Задание 6. Употребление литературоведческих терминов в контексте. ЕГЭ 2026 по литературе
Средний процент выполнения: 92.5%
Ответом к заданию 6 по литературе может быть цифра (число) или слово.
Подпишись на суперполезные материалы
Задачи для практики
Задача 1
ВОСПОМИНАНИЕ
По лужам бродили,
едва лишь снега растаяли.
Равнодушно слушали
ручья торопливую речь.
Семнадцатилетние,
воду ни в грош не ставили,
к двадцати годам
научились ее беречь.
И бывало невесело
безусому воинству.
Дрожал на донышке фляги
глоток последний.
Зато научились
оценивать по достоинству
и флягу,
и реку,
и дождик летний...
Рекам студеным,
лесным родникам
не изменим.
Фляги
для всякого случая
сохраняем.
С малой росинкой дружим,
и каплю ценим —
слез не бросаем на ветер,
слез не роняем.
(Ю. Левитанский, 1956)
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Такой литературный раздел, как ___________ названия, определяет основной смысл стихотворения Ю. Левитанского. ___________ вспоминает ушедшее и указывает на то, как люди не ценили простые материальные блага, которые в военное время были в дефиците.
Решение
Такой литературный раздел, как поэтика названия, определяет основной смысл стихотворения Ю. Левитанского. Лирический герой вспоминает ушедшее и указывает на то, как люди не ценили простые материальные блага, которые в военное время были в дефиците.
Задача 2
ПИСЬМО К ЖЕНЩИНЕ
Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел —
Катиться дальше, вниз.
Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму —
Куда несет нас рок событий.
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь —
Корабль в плачевном состоянье.
Земля — корабль!
Но кто-то вдруг
За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу бурь и вьюг
Ее направил величаво.
Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.
Тогда и я,
Под дикий шум,
Но зрело знающий работу,
Спустился в корабельный трюм,
Чтоб не смотреть людскую рвоту.
Тот трюм был —
Русским кабаком.
И я склонился над стаканом,
Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.
Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несет нас рок событий…
Теперь года прошли.
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.
И говорю за праздничным вином:
Хвала и слава рулевому!
Сегодня я
В ударе нежных чувств.
Я вспомнил вашу грустную усталость.
И вот теперь
Я сообщить вам мчусь,
Каков я был,
И что со мною сталось!
Любимая!
Сказать приятно мне:
Я избежал паденья с кручи.
Теперь в Советской стороне
Я самый яростный попутчик.
Я стал не тем,
Кем был тогда.
Не мучил бы я вас,
Как это было раньше.
За знамя вольности
И светлого труда
Готов идти хоть до Ла-Манша.
Простите мне…
Я знаю: вы не та —
Живете вы
С серьезным, умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен.
Живите так,
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени.
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш
Сергей Есенин.
(С. А. Есенин, 1924)
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Творчество С.А. Есенина относится к такому модернистскому течению, как _______________. Стихотворение "Письмо к женщине" относится к ______________ лирике: лирический герой обращается прежде всего к возлюбленной, ставшей для него отголоском прошлого.
Решение
Творчество С.А. Есенина относится к такому модернистскому течению, как имажинизм. Стихотворение "Письмо к женщине" относится к любовной лирике: лирический герой обращается прежде всего к возлюбленной, ставшей для него отголоском прошлого.
Задача 3
И ОТКУДА ВДРУГ БЕРУТСЯ СИЛЫ
И откуда
Вдруг берутся силы
В час, когда
В душе черным-черно?..
Если б я
Была не дочь России,
Опустила руки бы давно,
Опустила руки
В сорок первом.
Помнишь?
Заградительные рвы,
Словно обнажившиеся нервы,
Зазмеились около Москвы.
Похоронки,
Раны,
Пепелища…
Память,
Душу мне
Войной не рви,
Только времени
Не знаю чище
И острее
К Родине любви.
Лишь любовь
Давала людям силы
Посреди ревущего огня.
Если б я
Не верила в Россию,
То она
Не верила б в меня.
(Ю.В. Друнина, 1941)
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Стихотворение относится к ____________________ лирике. Центральным является ___________________ России, придающий лирической героине силы в трудное военное время.
