Задание 2. Лексическое значение слова. ЕГЭ 2026 по русскому языку
Средний процент выполнения: 91.9%
Ответом к заданию 2 по русскому языку может быть цифра (число) или слово.
Подпишись на суперполезные материалы
Задачи для практики
Задача 1
Слово «этикет» впервые было употреблено в современном его значении на приёме при дворе короля Франции Людовика XIV (1638–1715), когда гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться.
В Древней Индии этикет существовал в рамках кастовой системы. Брахмачарин (ученик) должен был узнать не только правила общения с представителями высших <…> низших каст, но и со своей собственной кастой.
В Древнем Китае понятия «этика», «ритуал» и «этикет» не различались. К первой половине I тысячелетия до н. э. в китайском обществе были выработаны нормы поведения.
Правила западноевропейского этикета сформировались позднее (XI–XII вв. н. э.). Считается, что западноевропейский этикет начал формироваться во времена Средневековья. С XV в. придворный этикет в Европе усложняется. Вся жизнь придворных строго регламентирована. Светский, придворный этикет отличается особой строгостью. Появляется специальная должность — церемониймейстер (знаток этикета).
В XVIII в. в странах Европы укрепляла позиции буржуазия, которая распространяла буржуазную мораль и буржуазный этикет. Основное понятие буржуазного этикета — респектабельность.
В России до реформ Петра I большая часть населения жила в соответствии с традиционным укладом. В сборнике правил — Домострое (XVI в.) — были прописаны особенности содержания домашнего хозяйства, правила отправления православных обрядов. Все правила были строго регламентированы. Пётр I активно вводит этикет западного образца, делая это практически насильно. Начиная с XVIII в. изучение этикета входит в обязательную программу образования.
В XX в. в Европе, США и некоторых азиатских странах, ориентированных на западную модель развития, нравы стали проще. Но любой образованный человек должен соблюдать правила этикета при общении с человеком другого социального статуса: возраста, общественного положения, пола, степени знакомства и родства.
(По М. Ю. Касумовой)
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ДЕРЖАТЬСЯ. Вести себя каким-нибудь образом. Держаться уверенно.
2) ВРЕМЯ. (мн. в одном знач. с ед.). Период, эпоха. Во время (времена) Петра I. Суровое время (суровые времена). С незапамятных времён.
3) ТРАДИЦИОННЫЙ. Сохранившийся от старины, основанный на традиции. Традиционный обряд. Традиционный обычай.
4) ОБРАЗЕЦ. Показательное или пробное изделие; проба. Образцы почв. Образцы минералов. Образцы изделий.
5) ПРОГРАММА. Краткое изложение содержания учебного предмета. Школьная программа по истории.
Решение
1) ДЕРЖАТЬСЯ. "как они должны держаться" = Вести себя каким-нибудь образом. Верный вариант.
2) ВРЕМЯ. "времена Средневековья" = Период, эпоха. Верный вариант.
3) ТРАДИЦИОННЫЙ. "в соответствии с традиционным укладом" = Сохранившийся от старины, основанный на традиции. Верный вариант.
4) ОБРАЗЕЦ. "этикет западного образца" = то, чему можно следовать, подражать, речь не о показательном или пробном изделии. Неверный вариант.
5) ПРОГРАММА. "программу образования" = это план деятельности, а не краткое изложение содержания учебного предмета. Неверный вариант.
Задача 2
Всегда, чтобы понимать произведения искусства, надо знать условия творчества, цели творчества, личность художника и эпоху. Искусство нельзя поймать голыми руками. Зритель, слушатель, читатели должны быть «вооружены» — вооружены знаниями, сведениями. Вот почему такое большое значение имеют вступительные статьи, комментарии и вообще работы по искусству, литературе, музыке.
Вооружайтесь знаниями! Недаром говорится: знание — это сила. Но это не только сила в науке, это сила в искусстве. Искусство недоступно бессильному.
Оружие знания — мирное оружие.
Если до конца понять народное искусство и не смотреть на него как на «примитивное», то оно может служить исходной точкой для понимания всякого искусства — как некоей радости, самостоятельной ценности, независимости от различных, мешающих восприятию искусства требований (вроде требования безусловной «похожести» в первую очередь). Народное творчество учит понимать условность искусства.
Почему это так? Почему всё-таки <…> народное искусство служит этим исходным и наилучшим учителем? Потому, что в народном искусстве воплотился опыт тысячелетий. Деление людей на «культурных» и «некультурных» часто вызвано крайним самомнением и собственной переоценкой «горожан». Крестьяне имеют свою сложную культуру, которая выражается не только в изумительном фольклоре (сравните хотя бы глубокую по своему содержанию традиционную русскую крестьянскую песню), не только в народном искусстве и народном деревянном зодчестве на Севере, но и в сложном быте, сложных крестьянских правилах вежливости, прекрасном русском свадебном обряде, обряде приёма гостей, общей семейной крестьянской трапезе, сложных трудовых обычаях и трудовых празднествах.
Обычаи создаются не зря. Они тоже результат многовекового отбора по их целесообразности, а искусство народа — отбора по красоте. Это не значит, что традиционные формы всегда наилучшие и всегда нужно им следовать. Надо стремиться к новому, к художественным открытиям (традиционные формы тоже были в своё время открытиями), но новое должно создаваться с учётом прежнего, традиционного, как итог, а не как отмена старого и накопленного.
(Д. С. Лихачёв)
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ИСКУССТВО. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Искусство музыки. Искусство кино. Изобразительные искусства.
2) ТРЕБОВАНИЕ. Выраженная в решительной, категорической форме просьба, распоряжение. По первому требованию.
3) ГЛУБОКИЙ. Обладающий глубиной, большой и сильный. Глубокий смысл. Глубокое чувство.
4) ФОРМА. Приспособление для придания чему-нибудь тех или иных очертаний. Литейная форма.
5) СЛЕДОВАТЬ. Руководствоваться чем-нибудь, поступать подобно кому-нибудь. Следовать велению долга. Следовать моде.
Решение
1) ИСКУССТВО. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Речь идёт о произведениях искусства - верный вариант.
2) ТРЕБОВАНИЕ. "вроде требования безусловной «похожести» в первую очередь" = условие, а не распоряжение. Неверный вариант.
3) ГЛУБОКИЙ. "глубокую" по своему содержанию традиционную русскую крестьянскую песню" = Обладающий глубиной, большой и сильный. Верный вариант.
4) ФОРМА. "традиционные формы" = тип, структура, а не приспособление. Неверный вариант.
5) СЛЕДОВАТЬ. "всегда нужно им следовать" = руководствоваться чем-нибудь, поступать подобно кому-нибудь. Верный вариант.
