Задание 1. Информационная обработка текста. ЕГЭ 2020 по русскому языку

За это задание ты можешь получить 1 балл. Уровень сложности: базовый.
Средний процент выполнения: 87.6%
Ответом к заданию 1 по русскому языку может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи НЕ имеет значения.

Задачи для практики

Задача 1

(1)Многие диалектные слова относятся к специфическим сельским реалиям (предметам окружающего нас мира), которые связаны с сельским хозяйством, деревенским домашним обиходом, устройством крестьянского дома. (2)< …> не все диалектные слова обозначают какие-то особые сельские реалии. (3)Гораздо больше таких, которые служат местными названиями для совсем обычных, повсеместно распространённых предметов, явлений, действий, понятий.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Диалектные слова как обозначают специфические сельские реалии, так и служат местными названиями для распространённых предметов, явлений, действий, понятий.
  2. Многие диалектные слова относятся к специфическим сельским реалиям, которые связаны с сельским хозяйством и деревенским домашним обиходом.
  3. Не все диалектные слова обозначают какие-то особые сельские реалии, связанные с сельским хозяйством, деревенским домашним обиходом, устройством крестьянского дома.
  4. В языке гораздо больше таких диалектных слов, которые связаны с устройством крестьянского дома.
  5. Диалектные слова чаще служат местными названиями для распространённых предметов и явлений, но могут обозначать и специфические сельские реалии.
Решение

Главная информация передана в предложениях 1 и 5: диалектные слова могут обозначать специфические сельские реалии, а могут служить местными названиями распространенных предметов и явлений. В предложении 2 отражена неполная информация (не сказано про местные названия обычных предметов). В предложении 3 дана второстепенная информация. А предложение 4 противоречит содержанию текста (больше таких, которые служат местными названиями обычных предметов).

Ответ: 15
Показать решение

Задача 2

(1)Географические открытия, <…> заслуживают определения «великие», совершались на нашей планете во все исторические эпохи, с древности и до ХХ века. (2)Но эпохой Великих географических открытий принято называть строго определённый исторический период: с середины ХV века до середины ХVII века. (3)Ни одна другая эпоха не была столь насыщена географическими открытиями, никогда они не имели такого исключительного значения для судеб Европы и всего мира.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Период с середины ХV века до середины ХVII века был настолько насыщен исключительными по своей значимости географическими открытиями, что его принято называть эпохой Великих географических открытий.
  2. Географические открытия, заслуживающие определения «великие», совершались на нашей планете во все исторические эпохи, но больше всего их было в период с середины ХV века до середины ХVII века.
  3. Эпоха Великих географических открытий — это строго определённый исторический период, в который были совершены исключительные по своей значимости географические открытия.
  4. Ни одна эпоха не была столь насыщена географическими открытиями, никогда они не имели такого исключительного значения для судеб Европы и всего мира, как эпоха Великих географических открытий.
  5. Эпохой Великих географических открытий называют период с середины ХV века до середины ХVII века, поскольку он насыщен исключительными по своей значимости географическими открытиями.
Решение

Главная информация текста верно передана в предложениях 1 и 5, поскольку данный текст посвящён эпохе Великих географических открытий – сколько эта эпоха продлилась и почему она так называется. В предл. 2 допущена ошибка: Великие географические открытия “великие” не количеством открытий, а их значимостью. В 3 предл. не говорится о конкретных временных границах этого периода, а 4 предл. дает только общую информацию.

