Задание 8. Поиск средств художественной выразительности в стихотворении. ЕГЭ 2026 по литературе

За это задание ты можешь получить 1 балл. На решение дается около 5 минут. Уровень сложности: базовый.
Средний процент выполнения: 66.4%
Ответом к заданию 8 по литературе может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.

Алгоритм решения задания 8:

  1. Прочитайте фрагмент произведения.
  2. Выявите предмет вопроса. О чём вас спрашивают? О конфликте? О средствах выразительности? О конкретной теме?
  3. Выделите в фрагменте два конкретных эпизода/две цитаты, в которых содержится ответ на вопрос.
  4. Сформулируйте 2 тезиса (утверждения) и аргументируйте их выделенными цитатами/эпизодами.

Что требуется:

У 8 задания всего 3 критерия:

  1. Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена (2 балла).
  2. Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют (2 балла).
  3. Отсутствуют логические, речевые ошибки (2 балла).

отвечать нужно только по данному фрагменту и обязательно опираться на текст!

Задачи для практики

Задача 1

И ОТКУДА ВДРУГ БЕРУТСЯ СИЛЫ

И откуда
Вдруг берутся силы
В час, когда
В душе черным-черно?..

Если б я
Была не дочь России,
Опустила руки бы давно,
Опустила руки
В сорок первом.
Помнишь?

Заградительные рвы,
Словно обнажившиеся нервы,
Зазмеились около Москвы.

Похоронки,

Раны,

Пепелища…

Память,

Душу мне
Войной не рви,
Только времени
Не знаю чище
И острее
К Родине любви.

Лишь любовь
Давала людям силы
Посреди ревущего огня.

Если б я
Не верила в Россию,
То она
Не верила б в меня.

(Ю.В. Друнина, 1941)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. анафора
  2. просторечие
  3. повтор
  4. инверсия
  5. гротеск
  6. эпитет
  7. сравнение
Решение

Анафора: "Опустила руки/опустила руки"; просторечие: "похоронки"; повтор: "не верила...не верила"; инверсия: "...вдруг берутся силы". Сравнение: "словно обнажившиеся нервы" и эпитет "ревущего".

Ответ: 123467
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 2

ВОСПОМИНАНИЕ

По лужам бродили,
едва лишь снега растаяли.

Равнодушно слушали
ручья торопливую речь.

Семнадцатилетние,
воду ни в грош не ставили,
к двадцати годам
научились ее беречь.

И бывало невесело
безусому воинству.

Дрожал на донышке фляги
глоток последний.

Зато научились
оценивать по достоинству
и флягу,
и реку,
и дождик летний...

Рекам студеным,
лесным родникам
не изменим.

Фляги
для всякого случая
сохраняем.

С малой росинкой дружим,
и каплю ценим —
слез не бросаем на ветер,
слез не роняем.

(Ю. Левитанский, 1956)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. риторическое восклицание
  2. аллитерация
  3. эпитет
  4. инверсия
  5. рефрен
  6. звукопись
  7. анафора
Решение

Инверсия: "Дрожал на донышке фляги / глоток последний". Аллитерация: "Дрожал на Донышке фляги..." Эпитет: "...глоток последний..." Звукопись: "рАвнодУШно слУШАли" Анафора: "СЛЕЗ НЕ бросаем / СЛЕЗ НЕ роняем"

Ответ: 23467
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 3

РОДИНА

Как весною мой север призывен!
О, мятежная свежесть его!
Золотой, распевающий ливень,
а потом - торжество... торжество...

Облака восклицают невнятно.
Вся черемуха в звонких шмелях.
Тают бледно-лиловые пятна
на березовых светлых стволах.

Над шумливой рекою,- тяжелой
от лазури влекомых небес,-
раскачнулся и замер веселый,
но еще неуверенный лес.

В глубине изумрудной есть место,
где мне пальцы трава леденит,
где, как в сумерках храма невеста,
первый ландыш, сияя, стоит...

Неподвижен, задумчиво-дивен
ослепительный, тонкий цветок...
Как весною мой север призывен)
Как весною мой север далек!