Задача 3
Мнемоника, или мнемотехника, — это наука, обучающая искусству запоминания с помощью определённых приёмов и методов. Её задача — улучшение памяти <…> ассоциаций. Она отвергает механическое заучивание, которое уже показало свою неэффективность. Кто из взрослых помнит наизусть письмо Татьяны к Онегину? Единицы! А всё потому, что эта информация для большинства не имеет никакой значимости и не привязана к объектам или ощущениям.
Мнемоника — техника запоминания информации, когда различные объекты и факты тесно связываются с представлениями в голове человека. Они могут быть визуальными, слуховыми или кинестетическими. Это упрощает процесс запоминания и увеличивает объём памяти. Простейший пример: все с детства помнят, в какой последовательности располагаются цвета в радуге благодаря присказке об охотнике и фазане. Начальная буква каждого цвета ассоциируется с начальной буквой слов в этой фразе. Это и есть один из основных приёмов мнемотехники. Подобным образом можно запечатлеть в памяти любую информацию.
В мнемотехнике используются два объекта запоминания — цифры и слова. Даже если задача — запомнить картину, сначала её нужно мысленно трансформировать посредством ассоциаций в список или какую-то фразу.
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ИСКУССТВО. Умение, мастерство, знание дела. Владеть искусством шитья.
2) ПОКАЗАТЬ. Обратить чьё-нибудь внимание на кого/что-нибудь (обычно сделав жест в направлении кого-чего-нибудь). Показать пальцем на кого-что-нибудь.
3) ПАМЯТЬ. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. Эмоциональная память. Врезаться в память (хорошо запомниться). Свежо в памяти (ещё хорошо помнится).
4) ОБРАЗ. В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин — образ скупца. Артист вошёл в образ (вжился в роль).
5) ЗАДАЧА. Цель; то, что необходимо осуществить, чего необходимо достигнуть; поручение как заданная кому-нибудь цель. Ставить себе, перед собой задачу.
Решение
1) ИСКУССТВО. "Искусство запоминания" = Умение, мастерство. Верный вариант.
2) ПОКАЗАТЬ. "показало свою неэффективность" = проявило, жесты не имеются в виду. Неверный вариант.
3) ПАМЯТЬ. "объём памяти" = Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. Верный вариант.
4) ОБРАЗ. "Подобным образом можно запечатлеть в памяти..." = способ, а не характер в произведении. Неверный вариант.
5) ЗАДАЧА. "задача — запомнить картину" = Цель. Верный вариант.
Задача 4
Промокание обуви можно в грубом приближении сравнить с просеиванием муки через дуршлаг, где частицы муки — это молекулы воды, а дуршлаг — это материал, из которого изготовлена обувь. <…> обувь сделана, например, из ткани, то для крохотных молекул воды нет абсолютно никаких препятствий для проникновения на другую сторону через гигантские «дыры» между волокнами.
В случае резины ситуация другая. Волокон у резины как таковых нет, а сама её химическая природа делает «просачивание» воды невозможным. Резина тоже состоит из молекул, но это весьма особые и примечательные молекулы. Если молекулы воды — это единичные частицы, то у резины это длинные цепи, протяжённостью в десятки и сотни тысяч звеньев, плотно уложенные, сложно переплетённые между собой и «сшитые» в поперечине, создающие надёжный барьер на молекулярном уровне. В таком материале просто нет «дырок», достаточных для проникновения воды. Как следствие, сапоги, сделанные из резины, надёжно защищены от промокания.
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ТКАНЬ. В животных и растительных организмах: система преимущественно однородных клеток и продуктов их жизнедеятельности. Соединительная ткань.
2) РЕЗИНА. Эластичный материал, получаемый путём вулканизации каучука. Изготовление резины.
3) ПРИРОДА. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку.Охрана природы.
4) ЗВЕНО. Одно из колец, составляющих цепь. Заменить сломанное звено.
5) БАРЬЕР. Преграждение, препятствие для чего-нибудь.Река — естественный барьер для наступающих.
Решение
1) ТКАНЬ. Обувь сделана из ткани = из текстиля. Неверный вариант
2) РЕЗИНА. В случае резины ситуация другая = каучук. Верный вариант
3) ПРИРОДА. Химическая природа = химическое происхождение, сущность. Неверный вариант
4) ЗВЕНО. Длинные цепи в десятки тысяч звеньев = составная часть молекулярной цепи. Верный вариант
5) БАРЬЕР. Надёжный барьер = препятствие. Верный вариант
Задача 5
Проходили мимо колодца со старым, поросшим зеленью срубом.
— Стой! — сказал хмуро Яшка. — Попьём!
Он подошёл к колодцу, загремел цепью, вытащил тяжёлую бадью с водой и жадно приник к ней.
— На, пей, — сказал он наконец Володе, вытирая рукавом губы. Тот послушно припал к бадье и стал тянуть воду мелкими глоточками, <…> от холода у него не заломило в затылке.
— Ну, как водичка? — самодовольно осведомился Яшка, когда Володя отошёл от колодца.
— Законная! — отозвался Володя и поёжился…
— Ты ловил ли рыбу-то? — спросил Яшка.
— Нет… Только на Москве-реке видел, как ловят, — упавшим голосом сознался Володя и робко взглянул на Яшку. Это признание несколько смягчило Яшку, и он, пощупав банку с червями, сказал как бы между прочим:
— Вчера наш завклубом в Плешанском бочаге сома видел…
У Володи заблестели глаза.
— Большой?
— А ты думал! Метра два… А может, и все три — в темноте не разобрать было. Наш завклубом аж перепугался, думал, крокодил. Не веришь?
— Врёшь! — восторженно выдохнул Володя и подёрнул плечами; по его глазам было видно, что верит он всему безусловно.
— Я вру? — Яшка изумился. — Хочешь, айда вечером сегодня ловить! Ну? Пойдёшь? Ночью костёр запалим…
Володе стало необыкновенно весело, и он только теперь почувствовал, как хорошо выйти утром из дому. Как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и взвизгивая от восторга!
(Ю. П. Казаков)
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ЦЕПЬ. Последовательное соединение элементов, при котором последний элемент присоединяется к первому. Замкнутая магнитная цепь.
2) ТЯЖЁЛЫЙ.Трудный, требующий большого труда, больших усилий. Тяжёлый труд.
3) ТЯНУТЬ. Тащить. Буксир тянет баржу.
4) СМЯГЧИТЬ. Умерить чью-нибудь суровость, заставить быть ласковее. Смягчить строгого отца.
5) РАЗОБРАТЬ. Понять, распознать. Разобрать почерк. Не разобрал, что он говорит.