Ответ: 15
Показать решение

Задача 3

(1)На любой почтовой марке, вне зависимости от происхождения, печатается латинскими буквами название выпустившей её страны. (2)<…> если его нет, то это английская марка. (3)Великобритания, как первая начавшая использовать в обращении марки, освобождена от обязанности указывать наименование страны.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. На английской почтовой марке латинскими буквами обязательно печатается название страны.
  2. В отличие от почтовых марок других стран, на которых обязательно печатается название стран, их выпустивших, на английских марках, такого указания нет.
  3. Великобритания, как первая начавшая использовать в обращении почтовые марки, освобождена от обязанности указывать на них наименование страны, в то время как другие страны обязаны это делать.
  4. Великобритания первая начала использовать в обращении почтовые марки и поэтому освобождена от обязанности указывать на них наименование страны.
  5. Все страны обязаны на почтовых марках указывать наименования своих стран, кроме Великобритании, которая освобождена от этой обязанности, как первая начавшая использовать в обращении марки.
Решение

Верными являются варианты 3 и 5, так как только в них передана вся основная информация из предложенного текста. В предложении 1 допущена фактическая ошибка: Великобритания освобождена от обязанности указывать название страны в принципе. 2 высказывание передает содержание текста не полностью: нет упоминания, что Великобритания была первой страной, выпустившей марки. В высказывании 4 нет информации о других странах.

Ответ: 35
Показать решение

Задача 4

(1)Заметить жабу — рогатую чесночницу — способен далеко не всякий. (2)Она не только окрашена под цвет лесной подстилки, но и формой рожек-выростов над глазами напоминает опавший лист. (3)Именно окраска некоторых жаб подсказала военным, <…> должно быть расположение цветовых пятен на камуфляжной униформе.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Расположение цветовых пятен на камуфляжной униформе военных было подсказано окраской жаб, которые благодаря ей незаметны.
  2. Рогатая чесночница не только окрашена под цвет лесной подстилки, но и формой рожек-выростов над глазами напоминает опавший лист.
  3. Окраска жаб, делающая их незаметными, подсказала военным, каким должно быть расположение цветовых пятен на камуфляжной униформе.
  4. Благодаря камуфляжной окраске жаба — рогатая чесночница — остаётся незаметной.
  5. Далеко не всякий способен заметить жабу, напоминающую опавший лист, на лесной подстилке.
Решение

Верны 1 и 3 предложения. В них переданы главные идеи: а) окраска жаб делает их незаметными и б) это подсказало военным, какой должна быть окраска их униформы. В предложениях 2, 4, 5 говорится только о том, что жабы незаметны благодаря их окраске, что недостаточно для правильного ответа.

Ответ: 13
Показать решение

Задача 5

(1)Музыка окружает человека с детства, и с ранних лет он привыкает связывать музыкальные впечатления с определёнными явлениями действительности. (2)Колыбельная песня связывается с представлением о ночной тишине и покое, марш — с шествием, парадом, танец — с весёлым праздником. (3)<…> закрепляются в нашем сознании первые, самые элементарные музыкальные образы.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Музыкальные впечатления всегда связаны с определёнными явлениями действительности: колыбельная песня — с представлением о ночной тишине, марш — с шествием, парадом, танец — с весёлым праздником.
  2. Элементарные музыкальные образы закрепляются в сознании человека благодаря тому, что с ранних лет музыкальные впечатления связываются с определёнными явлениями действительности.
  3. Человек с ранних лет привыкает связывать музыкальные впечатления с определёнными явлениями действительности.
  4. Первые, самые элементарные музыкальные образы закрепляются в сознании человека благодаря тому, что музыка с детства окружает человека.
  5. С ранних лет музыкальные впечатления связываются с определёнными явлениями действительности, что позволяет элементарным музыкальным образам закрепляться в сознании человека.
Решение

Верны 2 и 5 предл. В них передана главная мысль: музыкальные впечатления связываются с явлениями действительности, что закрепляет музыкальные образы в сознании. В предл. 1, 3 информации недостаточно, говорится только о связи с явлениями действительности. В 4 предложении ошибка: не окружающая музыка приводит к закреплению образов, а связь музыкальных впечатлений с явлениями в жизни.