Решение
Стихотворение относится к гражданской лирике. Центральным является образ России, придающий лирической героине силы в трудное военное время.
Задача 4
ПИСЬМО К ЖЕНЩИНЕ
Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел —
Катиться дальше, вниз.
Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму —
Куда несет нас рок событий.
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь —
Корабль в плачевном состоянье.
Земля — корабль!
Но кто-то вдруг
За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу бурь и вьюг
Ее направил величаво.
Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.
Тогда и я,
Под дикий шум,
Но зрело знающий работу,
Спустился в корабельный трюм,
Чтоб не смотреть людскую рвоту.
Тот трюм был —
Русским кабаком.
И я склонился над стаканом,
Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.
Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несет нас рок событий…
Теперь года прошли.
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.
И говорю за праздничным вином:
Хвала и слава рулевому!
Сегодня я
В ударе нежных чувств.
Я вспомнил вашу грустную усталость.
И вот теперь
Я сообщить вам мчусь,
Каков я был,
И что со мною сталось!
Любимая!
Сказать приятно мне:
Я избежал паденья с кручи.
Теперь в Советской стороне
Я самый яростный попутчик.
Я стал не тем,
Кем был тогда.
Не мучил бы я вас,
Как это было раньше.
За знамя вольности
И светлого труда
Готов идти хоть до Ла-Манша.
Простите мне…
Я знаю: вы не та —
Живете вы
С серьезным, умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен.
Живите так,
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени.
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш
Сергей Есенин.
(С. А. Есенин, 1924)
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Для усиления накала и эмоциональности автор обращается к единоначатию, или _______________. С помощью _______________ ("как лошадь...") лирический герой подчеркивает внутреннее состояние во время любовной связи.
Решение
Для усиления накала и эмоциональности автор обращается к единоначатию, или анафоре. С помощью сравнения ("как лошадь...") лирический герой подчеркивает внутреннее состояние во время любовной связи.
Задача 5
ВОСПОМИНАНИЕ
По лужам бродили,
едва лишь снега растаяли.
Равнодушно слушали
ручья торопливую речь.
Семнадцатилетние,
воду ни в грош не ставили,
к двадцати годам
научились ее беречь.
И бывало невесело
безусому воинству.
Дрожал на донышке фляги
глоток последний.
Зато научились
оценивать по достоинству
и флягу,
и реку,
и дождик летний...
Рекам студеным,
лесным родникам
не изменим.
Фляги
для всякого случая
сохраняем.
С малой росинкой дружим,
и каплю ценим —
слез не бросаем на ветер,
слез не роняем.
(Ю. Левитанский, 1956)
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Стихотворение Ю. Левитанского относится к такому литературному роду, как _______________. В тексте представлены природные _______________, связанные мотивом утраты всего, что было доступно до разгара военных действий.
Решение
Стихотворение Ю. Левитанского относится к такому литературному роду, как лирика. В тексте представлены природные образы, связанные мотивом утраты всего, что было доступно до разгара военных действий.
Задача 6
ВОСПОМИНАНИЕ
По лужам бродили,
едва лишь снега растаяли.
Равнодушно слушали
ручья торопливую речь.
Семнадцатилетние,
воду ни в грош не ставили,
к двадцати годам
научились ее беречь.
И бывало невесело
безусому воинству.
Дрожал на донышке фляги
глоток последний.
Зато научились
оценивать по достоинству
и флягу,
и реку,
и дождик летний...
Рекам студеным,
лесным родникам
не изменим.
Фляги
для всякого случая
сохраняем.
С малой росинкой дружим,
и каплю ценим —
слез не бросаем на ветер,
слез не роняем.
(Ю. Левитанский, 1956)
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Стихотворение Ю. Левитанского наполнено однотипными звонкими согласными (р, д, б), которые являются чертой такого художественного приема, как ___________. Важно отметить, что лирический текст отличает характерный для военного времени ___________ — настроение, связанное с печалью, горечью и утратой.
Решение
Стихотворение Ю. Левитанского наполнено однотипными звонкими согласными (р, д, б), которые являются чертой такого художественного приема, как аллитерация. Важно отметить, что лирический текст отличает характерный для военного времени пафос — настроение, связанное с печалью, горечью и утратой.
