Задание 3. Информационная обработка текста. ЕГЭ 2026 по русскому языку
Средний процент выполнения: 87.6%
Ответом к заданию 3 по русскому языку может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи НЕ имеет значения.
Подпишись на суперполезные материалы
Задачи для практики
Задача 1
Мнемоника, или мнемотехника, — это наука, обучающая искусству запоминания с помощью определённых приёмов и методов. Её задача — улучшение памяти <…> ассоциаций. Она отвергает механическое заучивание, которое уже показало свою неэффективность. Кто из взрослых помнит наизусть письмо Татьяны к Онегину? Единицы! А всё потому, что эта информация для большинства не имеет никакой значимости и не привязана к объектам или ощущениям.
Мнемоника — техника запоминания информации, когда различные объекты и факты тесно связываются с представлениями в голове человека. Они могут быть визуальными, слуховыми или кинестетическими. Это упрощает процесс запоминания и увеличивает объём памяти. Простейший пример: все с детства помнят, в какой последовательности располагаются цвета в радуге благодаря присказке об охотнике и фазане. Начальная буква каждого цвета ассоциируется с начальной буквой слов в этой фразе. Это и есть один из основных приёмов мнемотехники. Подобным образом можно запечатлеть в памяти любую информацию.
В мнемотехнике используются два объекта запоминания — цифры и слова. Даже если задача — запомнить картину, сначала её нужно мысленно трансформировать посредством ассоциаций в список или какую-то фразу.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются специальные понятия.
2) Чтобы информация, содержащаяся в тексте, стала максимально доступной и убедительной, автор использует примеры, обращается к личному опыту читателя.
3) В тексте широко используются отглагольные существительные (запоминание, улучшение, заучивание).
4) Текст включает элементы рассуждения, что объясняет наличие предложений с вводными словами и словосочетаниями.
5) Автор выражает свою позицию, используя эпитеты и сравнения.
Решение
1) Верно. Мнемоника, мнемотехника, кинестетическим, приём, метод.
2) Верно. Автор приводит пример способа запоминания цветов радуги.
3) Верно.
4) Неверно. В тексте нет вводных слов и сочетаний.
5) Неверно. В тексте нет позиции автора, это описание работы мнемотехники.
Задача 2
Всегда, чтобы понимать произведения искусства, надо знать условия творчества, цели творчества, личность художника и эпоху. Искусство нельзя поймать голыми руками. Зритель, слушатель, читатели должны быть «вооружены» — вооружены знаниями, сведениями. Вот почему такое большое значение имеют вступительные статьи, комментарии и вообще работы по искусству, литературе, музыке.
Вооружайтесь знаниями! Недаром говорится: знание — это сила. Но это не только сила в науке, это сила в искусстве. Искусство недоступно бессильному.
Оружие знания — мирное оружие.
Если до конца понять народное искусство и не смотреть на него как на «примитивное», то оно может служить исходной точкой для понимания всякого искусства — как некоей радости, самостоятельной ценности, независимости от различных, мешающих восприятию искусства требований (вроде требования безусловной «похожести» в первую очередь). Народное творчество учит понимать условность искусства.
Почему это так? Почему всё-таки <…> народное искусство служит этим исходным и наилучшим учителем? Потому, что в народном искусстве воплотился опыт тысячелетий. Деление людей на «культурных» и «некультурных» часто вызвано крайним самомнением и собственной переоценкой «горожан». Крестьяне имеют свою сложную культуру, которая выражается не только в изумительном фольклоре (сравните хотя бы глубокую по своему содержанию традиционную русскую крестьянскую песню), не только в народном искусстве и народном деревянном зодчестве на Севере, но и в сложном быте, сложных крестьянских правилах вежливости, прекрасном русском свадебном обряде, обряде приёма гостей, общей семейной крестьянской трапезе, сложных трудовых обычаях и трудовых празднествах.
Обычаи создаются не зря. Они тоже результат многовекового отбора по их целесообразности, а искусство народа — отбора по красоте. Это не значит, что традиционные формы всегда наилучшие и всегда нужно им следовать. Надо стремиться к новому, к художественным открытиям (традиционные формы тоже были в своё время открытиями), но новое должно создаваться с учётом прежнего, традиционного, как итог, а не как отмена старого и накопленного.
(Д. С. Лихачёв)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Текст характеризуется отвлечённостью изложения, высокой степенью обобщения, объективностью, отсутствием авторского отношения к предмету речи.
2) В тексте используются термины, он написан для узкого круга читателей: историков и филологов.
3) Чтобы активизировать внимание читателя, автор использует глагол в повелительном наклонении, вопросно-ответную форму изложения.
4) В пятом абзаце текста представлена скрытая полемика автора с распространённым мнением о «культурности» «горожан» и «некультурности» крестьян. В качестве аргументов для подтверждения своей позиции автор приводит конкретные примеры, касающиеся народного искусства и быта.
5) Выразительность текста обеспечивается метафорами (оружие знания, народное искусство служит исходным и наилучшим учителем), фразеологизмами (поймать голыми руками), эпитетами (изумительный фольклор, прекрасный русский свадебный обряд).
Решение
1) Неверно. В публицистическом тексте всегда отражено мнение автора.
2) Неверно. Текст адресован широкому кругу читателей и понятен всем.
3) Верно. "Вооружайтесь знаниями!", "Почему это так? Почему всё-таки <…> народное искусство служит этим исходным и наилучшим учителем? Потому, что в народном искусстве воплотился опыт тысячелетий..."
4) Верно.
5) Верно.
Задача 3
Слово «этикет» впервые было употреблено в современном его значении на приёме при дворе короля Франции Людовика XIV (1638–1715), когда гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться.
В Древней Индии этикет существовал в рамках кастовой системы. Брахмачарин (ученик) должен был узнать не только правила общения с представителями высших <…> низших каст, но и со своей собственной кастой.
В Древнем Китае понятия «этика», «ритуал» и «этикет» не различались. К первой половине I тысячелетия до н. э. в китайском обществе были выработаны нормы поведения.
Правила западноевропейского этикета сформировались позднее (XI–XII вв. н. э.). Считается, что западноевропейский этикет начал формироваться во времена Средневековья. С XV в. придворный этикет в Европе усложняется. Вся жизнь придворных строго регламентирована. Светский, придворный этикет отличается особой строгостью. Появляется специальная должность — церемониймейстер (знаток этикета).
В XVIII в. в странах Европы укрепляла позиции буржуазия, которая распространяла буржуазную мораль и буржуазный этикет. Основное понятие буржуазного этикета — респектабельность.
