Задание 9. Краткий письменный ответ на поставленный вопрос. ЕГЭ 2026 по литературе

За это задание ты можешь получить 5 баллов. На решение дается около 15 минут. Уровень сложности: повышенный.
Средний процент выполнения: 88.5%
Ответом к заданию 9 по литературе может быть подробный ответ (нужно дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).

Задачи для практики

Задача 1

ДОРОЖНАЯ ПЕСНЯ

Ещё он не сшит, твой наряд подвенечный,
и хор в нашу честь не споёт…
А время торопит — возница беспечный, —
и просятся кони в полёт.

Ах, только бы тройка не сбилась бы с круга,
не смолк бубенец под дугой…
Две вечных подруги — любовь и разлука —
не ходят одна без другой.

Мы сами раскрыли ворота, мы сами
счастливую тройку впрягли,
и вот уже что-то сияет пред нами,
но что-то погасло вдали.

Святая наука — расслышать друг друга
сквозь ветер, на все времена…
Две странницы вечных — любовь и разлука —
поделятся с нами сполна.

Чем дольше живём мы, тем годы короче,
тем слаще друзей голоса.
Ах, только б не смолк под дугой колокольчик,
глаза бы глядели в глаза.

То берег — то море, то солнце — то вьюга,
то ангелы — то вороньё…
Две вечных дороги — любовь и разлука —
проходят сквозь сердце моё.

(Б. Ш. Окуджава, 1982)

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Какое развитие в стихотворении Б. Ш. Окуджавы получает мотив дороги?

Решение

Начните развёрнутый ответ с тезиса о том, что мотив дороги получает в произведениях отечественной литературы не просто сюжетное, а символическое значение.

Продемонстрируйте понимание текста, представьте авторскую позицию. Вспомните, что Окуджава — представитель авторской поэзии, поэт, прозаик — стал известен благодаря своим «городским романсам». Мотив дороги связан у него с темами расставания с родиной, военными походами.

Покажите, как в метафорах «Дорожной песни» сопрягаются вечное и сиюминутное, изображаются красота и поэзия буден. Подчеркните, что перед нами стилизация под классический романс, поэтому лирическому герою поэта свойственна романтическая окрылённость в восприятии явлений.

Укажите, что сюжет стихотворения представляет собой нравственнофилософское осмысление жизни. Поэт подчёркивает глубину духовности, цельность и богатство внутреннего мира человека, говорит с нами о любви, дружбе, нежности, доброте.

Рассмотрите, как в романсе реализуются музыкальное и живописное начала. Раскройте изобразительно-выразительные возможности различных видов повторов.

Подчеркните значимость развития поэтических традиций, их продолжение и обновление в «дорожной фантазии» поэта.

В заключении отметьте, что дорога становится для лирического героя Окуджавы символом жизненного пути, олицетворяет слияние с космическим началом. В дороге

Отступает одиночество,
Возвращается любовь.

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив
Показать еще

Что за задание?

Вам даётся фрагмент произведения, в котором раскрывается одна из его тем. В задании №9 вам нужно выйти в литературный контекст и сопоставить данное произведение с двумя другими. Сравнивая, можно отмечать как сходства, так и различия.

Максимальная оценка — 10 первичных баллов.

Что требуется?

У 9 задания 4 критерия:

  1. Названо первое произведение, и указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена (2 балла)
  2. Названо второе произведение, и указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена (2 балла)
  3. Для аргументации тексты двух выбранных произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют (4 балла)
  4. Отсутствуют логические, речевые ошибки (2 балла)

Обратите внимание, что должно быть два сопоставления! Если просто расписать, как данная тема раскрывается в выбранных произведениях, то задание не будет засчитано. Нужно проводить параллели с исходным текстом.

Как решать?

  1. Посмотрите, что вы раскрыли в 8 задании. Тот конфликт/герой/эпизод нужно будет взять для сопоставления.
  2. Вспомните, в каких произведениях русской классики было подобное.
  3. Лаконично опишите похожую ситуацию из выбранного произведения.
  4. Сравните ситуацию выбранного произведения с исходным.
  5. Проделайте то же самое для второго выбранного произведения.

Что необходимо знать?

Для выполнения задания №9 нужно знать базовый минимум произведений из кодификатора. Необходимо хорошо в них разбираться, знать героев и конфликты. Также нужно понимать исторический контекст: когда были написаны произведения, что происходило в мире, какая была эпоха, какое художественное направление доминировало в культуре и т. д.

  • Без воды
  • Ламповая атмосфера
  • Крутые преподаватели

ЕГЭ 2026: бесплатный курс
по литературе

На бесплатном демо-курсе ты:
  • Разберешься в сюжете и композиции пьес Гоголя и Островского
  • Потренируешься в тестовых заданиях №1 и №3
  • Разберешь план, структуру и критерии оценки сочинения №4
Получи бесплатный демо-доступ
Оставь заявку и займи место
на бесплатном курсе Турбо ЕГЭ
Нажимая на кнопку «Отправить», вы принимаете положение об обработке персональных данных.