Задание 10. Сопоставление лирических произведений. ЕГЭ 2026 по литературе

За это задание ты можешь получить 7 баллов. На решение дается около 20 минут. Уровень сложности: повышенный.
Средний процент выполнения: 64.9%
Ответом к заданию 10 по литературе может быть подробный ответ (нужно дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).

Задачи для практики

Задача 1

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь — начнёшь опять сначала,
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

(А.А. Блок, 1912)

В БЛАНК ОТВЕТОВ № 2 запишите номер задания 10. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

10. Назовите произведение отечественной или зарубежной поэзии (с указанием автора), в котором лирический герой размышляет о смысле жизни. В чём схожи (или чем различаются) мотивы этого лирического произведения и приведённого стихотворения А. А. Блока?

Решение

Размышления о вечных вопросах бытия характерны для творчества многих поэтов. Вы можете рассмотреть стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой.

Например, как в стихотворении М.Ю. Лермонтова "И скучно и грустно", так и в поэтическом произведении А.А. Блока "Ночь, улица, фонарь, аптека..." появляется мысль о бессмысленности существования. В обоих произведениях представлен образ разочарованного лирического героя: лермонтовский лирический субъект размышляет об основах человеческой жизни, не находя счастья в любви, "страстях" и желаниях. В стихотворении Блока также изображена грусть лирического "я", это показано с помощью кольцевой композиции.

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 2

РОДИНА

Как весною мой север призывен!
О, мятежная свежесть его!
Золотой, распевающий ливень,
а потом - торжество... торжество...

Облака восклицают невнятно.
Вся черемуха в звонких шмелях.
Тают бледно-лиловые пятна
на березовых светлых стволах.

Над шумливой рекою,- тяжелой
от лазури влекомых небес,-
раскачнулся и замер веселый,
но еще неуверенный лес.

В глубине изумрудной есть место,
где мне пальцы трава леденит,
где, как в сумерках храма невеста,
первый ландыш, сияя, стоит...

Неподвижен, задумчиво-дивен
ослепительный, тонкий цветок...
Как весною мой север призывен)
Как весною мой север далек!

(В. В. Набоков, 1921)

В БЛАНК ОТВЕТОВ № 2 запишите номер задания 10. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

10. В каком произведении отечественной или зарубежной поэзии раскрывается тема родной природы и в чём можно сопоставить с приведённым стихотворением?

Решение

Есенин “Шаганэ ты моя, Шаганэ”: вспоминают о родной природе / лирические герои связаны с родной природой /

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 3

ОЩУЩЕНИЯ

В сапфире сумерек пойду я вдоль межи,
Ступая по траве подошвою босою.
Лицо исколют мне колосья спелой ржи,
И придорожный куст обдаст меня росою.

Не буду говорить и думать ни о чем —
Пусть бесконечная любовь владеет мною —
И побреду, куда глаза глядят, путем
Природы — счастлив с ней, как с женщиной земною.

А. Рембо

Подберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название произведения и фамилию автора и сопоставьте произведение с исходным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

В каком ещё произведении отечественной или зарубежной литературы встречается связь человека и природы и вчём его можно сопоставить со стихотворением А. Рембо?

Решение

Связь человека и природы раскрывается в произведениях А. Рембо “Ощущения” и М. Ю. Лермонтова “Когда волнуется желтеющая нива…”. В обоих стихотворениях изображается умиротворяющий пейзаж. Лирический субъект Рембо ступает по траве “подошвою босою”, придорожный куст обдаёт его “росою”, колосья спелой ржи колют его лицо. А лирический герой Лермонтова наблюдает, как лес шумит при звуке ветерка, прячется в саду малиновая слива и ландыш серебристый ему приветливо кивает головой. Единение с природой дарит лирическим героям ощущение гармонии. Лирический субъект Рембо так спокоен, что не хочет говорить и думать о чём-то, лишь пребывать в состоянии бесконечной любви. А у лирического героя Лермонтова пропадает тревога, расходятся морщины на челе, и он видит Бога в небесах.