Ответ: 25
Показать решение

Задача 6

(1)Мы воспринимаем музыку лишь тогда, когда слышим её. (2)Музыка нуждается в обязательном посреднике — исполнителе. (3)<…> однажды созданные картины и скульптуры неизменны во все времена, то на музыкальное произведение влияют и время, и эпоха, и исполнители.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Музыкальное произведение нуждается в обязательном посреднике — исполнителе, поскольку люди воспринимают музыку лишь тогда, когда слышат её.
  2. Для неизменных во все времена живописи и скульптуры не нужен посредник, а музыка не только нуждается в нём, но и зависит от него.
  3. Музыка, как и картины и скульптуры, нуждается в обязательном посреднике — исполнителе.
  4. Музыка, в отличие от неизменных во все времена живописи и скульптуры, нуждается в обязательном посреднике — исполнителе — и зависит от него.
  5. Музыка нуждается в обязательном посреднике — исполнителе, потому что на неё влияют и время, и эпоха, и непосредственно исполнители.
Решение

Главная информация передана в предложениях 2 и 4: музыка, в отличие от неизменных во все времена живописи и скульптуры, нуждается в обязательном посреднике — исполнителе — и зависит от него. 1 и 5 предложения не отражают информацию про неизменные во все времена живопись и скульптуру. 3 предложение искажает содержание текста: скульптура и живопись НЕ нуждаются в посреднике.

Ответ: 24
Показать решение

Задача 7

(1)Скульптор И. П. Мартос изначально памятник Минину и Пожарскому посвящал героям войны с польскими интервентами 1612 года. (2)Однако завершение замысла затянулось из-за войны с Наполеоном. (3)Поэтому <…> в 1818 году монумент был установлен, современники скульптора восприняли его как памятник доблести русского народа, проявленной в войне с армией Наполеона.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Из-за войны с Наполеоном создание памятника Минину и Пожарскому, посвящённого героям войны с польскими интервентами 1612 года, сильно затянулось.
  2. Памятник Минину и Пожарскому, установленный в 1818 году, начал восприниматься как памятник доблести русского народа, проявленной в войне с армией Наполеона, хотя изначально был посвящён героям войны с польскими интервентами.
  3. Монумент Минину и Пожарскому, посвящённый героям войны с польскими интервентами 1612 года, был установлен в 1818 году после окончания войны с Наполеоном.
  4. Скульптор И. П. Мартос посвятил памятник Минину и Пожарскому, установленный в 1818 году, доблести русского народа, проявленной в войне с армией Наполеона.
  5. Памятник Минину и Пожарскому, изначально посвящённый героям войны с польскими интервентами, начал восприниматься как памятник доблести русского народа, проявленной в войне с армией Наполеона, поскольку был установлен в 1818 году.
Решение

Главная информация передана в предложениях 2 и 5: памятник Минину и Пожарскому изначально был посвящён героям войны с польскими интервентами, но начал восприниматься как памятник доблести русского народа, проявленной в войне с армией Наполеона, так как был установлен в 1818 году. 1 и 3 предложения не противоречат содержанию текста, но не отражают главной проблемы! 4 предложение искажает информацию, представленную в тексте: скульптор посвятил памятник героям войны с польскими интервентами, а не доблести русского народа в войне с Наполеоном.

Ответ: 25
Показать решение

Задача 8

(1)Упоминания о море, сплошь покрытом ковром водорослей, встречаются у европейских географов начиная с V века нашей эры. (2)Но настоящим открывателем Саргассова моря был всё-таки Христофор Колумб — во время первого путешествия через Атлантику корабли отважного генуэзца оказались среди такой плотной массы водорослей, <…> несколько дней едва могли продвигаться. (3)Именно тогда моряки-испанцы из команды Колумба дали название водорослям, а заодно и морю.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Саргассово море, известное с V века нашей эры, было открыто Христофором Колумбом и было названо так моряками-испанцами.
  2. Во время первого путешествия через Атлантику корабли Христофора Колумба оказались среди такой плотной массы водорослей, что несколько дней едва могли продвигаться.
  3. Моряки-испанцы из команды Колумба дали название водорослям, сплошным ковром покрывающим море.
  4. Упоминания о море, сплошь покрытом ковром водорослей, встречаются у европейских географов начиная с V века нашей эры.
  5. Испанские моряки во главе с Христофором Колумбом открыли Саргассово море, упоминание о котором встречается с V века нашей эры, и дали ему название.
Решение

