Задание 27. Сочинение. ЕГЭ 2026 по русскому языку
Подпишись на суперполезные материалы
Задачи для практики
Задача 1
(1)На Галицкой площади был огромнейший рынок. (2)Как раз в том месте площади, где кончался Бибиковский бульвар, был построен ряд новых деревянных лавок. (3)Одна из этих лавок была дяди Володина. (4)Торговля в этой лавке велась дёгтем, колёсной мазью, мелом для побелки стен — в общем, всем, что могло понадобиться крестьянам, привозившим на рынок продукты своего хозяйства. (5)Кроме того, торговали древесным углём, употреблявшимся в те времена повсеместно для жаровен и самоваров.
(6)Держать уголь в лавке было нельзя, так как он всё вокруг пачкал. (7)Весь запас этого товара хранился в специальном амбаре. (8)Было, однако, хлопотно каждый раз закрывать лавку и отправляться с покупателем в амбар, чтобы отпустить уголь. (9)Поэтому дядя Володя придумал, чтоб на время летних каникул мы с братом по очереди сидели в амбаре и отпускали покупателям уголь.
(10)Этот амбар — огромнейший погреб, то есть наполовину врытый в землю сарай с серым цементным полом и потолком и такими же цементными стенами. (11) В этом бункере имелось лишь одно крошечное, забранное железной решёткой окно, к тому же находилось оно не на обычном уровне, как в домах, а высоко под потолком, как это делается в тюрьмах. (12)Кроме маленького кусочка неба, в это окно ничего не было видно.
(13)Особенно тягостными были для меня первые дни сидения в этом угольном каземате. (14)Покупатели являлись нечасто, поэтому скучать приходилось главным образом в одиночестве. (15)Сидя на стуле, я глядел на кучу угля, над которой в серебристой полоске солнечного луча, падавшего из окна, танцевали мириады угольных пылинок.
(16)Когда глаза мои полностью освоились с царившим вокруг полумраком, моё внимание привлекла лежавшая в одном из тёмных углов подвала куча того, что теперь называют макулатурой. (17)Здесь были старые газеты, журналы, непереплетённые книжки собраний сочинений разных писателей. (18)По мере надобности дядя Володя брал из этой кучи бумагу и относил её в лавку для завёртывания покупок.
(19)Как только эта куча попалась мне на глаза, я принялся читать книгу за книгой и в сравнительно небольшой срок прочитал полные собрания сочинений Гауптмана, Ибсена, Гамсуна, Метерлинка и ничего или почти ничего в них не понял.
(20)Однажды, роясь в куче бумажного хлама, я вытащил какую-то старую, истрёпанную книжонку, в которой листочки еле держались, а некоторые и вовсе были оторваны. (21)Обложка истёрлась до такой степени, что мне с трудом удалось прочитать название. (22)Это были сказки Ганса Христиана Андерсена. (23) Я хотел эту книжку тут же бросить обратно в кучу, но подумал: если она так сильно потрёпана, то это потому, должно быть, что её читали многие люди, а раз так, то, наверное, она интересная. (24) Я начал эту книгу читать и уже не мог от неё оторваться. (25)Хотя я уже знал в то время, что сказки — это неправда, мне казалось, что в этих сказках изображена самая настоящая, самая доподлинная жизнь.
(26)Особенно сильное впечатление произвела на меня в этой книжке история, которая называлась «Гадкий утёнок». (27) Я очень сочувствовал бедному утёнку, потому что мне самому приходилось в жизни терпеть много обид: и от страшной собаки, и от бешеного Стёпки-растрёпки, и от ребятишек, которые дразнили меня, и от насмешливых покупателей. (28)Кроме того, мне пришлось остаться в подготовительном классе на второй год, и меня всё время сверлила мысль, что, как только окончится лето, я снова пойду в школу и все ребята, с которыми я учился в прошлом году, будут подходить ко мне и с презрением говорить: «Эх, ты! (29)Остался на второй год! (30)Мы теперь будем первоклассники, потому что мы умнее! (31) А ты глупый! (32)Ты глупый гадкий утёнок, вот ты кто!»
(По Н.Н. Носову)
Николай Николаевич Носов (1908–1976) — писатель-прозаик, драматург, киносценарист.
Насколько удачно сформулированы проблема и позиция автора?
Проблема: Почему сказки для детей всегда остаются актуальными?
Авторская позиция: Дети охотно читают сказки, потому что часто им бывает скучно, а дома всегда можно найти старую книжку.
Укажите номер правильного ответа.
1) проблема и позиция автора соответствуют друг другу
2) проблема и позиция автора не соответствуют друг другу
3) позиция автора сформулирована нечётко
Решение
Проблема и позиция автора НЕ соответствуют друг другу. Авторская позиция не соответствует тексту, в ней не отражена актуальность произведений для детей, они отображают "доподлинную жизнь" (герой «сочувствовал бедному утёнку», потому что ему самому «приходилось в жизни терпеть много обид»).
Задача 2
(1)Семьдесят лет прожито, а ругать себя не перестаю. (2)Ну что мне стоило, пока живы были родители, расспросить их обо всём, вес подробно записать! (3)Но нет, не записывала. (4)Да и слушала-то невнимательно, так, как в основном и слушают родителей их дети. (5)К тому же ни мама, ни папа не любили возвращаться к прожитому и пережитому в войну. (6)Но временами... (7)Когда гости приходили, когда настроение повспоминать нападало и так — ни с того ни с сего... (8)Ну, например, приходит мама от соседки, Антонины Карповны, и говорит:
— Вспомнилось мне вдруг, как я из-под Луги из окружения к своим пробивалась, а Карповна восклицает: «Галина, ты у нас ненайденный герой!»
(9)К началу войны маме было восемнадцать лет. (10)Она была фельдшером, сельским врачом. (11) В то время папе было двадцать четыре года. (12)Он был лётчиком гражданской авиации. (13)Познакомились и полюбили они друг друга в Вологде. (14)Мама была хорошенькой, живой и весёлой. (15)Папа был мужественно- красивым, надёжным и основательным.
(16)Профессия лётчика до войны относилась к романтическим профессиям. (17)Авиация тогда «становилась на крыло». (18)Люди, причастные к этому становлению, сразу попадали в разряд избранных. (19)Ещё бы: не каждому дано обживать небеса. (20)О вольностях, которые позволяли себе пилоты тех времен, напомнит, например, пролёт Чкалова под Троицким мостом в Ленинграде. (21)Правда, историки считают, что это придумали киношники для фильма. (22)Но легенды легендами, а мой папа абсолютно точно пролетал «на бреющем» над крышей маминого дома. (23)Чем и покорил маму окончательно.
(24)В первый же день войны, как военнообязанные, и папа, и мама надели военную форму. (25)Оба были отправлены на Ленинградский фронт. (26)Мама — с госпиталем, папа — в авиаполк. (27)Начинали войну на У-2. (28)Никакого серьёзного оснащения на самолётах не было, даже радиосвязи. (29)Но ведь воевали!
