Задание 14. Органы. ЕГЭ 2026 по биологии
Средний процент выполнения: 42.2%
Ответом к заданию 14 по биологии может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.
Подпишись на суперполезные материалы
Задачи для практики
Задача 1
Установите соответствие между характеристиками и частями зуба, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| Характеристики | Части зуба |
| А) Представлена мягкой тканью внутри зуба Б) Обеспечивает чувствительность зуба В) Самая твёрдая ткань организма человека Г) Находится под эмалью, составляет основную массу зуба Д) Выполняет защитную функцию — предохраняет зуб от механических и химических воздействий Е) При повреждении эмали обеспечивает защиту пульпы |
1) 1 2) 2 3) 3 |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
На рисунке под цифрами:
1 — эмаль
2 — дентин
3 — пульпа
A) «Представлена мягкой тканью внутри зуба» → 3 (пульпа).
Пульпа — внутренняя мягкая часть зуба.
Б) «Обеспечивает чувствительность зуба» → 3 (пульпа).
Именно благодаря нервным окончаниям в пульпе зуб реагирует на холодное, горячее и боль.
В) «Самая твёрдая ткань организма человека» → 1 (эмаль).
Эмаль состоит почти полностью из неорганических веществ (до 96 % гидроксиапатитов), поэтому она твёрже всех остальных тканей организма.
Г) «Находится под эмалью, составляет основную массу зуба» → 2 (дентин).
Дентин — это основная масса зуба, лежащая под эмалью и цементом; он соединяет твёрдую оболочку с пульпой.
Д) «Выполняет защитную функцию — предохраняет зуб от механических и химических воздействий» → 1 (эмаль).
Эмаль покрывает коронку зуба и защищает внутренние ткани от повреждений, перепадов температуры и кислот.
Е) «При повреждении эмали обеспечивает защиту пульпы» → 2 (дентин).
Если эмаль повреждается, дентин частично берёт на себя защиту внутренних тканей, снижая раздражение пульпы.
Задача 2
Установите соответствие между характеристиками и элементами дыхательных путей, изображенными на рисунке под цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ХАРАКТЕРИСТИКА | ЭЛЕМЕНТЫ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ |
| А) Образует заметный «кадык» на передней поверхности шеи Б) Имеет форму «перстня» В) Сложен множеством полукольцевых (С-образных) пластин, открытых кзади Г) Своими верхними рогами сочленяется с подъязычной костью Д) Участвует в образовании перстнещитовидного сустава, регулирующего натяжение голосовых связок Е) Повторяется серией одинаковых сегментов до бифуркации трахеи | 1) 3 2) 5 3) 6 |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Щитовидный хрящ (пункт 1) формирует выступающий «кадык» на передней поверхности шеи, поэтому соответствует характеристике A. Кроме того, его верхние рога соединяются с подъязычной костью через щито-подъязычную мембрану; этим объясняется соответствие пункту Г.
Персневидный хрящ (пункт 2) по форме напоминает перстень или печатное кольцо — именно эта особенность упоминается в пункте Б. Он сочленяется с нижним краем щитовидного хряща, образуя перстнещитовидный сустав, который регулирует натяжение голосовых связок; этим объясняется соответствие пункту Д.
Хрящи трахеи (пункт 3) представлены множеством С-образных полуколец, задняя стенка которых остаётся мембранозной; такая конструкция описана в пункте В. Эти полукольца повторяются последовательно на всём протяжении трахеи до её разделения на главные бронхи, что отражено в характеристике Е.
Задача 3
Установите соответствие между характеристиками и клеточными структурами, изображенными на рисунке под цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ХАРАКТЕРИСТИКА | СТРУКТУРА КЛЕТКИ |
| А) Наибольшая плотность фоторецепторов Б) Содержит пигменты и выполняет трофическую функцию В) Защита глаза от избыточного потока света Г) Место схождения оптических осей Д) Аккомодация Е) Содержит центральную ямку | 1) 2 2) 4 3) 7 |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Правильный ответ:
A - 3
B - 1
C - 1
D - 3
E - 2
F - 3
Решение:
Радужка (радужная оболочка) (2) - содержит пигменты и выполняет трофическую функцию
Хрусталик (4) - отвечает за аккомодацию.
