Бесплатный интенсив по литературе
3 огненных вебинара, домашние задания, беседа курса, личный кабинет, связь с преподавателем и
многое другое.
Курс стартует 27 января.
Подробнее об интенсиве
Задание 6. Употребление литературоведческих терминов в контексте. ЕГЭ 2025 по литературе
Средний процент выполнения: 92.5%
Ответом к заданию 6 по литературе может быть цифра (число) или слово.
Задачи для практики
Задача 1
ВДОХНОВЕНЬЕ
Жду, как заваленный в забое,
Что стих пробьётся в жизнь мою.
Бью в это тёмное, рябое,
В слепое, в каменное бью.
Прислушиваюсь: не слыхать ли,
Что пробиваются ко мне.
Но это только капли, капли
Скользят по каменной стене.
Жду, как заваленный в забое,
Долблю железную руду, —
Не пробивается ль живое
Навстречу моему труду?..
Жду исступлённо и устало,
Бью в камень медленно и зло…
О, только бы оно пришло!
О, только бы не опоздало!
(Д. Самойлов, 1977)
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
В стихотворении Д. Самойлова присутствует такой прием, как __________________, т.е. повторение одинаковых гласных звуков («Жду, как заваленный в забое, // Долблю железную руду…») Кроме того, автор обращается к такому средству выразительности, как ____________________ («стих пробьётся в жизнь мою»).
Решение
Задача 2
АВГУСТ
Так щедро август звёзды расточал.
Он так бездумно приступал к владенью,
и обращались лица ростовчан
и всех южан — навстречу их паденью.
Я добрую благодарю судьбу.
Так падали мне на плечи созвездья,
как падают в заброшенном саду
сирени неопрятные соцветья.
Подолгу наблюдали мы закат,
соседей наших клавиши сердили,
к старинному роялю музыкант
склонял свои печальные седины.
Мы были звуки музыки одной.
О, можно было инструмент расстроить,
но твоего созвучия со мной
нельзя было нарушить и расторгнуть.
В ту осень так горели маяки,
так недалёко звёзды пролегали,
бульварами шагали моряки,
и девушки в косынках пробегали.
Всё то же там паденье звёзд и зной,
всё так же побережье неизменно.
Лишь выпали из музыки одной
две ноты, взятые одновременно.
(Б. А. Ахмадулина, 1958)
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Для большей художественной выразительности автор использует ___________________, образные определения («печальные седины», «неопрятные соцветья»). А для создания эффекта «падающих звуков» используется __________________, повтор согласных в соседних строчках.
Решение
Для большей художественной выразительности автор использует эпитеты, образные определения («печальные седины», «неопрятные соцветья»). А для создания эффекта «падающих звуков» используется аллитерация, повтор согласных в соседних строчках.
Задача 3
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ
Это — круто налившийся свист,
Это — щёлканье сдавленных льдинок,
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьёв поединок.
Это — сладкий заглохший горох,
Это — слёзы вселенной в лопатках,
Это — с пультов и флейт — Figaro
Низвергается градом на грядку.
Всё, что ночи так важно сыскать
На глубоких купаленных доньях,
И звезду донести до садка
На трепещущих мокрых ладонях.
Площе досок в воде — духота.
Небосвод завалился ольхою.
Этим звёздам к лицу б хохотать,
Ан вселенная — место глухое.
(Б. Л. Пастернак, 1941)
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Во многих своих лирических произведениях Пастернак осмысляет поэзию через образы природы. Такой повторяющийся комплекс смыслов, дополнительная тема в творчестве автора обозначается термином _______________. Кроме того, в стихотворении используется ____________________, т.е. повтор согласных, создающий образ («… круто налившийся свист», «ночь леденящая лист»).
Решение
Пастернак во многих своих произведениях философски осмысляет поэзию, обращаясь к явлениям природы. Такой устойчивый смысловой элемент художественного текста, который повторяется в литературном произведении или в творчестве автора в целом принято обозначать термином мотив. Кроме того, в стихотворении используется аллитерация, т.е. повтор согласных, создающий образ («… круто налившийся свист», «ночь леденящая лист»).