Задача 7
РОДНИК
Я тех мест святыми не считаю,
Я от тех лесов почти отвык.
Там по мне, наверно, не скучает
Очень звонкий маленький родник.
Он пропах землёй, травой и хвоей,
В жаркий полдень холоден всегда.
А опустишь руку в голубое,
Заласкает светлая вода.
У его задумчивого пенья
Я большой учился чистоте,
Первым, самым робким вдохновеньям,
Первой, самой маленькой мечте.
Я тех мест святыми не считаю,
Только я не так ещё отвык,
Только пусть пока не высыхает
Очень звонкий маленький родник.
Пусть вдали от низенького дома
Я, мужая, сделаюсь седым.
Я ещё приду к нему, живому,
И ещё напьюсь его воды!
(В. А. Солоухин, 1945)
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
В стихотворении В.А. Солоухина присутствует такой прием, как _________, т.е. одинаковое начало строк в лирическом произведении ("Только я не так ещё отвык, / Только пусть пока не высыхает"), а так же поэт обращается к такому средству выразительности, как ___________ ("Очень звонкий маленький родник").
Решение
В стихотворении В.А. Солоухина присутствует такой прием, как анафора, т.е. одинаковое начало строк в лирическом произведении ("Только я не так ещё отвык, / Только пусть пока не высыхает"), а так же поэт обращается к такому средству выразительности, как эпитет ("Очень звонкий маленький родник").
Задача 8
РОДИНА
Как весною мой север призывен!
О, мятежная свежесть его!
Золотой, распевающий ливень,
а потом - торжество... торжество...
Облака восклицают невнятно.
Вся черемуха в звонких шмелях.
Тают бледно-лиловые пятна
на березовых светлых стволах.
Над шумливой рекою,- тяжелой
от лазури влекомых небес,-
раскачнулся и замер веселый,
но еще неуверенный лес.
В глубине изумрудной есть место,
где мне пальцы трава леденит,
где, как в сумерках храма невеста,
первый ландыш, сияя, стоит...
Неподвижен, задумчиво-дивен
ослепительный, тонкий цветок...
Как весною мой север призывен)
Как весною мой север далек!
(В. В. Набоков, 1921)
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Стихотворение Набокова “Родина” написано трехсложным размером _______________________, и в нём используется перекрёстная __________________________
Решение
Стихотворение Набокова “Родина” написано трехсложным размером АНАПЕСТ, и в нём используется перекрёстная РИФМОВКА
Задача 9
* * *
Учись у них — у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слёзы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвёт последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Её промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
(А. А. Фет, 1883)
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
А. А. Фет прибегает в данном стихотворении к ______________________, системе звуковых повторов, пауз, различных видов интонаций, создающих мелодику звуковых сочетаний («И за сердце хватает холод лютый…»). Также здесь автор использует _______________ восклицание, усиливая эмоциональное воздействие на читателя («молчи и ты!»)
Решение
А. А. Фет прибегает в данном стихотворении к звукописи, системе звуковых повторов, пауз, различных видов интонаций, создающих мелодику звуковых сочетаний («И за сердце хватает холод лютый…»). Также здесь автор использует риторическое восклицание, усиливая эмоциональное воздействие на читателя («молчи и ты!»)
Задача 10
* * *
Край ты мой, родимый край!
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!
(А. К. Толстой, 1851)
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Поэт описывает __________________ при помощи образов зверей и птиц. _________________________ герой наслаждается свистом соловья и мерным шелестом ветра в степях.
Решение
Поэт описывает пейзаж при помощи образов зверей и птиц. Лирический герой наслаждается свистом соловья и мерным шелестом ветра в степях.
Задача 11
Вся суть в одном-единственном завете:
То, что скажу, до времени тая,
Я это знаю лучше всех на свете —
Живых и мертвых, — знаю только я.
Сказать то слово никому другому,
Я никогда бы ни за что не мог
Передоверить. Даже Льву Толстому —
Нельзя. Не скажет — пусть себе он бог.
А я лишь смертный. За свое в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.
(А.Т. Твардовский)
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Стихотворение относится роду литературы ____________. В последней строфе лирический герой прибегает к ________________, то есть разбиению одного предложения на несколько с целью повышения выразительности высказывания.