Главная информация передана в предложениях 1 и 5. В предложениях 2 и 4 отражена второстепенная информация. Неполная информация в предложении 3 (не сказано о том, что тем самым дали название и морю, и само название).

Ответ: 15
Показать решение

Задача 9

(1)Ежегодно ледовый щит Антарктиды теряет до 2,8 тысячи кубокилометров льда, и в последнее десятилетие ледовый покров сокращается всё быстрее и быстрее. (2)Долгое время считалось, что это происходит из-за ускоренного формирования айсбергов. (3)<…> американские климатологи в июне 2013 года выяснили, что чуть больше половины от объёма «исчезнувших» льдов было растоплено тёплыми течениями, омывающими подводную часть ледового щита Антарктики.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Долгое время считалось, что таяние льдов Антарктиды происходит из-за ускоренного формирования айсбергов, а в 2013 году американские климатологи выяснили, что причина таяния — тёплые течения.
  2. По утверждению американских климатологов, причиной очень активного таяния ледового щита Антарктиды в последнее время является ускоренное формирование айсбергов.
  3. В июне 2013 года американские климатологи выяснили, что больше половины от объёма «исчезнувших» льдов было растоплено тёплыми течениями, омывающими подводную часть ледового щита Антарктики.
  4. В 2013 году американские климатологи выяснили, что причиной ускоренного таяния льдов Антарктиды является не ускоренное формирование айсбергов, а тёплые течения.
  5. Ледовый щит Антарктиды теряет до 2,8 тысячи кубокилометров льда каждый год, а в последнее десятилетие таяние ледников происходит всё быстрее и быстрее.
Решение

Главная информация передана в предложениях 1 и 4: важно, что происходит ускоренное таяние ледников, и в 2013 году американские климатологи выяснили, что причиной является не ускоренное формирование айсбергов, а тёплые течения. 2 предложение несёт неверную информацию. 3 предложение не противоречит содержанию текста, но не формулирует главную информацию, а лишь передает смысл последнего предложения. 5 предложение лишь передает содержание первого предложения текста.

Ответ: 14
Показать решение

Задача 10

(1)Античные учёные не отделяли географию от истории и философии. (2)Самостоятельной наукой она стала <…> на рубеже новой эры. (3)Поэтому научные труды древних, которые дошли до наших дней, как бы сказали сейчас, комплексные: они включают сведения из нескольких областей знаний.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Античные учёные не отделяли географию от истории и философии, поэтому их научные труды включают сведения из нескольких областей знания.
  2. Античные учёные не отделяли географию от истории и философии, самостоятельной наукой география стала только на рубеже новой эры.
  3. Научные труды античных учёных содержат сведения из нескольких областей знания, поскольку в древности географию не отделяли от истории и философии.
  4. Научные труды античных учёных, которые дошли до наших дней, носят комплексный характер: они включают сведения из нескольких областей знаний.
  5. География стала самостоятельной наукой лишь на рубеже новой эры, поэтому географические сведения входили в комплексные научные труды древних.
Решение

Главная информация текста передана в предложениях 1 и 3: в античности географию не отделяли от истории и философии, поэтому научные труды античных учёных содержат сведения из нескольких областей знания. Предложения 2, 4 и 5 не противоречат содержанию текста, но отражают лишь смысл отдельных предложений, а не формулируют главную мысль текста (географию не отделяли - поэтому научные труды содержат информацию из разных областей знания)

