Задание 22. Средства речевой выразительности. ЕГЭ 2026 по русскому языку
Средний процент выполнения: 75.5%
Ответом к заданию 22 по русскому языку может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.
Подпишись на суперполезные материалы
Задачи для практики
Задача 1
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
| А) Будем горевать в стол.
Душу открывать в стол. Будем рисовать в стол. Даже танцевать - в стол. (Р. Рождественский) Б) Была я - княжескою дочкой,
В) Стаканы пенились и шипели беспрестанно.
Г) Я подкуплен.
Д) С воздушной донёсся арены
|
1) многосоюзие
2) эпифора 3) парцелляция 4) риторический вопрос 5) инверсия 6) метонимия 7) литота 8) антитеза 9) риторическое обращение |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
А - 2. Эпифора - повтор в конце строки/предложения/фразы.
Б - 8. Антитеза - противопоставление.
В - 6. Метонимия - перенос по смежности (стаканы пенились = содержимое стаканов пенилось)
Г - 3. Парцелляция - разделение предложения на отрезки.
Д - 5. Инверсия - непривычный порядок слов в предложении.
Задача 2
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
| А) На кручах
пылают жарки, как закат, как облитые кровью желтки. (Р. Рождественский) Б) И разжёг я костёр на снегу.
В) Увезли его
в поезде дальнем,
с лестницей, садом,
хозяйскою спальней,
с шёпотом, взглядами,
тайным смятением...
Г) Окно это выходило из комнаты, в которой обитала на летнем положении молодая, только что выпущенная из консерватории первая скрипка.
Д) Над долиной мглистой в выси синей
|
1) бессоюзие
2) олицетворение 3) риторическое восклицание 4) сравнение 5) метафора 6) метонимия 7) парцелляция 8) аллитерация 9) ассонанс |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
А - 4. Сравнение - сопоставление двух явлений (часто с помощью сравнительных союзов или с помощью Творительного падежа).
Б - 7. Парцелляция - разделение предложения на отрезки
В - 1. Бессоюзие - отсутствие союзов.
Г - 6. Метонимия - перенос по смежности.
Д - 9. Ассонанс - повтор одинаковых или смежных гласных звуков.
Задача 3
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
| А) В сто сорок солнц закат пылал...
(В. Маяковский) Б) Был столь малого роста, что не мог вмещать пространных законов.
В) Грохочет эхо по горам,
Г) Вся комната янтарным блеском озарена...
Д) Я сам, как зверь, был чужд людей
|
1) аллитерация
2) гипербола 3) метафора 4) эпитет 5) метонимия 6) сравнение 7) ассонанс 8) риторическое обращение 9) литота |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
А - 2. Гипербола - преувеличение
Б - 9. Литота - преуменьшение
В - 1. Аллитерация - повтор согласных
Г - 4. Эпитет - красочное определение
Д - 6. Сравнение - показано с помощью сравнительного союза "как"
Задача 4
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
| А) Гроза,
Слегка цыганским встряхивая бубном, Шла в облаках над городом... (П. Антокольский) Б) Это рапсодия Листа, номер второй... Оно самое и есть! Родненький!
В) Весь город был в портретах, как в иконах.
Г) В книгах, в рощах,
Д) Третьи сутки дует ветер,
|
1) синтаксический параллелизм
2) бессоюзие 3) сравнение 4) ассонанс 5) эпифора 6) антитеза 7) олицетворение 8) градация 9) метонимия |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
А - 7. Олицетворение - наделение неодушевлённых предметов человеческими качествами.
Б - 9. Метонимия - перенос по смежности (спеть Листа = спеть рапсодию Листа).
В - 3. Сравнение - сопоставление двух явлений (часто с помощью сравнительных союзов или с помощью Творительного падежа).
Г - 2. Бессоюзие - отсутствие союзов.
Д - 1. Синтаксический параллелизм - схожее построение предложений/строк.
Задача 5
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
| А) Каков? - Таков: как в Африке курчав и рус, как здесь, где вы и я, где север.
(Б. Ахмадулина) Б) У леса на опушке
В) Пенится пенье.
Г) О России петь - что стремиться в храм
Д) Разве было плохо вам?
|
1) многосоюзие
2) риторический вопрос 3) аллитерация 4) парцелляция 5) антитеза 6) вопросно-ответная форма изложения 7) анафора 8) риторическое обращение 9) олицетворение |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
А - 6. Вопросно-ответная форма изложения — это способ построения текста, при котором информация излагается в форме вопросов и ответов на эти вопросы.
Б - 9. Олицетворение - наделение неодушевлённых предметов человеческими качествами.
В - 3. Аллитерация - повтор одинаковых или смежных согласных звуков.
Г - 7. Анафора - повтор в начале строки/предложения/фразы.
Д - 2. Риторический вопрос - вопрос, не требующий ответа.
