Задание 13. Уравнения. ЕГЭ 2026 по математике профильного уровня

За это задание ты можешь получить 2 балла. На решение дается около 10 минут. Уровень сложности: повышенный.
Средний процент выполнения: 43%
Ответом к заданию 13 по математике (профильной) может быть развернутый ответ (полная запись решения с обоснованием выполненных действий).

Алгоритм решения задания 13:

  1. Прочитать условие и определить вид задачи: уравнение, неравенство или система.

  2. Привести все выражения к удобному для решения виду с помощью допустимых преобразований.

  3. Выбрать метод решения, соответствующий типу выражений (разложение на множители, замена переменной, приведение к одному виду и т.п.).

  4. Решить уравнение, неравенство или систему выбранным способом.

  5. Найти область допустимых значений и исключить посторонние решения.

  6. Для неравенств определить промежутки, на которых выполняется условие.

  7. Проверить найденные решения на соответствие исходному условию.

  8. Записать ответ в требуемом виде.

Что нужно знать, чтобы решить задание 13:

В задании требуется решить уравнение одного из видов: тригонометрическое, рациональное, показательное, логарифмическое, уравнение с радикалом или смешанное уравнение, которое может содержать в себе несколько видов, например, логарифмы и тригонометрию. После решения уравнения, часто необходимо отобрать корни, которые принадлежат определенному промежутку.

Задачи для практики

Задача 1

а) Решите уравнение $\cos^2(x-π)+√ 3\cos x\sin x=1$

б) Найдите корни данного уравнения, принадлежащие отрезку $ [-{π}; {3π}/2] $.

Решение

а) $\cos^2(x-π)+√ 3\cos x\sin x=1$,
$\cos^2x+√ 3\cos x⋅\sin x=1$, $\cos^2x+√ 3\cos x⋅\sin x=\cos^2x+\sin^2x$, $√ 3\cos x⋅\sin x-\sin^2x=0$, $\sin x(√ 3\cos x-\sin x)=0$, $\{{\table {\sin x=0{,}}; {√ 3\cos x-\sin x=0;};}$ $\{{\table {x=π n, n∈ Z,}; {\tg x=√ 3;};}$ $\{{\table {x=π n, n∈ Z,}; {x={π} / {3}+π k, k∈ Z.};}$ б) Найдём корни данного уравнения, принадлежащие отрезку $ [-{π}; 3{π}/2] $ с помощью единичной окружности (см. рис.). $x_1=-π$, $x_2=-π+{π} / {3}=-{2π} / {3}$. $x_3=0$, $x_4={π} / {3}$, $x_5=π$, $x_6=π+{π} / {3}={4π} / {3}$.

Ответ: а)$πn$,$n∈Z$;${π}/{3}+πk$,$k∈Z$;б)$-π$;$-{2π}/{3}$;$0$;${π}/{3}$;$π$;${4π}/{3}
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 2

а) Решите уравнение $2\cos ({3π} / {2}-x)⋅\sin({π} / {2}-x)=√ 3\sin(2π+x)$.

б) Найдите корни данного уравнения, принадлежащие отрезку $[-{11π}/2; -3{π}]$.

Решение

а) $2\cos ({3π} / {2}-x)\sin({π} / {2}-x)=√ 3\sin(2π+x)$,
$-2\sin x⋅\cos x=√ 3\sin x$, $√ 3\sin x+2\sin x⋅\cos x=0$,
$\sin x(√ 3+2\cos x)=0$.
$\{{\table {\sin x=0{,}}; {√ 3+2\cos x=0;};}$ $\{{\table {x=π n, n∈ Z,}; {\cos x=-{√ 3} / {2};};}$ $\{{\table {x=π n, n∈ Z,}; {x=±{5π} / {6}+2π k, k∈ Z.};}$ б) Найдём корни данного уравнения, принадлежащие отрезку $[-11{π}/2; -3{π}]$ с помощью единичной окружности (см. рис.). $x_1=-5π-{π} / {6}=-{31π} / {6}$, $x_2=-5π$, $x_3=-5π+{π} / {6}=-{29π} / {6}$, $x_4=-4π$, $x_5=-3π-{π} / {6}=-{19π} / {6}$. $x_6=-3π$.