Решение
1) ЦЕПЬ. ...загремел цепью = Ряд металлических звеньев, продетых одно в другое. Неверный вариант
2) ТЯЖЁЛЫЙ....вытащил тяжёлую бадью = имеющую большой вес. Неверный вариант
3) ТЯНУТЬ. ...стал тянуть воду мелкими глоточками = пить. Неверный вариант
4) СМЯГЧИТЬ. Это признание несколько смягчило Яшку = Умерить чью-нибудь суровость, заставить быть ласковее. Верный вариант
5) РАЗОБРАТЬ. в темноте не разобрать было = Понять, распознать. Верный вариант
Задача 6
Мы живём в век кризиса мировой совести. <…> этим объясняется мировое неблагополучие. Цивилизация безмерно увеличивает расстояние между истинным убийцей и убиенным. Это не только укрывает убийцу, но и само убийство, а вернее массовые убийства превращает в абстракцию для виновных в убийствах.
Но откуда взялась человеческая совесть? Если исходить из эволюционного предположения, что в борьбе за существование более совестливые побеждают менее совестливых, подобно тому как более сильные животные побеждают менее сильных и, овладев самкой, дают в конечном итоге более сильное потомство, то мы, сохраняя ясность мысли, упираемся в тупик.
Практика нашей сегодняшней жизни и жизни в обозримой истории человечества показывает, что, как правило, именно бессовестные побеждают совестливых. Бессовестность обычно нападает коварно и неожиданно, а совесть не готова к неожиданному нападению, потому что её внимание, как правило, сосредоточено на самой себе, то есть на носителе собственной совести. Наша совесть прежде всего сторожит нас самих.
Но, несмотря на все победы бессовестности, совесть продолжает всё-таки жить в сердцах всех народов как высшее свойство человеческой души. Если бы совесть имела земное происхождение, она давно бы вымерла, как динозавры.
(Ф. А. Искандер)
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) УКРЫВАТЬ. Закрывать со всех сторон. Укрывать виноградную лозу.
2) ИСХОДИТЬ. Основываться на чём-либо, брать что-либо за основу. Исходить из своего опыта.
3) ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ. Предварительное суждение, догадка о чём-нибудь, не подтверждённая прочными доказательствами. Неверное предположение. Строить предположения.
4) ПРАКТИКА. Одна из форм обучения: применение и закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путём. Летняя практика студентов.
5) ПРОИСХОЖДЕНИЕ. Возникновение, появление.Происхождение языка. Происхождение жизни на Земле.
Решение
1) УКРЫВАТЬ. Укрывает убийцу = скрывает, защищает. Неверный вариант
2) ИСХОДИТЬ. Если исходить из эволюционного предположения = Основываться на предположении. Верный вариант
3) ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ. Если исходить из эволюционного предположения = Предварительное суждение, догадка о чём-нибудь, не подтверждённая прочными доказательствами. Верный вариант
4) ПРАКТИКА. Практика нашей сегодняшней жизни = опыт. Неверный вариант
5) ПРОИСХОЖДЕНИЕ. Если бы совесть имела земное происхождение = Возникновение, появление. Верный вариант
Задача 7
Сегодня вы все можете насладиться чарующей поэзией левитановского пейзажа, отдаться во власть его мягкого, элегического, нежного настроения, его надломленного, тихо тоскующего, больного духа. Сегодня все вы придёте к творениям угасшего художника, и он отдаст вам свою грусть, безропотную и молчаливую, своё робкое, примирённое страдание, свою спокойно-меланхолическую душу.
Главное, пусть не запугивает вас слово «пейзаж», ибо, называя Левитана пейзажистом, все мы говорим неправду. Пейзаж — это вода, деревья, небо, море.
У прежних художников была одна задача: получше передать на полотне все эти вещи. Для Левитана же все они являются только предлогом, только формой, только оболочкой <…> чувств. Главное для него — эти чувства, а окружающий мир был только показателем их — не больше. И поэтому, отойдя от Левитановой картины, можно сейчас же забыть всё, что изображено на ней, всё: и деревья, и воду, и небо, и море — в душе сохранится только то чувство, которому они послужили, которое сумели они передать вам.
До Левитана было много весьма почтенных и славных пейзажистов. Был Шишкин, был Боголюбов, был Айвазовский. Их ценили, уважали, почитали — всё, что хотите, но любить — никого не любили так пылко и родственно, как Левитана. Именно потому, что, как я говорю, никто из них не умел сделать окружающую природу только средством для выражения своего внутреннего мира. Никто, кроме Левитана. Левитан первый из русских пейзажистов (не считая Саврасова, с которым это происходило почти случайно) глянул внутрь, в самого себя, специализировался на изображении своей души.
Он психолог, он поэт, он композитор, — и все, кто будет на открывшейся сегодня выставке, все почувствуют, до какой степени господствует его чистый благородный дух над всем, что изображено в его произведениях.
(По К. И. Чуковскому)
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ПОЭЗИЯ.Стихи, произведения, написанные стихами.Поэзия и проза. Современная поэзия.
2) СЛОВО. Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок. Знаменательные и служебные слова.
Происхождение слов. Не нахожу слов.
3) ВОДА. Прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода. .Водопроводная вода. Стакан воды
4) ЗАДАЧА. Упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления. Арифметическая, алгебраическая задача. Шахматная задача.
5) ЦЕНИТЬ. Признавать то или иное значение, ценность кого-нибудь или чего-нибудь. Ценить дружбу. Высоко ценить хорошего работника.
Решение
1) ПОЭЗИЯ. Чарующая поэзия пейзажа = красота и прелесть пейзажа (перен.). Неверный вариант
2) СЛОВО.Верный вариант
3) ВОДА. Моря, реки, озёра, а не просто прозрачная жидкость. Неверный вариант
4) ЗАДАЧА. То, что требует исполнения, решения. Неверный вариант
5) ЦЕНИТЬ. Верный вариант
Задача 8
Робость, застенчивость у молодых людей — вещь совершенно естественная, которая постепенно преодолевается по мере взросления и общения с другими людьми. Все согласятся со мной, что скромный, застенчивый молодой человек или девушка вызывают у окружающих гораздо больше симпатии, чем развязный самоуверенный подросток или наглая девица. Известно немало историй знаменитых артистов, которые пошли в эту профессию единственно потому, что стремились таким образом избавиться от патологической застенчивости. Этим качеством в годы своей молодости страдал <…> Демосфен! Однако впоследствии ему путём упорных тренировок по собственной методике удалось избавиться от этого и стать знаменитым оратором, имя которого сохранилось в веках.