Решение
Стихотворение относится роду литературы лирика. В последней строфе лирический герой прибегает к парцелляции, то есть разбиению одного предложения на несколько с целью повышения выразительности высказывания.
Задача 12
* * *
Я не люблю иронии твоей,
Оставь её отжившим и нежившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Ещё остаток чувства сохранившим,
Нам рано предаваться ей!
Пока ещё застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты, —
Пока ещё кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты –
Не торопи развязки неизбежной!
И без того она недалека:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска…
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны…
(Н. А. Некрасов, 1850)
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Лирический герой стихотворения размышляет над его взаимоотношениями с возлюбленной, что позволяет отнести его к __________________________ лирике. Чувства героя противоречивы, поэтому основным приёмом произведения стала ___________________ («Кипим сильней, последней жаждой полны,/Но в сердце тай- ный холод и тоска…»)
Решение
Лирический герой стихотворения размышляет над его взаимоотношениями с возлюбленной, что позволяет отнести его к любовной лирике. Чувства героя противоречивы, поэтому основным приёмом произведения стала антитеза («Кипим сильней, последней жаждой полны,/Но в сердце тайный холод и тоска…»)
Задача 13
ЗЕМЛЯ
За то, что на свете я жил неумело,
За то, что не кривдой служил я тебе,
За то, что имел не бессмертное тело.
Я дивной твоей сопричастен судьбе.
К тебе, истомившись, потянутся руки
С такой наболевшей любовью обнять,
Я снова пойду за Великие Луки,
Чтоб снова мне крестные муки принять.
И грязь на дорогах твоих не сладима,
И тощая глина твоя солона.
Слезами солдатскими будешь хранима
И вдовьей смертельною скорбью сильна.
(А. А. Тарковский, 1944)
Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
В стихотворении А. А. Тарковского используется ______________, который представляет собой повторение в строке, фразе, строфе однородных/одинаковых гласных звуков («За то, что на свете я жил неумело…»), и ______________, являющийся ярким образным определением предмета.
Решение
В стихотворении А. А. Тарковского используется АССОНАНС, который представляет собой повторение в строке, фразе, строфе однородных/одинаковых гласных звуков («За то, что на свете я жил неумело…»), и ЭПИТЕТ, являющийся ярким образным определением предмета.
Задача 14
ПАМЯТНИК
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов твёрже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полёт его не сокрушит.
Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастёт моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух про́йдет обо мне от Белых вод до Чёрных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льёт Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчётных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
О Муза! возгордись заслугой справедливой,
И пре́зрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринуждённою рукой, неторопливой,
Чело твое зарёй бессмертия венчай.
(Г. Р. Державин, 1795)
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Стихотворение Г. Р. Державина написано приподнятым, величавым стилем, что позволяет его отнести к жанру ______________. Поэт рассуждает в этом произведении о своём творчестве, что является признаком такой тематической разновидности лирики как поэт и _____________________.
Решение
Стихотворение Г. Р. Державина написано приподнятым, величавым стилем, что позволяет его отнести к жанру оды. Поэт рассуждает в этом произведении о своём творчестве, что является признаком такой тематической разновидности лирики как поэт и поэзия.
Задача 15
ТАЙНА
Чудный месяц горит над рекою,
Над местами отроческих лет,
И на родине, полной покоя,
Широко разгорается свет…
Этот месяц горит не случайно
На дремотной своей высоте,
Есть какая-то жгучая тайна
В этой русской ночной красоте!
Словно слышится пение хора,
Словно скачут на тройках гонцы,
И в глуши задремавшего бора
Всё звенят и звенят бубенцы…
(Н. М. Рубцов, 1970)
Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
В стихотворении Н. М. Рубцова «Тайна» используется такой троп, как ______________, основанный на переносе наименования по сходству; особую музыкальность стиху придаёт ______________, в основе которой лежит повтор гласных и согласных звуков.
Решение
Мы запоминаем, что под метафорой имеется в виду художественное средство выразительности, или троп, являющий собой скрытое сравнение и перенос наименования по сходству (некое скрытое сопоставление). Звукописью является повтор гласных и согласных звуков.