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 4

ЧЕЛОВЕК И МОРЕ

Как зеркало своей заповедной тоски,
Свободный Человек, любить ты будешь Море,
Своей безбрежностью хмелеть в родном просторе,
Чьи бездны, как твой дух безудержный, — горьки;

Свой темный лик ловить под отсветом зыбей
Пустым объятием и сердца ропот гневный
С весельем узнавать в их злобе многозевной,
В неукротимости немолкнущих скорбей.

Вы оба замкнуты, и скрытны, и темны.
Кто тайное твое, о Человек, поведал?
Кто клады влажных недр исчислил и разведал,
О Море?.. Жадные ревнивцы глубины!

Что ж долгие века без устали, скупцы,
Вы в распре яростной так оба беспощадны,
Так алчно пагубны, так люто кровожадны,
О братья-вороги, о вечные борцы!

(Ш. Бодлер, перевод Вяч. Иванова)

Подберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название произведения и фамилию автора и сопоставьте произведение с исходным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), которое посвящено теме отношений человека с природой. В чём сходно (или различно) звучание темы человека и природы в этом произведении и в приведённом стихотворении Ш. Бодлера?

Решение

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…» также посвящено теме отношений человека с природой. Однако в стихотворении Ф.И. Тютчева человек отдаляется от природы, не ищет с нею родства. В первых шести строках лирический герой описывает абсолютную гармонию, которая царит в природе, однако человек сознаёт «разлад» с нею. Душа человека «не то поёт, что море, и ропщет мыслящий тростник». Человек обуреваем противоречиями и сомнениями, в отличие от природы, в которой преобладает «созвучье полное». Причина разлада — в самом человеке, в его душе протест, т. е. человек сам отдаляется от природы, сам сознаёт этот разлад. В этом стихотворении Ф. И. Тютчев стремится познать непознаваемые вопросы бытия и бесконечные миры человеческой души.

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 5

***

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.

Милые берёзовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.

Слишком я любил на этом свете
Всё, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверьё, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.

(С. А. Есенин, 1922)

В БЛАНК ОТВЕТОВ № 2 запишите номер задания 10. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

10. Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором лирический герой размышляет о жизни и смерти. В чём сходно (или различно) восприятие смерти в этом произведении и в приведённом стихотворении С. А. Есенина?

Решение

Размышления о жизни и смерти как о вечных вопросах бытия характерны для творчества многих поэтов. Вы можете рассмотреть стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой.

Например, в стихотворении А. С. Пушкина «Безумных лет угасшее веселье…», как и в стихотворении С. А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу…», лирический герой чувствует приближение смерти, он также дорожит жизнью и не хочет покидать этот мир. Однако если лирический герой стихотворения Есенина считает, что всё лучшее в его жизни уже в прошлом, то герой Пушкина не желает мириться с мыслью о смерти и заявляет о том, что хочет жить, мыслить и страдать, он верит, что впереди его ждёт любовь и радость творчества.

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 6

В РЕСТОРАНЕ

Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре — фонари.

Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.

Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблён».

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступлённо запели смычки…
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки…

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка…
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: «Лови!..»
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.

(А. Блок, 1910)

Подберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название произведения и фамилию автора и сопоставьте произведение с исходным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), которое посвящено теме любви. В чём сходно (или различно) звучание темы любви в этом произведении и в приведённом стихотворении А. А. Блока?

Решение

Начните развёрнутый ответ с мысли о том, что тема любви широко представлена в отечественной поэзии. Подберите для контекстного сопоставления одно произведение. Сопоставьте выбранное произведение с предложенным текстом.

Так, можно обратиться к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Из-под таинственной холодной полумаски…», в котором представлен такой же загадочный и неуловимый образ возлюбленной лирического героя, как и в стихотворении А. А. Блока «В ресторане». В лирическом произведении М. Ю. Лермонтова также подчёркивается иллюзорность происходящего, нереальность образа, который создало воображение лирического героя: «и с той поры бесплотное виденье ношу в душе моей, ласкаю и люблю». В отличие от лирического героя Блока, герой Лермонтова не совершает никаких действий по отношению к своей возлюбленной: он просто любуется ею и наслаждается моментом. Можно сказать, что Лермонтов рисует образ прекрасной незнакомки, которая станет главной в творчестве А. А. Блока.