Понятно, что застенчивость, стеснительность, зажатость никак не сочетаются с теми профессиями, которые требуют постоянного общения с людьми, публичных выступлений, интервью и т. п. А таких профессий в наше время с каждым днём становится всё больше и больше.
(По М. Ю. Касумовой)
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) СКРОМНЫЙ. Небольшой, ограниченный, едва достаточный. Скромный заработок. Весьма скромный результат.
2) ИСТОРИЯ. Совокупность фактов и событий, относящихся к прошедшей жизни человечества. Эти обычаи вошли в историю.
3) ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ. Болезненно-ненормальный, резко отклоняющийся от нормы (книжн.). Патологическая лживость.
4) СТРАДАТЬ. Сочувствуя, болезненно переживать чьё-нибудь горе, неудачу. Страдать за больного друга.
5) МЕТОДИКА. Совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь. Методика опытов.
Решение
1) СКРОМНЫЙ. "...скромный, застенчивый молодой человек или девушка" = сдержанный, черта характера. Неверный вариант
2) ИСТОРИЯ. "Известно немало историй знаменитых артистов" = произошедшие случаи, не связано с жизнью человечества. Неверный вариант
3) ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ. "..избавиться от патологической застенчивости.." = резко отклоняющийся от нормы. См. пример употребления. Верный вариант
4) СТРАДАТЬ. "Этим качеством в годы своей молодости страдал Демосфен!" = иметь какое-нибудь качество, боль. Неверный вариант
5) МЕТОДИКА. "...путём упорных тренировок по собственной методике..." = совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь. Верный вариант
Задача 9
Загадки относятся к малым жанрам фольклора. Этнограф XIX века Дмитрий Садовников писал, что их история восходит к глубокой древности: «…к тому времени, когда человек глядел на природу как
на что-то живое, когда явления её были для него подавляющей, страшной тайной». Образы в них отражали и объясняли мир природы. Позднее загадки стали загадывать в особенные, важные моменты жизни человека: во время свадьбы, сватовства, во время подготовки к сбору урожая. По поверьям, правильный ответ помогал исполнить заветное желание или защищал от опасности. Если же отгадать загадку не получалось, могло последовать наказание. Это отражалось в фольклоре: в сказках сложными задачками испытывали героя.
Со временем загадки постепенно теряли своё особое значение. <…> стали загадывать для развлечения и развития смекалки. Считалось, что знаток обладал тайным знанием. Часто разгадывание загадок
превращалось в соревнование или испытание. Если отгадать не удавалось, с человека брали шуточные штрафы: заставляли целовать кого-то из присутствующих или лаять, как собака.
Темы загадок отражали повседневную жизнь человека и его знания о мире. Большая часть была образована с помощью старинных ́ метафор или ассоциаций, которые не всегда понятны современному человеку. Также загадки могли строиться на сопоставлении предметов или на иносказании.
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ИСТОРИЯ. Действительность в её развитии, движении. Законы истории.
2) ТАЙНА. Нечто неразгаданное, ещё не познанное. Тайны Вселенной.
3) МОМЕНТ. Время, в которое происходит что-нибудь. В данный момент.
4) УРОЖАЙ. Количество уродившихся злаков или других растений, плодов, грибов; сами такие уродившиеся плоды, злаки. Собрать весь урожай.
5) ПРЕДМЕТ. Наука или раздел науки, круг каких-нибудь знаний как особая учебная дисциплина. Учебный предмет.
Решение
1) ИСТОРИЯ. "...их история восходит к глубокой древности". Нельзя заменить на слово "действительность", имеется в виду ход развития загадок. Неверный вариант.
2) ТАЙНА. "...явления её были для него подавляющей, страшной тайной". Можно заменить на "нечто неразгаданное": явления её [природы] были для него подавляющим, страшным нечто непознанным. Верный вариант.
3) МОМЕНТ. "...важные моменты жизни человека". Контекст соотносится с примером употребления: В данный момент / важный момент. Верный вариант
4) УРОЖАЙ. "...во время подготовки к сбору урожая". Контекст соотносится с примером употребления: Собрать урожай / сбор урожая. Верный вариант
5) ПРЕДМЕТ. "Также загадки могли строиться на сопоставлении предметов или на иносказании". Имеется в виду какой-то конкретный предмет, вещь, а не наука. Неверный вариант
Задача 10
Современная реклама представляет собой активно развивающееся средство внутри- и межкультурного общения и привлекает внимание представителей разных наук, поскольку, сочетая в себе все известные виды речи с изображением и используя разнообразные приёмы психологического воздействия, она обладает огромной силой внушения и нацелена на стимулирование экономических и социальных процессов.
В данной книге предпринята попытка взглянуть на рекламу как на процесс коммуникации <…> производителем и потребителем. Особое внимание уделено рекламному сообщению, которое рассматривается в единстве его вербальной, визуальной и звуковой составляющих. Изучение особенностей рекламы на фоне других разновидностей словесности, лингвостилистический анализ рекламных сообщений на английском, немецком и русском языках, а также исследование методов рекламного воздействия позволяют по-новому взглянуть на проблему «экспорта» — «импорта» рекламных текстов и указать на то, что инокультурная реклама способна менять менталитет целевого сообщества.
(Е. В. Медведева. Рекламная коммуникация)
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) СРЕДСТВО. Орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь деятельности. Средства передвижения. Средства защиты.
2) СИЛА. чего. Способность проявления какой-нибудь деятельности, состояния, отличающаяся определённой степенью напряжённости, устремлённости.Сила воли. Сила воображения.
3) ПРОЦЕСС. Ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь. Процесс роста. Творческий процесс.
4) ВЗГЛЯНУТЬ. Обратить внимание, оценить каким-нибудь образом. Взглянуть на дело просто.
5) ФОН. Основной цвет, тон, на котором пишется картина, рисуется, изображается что-нибудь. Светлый фон. Яркая вышивка по белому фону.
Решение
1) СРЕДСТВО. средство внутри- и межкультурного общения = Прием, способ действия для достижения чего-н. (Простое средство. Всеми средствами добиваться чего-н. Все средства хороши для кого-н.) Неверный вариант
2) СИЛА. обладает огромной силой внушения = Способность проявления какой-нибудь деятельности, состояния, отличающаяся определённой степенью напряжённости, устремлённости. Верный вариант
3) ПРОЦЕСС. стимулирование экономических и социальных процессов = развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь. Верный вариант
4) ВЗГЛЯНУТЬ. попытка взглянуть на рекламу = Обратить внимание, оценить каким-нибудь образом. Верный вариант
5) ФОН. Изучение особенностей рекламы на фоне других разновидностей словесности = Общие условия, обстановка в к-рой что-н. происходит (Общий ф. событий. На фоне другой рекламы). Неверный вариант
Задача 11
Слово «дискуссия» происходит от лат. discussio — рассмотрение, исследование. Под дискуссией обычно подразумевается публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов. Это может быть обмен мнениями по вопросу в соответствии с определёнными правилами процедуры и с участием всех или отдельных участников дискуссии. Многие деловые собрания и совещания проводятся в форме дискуссий.