(30)Однажды, когда папа во главе эскадрильи этих двухместных самолётов возвращался с задания, он увидел внизу, на шоссе, ведущем в Ленинград, сломанный санитарный автобус. (31)Возле него возился водитель, пытаясь устранить поломку. (32)И отчаянно махала кофтой нашим самолётам медсестричка. (33)И сверху папа увидел, что по этому же шоссе и тоже в сторону города движется колонна немцев. (34)И вот-вот автобус с ранеными, с шофёром и медсестрой окажется у них на пути. (35)Исход такой встречи был предрешён.
— (36)Знаешь, я сразу о Гале подумал. (37)На месте этой сестрички могла быть и она. (38)И тогда я просигналил крыльями команду: «Делай, как я» — и пошёл на посадку перед автобусом. (39)Когда приземлились и пересчитали людей, оказалось, что всех не забрать, что трое остаются за бортом. (40)Я прикинул мощность машин и в некоторые распределил не по одному, а по два человека. (41)И один из лётчиков закричал тогда: «Командир, хочешь, чтобы я гробанулся! (42)Не полечу с двумя! (43)Себе-то одного посадил...» (44)Я-то знал, что его машина надёжнее, но спорить не стал, некогда было спорить. (45)Говорю: «Полечу на твоей, а ты бери мою машину».
(46)Вообще-то вся эта история кажется специально придуманной для кино, для непременного использования параллельного монтажа, чтобы ещё больше накалить страсти. (47)Вот раненые с трудом карабкаются по фюзеляжу в кабину, а колонна фрицев марширует уже в пределах видимости, а вот взлетает в небо первый наш самолёт с раненым, и немец готовит свой «шмайссер» к стрельбе... (48)Ну, и так далее... (49)И в реальной жизни, когда взлетал последний лётчик, фашисты действительно открыли стрельбу... (50)А потом об этом случае писали в газете, но беспечная наша семья, конечно, её не сохранила.
(51)Эти мои заметки я пишу сейчас не только для того, чтобы, пусть и запоздало, признаться в любви к своим прожившим очень нелёгкую, но такую честную жизнь родителям. (52)Были миллионы других таких же советских людей, которые одолели фашизм и не потеряли человеческого лица. (53)И я очень не хочу, чтобы они были забыты.
(по Н.Н.Никитайской)
Наталия Николаевна Никитайская (род. в 1943 г.) — русская советская и российская театровед, прозаик, поэтесса.
Выберите тезисы, которые соответствуют содержанию текста. Укажите номера ответов.
1) К памяти о Великой Отечественной войне нельзя относиться беспечно.
2) Необходимо помнить о подвигах героев Великой Отечественной войны.
3) Сражаясь на фронтах Великой Отечественной войны, советские воины руководствовались стремлением защитить от фашистов своих жён и матерей.
4) Ради победы в войне нужно было убить всех фашистов.
5) На войне было место трусости.
6) На войне людям приходилось очень быстро принимать решения, брать на себя ответственности за жизни других.
7) Герои Великой Отечественной войны одолели фашизм, но не потеряли человеческого лица, прожили нелёгкую, но честную жизнь.
8) Автор сожалеет о том, что родители умерли.
9) Один из летчиков — трус и предатель.
Решение
Разбираем тезисы по тексту:
1) К памяти о Великой Отечественной войне нельзя относиться беспечно. - верно, это одна из главных мыслей текста
2) Необходимо помнить о подвигах героев Великой Отечественной войны. - верно, это одна из главных мыслей текста
3) Сражаясь на фронтах Великой Отечественной войны, советские воины руководствовались стремлением защитить от фашистов своих жён и матерей. - верно (предложения 36-37)
4) Ради победы в войне нужно было убить всех фашистов. - такой мысли в тексте нет
5) На войне было место трусости. - такой мысли в тексте нет, в предложениях 38-45 описывается смелый поступок
6) На войне людям приходилось очень быстро принимать решения, брать на себя ответственности за жизни других. - верно (предложения 38-45)
7) Герои Великой Отечественной войны одолели фашизм, но не потеряли человеческого лица, прожили нелёгкую, но честную жизнь. - верно (предложение 51)
8) Автор сожалеет о том, что родители умерли. - неверно, автор сожалеет о том, что невнимательно слушала и не записывала воспоминания родителей
9) Один из летчиков — трус и предатель. - такой мысли в тексте нет
Задача 3
(7)Вдруг закричала старая женщина, её обокрали, возле неё стояли двое мальчиков и плакали, милиционер что-то сердито говорил ей, держал за руку, а она вырывалась и кричала. (8)У Нины подступили слёзы — как же она теперь с детьми без денег, неужели ничем нельзя помочь? (9)Есть такой простой обычай — с шапкой по кругу — тут рядом сотни и сотни людей, если бы каждый дал хотя бы по рублю... (10)Но все вокруг сочувственно смотрели на кричащую женщину, и никто не сдвинулся с места.
(11)Нина позвала мальчика постарше, порылась в сумочке, вытащила сотенную бумажку, сунула ему в руку: «Отдай бабушке...» (12)И быстро пошла, чтобы не видеть его заплаканного лица и костлявого кулачка, зажавшего деньги.
Выберите тезисы, которые соответствуют содержанию отрывка. Укажите номера ответов.
1) Люди относятся к горю людей по-разному.
2) Нередко люди равнодушно относятся к чужому горю.
3) Человек должен помогать тому, кто нуждается в помощи.
4) Нина поступила по-человечески, она проявила сострадание, милосердие.
5) Тем, кто не помог старухе, нет прощения.
Решение
Разбираем тезисы по тексту:
1) Люди относятся к горю людей по-разному. - верно, показано, что многие люди были равнодушны, а Нина помогла незнакомцам, попавшим в беду
2) Нередко люди равнодушно относятся к чужому горю. - верно
3) Человек должен помогать тому, кто нуждается в помощи. - верно
4) Нина поступила по-человечески, она проявила сострадание, милосердие. - верно
5) Тем, кто не помог старухе, нет прощения. - такой мысли в тексте и в отрывке нет
Задача 4
(1)Семьдесят лет прожито, а ругать себя не перестаю. (2)Ну что мне стоило, пока живы были родители, расспросить их обо всём, вес подробно записать! (3)Но нет, не записывала. (4)Да и слушала-то невнимательно, так, как в основном и слушают родителей их дети. (5)К тому же ни мама, ни папа не любили возвращаться к прожитому и пережитому в войну. (6)Но временами... (7)Когда гости приходили, когда настроение повспоминать нападало и так — ни с того ни с сего... (8)Ну, например, приходит мама от соседки, Антонины Карповны, и говорит:
— Вспомнилось мне вдруг, как я из-под Луги из окружения к своим пробивалась, а Карповна восклицает: «Галина, ты у нас ненайденный герой!»