Задача 6
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
| А) Почему? Потому что твоя непосредственная, непреднамеренная доброта,
твоя непрерывная и бескорыстная любовь будет незаметно вызывать в людях доброту и любовь. Б) Люблю тебя, Петра творенье,
В) На земле безжалостно маленькой
Г) От других мне хвала - что зола,
Д) В окошки, в двери, в щель войдя,
|
1) градация
2) анафора 3) метафора 4) олицетворение 5) синтаксический параллелизм 6) вопросно-ответная форма изложения 7) многосоюзие 8) эпифора 9) риторический вопрос |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
А - 6. Вопросно-ответная форма изложения
Б - 2. Анафора - повтор в начале
В - 8. Эпифора - повтор в конце
Г - 5. Синтаксический параллелизм - одинаковое построение предложений
Д - 1. Градация - последовательное перечисление
Задача 7
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
| А) Похоронный слышен звон,
Долгий звон! (К. Бальмонт) Б) Облака над парком
В) Свищет ветер...
Г) Полушёпот, шум дождя, раскаты грома, мечты о счастье, роса, розы - всё это были кирпичи, из которых сложилась башня.
Д) На земле хороших людей немало,
|
1) антитеза
2) ассонанс 3) олицетворение 4) парцелляция 5) аллитерация 6) бессоюзие 7) анафора 8) эпифора 9) многосоюзие |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
А - 2. Ассонанс - повтор одинаковых или смежных гласных звуков.
Б - 3. Олицетворение - наделение неодушевлённых предметов человеческими качествами.
В - 5. Аллитерация - повтор одинаковых или смежных согласных звуков.
Г - 6. Бессоюзие - отсутствие союзов.
Д - 8. Эпифора - повтор в конце предложений/строк/фраз.
Задача 8
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
| А) Она считала дядюшку очень глупым и простым. Но хорошим.
Б) Мой друг, Отчизне посвятим
В) Доколе власти будут злоупотреблять нашим терпением? Г) Не бесследно проходят по земле поколения. Д) Швед, русский - колет, рубит, режет. |
1) риторическое обращение
2) инверсия 3) градация 4) парцелляция 5) синтаксический параллелизм 6) олицетворение 7) метонимия 8) анафора 9) риторический вопрос |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
А - 4. Парцелляция - разделение одного предложения на несколько.
Б - 1. Риторическое обращение (мой друг)
В - 9. Риторический вопрос - вопрос, не требующий ответа
Г - 2. Инверсия - непривычный порядок слов в предложении
Д - 7. Метонимия - перенос по смежности (швед, русский - не один человек, а целая нация)
Задача 9
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
| А) Время уходит, а книги шелестят крыльями…
(Л. Лиходеев) Б) Марш, марш - машем флагом:
В) Ваня после пробежки выпил целый стакан. Г) Добежал до школы. Ворвался. Ринулся вверх по лестнице. Д) Чёрный вечер. Белый снег.
|
1) метафора
2) парцелляция 3) метонимия 4) ассонанс 5) аллитерация 6) лексический повтор 7) эпитет 8) риторическое обращение 9) антитеза |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
А - 1. Метафора - скрытое сравнение (книги шелестят крыльями).
Б - 4. Ассонанс - повтор гласных.
В - 3. Метонимия - перенос по смежности.
Г - 2. Парцелляция - разделение одного предложения на несколько.
Д - 9. Антитеза - противопоставление.
Задача 10
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
| А) В парках серо. В скверах скучно. В душах тоскливо.
Б) Рака поймал! И не одного. Трёх разом! В) Те же мысли, те же мечты, те же действия, те же результаты. Г) Ты богат, я очень беден;
Д) Без тебя я не проживу и минуты. |
1) парцелляция
2) сравнение 3) лексический повтор 4) эпитет 5) литота 6) синтаксический параллелизм 7) метафора 8) антитеза 9) ассонанс |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
А - 6. Синтаксический параллелизм - одинаковое построение предложений.
Б - 1. Парцелляция - разделение одного предложения на несколько
В - 3. Лексический повтор - повтор слов
Г - 8. Антитеза - противопоставление
Д - 5. Литота - преуменьшение
Задача 11
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
| А) Зной густой, золотой и тягучий...
(В. Тушнова) Б) И за праздники, и за будни, и за счастье благодарю.
В) Поёт облетающий лес
нам голосом старого барда.
Г) Нежную, воспитанную флейту стало коробить на первых же порах. Ей особенно не понравилось, что контрабас каждый вечер, ложась спать, мазал себе живот какой-то мазью.
Д) На бюре лежала... зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих ещё до нашествия на Москву французов.
|
1) литота
2) метонимия 3) парцелляция 4) эпитет 5) гипербола 6) синтаксический параллелизм 7) многосоюзие 8) метафора 9) олицетворение |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
А - 4. Эпитет - образное определение, может быть выражено прилагательным, причастием, наречием или приложением.