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 7

СОНЕТ 23

Как тот актёр, который, оробев,
Теряет нить давно знакомой роли,
Как тот безумец, что, впадая в гнев,
В избытке сил теряет силу воли, —

Так я молчу, не зная, что сказать,
Не оттого, что сердце охладело.
Нет, на мои уста кладёт печать
Моя любовь, которой нет предела.

Так пусть же книга говорит с тобой.
Пускай она, безмолвный мой ходатай,
Идёт к тебе с признаньем и мольбой
И справедливой требует расплаты.

Прочтёшь ли ты слова любви немой?
Услышишь ли глазами голос мой?

(У. Шекспир, перевод С. Я. Маршака)

В БЛАНК ОТВЕТОВ № 2 запишите номер задания 10. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

10. Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), которое посвящено теме любви. В чём сходно (или различно) звучание темы любви в этом произведении и в приведённом сонете У. Шекспира?

Решение

Тема любви представлена во многих произведениях русской литературы. Вы можете рассмотреть стихотворения А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина, А. А. Ахматовой и других.

Например, в стихотворении А. С. Пушкина «Ненастный день потух…» лирический герой так же, как и в сонете У. Шекспира, испытывает сильную страсть, но не может рассказать об этом чувстве своей возлюбленной. Он признаётся в том, что разлука с ней является мукой и мешает радоваться жизни. Однако лирический герой стихотворения Пушкина не может признаться в своих чувствах из-за того, что любимая находится далеко от него — «там», в то время как в сонете Шекспира исключительно сила страсти мешала герою подобрать нужные слова. В обоих стихотворениях именно творчество становится единственной возможностью признания в любви.

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 8

* * *

Я спросил сегодня у менялы,
Что даёт за полтумана по рублю,
Как сказать мне для прекрасной Лалы
По-персидски нежное «люблю»?

Я спросил сегодня у менялы,
Легче ветра, тише Ванских струй,
Как назвать мне для прекрасной Лалы
Слово ласковое «поцелуй»?

И ещё спросил я у менялы,
В сердце робость глубже притая,
Как сказать мне для прекрасной Лалы,
Как сказать ей, что она «моя»?

И ответил мне меняла кратко:
О любви в словах не говорят,
О любви вздыхают лишь украдкой,
Да глаза, как яхонты, горят.

Поцелуй названья не имеет,
Поцелуй не надпись на гробах.
Красной розой поцелуи рдеют,
Лепестками тая на губах.

От любви не требуют поруки,
С нею знают радость и беду.
«Ты — моя» сказать лишь могут руки,
Что срывали чёрную чадру.

(С. А. Есенин, 1924)

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

В каких произведениях отечественной поэзии любовь трактуется как сила, преображающая человека, и в чём можно сопоставить эти произведения со стихотворением С. А. Есенина «Я спросил сегодня у менялы…»?

Решение

Отвечая на поставленный вопрос, укажите не менее двух произведений. В качестве литературного контекста вы можете привести стихотворения А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» и Ф. И. Тютчева «Я встретил вас…». Сопоставьте выбранные вами произведения со стихотворением С. А. Есенина в заданном тематическом направлении. Выявите сходство и/или различия. Обязательно приведите цитаты из стихотворений А. С. Пушкина и Ф. И. Тютчева, сопровождая их аналитическими комментариями.

Как и в стихотворении С. А. Есенина, в произведениях А. С. Пушкина и Ф. И. Тютчева любовь — это сила, которая преображает жизнь и душу лирического героя. Есенин с помощью деталей (вздохи украдкой, горящие глаза) подчёркивает метаморфозу, происходящую с влюблённым человеком: его поглощает страсть, он становится другим. В стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» без любви жизнь лирического героя замирает: «В глуши, во мраке заточенья/Тянулись тихо дни мои./Без божества, без вдохновенья,/Без слёз, без жизни, без любви». Но новая встреча с возлюбленной, возвращение любви преображают героя и его жизнь: «Душе настало пробужденье!/И для неё воскресли вновь/И божество, и вдохновенье,/И жизнь, и слёзы, и любовь». И в стихотворении Ф. И. Тютчева встреча с возлюбленной также оживляет душу героя. Автор выражает эту мысль с помощью олицетворения: «Здесь не одно воспоминанье./Здесь жизнь заговорила вновь». Во всех трёх стихотворениях утверждается мысль, что настоящая любовь преображает человека. Различие заключается только в том, что в пушкинском и тютчевском стихотворениях историю преображения переживают сами лирические герои, у Есенина же об этом состоянии рассказывает меняла.

