Задание 8. Поиск средств художественной выразительности в стихотворении. ЕГЭ 2026 по литературе

За это задание ты можешь получить 1 балл. На решение дается около 5 минут. Уровень сложности: базовый.
Средний процент выполнения: 60.3%
Ответом к заданию 8 по литературе может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.

Алгоритм решения задания 8:

  1. Прочитайте фрагмент произведения.
  2. Выявите предмет вопроса. О чём вас спрашивают? О конфликте? О средствах выразительности? О конкретной теме?
  3. Выделите в фрагменте два конкретных эпизода/две цитаты, в которых содержится ответ на вопрос.
  4. Сформулируйте 2 тезиса (утверждения) и аргументируйте их выделенными цитатами/эпизодами.

Что требуется:

У 8 задания всего 3 критерия:

  1. Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена (2 балла).
  2. Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют (2 балла).
  3. Отсутствуют логические, речевые ошибки (2 балла).

отвечать нужно только по данному фрагменту и обязательно опираться на текст!

Задачи для практики

Задача 1

И ОТКУДА ВДРУГ БЕРУТСЯ СИЛЫ

И откуда
Вдруг берутся силы
В час, когда
В душе черным-черно?..

Если б я
Была не дочь России,
Опустила руки бы давно,
Опустила руки
В сорок первом.
Помнишь?

Заградительные рвы,
Словно обнажившиеся нервы,
Зазмеились около Москвы.

Похоронки,

Раны,

Пепелища…

Память,

Душу мне
Войной не рви,
Только времени
Не знаю чище
И острее
К Родине любви.

Лишь любовь
Давала людям силы
Посреди ревущего огня.

Если б я
Не верила в Россию,
То она
Не верила б в меня.

(Ю.В. Друнина, 1941)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. анафора
  2. просторечие
  3. повтор
  4. инверсия
  5. гротеск
  6. эпитет
  7. сравнение
Решение

Анафора: "Опустила руки/опустила руки"; просторечие: "похоронки"; повтор: "не верила...не верила"; инверсия: "...вдруг берутся силы". Сравнение: "словно обнажившиеся нервы" и эпитет "ревущего".

Ответ: 123467
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 2

ВОСПОМИНАНИЕ

По лужам бродили,
едва лишь снега растаяли.

Равнодушно слушали
ручья торопливую речь.

Семнадцатилетние,
воду ни в грош не ставили,
к двадцати годам
научились ее беречь.

И бывало невесело
безусому воинству.

Дрожал на донышке фляги
глоток последний.

Зато научились
оценивать по достоинству
и флягу,
и реку,
и дождик летний...

Рекам студеным,
лесным родникам
не изменим.

Фляги
для всякого случая
сохраняем.

С малой росинкой дружим,
и каплю ценим —
слез не бросаем на ветер,
слез не роняем.

(Ю. Левитанский, 1956)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. риторическое восклицание
  2. аллитерация
  3. эпитет
  4. инверсия
  5. рефрен
  6. звукопись
  7. анафора
Решение

Инверсия: "Дрожал на донышке фляги / глоток последний". Аллитерация: "Дрожал на Донышке фляги..." Эпитет: "...глоток последний..." Звукопись: "рАвнодУШно слУШАли" Анафора: "СЛЕЗ НЕ бросаем / СЛЕЗ НЕ роняем"

Ответ: 23467
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 3

РОДИНА

Как весною мой север призывен!
О, мятежная свежесть его!
Золотой, распевающий ливень,
а потом - торжество... торжество...

Облака восклицают невнятно.
Вся черемуха в звонких шмелях.
Тают бледно-лиловые пятна
на березовых светлых стволах.

Над шумливой рекою,- тяжелой
от лазури влекомых небес,-
раскачнулся и замер веселый,
но еще неуверенный лес.

В глубине изумрудной есть место,
где мне пальцы трава леденит,
где, как в сумерках храма невеста,
первый ландыш, сияя, стоит...

Неподвижен, задумчиво-дивен
ослепительный, тонкий цветок...
Как весною мой север призывен)
Как весною мой север далек!