При массовой дискуссии все участники, за исключением председателя, находятся в равном положении. Докладчики заранее не назначаются, в то же время все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в определённом порядке, обычно в соответствии со строгим регламентом и под председательством должностного лица.
Групповая дискуссия отличается тем, что специально подготовленная группа обсуждает вопрос, дискутирует перед аудиторией. Целями такой дискуссии являются представление возможных решений проблемы, обсуждение противоположных точек зрения по спорным вопросам, презентация новой информации. Основное коммуникативное средство — диалог, который каждый раз ведут только два участника. Важно, чтобы участники дискуссии были хорошо подготовлены, имели при себе статистические данные, дополнительные материалы. Большое значение имеют также речевая коммуникация и стиль её демонстрации.
Участники дискуссии должны вести себя непринуждённо, говорить в оживлённой манере, точно формулировать вопросы и лаконично комментировать ответы <…> краткие замечания. Аудитория, наблюдающая дискуссию, должна быть постоянно в центре внимания выступающих. Ведущий дискуссии представляет тем и выступающих, следит за регламентом, руководит обменом мнений, произносит заключительное слово.
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ФОРМА.Внешнее очертание, наружный вид предмета.Земля имеет форму шара. Квадратная форма. Предмет изогнутой формы.
2) РЕГЛАМЕНТ. Правила, регулирующие порядок какой-нибудь деятельности.Регламент заседания. Регламент работы комиссии. Соблюдать регламент.
3) АУДИТОРИЯ. Помещение для чтения лекций.Просторная и светлая аудитория.
4) ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.Письменное заявление о чём-нибудь. Представление на оплату.
5) ВЕСТИ. что. Производить, осуществлять, делать что-нибудь (в соответствии со значением следующего далее существительного).Вести войну. Вести переписку. Вести следствие. Вести огонь (стрелять).
Решение
1) ФОРМА. Имеется в виду способ осуществления, проявления или выражения чего-л. Неверный вариант
2) РЕГЛАМЕНТ. Верный вариант
3) АУДИТОРИЯ. Подразумеваются люди, а не помещение Неверный вариант
4) ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. Представление = предъявление, сообщение. Неверный вариант
5) ВЕСТИ. Верный вариант
Задача 12
Читатель. На каких авторах вы росли как писатель?
Ник Перумов. Проще, наверное, сказать, на каких авторах я не рос как писатель. Читал я практически всё, что попадало под руку, читатель я был (впрочем, и есть) донельзя активный. Читал в транспорте, пока ехал в школу на троллейбусе, читал на переменках, читал и на не шибко интересных уроках, хотя это удавалось редко. Тут и вся русская классика, и прижизненные сборники Гумилёва, бережно сохранённые в нашей семье, несмотря на все войны и революции. Поэзия Ахматовой, «Робинзон Крузо» и «Капитан Немо», и вообще Жюль Верн, Майн Рид, Конан Дойль, Крапивин, Стругацкие и вообще вся фантастика, которую удавалось достать.
Читатель. Признаюсь, что не смогу назвать себя ценителем фэнтези. Вы смогли бы объяснить таким, как я, чем привлекателен этот жанр литературы для вас как читателя и как писателя?
Ник Перумов. Если вам не нравится фэнтези — то, возможно, вам просто ещё не попалась правильная книга. Собственно говоря, «этикетка Фэнтези» — это такая же условность, как и остальные. Если совсем обобщённо, то фэнтези — литература о чудесном и сказочном, о мирах, <…> есть магия в виде действующей силы. Нет формальных причин объявить, скажем, «Руслана и Людмилу» не-фэнтези. Или «Мастера и Маргариту». Зачем Булгакову понадобился Воланд в Москве? Или царь Иван Васильевич (надо полагать, один из первых «попаданцев с обратным знаком»). Это ведь Литература не потому, что там есть какие-то формальные признаки того или иного жанра. Фэнтези — это повесть о схватке человека с нечеловеческими силами, с противниками, которые априори сильнее, могущественнее, свирепее. Собственно говоря, всю литературу, где человек сталкивается с Непознаваемым, необъяснимым, магическим, — можно отнести к фэнтези. Меня привлекает здесь именно безграничная свобода, даруемая «правилами игры». Точнее, то, что автор сам их задаёт. Вот именно этим — свободой — этот жанр так для меня и ценен. И тем, что, открывая новую книгу, я попадаю в новый, неведомый мир со своими материками, океанами, городами, королевствами и историей. Каждая книга — как «берега неведомых земель».
(Из интервью Ника Перумова — русского писателя-фантаста, одного из основоположников русского фэнтези)
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) СЕМЬЯ. перен. Объединение людей, сплочённых общими интересами (высок.) Дружная школьная семья. Студенческая семья.
2) ДОСТАТЬ.кого (что) Получить, раздобыть. Достать билет в театр.
3) ПРАВИЛЬНЫЙ. Верный, соответствующий действительности, такой, как до́лжно. Правильный ответ. Правильное понимание чего-нибудь.
4) ЖАНР. перен. Манера, стиль. В новом жанре.
5) СВОБОДА. Вообще отсутствие каких-нибудь ограничений, стеснений в чём-нибудь. Дать детям больше свободы.
Решение
1) СЕМЬЯ. ..бережно сохранённые в нашей семье = родственные связи. Неверный вариант
2) ДОСТАТЬ....вся фантастика, которую удавалось достать = получить, раздобыть. Верный вариант
3) ПРАВИЛЬНЫЙ. ...вам просто ещё не попалась правильная книга = такая, как до́лжно. Верный вариант
4) ЖАНР. ...формальные признаки того или иного жанра = род произведений в прямом терминологическом значении. Неверный вариант
5) СВОБОДА. Меня привлекает здесь именно безграничная свобода = Вообще отсутствие каких-нибудь ограничений, стеснений в чём-нибудь. Верный вариант
Задача 13
Василий Шукшин!.. При этом имени что-то всякий раз с такой силой вздрагивает в нас и обмирает, чего мы, кажется, в себе и не знаем.