Ответ: а)$πn,n∈Z$;$±{5π}/{6}+2πk$,$k∈Z$;б)$-{31π}/{6}$,$-5π$;$-{29π}/{6}$,$-4π$;$-{19π}/{6}$;$-3π
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 3

а) Решите уравнение $3\cos({3π} / {2}-2x)-2\cos(π+x)=0$.

б) Найдите корни этого уравнения, принадлежащие отрезку $[{5π}/2; 4{π}].$

Решение

а) $3\cos({3π} / {2}-2x)-2\cos(π+x)=0$

$3⋅(-sin2x)-2⋅(-cosx)=0 |⋅(-1)$

$3sin2x-2cosx=0$

$3⋅2sinx⋅cosx-2cosx=0$

$6sinx⋅cosx-2cosx=0$

$2cosx⋅(3sinx-1)=0$

1). $2cosx=0$

$cosx=0$

$x=π/2+πn, n∈Z$

2). $3sinx-1=0$

$sinx=1/3$

$x=(-1)^{n}arcsin(1/3)+πn, n∈Z$

б) Корни, принадлежащие отрезку $[{5π}/2; 4{π}]$, найдём с помощью единичной окружности.



Указанному промежутку принадлежат корни: ${5π}/{2}; {7π}/{2} ; 3π-arcsin(1/3)$.

Ответ: а). $π/2+πn, n∈Z; (-1)^{n}arcsin(1/3)+πn, n∈Z.$ б).${5π}/{2}; {7π}/{2} ; 3π-arcsin(1/3)$

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 4

a) Решите уравнение $2\cos2(x-{π} / {3})+8\cos(x-{π} / {3})=3$.

б) Найдите корни данного уравнения, принадлежащие отрезку $ [3{π}; {9π}/2] $.

Решение

а) $2\cos2(x-{π} / {3})+8\cos(x-{π} / {3})=3$

Замена: $y=x-{π} / {3}$

$2cos2y+8cosy=3$

$2(cos^2y-sin^2y)+8cosy=3$

$2(cos^2y-(1-cos^2y)+8cosy=3$

$2(cos^y-1+cos^2y)+8cosy=3$

$2(2cos^2y-1)+8cosy=3$

$4cos^2y-2+8cosy-3=0$

$4cos^2y+8cosy-5=0$

Замена: $cosy=t, -1≤t≤1$

$4t^2+8t-5=0$

$D=8^2-4⋅4⋅5=4=2^2$

$t_1={-8+2}/8=1/2$

$t_2={-8-2}/8=-{20}/{8} < -1$ не подходит

Обратная замена:

$cosy=1/2$ ⇒ $y=±{π/3}+2πn, n∈Z$

Обратная замена:

$x-{π} / {3}=±{π/3}+2πn, n∈Z$

1). $x-{π} / {3}={π/3}+2πn, n∈Z$

$x={{2π}/3}+2πn, n∈Z$

2). $x-{π} / {3}=-{π/3}+2πn, n∈Z$

$x=2πn, n∈Z$

б) Корни, принадлежащие отрезку $[3{π}; {9π}/2] $, найдём с помощью единичной окружности.



Указанному промежутку принадлежат корни: $4π$.

Ответ: а). ${{2π}/3}+2πn, n∈Z; 2πn, n∈Z.$ б).$4π$

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 5

а) Решите уравнение $4\sin^3x+\sin x+4\cos^2x=4$.

б) Найдите все корни данного уравнения, принадлежащие отрезку $ [{π}/2; 2{π}] $.