(В. В. Набоков, 1921)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. риторический вопрос
  2. сравнение
  3. эпитет
  4. анафора
  5. звукопись
  6. эпифора
  7. риторическое восклицание
Решение

Сравнение: "как в сумерках храма..." Эпитет: "неподвижен", "задумчиво-дивен" Анафора: "Как весною..." Звукопись: "...а пОтОм - тОржествО... тОржествО... Риторическое восклицание: "Как весною мой север призывен!"

Ответ: 23457
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 4

СТАНСЫ

Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад тёмно-синий
я впотьмах не найду,
между выцветших линий
на асфальт упаду.

И душа, неустанно
поспешая во тьму,
промелькнёт над мостами
в петроградском дыму,
и апрельская морось,
над затылком снежок,
и услышу я голос:
— до свиданья, дружок.

И увижу две жизни
далеко за рекой,
к равнодушной отчизне
прижимаясь щекой,
— словно девочки-сёстры
из непрожитых лет,
выбегая на остров,
машут мальчику вслед.

(И. А. Бродский, 1962)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны:

  1. гипербола
  2. парцелляция
  3. сравнение
  4. метонимия
  5. эпитет
  6. устаревшая лексика
  7. лексический повтор
Решение

3. Сравнение: «словно девочки-сёстры»
4. Метонимия: «равнодушная отчизна».
5. Эпитет: «равнодушная отчизна».
6. Устаревшая лексика: «впотьмах».
7. Лексический повтор: «...Я приду умирать. / Твой фасад тёмно-синий Я впотьмах не найду».

Ответ: 34567
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 5

***

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
— Нечитанным стихам!

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.

(М. И. Цветаева, 1913)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. эпитет
  2. риторическое восклицание
  3. оксюморон
  4. инверсия
  5. ирония
  6. сравнение
  7. гротеск
Решение

Посмотрим, какие художественные средства были использованы в стихотворении М.И. Цветаевой: эпитет ("маленькие", "драгоценным"), риторическое восклицание (Где их никто не брал и не берет!"), инверсия ("Настанет свой черед"). Сравнение: "Моим стихам, как драгоценным винам".

Ответ: 1246
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 6

ОСЕННИЙ КЛЁН

Осенний мир осмысленно устроен
И населён.
Войди в него и будь душой спокоен,
Как этот клён.

И если пыль на миг тебя покроет,
Не помертвей.
Пусть на заре листы твои умоет
Роса полей.

Когда ж гроза над миром разразится
И ураган,
Они заставят до земли склониться
Твой тонкий стан.

Но даже впав в смертельную истому
От этих мук,
Подобно древу осени простому,
Смолчи, мой друг.

Не забывай, что выпрямится снова,
Не искривлён,
Но умудрён от разума земного,
Осенний клён.

(Н. А. Заболоцкий, 1955)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны:

  1. эпитет
  2. инверсия
  3. метонимия
  4. сравнение
  5. гипербола
  6. неологизмы
  7. анафора
Решение

1. Эпитет: "тонкий стан".
2. Инверсия: "И если пыль на миг тебя покроет".
4. Сравнение: "будь душой спокоен, / Как этот клён".
7. Анафора: Не забывай, что выпрямится снова, / Не искривлён..."

Ответ: 1247
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 7

ЧЕЛОВЕК И МОРЕ

Как зеркало своей заповедной тоски,
Свободный Человек, любить ты будешь Море,
Своей безбрежностью хмелеть в родном просторе,
Чьи бездны, как твой дух безудержный, — горьки;

Свой темный лик ловить под отсветом зыбей
Пустым объятием и сердца ропот гневный
С весельем узнавать в их злобе многозевной,
В неукротимости немолкнущих скорбей.

Вы оба замкнуты, и скрытны, и темны.
Кто тайное твое, о Человек, поведал?
Кто клады влажных недр исчислил и разведал,
О Море?.. Жадные ревнивцы глубины!

Что ж долгие века без устали, скупцы,
Вы в распре яростной так оба беспощадны,
Так алчно пагубны, так люто кровожадны,
О братья-вороги, о вечные борцы!