Ответ: 13
Показать решение

Задача 11

(1)Для всех коралловых полипов необыкновенно важны чистота и прозрачность воды. (2)Это основное условие их жизни. (3)Поэтому вблизи устьев рек, а также в местах, <...> вода загрязнена промышленными отходами, кораллы никогда не селятся и не строят свои за́мки.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Коралловые полипы никогда не строят свои замки вблизи устьев рек.
  2. Коралловые полипы никогда не селятся в загрязнённых водах, поскольку чистая и прозрачная вода — основное условие их жизни.
  3. Для всех коралловых полипов необыкновенно важны чистота и прозрачность воды, и они строят свои замки вблизи устьев рек.
  4. Основным условием жизни коралловых полипов являются чистота и прозрачность воды.
  5. Поскольку чистота и прозрачность воды важны для коралловых полипов, то они никогда не селятся в загрязнённых водах.
Решение

Главная информация текста передана в предложениях 2 и 5: Коралловые полипы никогда не селятся в загрязнённых водах, так как чистая и прозрачная вода — основное условие их жизни. 1 предложение отражает лишь сам факт, но нет причины. 3 предложение противоречит содержанию текста (они не строят свои замки вблизи устьев рек). 4 предложение лишь формулирует содержание предложения 1 текста.

Ответ: 25
Показать решение

Задача 12

(1)Переговоры имеют столь же древнюю историю, как войны и посредничество: этот инструмент использовался для урегулирования конфликтов ещё задолго до появления правовых процедур. (2) Однако то, как ведутся переговоры — их технология, долгое время оставалось без внимания (3)<…> во второй половине ХХ в. переговоры стали объектом широкого научного анализа.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Переговоры имеют древнюю историю и использовались как средство урегулирования конфликтов ещё до появления правовых процедур.
  2. Наука заинтересовалась технологией переговоров только во второй половине ХХ века, хотя переговоры — это древнейший инструмент решения конфликтов.
  3. В ХХ веке переговоры приобрели особое значение, хотя они издревле использовались в качестве средства решения конфликтов.
  4. Технология ведения переговоров всегда интересовала науку, поскольку переговоры издавна были способом урегулирования конфликтов.
  5. Технология переговоров, древнейшего способа урегулирования конфликтов, стала объектом научного анализа только во второй половине ХХ века.
Решение

Главная информация передана в предложениях 2 и 5: переговоры — это древнейший инструмент решения конфликтов, наука заинтересовалась технологией переговоров только во второй половине 20 века. 1 предложение не противоречит содержанию текста, но опускает важную информацию о интересе науки в 20 веке к технологии переговоров. 3 и 4 предложения искажают информацию, представленную в тексте.

Ответ: 25
Показать решение

Задача 13

(1)Во второй половине XV и в XVI в. Москва подчиняет себе все русские княжества, создаётся единое Русское государство. (2)Перед ним встаёт задача построить новую оборонительную систему, <…> отражать вражеские набеги. (3)Поэтому начинают строиться новые городакрепости, ремонтируются и перестраиваются существовавшие ранее кремли, возводятся крепостные стены монастырей.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Создание единого Русского государства под началом Москвы во второй половине XV и в XVI в. и необходимость новой оборонительной системы обусловило строительство новых городов-крепостей.
  2. На рубеже XV и XVI вв. создаётся единое Русское государство, перед которым встаёт задача построить новую оборонительную систему.
  3. Во второй половине XV и в XVI в. в Русском государстве ремонтируются и перестраиваются существовавшие ранее кремли, возводятся крепостные стены монастырей.
  4. Строительство новых городов-крепостей на рубеже XV и XVI вв. связано с созданием единого Русского государства под началом Москвы и необходимостью новой оборонительной системы.
  5. Во второй половине XV и в XVI в. Москва подчиняет себе все русские княжества и начинает строить новые города-крепости, возводить крепостные стены монастырей.
Решение

Главная информация текста передана в предложениях 1 и 4: строительство новых городов-крепостей на рубеже XV и XVI вв. связано с созданием единого Русского государства под началом Москвы и необходимостью новой оборонительной системы. 2 предложение опускает важную информацию про строительство новых городов-крепостей. 3 предложение отражает содержание последнего предложения текста, но причина? главная информация текста не обобщена и не сформулирована. 5 предложение не отражает причинно-следственную связь: Москва подчиняет себе русские княжества , поэтому и возникает необходимость строительства новых городов-крепостей.