Сетчатка (7) - наибольшая плотность фоторецепторов .
Задача 4
Установите соответствие между характеристиками и структурами спинного мозга, изображенными на рисунке под цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ХАРАКТЕРИСТИКА | СТРУКТУРА |
| А) Белое вещество Б) Нервное волокно В) Серое вещество Г) Состоит из проводящих путей Д) Задние корешки Е) Состоит из аксонов | 1) 1 2) 2 3) 3 |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Правильный ответ:
A - 1
B - 2
C - 3
D - 1
E - 2
F - 1
Решение:
Белое вещество спинного мозга (1) - состоит из проводящих путей , большая часть - миелинизированные аксоны.
Задние корешки (2) - образовано телами нейронов.
Белое вещество спинного мозга (3) - состоит из проводящих путей , большая часть - миелинизированные аксоны.
Задача 5
Установите соответствие между кругами кровообращения и частями кровеносной системы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ЧАСТИ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ | КРУГИ КРОВОБРАЩЕНИЯ |
| A) левый желудочек Б) аорта В) левое предсердие Г) правый желудочек Д) верхняя и нижняя полые вены Е) лёгочная артерия |
1) большой 2) малый |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Большой круг начинается в левом желудочке. Из него выходит аорта, которая разветвляется на большое количество артерий. Крупные артерии несут артериальную кровь и разветвляются на более мелкие, которые дальше ветвятся на артериолы и далее на капилляры. В капиллярах происходит газообмен. Кислород из крови идет в клетки, а углекислый газ поступает в кровь и она становится венозной. Далее капилляры формируют венулы, которые сливаются образуют вены. Из верхней части тела венозная кровь собирается в верхнюю полую вену. Из нижней части тела в нижнюю полую вену. Полые вены впадают в правое предсердие. Тут и заканчивается большой круг кровообращения.
Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке. Из правого желудочка выходит легочной ствол, который разделяется на две легочные артерии. Важно запомнить, что по легочным артериям идет венозная кровь к лёгким. Артерии разветвляются на артериолы, далее на легочные капилляры. В легочных капиллярах происходит газообмен, т.е. кровь из венозной превращается в артериальную. Далее капилляры собираются в венулы, а они в свою очередь в легочные вены, которые впадают в левое предсердие. По легочным венам идет артериальная кровь!
Задача 6
Установите соответствие между группой веществ и ферментами, которые их расщепляют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ФЕРМЕНТЫ | ГРУППА ВЕЩЕСТВ |
| A) пепсин Б) мальтаза В) лактаза Г) трипсин Д) пептидаза Е) амилаза |
1) углеводы 2) белки и полипептиды |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Мальтаза, лактаза, амилаза будут расщеплять углеводы до моносахаридов. Пепсин, трипсин и пептидаза расщепляют белки и полипептиды до аминокислот.
Задача 7
Установите соответствие между витаминами и их особенностями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ОСОБЕННОСТИ | ВИТАМИНЫ |
| A) при недостатке развивается куриная слепота Б) при недостатке развивается цинга В) недостаток снижает сопротивляемость организма к инфекциям Г) в больших количествах содержится в рыбьем жире, сливочном масле, мясе Д) в больших количествах содержится в шиповнике, хвое, цитрусовых Е) в моркови содержится каротин, из которого он образуется |
1) витамин А 2) витамин С |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Недостаток витамина А приводит к заболеванию "куриная слепота", т.к. этот витамин необходим для синтеза пигмента родопсина, находящегося в палочках сетчатки глаза (фоторецепторах, отвечающих за сумеречное зрение). Содержится витамин А в продуктах животного происхождения. Предшественник витамина А - каротин - содержится во фруктах и овощах красно-оранжевого цвета.
При недостатке витамина С проявляется цинга, которая характеризуется кровоточивостью дёсен, появление язвочек слизистой оболочки полости рта, снижению иммунитета, расшатыванию и выпадению зубов. Витамин С принимает участие в формировании иммунитета к различным заболеваниям. Много витамина С содержится в красном перце, шиповнике, черной смородине, цитрусовых.