(9)К началу войны маме было восемнадцать лет. (10)Она была фельдшером, сельским врачом. (11) В то время папе было двадцать четыре года. (12)Он был лётчиком гражданской авиации. (13)Познакомились и полюбили они друг друга в Вологде. (14)Мама была хорошенькой, живой и весёлой. (15)Папа был мужественно- красивым, надёжным и основательным.
(16)Профессия лётчика до войны относилась к романтическим профессиям. (17)Авиация тогда «становилась на крыло». (18)Люди, причастные к этому становлению, сразу попадали в разряд избранных. (19)Ещё бы: не каждому дано обживать небеса. (20)О вольностях, которые позволяли себе пилоты тех времен, напомнит, например, пролёт Чкалова под Троицким мостом в Ленинграде. (21)Правда, историки считают, что это придумали киношники для фильма. (22)Но легенды легендами, а мой папа абсолютно точно пролетал «на бреющем» над крышей маминого дома. (23)Чем и покорил маму окончательно.
(24)В первый же день войны, как военнообязанные, и папа, и мама надели военную форму. (25)Оба были отправлены на Ленинградский фронт. (26)Мама — с госпиталем, папа — в авиаполк. (27)Начинали войну на У-2. (28)Никакого серьёзного оснащения на самолётах не было, даже радиосвязи. (29)Но ведь воевали!
(30)Однажды, когда папа во главе эскадрильи этих двухместных самолётов возвращался с задания, он увидел внизу, на шоссе, ведущем в Ленинград, сломанный санитарный автобус. (31)Возле него возился водитель, пытаясь устранить поломку. (32)И отчаянно махала кофтой нашим самолётам медсестричка. (33)И сверху папа увидел, что по этому же шоссе и тоже в сторону города движется колонна немцев. (34)И вот-вот автобус с ранеными, с шофёром и медсестрой окажется у них на пути. (35)Исход такой встречи был предрешён.
— (36)Знаешь, я сразу о Гале подумал. (37)На месте этой сестрички могла быть и она. (38)И тогда я просигналил крыльями команду: «Делай, как я» — и пошёл на посадку перед автобусом. (39)Когда приземлились и пересчитали людей, оказалось, что всех не забрать, что трое остаются за бортом. (40)Я прикинул мощность машин и в некоторые распределил не по одному, а по два человека. (41)И один из лётчиков закричал тогда: «Командир, хочешь, чтобы я гробанулся! (42)Не полечу с двумя! (43)Себе-то одного посадил...» (44)Я-то знал, что его машина надёжнее, но спорить не стал, некогда было спорить. (45)Говорю: «Полечу на твоей, а ты бери мою машину».
(46)Вообще-то вся эта история кажется специально придуманной для кино, для непременного использования параллельного монтажа, чтобы ещё больше накалить страсти. (47)Вот раненые с трудом карабкаются по фюзеляжу в кабину, а колонна фрицев марширует уже в пределах видимости, а вот взлетает в небо первый наш самолёт с раненым, и немец готовит свой «шмайссер» к стрельбе... (48)Ну, и так далее... (49)И в реальной жизни, когда взлетал последний лётчик, фашисты действительно открыли стрельбу... (50)А потом об этом случае писали в газете, но беспечная наша семья, конечно, её не сохранила.
(51)Эти мои заметки я пишу сейчас не только для того, чтобы, пусть и запоздало, признаться в любви к своим прожившим очень нелёгкую, но такую честную жизнь родителям. (52)Были миллионы других таких же советских людей, которые одолели фашизм и не потеряли человеческого лица. (53)И я очень не хочу, чтобы они были забыты.
(по Н.Н.Никитайской)
Наталия Николаевна Никитайская (род. в 1943 г.) — русская советская и российская театровед, прозаик, поэтесса.
Насколько удачно сформулирована позиция автора по проблеме «Почему необходимо хранить память о подвиге отцов и дедов в Великой Отечественной войне?»?
Авторская позиция: Важно хранить память о войне, таким образом человек может отдать дань памяти тем героям, кто отдал свою жизнь ради спасения Родины, и не будет чувствовать вину перед погибшими.
Укажите номер ответа.
1) позиция автора соответствует указанной проблеме
2) позиция автора не соответствует указанной проблеме
3) позиция автора сформулирована неполно
Решение
Позиция автора соответствует проблеме, так как есть ответ на поставленный вопрос. Почему необходимо хранить память...? АП: ...таким образом человек может отдать дань памяти тем героям, кто отдал свою жизнь ради спасения Родины, и не будет чувствовать вину перед погибшими.
Задача 5
(20)Однажды, роясь в куче бумажного хлама, я вытащил какую-то старую, истрёпанную книжонку, в которой листочки еле держались, а некоторые и вовсе были оторваны. (21)Обложка истёрлась до такой степени, что мне с трудом удалось прочитать название. (22)Это были сказки Ганса Христиана Андерсена. (23) Я хотел эту книжку тут же бросить обратно в кучу, но подумал: если она так сильно потрёпана, то это потому, должно быть, что её читали многие люди, а раз так, то, наверное, она интересная. (24) Я начал эту книгу читать и уже не мог от неё оторваться. (25)Хотя я уже знал в то время, что сказки — это неправда, мне казалось, что в этих сказках изображена самая настоящая, самая доподлинная жизнь.
Выберите тезисы, которые соответствуют содержанию отрывка. Укажите номера правильных ответов.
1) Сказки могут произвести на ребенка впечатление.
2) Сказки понятны интересны ребенку.
3) Сказки — это выдумка, поэтому не стоит их читать.
4) Сказка показывает ребенку настоящую жизнь.
Решение
Рассмотрим каждый тезис:
1) Сказки могут произвести на ребенка впечатление. - верно, предложения 24-25
2) Сказки понятны и интересны ребенку. - верно, книги должны соответствовать возрасту
3) Сказки — это выдумка, поэтому не стоит их читать. - такой мысли в тексте нет
4) Сказка показывает ребенку настоящую жизнь. - верно, в сказках вымышленные персонажи и миры, но в них могут отражаться реальные переживания ребёнка
Задача 6
Фрагмент 1: (9)Есть такой простой обычай — с шапкой по кругу — тут рядом сотни и сотни людей, если бы каждый дал хотя бы по рублю... (10)Но все вокруг сочувственно смотрели на кричащую женщину, и никто не сдвинулся с места.
Фрагмент 2:(11)Нина позвала мальчика постарше, порылась в сумочке, вытащила сотенную бумажку, сунула ему в руку: «Отдай бабушке...» (12)И быстро пошла, чтобы не видеть его заплаканного лица и костлявого кулачка, зажавшего деньги.
Как связаны между собой фрагменты текста? Укажите номер правильного ответа.
1) Фрагменты противопоставлены.
2) Фрагменты дополняют друг друга.
3) Фрагмент 1 указывает на причину того, о чем говорится во фрагменте
4) Фрагмент 1 указывает на следствие того, о чем говорится во фрагменте 2.
Решение
В этих двух фрагментах противопоставлено равнодушное отношение к бедам окружающих и проявленное сочувствие и милосердие Нины.
