Задание 2. Средства связи предложений в тексте. ЕГЭ 2020 по русскому языку

За это задание ты можешь получить 1 балл. Уровень сложности: базовый.
Средний процент выполнения: 68.8%
Ответом к заданию 2 по русскому языку может быть цифра (число) или слово.

Задачи для практики

Задача 1

(1)Людей всегда мучают разнообразные сожаления — большие и малые, серьёзные и смешные. (2)Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени. (3)<…> не успеешь оглянуться, как уже вянет лето; не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза, а между тем ты ещё не увидел и сотой доли того очарования, какое жизнь разбросала вокруг.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

  • Возможно,
  • Действительно,
  • Кажется,
  • К счастью,
  • Если
Решение

Третье предложение связано со вторым отношением оценки достоверности информации. На месте пропуска должно стоять вводное слово ДЕЙСТВИТЕЛЬНО.

Ответ: действительно
Показать решение

Задача 2

(1)Благодаря способности совершенствоваться и видоизменяться, приспосабливаться к различным, иногда очень суровым условиям, живые организмы сумели обжить самые отдалённые и труднодоступные районы планеты, создав на ней сплошную оболочку жизни. (2)Однако сегодня поверхность Земли уже перестала быть природным образованием: люди создали новую, искусственную оболочку планеты — ноосферу. (3)<…> сами они являются частью биосферы, с каждым годом деятельность людей оказывает на неё всё большее влияние, и это влияние далеко не всегда положительно.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

  • Вероятно,
  • И хотя
  • И потому
  • Вряд ли
  • Если
Решение

Между частями третьего предложения отношения уступки, на месте пропуска должен стоять уступительный союз И ХОТЯ.

Ответ: ихотя
Показать решение

Задача 3

(1)«Посеешь поступок — пожнёшь привычку; посеешь привычку — пожнёшь характер; посеешь характер — пожнёшь судьбу». (2)Так говорили древние, и в этой фразе заложен глубокий смысл. (3)<…> состояние организма, здоровье человека, его работоспособность, а в конечном счёте и судьба зависят от множества мелочей, которые окружают нас дома и на работе, в семье и в производственном коллективе.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

  • В самом деле,
  • Наверное,
  • К счастью,
  • Пока
  • Хотя
Решение

Между вторым и третьим предложением отношения логического обоснования, на месте пропуска должно быть словосочетание В САМОМ ДЕЛЕ.

Ответ: всамомделе
Показать решение

Задача 4

(1)Южный полярный материк — Антарктида — по форме напоминает Северный Ледовитый океан, чьи воды плещутся вокруг Северного полюса Земли. (2)Это единственный из материков, где тёплый воздух не поднимается от поверхности вверх, в атмосферу, как это происходит повсюду, а <…> — движется из атмосферы к ледниковому покрову. (3)Поэтому нижние слои воздуха оказываются самыми холодными, а с высотой температура возрастает.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

  • может быть,
  • наоборот,
  • также
  • значит,
  • как правило,
Решение

Вторая часть предложения противопоставлена по смыслу первой, на месте пропуска должно стоять слово НАОБОРОТ.

Ответ: наоборот
Показать решение

Задача 5

(1)Многие диалектные слова относятся к специфическим сельским реалиям (предметам окружающего нас мира), которые связаны с сельским хозяйством, деревенским домашним обиходом, устройством крестьянского дома. (2)< …> не все диалектные слова обозначают какие-то особые сельские реалии. (3)Гораздо больше таких, которые служат местными названиями для совсем обычных, повсеместно распространённых предметов, явлений, действий, понятий.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.

Решение

Второе предложение противопоставлено по смыслу первому, на месте пропуска должен стоять противительный союз ОДНАКО / НО.

Ответ: однако
Показать решение

Задача 6

(1)Заметить жабу — рогатую чесночницу — способен далеко не всякий. (2)Она не только окрашена под цвет лесной подстилки, но и формой рожек-выростов над глазами напоминает опавший лист. (3)Именно окраска некоторых жаб подсказала военным, <…> должно быть расположение цветовых пятен на камуфляжной униформе.

Самостоятельно подберите относительное местоимение или наречие (союзное слово), которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение или наречие (союзное слово).

Решение

Это изъяснительное придаточное, на месте пропуска должно быть слово КАКИМ / ГДЕ.