Задача 8
Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ХАРАКТЕРИСТИКИ | ОБЪЕКТЫ |
| A) расположены в поясничном отделе по бокам от позвоночника Б) может сжиматься и растягиваться В) длина 27–30 см Г) имеют три физиологических сужения Д) полый гладкомышечный орган объёмом около 750 мл Е) осуществляет образование мочи |
1) 1 2) 2 3) 3 |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
На рисунке под цифрой 1 - почки, 2 -мочеточники, 3 - мочевой пузырь. Почки расположены в поясничном отделе по бокам от позвоночника. В них происходит образование первичной и вторичной мочи. Мочеточники имеют три физиологических сужения, их длина 27–30 см. Мочевой пузырь - это полый гладкомышечный орган объёмом около 750 мл, осуществляет образование мочи, может сжиматься и растягиваться.
Задача 9
Установите соответствие между витаминами и признаками их недостатка в организме человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРИЗНАКИ | ВИТАМИНЫ |
| A) кровоточивость дёсен, язвочки слизистой оболочки полости рта Б) «куриная слепота» В) отставание в росте у детей Г) расшатывание и выпадение зубов Д) ороговение и сильное шелушение кожи Е) снижение иммунитета |
1) A 2) C |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Недостаток витамина А приводит к заболеванию "куриная слепота", т.к. этот витамин необходим для синтеза пигмента родопсина, находящегося в палочках сетчатки глаза (фоторецепторах, отвечающих за сумеречное зрение). Кроме этого недостаток этого витамина приводит к ороговению и сильному шелушению кожи, а также отставанию в росте у детей.
При недостатке витамина С проявляется цинга, которая характеризуется кровоточивостью дёсен, появление язвочек слизистой оболочки полости рта, снижению иммунитета, расшатыванию и выпадению зубов.
Задача 10
Установите соответствие между примерами и типами костей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРИМЕРЫ | ТИПЫ КОСТЕЙ |
| A) грудина Б) позвонки В) лучевая Г) рёбра Д) бедренная Е) фаланги пальцев |
1) трубчатые 2) губчатые |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Трубчатые - удлиненная средняя часть и утолщенные концы. Примеры таких костей: бедренная,
плечевая,
локтевая,
лучевая,
большая и малая берцовые кости фаланги пальцев кости пясти кости плюсны
Губчатые - преобладает губчатое вещество, которое покрыто тонким слоем компактного. Примеры костей: рёбра,
грудина,
кости запястья,
кости предплюсны,
надколенник,
позвонки (губчатые смешанные кости)
Задача 11
Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунке цифрами I, II, 3, 5: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ХАРАКТЕРИСТИКИ | ОБЪЕКТЫ |
| A) мёртвый ороговевший слой Б) состоит из живых делящихся клеток, содержит меланин В) находятся потовые и сальные железы Г) выделяют секрет, который смазывает волосы и кожу и делает их эластичными Д) участвует в терморегуляции Е) осуществляет выделение пота |
1) I 2) II 3) 3 4) 5 |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
I - эпидермис, II - дерма, III - гиподерма. 1 - верхние слои эпидермиса, 2 - базальный слой эпидермиса и сосочковый слой дермы, вдающийся в эпидермис, 3 - сальная железа, 4 - мышца, поднимающая волос, 5 - потовая железа, 6 и 8 - нервные рецепторы, 7 - волос
Задача 12
Установите соответствие между видами рефлексов и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ХАРАКТЕРИСТИКИ | РЕФЛЕКСЫ |
| A) являются врождёнными Б) приобретаются в течение жизни В) являются результатом определённого опыта, привычки Г) имеют постоянные рефлекторные дуги Д) могут изменяться или исчезать в течение жизни Е) постоянны, практически не затухают в течение жизни |
1) условные 2) безусловные |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Условные рефлексы приобретаются в течение жизни и являются результатом определённого опыта, привычки. Если их не подкреплять, то они могут изменяться или исчезать в течение жизни. Безусловные рефлексы являются врождёнными и имеют постоянные рефлекторные дуги. Эти рефлексы не затухают в течение жизни, являются постоянными.