Б - 7. Многосоюзие - повторяющиеся союзы.
В - 9. Олицетворение - наделение неодушевлённых предметов человеческими качествами.
Г - 2. Метонимия - перенос по смежности.
Д - 5. Гипербола - намеренное преувеличение.
Задача 12
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
| А) Летом звонким режут воздух
Острокрылые стрижи. (В. Нарбут) Б) Потёмки, колокольный звон...хромой мальчик, ропщущая Саша, несчастный Лихарев, его речи - всё это мешалось...
В) Смычок всё понял, он затих...
Г) Какие крохотные коровки!
Д) Вверху рычат германские моторы
|
1) гипербола
2) ассонанс 3) метафора 4) аллитерация 5) синтаксический параллелизм 6) олицетворение 7) бессоюзие 8) анафора 9) литота |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
А - 3. Метафора - скрытое сравнение.
Б - 7. Бессоюзие - отсутствие союзов.
В - 6. Олицетворение - наделение неодушевлённого предмета человеческими свойствами.
Г - 9. Литота - намеренное преуменьшение.
Д - 4. Аллитерация - повтор согласных.
Задача 13
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
| А) Ты - мой ветер и цепи, сила и слабость.
(Р. Рождественский) Б) "Моя старшая дочь!" - говорит хозяйка и указывает на ситцевое платье.
В) Кивают головами
Г) Шаровары... были так широки, что, какой бы большой ни сделал он шаг, ног было совершенно незаметно, и казалось - винокуренная кадь двигалась по улице.
Д) Ты в ней остаёшься. Один. Отрешённый
|
1) олицетворение
2) парцелляция 3) литота 4) антитеза 5) гипербола 6) сравнение 7) эпифора 8) метонимия 9) анафора |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
А - 4. Антитеза - противопоставление.
Б - 8. Метонимия - перенос по смежности (ситцевое платье = дочь в ситцевом платье)
В - 1. Олицетворение - наделение неодушевлённых предметов человеческими качествами.
Г - 5. Гипербола - намеренное преувеличение.
Д - 2. Парцелляция - разделение предложения на отрезки.
Задача 14
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
| А) Падают мальчики, запнувшись за мину, как за порог,
наткнувшись на очередь, будто на ленточку финиша. (Р. Рождественский) Б) Сыновьям шагать по земле, вырастая до звёзд.
В) Мы однажды уйдём к тем, которые сраму не имут.
Г) Если мне - дождь, то тебе - солнечный свет.
Д) Сколько раз к запылённым вагонам несли вы
|
1) сравнение
2) гипербола 3) олицетворение 4) бессоюзие 5) аллитерация 6) парцелляция 7) многосоюзие 8) антитеза 9) эпифора |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
А - 1. Сравнение - сопоставление двух явлений.
Б - 2. Гипербола - намеренное преувеличение.
В - 6. Парцелляция - разделение одного предложения на отрезки.
Г - 8. Антитеза - противопоставление.
Д - 4. Бессоюзие - отсутствие союзов.
Задача 15
| ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
|
А) Унылая пора! очей очарованье! Б) И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. В) Чувства, ум тоскою стеснены. Г) Приятна мне твоя прощальная краса. Д) Роща отряхает последние листы. |
1) олицетворение 2) эпитет 3) ассонанс 4) анафора 5) антитеза 6) эпифора 7) метафора 8) метонимия 9) бессоюзие |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
А) “Унылая пора” = что-то грустное и печальное, а “очей очарованье” = что-то радостное и прекрасное.
Антитеза — это литературный приём, в котором сопоставляются два противоположных понятия, изображения или идеи для создания контраста и усиления эффекта.
Б) Все три строки начинаются с союза И.
Анафора — это стилистическая фигура, которая заключается в повторе одинаковых слов, звуков, морфем или синтаксических конструкций в начале нескольких фраз, строк или строф.
В) Чувства, (СЛОВНО) ум тоскою стеснены.
Метафора — это приём, при котором одно слово или выражение используется вместо другого с целью передать сходство или ассоциации между ними, не прибегая к прямому сравнению.
Г) прощальная краса - красочное определение красы.
Эпитет — это литературный и речевой приём, слово или фраза, которые подчёркивают свойства, выдающиеся качества или характерные черты явлений, предметов и людей.
Д) Роща отряхает листы. Роща - неодушевленный субъект, наделенный качеством одушевленного.
Олицетворение — это литературный прием, который заключается в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных.