Задача 7
(1)На перроне было холодно, опять сыпалась крупка, Нина прошлась притопывая, подышала на руки. (2)Кончались продукты, ей хотелось хоть чего-нибудь купить, но на станции ничего не продавали, и она решилась добраться до вокзала.
(3)Вокзал был забит людьми, сидели на чемоданах, узлах и просто на полу, разложив снедь, завтракали. (4)Плакали дети, усталые женщины суетились возле них, успокаивали. (5)Нина вышла на привокзальную площадь, густо усеянную пёстрыми пятнами пальто, шубок, узлов; здесь тоже сидели и лежали люди целыми семьями, некоторым посчастливилось занять скамейки, другие устроились прямо на асфальте, расстелив одеяла, плащи, газеты... (6)В этой гуще людей, в этой безнадёжности она почувствовала себя почти счастливой — всё же я еду, знаю куда и к кому, а всех этих людей война гонит в неизвестное, и, сколько им тут ещё сидеть, они и сами не знают.
(7)Вдруг закричала старая женщина, её обокрали, возле неё стояли двое мальчиков и плакали, милиционер что-то сердито говорил ей, держал за руку, а она вырывалась и кричала. (8)У Нины подступили слёзы — как же она теперь с детьми без денег, неужели ничем нельзя помочь? (9)Есть такой простой обычай — с шапкой по кругу — тут рядом сотни и сотни людей, если бы каждый дал хотя бы по рублю... (10)Но все вокруг сочувственно смотрели на кричащую женщину, и никто не сдвинулся с места.
(11)Нина позвала мальчика постарше, порылась в сумочке, вытащила сотенную бумажку, сунула ему в руку: «Отдай бабушке...» (12)И быстро пошла, чтобы не видеть его заплаканного лица и костлявого кулачка, зажавшего деньги. (13)У неё ещё оставалось из тех денег, что дал отец.
(14)Пятьсот рублей — ничего, хватит.
(15)У какой-то женщины из местных она спросила, далеко ли базар. (16)Оказалось, если ехать трамваем, одна остановка, но Нина соскучилась по движению, по ходьбе, пошла пешком.
(17)Рынок был совсем пустой, только под навесом стояли три толсто одетые тётки: перед одной возвышалось эмалированное ведро с мочёными яблоками, другая торговала картошкой, третья продавала семечки.
(18)Она купила два стакана семечек и десяток яблок, тут же, у прилавка, с жадностью съела одно, чувствуя, как блаженно заполняется рот остро-сладким соком.
(19)Вдруг услышала перестук колёс и испугалась, что это уходит её поезд, прибавила шагу.
(20)Той старухи с детьми на привокзальной площади уже не было, наверно, её куда-то отвели, в какое-нибудь учреждение, где помогут, — ей хотелось так думать, так было спокойнее: верить в незыблемую справедливость мира.
(21)Она бродила по перрону, щелкая семечки, собирая шелуху в кулак, обошла обшарпанное одноэтажное здание вокзала, его стены были оклеены бумажками-объявлениями, писанными разными почерками, разными чернилами, приклеенными хлебным мякишем, клеем, смолой и ещё Бог знает чем. (22) «Разыскиваю семью Клименковых из Витебска, знающих прошу сообщить по адресу...» (23) «Кто знает местопребывание моего отца Сергеева Николая Сергеевича, прошу известить...» (24)Десятки бумажек, а сверху прямо по стене углём: «Валя, мамы в Пензе нет, еду дальше. Лида».
(25)Это было знакомо и привычно, на каждой станции Нина читала такие объявления, похожие на крики отчаяния, и всегда сердце сжималось от боли и жалости, особенно тогда, когда читала о потерянных детях. (26)Читая такие объявления, она представляла себе колесящих по стране, идущих пешком, мечущихся по городам, скитающихся по дорогам людей, разыскивающих близких — родную каплю в человеческом океане, — и думала, что не только смертями страшна война, она страшна и разлуками!
(27)Сейчас Нина вспоминала всех, с кем разлучила её война: отца, Виктора, Марусю, мальчишек с её курса... (28)Неужели это не во сне — забитые вокзалы, плачущие женщины, пустые базары, и я куда-то еду... (29)В незнакомый, чужой город. (30)Зачем? (31)3ачем?
(по М.В. Глушко)
Мария Васильевна Глушко (род. в 1922 г.) — советская писательница, сценарист.
Выберите тезисы, которые соответствуют содержанию текста. Укажите номера ответов.
1) Люди по-разному проявляют себя во время тяжёлых испытаний войной.
2) Не все люди готовы помочь нуждающемуся.
3) Те, кто не помогает нуждающимся, — скверные люди, предатели Родины.
4) Во время войны ценными становятся самые простые вещи, привычные в обыденной жизни.
5) Сострадание, помощь попавшим в беду, вера в незыблемую справедливость мира помогают преодолеть тяготы войны.
6) Война приносит в жизнь человека горе, боль и страдания.
7) Война страшна только смертями.
8) Страшна война не только смертями, но и разлуками.
9) Нина на войне потеряла мужа.
Решение
Разбираем тезисы по тексту:
1) Люди по-разному проявляют себя во время тяжёлых испытаний войной. - верно, в тексте показано разное отношение людей к проблемам окружающих
2) Не все люди готовы помочь нуждающемуся. - верно
3) Те, кто не помогает нуждающимся, — скверные люди, предатели Родины. - такой мысли в тексте нет
4) Во время войны ценными становятся самые простые вещи, привычные в обыденной жизни. - верно, еда, тепло и близкие рядом особенно ценны
5) Сострадание, помощь попавшим в беду, вера в незыблемую справедливость мира помогают преодолеть тяготы войны. - верно
6) Война приносит в жизнь человека горе, боль и страдания. - верно, голод, разлуки, потеря близких описаны в тексте
7) Война страшна только смертями. - неверно, "не только смертями страшна война, она страшна и разлуками"
8) Страшна война не только смертями, но и разлуками. - верно
9) Нина на войне потеряла мужа. - неверно, (27)Сейчас Нина вспоминала всех, с кем разлучила её война: отца, Виктора, Марусю, мальчишек с её курса...
Задача 8
(1)На Галицкой площади был огромнейший рынок. (2)Как раз в том месте площади, где кончался Бибиковский бульвар, был построен ряд новых деревянных лавок. (3)Одна из этих лавок была дяди Володина. (4)Торговля в этой лавке велась дёгтем, колёсной мазью, мелом для побелки стен — в общем, всем, что могло понадобиться крестьянам, привозившим на рынок продукты своего хозяйства. (5)Кроме того, торговали древесным углём, употреблявшимся в те времена повсеместно для жаровен и самоваров.
(6)Держать уголь в лавке было нельзя, так как он всё вокруг пачкал. (7)Весь запас этого товара хранился в специальном амбаре. (8)Было, однако, хлопотно каждый раз закрывать лавку и отправляться с покупателем в амбар, чтобы отпустить уголь. (9)Поэтому дядя Володя придумал, чтоб на время летних каникул мы с братом по очереди сидели в амбаре и отпускали покупателям уголь.