(В. В. Набоков, 1921)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. риторический вопрос
  2. сравнение
  3. эпитет
  4. анафора
  5. звукопись
  6. эпифора
  7. риторическое восклицание
Решение

Сравнение: "как в сумерках храма..." Эпитет: "неподвижен", "задумчиво-дивен" Анафора: "Как весною..." Звукопись: "...а пОтОм - тОржествО... тОржествО... Риторическое восклицание: "Как весною мой север призывен!"

Ответ: 23457
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 4

МОЛИТВА

Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Тёплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.

(М. Ю. Лермонтов,1837)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. антитеза
  2. анафора
  3. сравнение
  4. литота
  5. эпитет
  6. инверсия
  7. парцелляция
Решение

1. Антитеза: "Не за свою молю душу пустынную, // За душу странника в мире безродного".
2. Анафора: "Не о спасении, не перед битвою, // Не с благодарностью... // Не за свою молю..."
5. Эпитет: "ярким сиянием", "душу пустынную", "странника безродного", "сердцу незлобному".
6. Инверсия: "Окружи счастием душу достойную..."

Ответ: 1256
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 5

ЗЕМЛЯ

За то, что на свете я жил неумело,
За то, что не кривдой служил я тебе,
За то, что имел не бессмертное тело.
Я дивной твоей сопричастен судьбе.

К тебе, истомившись, потянутся руки
С такой наболевшей любовью обнять,
Я снова пойду за Великие Луки,
Чтоб снова мне крестные муки принять.

И грязь на дорогах твоих не сладима,
И тощая глина твоя солона.
Слезами солдатскими будешь хранима
И вдовьей смертельною скорбью сильна.

(А. А. Тарковский, 1944)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. аллитерация
  2. гипербола
  3. повтор
  4. инверсия
  5. гротеск
  6. анафора
  7. риторический вопрос
Решение

Эпитеты: «дивная судьба», «крестные муки», «солдатские слёзы», «вдовья скорбь». Метафоры: «сопричастен судьбе», «слезами солдатскими будешь хранима». Аллитерация: "Слезами солдатскими будешь хранима И вдовьей смертельною скорбью сильна." Олицетворения: «грязь... не сладима», «тощая глина... солона». Анафора: «И грязь на дорогах твоих не сладима, / И тощая глина твоя солона». Лексический повтор: «я дивной твоей сопричастен судьбе / к тебе, истомившись, потянутся руки». Инверсия: «солдатскими слезами будешь хранима». Просторечные слова: «не сладима», «сладима», «солона».

Ответ: 1346
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 6

ПАМЯТНИК

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов твёрже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полёт его не сокрушит.

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастёт моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Чёрных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льёт Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчётных,
Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринуждённою рукой неторопливой
Чело твоё зарёй бессмертия венчай.

(Г. Р. Державин,1795)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. метафора
  2. синтаксический параллелизм
  3. обращение
  4. метонимия
  5. парцелляция
  6. эпитет
  7. ассонанс
Решение

Метафора: "заря бессмертия"; "обращение: "О муза!" Метонимия: "Всяк будет помнить то в народах неисчётных..." Эпитет: "забавном русском слоге". Ассонанс: "кАк Из бЕзвЕстностИ я тЕм ИзвЕстЕн стАл..."

Ответ: 13467
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 7

* * *

Край ты мой, родимый край!
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!

Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!

(А. К. Толстой, 1851)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении.

  1. анафора
  2. литота
  3. метафора
  4. эпитет
  5. риторический вопрос
  6. литота
  7. лексический повтор
Решение

Метафоры – «конский бег на воле», «в небе крик орлиных стай».
Эпитеты – «край родимый», «бор дремучий», «свист полночный соловья»
Анафора — «гой ты»
Лексический повтор — «Край ты мой, родимый край!»

Ответ: 1347
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 8

В краю, куда их вывезли гуртом,
Где ни села вблизи, не то что города,
На севере, тайгою запертом,
Всего там было — холода и голода.

Но непременно вспоминала мать,
Чуть речь зайдет про все про то, что минуло,
Как не хотелось там ей помирать, —
Уж очень было кладбище немилое.