Ответ: 14
Показать решение

Задача 14

(1)Человек не только приспосабливается к своему природному окружению, но и активно изменяет его в результате хозяйственной деятельности. (2)Современное общество не смогло бы жить в окружении той природы, <…> существовала до появления человека: без огромных массивов распаханных земель, осушенных болот, орошаемых полей, полезных ископаемых, судоходных каналов, дорог автомобилей, заводов и т.д. (3)Поэтому общество приспосабливает природу под свои нужды, изменяет её так, как считает необходимым.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Человек активно изменяет окружающую его природную среду в результате хозяйственной деятельности.
  2. Учитывая свои потребности, человеческое общество не только приспосабливается к природе, но и изменяет её.
  3. Современное общество не смогло бы жить в окружении природы, которая существовала до появления человека.
  4. Человечество приспосабливается к природному окружению, для того чтобы выжить.
  5. Человеческое общество не только приспосабливается к природе, но и изменяет её, исходя из своих потребностей.
Решение

Главная информация передана в предложениях 2 и 5: человек приспосабливается к природе и изменяет ее, исходя из своих потребностей. В остальных предложениях отражена неполная информация: 1 - не сказано, почему он это делает; 3 - общая информация; 4 - не сказано об изменении природы.

Ответ: 25
Показать решение

Задача 15

(1)Появление в России картофеля связано с именем Петра I, который в конце XVII века прислал в столицу мешок клубней из Голландии. (2)Поначалу крестьянское население не приняло новую культуру: неумение правильно употреблять в пищу этот диковинный корнеплод вызвало множество отравлений. (3)<…> со временем картофель приобрёл огромную популярность и много раз спасал значительную часть населения от голодной смерти при неурожаях зерновых культур.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Картофель, получивший огромную популярность у крестьянского населения, появляется в России в XVII веке благодаря Петру I, который прислал в столицу мешок клубней из Голландии.
  2. Сразу после появления в России в XVII веке картофель не получил распространения из-за множества отравлений, вызванных неумением употреблять этот продукт в пищу, однако постепенно он приобрёл огромную популярность.
  3. Картофель, который сразу после появления в России в XVII веке не получил распространения из-за множества отравлений, вызванных неумением употреблять этот продукт в пищу, постепенно приобрёл огромную популярность.
  4. Привезённый из Голландии в XVII веке картофель много раз спасал значительную часть населения от голодной смерти при неурожаях зерновых культур.
  5. Появление в России картофеля, который не был принят крестьянским населением из-за неумения правильно употреблять его в пищу, связано с именем Петра I, который в конце XVII века прислал в столицу мешок клубней из Голландии.
Решение

Верны 2 и 3 предл., где передана главная информация а) из-за отравлений картофель не сразу получил распространение и б) картофель в России стал популярным продуктом. В предл. 1, 4, 5 говорится о второстепенных фактах (связь с именем Петра I, спасение от голода).