В России до реформ Петра I большая часть населения жила в соответствии с традиционным укладом. В сборнике правил — Домострое (XVI в.) — были прописаны особенности содержания домашнего хозяйства, правила отправления православных обрядов. Все правила были строго регламентированы. Пётр I активно вводит этикет западного образца, делая это практически насильно. Начиная с XVIII в. изучение этикета входит в обязательную программу образования.
В XX в. в Европе, США и некоторых азиатских странах, ориентированных на западную модель развития, нравы стали проще. Но любой образованный человек должен соблюдать правила этикета при общении с человеком другого социального статуса: возраста, общественного положения, пола, степени знакомства и родства.
(По М. Ю. Касумовой)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) В тексте дана чёткая инструкция, как нужно вести себя при общении с человеком другого социального статуса.
2) В тексте представлена краткая история развития этикета с древнейших времён до двадцатого века.
3) В тексте в качестве сказуемых широко используются краткие формы причастий (употреблено, розданы, выработаны, регламентирована, прописаны).
4) Исходя из требования достоверности, характерного для научного стиля, автор включает в текст имена исторических деятелей, даты.
5) Текст ориентирован на специалистов в узкой научной сфере, поэтому характеризуется обилием терминов и книжной лексики (этикет, правила общения, этика, ритуал, церемониймейстер и др.).
Решение
1) Неверно. В тексте представлена краткая история развития этикета с древнейших времён до двадцатого века.
2) Верно.
3) Верно.
4) Верно. Все этапы развития датированы, включены имена исторических деятелей.
5) Неверно. Текст ориентирован на широкий круг читателей и понятен каждому человеку, независимо от сферы его деятельности.
Задача 4
Жанр колыбельной песни относится к фольклорному, он существует с древних времён и в каждом отдельном случае демонстрирует аутентичные черты творчества, присущие определённому народу.
Многие учёные предполагают, что подобие колыбельных было ещё у первобытных людей. В течение долгого времени такие песни выполняли защитную функцию, были чем-то наподобие оберегов для детей. Считалось, что мать должна была создать для ребёнка его собственную колыбельную, которая оберегала бы дитя на протяжении всей <…> жизни.
Слово «колыбель» этимологически происходит от глаголов «колебать», «колыхать», «качать». Устройство колыбели для новорождённого традиционно на Руси обставлялось множеством таинств и мистических обрядов. Люльку, или — как исторически более поздний вариант — зыбку (ящик, изготовленный из луба и имеющий дно из тонких дощечек), подвешивали к потолку на гибком шесте. Снизу и сверху прикреплялась верёвка, позволявшая качать эту люльку (зыбку) с находящимся в ней ребёнком, не отвлекаясь от повседневной домашней работы. Колыбель (зыбка, качка, коляска, люлька) известна большинству народов мира. Изготавливались люльки из самых разнообразных материалов: дерева, ивовых прутьев, кожи, коры, верёвок.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Основной функцией данного текста является сообщение достоверной информации.
2) Текст относится к научному стилю речи, что объясняет использование терминов и общенаучных понятий (жанр, аутентичный, функцию, этимологически и др.).
3) В тексте особая роль принадлежит сложносочинённым предложениям, которые помогают автору выстроить логику изложения информации.
4) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: производные предлоги (наподобие, на протяжении, в течение и др.), имена существительные единственного числа в значении множественного.
5) Обилие предложений, включающих однородные члены и вставные конструкции, придаёт тексту эмоциональность, образность и выразительность.
Решение
1) Верно. В тексте содержится информация о жанре колыбельной песни.
2) Верно. В тексте содержится чёткая структурированная информация, термины, что является признаками научного стиля.
3) Неверно. В тексте всего 2 сложносочинённых предложения во втором абзаце, они не влияют на логику изложения.
4) Верно. Производные предлоги характерны для письменной речи; мать, ребёнок - употреблены в единственном числе, но имеется в виду не кто-то конкретный, а множество.
5) Неверно, это текст научного стиля, в нём нет эмоциональности.
Задача 5
Заповедный лес на реке Усмани под Воронежем — последний на границе донских степей. Он слабо шумит, прохладный, в запахе трав, но стоит выйти на опушку — и в лицо ударит жаром, резким светом, и до самого края земли откроется степь, далёкая и ветреная, как море.
Откроются ветряки, что машут крыльями на курганах, коршуны и острова старых усадебных садов, раскинутые в отдалении друг от друга.
Но прежде всего откроется небо — высокое степное небо с громадами синеватых облаков. Их много, но они почти никогда не закрывают солнца. Тень от них изредка проплывает то тут, то там по степи. Проплывает так медленно, что можно долго идти в этой тени, не отставая от неё и прячась от палящего солнца.
В степи, недалеко от старого липового парка, поблёскивает в отлогой балке маленькая река Каменка. Она почти пересохла. <…> в небольших бочагах налита чистая прогретая вода. По ней шныряют водяные пауки, а на берегах сидят и тяжело дышат — никак не могут отдышаться от сухой жары — сонные лягушки.
(По К. Г. Паустовскому)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Основным типом речи данного текста является повествование. Грамматические признаки текста — обилие глаголов и наречий с временным значением (прежде всего, изредка).
2) Характерная черта стиля текста — насыщенность терминологическими сочетаниями (заповедный лес, липовый парк, отлогая балка).
3) Для текста характерна функция эмоционального воздействия на читателя через художественный образ.
4) К средствам речевой выразительности текста относятся сравнение, эпитеты и метафоры.
5) Текст относится к научно-популярному стилю речи, так как основная цель автора — сообщить научную информацию в доступной массовому читателю форме.
Решение
1) Неверно. Основной тип речи - описание заповедного леса.
2) Неверно. Перечисленные в скобках словосочетания не являются терминами; это не научный стиль.
3) Верно. Это художественный текст, автор создаёт яркие образы с помощью средств художественной выразительности.
4) Верно. Сравнение: степь, далёкая и ветреная, как море; эпитеты: сонные лягушки, палящее солнце; метафоры: в лицо ударит жаром, громады облаков.
5) Неверно. В тексте нет научной информации
Задача 6
Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь… Степь, чем далее, тем становилась прекраснее… Ничего в природе не могло быть лучше: вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. <…> тонкие, высокие стебли травы мелькали голубые, синие и лиловые волошки; жёлтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха; вон она пропала в вышине и только мелькает одною чёрною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!..