Задача 16
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
| А) В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны. (А.С. Пушкин) Б) Повалился он на холодный снег,
В) Выглянул на солнце ландыш серебристый,
Г) И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
Д) На земле хороших людей немало,
|
1) олицетворение
2) бессоюзие 3) многосоюзие 4) парцелляция 5) эпифора 6) риторическое восклицание 7) сравнение 8) риторическое обращение 9) эпитет |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
А - 9. Эпитет - образное определение, может быть выражено прилагательным, причастием, наречием или приложением.
Б - 7. Сравнение - сопоставление двух явлений (часто с помощью сравнительных союзов или с помощью Творительного падежа).
В - 1. Олицетворение - наделение неодушевлённых предметов человеческими качествами.
Г - 3. Многосоюзие - повторяющиеся союзы.
Д - 5. Эпифора - повтор в конце строки/предложения/фразы.
Задача 17
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
| А) Море, бессонное, словно сердце...
(Р. Рождественский) Б) Я хочу, чтоб февральская вьюга покорно у ног твоих распласталась.
В) Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью не изобразимые.
Г) Их проклинали лживо,
Д) Ты будешь долго рыться в чёрном пепле.
|
1) анафора
2) гипербола 3) аллитерация 4) сравнение 5) многосоюзие 6) олицетворение 7) градация 8) эпифора 9) метонимия |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
А - 4. Сравнение - сопоставление двух явлений (часто с помощью сравнительных союзов)
Б - 6. Олицетворение - наделение неодушевлённых предметов человеческими качествами.
В - 2. Гипербола - намеренное преувеличение.
Г - 8. Эпифора - повтор в конце строки/предложения/фразы.
Д - 7. Градация - последовательное перечисление, расширение смысла.
Задача 18
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
| А) Я смогу держать в ладони солнце,
Я пройду сквозь годы-времена... (Р. Рождественский) Б) Я знаю, как трудно рождается слово. Когда оно истинно. И безусловно. Прозрачно.
В) Мы пришли в этот мир, чтоб смеяться и плакать.
Г) Острова.
Д) Автомат ему выдали маленький.
|
1) аллитерация
2) гипербола 3) ассонанс 4) эпифора 5) эпитет 6) метонимия 7) антитеза 8) сравнение 9) парцелляция |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
А - 2. Гипербола - намеренное преувеличение.
Б - 9. Парцелляция - разделение одного предложения на отрезки.
В - 7. Антитеза - противопоставление.
Г - 5. Эпитет - красочное определение.
Д - 4. Эпифора - повтор в конце строк, предложений или фраз.
Задача 19
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
| А) Много видевший, много знавший,
Знавший ненависть и любовь, Всё имевший, всё потерявший И опять всё нашедший вновь. (Д. Кедрин) Б) Кровать.
В) Дух бродяжий! ты все реже, реже
Г) Озеро – в озеро, в карьер луга.
Д) Еще он дышит солью парусов,
И мчаньем вольных миль, и черной пеной,
Фосфоресцирующей по ночам,
И жаждой жить, растущей постепенно,
Кончающейся, может быть, ничем.
|
1) литота
2) сравнение 3) парцелляция 4) риторическое обращение 5) многосоюзие 6) метонимия 7) гипербола 8) эпифора 9) антитеза |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
А - 9. Антитеза - противопоставление.
Б - 3. Парцелляция - разделение предложения на отрезки
В - 4. Риторическое обращение (дух бродяжий)
Г - 2. Сравнение - сопоставление двух явлений (часто с помощью сравнительных союзов или с помощью Творительного падежа).
Д - 5. Многосоюзие - повторяющиеся союзы.
Задача 20
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
| А) Синий май. Заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки. Липким запахом веет полынь. Спит черемуха в белой накидке. (С.А. Есенин) Б) Какая грусть! Конец аллеи
В) Не я ль в день жажды напоил
Г) Что весной на родине? Погода.
Д) Ворота с полукруглой аркой.
|
1) парцелляция
2) бессоюзие 3) риторический вопрос 4) многосоюзие 5) риторическое восклицание 6) вопросно-ответная форма изложения 7) метонимия 8) эпифора 9) эпитет |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
А - 9. Эпитет - образное определение, может быть выражено прилагательным, причастием, наречием или приложением.
Б - 5. Риторическое восклицание - восклицательное предложение. Эмоциональное утверждение, передающие эмоциональное состояние героя.
В - 3. Риторический вопрос - вопрос, не требующий ответа.
Г - 6. Вопросно-ответная форма изложения — это способ построения текста, при котором информация излагается в форме вопросов и ответов на эти вопросы.
Д - 2. Бессоюзие - отсутствие союзов.
Рекомендуемые курсы подготовки
- Разберёшься во всех видах грамматических ошибок в задании №8
- Сможешь решить много практических заданий
- Заберёшь 2 первичных балла за задание №8
- Узнаешь, из чего состоит сочинение ЕГЭ
- Научишься определять авторскую позицию
на бесплатном курсе Турбо ЕГЭ