М. А. Шолохов сказал о Шукшине: «Не пропустил он момент, когда народу захотелось сокровенного. И он рассказал о простом, негероическом, близком каждому так же просто, негромким голосом, очень доверительно. Отсюда взлёт и тот широкий отклик, какой нашло творчество Шукшина в сердцах многих тысяч людей…»
В этих словах важней всего замечание о «моменте, когда народу захотелось сокровенного», если понимать под сокровенным чувство правды и жажду правды. А это так и именно так и следует понимать. Ни о чём больше с такой болью и с такой уверенностью не говорит и не повторяет Шукшин, ничто не утверждает с таким постоянством на протяжении всех пятнадцати лет работы, как НАРОД и ПРАВДА. Говорит и утверждает, не боясь высоты и громкости этих понятий, их безликости и холодности, и добивается почти невозможного для художника: сближает человека с народом, дотягивается до правды искренностью и горячностью. Нам не дано измерить расстояния, на которые произошло сближение, но то, что оно произошло, мы должны были почувствовать.
«Нравственность есть правда, — писал Шукшин. — Не просто правда, а — Правда. Ибо это мужество, честность, это значит — жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, <…> народ всегда знает Правду».
(По В. Г. Распутину)
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ШИРОКИЙ. Охватывающий многое, многих, массовый. Широкие слои населения.
2) НАЙТИ. Застать, увидеть, обнаружить где-н. или в каком-н. состоянии. Нашёл дома старого друга
3) СЕРДЦЕ. Орган кровеносной системы человека как символ души, переживаний, чувств, настроений. Доброе, чуткое, отзывчивое сердце.
4) ВЫСОТА. Возвышенное место, возвышенность. Занять высоту.
5) ДУМАТЬ. Проявлять заботу о ком-чём-нибудь, беспокоиться. Надо больше думать о детях.
Решение
1) ШИРОКИЙ. Отсюда взлёт и тот широкий< отклик = Охватывающий многое, многих, массовый. Верный вариант
2) НАЙТИ. Широкий отклик, какой нашло творчество Шукшина = испытать, получить отклик со стороны. Неверный вариант
3) СЕРДЦЕ. Отклик, какой нашло творчество Шукшина в сердцах многих тысяч людей = Орган кровеносной системы человека как символ души, переживаний, чувств, настроений. Верный вариант
4) ВЫСОТА. Не боясь высоты и громкости этих понятий = пафоса. Неверный вариант
5) ДУМАТЬ. как думает народ = мыслит. Неверный вариант
Задача 14
Осанкой называется привычное положение тела непринуждённо стоящего человека. Физиологическая осанка — это симметричное расположение плечевого пояса, лопаток, крыльев, костей таза и <…> выступающих костных ориентиров человеческого тела, при этом ось позвоночника совпадает с линией отвеса. При нарушении осанки могут быть боковые отклонения позвоночника от линии отвеса во фронтальной плоскости и нарушения симметрии плечевого пояса, лопаток, но нет таких признаков, как асимметрия задних полудуг рёбер в грудном отделе или паравертебральных мышечных валиков в поясничном, которые являются свидетельством патологической ротации позвонков, то есть поворота позвоночника вокруг своей оси.
Понятие «нарушение осанки во фронтальной плоскости» было введено сотрудниками Детского ортопедического института им. Г. И. Турнера в 1963 году и заболеванием позвоночника не является. Частота нарушений осанки может достигать 40–60 % в определённые возрастные периоды. Это связано со скачками роста — в возрасте 6–7 лет, в препубертатном и пубертатном периодах.
Неправильная трактовка этого состояния и установка диагноза «сколиоз» ведёт к искажению статистики. Частота идиопатического сколиоза в среднем составляет от 3 до 7 % на протяжении десятков
лет. Наличие патологической ротации позвонков является дифференциальным признаком. Основными патогенетическими звеньями развития идиопатического сколиоза являются ротация позвоночника
в горизонтальной плоскости, смещение в сторону пульпозного ядра, фронтальный наклон позвоночника и торсия позвонков.
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ПОЛОЖЕНИЕ. Расположение, постановка тела или его частей, поза. В сидячем положении.
2) ОСЬ. Стержень, на котором держатся колёса, вращающиеся части машин, механизмов. Неподвижная ось.
3) ЛИНИЯ. Расположение чего-нибудь в один ряд.Линия укреплений.
4) ОТДЕЛ. Одна из частей, на которые подразделяют, на которые распадается какое-либо целое. Вегетативный отдел нервной системы.
5) СТОРОНА. Точка зрения, взгляд на что-либо.Обсудить со всех сторон.
Решение
1) ПОЛОЖЕНИЕ. Положение тела = расположение, постановка тела или его частей, поза. Верный вариант
2) ОСЬ. Ось позвоночника - речь идёт не о механизме, на котором держатся колёса. Неверный вариант
3) ЛИНИЯ. Линия отвеса = черта, определяющая направление. Неверный вариант
4) ОТДЕЛ. Грудной отдел = Одна из частей, на которые подразделяют, на которые распадается какое-либо целое. Верный вариант
5) СТОРОНА. Смещение в сторону = направление, отклонение. Неверный вариант
Задача 15
Работа по составлению словарей в нашей стране началась ещё в то время, когда книги на Руси писались и многократно переписывались от руки. Монахам, копирующим текст, довольно часто встречались неизвестные слова. Чтобы сэкономить время, они записывали найденные в других трудах объяснения неизвестных слов на полях рукописи <…> между строчками произведений. Такие объяснения непонятных слов непосредственно в тексте исследователи называют глоссами (от греч. «glossa» — «устаревшее слово, требующее объяснения»).
Со временем всё больше подобных заметок появлялось на страницах рукописных книг, что привело к созданию отдельных словарей-глоссариев, присоединённых к тому или иному произведению. В эти словари включались незнакомые и малопонятные читателю слова с объяснениями.
Одним из древнейших, дошедших до наших дней таких словарей было приложение к Кормчей книге 1282 года. В нём помещено 174 греческих, древнееврейских и церковно-славянских слова, включая некоторые библейские имена собственные.
В конце XVI века стала заметна тенденция к освобождению справочников от исключительно богословского истолкования текста. К этому времени относят появление азбуковника — особого типа толкового словаря с элементами энциклопедии. Тогда же вышел и первый печатный словарь как приложение к грамматике известного филолога того времени священника Лаврентия Зизания.
В XVIII веке составление словарей в нашей стране стало развиваться особенно интенсивно. Известно 277 лексикографических трудов, изданных в России в то время.
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) РАБОТА. Продукт труда, готовое изделие. Печатные работы. Выставка работ художника.
2) ЗАМЕТКА. Краткая запись. Заметка в блокноте. Заметки на полях книги
3) ВКЛЮЧИТЬ. Привести в действие. Включить мотор. Включить свет.
4) ИЗВЕСТНЫЙ. Такой, о деятельности которого все хорошо знают, пользующийся популярностью. Известный писатель.