Вечером вся степь совершенно переменялась: всё пёстрое пространство её охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нём, и она становилась тёмно-зелёною; испарения подымались гуще; каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щёк. Вся музыка, звучавшая днём, утихала и сменялась другою. Пёстрые суслики выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе… Ночью звёзды прямо глядели на землю… Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и тёмная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летели по тёмному небу.
(По Н. В. Гоголю)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Первый абзац текста включает ботаническое описание растительности, характерной для такой природной зоны, как степь.
2) Особенностью композиционной структуры текста является сопоставление образа степи днём и в вечерние и ночные часы.
3) Все слова в тексте книжные и употреблены в прямом значении.
4) Авторская оценка предмета речи проявляется в тексте как непосредственно (при помощи риторических восклицаний, например: Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!, форм сравнительной степени имён прилагательных, содержащихся в составных именных сказуемых, например: становилась прекраснее), так и опосредованно — через эпитеты (живительный, теплотворный свет, роскошно купалась, обольстительный ветерок).
5) Текст является образцом художественной речи, поскольку реализует эстетическую функцию. Автор стремился передать собственные впечатления и эмоции, а также с помощью созданных с использованием изобразительно-выразительных средств образов воздействовать на мысли и чувства читателей.
Решение
1) Неверно, в первом абзаце художественное описание степи, нет цели дать ботаническое описание.
2) Верно. Описывается степь в дневное, вечернее и ночное время.
3) Неверно. Текст художественный, поэтому здесь есть слова в переносном значении (теплотворный свет, устремив глаза и т.д.)
4) Верно. Все перечисленные средства выразительности передают авторскую оценку
5) Верно, это текст художественного стиля.
Задача 7
Сели обедать.
В комнату влетел третьеклассник-гимназист и громко закричал:
— Скажите: отчего гимн-азия, а не гимн-африка?
— Господи, помилуй! С ума сошёл! Где тебя носит! Чего к обеду опаздываешь? Вон и суп холодный.
— Не хочу супу. Отчего не гимн-африка?
— Ну, давай тарелку: я тебе котлету положу.
— Отчего кот-лета, а не кошка-зима? — деловито спросил гимназист и подал тарелку.
— Нет, видели вы дурака? — возмущался удивлённый капитан.
— Петя, постой, Петя! — крикнула вдруг сестра. — Скажи, отчего говорят д-верь, а не говорят д-сомневайся? А?
Гимназист на минуту задумался и, вскинув на сестру глаза, ответил:
— А отчего пан-талоны, а не хам-купоны!
Жилец захихикал.
— Хам-купоны… А вы не находите, Иван Степаныч, что это занятно?
…Жильцу долго не спалось. Он ворочался и всё придумывал, что он завтра спросит. Барышня вечером прислала ему с горничной две записочки. Одну в девять часов: «Отчего обни-мать, а не обни-отец?» Другую — в одиннадцать: «Отчего руб-ашка, а не девяносто девять копеек-ашка?»
На <…> он ответил в подходящем тоне и теперь мучился, придумывая, чем бы угостить барышню завтра.
Вдруг кто-то тихо постучал в дверь. Жилец встал, закутался в одеяло.
— Ай-ай! Что за шалости! — тихо смеялся он, отпирая двери, и вдруг отскочил назад.
Перед ним со свечой в руках стоял капитан. Удивлённое лицо его было бледно, и непривычная напряжённая мысль сдвинула круглые брови.
— Виноват, — сказал он. — Я на минутку… Я придумал…
— Что? Что? Изобретение? Неужели?
— Я придумал: отчего чер-нила, а не чер-какой-нибудь-другой реки? Нет… у меня как-то иначе… лучше выходило… А впрочем, виноват… Я, может быть, обеспокоил… Так — не спалось, — заглянул на огонёк…
Он криво усмехнулся, расшаркался и быстро удалился.
(По Н. Тэффи)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Использование автором разговорных слов (ворочался, записочки, захихикал), обращений (Петя, постой, Петя!; А вы не находите, Иван Степаныч, что это занятно?) помогает передать непринуждённую атмосферу, наблюдаемую в обычной семье.
2) Жанр текста — репортаж, поэтому задача автора текста — дать достоверное описание происходящих событий.
3) Цель автора текста — показать на примере возможности развития речи при помощи игр со словами.
4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых восклицательные и вопросительные предложения.
5) Помимо типичных для разговорной речи слов и выражений, в тексте присутствуют газетные штампы — клише.
Решение
1) Верно. Использование автором разговорных слов (ворочался, записочки, захихикал), обращений (Петя, постой, Петя!; А вы не находите, Иван Степаныч, что это занятно?) помогает передать непринуждённую атмосферу, наблюдаемую в обычной семье.
2) Неверно. Это отрывок художественного текста, цель автора - вызвать эмоции у читателя, раскрыть характеры героев.
3) Неверно. Это юмористический отрывок, у автора нет обучающей цели.
4) Верно. Восклицательные и вопросительные предложения добавляют эмоциональность.
5) Неверно. Клише и штампов в тексте нет, передана непринуждённая разговорная речь.
Задача 8
Работа по составлению словарей в нашей стране началась ещё в то время, когда книги на Руси писались и многократно переписывались от руки. Монахам, копирующим текст, довольно часто встречались неизвестные слова. Чтобы сэкономить время, они записывали найденные в других трудах объяснения неизвестных слов на полях рукописи <…> между строчками произведений. Такие объяснения непонятных слов непосредственно в тексте исследователи называют глоссами (от греч. «glossa» — «устаревшее слово, требующее объяснения»).
Со временем всё больше подобных заметок появлялось на страницах рукописных книг, что привело к созданию отдельных словарей-глоссариев, присоединённых к тому или иному произведению. В эти словари включались незнакомые и малопонятные читателю слова с объяснениями.
Одним из древнейших, дошедших до наших дней таких словарей было приложение к Кормчей книге 1282 года. В нём помещено 174 греческих, древнееврейских и церковно-славянских слова, включая некоторые библейские имена собственные.
В конце XVI века стала заметна тенденция к освобождению справочников от исключительно богословского истолкования текста. К этому времени относят появление азбуковника — особого типа толкового словаря с элементами энциклопедии. Тогда же вышел и первый печатный словарь как приложение к грамматике известного филолога того времени священника Лаврентия Зизания.
В XVIII веке составление словарей в нашей стране стало развиваться особенно интенсивно. Известно 277 лексикографических трудов, изданных в России в то время.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Данный текст относится к официально-деловому стилю речи, так как содержит чёткие указания по составлению словарей.
2) Связь между предложениями в большинстве случаев осуществляется при помощи повторов слов и их форм.