(Ш. Бодлер, перевод Вяч. Иванова)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных Ш. Бодлером в данном произведении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. эпитет
  2. ирония
  3. оксюморон
  4. риторические вопросы
  5. сравнение
  6. риторические восклицания
  7. обращение
Решение

В этом тексте используются следующие художественные средства:
Эпитеты: «заповедная тоска», «родной простор», «тёмный лик», «неукротимость скорбей», «жадные ревнивцы», «долгие века».
Метафоры: «как зеркало своей заповедной тоски», «хмелеть в родном просторе», «тёмный лик ловить под отсветом зыбей», «клады влажных недр».
Олицетворения: «безбрежностью хмелеть», «бездны, как твой дух безудержный — горьки», «сердца ропот гневный».
Антитеза (противопоставление): «оба — оба», «замкнуты — открыты», «скрытны — явны», «темны — светлы».
Риторические вопросы: «Кто тайное твоё, о Человек, поведал?», «Кто клады влажных недр исчислил и разведал, о Море?»
Лексический повтор: «О Море?.. Жадные ревнивцы глубины! / О Море?.. Жадные ревнивцы глубины!»
Анафора (единоначатие): «Что ж долгие века без устали, скупцы, / Вы в распре яростной так оба беспощадны, / Так алчно пагубны, так люто кровожадны, / О братья-вороги, о вечные борцы!»
Парцелляция: «Свой тёмный лик ловить под отсветом зыбей. / Пустым объятием и сердца ропот гневный...»
Риторические восклицания: «Жадные ревнивцы глубины!»
Обращение: «О братья-вороги, о вечные борцы!»

Ответ: 14567
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 8

***

Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.

Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; я в пять лет
Должен был от скарлатины
Умереть, живи в невинный
Век, в котором горя нет.

Ты себя в счастливцы прочишь,
А при Грозном жить не хочешь?
Не мечтаешь о чуме
Флорентийской и проказе?
Хочешь ехать в первом классе,
А не в трюме, в полутьме?

Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; обниму
Век мой, рок мой на прощанье.
Время — это испытанье.
Не завидуй никому.

Крепко тесное объятье.
Время — кожа, а не платье.
Глубока его печать.
Словно с пальцев отпечатки,
С нас — его черты и складки,
Приглядевшись, можно взять.

(А. С. Кушнер, 1978)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. эпитет
  2. градация
  3. риторический вопрос
  4. метафора
  5. неологизм
  6. сравнение
  7. аллитерация
Решение

1. эпитет: "век железный", "сад чудесный".
3. риторический вопрос: "Ты себя в счастливцы прочишь, // А при Грозном жить не хочешь?"
4. метафора: "время — кожа"
6. сравнение: "Словно с пальцев отпечатки"
7. аллитерация: "СЛовно С ПаЛьцев отПечатки"

Ответ: 13467
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 9

МОЛИТВА ПЕРЕД ПОЭМОЙ (Из поэмы «Братская ГЭС»)

Поэт в России — больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.

Поэт в ней — образ века своего
и будущего призрачный прообраз.
Поэт подводит, не впадая в робость,
итог всему, что было до него.

Сумею ли? культуры не хватает…
Нахватанность пророчеств не сулит…
Но дух России надо мной витает
и дерзновенно пробовать велит.

И, на колени тихо становясь,
готовый и для смерти и победы,
прошу смиренно помощи у вас,
великие российские поэты…

Дай, Пушкин, мне свою певучесть,
свою раскованную речь,
свою пленительную участь —
как бы шаля, глаголом жечь.

Дай, Лермонтов, свой жёлчный взгляд,
своей презрительности яд
и келью замкнутой души,
где дышит, скрытая в тиши,
недоброты твоей сестра —
лампада тайного добра.

Дай, Некрасов, уняв мою резвость,
боль иссеченной музы твоей –
у парадных подъездов, у рельсов
да в просторах лесов и полей.

Дай твоей неизящности силу.
Дай мне подвиг мучительный твой,
чтоб идти, волоча всю Россию,
как бурлаки идут бечевой.