Кругом леса без края и конца —
Что видит глаз — глухие, нелюдимые.
А на погосте том — ни деревца,
Ни даже тебе прутика единого.

Так-сяк, не в ряд нарытая земля
Меж вековыми пнями да корягами,
И хоть бы где подальше от жилья,
А то — могилки сразу за бараками.

И ей, бывало, виделись во сне
Не столько дом и двор со всеми справами,
А взгорок тот в родимой стороне
С крестами под березами кудрявыми.

Такая то краса и благодать,
Вдали большак, дымит пыльца дорожная,
— Проснусь, проснусь, — рассказывала мать, —
А за стеною — кладбище таежное...

Теперь над ней березы, хоть не те,
Что снились за тайгою чужедальнею.
Досталось прописаться в тесноте
На вечную квартиру коммунальную.

И не в обиде. И не все ль равно.
Какою метой вечность сверху мечена.
А тех берез кудрявых — их давно
На свете нету. Сниться больше нечему.

(А.Т. Твардовский)

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных в данном стихотворении

  1. парцелляция
  2. неологизм
  3. метафора
  4. эпитет
  5. гротеск
  6. просторечная лексика
  7. обращение
Решение

1. Парцелляция: «И не в обиде. И не все ль равно. // Какою метой вечность сверху мечена».
3. Метафора: «И не все ль равно. // Какою метой вечность сверху мечена».
4. Эпитет: «берез кудрявых».
6. Просторечная лексика: «хоть», «нету».

Ответ: 1346
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 9

СЛОВА

Красиво падала листва,
Красиво плыли пароходы.
Стояли ясные погоды,
И праздничные торжества
Справлял сентябрь первоначальный,
Задумчивый, но не печальный.

И понял я, что в мире нет
Затёртых слов или явлений.
Их существо до самых недр
Взрывает потрясённый гений.
И ветер необыкновенней,
Когда он ветер, а не ветр.

Люблю обычные слова,
Как неизведанные страны.
Они понятны лишь сперва,
Потом значенья их туманны.
Их протирают, как стекло,
И в этом наше ремесло.

(Д. С. Самойлов, 1961)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны:

  1. ассонанс
  2. аллитерация
  3. литота
  4. ирония
  5. синтаксический параллелизм
  6. сравнение
  7. инверсия
Решение

1. Ассонанс: повтор звуков [а], [о]
2. Аллитерация: повтор звуков [р], [л]
5. Синтаксический параллелизм: «Красиво падала листва, // Красиво плыли пароходы».
6. Сравнение: «Их протирают, как стекло...»
7. Инверсия: «И понял я, что в мире нет...»

Ответ: 12567
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 10

* * *

Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь —
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю…
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!

(А. К. Толстой, 1851)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении.

  1. ирония
  2. инверсия
  3. метафора
  4. эпитет
  5. риторический вопрос
  6. эпифора
  7. парцелляция
Решение

Инверсия — «твои покрывала черты», «стан твой понравился тонкий» и др.
Метафора — «тревоги мирской суеты», «тайна покрывала черты»
Эпитеты – «шумный», «мирской», «звонкий»

Ответ: 234
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 11

СПЛИН

Воскресенье: привычно-унылая процессия
Воскресных легко узнаваемых лиц,
Приличий, шёлковых шляп и шляпок девиц,
Повторяемость коих — как чередованье булыжников и черепиц —
Ввергает в депрессию,
В круговорот беспричинных сомнений, тревог и обсессий.

Вечер, свечи и чай!
Прогулка котов и детей вдоль аллей;
Против вялого сговора обыкновенных вещей
Бессильна хандра, настигающая в этот час.

И Жизнь, серенькая и убогая,
Привередливая, апатичная, изнывающая в тоске,
Замирает, с парой перчаток и шляпой в руке,
Не терпящая отсрочки, даже минутной,
В галстуке и сюртуке — педантично-строгая,
Замирает на пороге Абсолюта.