3) Текст отличается усложнённой синтаксической структурой, активным использованием сложноподчинённых и осложнённых предложений.
4) Текст относится к научному стилю речи, смысловая точность которого достигается использованием слов в прямом значении, имён собственных, а также имён числительных, называющих точные даты и цифры.
5) К средствам эмоционального воздействия на читателя относится использование устаревших слов (глоссы, азбуковники, церковно-славянский и другие).
Решение
1) Неверно. Это информация о видах словарей и их появлении
2) Верно. Связь между предложениями в большинстве случаев осуществляется при помощи повторов слов и их форм (слова, словари)
3) Верно. Текст отличается усложнённой синтаксической структурой, активным использованием сложноподчинённых и осложнённых предложений.
4) Верно. Текст относится к научному стилю речи, смысловая точность которого достигается использованием слов в прямом значении, имён собственных, а также имён числительных, называющих точные даты и цифры.
5) Неверно. Эти устаревшие слова - термины. Они необходимы для точности, а не для эмоционального воздействия, так как перед нами научный текст.
Задача 9
Робость, застенчивость у молодых людей — вещь совершенно естественная, которая постепенно преодолевается по мере взросления и общения с другими людьми. Все согласятся со мной, что скромный, застенчивый молодой человек или девушка вызывают у окружающих гораздо больше симпатии, чем развязный самоуверенный подросток или наглая девица. Известно немало историй знаменитых артистов, которые пошли в эту профессию единственно потому, что стремились таким образом избавиться от патологической застенчивости. Этим качеством в годы своей молодости страдал <…> Демосфен! Однако впоследствии ему путём упорных тренировок по собственной методике удалось избавиться от этого и стать знаменитым оратором, имя которого сохранилось в веках.
Понятно, что застенчивость, стеснительность, зажатость никак не сочетаются с теми профессиями, которые требуют постоянного общения с людьми, публичных выступлений, интервью и т. п. А таких профессий в наше время с каждым днём становится всё больше и больше.
(По М. Ю. Касумовой)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Автор текста размышляет о таких чертах характера, как робость и застенчивость, и необходимости их преодоления.
2) Для подтверждения своей мысли автор апеллирует к опыту читателей, приводит примеры из истории
3) Оценочная лексика (развязный самоуверенный подросток, наглая девица) помогает автору выразить своё отношение к предмету речи.
4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, вводные слова, восклицательное предложение.
5) Текст относится к публицистическому стилю, поскольку рассчитан на широкую аудиторию и посвящён актуальной проблеме.
Решение
1) Неверно. Автор размышляет о робости и застенчивости, но не говорит, что их необходимо преодолевать. Они сами "постепенно преодолевается по мере взросления и общения с другими людьми", и, кроме того, застенчивые молодые люди и девушки вызывают больше симпатии
2) Верно. Все согласятся со мной... - это апелляция к опыту читателей, пример из истории - отсылка к артистам и Демосфену.
3) Верно. Оценочная лексика (развязный самоуверенный подросток, наглая девица) помогает автору выразить своё отношение к предмету речи.
4) Неверно. Однородные: робость, застенчивость и др.; вводных слов нет; восклицательное предложение: Этим качеством в годы своей молодости страдал <…> Демосфен!
5) Верно. Текст относится к публицистическому стилю, поскольку рассчитан на широкую аудиторию и посвящён актуальной проблеме.
Задача 10
Современная реклама представляет собой активно развивающееся средство внутри- и межкультурного общения и привлекает внимание представителей разных наук, поскольку, сочетая в себе все известные виды речи с изображением и используя разнообразные приёмы психологического воздействия, она обладает огромной силой внушения и нацелена на стимулирование экономических и социальных процессов.
В данной книге предпринята попытка взглянуть на рекламу как на процесс коммуникации <…> производителем и потребителем. Особое внимание уделено рекламному сообщению, которое рассматривается в единстве его вербальной, визуальной и звуковой составляющих. Изучение особенностей рекламы на фоне других разновидностей словесности, лингвостилистический анализ рекламных сообщений на английском, немецком и русском языках, а также исследование методов рекламного воздействия позволяют по-новому взглянуть на проблему «экспорта» — «импорта» рекламных текстов и указать на то, что инокультурная реклама способна менять менталитет целевого сообщества.
(Е. В. Медведева. Рекламная коммуникация)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Обобщённый характер тексту придают глаголы несовершенного вида, употреблённые в форме настоящего времени: представляет, привлекает, обладает, рассматривается, позволяют.
2) Проблематика статьи обусловила широкое использование лексики из экономической сферы (виды речи, стимулирование экономических и социальных процессов, силой внушения).
3) Жанр текста — аннотация, поэтому задача автора — показать особенности и достоинства анализируемой книги.
4) Текст содержит общеупотребительную лексику, разговорные и эмоциональные слова отсутствуют.
5) Текст в соответствии с требованиями научной стилистики характеризуется яркой выраженностью личной позиции автора.
Решение
1) Верно. Обобщённый характер тексту придают глаголы несовершенного вида, употреблённые в форме настоящего времени: представляет, привлекает, обладает, рассматривается, позволяют.
2) Неверно. В скобках перечислены слова не экономической сферы
3) Верно. Жанр текста — аннотация, поэтому задача автора — показать особенности и достоинства анализируемой книги.
4) Верно. Текст содержит общеупотребительную лексику, разговорные и эмоциональные слова отсутствуют.
5) Неверно. В текстах научного стиля не выражается личная позиция автора.
Задача 11
Сегодня вы все можете насладиться чарующей поэзией левитановского пейзажа, отдаться во власть его мягкого, элегического, нежного настроения, его надломленного, тихо тоскующего, больного духа. Сегодня все вы придёте к творениям угасшего художника, и он отдаст вам свою грусть, безропотную и молчаливую, своё робкое, примирённое страдание, свою спокойно-меланхолическую душу.
Главное, пусть не запугивает вас слово «пейзаж», ибо, называя Левитана пейзажистом, все мы говорим неправду. Пейзаж — это вода, деревья, небо, море.
У прежних художников была одна задача: получше передать на полотне все эти вещи. Для Левитана же все они являются только предлогом, только формой, только оболочкой <…> чувств. Главное для него — эти чувства, а окружающий мир был только показателем их — не больше. И поэтому, отойдя от Левитановой картины, можно сейчас же забыть всё, что изображено на ней, всё: и деревья, и воду, и небо, и море — в душе сохранится только то чувство, которому они послужили, которое сумели они передать вам.