(10)Этот амбар — огромнейший погреб, то есть наполовину врытый в землю сарай с серым цементным полом и потолком и такими же цементными стенами. (11) В этом бункере имелось лишь одно крошечное, забранное железной решёткой окно, к тому же находилось оно не на обычном уровне, как в домах, а высоко под потолком, как это делается в тюрьмах. (12)Кроме маленького кусочка неба, в это окно ничего не было видно.
(13)Особенно тягостными были для меня первые дни сидения в этом угольном каземате. (14)Покупатели являлись нечасто, поэтому скучать приходилось главным образом в одиночестве. (15)Сидя на стуле, я глядел на кучу угля, над которой в серебристой полоске солнечного луча, падавшего из окна, танцевали мириады угольных пылинок.
(16)Когда глаза мои полностью освоились с царившим вокруг полумраком, моё внимание привлекла лежавшая в одном из тёмных углов подвала куча того, что теперь называют макулатурой. (17)Здесь были старые газеты, журналы, непереплетённые книжки собраний сочинений разных писателей. (18)По мере надобности дядя Володя брал из этой кучи бумагу и относил её в лавку для завёртывания покупок.
(19)Как только эта куча попалась мне на глаза, я принялся читать книгу за книгой и в сравнительно небольшой срок прочитал полные собрания сочинений Гауптмана, Ибсена, Гамсуна, Метерлинка и ничего или почти ничего в них не понял.
(20)Однажды, роясь в куче бумажного хлама, я вытащил какую-то старую, истрёпанную книжонку, в которой листочки еле держались, а некоторые и вовсе были оторваны. (21)Обложка истёрлась до такой степени, что мне с трудом удалось прочитать название. (22)Это были сказки Ганса Христиана Андерсена. (23)Я хотел эту книжку тут же бросить обратно в кучу, но подумал: если она так сильно потрёпана, то это потому, должно быть, что её читали многие люди, а раз так, то, наверное, она интересная. (24)Я начал эту книгу читать и уже не мог от неё оторваться. (25)Хотя я уже знал в то время, что сказки — это неправда, мне казалось, что в этих сказках изображена самая настоящая, самая доподлинная жизнь.
(26)Особенно сильное впечатление произвела на меня в этой книжке история, которая называлась «Гадкий утёнок». (27)Я очень сочувствовал бедному утёнку, потому что мне самому приходилось в жизни терпеть много обид: и от страшной собаки, и от бешеного Стёпки-растрёпки, и от ребятишек, которые дразнили меня, и от насмешливых покупателей. (28)Кроме того, мне пришлось остаться в подготовительном классе на второй год, и меня всё время сверлила мысль, что, как только окончится лето, я снова пойду в школу и все ребята, с которыми я учился в прошлом году, будут подходить ко мне и с презрением говорить: «Эх, ты! (29)Остался на второй год! (30)Мы теперь будем первоклассники, потому что мы умнее! (31)А ты глупый! (32)Ты глупый гадкий утёнок, вот ты кто!»
(По Н.Н. Носову)
Николай Николаевич Носов (1908–1976) — писатель-прозаик, драматург, киносценарист.
Ответьте на вопрос: как сказка повлияла на рассказчика? Укажите номера правильных ответов.
1) рассказчик прочел сказку и ничего не понял
2) сказка вызвала в рассказчике сочувствие к гадкому утёнку
3) рассказчик понял, что сказки — это неправда, выдумка
4) сказка помогла рассказчику справиться с одиночеством
5) сказка заставила рассказчика заплакать
6) сказка помогла рассказчику понять свои чувства
Решение
Верные варианты 2, 4, 6.
Рассказчик сочувствует гадкому утёнку, потому что видит в нём себя, переживает, как в школе встретят его ребята, с которыми он учился. Книга помогла рассказчику справиться с одиночеством.
Задача 9
(1)Семьдесят лет прожито, а ругать себя не перестаю. (2)Ну что мне стоило, пока живы были родители, расспросить их обо всём, вес подробно записать! (3)Но нет, не записывала. (4)Да и слушала-то невнимательно, так, как в основном и слушают родителей их дети. (5)К тому же ни мама, ни папа не любили возвращаться к прожитому и пережитому в войну. (6)Но временами... (7)Когда гости приходили, когда настроение повспоминать нападало и так — ни с того ни с сего... (8)Ну, например, приходит мама от соседки, Антонины Карповны, и говорит:
— Вспомнилось мне вдруг, как я из-под Луги из окружения к своим пробивалась, а Карповна восклицает: «Галина, ты у нас ненайденный герой!»
(9)К началу войны маме было восемнадцать лет. (10)Она была фельдшером, сельским врачом. (11) В то время папе было двадцать четыре года. (12)Он был лётчиком гражданской авиации. (13)Познакомились и полюбили они друг друга в Вологде. (14)Мама была хорошенькой, живой и весёлой. (15)Папа был мужественно- красивым, надёжным и основательным.
(16)Профессия лётчика до войны относилась к романтическим профессиям. (17)Авиация тогда «становилась на крыло». (18)Люди, причастные к этому становлению, сразу попадали в разряд избранных. (19)Ещё бы: не каждому дано обживать небеса. (20)О вольностях, которые позволяли себе пилоты тех времен, напомнит, например, пролёт Чкалова под Троицким мостом в Ленинграде. (21)Правда, историки считают, что это придумали киношники для фильма. (22)Но легенды легендами, а мой папа абсолютно точно пролетал «на бреющем» над крышей маминого дома. (23)Чем и покорил маму окончательно.
(24)В первый же день войны, как военнообязанные, и папа, и мама надели военную форму. (25)Оба были отправлены на Ленинградский фронт. (26)Мама — с госпиталем, папа — в авиаполк. (27)Начинали войну на У-2. (28)Никакого серьёзного оснащения на самолётах не было, даже радиосвязи. (29)Но ведь воевали!
(30)Однажды, когда папа во главе эскадрильи этих двухместных самолётов возвращался с задания, он увидел внизу, на шоссе, ведущем в Ленинград, сломанный санитарный автобус. (31)Возле него возился водитель, пытаясь устранить поломку. (32)И отчаянно махала кофтой нашим самолётам медсестричка. (33)И сверху папа увидел, что по этому же шоссе и тоже в сторону города движется колонна немцев. (34)И вот-вот автобус с ранеными, с шофёром и медсестрой окажется у них на пути. (35)Исход такой встречи был предрешён.
— (36)Знаешь, я сразу о Гале подумал. (37)На месте этой сестрички могла быть и она. (38)И тогда я просигналил крыльями команду: «Делай, как я» — и пошёл на посадку перед автобусом. (39)Когда приземлились и пересчитали людей, оказалось, что всех не забрать, что трое остаются за бортом. (40)Я прикинул мощность машин и в некоторые распределил не по одному, а по два человека. (41)И один из лётчиков закричал тогда: «Командир, хочешь, чтобы я гробанулся! (42)Не полечу с двумя! (43)Себе-то одного посадил...» (44)Я-то знал, что его машина надёжнее, но спорить не стал, некогда было спорить. (45)Говорю: «Полечу на твоей, а ты бери мою машину».