Ответ: каким
Показать решение

Задача 7

(1)Музыка окружает человека с детства, и с ранних лет он привыкает связывать музыкальные впечатления с определёнными явлениями действительности. (2)Колыбельная песня связывается с представлением о ночной тишине и покое, марш — с шествием, парадом, танец — с весёлым праздником. (3)<…> закрепляются в нашем сознании первые, самые элементарные музыкальные образы.

Самостоятельно подберите указательное наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это наречие.

Решение

Третье предложение связано со вторым отношением обобщения, вывода. На месте пропуска должно стоять местоименное наречие ТАК.

Ответ: так
Показать решение

Задача 8

(1)Мы воспринимаем музыку лишь тогда, когда слышим её. (2)Музыка нуждается в обязательном посреднике — исполнителе. (3)<…> однажды созданные картины и скульптуры неизменны во все времена, то на музыкальное произведение влияют и время, и эпоха, и исполнители.

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

Решение

Части третьего предложения связаны отношениями условия и следствия, на месте пропуска должен стоять подчинительный союз условия ЕСЛИ.

Ответ: если
Показать решение

Задача 9

(1)Ведущее значение в искусстве Франции XVII века приобретает архитектура. (2)<…> в архитектуре классицизма идея абсолютизма нашла своё наиболее яркое воплощение. (3)Поэтому деятельность большинства художников сосредоточивалась на оформлении и украшении строившихся в то время городских и загородных резиденций.

Самостоятельно подберите частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите эту частицу.

Решение

Второе предложение уточняет информацию из первого, на месте пропуска должна стоять частица ИМЕННО / ЛИШЬ / ТОЛЬКО.

Ответ: именно
Показать решение

Задача 10

(1)Скульптор И. П. Мартос изначально памятник Минину и Пожарскому посвящал героям войны с польскими интервентами 1612 года. (2)Однако завершение замысла затянулось из-за войны с Наполеоном. (3)Поэтому <…> в 1818 году монумент был установлен, современники скульптора восприняли его как памятник доблести русского народа, проявленной в войне с армией Наполеона.

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

Решение

По смыслу на месте пропуска подходит только подчинительный союз "когда"

Ответ: когда
Показать решение

Задача 11

(1)Упоминания о море, сплошь покрытом ковром водорослей, встречаются у европейских географов начиная с V века нашей эры. (2)Но настоящим открывателем Саргассова моря был всё-таки Христофор Колумб — во время первого путешествия через Атлантику корабли отважного генуэзца оказались среди такой плотной массы водорослей, <…> несколько дней едва могли продвигаться. (3)Именно тогда моряки-испанцы из команды Колумба дали название водорослям, а заодно и морю.

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.

Решение

Эта часть предложения поясняет предыдущую, на месте пропуска должен стоять изъяснительный союз ЧТО.

Ответ: что
Показать решение

Задача 12

(1)Ежегодно ледовый щит Антарктиды теряет до 2,8 тысячи кубокилометров льда, и в последнее десятилетие ледовый покров сокращается всё быстрее и быстрее. (2)Долгое время считалось, что это происходит из-за ускоренного формирования айсбергов. (3)<…> американские климатологи в июне 2013 года выяснили, что чуть больше половины от объёма «исчезнувших» льдов было растоплено тёплыми течениями, омывающими подводную часть ледового щита Антарктики.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

Решение

Третье предложение противопоставлено по смыслу второму, на месте пропуска должен стоять противительный союз НО / ОДНАКО.

Ответ: но
Показать решение

Задача 13

(1)Античные учёные не отделяли географию от истории и философии. (2)Самостоятельной наукой она стала <…> на рубеже новой эры. (3)Поэтому научные труды древних, которые дошли до наших дней, как бы сказали сейчас, комплексные: они включают сведения из нескольких областей знаний.

Самостоятельно подберите частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите эту частицу.

Решение

Второе предложение уточняет информацию из первого, на месте пропуска должна стоять частица ТОЛЬКО / ЛИШЬ.

Ответ: только
Показать решение

Задача 14

(1)Для всех коралловых полипов необыкновенно важны чистота и прозрачность воды. (2)Это основное условие их жизни. (3)Поэтому вблизи устьев рек, а также в местах, <...> вода загрязнена промышленными отходами, кораллы никогда не селятся и не строят свои за́мки.