До Левитана было много весьма почтенных и славных пейзажистов. Был Шишкин, был Боголюбов, был Айвазовский. Их ценили, уважали, почитали — всё, что хотите, но любить — никого не любили так пылко и родственно, как Левитана. Именно потому, что, как я говорю, никто из них не умел сделать окружающую природу только средством для выражения своего внутреннего мира. Никто, кроме Левитана. Левитан первый из русских пейзажистов (не считая Саврасова, с которым это происходило почти случайно) глянул внутрь, в самого себя, специализировался на изображении своей души.
Он психолог, он поэт, он композитор, — и все, кто будет на открывшейся сегодня выставке, все почувствуют, до какой степени господствует его чистый благородный дух над всем, что изображено в его произведениях.
(По К. И. Чуковскому)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Текст относится к публицистическому стилю речи, так как его целью является воздействие на сознание читателей, убеждение их в своей позиции.
2) Выразить отношение к личности художника, дать оценку его творчеству автору текста помогают эпитеты (мягкого, элегического, нежного настроения, надломленного, тихо тоскующего,
больного духа, робкое, примирённое страдание, спокойно-меланхолическую душу) и метафоры (оболочкой его чувств, глянул внутрь, в самого себя).
3) В тексте особая роль принадлежит предложениям, осложнённым однородными членами, и лексическим повторам, помогающим автору сделать свою мысль максимально доступной, а позицию — более убедительной.
4) Автор текста не высказывает свою позицию прямо и открыто, избегает однозначных оценок.
5) Принадлежность текста к публицистическому стилю обусловливает отсутствие разговорной лексики.
Решение
1) Верно. Автор говорит о Левитане как о выдающемся художнике, воздействует на читателя
2) Верно. Средства выразительности помогают выразить отношение к личности художника и дают оценку его творчеству
3) Верно. Однородные члены и лексические повторы позволяют сделать мысль доступнее, а позицию - убедительнее
4) Неверно. Автор восхищается Левитаном, его оценка однозначна
5) Неверно. В публицистическом тексте могут встречаться разговорные слова
Задача 12
Василий Шукшин!.. При этом имени что-то всякий раз с такой силой вздрагивает в нас и обмирает, чего мы, кажется, в себе и не знаем.
М. А. Шолохов сказал о Шукшине: «Не пропустил он момент, когда народу захотелось сокровенного. И он рассказал о простом, негероическом, близком каждому так же просто, негромким голосом, очень доверительно. Отсюда взлёт и тот широкий отклик, какой нашло творчество Шукшина в сердцах многих тысяч людей…»
В этих словах важней всего замечание о «моменте, когда народу захотелось сокровенного», если понимать под сокровенным чувство правды и жажду правды. А это так и именно так и следует понимать. Ни о чём больше с такой болью и с такой уверенностью не говорит и не повторяет Шукшин, ничто не утверждает с таким постоянством на протяжении всех пятнадцати лет работы, как НАРОД и ПРАВДА. Говорит и утверждает, не боясь высоты и громкости этих понятий, их безликости и холодности, и добивается почти невозможного для художника: сближает человека с народом, дотягивается до правды искренностью и горячностью. Нам не дано измерить расстояния, на которые произошло сближение, но то, что оно произошло, мы должны были почувствовать.
«Нравственность есть правда, — писал Шукшин. — Не просто правда, а — Правда. Ибо это мужество, честность, это значит — жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, <…> народ всегда знает Правду».
(По В. Г. Распутину)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Текст относится к научному стилю. Точность и достоверность информации достигается использованием имён собственных и цитирования.
2) Справедливость высказанного в третьем абзаце суждения подтверждается цитатой В. Шукшина, представленной в последнем абзаце.
3) В тексте отсутствуют личные местоимения и личные формы глаголов.
4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых — ряды однородных членов предложения, парцелляция, вводные слова.
5) Некоторые существительные в тексте написаны прописными буквами (НАРОД, ПРАВДА) или с прописной буквы (Правда). Автор хочет подчеркнуть, что придаёт этим словам особый, высокий смысл.
Решение
1) Неверно. Текст публицистического стиля
2) Верно. Суждение "В этих словах важней всего замечание о «моменте, когда народу захотелось сокровенного», если понимать под сокровенным чувство правды и жажду правды" подтверждается цитатой: "Нравственность есть правда...."
3) Неверно. Есть личные местоимения мы, он и пр., и есть личные формы глаголов
4) Верно. Однородные члены: И он рассказал о простом, негероическом, близком каждому так же просто, негромким голосом, очень доверительно и др., парцелляция: ничто не утверждает с таким постоянством на протяжении всех пятнадцати лет работы, как НАРОД и ПРАВДА. Говорит и утверждает, не боясь....; вводные слова: чего мы, кажется, в себе и не знаем
5) Верно. Некоторые существительные в тексте написаны прописными буквами (НАРОД, ПРАВДА) или с прописной буквы (Правда). Автор хочет подчеркнуть, что придаёт этим словам особый, высокий смысл.
Задача 13
Слово «дискуссия» происходит от лат. discussio — рассмотрение, исследование. Под дискуссией обычно подразумевается публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов. Это может быть обмен мнениями по вопросу в соответствии с определёнными правилами процедуры и с участием всех или отдельных участников дискуссии. Многие деловые собрания и совещания проводятся в форме дискуссий.
При массовой дискуссии все участники, за исключением председателя, находятся в равном положении. Докладчики заранее не назначаются, в то же время все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в определённом порядке, обычно в соответствии со строгим регламентом и под председательством должностного лица.
Групповая дискуссия отличается тем, что специально подготовленная группа обсуждает вопрос, дискутирует перед аудиторией. Целями такой дискуссии являются представление возможных решений проблемы, обсуждение противоположных точек зрения по спорным вопросам, презентация новой информации. Основное коммуникативное средство — диалог, который каждый раз ведут только два участника. Важно, чтобы участники дискуссии были хорошо подготовлены, имели при себе статистические данные, дополнительные материалы. Большое значение имеют также речевая коммуникация и стиль её демонстрации.
Участники дискуссии должны вести себя непринуждённо, говорить в оживлённой манере, точно формулировать вопросы и лаконично комментировать ответы <…> краткие замечания. Аудитория, наблюдающая дискуссию, должна быть постоянно в центре внимания выступающих. Ведущий дискуссии представляет тем и выступающих, следит за регламентом, руководит обменом мнений, произносит заключительное слово.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Цель автора — дать информацию об организации и особенностях проведения дискуссии как одного из видов публичного обсуждения
2) Текст относится к публицистическому стилю речи, рассчитан на широкую аудиторию и написан доступным языком
3) В третьем абзаце текста раскрываются особенности ведения групповой дискуссии, отмечается, что такое обсуждение носит специально подготовленный характер.