Задача 13
Установите соответствие между отделами головного мозга (обозначены на рисунке цифрами 1 и 2) и их функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ФУНКЦИИ | ОТДЕЛЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА |
| A) обеспечивает расширение и сужение зрачка Б) обеспечивает координацию движений В) обеспечивает поворот головы на резкий звук Г) ориентировочные рефлексы Д) обеспечивает движение глазных яблок Е) поддерживает равновесие тела |
1) 1 2) 2 |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Под цифрой 1 изображен средний мозг, 2 - мозжечок. Средний мозг состоит из четверохолмия (передние и задние бугры) и ножек мозга. Обеспечивает рефлекторные реакции на световые и слуховые раздражители, выражающиеся в разных движениях тела, головы, глаз в сторону нового зрительного или слухового раздражителя (ориентировочные рефлексы). Отвечает за чёткость зрения – регулирует величину зрачка и кривизну хрусталика. Обеспечивает регуляцию мышечного тонуса и сокращений мышц. Совместно с мостом обеспечивает движение глазных яблок.
Мозжечок обеспечивает координацию движений, поддерживает равновесие тела.
Задача 14
Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ХАРАКТЕРИСТИКИ | ОБЪЕКТЫ |
| A) соединяет между собой чувствительные и двигательные нейроны Б) воспринимает раздражение В) чувствительный путь Г) находится в пределах центральной нервной системы Д) соединяет рецептор с центральной нервной системой Е) специализированная структура, превращающая стимулы внешней или внутренней среды в нервный импульс |
1) 1 2) 2 3) 3 |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Под буквой А показан Синапс – это место контакта между двумя нервными клетками. Через синапс нервный импульс либо передается, либо затормаживается.
1 - рецептор(воспринимает раздражение), это специализированная структура, превращающая стимулы внешней или внутренней среды в нервный импульс
2 - чувствительный нейрон, который олицетворяет чувствительный путь, также соединяет рецептор с центральной нервной системой(головной или спинной мозг)
3 - вставочный нейрон, который соединяет между собой чувствительные и двигательные нейроны, также нейрон находится в пределах центральной нервной системы
4 - двигательный нейрон, проводит информацию к мышцам от ЦНС
5 - круговая мышца глаза, смыкающая веки
Задача 15
Установите соответствие между характеристиками и типами ткани человека, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ХАРАКТЕРИСТИКИ | ТИПЫ ТКАНИ |
| A) клетки плотно прилегают друг к другу Б) обеспечивает тонус стенки сосудов и полых внутренних органов В) образует суставные поверхности Г) представлена хондроцитами Д) представлена клетками с одним ядром, иннервируется вегетативной нервной системой, непроизвольная Е) образует железы |
1) 1 2) 2 3) 3 |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
1 - эпителиальные ткани, 2 - гладкая мышечная ткань, 3 - хрящевая ткань.
Клетки эпителиальной ткани плотно прилегают друг к другу. Эта ткань образует многие железы.
Гладкая мышечная ткань обеспечивает тонус стенки сосудов и полых внутренних органов, представлена клетками с одним ядром, иннервируется вегетативной нервной системой, непроизвольная.
Хрящевая ткань относится к соединительным тканям, образует суставные поверхности. Клетки хрящевой ткани: — хондробласты — незрелые клетки хрящевой ткани, — хондроциты — зрелые клетки хрящевой ткани.
Задача 16
Установите соответствие между клетками (обозначены на рисунке цифрами 1 и 2) и их особенностями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ОСОБЕННОСТИ | КЛЕТКИ |
| A) ядерные клетки неправильной формы Б) осуществляют транспорт газов В) в 1 мм3 содержится 6–8 тыс. Г) обеспечивают иммунные реакции Д) продолжительность жизни 4 месяца Е) содержат гемоглобин |
1) 1 2) 2 |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Под цифрой 1 - лейкоциты, под 2 - эритроциты. Лейкоциты - ядерные клетки неправильной формы, обеспечивают иммунные реакции. В 1 мм3 крови содержится 6–8 тыс. лейкоцитов. Эритроциты осуществляют транспорт газов и содержат гемоглобин как раз для этой функции. Продолжительность жизни эритроцитов 4 месяца.