Решение

а). $4\sin^3x+\sin x+4\cos^2x=4$

$4sin^3x+sinx+4(1-sin^2x)=4$

$4sin^3x+sinx+4-4sin^2x=4$

$4sin3x+sinx-4sin^2x=0$

$sinx(4sin^2x-4sinx+1)=0$

1). $sinx=0$

$x=πn, n∈Z$

2). $4sin^2x-4sinx+1=0$

Замена: $sinx=t, -1≤t≤1$

$4t^2-4t+1=0$

$D=4^2-4⋅4⋅1=0$

$t={4}/{8}=1/2$

Обратная замена: $sinx=1/2$

$x={π}/{6}+2πn,n∈Z $

$x={5π}/{6}+2πn,n∈Z $

б) Корни, принадлежащие отрезку $[{π}/2; 2{π}] $, найдём с помощью единичной окружности.



Указанному промежутку принадлежат корни: ${5π}/{6}; π; 2π$.

Ответ: а). $πn, n∈Z; {π}/{6}+2πn,n∈Z; {5π}/{6}+2πn,n∈Z.$ б).${5π}/{6}; π; 2π$

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 6

а) Решите уравнение $4 cos^2 x + 10 cos(x + 3π)+ 4 = 0$.

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку $[-{3π}/{2};0]$.

Решение

а) Преобразуем уравнение, согласно формуле приведения:

$cos(x + 3π)=-cosx,$ тогда

$4cos^2x - 10 cos x + 4 = 0$

Обозначим $cos x = t, −1 ≤ t ≤ 1$, сократим на 2, тогда получим

$2t^2 -5t + 2 = 0.$

$t_1 = {5 + 3}/{2·2} = 2$ — не удовлетворяет условию $−1 ≤ t ≤ 1$

$t_2 = {5 - 3}/{2· 2} = {1}/{2}$.

Вернёмся к исходной переменной: $cos x = {1}/{2}$,

$x = ±{π}/{3} + 2πn, n ∈ Z.$

б) Корни, принадлежащие отрезку $[-{3π}/{2};0]$, найдём с помощью единичной окружности. Получим число $-{π}/{3}$.

Ответ: а) $x = ±{π}/{3} + 2πn, n ∈ Z$; б) $-{π}/{3}$

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 7

a)Решите уравнение ${sin4x}/{2} = cos2x$

б)Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку $[-{π}/{2};{π}]$

Решение

а) Преобразуем уравнение:

${2cos2x⋅sin2x}/{2} = cos2x$

${cos2x⋅sin2x} = cos2x$

${cos2x⋅sin2x} - cos2x = 0$

${cos2x}⋅({sin2x} - 1) = 0$

Отсюда либо ${cos2x} = 0$, либо ${sin2x} = 1$

1. ${cos2x} = 0$; ${2x} = {π}/{2}+{πk}, k∈Z $; ${x} = {π}/{4}+{πk}/{2}: k∈Z $ - от точки ${π}/{4}$ шагаем по 90°

2. ${sin2x} = 1$; ${2x} = {π}/{2}+{2πk}, k∈Z$; ${x} = {π}/{4}+{πk}: k∈Z $ - содержится в предыдущей серии решений

б) Найдем корни, принадлежащие промежутку $[{-π}/{2};{π}]$ с помощью единичной окружности:

$x_1 = {0}-{π}/4 =-{π}/4 $

$x_2 = {0}+{π}/4 ={π}/4 $

$x_3 = {π}-{π}/4 ={3π}/4$

Ответ: а) ${x} = {π}/{4}+{πk}/{2}, k∈Z $ б)$-{π}/4;{π}/4;{3π}/4$

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 8

а) Решите уравнение: $cos^{3}x + 3cos^{2}x -cos{x} -3 = 0$

б) Отберите все корни уравнения, принадлежащие промежутку $[{4π};{5π}]$

Решение

a) Преобразуем уравнение:

$cosx(cos^{2}x - 1) + 3(cos^{2}x - 1)=0$

$(cosx + 3)(cos^{2}x - 1)=0$

$\[\table\cos{x}= -3 - нет, решений; \cos^{2}x = 1;$

$\[\table\cos{x}= 1 ; \cos{x }= -1;$

$x=πk, k ∈ Z$

б) Корни, принадлежащие отрезку $[{4π};{5π}]$, найдём с помощью единичной окружности.