Задача 4
ПИСЬМО МАТЕРИ
Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, —
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
(С. А. Есенин, 1924)
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
В этом стихотворении поэт обращается к своей матери, что позволяет отнести произведение к такому жанру как _______________. Здесь использована ______________ композиция: стихотворение открывается и завершается изображением матери, выходящей на дорогу встречать сына «в старомодном ветхом шушуне»
Решение
В этом стихотворении поэт обращается к своей матери, что позволяет отнести произведение к такому жанру как послание. Здесь использована кольцевая композиция: стихотворение открывается и завершается изображением матери, выходящей на дорогу встречать сына «в старомодном ветхом шушуне»
Задача 5
ЛЕНИНГРАД
Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.
Ты вернулся сюда — так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей!
Узнавай же скорее декабрьский денёк,
Где к зловещему дёгтю подмешан желток.
Петербург! я ещё не хочу умирать!
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! у меня ещё есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице чёрной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
И всю ночь напролёт жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
(О. Э. Мандельштам, 1930)
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Автор использует городской _______________, описывая Ленинград. В предпоследней строчке встречается прием скрытой насмешки, обозначаемый термином __________.
Решение
Автор использует городской пейзаж, описывая Ленинград. В предпоследней строчке встречается прием скрытой насмешки, обозначаемый термином ирония.
Задача 6
***
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И тёплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаёшь,
А песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поёшь.
(А. А. Ахматова, 1915)
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Стихотворение относится к ____________________ лирике. Ахматова использует _______________, чтобы создать ощущение перечисления особых "весенних" примет.
Решение
Стихотворение относится к пейзажной лирике. Ахматова использует анафору, чтобы создать ощущение перечисления особых "весенних" примет.
Задача 7
* * *
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твоё лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.
Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.
Летели дни, крутясь проклятым роем…
Вино и страсть терзали жизнь мою…
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слёзы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.
Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла…
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла…
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Всё миновалось, молодость прошла!
Твоё лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.
(А. А. Блок, 1908)
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Это стихотворение относится к ___________________ лирике поэта. В финале звучит горестное ___________________ восклицание, усиливающее трагидийные мотивы стихотворения.
Решение
Это стихотворение относится к любовной лирике поэта. В финале звучит горестное риторическое восклицание, усиливающее трагидийные мотивы стихотворения.
Задача 8
ФАБРИКА
В соседнем доме окна жёлты.
По вечерам — по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
И глухо заперты ворота,
А на стене — а на стене
Недвижный кто-то, чёрный кто-то
Людей считает в тишине.
Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовёт
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жёлтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.
(А. А. Блок, 1903)
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Поэт описывает городской __________________ при помощи мрачных образов ("в соседнем доме...", "к воротам...."). _________________________ герой становится свидетелем социальной несправедливости.
Решение
Поэт описывает городской пейзаж при помощи мрачных образов ("в соседнем доме...", "к воротам...."). Лирический герой становится свидетелем социальной несправедливости.
Задача 9
***
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
— Нечитанным стихам!
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
(М. И. Цветаева, 1913)
Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
В стихотворении М. И. Цветаевой отражены переживания ______________ героини, который пишет стихи; в каждой строфе М. И. Цветаева прибегает к такому средству художественной выразительности, как ______________, уподобляющему стихи поэта то брызгам из фонтана, то драгоценным винам.
Решение
В стихотворении М. И. Цветаевой отражены переживания ЛИРИЧЕСКОЙ героини, который пишет стихи; в каждой строфе М. И. Цветаева прибегает к такому средству художественной выразительности, как СРАВНЕНИЕ, уподобляющему стихи поэта то брызгам из фонтана, то драгоценным винам.
Задача 10
СОНЕТ 23
Как тот актёр, который, оробев,
Теряет нить давно знакомой роли,
Как тот безумец, что, впадая в гнев,
В избытке сил теряет силу воли, —
Так я молчу, не зная, что сказать,
Не оттого, что сердце охладело.