Задача 17
Установите соответствие между типами иммунитета и примерами, которые их иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРИМЕРЫ | ТИПЫ ИММУНИТЕТА |
| A) при поступлении антител от матери к ребёнку при кормлении молоком Б) при поступлении антител от матери к ребёнку через плаценту В) после введения в организм токсинов микроорганизмов Г) после введения в организм лечебной сыворотки Д) после болезни Е) после введения в организм ослабленных или убитых микроорганизмов |
1) активный 2) пассивный |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Активный иммунитет вырабатывается, когда человеку вводят вакцину - это ослабленные или мёртвые возбудители заболевания. Это приводит к самостоятельной выработке антител организмом. Также активный иммунитет вырабатывается, когда в организм попадают токсины микроорганизмов и антитела образуются организмом самостоятельно после болезни.
Пассивный иммунитет приобретается, когда человеку вводят сыворотку - это готовые антитела от переболевшего человека или животного. Также он приобретается при поступлении антител от матери к ребёнку при кормлении молоком или через плаценту. Самостоятельно организму ничего вырабатывать не нужно.
Задача 18
Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунке цифрами 5, 6, 9, 10: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ХАРАКТЕРИСТИКИ | ОБЪЕКТЫ |
| A) форма — грушевидная, объём — до 3 л Б) происходит всасывание питательных веществ В) запасается гликоген Г) осуществляется секрецию панкреатического сока Д) самая крупная железа в организме человека Е) слизистая оболочка образует ворсинки |
1) 5 2) 6 3) 9 4) 10 |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
На рисунке под цифрами:
1 - преддверие ротовой полости,
2 - гортаноглотка,
3 - слюнные железы,
4 - трахея,
5 - печень,
6 - желудок,
7 - двенадцатиперстная кишка,
8 - желчный пузырь,
9 - поджелудочная железа,
10 - тонкий кишечник,
11 - толстая кишка,
12 - прямая кишка.
В печени (самая крупная железа в организме человека) запасается гликоген. Желудок - это орган грушевидной формы, объем до 3 литров. Поджелудочная железа осуществляет секрецию панкреатического сока, который будет поступать в двенадцатиперстную кишку. В тонком кишечнике происходит всасывание питательных веществ. Слизистая оболочка тонкого кишечника образует ворсинки.
Задача 19
Установите соответствие между характеристиками и железами внутренней секреции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ХАРАКТЕРИСТИКИ | ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ |
| A) вырабатывает гормоны-антагонисты Б) вырабатывает гормон роста В) при гипофункции у человека повышается концентрация глюкозы в крови, увеличивается количество выделяемой мочи, содержащей сахар Г) гормоны регулируют пигментацию кожи и усиливают липидный обмен Д) тимозин и тимопоэтин обеспечивают дифференцировку Т-лимфоцитов Е) гормоны регулируют работу других эндокринных желёз |
1) гипофиз 2) тимус 3) поджелудочная железа |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Гипофиз вырабатывает гормон роста соматотропин (гормон роста, соматотропный, СТГ) - регулирует рост человека, стимулирует синтез белка, влияет на обмен углеводов и жиров. Гормоны гипофиза также регулируют пигментацию кожи и в целом работу других эндокринных желёз. Тимус (вилочковая железа) вырабатывает тимозин и тимопоэтин, которые стимулируют иммунные реакции и ростовые процессы развивающегося организма. Поджелудочная железа вырабатывает гормоны-антагонисты (инсулин, глюкагон, а также соматостатин). При гипофункции поджелудочной железы у человека повышается концентрация глюкозы в крови, увеличивается количество выделяемой мочи, содержащей сахар.
Задача 20
Установите соответствие между тканями человека и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ХАРАКТЕРИСТИКИ | ТКАНИ |
| A) образует покровы тела, слизистые оболочки, железы Б) осуществляет двигательные функции организма В) состоит из плотно прижатых клеток Г) представлена нейронами и нейроглией Д) осуществляет связь организма с окружающей средой Е) состоит из волокон и миоцитов |
1) нервная 2) мышечная 3) эпителиальная |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Нервная ткань представлена нейронами и нейроглией. Осуществляет связь организма с окружающей средой.
Мышечная ткань состоит из волокон и миоцитов. Осуществляет двигательные функции организма.
Эпителиальная ткань состоит из плотно прижатых клеток. Образует покровы тела, слизистые оболочки, железы.