Получим числа $4π$ и $5π$

Ответ: а) $x=πk, k ∈ Z; $ б) ${4π};{5π}$

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 9

а) Решите уравнение: $2cos^3x + cos^2(3π-x) – 2cosx -1=0$

б) Укажите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку $(0;{π}]$

Решение

a) Преобразуем уравнение:

$2cos^3x + cos^2{x} – 2cosx-1=0$

$cos^2x⋅(2cosx+1) – (2cosx +1)=0$

$(cos^2x – 1)⋅(2cosx +1)=0$

$Отсюда:$

$\[\table\cos^2x=1; \cosx = -{1}/{2};$

$\[\table\x= πk, k∈Z; \x = ±{2π}/{3}+2πk, k∈Z; $

б) Отберем корни уравнения, принадлежащие промежутку $(0;{π}]$ с помощью единичной окружности:

Получим числа ${2π}/{3}$ и ${π}. $

Ответ: а) $ x= πk, x = ±{2πk}/{3}, k ∈ Z$; б) ${2π}/{3} , {π}$.

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 10

а) Решите уравнение $sin^{2}x = 2cos(2x) + 3$.

б) Найдите корни уравнения, принадлежащие отрезку $[-{π}/{2};π]$.

Решение

a) $sin^{2}x = 2cos(2x)+3$,

$sin^{2}x =2(1-2sin^{2}x)+3$,

$sin^{2}x =2-4sin^{2}x+3$,

$5sin^{2}x =5$,

$sin^{2}x=1, \[\table\sinx=1; \sinx=-1;$ $\[\table\x={π}/{2}+2πk, k ∈ Z; \x=-{π}/{2}+2πk, k ∈ Z;$

б) Корни, принадлежащие отрезку $[-{π}/{2};π]$, найдём с помощью единичной окружности.

Указанному промежутку принадлежат числа $-{π}/{2}, {π}/{2}$.

Ответ: а) $-{π}/{2}+2πk, k ∈ Z;{π}/{2}+2πk, k ∈ Z$; б) $-{π}/{2}, {π}/{2}$

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 11

а) Решите уравнение: $ log_26(2-x) = log_676{x^4} $

б) Укажите все корни уравнения, принадлежащие промежутку $ [log_5{π}; log_5{28}] $

Решение

а)Решим уравнение:

$ log_26(2-x) = log_676{x^4} $

$ log_26(2-x) = log_26{x^2} $

$ \{\table\ 2-x = x^2 ;\ x ≠ 0 $

$ \{\table\ x^2 + x-2=0 ;\ x ≠ 0$

$\ [\table\ x = -2;\ x = 1 $

б) Корни, принадлежащие отрезку $ [log_5{π}; log_5{28}] $ , найдём с помощью числовой прямой.

Представим числа в виде логарифмов по основанию 5:

$ {\[\table\ x = -2; \ x = 1 } ⇔ {\[\table\ x = log_5{1/25};\ x = log_5{5}} $

Получим, что на заданном промежутке лежит только $ 1 $.

Ответ: а) $ x= -2; x= 1; б) 1 $.

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 12

а) Решите уравнение: $ 1/{{sin}^2{x}} - 1/{sin{x}} - 2 = 0 $

б) Укажите все корни уравнения, принадлежащие промежутку $ [-{3π}/2; 0) $

Решение

а) $sinx≠0, x≠πk$

Пусть $ p =1/{sin{x}} $, тогда имеем:

$ p^2 – p – 2 = 0 $

$ p_1 = -1; p_2 = 2$

Вернемся к исходной переменной:

$ 1/{sin{x}}= -1; 1/{sin{x}}= 2$

$ {sin{x}}= -1; {sin{x}}= 1/2$

$ [\table\ x= {π}/{6}+2πk, k ∈ Z ; \ x= {5π}/{6}+2πk, k ∈ Z ; \ x= {3π}/{2}+2πk, k ∈ Z $

Объединим серии и получим, что $ x= {π}/{6}+{2πk}/3, k ∈ Z $

б) Корни, принадлежащие отрезку $ [-{3π}/2; 0) $ , найдём с помощью единичной окружности.