О, дай мне, Блок, туманность вещую
и два кренящихся крыла,
чтобы, тая загадку вечную,
сквозь тело музыка текла.

Дай, Пастернак, смещенье дней,
смущенье веток,
сращенье запахов, теней
с мученьем века,
чтоб слово, садом бормоча,
цвело и зрело,
чтобы вовек твоя свеча
во мне горела.

Есенин, дай на счастье нежность мне
к берёзкам и лугам, к зверью и людям
и ко всему другому на земле,
что мы с тобой так беззащитно любим.

Дай, Маяковский, мне
глыбастость,
буйство,
бас,
непримиримость грозную к подонкам,
чтоб смог и я,
сквозь время прорубясь,
сказать о нём
товарищам-потомкам.

(Е. А. Евтушенко, 1964)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны:

  1. сарказм
  2. гипербола
  3. метафора
  4. гротеск
  5. эпитет
  6. просторечная лексика
  7. лексический повтор
Решение

2. Гипербола: "волоча всю Россию"
3. Метафора: "глаголом жечь", " келью замкнутой души", "лампада тайного добра"
5. Эпитет: "гордый дух", "призрачный прообраз", "раскованную речь", "пленительную участь", "жёлчный взгляд" и др.
6. Просторечная лексика: "чтоб"
7. Лексический повтор: "Дай, Лермонтов, СВОЙ жёлчный взгляд, / СВОЕЙ презрительности яд"

Ответ: 23567
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 10

* * *

Край ты мой, родимый край!
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!

Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!

(А. К. Толстой, 1851)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении.

  1. анафора
  2. литота
  3. метафора
  4. эпитет
  5. риторический вопрос
  6. литота
  7. лексический повтор
Решение

Метафоры – «конский бег на воле», «в небе крик орлиных стай».
Эпитеты – «край родимый», «бор дремучий», «свист полночный соловья»
Анафора — «гой ты»
Лексический повтор — «Край ты мой, родимый край!»

Ответ: 1347
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 11

* * *

Достойно, главное, достойно
любые встретить времена,
когда эпоха то застойна,
то взбаламучена до дна.

Достойно, главное, достойно,
чтоб раздаватели щедрот
не довели тебя до стойла
и не заткнули сеном рот.

Страх перед временем — паденье.
На трусость душу не потрать,
но приготовь себя к потере
всего, что страшно потерять.

И если всё переломалось,
как невозможно предрешить,
скажи себе такую малость:
«И это надо пережить».

(Е. А. Евтушенко, 1976)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. умолчание
  2. повтор
  3. ирония
  4. метафора
  5. просторечие
  6. литота
  7. инверсия
Решение

2. Повтор: "Достойно, главное, достойно".
4. Метафора: "эпоха то застойна, // то взбаламучена до дна", "раздаватели щедрот".
5. Просторечие: "заткнули".
7. Инверсия: "На трусость душу не потрать..."

Ответ: 2457
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 12

В РЕСТОРАНЕ

Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре — фонари.

Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.

Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблён».

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступлённо запели смычки…
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки…

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка…
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: «Лови!..»
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.

(А. Блок, 1910)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. эпитет
  2. сравнение
  3. метафора
  4. риторические вопросы
  5. сарказм
  6. инверсия
  7. звукопись
Решение

1. эпитет: “бледное небо”, “жёлтая заря”, “черная роза”, “золотой аи”, “испуганная птица”.
2. сравнение: “золотой как небо”, “словно сон мой”.
3. метафора: “небо сожжено пожаром зари”, “запели смычки”, “движенье испуганной птицы”.
6. инверсия: “Исступлённо запели смычки…”
7. звукопись: “ты прОшлА, СЛОвнО СОн мой ЛегкА…”

Ответ: 12367
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 13

СПЛИН

Воскресенье: привычно-унылая процессия
Воскресных легко узнаваемых лиц,
Приличий, шёлковых шляп и шляпок девиц,
Повторяемость коих — как чередованье булыжников и черепиц —
Ввергает в депрессию,
В круговорот беспричинных сомнений, тревог и обсессий.

