Задание 2. Размеры и единицы измерения. ЕГЭ 2026 по математике (базовой)
Средний процент выполнения: 94.8%
Алгоритм решения задания 2:
Прочитайте условие и определите, какие реальные объекты или явления описываются в задании.
Для каждой величины из первого столбца определите, что именно она измеряет: длину, высоту, расстояние, объём или другую физическую величину.
Обратите внимание на единицы измерения у возможных значений и приведите их к осмысленному виду (метры, сантиметры, километры, литры).
Оцените порядок величины: является ли значение маленьким, средним или очень большим для данного объекта.
Сопоставьте каждую величину с тем значением, которое реалистично по смыслу и по единицам измерения.
Подпишись на суперполезные материалы
Задачи для практики
Задача 1
Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
| ВЕЛИЧИНЫ | ВОЗМОЖНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ |
| А) ширина реки Волги Б) толщина листа ученической тетради В) рост жирафа Г) длина учебника | 1) 5 м 2) 13 км 3) 22 см 4) 0.008 см |
Под каждой буквой, соответствующей величине, укажите номер её возможного значения.
Решение
Установим соответствие между величинами и их возможными значениями:
| Величины | Возможные значения |
|---|---|
| А) ширина реки Волги | 2) 13 км |
| Б) толщина листа ученической тетради | 4) 0.008 см |
| В) рост жирафа | 1) 5 м |
| Г) длина учебника | 3) 22 см |
А) 2 Б) 4 В) 1 Г) 3
Задача 2
Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
| ВЕЛИЧИНЫ | ВОЗМОЖНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ |
| А) длина экватора Б) длина спичечного коробка В) рост новорождённого ребёнка Г) стандартная высота стола | 1) 50 мм 2) 40 075.7 км 3) 780 мм 4) 54 см |
Под каждой буквой, соответствующей величине, укажите номер её возможного значения.
Решение
Рассмотрим каждую величину и подберём соответствующее значение:
А) длина экватора
Средняя длина экватора Земли составляет около 40 075.7 км.
Соответствие: $2$.
Б) длина спичечного коробка
Длина стандартного спичечного коробка составляет около 50 мм.
Соответствие: $1$.
В) рост новорождённого ребёнка
Средний рост новорождённого составляет около 54 см.
Соответствие: $4$.
Г) стандартная высота стола
Стандартная высота стола составляет около 780 мм.
Соответствие: $3$.
Ответ:
А — $2$
Б — $1$
В — $4$
Г — $3$
Задача 3
Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
| ВЕЛИЧИНЫ | ВОЗМОЖНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ |
| А) объём одноразового пластикового стаканчика Б) объём бытового электрочайника В) объём канистры для бензина Г) объём волейбольного мяча | 1) 5 л 2) 200 мл 3) 20 л 4) 1.7 л |
Под каждой буквой, соответствующей величине, укажите номер её возможного значения.
Решение
Для решения задачи установим соответствие между величинами и их возможными значениями. Рассмотрим каждую величину по отдельности:
- А) Объём одноразового пластикового стаканчика - обычно такой стаканчик имеет объём около 200 мл. Поэтому соответствующее значение: 2).
- Б) Объём бытового электрочайника - стандартный объём чайника составляет около 1.7 л, что является наиболее распространённым вариантом. Соответствующее значение: 4).
- В) Объём канистры для бензина - канистры обычно имеют объём от 5 л до 20 л, но стандартные канистры чаще всего бывают 20 л. Соответствующее значение: 3).
- Г) Объём волейбольного мяча - объём волейбольного мяча составляет примерно 5 л. Соответствующее значение: 1).
Теперь подведём итоги:
-
А) 2) 200 мл
Б) 4) 1.7 л
В) 3) 20 л
Г) 1) 5 л
Таким образом, правильные соответствия: 2431.
Задача 4
Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
| ВЕЛИЧИНЫ | ВОЗМОЖНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ |
| А) продолжительность жизни баобаба Б) длительность основного игрового времени футбольного матча В) длительность урока в школе Г) время движения поезда Москва-Чита | 1) 0.75 ч 2) 1.5 ч 3) 1000 лет 4) 110 ч |
Под каждой буквой, соответствующей величине, укажите номер её возможного значения.
Решение
Установим соответствие между временными величинами и их значениями:
| Величины | Возможные значения |
|---|---|
| А) продолжительность жизни баобаба | 3) 1000 лет |
| Б) длительность основного игрового времени футбольного матча | 2) 1.5 ч |
| В) длительность урока в школе | 1) 0.75 ч |
| Г) время движения поезда Москва-Чита | 4) 110 ч |
А) 3 Б) 2 В) 1 Г) 4
Задача 5
Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
| ВЕЛИЧИНЫ | ВОЗМОЖНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ |
| А) площадь России Б) площадь почтовой марки В) площадь плавательного бассейна Г) площадь сиденья табурета | 1) 17.1$·$106 кв. км 2) 212.5 кв. м 3) 900 кв. см 4) 6.8 кв. см |
Под каждой буквой, соответствующей величине, укажите номер её возможного значения.