Получим числа $ -{7π}/{6},-{π}/{2} $.

Ответ: а) $ x= {π}/{6}+{2πk}/3, k ∈ Z; б) -{7π}/{6},-{π}/{2} $.

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 13

а) Решите уравнение: $cos(x-{2π}) = sin(3π-x)$

б) Укажите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку $[{-π};{π}/{2}]$

Решение

a) Преобразуем уравнение:

$cosx = sinx$

$cosx = sinx | : cosx ≠ 0 $

$tgx = 1$

$x ={π}/{4} + πk, k ∈ Z$

б) Отберем корни уравнения, принадлежащие промежутку $[{-π};{π}/{2}]$ с помощью единичной окружности:

Получим числа ${-3π}/{4}, {π}/{4}. $

Ответ: а) $x={π}/{4}+πk, k ∈ Z$ б) $-{3π}/{4}, {π}/{4}$

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 14

а) Решите уравнение: $2cos^{2}({13π}/{2} + x) - √{3}sinx = 0$

б) Укажите все корни уравнения, принадлежащие промежутку $[{2π};{3π}]$

Решение

a) Преобразуем уравнение:

$2sin^{2}{x} - √{3}sinx=0$

$(2sinx- √{3})sinx=0$

$\[\table\sinx=0; \sinx=√{3}/2;$

$\[\table\x=πk, k ∈ Z; \x={π}/{3}+2πk, k ∈ Z; \x={2π}/{3}+2πk, k ∈ Z;$

б) Отберем корни уравнения, принадлежащие промежутку $[{2π};{3π}]$ с помощью тригонометрической окружности:

Получим числа ${2π},{7π}/{3},{8π}/{3},{3π}. $

$x_1 = {2π}$

$x_2 = {2π} +{π}/{3} = {7π}/{3}$

$x_3 = {3π} -{π}/{3} = {8π}/{3}$

$x_4 = {3π}$

Ответ: а) $x=πk, x={π}/{3}+2πk, x={2π}/{3}+2πk, k ∈ Z$ б) ${2π},{7π}/{3},{8π}/{3},{3π}. $

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 15

а) Решите уравнение: $ 25^{cosx} + 25^{{cosx}/2} - 2 = 0 $

б) Укажите все корни удовлетворяющие промежутку $ [{π}/2; {π}] $

Решение

а) Упростим выражение:

$ 25^{cosx} + 5^{{2cosx}/2} - 2 = 0 ⇔ 25^{cosx} + 5^{cosx} - 2 = 0 $

Пусть $5^{cosx} = t$, при $t >0$, тогда имеем:

$ t^2 + t - 2 = 0 $

$ \[\table\ t = 1; t = -2 $

Так как $t=- 2$ не удовлетворяет ограничениям, имеем $t=1$

Вернемся к исходной переменной:

$ 5^{cosx} = 1 ⇔ 5^{cosx} = 5^{0} $

$ cos{x} = 0 ⇔ x= {π}/{2}+{πk}, k ∈ Z; $

б) Корни, принадлежащие промежутку $ [{π}/2; {π}] $ , найдём с помощью единичной окружности.

Получим ${π}/2.$

Ответ: $ а) x= {π}/{2}+{πk}, k ∈ Z; б) {π}/2 $.

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 16

а) Решите уравнение: $ 1/{{cos}^2{x}} - 2/{cos{x}} = 0 $

б) Укажите все корни уравнения, принадлежащие промежутку $ [{3π}/2; 3π] $

Решение

а) $ 1/{{cos}^2{x}} - 2/{cos{x}} = 0 | · {cos}^2{x} ≠ 0 $

$ 1 – 2cos(x) = 0 $

$ cos{x} = 1/2 $

$x= ± {π}/{3}+2πk, k ∈ Z $

б) Корни, принадлежащие промежутку $ [{3π}/2; 3π] $ , найдём с помощью единичной окружности.

Получим числа $ {5π}/{3},{7π}/{3} $.

Ответ: а)$ x= ± {π}/{3}+2πk, k ∈ Z; б) {5π}/{3},{7π}/{3}$.