Вечер, свечи и чай!
Прогулка котов и детей вдоль аллей;
Против вялого сговора обыкновенных вещей
Бессильна хандра, настигающая в этот час.

И Жизнь, серенькая и убогая,
Привередливая, апатичная, изнывающая в тоске,
Замирает, с парой перчаток и шляпой в руке,
Не терпящая отсрочки, даже минутной,
В галстуке и сюртуке — педантично-строгая,
Замирает на пороге Абсолюта.

(Т. Элиот, 1910, перевод И. Имазина)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны:

  1. умолчание
  2. эпифора
  3. риторическое восклицание
  4. синекдоха
  5. сравнение
  6. аллитерация
  7. эпитет
Решение

Риторическое восклицание: "Вечер, свечи и чай!"
Синекдоха: "процессия... шёлковых шляп и шляпок" (часть вместо целого)
Сравнение: "Приличий, шёлковых шляп и шляпок девиц, / Повторяемость коих — как чередованье булыжников и черепиц — / Ввергает в депрессию"
Аллитерация: "ВоСкРеСеНье: ПРиВычНо-уНылая ПРоцеССия"
Эпитет: "Вялого сговора"

Ответ: 34567
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 14

ДРУГОЕ

Что сделалось? Зачем я не могу,
уж целый год не знаю, не умею
слагать стихи и только немоту
тяжёлую в моих губах имею?

Вы скажете — но вот уже строфа,
четыре строчки в ней, она готова.
Я не о том. Во мне уже стара
привычка ставить слово после слова.

Порядок этот ведает рука.
Я не о том. Как это прежде было?
Когда происходило — не строка —
другое что-то. Только что? — Забыла.

Да, то, другое, разве знало страх,
когда шалило голосом так смело,
само, как смех, смеялось на устах
и плакало, как плач, если хотело?

(Б. А. Ахмадулина, 1965)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны:

  1. сравнение
  2. синекдоха
  3. повторы
  4. инверсия
  5. литота
  6. просторечная лексика
  7. риторический вопрос
Решение

1. Сравнение: "как смех", "как плач".
3. Повторы: "Я не о том"
4. Инверсия: "..и только немоту тяжелую в моих губах имею?"
6. Просторечная лексика: "уж", "шалило"
7. Риторический вопрос: "...само, как смех, смеялось на устах / и плакало, как плач, если хотело?

Ответ: 13467
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 15

В краю, куда их вывезли гуртом,
Где ни села вблизи, не то что города,
На севере, тайгою запертом,
Всего там было — холода и голода.

Но непременно вспоминала мать,
Чуть речь зайдет про все про то, что минуло,
Как не хотелось там ей помирать, —
Уж очень было кладбище немилое.

Кругом леса без края и конца —
Что видит глаз — глухие, нелюдимые.
А на погосте том — ни деревца,
Ни даже тебе прутика единого.

Так-сяк, не в ряд нарытая земля
Меж вековыми пнями да корягами,
И хоть бы где подальше от жилья,
А то — могилки сразу за бараками.

И ей, бывало, виделись во сне
Не столько дом и двор со всеми справами,
А взгорок тот в родимой стороне
С крестами под березами кудрявыми.

Такая то краса и благодать,
Вдали большак, дымит пыльца дорожная,
— Проснусь, проснусь, — рассказывала мать, —
А за стеною — кладбище таежное...

Теперь над ней березы, хоть не те,
Что снились за тайгою чужедальнею.
Досталось прописаться в тесноте
На вечную квартиру коммунальную.

И не в обиде. И не все ль равно.
Какою метой вечность сверху мечена.
А тех берез кудрявых — их давно
На свете нету. Сниться больше нечему.

(А.Т. Твардовский)

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных в данном стихотворении

  1. парцелляция
  2. неологизм
  3. метафора
  4. эпитет
  5. гротеск
  6. просторечная лексика
  7. обращение
Решение

1. Парцелляция: «И не в обиде. И не все ль равно. // Какою метой вечность сверху мечена».
3. Метафора: «И не все ль равно. // Какою метой вечность сверху мечена».
4. Эпитет: «берез кудрявых».
6. Просторечная лексика: «хоть», «нету».