Самостоятельно подберите относительное местоимение или наречие (союзное слово), которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение или наречие (союзное слово).

Решение

Вторая часть предложения определяет существительное "места", на месте пропуска должно быть слово ГДЕ / В КОТОРЫХ / В КАКИХ.

Ответ: где
Показать решение

Задача 15

(1)Морской конёк не похож на рыбу и будто не создан для плаванья. (2)Тело с многочисленными шипами и выростами, непригодный для плаванья скрученный хвост и сама манера плавать «стоя», животом вперёд — всё это кажется вызовом законам природы. (3)<…> он очень приспособлен к жизни в море, а кажущиеся лишними части его тела исполнены практического смысла.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

Решение

По смыслу здесь подходят только противительные союзы"однако", "но"

Ответ: однако
Показать решение

Задача 16

(1)Во второй половине XV и в XVI в. Москва подчиняет себе все русские княжества, создаётся единое Русское государство. (2)Перед ним встаёт задача построить новую оборонительную систему, <…> отражать вражеские набеги. (3)Поэтому начинают строиться новые городакрепости, ремонтируются и перестраиваются существовавшие ранее кремли, возводятся крепостные стены монастырей.

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.

Решение

Между частями второго предложения отношения цели, на месте пропуска должен стоять подчинительный целевой союз ЧТОБЫ / ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ / ДАБЫ.

Ответ: чтобы
Показать решение

Задача 17

(1)Человек не только приспосабливается к своему природному окружению, но и активно изменяет его в результате хозяйственной деятельности. (2)Современное общество не смогло бы жить в окружении той природы, <…> существовала до появления человека: без огромных массивов распаханных земель, осушенных болот, орошаемых полей, полезных ископаемых, судоходных каналов, дорог автомобилей, заводов и т.д. (3)Поэтому общество приспосабливает природу под свои нужды, изменяет её так, как считает необходимым.

Самостоятельно подберите относительное местоимение (союзное слово), которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это местоимение (союзное слово).

Решение

Вторая часть предложения определяет существительное "природа", на месте пропуска должно быть слово КОТОРАЯ / КАКАЯ / ЧТО.

Ответ: которая
Показать решение

Задача 18

(1)Появление в России картофеля связано с именем Петра I, который в конце XVII века прислал в столицу мешок клубней из Голландии. (2)Поначалу крестьянское население не приняло новую культуру: неумение правильно употреблять в пищу этот диковинный корнеплод вызвало множество отравлений. (3)<…> со временем картофель приобрёл огромную популярность и много раз спасал значительную часть населения от голодной смерти при неурожаях зерновых культур.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

Решение

Третье предложение противопоставлено по смыслу второму, на месте пропуска должен стоять противительный союз НО / ОДНАКО.

Ответ: но
Показать решение

Задача 19

(1)В изобразительном искусстве Франции XVII столетия можно проследить различные противоборствующие направления. (2)Придворные художники, обслуживавшие королевский двор, церковь и дворянство, работали в салонной манере, пышной и витиеватой. (3)<…> развивалось и реалистическое искусство, связанное с народными, антифеодальными силами.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

Решение

Третье предложение противопоставлено по смыслу второму, на месте пропуска должен стоять противительный союз НО (ОДНАКО).

Ответ: однако
Показать решение

Задача 20

(1)Франц Шуберт — великий австрийский композитор, автор фортепианных и оркестровых произведений, музыки для театра, инструментальных ансамблей и более всего — песен. (2)<…> они создали композитору необычайную популярность и славу ещё при жизни. (3)Разные по характеру, по настроению, песни Шуберта отличаются проникновенной общительностью, искренней доверчивостью и необычайной чистотой чувств.

Самостоятельно подберите частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите эту частицу.

Решение

На место пропуска во втором предложении текста подходит по смыслу только частица "именно". Частица выражает усиление, уточнение, решительное подтверждение

Ответ: Именно
Показать решение
Показать еще

Готовим к ЕГЭ на 85+ баллов и побеждаем лень

Каждый месяц 12 онлайн-занятий в дружелюбной атмосфере + 16 домашних работ с жесткими сроками.
Не готовишься — вылетаешь.

Подробнее о курсе