Алгоритм выполнения
- Определи грамматическую основу предложения
- Допущена ли ошибка в связи подлежащего и сказуемого?
- Если да, выбери эту формулировку в левом столбце
- Определи второстепенные члены предложения
- Допущена ошибка в использовании второстепенных членов?
- Если да, то какое правило нарушено? Выбери эту формулировку в левом столбце
- Если нет, пропусти это предложение
- Запиши в ответ номера предложений строго под соответствующими буквами
В этом задании тебе может встретиться 10 разных ошибок. Разберем каждую из них по отдельности.
| Вид ошибки | Пример |
|---|---|
| Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Все, кто готовится к экзамену, получит высокий балл. (Правильно: все получат) |
| Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | Я высплюсь по приезду домой. (Правильно: по приезде) |
| Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | Ты тоже полюбил Queen после фильма «Богемской рапсодии»? (Правильно: фильма «Богемская рапсодия») |
| Нарушение в построении предложения с причастным оборотом | Вышедший фильм в прокат, очень интересный. (Правильно: Вышедший в прокат фильм/ Фильм, вышедший в прокат) |
| Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом | Готовясь к экзамену, учениками обрабатывается большой теоретический материал. (Правильно: Готовясь к экзамену, ученики обрабатывают большой теоретический материал) |
| Ошибка в построении предложения с однородными членами | Я сдаю не только русский, а также математику и общество. (Правильно: не только, но и) |
| Неправильное построение предложения с косвенной речью | Герой фильма говорил, что я не умею ценить моменты. (Правильно: что он не умеет) |
| Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм | Брат учился хорошо и потом становится успешным бизнесменом. (Правильно: учился и стал) |
| Ошибка в построении сложного предложения | Текст написал Лихачёв, в котором поднимается важная проблема. (Правильно: В тексте Лихачёва поднимается важная проблема) |
| Ошибка в образовании форм числительного | Трое спортсменок заставили гордиться страной. (Правильно: три спортсменки) |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
- Подлежащее и сказуемое должны согласовываться в роде, числе и падеже.
- Род сложносокращенных слов определяется по главному слову из словосочетания.
- Сказуемое согласуется с главным словом сложного существительного.
- Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде.
- Если составное числительное является подлежащим и заканчивается на «один», то сказуемое должно быть в единственном числе.
- Обособленный оборот не влияет на форму сказуемого.
| Команда супергероев победили врага. | Команда супергероев победила врага. (Команда – ед.ч.) |
| Зарегистрировался новый ООО. | Зарегистрировалось новое ООО. (Общество – жен.род) |
| Недавно открылся красивый кафе-ресторан. | Недавно открылось красивое кафе-ресторан. (Кафе – ср.р.) |
| Все, кто не знают этого правила, должны его обязательно выучить. | Все, кто не знает этого правила, должны его обязательно выучить. (Кто – ед.ч.) |
| Сто один человек смотрели вебинар онлайн. | Сто один человек смотрел вебинар онлайн. (числит. «один») |
| Интернет, в частности соцсети, отнимают много времени. | Интернет, в частности соцсети, отнимает много времени. (Интернет – ед.ч.) |
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
- Предлог ПО со значением «после чего-нибудь» употребляется с Предложным падежом (о ком? о чем?).
- Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕРЕЗ, ПОДОБНО употребляются только с Дательным падежом (кому? чему?).
- Предлоги В МЕРУ, В СИЛУ, В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ, В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ПО ПРИЧИНЕ, ПО ЗАВЕРШЕНИИ, НАПОДОБИЕ, ПОСРЕДСТВОМ употребляются с Родительным падежом (кого? чего?).
- При указании на иностранное государство используется предлог ИЗ.
| По прилёту в Прагу я отправлюсь на экскурсию. | По прилёте в Прагу я отправлюсь на экскурсию. (по + Предл.п.) |
| Всё получилось благодаря старания. | Всё получилось благодаря стараниям. (благодаря + Род.п.) |
| Я не пошел в школу по причине сильного морозу. | Я не пошел в школу по причине сильного мороза. (по причине + Род.п.) |
| Последние новости с Франции. | Последние новости из Франции. (из + иностр.гос-во) |
Обрати внимание:
| Мой балл на ЕГЭ пропорционален количества потраченных усилий. | Мой балл на ЕГЭ пропорционален количеству потраченных усилий. |
| Описывать о вчерашнем случае. | Описывать вчерашний случай. |
| Оплатить за билеты. | Заплатить за билеты. |
| Привычка чтения. | Привычка к чтению. |
| День рождение. | День рождения. |
| Поздравить с первым сентябрём. | Поздравить с первым сентября. |
| В тексте проблема о взаимоотношениях. | В тексте проблема взаимоотношений. |
Обрати внимание:
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
- Если с несогласованным приложением употреблено определяемое слово, то приложение всегда стоит в Именительном падеже, независимо от падежа определяемого слова.