(46)Вообще-то вся эта история кажется специально придуманной для кино, для непременного использования параллельного монтажа, чтобы ещё больше накалить страсти. (47)Вот раненые с трудом карабкаются по фюзеляжу в кабину, а колонна фрицев марширует уже в пределах видимости, а вот взлетает в небо первый наш самолёт с раненым, и немец готовит свой «шмайссер» к стрельбе... (48)Ну, и так далее... (49)И в реальной жизни, когда взлетал последний лётчик, фашисты действительно открыли стрельбу... (50)А потом об этом случае писали в газете, но беспечная наша семья, конечно, её не сохранила.
(51)Эти мои заметки я пишу сейчас не только для того, чтобы, пусть и запоздало, признаться в любви к своим прожившим очень нелёгкую, но такую честную жизнь родителям. (52)Были миллионы других таких же советских людей, которые одолели фашизм и не потеряли человеческого лица. (53)И я очень не хочу, чтобы они были забыты.
(по Н.Н.Никитайской)
Наталия Николаевна Никитайская (род. в 1943 г.) — русская советская и российская театровед, прозаик, поэтесса.
Насколько удачно сформулирована позиция автора по проблеме «В чём заключается нравственный выбор людей в Великой Отечественной войне?»?
Авторская позиция: «Эти мои заметки я пишу сейчас не только для того, чтобы, пусть и запоздало, признаться в любви к своим прожившим очень нелёгкую, но такую честную жизнь родителям. Были миллионы других таких же советских людей, которые одолели фашизм и не потеряли человеческого лица. И я очень не хочу, чтобы они были забыты». Мы видим, что даже во время войны люди всё равно делали добро другим людям.
Укажите номер ответа.
1) позиция автора соответствует указанной проблеме
2) позиция автора не соответствует указанной проблеме
3) позиция автора сформулирована неполно
Решение
Позиция автора НЕ соответствует проблеме, в ней нет ответа на вопрос о нравственном выборе.
Задача 10
(1)На Галицкой площади был огромнейший рынок. (2)Как раз в том месте площади, где кончался Бибиковский бульвар, был построен ряд новых деревянных лавок. (3)Одна из этих лавок была дяди Володина. (4)Торговля в этой лавке велась дёгтем, колёсной мазью, мелом для побелки стен — в общем, всем, что могло понадобиться крестьянам, привозившим на рынок продукты своего хозяйства. (5)Кроме того, торговали древесным углём, употреблявшимся в те времена повсеместно для жаровен и самоваров.
(6)Держать уголь в лавке было нельзя, так как он всё вокруг пачкал. (7)Весь запас этого товара хранился в специальном амбаре. (8)Было, однако, хлопотно каждый раз закрывать лавку и отправляться с покупателем в амбар, чтобы отпустить уголь. (9)Поэтому дядя Володя придумал, чтоб на время летних каникул мы с братом по очереди сидели в амбаре и отпускали покупателям уголь.
(10)Этот амбар — огромнейший погреб, то есть наполовину врытый в землю сарай с серым цементным полом и потолком и такими же цементными стенами. (11) В этом бункере имелось лишь одно крошечное, забранное железной решёткой окно, к тому же находилось оно не на обычном уровне, как в домах, а высоко под потолком, как это делается в тюрьмах. (12)Кроме маленького кусочка неба, в это окно ничего не было видно.
(13)Особенно тягостными были для меня первые дни сидения в этом угольном каземате. (14)Покупатели являлись нечасто, поэтому скучать приходилось главным образом в одиночестве. (15)Сидя на стуле, я глядел на кучу угля, над которой в серебристой полоске солнечного луча, падавшего из окна, танцевали мириады угольных пылинок.
(16)Когда глаза мои полностью освоились с царившим вокруг полумраком, моё внимание привлекла лежавшая в одном из тёмных углов подвала куча того, что теперь называют макулатурой. (17)Здесь были старые газеты, журналы, непереплетённые книжки собраний сочинений разных писателей. (18)По мере надобности дядя Володя брал из этой кучи бумагу и относил её в лавку для завёртывания покупок.
(19)Как только эта куча попалась мне на глаза, я принялся читать книгу за книгой и в сравнительно небольшой срок прочитал полные собрания сочинений Гауптмана, Ибсена, Гамсуна, Метерлинка и ничего или почти ничего в них не понял.
(20)Однажды, роясь в куче бумажного хлама, я вытащил какую-то старую, истрёпанную книжонку, в которой листочки еле держались, а некоторые и вовсе были оторваны. (21)Обложка истёрлась до такой степени, что мне с трудом удалось прочитать название. (22)Это были сказки Ганса Христиана Андерсена. (23) Я хотел эту книжку тут же бросить обратно в кучу, но подумал: если она так сильно потрёпана, то это потому, должно быть, что её читали многие люди, а раз так, то, наверное, она интересная. (24) Я начал эту книгу читать и уже не мог от неё оторваться. (25)Хотя я уже знал в то время, что сказки — это неправда, мне казалось, что в этих сказках изображена самая настоящая, самая доподлинная жизнь.
(26)Особенно сильное впечатление произвела на меня в этой книжке история, которая называлась «Гадкий утёнок». (27) Я очень сочувствовал бедному утёнку, потому что мне самому приходилось в жизни терпеть много обид: и от страшной собаки, и от бешеного Стёпки-растрёпки, и от ребятишек, которые дразнили меня, и от насмешливых покупателей. (28)Кроме того, мне пришлось остаться в подготовительном классе на второй год, и меня всё время сверлила мысль, что, как только окончится лето, я снова пойду в школу и все ребята, с которыми я учился в прошлом году, будут подходить ко мне и с презрением говорить: «Эх, ты! (29)Остался на второй год! (30)Мы теперь будем первоклассники, потому что мы умнее! (31) А ты глупый! (32)Ты глупый гадкий утёнок, вот ты кто!»
(По Н.Н. Носову)
Николай Николаевич Носов (1908–1976) — писатель-прозаик, драматург, киносценарист.
Насколько удачно сформулированы проблема и позиция автора?
Проблема: Какое влияние оказывают сказки на детей?
Авторская позиция: Сказки помогают детям преодолеть одиночество и учат их сочувствию.
Укажите номер правильного ответа.
1) проблема и позиция автора соответствуют друг другу
2) проблема и позиция автора не соответствуют друг другу
3) позиция автора сформулирована нечётко
Решение
Проблема и позиция автора соответствуют друг другу. Дан чёткий ответ на вопрос, мысль соответствует тексту.