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 17

а) Решите уравнение: $ 16^{cosx} + 16^{{cosx}/2} - 2 = 0 $

б) Укажите все корни удовлетворяющие промежутку $ [0.5{π}; 1.5{π}] $

Решение

а) Упростим выражение:

$ 16^{cosx} + 16^{{cosx}/2} - 2 = 0 ⇔ 4^{2⋅{cosx}} + 4^{cosx} - 2 = 0 $

Пусть $4^{cosx} = t$, при $t >0$, тогда имеем:

$ t^2 + t - 2 = 0 $

$ \[\table\ t = 1; t = -2 $

Так как $t=-2$ не удовлетворяет ограничению, имеем $t=1$

Вернемся к исходной переменной:

$ 4^{cosx} = 1 ⇔ 4^{cosx} = 4^{0} $

$ cos{x} = 0 ⇔ x= {π}/{2}+{πk}, k ∈ Z; $

б) Корни, принадлежащие промежутку $ [0.5{π}; 1.5{π}] $ , найдём с помощью единичной окружности.

Получим числа ${π}/2$ и ${3π}/2.$

Ответ: $а) x= {π}/{2}+{πk}, k ∈ Z; б) {π}/2, {3π}/2 $.

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 18

а) Решите уравнение: $ 2{cos}^2(x -{π}/2) + sin({π}+2x) = 0 $

б) Укажите все корни уравнения, принадлежащие промежутку $ (0;{3π}/2) $

Решение

а) Применим формулы приведения и разложим на множители :

$ 2{sin}^2x – sin(2x) = 0 $

$ 2{sin}^2x - 2sin{x}cos{x} = 0 $

$ 2sinx · (sin{x} - cos{x}) = 0 $

$ \[\table\sinx=0; \ {sin{x} = cos{x} |: cos{x} ≠ 0}; $

$ \[\table\sin{x}=0; \ tg{x} =1 ; $

$ \[\table\x = πk, k ∈ Z; x = {π}/4 + πk, k ∈ Z; $

б) Корни, принадлежащие промежутку $ (0;{3π}/2) $ , найдём с помощью единичной окружности.

Получим числа $ {π}/{4},{π},{5π}/{4} $.

Ответ: а) $ x=πk, x={π}/{4}+πk, k ∈ Z$; б) ${π}/{4},{π},{5π}/{4}$.

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 19

Решите уравнение: $2√{x^2-8x+15}+x^2=8x$

Решение

$2√{x^2-8x+15}+x^2=8x$

$2√{x^2-8x+15}+x^2-8x=0$

Чтобы заменить подкоренное выражение нужно к правой и левой части прибавить 15

$2√{x^2-8x+15}+x^2-8x+15=15$

Введем новую переменную: $t=√{x^2-8x+15}$, $t≥0$

$2t+t^2=15$

$t^2+2t-15=0$

Корни этого уравнения $t=3$, $t=-5$. Корень $t=-5$ не соответствует условию $t≥0$

Обратная замена: $√{x^2-8x+15}=3$

$x^2-8x+15=9$

$x^2-8x+6=0$

$x=4±√{10}$

Ответ: $4±√{10}$

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 20

а) Решите уравнение ${sin 2x}/{cos(x + {π}/{2})} = √3$.

б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие промежутку $[{5π}/{2};4π)$.

Решение

a) ${sin 2x}/{cos(x + {π}/{2})} = √3$.

Применим формулу синуса двойного аргумента $sin2x = 2sinxcosx$ и формулу приведения $cos ({π}/{2} + x) = -sin x$.

Уравнение примет вид: ${2 sin x cos x}/{-sin x} = √3$.

Учитывая, что $sin x ≠ 0, x ≠ πk, k ∈ Z$, получим: $2 cos x = -√3$,

$cos x = -{√3}/{2}, x = ±{5π}/{6} + 2πn, n ∈ Z$.

б) Отберём корни уравнения, принадлежащие промежутку $[{5π}/{2}; 4π)$, с помощью числовой окружности.

