Бесплатный интенсив по литературе

3 огненных вебинара, домашние задания, беседа курса, личный кабинет, связь с преподавателем и многое другое.
Курс стартует 4 ноября.

Подробнее об интенсиве

Задание 6. Употребление литературоведческих терминов в контексте. ЕГЭ 2025 по литературе

За это задание ты можешь получить 1 балл. На решение дается около 5 минут. Уровень сложности: базовый.
Средний процент выполнения: 92.5%
Ответом к заданию 6 по литературе может быть цифра (число) или слово.
Разбор сложных заданий в тг-канале

Задачи для практики

Задача 1

ВДОХНОВЕНЬЕ

Жду, как заваленный в забое,
Что стих пробьётся в жизнь мою.
Бью в это тёмное, рябое,
В слепое, в каменное бью.

Прислушиваюсь: не слыхать ли,
Что пробиваются ко мне.
Но это только капли, капли
Скользят по каменной стене.

Жду, как заваленный в забое,
Долблю железную руду, —
Не пробивается ль живое
Навстречу моему труду?..

Жду исступлённо и устало,
Бью в камень медленно и зло…
О, только бы оно пришло!
О, только бы не опоздало!

(Д. Самойлов, 1977)

Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

В стихотворении Д. Самойлова присутствует такой прием, как __________________, т.е. повторение одинаковых гласных звуков («Жду, как заваленный в забое, // Долблю железную руду…») Кроме того, автор обращается к такому средству выразительности, как ____________________ («стих пробьётся в жизнь мою»).

Решение
В стихотворении Д. Самойлова присутствует такой прием, как ассонанс, т.е. повторение одинаковых гласных звуков («Жду, как заваленный в забое, // Долблю железную руду…») Кроме того, автор обращается к такому средству выразительности, как метафора(«стих пробьётся в жизнь мою»).
Ответ: ассонансметафора
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 2

АВГУСТ

Так щедро август звёзды расточал.
Он так бездумно приступал к владенью,
и обращались лица ростовчан
и всех южан — навстречу их паденью.

Я добрую благодарю судьбу.
Так падали мне на плечи созвездья,
как падают в заброшенном саду
сирени неопрятные соцветья.

Подолгу наблюдали мы закат,
соседей наших клавиши сердили,
к старинному роялю музыкант
склонял свои печальные седины.

Мы были звуки музыки одной.
О, можно было инструмент расстроить,
но твоего созвучия со мной
нельзя было нарушить и расторгнуть.

В ту осень так горели маяки,
так недалёко звёзды пролегали,
бульварами шагали моряки,
и девушки в косынках пробегали.

Всё то же там паденье звёзд и зной,
всё так же побережье неизменно.
Лишь выпали из музыки одной
две ноты, взятые одновременно.

(Б. А. Ахмадулина, 1958)

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

Для большей художественной выразительности автор использует ___________________, образные определения («печальные седины», «неопрятные соцветья»). А для создания эффекта «падающих звуков» используется __________________, повтор согласных в соседних строчках.

Решение

Для большей художественной выразительности автор использует эпитеты, образные определения («печальные седины», «неопрятные соцветья»). А для создания эффекта «падающих звуков» используется аллитерация, повтор согласных в соседних строчках.

Ответ: эпитетыаллитерация
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 3

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ

Это — круто налившийся свист,
Это — щёлканье сдавленных льдинок,
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьёв поединок.

Это — сладкий заглохший горох,
Это — слёзы вселенной в лопатках,
Это — с пультов и флейт — Figaro
Низвергается градом на грядку.

Всё, что ночи так важно сыскать
На глубоких купаленных доньях,
И звезду донести до садка
На трепещущих мокрых ладонях.

Площе досок в воде — духота.
Небосвод завалился ольхою.
Этим звёздам к лицу б хохотать,
Ан вселенная — место глухое.

(Б. Л. Пастернак, 1941)

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

Во многих своих лирических произведениях Пастернак осмысляет поэзию через образы природы. Такой повторяющийся комплекс смыслов, дополнительная тема в творчестве автора обозначается термином _______________. Кроме того, в стихотворении используется ____________________ , т.е. повтор согласных, создающий образ («… круто налившийся свист», «ночь леденящая лист»).