(Т. Элиот, 1910, перевод И. Имазина)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны:

  1. умолчание
  2. эпифора
  3. риторическое восклицание
  4. синекдоха
  5. сравнение
  6. аллитерация
  7. эпитет
Решение

Риторическое восклицание: "Вечер, свечи и чай!"
Синекдоха: "процессия... шёлковых шляп и шляпок" (часть вместо целого)
Сравнение: "Приличий, шёлковых шляп и шляпок девиц, / Повторяемость коих — как чередованье булыжников и черепиц — / Ввергает в депрессию"
Аллитерация: "ВоСкРеСеНье: ПРиВычНо-уНылая ПРоцеССия"
Эпитет: "Вялого сговора"

Ответ: 34567
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 12

ПИСЬМО МАТЕРИ

Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, —
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

(С. А. Есенин, 1924)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. риторический вопрос
  2. инверсия
  3. аллегория
  4. литота
  5. просторечные выражения
  6. риторическое восклицание
  7. анафора
Решение

1. риторический вопрос: «Ты жива еще, моя старушка?»
2. инверсия: «Не такой уж горький я пропойца»
5. просторечные выражения: «саданул», «шибко»
6. риторическое восклицание: «Не надо!»
7. анафора: «Не буди / Не волнуй»

Ответ: 12567
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 13

В РЕСТОРАНЕ

Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре — фонари.

Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.

Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблён».

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступлённо запели смычки…
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки…

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка…
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: «Лови!..»
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.

(А. Блок, 1910)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. эпитет
  2. сравнение
  3. метафора
  4. риторические вопросы
  5. сарказм
  6. инверсия
  7. звукопись
Решение

1. эпитет: “бледное небо”, “жёлтая заря”, “черная роза”, “золотой аи”, “испуганная птица”.
2. сравнение: “золотой как небо”, “словно сон мой”.
3. метафора: “небо сожжено пожаром зари”, “запели смычки”, “движенье испуганной птицы”.
6. инверсия: “Исступлённо запели смычки…”
7. звукопись: “ты прОшлА, СЛОвнО СОн мой ЛегкА…”

Ответ: 12367
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 14

ЧЕЛОВЕК И МОРЕ

Как зеркало своей заповедной тоски,
Свободный Человек, любить ты будешь Море,
Своей безбрежностью хмелеть в родном просторе,
Чьи бездны, как твой дух безудержный, — горьки;

Свой темный лик ловить под отсветом зыбей
Пустым объятием и сердца ропот гневный
С весельем узнавать в их злобе многозевной,
В неукротимости немолкнущих скорбей.

Вы оба замкнуты, и скрытны, и темны.
Кто тайное твое, о Человек, поведал?
Кто клады влажных недр исчислил и разведал,
О Море?.. Жадные ревнивцы глубины!

Что ж долгие века без устали, скупцы,
Вы в распре яростной так оба беспощадны,
Так алчно пагубны, так люто кровожадны,
О братья-вороги, о вечные борцы!

(Ш. Бодлер, перевод Вяч. Иванова)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных Ш. Бодлером в данном произведении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. эпитет
  2. ирония
  3. оксюморон
  4. риторические вопросы
  5. сравнение
  6. риторические восклицания
  7. обращение
Решение

В этом тексте используются следующие художественные средства:
Эпитеты: «заповедная тоска», «родной простор», «тёмный лик», «неукротимость скорбей», «жадные ревнивцы», «долгие века».
Метафоры: «как зеркало своей заповедной тоски», «хмелеть в родном просторе», «тёмный лик ловить под отсветом зыбей», «клады влажных недр».
Олицетворения: «безбрежностью хмелеть», «бездны, как твой дух безудержный — горьки», «сердца ропот гневный».
Антитеза (противопоставление): «оба — оба», «замкнуты — открыты», «скрытны — явны», «темны — светлы».
Риторические вопросы: «Кто тайное твоё, о Человек, поведал?», «Кто клады влажных недр исчислил и разведал, о Море?»
Лексический повтор: «О Море?.. Жадные ревнивцы глубины! / О Море?.. Жадные ревнивцы глубины!»
Анафора (единоначатие): «Что ж долгие века без устали, скупцы, / Вы в распре яростной так оба беспощадны, / Так алчно пагубны, так люто кровожадны, / О братья-вороги, о вечные борцы!»
Парцелляция: «Свой тёмный лик ловить под отсветом зыбей. / Пустым объятием и сердца ропот гневный...»
Риторические восклицания: «Жадные ревнивцы глубины!»
Обращение: «О братья-вороги, о вечные борцы!»