Ответ: 23
Показать решение

Задача 16

(1)В изобразительном искусстве Франции XVII столетия можно проследить различные противоборствующие направления. (2)Придворные художники, обслуживавшие королевский двор, церковь и дворянство, работали в салонной манере, пышной и витиеватой. (3)<…> развивалось и реалистическое искусство, связанное с народными, антифеодальными силами.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. В XVII веке во Франции наряду с пышным и витиеватым искусством придворных художников развивалось реалистическое искусство.
  2. Придворные художники XVII века работали в салонной манере, пышной и витиеватой, отличающейся от реалистического изображения.
  3. Изобразительное искусство Франции XVII столетия отличалось большим количеством противоборствующих направлений.
  4. Реалистическое искусство во Франции XVII века развивалось наряду с пышным и витиеватым искусством придворных художников.
  5. Связанное с народными, антифеодальными силами, реалистическое искусство получило распространение во Франции лишь в XVII веке.
Решение

Верны предложения 1 и 4. Здесь передана главная информация: во Франции XVII в. были разные, почти противопоставленные друг другу направления в искусстве: салонное и реалистическое. В остальных предложениях либо упоминается об одном из направлений искусства, а о другом умалчивается ( предл. 2, 5), либо дается общая информация (предл. 3.).

Ответ: 14
Показать решение

Задача 17

(1)Франц Шуберт — великий австрийский композитор, автор фортепианных и оркестровых произведений, музыки для театра, инструментальных ансамблей и более всего — песен. (2)<…> они создали композитору необычайную популярность и славу ещё при жизни. (3)Разные по характеру, по настроению, песни Шуберта отличаются проникновенной общительностью, искренней доверчивостью и необычайной чистотой чувств.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Франц Шуберт — великий австрийский композитор, автор фортепианных и оркестровых произведений, музыки для театра, инструментальных ансамблей — был очень популярен ещё при жизни.
  2. Франц Шуберт создавал разные по характеру и настроению песни, которые стали популярны ещё при жизни автора.
  3. Песни Шуберта, отличающиеся доверчивостью и чистотой чувств, ещё при жизни композитора создали ему необычайную популярность и славу.
  4. Необычайную популярность и славу ещё при жизни композитора Шуберту создали его песни, которые отличались доверчивостью и чистотой чувств.
  5. Франц Шуберт являлся автором не только фортепианных и оркестровых произведений, музыки для театра, но и чрезвычайно популярных ещё при жизни композитора песен.
Решение

Верными являются высказывания 3,4, в них передана суть текста: еще при жизни славу Шуберту принесли его песни, отличающиеся доверчивостью и чистотой чувств. Высказывание 1 не подходит, так как в нем нет указания на причину прижизненной славы композитора. Высказывание 2 также неверно, потому что в нем нет упоминания особенности песен Шуберта. Высказывание 5 неверно, так как не передает главной информации текста, в нем нет упоминания причин популярности произведений.

Ответ: 34
Показать решение

Задача 18

(1)Яркий пример, доказывающий существование естественного отбора в природе, — так называемый индустриальный меланизм. (2)Развитие промышленности и связанное с этим загрязнение стволов деревьев, гибель лишайников, живущих на их коре, привели к резкому возрастанию частоты встречаемости чёрных (меланических) бабочек. (3)Дело в том, что на потемневших стволах деревьев белые бабочки становились лёгкой добычей птиц, <…> чёрные бабочки, наоборот, стали менее заметными.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Пример индустриального меланизма — это резкое возрастание частоты встречаемости чёрных (меланических) бабочек в промышленно загрязнённых районах.
  2. Распространение чёрных бабочек в индустриально загрязнённых районах — пример индустриального меланизма, доказывающий существование естественного отбора в природе.
  3. Причина возрастания частоты встречаемости чёрных (меланических) бабочек состоит в том, что белые бабочки на тёмных стволах стали лёгкой добычей птиц.
  4. Один из примеров, доказывающих существование в природе естественного отбора, — индустриальный меланизм, в частности, распространение чёрных бабочек в загрязнённых районах.
  5. Резкое возрастание частоты встречаемости чёрных (меланических) бабочек в индустриально загрязнённых районах — пример индустриального меланизма.
Решение

Верными являются высказывания 2, 4, так как в них верно передана основная информация текста: черные бабочки распространяются в загрязненных районах, что доказывает существование естественного отбора. Высказывание 1 не подходит, так как в нем передана не главная информация и нет упоминания естественного отбора. Высказывание 3 не подходит, так как передает не основную информацию, а повторяет предложение 3. Высказывание 5 не является верным, потому что в нем также нет упоминания естественного отбора.