5) ВРЕМЯ. Пора дня, года.Вечернее время. Дождливое время.
Решение
1) РАБОТА.Работа по составлению словарей = занятие, процесс. Неверный вариант
2) ЗАМЕТКА. Всё больше подобных заметок появлялось на страницах рукописных книг = Краткая запись. Верный вариант
3) ВКЛЮЧИТЬ. В эти словари включались незнакомые и малопонятные читателю слова с объяснениями = входили в состав. Неверный вариант
4) ИЗВЕСТНЫЙ. Известного филолога того времени = Такой, о деятельности которого все хорошо знают, пользующийся популярностью. Верный вариант
5) ВРЕМЯ. Известного филолога того времени = периода. Неверный вариант
Задача 16
Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь… Степь, чем далее, тем становилась прекраснее… Ничего в природе не могло быть лучше: вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. <…> тонкие, высокие стебли травы мелькали голубые, синие и лиловые волошки; жёлтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха; вон она пропала в вышине и только мелькает одною чёрною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!..
Вечером вся степь совершенно переменялась: всё пёстрое пространство её охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нём, и она становилась тёмно-зелёною; испарения подымались гуще; каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щёк. Вся музыка, звучавшая днём, утихала и сменялась другою. Пёстрые суслики выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе… Ночью звёзды прямо глядели на землю… Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и тёмная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летели по тёмному небу.
(По Н. В. Гоголю)
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ПРИРОДА. Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Живая природа.
2) ПОВЕРХНОСТЬ. Наружная сторона чего-нибудь. Поверхность озера.
3) МЕРНЫЙ. Имеющий установленную меру, величину. Мерные доски.
4) ПРОСТРАНСТВО. Протяжённость, место, не ограниченное видимыми пределами. Небесное пространство. Воздушное пространство.
5) СВЕЖИЙ. Не утративший ясности, яркости. Свежие краски.
Решение
1) ПРИРОДА. Ничего в природе не могло быть лучше = ничего среди всего существующего. Верный вариант
2) ПОВЕРХНОСТЬ. Вся поверхность земли = наружная сторона. Верный вариант
3) МЕРНЫЙ. Травы подымалась мерными взмахами = размеренными. Неверный вариант
4) ПРОСТРАНСТВО. Всё пёстрое пространство её охватывалось отблеском солнца = беспредельное место. Верный вариант
5) СВЕЖИЙ. Свежий ветерок = прохладный. Неверный вариант
Задача 17
Жанр колыбельной песни относится к фольклорному, он существует с древних времён и в каждом отдельном случае демонстрирует аутентичные черты творчества, присущие определённому народу.
Многие учёные предполагают, что подобие колыбельных было ещё у первобытных людей. В течение долгого времени такие песни выполняли защитную функцию, были чем-то наподобие оберегов для детей. Считалось, что мать должна была создать для ребёнка его собственную колыбельную, которая оберегала бы дитя на протяжении всей <…> жизни.
Слово «колыбель» этимологически происходит от глаголов «колебать», «колыхать», «качать». Устройство колыбели для новорождённого традиционно на Руси обставлялось множеством таинств и мистических обрядов. Люльку, или — как исторически более поздний вариант — зыбку (ящик, изготовленный из луба и имеющий дно из тонких дощечек), подвешивали к потолку на гибком шесте. Снизу и сверху прикреплялась верёвка, позволявшая качать эту люльку (зыбку) с находящимся в ней ребёнком, не отвлекаясь от повседневной домашней работы. Колыбель (зыбка, качка, коляска, люлька) известна большинству народов мира. Изготавливались люльки из самых разнообразных материалов: дерева, ивовых прутьев, кожи, коры, верёвок.
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) НАРОД. Нация, национальность или народность. Русский народ. Северные народы.
2) СЧИТАТЬСЯ. Принимать в расчёт, во внимание, уважать кого-нибудь, что-нибудь. Считаться с чужим мнением.
3) СЛОВО. Речь, способность говорить. Дар слова.
4) РАБОТА. Занятие, труд, деятельность. Физическая, умственная работа. Срочная работа.
5) МАТЕРИАЛ. Тканевое, трикотажное или синтетическое изделие, предназначенное для шитья.Шерстяной материал.
Решение
1) НАРОД. Черты творчества, присущие определённому народу = нации, народности. Верный вариант
2) СЧИТАТЬСЯ. Считалось, что мать должна была создать для ребёнка = полагать. Неверный вариант
3) СЛОВО. Слово «колыбель» = единица речи. Неверный вариант
4) РАБОТА. Не отвлекаясь от повседневной домашней работы = занятий. Верный вариант
5) МАТЕРИАЛ. Из самых разнообразных материалов: дерева, ивовых прутьев, кожи, коры, верёвок. - здесь имеется в виду не тканевое изделие. Неверный вариант
Задача 18
Сели обедать.
В комнату влетел третьеклассник-гимназист и громко закричал:
— Скажите: отчего гимн-азия, а не гимн-африка?
— Господи, помилуй! С ума сошёл! Где тебя носит! Чего к обеду опаздываешь? Вон и суп холодный.
— Не хочу супу. Отчего не гимн-африка?
— Ну, давай тарелку: я тебе котлету положу.
— Отчего кот-лета, а не кошка-зима? — деловито спросил гимназист и подал тарелку.
— Нет, видели вы дурака? — возмущался удивлённый капитан.
— Петя, постой, Петя! — крикнула вдруг сестра. — Скажи, отчего говорят д-верь, а не говорят д-сомневайся? А?
Гимназист на минуту задумался и, вскинув на сестру глаза, ответил:
— А отчего пан-талоны, а не хам-купоны!
Жилец захихикал.
— Хам-купоны… А вы не находите, Иван Степаныч, что это занятно?
…Жильцу долго не спалось. Он ворочался и всё придумывал, что он завтра спросит. Барышня вечером прислала ему с горничной две записочки. Одну в девять часов: «Отчего обни-мать, а не обни-отец?» Другую — в одиннадцать: «Отчего руб-ашка, а не девяносто девять копеек-ашка?»
На <…> он ответил в подходящем тоне и теперь мучился, придумывая, чем бы угостить барышню завтра.
Вдруг кто-то тихо постучал в дверь. Жилец встал, закутался в одеяло.
— Ай-ай! Что за шалости! — тихо смеялся он, отпирая двери, и вдруг отскочил назад.
Перед ним со свечой в руках стоял капитан. Удивлённое лицо его было бледно, и непривычная напряжённая мысль сдвинула круглые брови.
— Виноват, — сказал он. — Я на минутку… Я придумал…
— Что? Что? Изобретение? Неужели?