Задача 11
(1)Семьдесят лет прожито, а ругать себя не перестаю. (2)Ну что мне стоило, пока живы были родители, расспросить их обо всём, вес подробно записать! (3)Но нет, не записывала. (4)Да и слушала-то невнимательно, так, как в основном и слушают родителей их дети. (5)К тому же ни мама, ни папа не любили возвращаться к прожитому и пережитому в войну. (6)Но временами... (7)Когда гости приходили, когда настроение повспоминать нападало и так — ни с того ни с сего... (8)Ну, например, приходит мама от соседки, Антонины Карповны, и говорит:
— Вспомнилось мне вдруг, как я из-под Луги из окружения к своим пробивалась, а Карповна восклицает: «Галина, ты у нас ненайденный герой!»
(9)К началу войны маме было восемнадцать лет. (10)Она была фельдшером, сельским врачом. (11) В то время папе было двадцать четыре года. (12)Он был лётчиком гражданской авиации. (13)Познакомились и полюбили они друг друга в Вологде. (14)Мама была хорошенькой, живой и весёлой. (15)Папа был мужественно- красивым, надёжным и основательным.
(16)Профессия лётчика до войны относилась к романтическим профессиям. (17)Авиация тогда «становилась на крыло». (18)Люди, причастные к этому становлению, сразу попадали в разряд избранных. (19)Ещё бы: не каждому дано обживать небеса. (20)О вольностях, которые позволяли себе пилоты тех времен, напомнит, например, пролёт Чкалова под Троицким мостом в Ленинграде. (21)Правда, историки считают, что это придумали киношники для фильма. (22)Но легенды легендами, а мой папа абсолютно точно пролетал «на бреющем» над крышей маминого дома. (23)Чем и покорил маму окончательно.
(24)В первый же день войны, как военнообязанные, и папа, и мама надели военную форму. (25)Оба были отправлены на Ленинградский фронт. (26)Мама — с госпиталем, папа — в авиаполк. (27)Начинали войну на У-2. (28)Никакого серьёзного оснащения на самолётах не было, даже радиосвязи. (29)Но ведь воевали!
(30)Однажды, когда папа во главе эскадрильи этих двухместных самолётов возвращался с задания, он увидел внизу, на шоссе, ведущем в Ленинград, сломанный санитарный автобус. (31)Возле него возился водитель, пытаясь устранить поломку. (32)И отчаянно махала кофтой нашим самолётам медсестричка. (33)И сверху папа увидел, что по этому же шоссе и тоже в сторону города движется колонна немцев. (34)И вот-вот автобус с ранеными, с шофёром и медсестрой окажется у них на пути. (35)Исход такой встречи был предрешён.
— (36)Знаешь, я сразу о Гале подумал. (37)На месте этой сестрички могла быть и она. (38)И тогда я просигналил крыльями команду: «Делай, как я» — и пошёл на посадку перед автобусом. (39)Когда приземлились и пересчитали людей, оказалось, что всех не забрать, что трое остаются за бортом. (40)Я прикинул мощность машин и в некоторые распределил не по одному, а по два человека. (41)И один из лётчиков закричал тогда: «Командир, хочешь, чтобы я гробанулся! (42)Не полечу с двумя! (43)Себе-то одного посадил...» (44)Я-то знал, что его машина надёжнее, но спорить не стал, некогда было спорить. (45)Говорю: «Полечу на твоей, а ты бери мою машину».
(46)Вообще-то вся эта история кажется специально придуманной для кино, для непременного использования параллельного монтажа, чтобы ещё больше накалить страсти. (47)Вот раненые с трудом карабкаются по фюзеляжу в кабину, а колонна фрицев марширует уже в пределах видимости, а вот взлетает в небо первый наш самолёт с раненым, и немец готовит свой «шмайссер» к стрельбе... (48)Ну, и так далее... (49)И в реальной жизни, когда взлетал последний лётчик, фашисты действительно открыли стрельбу... (50)А потом об этом случае писали в газете, но беспечная наша семья, конечно, её не сохранила.
(51)Эти мои заметки я пишу сейчас не только для того, чтобы, пусть и запоздало, признаться в любви к своим прожившим очень нелёгкую, но такую честную жизнь родителям. (52)Были миллионы других таких же советских людей, которые одолели фашизм и не потеряли человеческого лица. (53)И я очень не хочу, чтобы они были забыты.
(по Н.Н.Никитайской)
Наталия Николаевна Никитайская (род. в 1943 г.) — русская советская и российская театровед, прозаик, поэтесса.
Насколько удачно сформулирована позиция автора по проблеме «Почему необходимо хранить память о подвиге отцов и дедов в Великой Отечественной войне?»?
Авторская позиция: Стоит расспрашивать героев войны об их подвигах и записывать их рассказы, ведь нельзя допустить, чтобы советские люди, одолевшие фашизм, были забыты.
Укажите номер ответа.
1) позиция автора соответствует указанной проблеме
2) позиция автора не соответствует указанной проблеме
3) позиция автора сформулирована неполно
Решение
Позиция автора соответствует проблеме, так как есть ответ на поставленный вопрос. Почему необходимо хранить память...? АП: ...нельзя допустить, чтобы советские люди, одолевшие фашизм, были забыты.
Задача 12
(13)Особенно тягостными были для меня первые дни сидения в этом угольном каземате. (14)Покупатели являлись нечасто, поэтому скучать приходилось главным образом в одиночестве. (15)Сидя на стуле, я глядел на кучу угля, над которой в серебристой полоске солнечного луча, падавшего из окна, танцевали мириады угольных пылинок.
(16)Когда глаза мои полностью освоились с царившим вокруг полумраком, моё внимание привлекла лежавшая в одном из тёмных углов подвала куча того, что теперь называют макулатурой. (17)Здесь были старые газеты, журналы, непереплетённые книжки собраний сочинений разных писателей. (18)По мере надобности дядя Володя брал из этой кучи бумагу и относил её в лавку для завёртывания покупок.
(19)Как только эта куча попалась мне на глаза, я принялся читать книгу за книгой и в сравнительно небольшой срок прочитал полные собрания сочинений Гауптмана, Ибсена, Гамсуна, Метерлинка и ничего или почти ничего в них не понял.
Выберите тезисы, которые соответствуют содержанию отрывка. Укажите номера правильных ответов.
1) Книги помогают справиться с одиночеством.
2) Не нужно читать книги, которые не понятны.
3) Недопустимо заворачивать покупки в старые газеты и журналы.
4) Не все книги, прочитанные в детстве, понятны.
Решение
Рассмотрим каждый тезис:
1) Книги помогают справиться с одиночеством. - верно, герой занял свободное время книгами
2) Не нужно читать книги, которые не понятны. - такой мысли в тексте нет, герой не сожалеет о прочитанном
3) Недопустимо заворачивать покупки в старые газеты и журналы. - такой мысли в тексте нет
4) Не все книги, прочитанные в детстве, понятны. - верно, книги нужно выбирать по возрасту
Задача 13
(1)На Галицкой площади был огромнейший рынок. (2)Как раз в том месте площади, где кончался Бибиковский бульвар, был построен ряд новых деревянных лавок. (3)Одна из этих лавок была дяди Володина. (4)Торговля в этой лавке велась дёгтем, колёсной мазью, мелом для побелки стен — в общем, всем, что могло понадобиться крестьянам, привозившим на рынок продукты своего хозяйства. (5)Кроме того, торговали древесным углём, употреблявшимся в те времена повсеместно для жаровен и самоваров.