Ответ: 24
Показать решение

Задача 19

(1)Попадая в такие условия среды, в которых продолжение жизненных процессов невозможно, некоторые организмы могут впадать в анабиоз, <…> состояние, характеризующееся резким снижением или даже временным прекращением обмена веществ. (2)Таким образом, анабиоз является важным приспособлением многих видов живых существ к неблагоприятным условиям обитания. (3)Глубокое замораживание яиц особо ценных сельскохозяйственных животных для длительного хранения и последующего широкого употребления — пример использования анабиоза в практической деятельности людей.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Люди в процессе практической деятельности научились использовать состояние анабиоза, характерное для некоторых организмов.
  2. Состояние анабиоза позволяет некоторым видам животных приспособиться к неблагоприятным условиям, в которых продолжение жизненных процессов невозможно.
  3. Люди в своей практической деятельности могут использовать состояние анабиоза, которое позволяет некоторым животным приспосабливаться к неблагоприятным условиям жизни.
  4. Состояние анабиоза вызывается попаданием организмов в такие условия, при которых продолжение жизненных процессов затруднено или невозможно.
  5. Состояние анабиоза, позволяющее некоторым животным приспособиться к неблагоприятным условиям обитания, может быть использовано в практической деятельности человека.
Решение

Главная информация передана в предложениях 3 и 5. Наполная информация в предложениях 1 (использовать для чего? и что это за состояние?) и 2 (не сказано, что это используют люди). В предложении 4 дана второстепенная информация.

Ответ: 35
Показать решение

Задача 20

(1)Горбатые киты известны своей любовью к эффектным прыжкам из воды, которые сопровождаются грохочущими ударами плавников и мириадами брызг. (2)<…> учёные заметили, что киты активно прыгают и производят массу шума только тогда, когда неподалёку находится другая группа горбачей. (3)Эти наблюдения позволили предположить, что прыжки и сопровождающие их звуки служат для горбатых китов средством коммуникации.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Эффектные прыжки из воды, сопровождающиеся грохочущими ударами плавников и мириадами брызг, по предположению учёных, наблюдающих за активностью горбачей, являются средством коммуникации.
  2. Наблюдая за активностью горбатых китов, учёные предположили, что эффектные прыжки из воды, сопровождающиеся грохочущими ударами плавников и мириадами брызг, служат для горбачей средством коммуникации.
  3. Наблюдения за поведением горбатых китов позволили учёным сделать вывод о том, что киты активно прыгают и производят массу шума только тогда, когда неподалёку находится другая группа горбачей.
  4. Особенность поведения горбатых китов состоит в том, что они совершают эффектные прыжки из воды, которые сопровождаются грохочущими ударами плавников и мириадами брызг.
  5. Учёные заметили, что горбатые киты известны своей любовью к эффектным прыжкам из воды, которые сопровождаются грохочущими ударами плавников и мириадами брызг.
Решение

Верными являются высказывания 1 и 2, так как в них передана главная информация текста: прыжки китов, по мнению ученых, служат животным средством коммуникации. Высказывание 3 не подходит, так как в нем передана лишь часть информации из текста (см. предложение 2). Высказывание 4 не соответствует информации из текста, так как в нем не сказано, что прыжки это особенность горбатых китов. То же самое относится и к высказыванию 5: горбатые киты не просто любят прыжки, они используют их в целях коммуникации.

Ответ: 12
Показать решение
Показать еще

Готовим к ЕГЭ на 85+ баллов и побеждаем лень

Каждый месяц 12 онлайн-занятий в дружелюбной атмосфере + 16 домашних работ с жесткими сроками.
Не готовишься — вылетаешь.

Подробнее о курсе