Нет, на мои уста кладёт печать
Моя любовь, которой нет предела.
Так пусть же книга говорит с тобой.
Пускай она, безмолвный мой ходатай,
Идёт к тебе с признаньем и мольбой
И справедливой требует расплаты.
Прочтёшь ли ты слова любви немой?
Услышишь ли глазами голос мой?
(У. Шекспир, перевод С. Я. Маршака)
Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Стихотворение У. Шекспира описывает интимные переживания ______________ героя, который признаётся в силе своих чувств, нашедших отражение в творчестве, что позволяет отнести произведение к ______________ лирике.
Решение
Если перед нами произведение, относящееся к лирике, то мы сразу отмечаем, что центральным лицом, выражающим эмоции и чувства, будет лирический герой. Лирика, в которой можно наблюдать любовные перипетии и мотивы, называется любовной.
Задача 11
ОНА ИДЁТ ВО ВСЕЙ КРАСЕ
Она идёт во всей красе —
Светла, как ночь её страны.
Вся глубь небес и звезды все
В её очах заключены,
Как солнце в утренней росе,
Но только мраком смягчены.
Прибавить луч иль тень отнять —
И будет уж совсем не та
Волос агатовая прядь,
Не те глаза, не те уста
И лоб, где помыслов печать
Так безупречна, так чиста.
А этот взгляд, и цвет ланит,
И лёгкий смех, как всплеск морской, —
Всё в ней о мире говорит.
Она в душе хранит покой
И если счастье подарит,
То самой щедрою рукой!
(Дж. Байрон, перевод С. Я. Маршака)
Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Стихотворение Дж. Байрона относится к такому роду литературы, как ______________, в нём нашли отражение принципы литературного направления, которое обозначается таким термином, как ______________.
Решение
Задача 12
* * *
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашёл я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из её груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
(Н. А. Некрасов, 1848)
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
В основе стихотворения Некрасова лежит размышление об особенностях поэтического ремесла, что позволяет отнести его к такой тематической разновидности лирики как поэт и __________________. Центральным ________________ произведения стала Муза.
Решение
В основе стихотворения Некрасова лежит размышление об особенностях поэтического ремесла, что позволяет отнести его к такой тематической разновидности лирики как поэт и поэзия. Центральным образом произведения стала Муза.
Задача 13
ГРОЗА
Ревёт гроза, дымятся тучи
Над тёмной бездною морской,
И хлещут пеною кипучей,
Толпяся волны меж собой.
Вкруг скал огнистой лентой вьётся
Печальной молнии змея,
Стихий тревожный рой мятётся –
И здесь стою недвижим я.
Стою — ужель тому ужасно
Стремленье всех надземных сил,
Кто в жизни чувствовал напрасно
И жизнию обманут был?
Вокруг кого, сей яд сердечный,
Вились сужденья клеветы,
Как вкруг скалы остроконечной,
Губитель-пламень, вьёшься ты?
О нет! — летай, огонь воздушный,
Свистите, ветры, над главой;
Я здесь, холодный, равнодушный,
И трепет не знаком со мной.
(М. Ю. Лермонтов, 1830)
В этом стихотворении важное место занимает ____________________, описание природы. В то же время, в основе произведения лежит размышление о жизни, что относит его к _________________________ лирике
Решение
В этом стихотворении важное место занимает пейзаж, описание природы. В то же время, в основе произведения лежит размышление о жизни, что относит его к философской лирике
Задача 14
НИЩИЙ
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
(М. Ю. Лермонтов, 1830)
Стихотворение Лермонтова относится к _____________________ лирике, так как здесь лирический герой описывает свои романтические чувства к девушке. Основным приёмом этого стихотворения является _____________________, сопоставление лирического героя с нищим.
Решение
Стихотворение Лермонтова относится к любовной лирике, так как здесь лирический герой описывает свои романтические чувства к девушке. Основным приёмом этого стихотворения является сравнение, сопоставление лирического героя с нищим.