(6)Держать уголь в лавке было нельзя, так как он всё вокруг пачкал. (7)Весь запас этого товара хранился в специальном амбаре. (8)Было, однако, хлопотно каждый раз закрывать лавку и отправляться с покупателем в амбар, чтобы отпустить уголь. (9)Поэтому дядя Володя придумал, чтоб на время летних каникул мы с братом по очереди сидели в амбаре и отпускали покупателям уголь.
(10)Этот амбар — огромнейший погреб, то есть наполовину врытый в землю сарай с серым цементным полом и потолком и такими же цементными стенами. (11) В этом бункере имелось лишь одно крошечное, забранное железной решёткой окно, к тому же находилось оно не на обычном уровне, как в домах, а высоко под потолком, как это делается в тюрьмах. (12)Кроме маленького кусочка неба, в это окно ничего не было видно.
(13)Особенно тягостными были для меня первые дни сидения в этом угольном каземате. (14)Покупатели являлись нечасто, поэтому скучать приходилось главным образом в одиночестве. (15)Сидя на стуле, я глядел на кучу угля, над которой в серебристой полоске солнечного луча, падавшего из окна, танцевали мириады угольных пылинок.
(16)Когда глаза мои полностью освоились с царившим вокруг полумраком, моё внимание привлекла лежавшая в одном из тёмных углов подвала куча того, что теперь называют макулатурой. (17)Здесь были старые газеты, журналы, непереплетённые книжки собраний сочинений разных писателей. (18)По мере надобности дядя Володя брал из этой кучи бумагу и относил её в лавку для завёртывания покупок.
(19)Как только эта куча попалась мне на глаза, я принялся читать книгу за книгой и в сравнительно небольшой срок прочитал полные собрания сочинений Гауптмана, Ибсена, Гамсуна, Метерлинка и ничего или почти ничего в них не понял.
(20)Однажды, роясь в куче бумажного хлама, я вытащил какую-то старую, истрёпанную книжонку, в которой листочки еле держались, а некоторые и вовсе были оторваны. (21)Обложка истёрлась до такой степени, что мне с трудом удалось прочитать название. (22)Это были сказки Ганса Христиана Андерсена. (23)Я хотел эту книжку тут же бросить обратно в кучу, но подумал: если она так сильно потрёпана, то это потому, должно быть, что её читали многие люди, а раз так, то, наверное, она интересная. (24)Я начал эту книгу читать и уже не мог от неё оторваться. (25)Хотя я уже знал в то время, что сказки — это неправда, мне казалось, что в этих сказках изображена самая настоящая, самая доподлинная жизнь.
(26)Особенно сильное впечатление произвела на меня в этой книжке история, которая называлась «Гадкий утёнок». (27)Я очень сочувствовал бедному утёнку, потому что мне самому приходилось в жизни терпеть много обид: и от страшной собаки, и от бешеного Стёпки-растрёпки, и от ребятишек, которые дразнили меня, и от насмешливых покупателей. (28)Кроме того, мне пришлось остаться в подготовительном классе на второй год, и меня всё время сверлила мысль, что, как только окончится лето, я снова пойду в школу и все ребята, с которыми я учился в прошлом году, будут подходить ко мне и с презрением говорить: «Эх, ты! (29)Остался на второй год! (30)Мы теперь будем первоклассники, потому что мы умнее! (31)А ты глупый! (32)Ты глупый гадкий утёнок, вот ты кто!»
(По Н.Н. Носову)
Николай Николаевич Носов (1908–1976) — писатель-прозаик, драматург, киносценарист.
Ответьте на вопрос: почему рассказчик чувствовал себя одиноким? Укажите номера правильных ответов.
1) у него были трудности в общении с родителями
2) его заставили работать в амбаре
3) рассказчику приходилось терпеть много обид от сверстников
4) рассказчик сочувствовал гадкому утёнку
5) рассказчик ощущал себя гадким утенком
Решение
Верные варианты 3 и 5.
(27)Я очень сочувствовал бедному утёнку, потому что мне самому приходилось в жизни терпеть много обид: и от страшной собаки, и от бешеного Стёпки-растрёпки, и от ребятишек, которые дразнили меня, и от насмешливых покупателей. (28)Кроме того, мне пришлось остаться в подготовительном классе на второй год, и меня всё время сверлила мысль, что, как только окончится лето, я снова пойду в школу и все ребята, с которыми я учился в прошлом году, будут подходить ко мне и с презрением говорить: «Эх, ты! (29)Остался на второй год! (30)Мы теперь будем первоклассники, потому что мы умнее! (31)А ты глупый! (32)Ты глупый гадкий утёнок, вот ты кто!»
Задача 14
Что обязательно должно быть в аргументе? Укажите номер ответа.
- тезис
- микровывод
- пример из жизни
Решение
В аргументе обязательно должен быть микровывод, доказывающий вашу точку зрения (ваш тезис)
Задача 15
Сколько литературных примеров нужно привести в итоговом сочинении ОБЯЗАТЕЛЬНО? Укажите номер ответа.
- 1
- 2
- 3-4
Решение
В итоговом сочинении обязательно нужно привести хотя бы 1 литературный аргумент, другой (другие) аргументы вы можете привести из истории/фильмов/науки/ и т.д.
Задача 16
Сколько процентов от объема сочинения занимает вступление? Укажите номер ответа.
- 20
- 30
- 15
Решение
Вступление должно занимать примерно 15% от объема сочинения (60-70 слов).
Задача 17
Какие критерии являются основными? Укажите номер ответа.
- К3 и К4
- К2 и К5
- К1 и К2
Решение
Для получения зачёта необходимо попасть в К1 и К2 + еще один любой критерий из оставшихся.
Задача 18
Каков минимальный объем сочинения? Укажите номер ответа.
- 350 слов
- 200 слов
- 425 слов
- 250 слов
Решение
Минимальный объём сочинения – 250 слов, но советую ориентироваться примерно на 300-350 слов.
Задача 19
Можно ли приводить пример из Библии? Укажите номер ответа.
- да
- нет
Решение
Да, можно
Задача 20
Чем можно пользоваться на итоговом сочинении? Укажите номер ответа.
- текстом произведения
- телефоном
- словарём
- помощью надзирателей
Решение
Можно пользоваться только словарём, за использование телефона вас сразу же исключат с экзамена :(
Рекомендуемые курсы подготовки
- Разберёшься во всех видах грамматических ошибок в задании №8
- Сможешь решить много практических заданий
- Заберёшь 2 первичных балла за задание №8
- Узнаешь, из чего состоит сочинение ЕГЭ
- Научишься определять авторскую позицию
на бесплатном курсе Турбо ЕГЭ