Задача 16
НИЩИЙ
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
(М. Ю. Лермонтов, 1830)
Стихотворение Лермонтова относится к _____________________ лирике, так как здесь лирический герой описывает свои романтические чувства к девушке. Основным приёмом этого стихотворения является _____________________, сопоставление лирического героя с нищим.
Решение
Стихотворение Лермонтова относится к любовной лирике, так как здесь лирический герой описывает свои романтические чувства к девушке. Основным приёмом этого стихотворения является сравнение, сопоставление лирического героя с нищим.
Задача 17
Вся суть в одном-единственном завете:
То, что скажу, до времени тая,
Я это знаю лучше всех на свете —
Живых и мертвых, — знаю только я.
Сказать то слово никому другому,
Я никогда бы ни за что не мог
Передоверить. Даже Льву Толстому —
Нельзя. Не скажет — пусть себе он бог.
А я лишь смертный. За свое в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.
(А.Т. Твардовский)
Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Стихотворение «Вся суть в одном-единственном завете…» относится к роду литературы, который обозначается термином ______. Поэма «Василий Тёркин» Твардовского, в свою очередь, относится к роду _________.
Решение
Стихотворение «Вся суть в одном-единственном завете…» относится к роду литературы, который обозначается термином лирика. Поэма «Василий Тёркин» Твардовского, в свою очередь, относится к роду лироэпос.
Задача 18
ОНА ИДЁТ ВО ВСЕЙ КРАСЕ
Она идёт во всей красе —
Светла, как ночь её страны.
Вся глубь небес и звезды все
В её очах заключены,
Как солнце в утренней росе,
Но только мраком смягчены.
Прибавить луч иль тень отнять —
И будет уж совсем не та
Волос агатовая прядь,
Не те глаза, не те уста
И лоб, где помыслов печать
Так безупречна, так чиста.
А этот взгляд, и цвет ланит,
И лёгкий смех, как всплеск морской, —
Всё в ней о мире говорит.
Она в душе хранит покой
И если счастье подарит,
То самой щедрою рукой!
(Дж. Байрон, перевод С. Я. Маршака)
Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Стихотворение Дж. Байрона относится к такому роду литературы, как ______________, в нём нашли отражение принципы литературного направления, которое обозначается таким термином, как ______________.
Решение
Задача 19
ПАМЯТНИК
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов твёрже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полёт его не сокрушит.
Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастёт моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Чёрных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льёт Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчётных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринуждённою рукой неторопливой
Чело твоё зарёй бессмертия венчай.
(Г. Р. Державин,1795)
Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Стихотворение «Памятник» Г. Р. Державина относится к одному из основных направлений в русской литературе XVIII века — ______________, поэтому не случайно жанровое своеобразие произведения — ______________, которой свойственна торжественность звучания языка, богатого лексикой высокого стиля.
Решение
Задача 20
СТАНСЫ
Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад тёмно-синий
я впотьмах не найду,
между выцветших линий
на асфальт упаду.
И душа, неустанно
поспешая во тьму,
промелькнёт над мостами
в петроградском дыму,
и апрельская морось,
над затылком снежок,
и услышу я голос:
— до свиданья, дружок.
И увижу две жизни
далеко за рекой,
к равнодушной отчизне
прижимаясь щекой,
— словно девочки-сёстры
из непрожитых лет,
выбегая на остров,
машут мальчику вслед.
(И. А. Бродский, 1962)
Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Приведённое стихотворение состоит из трёх ______________, представляющих собой восьмистишья, обособленные друг от друга; обращение лирического героя к Васильевскому острову с использованием местоимения «твой», а также придание отчизне человеческого качества равнодушия позволяют говорить об использовании такого тропа, как ______________.
Решение
Приведённое стихотворение состоит из трёх СТРОФ, представляющих собой восьмистишья, обособленные друг от друга; обращение лирического героя к Васильевскому острову с использованием местоимения «твой», а также придание отчизне человеческого качества равнодушия позволяют говорить об использовании такого тропа, как ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.
Рекомендуемые курсы подготовки
- Разберешься в сюжете и композиции пьес Гоголя и Островского
- Потренируешься в тестовых заданиях №1 и №3
- Разберешь план, структуру и критерии оценки сочинения №4
на бесплатном курсе Турбо ЕГЭ