Ответ: 14567
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 15

***

Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.

Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; я в пять лет
Должен был от скарлатины
Умереть, живи в невинный
Век, в котором горя нет.

Ты себя в счастливцы прочишь,
А при Грозном жить не хочешь?
Не мечтаешь о чуме
Флорентийской и проказе?
Хочешь ехать в первом классе,
А не в трюме, в полутьме?

Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; обниму
Век мой, рок мой на прощанье.
Время — это испытанье.
Не завидуй никому.

Крепко тесное объятье.
Время — кожа, а не платье.
Глубока его печать.
Словно с пальцев отпечатки,
С нас — его черты и складки,
Приглядевшись, можно взять.

(А. С. Кушнер, 1978)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. эпитет
  2. градация
  3. риторический вопрос
  4. метафора
  5. неологизм
  6. сравнение
  7. аллитерация
Решение

1. эпитет: "век железный", "сад чудесный".
3. риторический вопрос: "Ты себя в счастливцы прочишь, // А при Грозном жить не хочешь?"
4. метафора: "время — кожа"
6. сравнение: "Словно с пальцев отпечатки"
7. аллитерация: "СЛовно С ПаЛьцев отПечатки"

Ответ: 13467
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 16

Вся суть в одном-единственном завете:
То, что скажу, до времени тая,
Я это знаю лучше всех на свете —
Живых и мертвых, — знаю только я.

Сказать то слово никому другому,
Я никогда бы ни за что не мог
Передоверить. Даже Льву Толстому —
Нельзя. Не скажет — пусть себе он бог.

А я лишь смертный. За свое в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.
(А.Т. Твардовский)

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных во второй и третьей строфах стихотворения

  1. парцелляция
  2. неологизм
  3. гротеск
  4. гипербола
  5. просторечие
  6. звукопись
  7. литота
Решение

1. Парцелляция: «Сказать хочу. И так, как я хочу»
4. Гипербола: «пусть себе он бог»
5. Просторечие: «хлопочу»
6. Звукопись: «НЕльзя. НЕ скажЕт — пусть сЕбЕ Он бОг».

Ответ: 1456
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 17

ДРУГОЕ

Что сделалось? Зачем я не могу,
уж целый год не знаю, не умею
слагать стихи и только немоту
тяжёлую в моих губах имею?

Вы скажете — но вот уже строфа,
четыре строчки в ней, она готова.
Я не о том. Во мне уже стара
привычка ставить слово после слова.

Порядок этот ведает рука.
Я не о том. Как это прежде было?
Когда происходило — не строка —
другое что-то. Только что? — Забыла.

Да, то, другое, разве знало страх,
когда шалило голосом так смело,
само, как смех, смеялось на устах
и плакало, как плач, если хотело?

(Б. А. Ахмадулина, 1965)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны:

  1. сравнение
  2. синекдоха
  3. повторы
  4. инверсия
  5. литота
  6. просторечная лексика
  7. риторический вопрос
Решение

1. Сравнение: "как смех", "как плач".
3. Повторы: "Я не о том"
4. Инверсия: "..и только немоту тяжелую в моих губах имею?"
6. Просторечная лексика: "уж", "шалило"
7. Риторический вопрос: "...само, как смех, смеялось на устах / и плакало, как плач, если хотело?

Ответ: 13467
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 18

СОНЕТ 23

Как тот актёр, который, оробев,
Теряет нить давно знакомой роли,
Как тот безумец, что, впадая в гнев,
В избытке сил теряет силу воли, —

Так я молчу, не зная, что сказать,
Не оттого, что сердце охладело.
Нет, на мои уста кладёт печать
Моя любовь, которой нет предела.