Решение
Рассмотрим каждую величину и её возможное значение:
А) площадь России
Площадь России составляет примерно 17.1 млн км².
Соответствие: 1.
Б) площадь почтовой марки
Площадь почтовой марки обычно составляет около 6.8 см².
Соответствие: 4.
В) площадь плавательного бассейна
Площадь плавательного бассейна может быть около 212.5 м².
Соответствие: 2.
Г) площадь сиденья табурета
Площадь сиденья табурета обычно составляет около 900 см².
Соответствие: 3.
Ответ:
А — 1
Б — 4
В — 2
Г — 3
Задача 6
Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
| ВЕЛИЧИНЫ | ВОЗМОЖНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ |
| А) площадь озера Байкал Б) площадь стола для игры в настольный теннис В) площадь купюры в 5000 рублей Г) площадь классной комнаты | 1) 48 кв. м 2) 31 722 кв. км 3) 41 785 кв. см 4) 108.33 кв. см |
Под каждой буквой, соответствующей величине, укажите номер её возможного значения.
Решение
А) $S$ озера Байкал - $31 722$ кв. км (2)
Б) $S$ стола для тенниса - $41785$ кв. см (3)
B) $S$ купюры $5$ т. руб. - $108.33$ кв. см (4)
Г) $S$ классной комнаты - $48$ кв. м (1)
Задача 7
Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
| ВЕЛИЧИНЫ | ВОЗМОЖНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ |
| А) площадь Колизея Б) площадь Рима В) площадь футбольного поля Г) площадь одной стороны монеты | 1) 1285 кв. км 2) 6400 кв. м 3) 300 кв. мм 4) 20000 кв. м |
Под каждой буквой, соответствующей величине, укажите номер её возможного значения.
Решение
A) площадь Колизея - $20000$ кв м (4)
Б) площадь Рима - $1285$ кв км(1)
B) площадь футбольного поля - $6400$ кв м (2)
Г) площадь стороны монеты - $300$ кв мм (3)
Задача 8
Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
| ВЕЛИЧИНЫ | ВОЗМОЖНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ |
| А) скорость света Б) скорость течения реки В) скорость бега человека на 100 метров Г) скорость гепарда | 1) 3 км/ч 2) 120 км/ч 3) 300 000 км/с 4) 1 м/с |
Под каждой буквой, соответствующей величине, укажите номер её возможного значения.
Решение
$А$)Скорость света - $300 000$ км/ч, (3)
$Б$)Скорость течения реки - $3$ км/ч, (1)
$В$)Скорость бега человека - $1$ м/с, (4)
$Г$)Скорость гепарда - $120$ км\ч. (2)
Задача 9
Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
| ВЕЛИЧИНЫ | ВОЗМОЖНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ |
| А) масса танка Б) масса слона В) масса овцы Г) масса кошки | 1) 87 кг 2) 50 т 3) 6 кг 4) 5 т |
Под каждой буквой, соответствующей величине, укажите номер её возможного значения.
Решение
Рассмотрим каждую величину и её возможное значение:
А) масса танка
Масса танка обычно составляет около 50 тонн.
Соответствие: 2.
Б) масса слона
Масса слона составляет около 5 тонн.
Соответствие: 4.
В) масса овцы
Масса овцы обычно составляет около 87 кг.
Соответствие: 1.
Г) масса кошки
Масса кошки составляет около 6 кг.
Соответствие: 3.
Ответ:
А — 2
Б — 4
В — 1
Г — 3
Задача 10
Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
| ВЕЛИЧИНЫ | ВОЗМОЖНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ |
| А) длина шеста для прыжков Б) высота футбольных ворот В) расстояние от Москвы до Сочи Г) глубина озера Байкал | 1) 1622 км 2) 1637 м 3) 4.9 м 4) 2.44 м |
Под каждой буквой, соответствующей величине, укажите номер её возможного значения.
Решение
А) Длина шеста для прыжков - это спортивный инвентарь, который обычно составляет около 5 метров. Соответствующее значение - 4.9 м (3).
Б) Высота футбольных ворот - стандартная высота ворот в футболе равна 2.44 м (4).
В) Расстояние от Москвы до Сочи - это расстояние составляет примерно 1622 км (1).
Г) Глубина озера Байкал - самое глубокое озеро в мире, его глубина составляет 1637 м (2).
Ответ: 3412.
Задача 11
Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
| ВЕЛИЧИНЫ | ВОЗМОЖНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ |
| А) высота полёта орла Б) толщина спички В) длина вагона пассажирского поезда Г) диаметр кружки | 1) 8.2 см 2) 23.6 м 3) 2 мм 4) 8 км |
Под каждой буквой, соответствующей величине, укажите номер её возможного значения.
Решение
Для того чтобы установить соответствие между величинами и их возможными значениями, проанализируем каждую величину:
- А) высота полёта орла - орлы могут летать на высоте до 8 км. Соответствующее значение - 4) 8 км.