4) Для текста характерна стилистическая разнородность: разговорные слова и выражения соседствуют с терминами.
5) В тексте отсутствуют разговорная лексика и эмоционально окрашенные слова.
Решение
1) Верно.
2) Неверно. Текст относится к научному стилю, поскольку цель автора — дать определение понятию, сообщить точную достоверную информацию.
3) Верно. В 3 абзаце действительно раскрываются особенности ведения групповой дискуссии ("групповая дискуссия отличается тем, что специально подготовленная группа обсуждает вопрос, дискутирует перед аудиторией"), а также отмечается, что такое обсуждение носит специально подготовленный характер ("важно, чтобы участники дискуссии были хорошо подготовлены")
4) Неверно. В тексте нет разговорных слов и выражений
5) Верно. В тексте нет разговорной лексики и эмоционально окрашенных слов
Задача 14
В наше время, казалось бы, стало особенно много «говорящих» профессий. Мы, конечно, в первую очередь вспоминаем дипломатов и политиков, а также всяких не всегда и не всем понятных риэлторов, дистрибьютеров, менеджеров, мерчандайзеров и прочих. Однако при этом забываем такие издавна существовавшие и тоже «голосовые» профессии, как врач, продавец, адвокат, учитель, не говоря уже о певцах или актёрах.
А <…> умение говорить убедительно, не напрягаясь, беречь свой голос , владеть вниманием собеседника, не вызывать у него антипатии неприятным, нередко слишком громким или слишком тихим голосом, мимикой или манерами , правильно подобрать тон, темп, слова, доводы — всё это было необходимо всегда, даже в самые древние времена. И от умения говорить не так уж редко зависела сама жизнь человека.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Автор рассуждает о значимости правильной и выразительной речи в жизни человека и общества.
2) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, вводные слова, сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные сложные предложения.
3) Вопросно-ответная форма изложения позволяет автору привлечь внимание читателя к анализируемой проблеме.
4) В тексте использованы заимствованные слова, значения которых известны не всем носителям языка (риэлторов, дистрибьютеров, менеджеров, мерчандайзеров).
5) Автор использует язык художественной литературы, так как основная задача автора — эстетическое воздействие на читателя при помощи создания художественных образов.
Решение
1) Верно, текст о том, как важно уметь правильно говорить, особенно во многих профессиях.
2) Неверно. В тексте всего 5 предложений, среди них нет ССП и СПП.
3) Неверно. В тексте нет вопросно-ответной формы изложения.
4) Верно, значение слов риэлтор, дистрибьютер, менеджер, мерчандайзер может быть незнакомо старшему поколению.
5) Неверно, это публицистический текст, где автор прямо, без создания художественных образов, выражает свою позицию.
Задача 15
Мы живём в век кризиса мировой совести. <…> этим объясняется мировое неблагополучие. Цивилизация безмерно увеличивает расстояние между истинным убийцей и убиенным. Это не только укрывает убийцу, но и само убийство, а вернее массовые убийства превращает в абстракцию для виновных в убийствах.
Но откуда взялась человеческая совесть? Если исходить из эволюционного предположения, что в борьбе за существование более совестливые побеждают менее совестливых, подобно тому как более сильные животные побеждают менее сильных и, овладев самкой, дают в конечном итоге более сильное потомство, то мы, сохраняя ясность мысли, упираемся в тупик.
Практика нашей сегодняшней жизни и жизни в обозримой истории человечества показывает, что, как правило, именно бессовестные побеждают совестливых. Бессовестность обычно нападает коварно и неожиданно, а совесть не готова к неожиданному нападению, потому что её внимание, как правило, сосредоточено на самой себе, то есть на носителе собственной совести. Наша совесть прежде всего сторожит нас самих.
Но, несмотря на все победы бессовестности, совесть продолжает всё-таки жить в сердцах всех народов как высшее свойство человеческой души. Если бы совесть имела земное происхождение, она давно бы вымерла, как динозавры.
(Ф. А. Искандер)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Стремление автора к понятийной точности обусловливает использование в тексте терминов (цивилизация, эволюционный, свойство и др.).
2) Важнейшим текстообразующим приёмом является антитеза, опирающаяся на использование антонимов (убийца — убиенный, совестливые — бессовестные, совесть — бессовестность и др.) и передающая авторское отношение к поставленной проблеме.
3) Вопросно-ответная форма изложения позволяет автору привлечь внимание читателя к анализируемой проблеме.
4) Выразительность текста обеспечивается использованием таких тропов, как сравнение (подобно тому как более сильные животные побеждают менее сильных, как динозавры) и метафора (совесть продолжает всё-таки жить в сердцах всех народов).
5) Текст относится к научному стилю речи, так как основная цель автора — сообщить научную информацию.
Решение
1) Неверно. Это публицитический текст-рассуждение, здесь нет терминов, свойственных научному стилю
2) Верно. Важнейшим текстообразующим приёмом является антитеза, опирающаяся на использование антонимов (убийца — убиенный, совестливые — бессовестные, совесть — бессовестность и др.) и передающая авторское отношение к поставленной проблеме.
3) Верно. Автор задаёт вопрос: Но откуда взялась человеческая совесть? И далее в тексте отвечает на него
4) Верно. Выразительность текста обеспечивается использованием таких тропов, как сравнение (подобно тому как более сильные животные побеждают менее сильных, как динозавры) и метафора (совесть продолжает всё-таки жить в сердцах всех народов).
5) Неверно. Это текст публицистического стиля, цель автора - донести свою точку зрения
Задача 16
Растительные организмы обладают основными свойствами живого: развитием, питанием, размножением и др. <…> многие проявления жизнедеятельности растений существенно отличаются от свойств, присущих животным и человеку.
Неспособность растительных организмов к самостоятельному передвижению, отсутствие видимой двигательной активности и ряд других признаков приводят к тому, что в языковом сознании человека растения вместе с предметами неорганической природы составляют неподвижную, статичную часть окружающего мира. В. А. Ицкович, исследовавший функционирование категории одушевлённости-неодушевлённости на современном этапе развития языка, считает, что в сознании большинства носителей языка «под живым понимается предмет, способный к самостоятельному передвижению, так что растения относятся к неживым предметам».