$x = 3π - {π}/{6} = {17π}/{6}$,

$x = 3π + {π}/{6} = {19π}/{6}$.

Ответ: а)$±{5π}/{6}+2πn,n∈Z$; б) ${17π}/{6};{19π}/{6}$
Показать решение
Бесплатный интенсив
Показать еще

Статистика

Задание №13 является мостиком между 1 и 2 частями и от ее выполнения часто зависит, сможешь ли ты набрать выше 70 баллов, для многих это решающие баллы при получении золотой медали, так или иначе эти 2 первичных балла – фундамент для поступления, особенно на бюджет.

Статистика выполнения задания 13 ЕГЭ по профилю по годам
Статистика выполнения задания №13 по годам

Алгоритм решения задания №13

  1. Находить ОДЗ — область допустимых значений переменной. Например, если мы видим в задаче √x, нужно отметить, что x⩾0. Также нужно быть аккуратным с логарифмами, знаменателем, tg(x) и ctg(x), которые существуют не при всех значениях переменной x.
  2. Хорошо знать тригонометрию. В 95% случаев на ЕГЭ дают либо чисто тригонометрическое уравнение, либо уравнение смешанного типа, в котором присутствует тригонометрия.

    Что тебе точно пригодится: табличные значения, формулы приведения, знаки тригонометрических функций, решение простейших тригонометрических уравнений, формулы двойного аргумента, синус и косинус суммы (разности), основное тригонометрическое тождество.
  3. Сделать замену. Большинство уравнений сводится к замене. Например, если перед тобой уравнение:
    то удобнее сделать замену и продолжать решение для другой переменной, а затем вернуться к исходной. В данном примере необходимо написать:
    Не забываем об ограничении на показательную функцию. То есть если у нас получится корень t=-5, то он нам не подойдет.
  4. Владеть представлением об ограничениях для стандартных функций. Как показал пример выше, необходимо проявить бдительность и знать ограничение на показательную функцию. А вот функция логарифма может принимать значения от минус бесконечности до плюс бесконечности. У нас есть ограничения на основания логарифма и на число, стоящее под логарифмом, но если мы заменяем логарифм, то на новую переменную никаких ограничений накладывать не будем.
  5. Отбирать полученные корни. Есть множество способов отбора и у каждого свои критерии. Сегодня в примере разберем самый распространенный способ — отбор окружностью

Пример

Как было отмечено ранее, сделаем замену и решим квадратное уравнение для новой переменной:

Оба корня получились неотрицательными, значит нам подойдут Сделаем обратную замену и найдем решения для исходной переменной:

В пункте (а) рисовать окружность не обязательно, здесь она приведена только для вашего удобства. Вот мы и набрали 1 балл, теперь давайте воспользуемся способом отбора корней при помощи единичной окружности и заработаем максимальное количество баллов за задачу.

Давайте разберем критерии такого отбора. Это очень важно, потому что при их невыполнении эксперт может посчитать отбор недостаточно обоснованным:

Критерии отбора корней с помощью окружности

  1. Отметь на окружности граничные точки
  2. Заштрихуй область об меньшего значения к большему (против часовой стрелки)
  3. Отметь все подходящие корни на окружности и обязательно подпиши их значения. Желательно отдельно распиши, как ты их получил.

Вот тебе аналогичный пример для решения дома, потренируйся и я уверен, что практика задания 13 принесет тебе 2 балла на экзамене.

  • Без воды
  • Ламповая атмосфера
  • Крутые преподаватели

ЕГЭ 2026: бесплатный курс
по математике (профильной)

На бесплатном демо-курсе ты:
  • Получишь все формулы, которые нужны для решения ЛЮБОЙ задачи по теории вероятностей в ЕГЭ по профилю
  • Научишься решать задачи №4.5 в ЕГЭ по профилю
  • Улучшить свой результат на +15 вторичных баллов
Получи бесплатный демо-доступ
Оставь заявку и займи место
на бесплатном курсе Турбо ЕГЭ
Нажимая на кнопку «Отправить», вы принимаете положение об обработке персональных данных.