В задании 8 представлено пять типов грамматических ошибок и 9 предложений, в которых они могут содержаться. Значит, что некоторые предложения могут быть без ошибок, а некоторые содержать какие-то другие нарушения. Нам же нужно найти именно соответствующие номера предложений для грамматических ошибок из левого столбика.
Будьте внимательны: при записи ответа важен порядок цифр!
Теория для 8 задания ЕГЭ по русскому языку
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым – одно из множества нарушений в грамматике, которые надо найти и отметить в восьмом номере ЕГЭ - он проводится в одиннадцатом. Нередко в КИМах составители включают это нарушение в подобном виде: не совпадает число подлежащего и сказуемого; не совпадает род подлежащего и сказуемого.
- Подлежащее и сказуемое должны согласовываться в роде, числе и падеже. (
Команда супергероев победили врага. — Команда супергероев победила врага). -
Род сложносокращенных слов определяется по главному слову из словосочетания. (
ЕГЭ по русскому не изменилось. — ЕГЭ по русскому не изменился). -
Сказуемое согласуется с главным словом сложного существительного. (
Недавно открылся красивый кафе-ресторан. — Недавно открылось красивое кафе-ресторан). -
Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде. (
Все, кто не знают этого правила, должны его обязательно выучить. — Все, кто не знает этого правила, должны его обязательно выучить). -
Если составное числительное является подлежащим и заканчивается на «один», то сказуемое должно быть в единственном числе. (
Сто один человек смотрели вебинар онлайн. — Сто один человек смотрел вебинар онлайн). -
Обособленный оборот не влияет на форму сказуемого. (
Интернет, в частности соцсети, отнимают много времени. — Интернет, в частности соцсети, отнимает много времени).
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом (ошибка в управлении)
- Предлог ПО со значением «после чего-нибудь» употребляется с Предложным падежом (о ком? о чем?). (
По прилёту в Прагу я отправлюсь на экскурсию. — По прилёте в Прагу я отправлюсь на экскурсию). -
Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕРЕЗ, ПОДОБНО употребляются только с Дательным падежом (кому? чему?). (
Всё получилось благодаря старания. — Всё получилось благодаря стараниям). -
Предлоги В МЕРУ, В СИЛУ, В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ, В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ПО ПРИЧИНЕ, ПО ЗАВЕРШЕНИИ, НАПОДОБИЕ, ПОСРЕДСТВОМ употребляются с Родительным падежом (кого? чего?). (
Я не пошел в школу по причине сильного морозу. — Я не пошел в школу по причине сильного мороза). -
При указании на иностранное государство используется предлог ИЗ.Предлог В(ВО) имеет антоним ИЗ, предлог НА – антоним С(СО) (
Последние новости с Франции. — Последние новости из Франции).
Нарушение в построении предложения с несогласованным предложением
- Если с несогласованным приложением употреблено определяемое слово, то приложение всегда стоит в Именительном падеже, независимо от падежа определяемого слова. (
Я до сих пор не посмотрел «Джокер». — Я до сих пор не посмотрел «Джокера»). -
Если при приложении нет определяемого слова, то оно изменяется по падежам. (
Я до сих пор не посмотрел фильм «Джокера». — Я до сих пор не посмотрел фильм «Джокер»).
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
- Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом. (
Шоколад – отличное средство, заставляющий мозг работать.— Шоколад – отличное средство, заставляющее мозг работать). -
Причастный оборот не должен быть удален от определяемого слова. (
Зимой мальчики и девочки готовятся к ЕГЭ, переживающие за результат. — Зимой мальчики и девочки, переживающие за результат, готовятся к ЕГЭ). - Причастный оборот не должен разбиваться на части определяемым словом. (
Поражающие ученики своими результатами занимаются на Турбоподготовке. — Поражающие своими результатами ученики занимаются на Турбоподготовке).
Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
- Сказуемое и деепричастие должны относиться к одному действующему лицу. (
Подходя к парку, начался сильный дождь. — Когда я подходил к парку, начался сильный дождь). -
Нельзя употреблять ДО в безличном предложении, если сказуемое выражено не инфинитивом. (
Закончив школу, мне стало грустно. — Когда я закончил школу, мне стало грустно). - Нельзя употреблять ДО, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием. (
Сдав ЕГЭ, я был принят в вуз. — Когда я сдал ЕГЭ, меня приняли в вуз.
Ошибка в построении предложения с однородными членами
- В одном ряду могут стоять слова одной части речи, отвечающие на один вопрос и относящиеся к одному слову. (
Домашка не выполнена, а только открытая. — Домашка не выполнена, а только открыта). -
Нельзя смешивать родовидовые понятия в одном ряду. (
Я люблю фрукты, мандарины, бананы, цитрусовые. — Я люблю фрукты: мандарины, бананы, цитрусовые). - Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах, требующих разного управления. (
Я восхищаюсь и люблю своих родителей. — Я восхищаюсь своими родителями и люблю их) - Двойные союзы не должны быть перепутаны, необходимо соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов. (
Книга не только интересна детям, но и взрослым. — Книга интересна не только детям, но и взрослым).
Неправильное построение предложения с косвенной речью
- Нельзя путать прямую и косвенную речь. Прямая речь заключается в кавычки, в косвенной речи местоимения 1 лица заменяются на 3 лицо и кавычки не ставятся. (
Каждый учитель говорит, что мой предмет самый важный. — Каждый учитель говорит, что его предмет самый важный).
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
- В предложении все глаголы должны быть одного вида и одного времени. (
Когда мама читает вслух, я подбегала к ней и салилась рядом. — Когда мама читала вслух, я подбегала к ней и садилась рядом).
Ошибка в построении сложного предложения
- Союзное слово «который» должно относиться к стоящему рядом с ним существительному того же рода. (
Турбоподготовка была тем помощником, без которой сдать ЕГЭ было бы сложно. — Турбоподготовка была тем помощником, без которого сдать ЕГЭ было бы сложно). -
В предложении нельзя употреблять лишние союзы. (
Когда итоговое сочинение прошло, но ещё остались переживания за результаты. — Когда итоговое сочинение прошло, ещё остались переживания за результаты). - Должно быть понятно, к какому слову относится придаточная часть. (
Экзамены будут непростые, которые мне предстоят уже в этом году. — Экзамены, которые мне предстоят уже в этом году, будут непростые).
Ошибка в образовании форм числительного
- У сложных числительных склоняются обе части слова, а у порядковых только последнее слово. (
Я пошла в школу в двухтысячи седьмом году. — Я пошла в школу в две тысячи седьмом году). -
«Оба» употребляется с мужским родом, «обе» - с женским. (
Он не ответил на звонок обои раза. — Он не ответил на звонок оба раза). - Собирательные числительные не употребляются с женским родом. (
На олимпиаду отправили троих учениц. — На олимпиаду отправили трех учениц).
Как будет выглядеть ошибка в управлении при составлении словосочетаний? Примером будет "заведующий кафедры" - правильным написанием является "заведующий кафедрой". Это легко можно проверить, если задать вопрос от главного слова. Как можно увидеть - это разновидность синтаксических ошибок, которые появляются при выборе формы управляемого слова (существительного, местоимения), не соответствующей синтаксической норме.
Еще больше крутых лайфхаков, разборов, ловушек ЕГЭ и теории в телеграм https://t.me/turbo_rus.