Таким образом, преобладание признаков неживого в обыденных понятиях о растениях, а также характер трудовой деятельности человека, издавна широко использующего растения в самых различных целях, обусловили то, что растения в большинстве случаев воспринимаются как неживые предметы, а обозначающие их имена существительные являются неодушевлёнными.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Цель автора текста — привлечь внимание читателей к проблеме восприятия растений человеком, обосновать необходимость сохранения растений для поддержания экологического равновесия.
2) В тексте употреблены термины, отсутствуют слова с эмоционально-оценочным компонентом значения.
3) Для подтверждения информации автор использует цитирование.
4) Текст содержит предложения с различными осложняющими членами (однородные члены предложения, обособленные члены предложения, вводное словосочетание).
5) Текст характеризуется стандартизованностью структуры, поэтому относится к официально-деловому стилю речи.
Решение
1) Неверно. Перед нами текст научного стиля. Для него характерны точность языка, сжатость и информативность, использование терминов
2) Верно. В тексте употреблены термины (двигательная активность, неорганическая природа, размножение, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные), эмоционально-оценочные слова отсутствуют
3) Верно. Цитирование указывает на точность и достоверность информации
4) Верно. В тексте есть однородные члены (развитие, питание, размножение), обособленные члены (причастные обороты), а также вводное сочетание (таким образом)
5) Неверно. Перед нами текст научного стиля
Задача 17
Осанкой называется привычное положение тела непринуждённо стоящего человека. Физиологическая осанка — это симметричное расположение плечевого пояса, лопаток, крыльев, костей таза и <…> выступающих костных ориентиров человеческого тела, при этом ось позвоночника совпадает с линией отвеса. При нарушении осанки могут быть боковые отклонения позвоночника от линии отвеса во фронтальной плоскости и нарушения симметрии плечевого пояса, лопаток, но нет таких признаков, как асимметрия задних полудуг рёбер в грудном отделе или паравертебральных мышечных валиков в поясничном, которые являются свидетельством патологической ротации позвонков, то есть поворота позвоночника вокруг своей оси.
Понятие «нарушение осанки во фронтальной плоскости» было введено сотрудниками Детского ортопедического института им. Г. И. Турнера в 1963 году и заболеванием позвоночника не является. Частота нарушений осанки может достигать 40–60 % в определённые возрастные периоды. Это связано со скачками роста — в возрасте 6–7 лет, в препубертатном и пубертатном периодах.
Неправильная трактовка этого состояния и установка диагноза «сколиоз» ведёт к искажению статистики. Частота идиопатического сколиоза в среднем составляет от 3 до 7 % на протяжении десятков
лет. Наличие патологической ротации позвонков является дифференциальным признаком. Основными патогенетическими звеньями развития идиопатического сколиоза являются ротация позвоночника
в горизонтальной плоскости, смещение в сторону пульпозного ядра, фронтальный наклон позвоночника и торсия позвонков.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) В тексте широко употребляется специальная терминология (физиологическая осанка, плечевой пояс, паравертебральные мышечные валики, торсия позвонков, идиопатический сколиоз).
2) В тексте присутствует оценочная лексика (нарушение, непринуждённо, валики), отражающая отношение автора к рассматриваемой проблеме.
3) Логичность текста обеспечивается такими языковыми средствами, как парцелляция, градация, параллелизм.
4) Основной синтаксической особенностью текста является активное использование предложений с однородными членами, которые помогают максимально полно донести до читателя необходимую информацию.
5) Текст относится к научному стилю, поскольку главная цель автора заключается в сообщении научных знаний, в разъяснении различий между понятиями «нарушение осанки» и «идиопатический сколиоз».
Решение
1) Верно. В тексте широко употребляется специальная терминология (физиологическая осанка, плечевой пояс, паравертебральные мышечные валики, торсия позвонков, идиопатический сколиоз).
2) Неверно. Это текст научного стиля, в нём нет авторской оценки
3) Неверно, в тексте нет средств выразительности.
4) Верно. Наличие однородных членов делают текст более подробным и точным, что важно для научного стиля.
5) Верно. Текст относится к научному стилю, поскольку главная цель автора заключается в сообщении научных знаний, в разъяснении различий между понятиями «нарушение осанки» и «идиопатический сколиоз».
Задача 18
Читатель. На каких авторах вы росли как писатель?
Ник Перумов. Проще, наверное, сказать, на каких авторах я не рос как писатель. Читал я практически всё, что попадало под руку, читатель я был (впрочем, и есть) донельзя активный. Читал в транспорте, пока ехал в школу на троллейбусе, читал на переменках, читал и на не шибко интересных уроках, хотя это удавалось редко. Тут и вся русская классика, и прижизненные сборники Гумилёва, бережно сохранённые в нашей семье, несмотря на все войны и революции. Поэзия Ахматовой, «Робинзон Крузо» и «Капитан Немо», и вообще Жюль Верн, Майн Рид, Конан Дойль, Крапивин, Стругацкие и вообще вся фантастика, которую удавалось достать.
Читатель. Признаюсь, что не смогу назвать себя ценителем фэнтези. Вы смогли бы объяснить таким, как я, чем привлекателен этот жанр литературы для вас как читателя и как писателя?
Ник Перумов. Если вам не нравится фэнтези — то, возможно, вам просто ещё не попалась правильная книга. Собственно говоря, «этикетка Фэнтези» — это такая же условность, как и остальные. Если совсем обобщённо, то фэнтези — литература о чудесном и сказочном, о мирах, <…> есть магия в виде действующей силы. Нет формальных причин объявить, скажем, «Руслана и Людмилу» не-фэнтези. Или «Мастера и Маргариту». Зачем Булгакову понадобился Воланд в Москве? Или царь Иван Васильевич (надо полагать, один из первых «попаданцев с обратным знаком»). Это ведь Литература не потому, что там есть какие-то формальные признаки того или иного жанра. Фэнтези — это повесть о схватке человека с нечеловеческими силами, с противниками, которые априори сильнее, могущественнее, свирепее. Собственно говоря, всю литературу, где человек сталкивается с Непознаваемым, необъяснимым, магическим, — можно отнести к фэнтези. Меня привлекает здесь именно безграничная свобода, даруемая «правилами игры». Точнее, то, что автор сам их задаёт. Вот именно этим — свободой — этот жанр так для меня и ценен. И тем, что, открывая новую книгу, я попадаю в новый, неведомый мир со своими материками, океанами, городами, королевствами и историей. Каждая книга — как «берега неведомых земель».
(Из интервью Ника Перумова — русского писателя-фантаста, одного из основоположников русского фэнтези)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) В ходе интервью обсуждается проблема влияния произведений, написанных в жанре фэнтези, на развитие современной молодёжи.