- Если при приложении нет определяемого слова, то оно изменяется по падежам.
| Я смотрела «Аквамен» только из-за актёра из «Игра престолов». | Я смотрела «Аквамен» только из-за актёра из «Игры престолов». (нет определяемого слова перед приложением)/ Я смотрела «Аквамен» только из-за актёра из сериала «Игра престолов». (определяемое слово + приложение в Им.п.) |
НАРУШЕНИЕ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ
- Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом.
- Причастный оборот не должен быть удален от определяемого слова.
- Причастный оборот не должен разбиваться на части определяемым словом.
| Шоколад – отличное средство, заставляющий мозг работать. | Шоколад – отличное средство, заставляющее мозг работать. (средство – определяемое слово, ср.р.) |
| Зимой мальчики и девочки играют в снежки, раскрасневшиеся от мороза. | Зимой мальчики и девочки, раскрасневшиеся от мороза, играют в снежки. (ПО должен стоять рядом с определяемым словом) |
| Поражающие ученики своими результатами занимаются на Турбоподготовке. | Поражающие своими результатами ученики занимаются на Турбоподготовке./ Ученики, поражающие своими результатами, занимаются на Турбоподготовке. (ПО не должен быть разбит определяемым словом) |
НАРУШЕНИЕ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ
- Сказуемое и деепричастие должны относиться к одному действующему лицу.
- Нельзя употреблять ДО в безличном предложении, если сказуемое выражено не инфинитивом.
- Нельзя употреблять ДО, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием.
| Подходя к парку, начался сильный дождь. | Когда я подходил к парку, начался сильный дождь. (Дождь не может подходить) |
| Закончив школу, мне стало грустно. | Когда я закончил школу, мне стало грустно. (стало грустно – безлич.предлож.) |
| Сдав ЕГЭ, я был принят в ВУЗ. | Когда я сдал ЕГЭ, меня приняли в ВУЗ. (принят – краткое страдат. прич.) |
ОШИБКА В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
- В одном ряду могут стоять слова одной части речи, отвечающие на один вопрос и относящиеся к одному слову.
- Нельзя смешивать родо-видовые понятия в одном ряду.
- Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах, требующих разного управления.
- Двойные союзы не должны быть перепутаны, необходимо соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов.
- Союзное слово «который» должно относиться к стоящему рядом с ним существительному того же рода.
- В предложении нельзя употреблять лишние союзы.
- Должно быть понятно, к какому слову относится придаточная часть.
- У сложных числительных склоняются обе части слова, а у порядковых только последнее слово.
- «Оба» употребляется с мужским родом, «обе» - с женским.
- Собирательные числительные не употребляются с женским родом и детенышами животных.
| Домашка не выполнена, а только открытая. | Домашка не выполнена, а только открыта. (Однородные в одной форме) |
| Я люблю фрукты, мандарины, бананы, цитрусовые. | Я люблю фрукты: мандарины, бананы, цитрусовые. (Видовое понятие должно быть обобщающим словом) |
| Я восхищаюсь и люблю своих родителей. | Я люблю своих родителей и восхищаюсь ими. (Разное управление) |
| Книга не только интересна детям, но и взрослым. | Книга интересна не только детям, но и взрослым. (Порядок слов при двойном союзе) |
НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ
Нельзя путать прямую и косвенную речь. Прямая речь заключается в кавычки, в косвенной речи местоимения 1 лица заменяются на 3 лицо и кавычки не ставятся.
| Каждый учитель говорит, что мой предмет самый важный. | Каждый учитель говорит, что его предмет самый важный. (В косвенной речи мест. 1л. заменяем на мест. 3л.) |
НАРУШЕНИЕ ВИДОВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЕННОСТИ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ
В предложении все глаголы должны быть одного вида и одного времени.
| Когда мама читает вслух, я подбегала к ней и салилась рядом. | Когда мама читала вслух, я подбегала к ней и салилась рядом. (Все глаголы несов.вида в прош.времени) |
ОШИБКА В ПОСТРОЕНИИ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
| Эта мазь была тем средством, без которой ссадина долго бы заживала. | Эта мазь была тем средством, без которого ссадина долго бы заживала. («Который» относится к слову «средство», а не «мазь») |
| Когда итоговое сочинение прошло, но ещё остались переживания за результаты. | Когда итоговое сочинение прошло, ещё остались переживания за результаты. (Союз «но» лишний) |
| Экзамены будут непростые, которые мне предстоят уже в этом году. | Экзамены, которые мне предстоят уже в этом году, будут непростые. |
ОШИБКА В ОБРАЗОВАНИИ ФОРМ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО
| Я пошла в школу в двухтысячи седьмом году. | Я пошла в школу в две тысячи седьмом году. (Порядковое числит.) |
| Он не ответил на звонок обои раза. | Он не ответил на звонок оба раза. (Обои на стене) |
| На олимпиаду отправили троих учениц. | На олимпиаду отправили трёх учениц. (Собирательное с жен.р. не употребляется) |