- Б) толщина спички - толщина обычной спички составляет около 2 мм. Соответствующее значение - 3) 2 мм.
- В) длина вагона пассажирского поезда - длина таких вагонов обычно около 23.6 м. Соответствующее значение - 2) 23.6 м.
- Г) диаметр кружки - стандартный диаметр кружки может составлять 8.2 см. Соответствующее значение - 1) 8.2 см.
Таким образом, соответствия следующие: 4321.
Задача 12
Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
| ВЕЛИЧИНЫ | ВОЗМОЖНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ |
| А) рост пятиклассника Б) высота потолка в квартире В) ширина спичечного коробка Г) диаметр Земли | 1) 12 742 км 2) 145 см 3) 37.5 мм 4) 3.2 м |
Под каждой буквой, соответствующей величине, укажите номер её возможного значения.
Решение
Установим соответствие между величинами и их возможными значениями:
| Величины | Возможные значения |
|---|---|
| А) рост пятиклассника | 2) 145 см |
| Б) высота потолка в квартире | 4) 3.2 м |
| В) ширина спичечного коробка | 3) 37.5 мм |
| Г) диаметр Земли | 1) 12 742 км |
А) 2 Б) 4 В) 3 Г) 1
Задача 13
Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
| ВЕЛИЧИНЫ | ВОЗМОЖНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ |
| А) время между ударами сердца человека Б) время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца В) время полёта самолёта от Москвы до Ростова-на-Дону Г) время, за которое Земля делает полный оборот вокруг своей оси | 1) 2 часа 2) 0.8 секунд 3) 365.25 суток 4) 24 часа |
Под каждой буквой укажите соответствующий номер.
Решение
Рассмотрим каждую величину и подберем к ней соответствующее возможное значение:
- А) Время между ударами сердца человека. Обычно это время составляет около 0.6-0.8 секунд, что соответствует значению 2) 0.8 секунд.
- Б) Время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца. Это составляет примерно 365.25 суток, что соответствует значению 3) 365.25 суток.
- В) Время полёта самолёта от Москвы до Ростова-на-Дону. Это время обычно составляет около 2 часов, что соответствует значению 1) 2 часа.
- Г) Время, за которое Земля делает полный оборот вокруг своей оси. Это составляет 24 часа, что соответствует значению 4) 24 часа.
Таким образом, соответствия будут следующими: 2, 3, 1, 4.
Задача 14
Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
| ВЕЛИЧИНЫ | ВОЗМОЖНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ |
| А) масса снежинки Б) масса снегиря В) масса снежного барса Г) масса айсберга | 1) 45 кг 2) 0.004 г 3) 32 г 4) 150 000 т |
Под каждой буквой, соответствующей величине, укажите номер её возможного значения.
Решение
Установим соответствие между массовыми величинами и их значениями:
| Величины | Возможные значения |
|---|---|
| А) масса снежинки | 2) 0.004 г |
| Б) масса снегиря | 3) 32 г |
| В) масса снежного барса | 1) 45 кг |
| Г) масса айсберга | 4) 150 000 т |
А) 2 Б) 3 В) 1 Г) 4
Задача 15
Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
| ВЕЛИЧИНЫ | ВОЗМОЖНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ |
| А) длительность одного моргания человеческого глаза Б) продолжительность выпуска новостей В) время обращения Земли вокруг Солнца Г) срок жизни дуба | 1) 10 мин 2) 365 суток 3) 0.05 с 4) 365 лет |
Под каждой буквой, соответствующей величине, укажите номер её возможного значения.
Решение
Установим соответствие между временными величинами и их значениями:
| Величины | Возможные значения |
|---|---|
| А) длительность одного моргания человеческого глаза | 3) 0.05 с |
| Б) продолжительность выпуска новостей | 1) 10 мин |
| В) время обращения Земли вокруг Солнца | 2) 365 суток |
| Г) срок жизни дуба | 4) 365 лет |
А) 3 Б) 1 В) 2 Г) 4
Задача 16
Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
| ВЕЛИЧИНЫ | ВОЗМОЖНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ |
| А) скорость звука Б) скорость пассажирского поезда В) скорость пловца в неподвижной воде Г) скорость улитки | 1) 335 м/с 2) 1.5 м/с 3) 70 км/ч 4) 1.5 мм/с |
Под каждой буквой, соответствующей величине, укажите номер её возможного значения.
Решение
A) скорость звука - $335$м/с (1)
Б) скорость поезда - $70$км/ч (3)
В) скорость плавца - $1.5$м/с (2)
Г) скорость улитки - $1.5$мм/с (4)
Задача 17
Установите соответствие между объектами и их скоростями:
| Объекты | Скорости |
|---|---|
| А) вертолёт | 1) 1.5 мм/с |
| Б) моторная лодка | 2) 300 м/с |
| В) улитка | 3) 30 км/ч |
| Г) пуля | 4) 350 км/ч |
Под каждой буквой, соответствующей объекту, укажите номер его возможной скорости.