2) Лексика характеризуется неоднородностью: наряду с общеупотребительной используются книжная (донельзя, априори, даруемая), разговорные слова (не шибко интересных) и фразеологизмы (что попадало под руку).
3) Ник Перумов считает, что вся литература, где человек сталкивается с Непознаваемым, необъяснимым, может быть отнесена к фэнтези.
4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых вводные слова и вставные конструкции, риторические вопросы, ряды однородных членов.
5) Текст обращён к злободневным социальным проблемам и их анализу.
Решение
1) Неверно. Ник Перумов делится собственными ощущениями от прочтения фэнтези.
2) Верно. Лексика характеризуется неоднородностью: наряду с общеупотребительной используются книжная (донельзя, априори, даруемая), разговорные слова (не шибко интересных) и фразеологизмы (что попадало под руку).
3) Верно. "Собственно говоря, всю литературу, где человек сталкивается с Непознаваемым, необъяснимым, магическим, — можно отнести к фэнтези".
4) Верно. Вводные слова: Проще, наверное, сказать и пр.; вставные конструкции: читатель я был (впрочем, и есть) донельзя активный; риторические вопросы: Зачем Булгакову понадобился Воланд в Москве? ; ряды однородных: Поэзия Ахматовой, «Робинзон Крузо» и «Капитан Немо», и вообще Жюль Верн, Майн Рид, Конан Дойль, Крапивин, Стругацкие..
5) Неверно. Ник Перумов делится, что его привлекает в жанре фэнтези.
Задача 19
Промокание обуви можно в грубом приближении сравнить с просеиванием муки через дуршлаг, где частицы муки — это молекулы воды, а дуршлаг — это материал, из которого изготовлена обувь. <…> обувь сделана, например, из ткани, то для крохотных молекул воды нет абсолютно никаких препятствий для проникновения на другую сторону через гигантские «дыры» между волокнами.
В случае резины ситуация другая. Волокон у резины как таковых нет, а сама её химическая природа делает «просачивание» воды невозможным. Резина тоже состоит из молекул, но это весьма особые и примечательные молекулы. Если молекулы воды — это единичные частицы, то у резины это длинные цепи, протяжённостью в десятки и сотни тысяч звеньев, плотно уложенные, сложно переплетённые между собой и «сшитые» в поперечине, создающие надёжный барьер на молекулярном уровне. В таком материале просто нет «дырок», достаточных для проникновения воды. Как следствие, сапоги, сделанные из резины, надёжно защищены от промокания.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Текст ориентирован на специалистов в соответствующей научной сфере, поэтому характеризуется глубиной изложения информации и чёткостью структуры.
2) Использование метафор (гигантские «дыры» между волокнами), эпитетов (крохотных молекул, примечательные молекулы) способствует эмоциональности, образности изложения.
3) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины и терминологические сочетания (молекулы, на молекулярном уровне).
4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами языка, среди которых назывные предложения, вводные слова и конструкции.
5) Принадлежность текста к публицистическому стилю обусловливает отсутствие разговорной лексики.
Решение
1) Неверно. Текст понятен любому человеку, не только узкому специалисту
2) Верно. Средства выразительности усиливают эмоциональность
3) Верно. Слова, перечисленные в скобках, являются терминами
4) Неверно. В тексте нет назывных предложений
5) Неверно. В тексте есть разговорная лексика (крохотных, дырок)
Задача 20
Продавец обязуется обеспечить гарантийное обслуживание товара. Гарантийное обязательство действует со дня продажи в течение срока, указанного в данном гарантийном талоне. Гарантийный ремонт осуществляется только в сервисном центре производителя по предъявлении владельцем правильно заполненного, без исправлений гарантийного талона с печатью и подписью продавца, а также при наличии полной комплектации товара. Под полным комплектом подразумевается наличие упаковки, документации, драйверов и программного обеспечения, питающих и интерфейсных кабелей, интерфейсных карт.
Гарантия не распространяется на следующий товар.
1. Изделия, не имеющие маркировки (стикера), с частично разрушенной маркировкой (вызвавшей невозможность идентификации). Изделия со сквозными повреждениями защитных лент и пломб.
2. Изделия с механическими и экстремальными термическими повреждениями.
3. Изделия со следами небрежной эксплуатации (вмятины, царапины, трещины разъёмов, сколы и т. п.).
4. Изделия со следами воздействия агрессивных сред (воды, огня, химических реактивов, пищи, продуктов жизнедеятельности организмов, насекомых).
5. Изделия с повреждениями, которые могут быть истолкованы как следы удара, <…> является прямым нарушением правил эксплуатации.
6. Изделия со следами постороннего вмешательства либо несанкционированного ремонта (следы вскрытия, кустарная пайка, следы замены микросхем и т. п.).
7. Повреждения изделия, вызванные несоответствием Государственным стандартам параметров питающих, телекоммуникационных, кабельных сетей.
8. Повреждения изделия, вызванные использованием нестандартных запчастей и комплектующих, расходных материалов.
9. Изделия, конфликтующие с несовместимым или нелицензионным программным обеспечением покупателя.
Срок ремонта определяется наличием запасных частей на складе сервисного центра производителя или поставщика, в отдельных случаях может превышать 30 дней.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Текст полностью соответствует главному требованию официально-делового стиля: информация отличается точностью и однозначностью, исключающей иное толкование содержания.
2) В тексте отсутствует разговорная и эмоционально-оценочная лексика, что придаёт ему строгость и официальность.
3) В тексте не представлены экспрессивные синтаксические конструкции.
4) Текст состоит из неосложнённых предложений, при помощи которых достигается логичность и последовательность изложения.
5) С точки зрения жанровой принадлежности текст относится к разряду особых документов, используемых в дипломатической сфере.
Решение
1) Верно, это гарантийный талон, официальный документ, требующий точности и однозначности.
2) Верно. Отсутствие эмоциональности - черта официально-делового стиля.
3) Верно. Отсутствие экспрессии (восклицания, риторические вопросы и пр.) - черта официально-делового стиля.
4) Неверно, в тексте есть осложнённые предложения (например, уточнения в скобках)
5) Неверно, это гарантийный талон, который используется в бытовой сфере, не только в дипломатической
Рекомендуемые курсы подготовки
- Разберёшься во всех видах грамматических ошибок в задании №8
- Сможешь решить много практических заданий
- Заберёшь 2 первичных балла за задание №8
- Узнаешь, из чего состоит сочинение ЕГЭ
- Научишься определять авторскую позицию
на бесплатном курсе Турбо ЕГЭ