Решение

Пастернак во многих своих произведениях философски осмысляет поэзию, обращаясь к явлениям природы. Такой устойчивый смысловой элемент художественного текста, который повторяется в литературном произведении или в творчестве автора в целом принято обозначать термином мотив. Кроме того, в стихотворении используется аллитерация, т.е. повтор согласных, создающий образ («… круто налившийся свист», «ночь леденящая лист»).

Ответ: мотиваллитерация
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 4

ПИСЬМО МАТЕРИ

Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, —
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

(С. А. Есенин, 1924)

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

В этом стихотворении поэт обращается к своей матери, что позволяет отнести произведение к такому жанру как _______________. Здесь использована ______________ композиция: стихотворение открывается и завершается изображением матери, выходящей на дорогу встречать сына «в старомодном ветхом шушуне»

Решение

В этом стихотворении поэт обращается к своей матери, что позволяет отнести произведение к такому жанру как послание. Здесь использована кольцевая композиция: стихотворение открывается и завершается изображением матери, выходящей на дорогу встречать сына «в старомодном ветхом шушуне»

Ответ: посланиекольцевая
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 5

ЛЕНИНГРАД

Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.

Ты вернулся сюда — так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей!

Узнавай же скорее декабрьский денёк,
Где к зловещему дёгтю подмешан желток.

Петербург! я ещё не хочу умирать!
У тебя телефонов моих номера.

Петербург! у меня ещё есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице чёрной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,

И всю ночь напролёт жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.

(О. Э. Мандельштам, 1930)

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

Автор использует городской _______________, описывая Ленинград. В предпоследней строчке встречается прием скрытой насмешки, обозначаемый термином __________.

Решение

Автор использует городской пейзаж, описывая Ленинград. В предпоследней строчке встречается прием скрытой насмешки, обозначаемый термином ирония.

Ответ: пейзажирония
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 6

***

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И тёплый ветер нежен и упруг.

И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаёшь,
А песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поёшь.

(А. А. Ахматова, 1915)

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

Стихотворение относится к ____________________ лирике. Ахматова использует _______________, чтобы создать ощущение перечисления особых "весенних" примет.

Решение

Стихотворение относится к пейзажной лирике. Ахматова использует анафору, чтобы создать ощущение перечисления особых "весенних" примет.

Ответ: пейзажнойанафору
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 7

* * *

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твоё лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем…
Вино и страсть терзали жизнь мою…
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…

Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слёзы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла…
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла…

Уж не мечтать о нежности, о славе,
Всё миновалось, молодость прошла!
Твоё лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.

(А. А. Блок, 1908)

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

Это стихотворение относится к ___________________ лирике поэта. В финале звучит горестное ___________________ восклицание, усиливающее трагидийные мотивы стихотворения.

Решение

Это стихотворение относится к любовной лирике поэта. В финале звучит горестное риторическое восклицание, усиливающее трагидийные мотивы стихотворения.

Ответ: любовнойриторическое
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 8

ФАБРИКА

В соседнем доме окна жёлты.
По вечерам — по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,
А на стене — а на стене
Недвижный кто-то, чёрный кто-то
Людей считает в тишине.

Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовёт
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жёлтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

(А. А. Блок, 1903)

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

Поэт описывает городской __________________ при помощи мрачных образов ("в соседнем доме...", "к воротам...."). _________________________ герой становится свидетелем социальной несправедливости.

Решение

Поэт описывает городской пейзаж при помощи мрачных образов ("в соседнем доме...", "к воротам...."). Лирический герой становится свидетелем социальной несправедливости.

Ответ: пейзажлирический
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 9

СОНЕТ 23

Как тот актёр, который, оробев,
Теряет нить давно знакомой роли,
Как тот безумец, что, впадая в гнев,
В избытке сил теряет силу воли, —

Так я молчу, не зная, что сказать,
Не оттого, что сердце охладело.
Нет, на мои уста кладёт печать
Моя любовь, которой нет предела.

Так пусть же книга говорит с тобой.
Пускай она, безмолвный мой ходатай,
Идёт к тебе с признаньем и мольбой
И справедливой требует расплаты.

Прочтёшь ли ты слова любви немой?
Услышишь ли глазами голос мой?

(У. Шекспир, перевод С. Я. Маршака)

Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Стихотворение У. Шекспира описывает интимные переживания ______________ героя, который признаётся в силе своих чувств, нашедших отражение в творчестве, что позволяет отнести произведение к ______________ лирике.

