних работ с жесткими сроками.
Не готовишься — вылетаешь.

Подробнее о курсе