Ответ: 1346
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 16

* * *

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключённый, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас.

(А. А. Ахматова, 1922)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. эпифора
  2. сравнение
  3. инверсия
  4. синекдоха
  5. эпитет
  6. обращение
  7. гротеск
Решение

Рассмотрим основные средства выразительности и фигуры речи, использованные автором в лирическом тексте. Сравнение: "как больной"; инверсия: "пахнет хлеб"; эпитет: "глухом", обращение: "Темна твоя дорога, странник..."

Ответ: 2356
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 17

* * *

Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь —
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю…
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!

(А. К. Толстой, 1851)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении.

  1. ирония
  2. инверсия
  3. метафора
  4. эпитет
  5. риторический вопрос
  6. эпифора
  7. парцелляция
Решение

Инверсия — «твои покрывала черты», «стан твой понравился тонкий» и др.
Метафора — «тревоги мирской суеты», «тайна покрывала черты»
Эпитеты – «шумный», «мирской», «звонкий»

Ответ: 234
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 18

ПИСЬМО МАТЕРИ

Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, —
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

(С. А. Есенин, 1924)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. риторический вопрос
  2. инверсия
  3. аллегория
  4. литота
  5. просторечные выражения
  6. риторическое восклицание
  7. анафора
Решение

1. риторический вопрос: «Ты жива еще, моя старушка?»
2. инверсия: «Не такой уж горький я пропойца»
5. просторечные выражения: «саданул», «шибко»
6. риторическое восклицание: «Не надо!»
7. анафора: «Не буди / Не волнуй»

Ответ: 12567
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 19

Вся суть в одном-единственном завете:
То, что скажу, до времени тая,
Я это знаю лучше всех на свете —
Живых и мертвых, — знаю только я.

Сказать то слово никому другому,
Я никогда бы ни за что не мог
Передоверить. Даже Льву Толстому —
Нельзя. Не скажет — пусть себе он бог.

А я лишь смертный. За свое в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.
(А.Т. Твардовский)

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных во второй и третьей строфах стихотворения

  1. парцелляция
  2. неологизм
  3. гротеск
  4. гипербола
  5. просторечие
  6. звукопись
  7. литота
Решение

1. Парцелляция: «Сказать хочу. И так, как я хочу»
4. Гипербола: «пусть себе он бог»
5. Просторечие: «хлопочу»
6. Звукопись: «НЕльзя. НЕ скажЕт — пусть сЕбЕ Он бОг».

Ответ: 1456
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 20

***

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.

Милые берёзовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.

Слишком я любил на этом свете
Всё, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверьё, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.

(С. А. Есенин, 1922)

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны:

  1. анафора
  2. олицетворение
  3. аллегория
  4. сарказм
  5. эпифора
  6. инверсия
  7. оксюморон
Решение

Анафора: "Много дум я в тишине продумал, / Много песен про себя сложил"
Инверсия: "Знаю я..."
Олицетворение: "Мир осинам, что, раскинув ветви, /Загляделись в розовую водь"

Ответ: 126
Показать решение
Бесплатный интенсив
Показать еще

Что необходимо знать?

Для выполнения 8 задания, конечно же, желательно быть ознакомленным с произведением. Однако это необязательно! Поскольку вам нужно опираться именно на данный фрагмент, общие знания о произведении вам не понадобятся.

Тем не менее, важно знать базовую теорию литературы, которая дана в кодификаторе. Как правило, предметом вопроса выступает один из общих терминов.

  • Без воды
  • Ламповая атмосфера
  • Крутые преподаватели

ЕГЭ 2026: бесплатный курс
по литературе

На бесплатном демо-курсе ты:
  • Разберешься в сюжете и композиции пьес Гоголя и Островского
  • Потренируешься в тестовых заданиях №1 и №3
  • Разберешь план, структуру и критерии оценки сочинения №4
Получи бесплатный демо-доступ
Оставь заявку и займи место
на бесплатном курсе Турбо ЕГЭ
Нажимая на кнопку «Отправить», вы принимаете положение об обработке персональных данных.