— Я придумал: отчего чер-нила, а не чер-какой-нибудь-другой реки? Нет… у меня как-то иначе… лучше выходило… А впрочем, виноват… Я, может быть, обеспокоил… Так — не спалось, — заглянул на огонёк…
Он криво усмехнулся, расшаркался и быстро удалился.
(По Н. Тэффи)
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ВЛЕТЕТЬ. Вбежать поспешно куда-нибудь (разг.). Взволнованно влететь в класс.
2) ТОН. Характер, оттенок красок, цвета по яркости, колориту. Светлые, пастельные тона.
3) МУЧИТЬСЯ. С кем (чем) и над чем. Делать что-нибудь длительно и испытывая большие затруднения (разг.). Мучиться над задачей и с задачей.
4) ВСТАТЬ. Подняться, двинуться для совершения чего-нибудь. Встать на защиту Родины.
5) МЫСЛЬ. Мыслительный процесс, мышление. Сила человеческой мысли.
Решение
1) ВЛЕТЕТЬ. "В комнату влетел третьеклассник-гимназист" = вбежал поспешно в комнату. Верный вариант.
2) ТОН. "На обе он ответил в подходящем тоне" = оттенок речи. Неверный вариант.
3) МУЧИТЬСЯ. С кем (чем) и над чем. "...и теперь мучился, придумывая..." Мучился с чем? чем бы угостить барышню. = испытывал затруднения. Верный вариант.
4) ВСТАТЬ. " Жилец встал, закутался в одеяло" = изменил положение (не сел, а встал). Неверный вариант.
5) МЫСЛЬ. "...непривычная напряжённая мысль сдвинула круглые брови" = мыслительный процесс. Верный вариант.
Задача 19
В правление Ивана III на смену княжеских дружин пришла единая армия — дворянское поместное ополчение, созданное на основе раздачи поместий. Поместье — это участок казённой земли с крестьянами, отданный конкретному лицу на основе несения им военной службы. Поместье нельзя было продать, подарить или заложить, но можно было передать по наследству, если сын выходил на службу «в отца место».
«Испомещались» на государственных землях выходцы из разных слоёв общества. Некоторые из них были низшими дворцовыми слугами и даже недавними холопами. Но рядом с ними поместья получали и младшие члены знатных семей, поскольку владения князей и бояр дробились при наследовании, разорялись и продавались.
Неявка на службу или уклонение от неё наказывались изъятием поместья. В случае гибели дворянина в бою вдове с детьми оставлялась часть поместья «на прожиток». Итак, к середине XVI века в России сложилась поместная система — практика учёта государственных населённых земель и раздачи их в поместья. Ведал этим Поместный приказ.
Средний размер поместья провинциального дворянина — «сына боярского» — составлял 20–25 крестьянских дворов. «Испомещённых» в каждом уезде дворян записывали в списки и дважды в год вызывали на смотры, где проверяли их годность к службе «конно, людно и оружно». В соответствии с <…> списками дворянская поместная конница отправлялась в поход.
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ОСНОВА. Опорная часть предмета, остов. Железобетонная основа конструкции.
2) СЛУЖБА. Исполнение воинских обязанностей. Срок службы.
3) НИЗШИЙ. Простейший по своему развитию, примитивный. Низший тип животных.
4) ПРАКТИКА. Одна из форм обучения: применение и закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путём. Летняя практика студентов.
5) РАЗМЕР. Величина чего-нибудь в каком-нибудь измерении. Размер обуви, костюма.
Решение
1) ОСНОВА. "... созданное на основе раздачи поместий" = на базе чего-то. Здесь не идёт речь об опорных конструкциях. Неверный вариант.
2) СЛУЖБА. "...на основе несения им военной службы" = исполнение воинских обязанностей. Верный вариант.
3) НИЗШИЙ. "Некоторые из них были низшими дворцовыми слугами" = низкий по рангу/званию. Неверный вариант.
4) ПРАКТИКА. "...сложилась поместная система — практика учёта государственных населённых земель" = способ работы. Неверный вариант.
5) РАЗМЕР. "Средний размер поместья". = величина. Верный вариант.
Задача 20
Заповедный лес на реке Усмани под Воронежем — последний на границе донских степей. Он слабо шумит, прохладный, в запахе трав, но стоит выйти на опушку — и в лицо ударит жаром, резким светом, и до самого края земли откроется степь, далёкая и ветреная, как море.
Откроются ветряки, что машут крыльями на курганах, коршуны и острова старых усадебных садов, раскинутые в отдалении друг от друга.
Но прежде всего откроется небо — высокое степное небо с громадами синеватых облаков. Их много, но они почти никогда не закрывают солнца. Тень от них изредка проплывает то тут, то там по степи. Проплывает так медленно, что можно долго идти в этой тени, не отставая от неё и прячась от палящего солнца.
В степи, недалеко от старого липового парка, поблёскивает в отлогой балке маленькая река Каменка. Она почти пересохла. <…> в небольших бочагах налита чистая прогретая вода. По ней шныряют водяные пауки, а на берегах сидят и тяжело дышат — никак не могут отдышаться от сухой жары — сонные лягушки.
(По К. Г. Паустовскому)
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ЛЕС. Пространство, заросшее деревьями. Густой лес. Дремучий лес.
2) ЛИЦО. Человек, личность. Отдельные лица. Подставное лицо. Действующее лицо.
3) УДАРИТЬ. Что и во что. Ударами обозначить что-нибудь, известить о чём-нибудь.Ударить в барабан. Ударить в колокол. Часы ударили полночь.
4) СТАРЫЙ. Давний, существующий с давнего времени, долго. Старый друг. Старая истина. Старые пашни.
5) ЧИСТЫЙ. Совершенный, самый настоящий (разг.).Чистая правда. Чистый вздор. Чистая случайность.
Решение
1) ЛЕС. Заповедный лес = Пространство, заросшее деревьями. Верный вариант
2) ЛИЦО. В лицо ударит жаром = часть головы. Неверный вариант
3) УДАРИТЬ. В лицо ударит жаром = внезапно наступил жар. Неверный вариант
4) СТАРЫЙ. Недалеко от старого липового парка = давнего. Верный вариант
5) ЧИСТЫЙ. Налита чистая прогретая вода = без грязи. Неверный вариант
Рекомендуемые курсы подготовки
- Разберёшься во всех видах грамматических ошибок в задании №8
- Сможешь решить много практических заданий
- Заберёшь 2 первичных балла за задание №8
- Узнаешь, из чего состоит сочинение ЕГЭ
- Научишься определять авторскую позицию
на бесплатном курсе Турбо ЕГЭ