Так пусть же книга говорит с тобой.
Пускай она, безмолвный мой ходатай,
Идёт к тебе с признаньем и мольбой
И справедливой требует расплаты.

Прочтёшь ли ты слова любви немой?
Услышишь ли глазами голос мой?

(У. Шекспир, перевод С. Я. Маршака)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны:

  1. олицетворение
  2. гипербола
  3. эпифора
  4. сравнение
  5. риторический вопрос
  6. неологизмы
  7. риторическое восклицание
Решение

1. Олицетворение - "книга говорит", "книга идет".
2. Гипербола - "Моя любовь, которой нет предела".
4. Сравнение - "Как тот актёр", "Как тот безумец".
5. Риторический вопрос - "Прочтёшь ли ты слова любви немой?" "Услышишь ли глазами голос мой?"

Ответ: 1245
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 19

СТАНСЫ

Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад тёмно-синий
я впотьмах не найду,
между выцветших линий
на асфальт упаду.

И душа, неустанно
поспешая во тьму,
промелькнёт над мостами
в петроградском дыму,
и апрельская морось,
над затылком снежок,
и услышу я голос:
— до свиданья, дружок.

И увижу две жизни
далеко за рекой,
к равнодушной отчизне
прижимаясь щекой,
— словно девочки-сёстры
из непрожитых лет,
выбегая на остров,
машут мальчику вслед.

(И. А. Бродский, 1962)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны:

  1. гипербола
  2. парцелляция
  3. сравнение
  4. метонимия
  5. эпитет
  6. устаревшая лексика
  7. лексический повтор
Решение

3. Сравнение: «словно девочки-сёстры»
4. Метонимия: «равнодушная отчизна».
5. Эпитет: «равнодушная отчизна».
6. Устаревшая лексика: «впотьмах».
7. Лексический повтор: «...Я приду умирать. / Твой фасад тёмно-синий Я впотьмах не найду».

Ответ: 34567
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 20

ОСЕННИЙ КЛЁН

Осенний мир осмысленно устроен
И населён.
Войди в него и будь душой спокоен,
Как этот клён.

И если пыль на миг тебя покроет,
Не помертвей.
Пусть на заре листы твои умоет
Роса полей.

Когда ж гроза над миром разразится
И ураган,
Они заставят до земли склониться
Твой тонкий стан.

Но даже впав в смертельную истому
От этих мук,
Подобно древу осени простому,
Смолчи, мой друг.

Не забывай, что выпрямится снова,
Не искривлён,
Но умудрён от разума земного,
Осенний клён.

(Н. А. Заболоцкий, 1955)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны:

  1. эпитет
  2. инверсия
  3. метонимия
  4. сравнение
  5. гипербола
  6. неологизмы
  7. анафора
Решение

1. Эпитет: "тонкий стан".
2. Инверсия: "И если пыль на миг тебя покроет".
4. Сравнение: "будь душой спокоен, / Как этот клён".
7. Анафора: Не забывай, что выпрямится снова, / Не искривлён..."

Ответ: 1247
Показать решение
Бесплатный интенсив
Показать еще

Что необходимо знать?

Для выполнения 8 задания, конечно же, желательно быть ознакомленным с произведением. Однако это необязательно! Поскольку вам нужно опираться именно на данный фрагмент, общие знания о произведении вам не понадобятся.

Тем не менее, важно знать базовую теорию литературы, которая дана в кодификаторе. Как правило, предметом вопроса выступает один из общих терминов.

  • Без воды
  • Ламповая атмосфера
  • Крутые преподаватели

ЕГЭ 2026: бесплатный курс
по литературе

На бесплатном демо-курсе ты:
  • Разберешься в сюжете и композиции пьес Гоголя и Островского
  • Потренируешься в тестовых заданиях №1 и №3
  • Разберешь план, структуру и критерии оценки сочинения №4
Получи бесплатный демо-доступ
Оставь заявку и займи место
на бесплатном курсе Турбо ЕГЭ
Нажимая на кнопку «Отправить», вы принимаете положение об обработке персональных данных.