Решение

Если перед нами произведение, относящееся к лирике, то мы сразу отмечаем, что центральным лицом, выражающим эмоции и чувства, будет лирический герой. Лирика, в которой можно наблюдать любовные перипетии и мотивы, называется любовной.

Ответ: лирическоголюбовной
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 10

* * *

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашёл я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.

Ни звука из её груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»

(Н. А. Некрасов, 1848)

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

В основе стихотворения Некрасова лежит размышление об особенностях поэтического ремесла, что позволяет отнести его к такой тематической разновидности лирики как поэт и __________________. Центральным ________________ произведения стала Муза.

Решение

В основе стихотворения Некрасова лежит размышление об особенностях поэтического ремесла, что позволяет отнести его к такой тематической разновидности лирики как поэт и поэзия. Центральным образом произведения стала Муза.

Ответ: поэзияобразом
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 11

ГРОЗА

Ревёт гроза, дымятся тучи
Над тёмной бездною морской,
И хлещут пеною кипучей,
Толпяся волны меж собой.
Вкруг скал огнистой лентой вьётся
Печальной молнии змея,
Стихий тревожный рой мятётся –
И здесь стою недвижим я.

Стою — ужель тому ужасно
Стремленье всех надземных сил,
Кто в жизни чувствовал напрасно
И жизнию обманут был?
Вокруг кого, сей яд сердечный,
Вились сужденья клеветы,
Как вкруг скалы остроконечной,
Губитель-пламень, вьёшься ты?

О нет! — летай, огонь воздушный,
Свистите, ветры, над главой;
Я здесь, холодный, равнодушный,
И трепет не знаком со мной.

(М. Ю. Лермонтов, 1830)

В этом стихотворении важное место занимает ____________________, описание природы. В то же время, в основе произведения лежит размышление о жизни, что относит его к _________________________ лирике

Решение

В этом стихотворении важное место занимает пейзаж, описание природы. В то же время, в основе произведения лежит размышление о жизни, что относит его к философской лирике

Ответ: пейзажфилософской
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 12

НИЩИЙ

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

(М. Ю. Лермонтов, 1830)

Стихотворение Лермонтова относится к _____________________ лирике, так как здесь лирический герой описывает свои романтические чувства к девушке. Основным приёмом этого стихотворения является _____________________, сопоставление лирического героя с нищим.

Решение

Стихотворение Лермонтова относится к любовной лирике, так как здесь лирический герой описывает свои романтические чувства к девушке. Основным приёмом этого стихотворения является сравнение, сопоставление лирического героя с нищим.

Ответ: любовнойсравнение
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 13

***

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
— Нечитанным стихам!

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.

(М. И. Цветаева, 1913)

Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

В стихотворении М. И. Цветаевой отражены переживания ______________ героини, который пишет стихи; в каждой строфе М. И. Цветаева прибегает к такому средству художественной выразительности, как ______________, уподобляющему стихи поэта то брызгам из фонтана, то драгоценным винам.

Решение
Ответ: лирическойсравнение
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 14

ОНА ИДЁТ ВО ВСЕЙ КРАСЕ

Она идёт во всей красе —
Светла, как ночь её страны.
Вся глубь небес и звезды все
В её очах заключены,
Как солнце в утренней росе,
Но только мраком смягчены.

Прибавить луч иль тень отнять —
И будет уж совсем не та
Волос агатовая прядь,
Не те глаза, не те уста
И лоб, где помыслов печать
Так безупречна, так чиста.

А этот взгляд, и цвет ланит,
И лёгкий смех, как всплеск морской, —
Всё в ней о мире говорит.
Она в душе хранит покой
И если счастье подарит,
То самой щедрою рукой!

(Дж. Байрон, перевод С. Я. Маршака)

Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Стихотворение Дж. Байрона относится к такому роду литературы, как ______________, в нём нашли отражение принципы литературного направления, которое обозначается таким термином, как ______________.

Решение
Ответ: лирикаромантизм
Показать решение
Бесплатный интенсив
Показать еще

Бесплатный интенсив по литературе

3 огненных вебинара, домашние задания, беседа курса, личный кабинет, связь с преподавателем и многое другое.
Курс стартует 4 ноября.

Бесплатный интенсив