В заключении подведите итоги сопоставления. Обратите внимание на то, что приведённый литературный контекст позволяет увидеть сквозные в литературе проблемы, мотивы, ситуации, образы и т. п., а так- же общее и/или индивидуальное в их художественном осмыслении.

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 9

ГРОЗА

Ревёт гроза, дымятся тучи
Над тёмной бездною морской,
И хлещут пеною кипучей,
Толпяся волны меж собой.
Вкруг скал огнистой лентой вьётся
Печальной молнии змея,
Стихий тревожный рой мятётся –
И здесь стою недвижим я.

Стою — ужель тому ужасно
Стремленье всех надземных сил,
Кто в жизни чувствовал напрасно
И жизнию обманут был?
Вокруг кого, сей яд сердечный,
Вились сужденья клеветы,
Как вкруг скалы остроконечной,
Губитель-пламень, вьёшься ты?

О нет! — летай, огонь воздушный,
Свистите, ветры, над главой;
Я здесь, холодный, равнодушный,
И трепет не знаком со мной.

(М. Ю. Лермонтов, 1830)

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

10. В каком произведении отечественной лирики поэт раскрывает внутренний мир героя через образ природы и в чём это произведение можно сопоставить со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Гроза»?

Решение

В качестве литературного контекста вы можете рассмотреть элегию В. А. Жуковского «Море», стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…», А. А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…», А. А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…», Б. Л. Пастернака «Февраль! Достать чернил и плакать…» и др.

Начните свой ответ с указания литературных параллелей.

Далее сопоставьте названное вами стихотворение с другими в заданном тематическом направлении. В данном случае это внутренний мир героя, раскрывающийся через образ природы. Помните, что при сопоставлении необходимо приводить примеры из текста, сопровождаемые комментариями или анализом.

В элегии «Море» В. А. Жуковский художественно сопрягает внутренний мир лирического героя с образом моря. Состояние стихии (штиль или шторм) отражает душевное состояние человека. Если в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Гроза» образ бушующего моря противопоставлен спокойствию героя, то в произведении Жуковского образ моря и душа человека прямо соотнесены: подобно морю, тянущемуся к ясному, чистому небу, душа человека стремится к идеалу.

По аналогии сопоставьте второе стихотворение, выбранное вами, с «Грозой» М. Ю. Лермонтова.

В заключении подведите итоги сопоставления. Обратите внимание на то, что приведённый литературный контекст позволяет увидеть сквозные в литературе проблемы, мотивы, ситуации, образы и т. п., а также общее и/или индивидуальное в их художественном осмыслении.

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 10

* * *

О, я хочу безумно жить:
Всё сущее — увековечить,
Безличное –вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!

Пусть душит жизни сон тяжёлый,
Пусть задыхаюсь в этом сне, —
Быть может, юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство–разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество!

(А. А. Блок, 1914)

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

В каких произведениях отечественной поэзии философски осмысляются вопросы бытия и смысла жизни и в чём можно сопоставить эти произведения со стихотворением А. А. Блока?

Решение

Начните рассуждения с того, что философская тема поиска смысла жизни характерна для творчества многих поэтов.

В данном стихотворении А. А. Блок размышляет о предназначении поэта как о смысле бытия. Поэт, по мысли автора стихотворения, пророк, несущий людям свет божественного откровения. Совершенно очевидно, что А. А. Блок продолжает в этом стихотворении пушкинскую традицию, поэтому обратитесь для сравнения к тексту «Пророка» А. С. Пушкина. Дайте характеристику стихотворению, сделав акцент на основной идее. Главная мысль, заложенная в стихотворении, передаётся читателю «гласом Бога»: смысл жизни поэта быть пророком, нести людям свой талант, дать им прочувствовать силу поэзии. Приведите примеры из произведения.

Схожее осмысление темы человеческого предназначения можно найти и в стихотворении Н. А. Некрасова «Пророк». Автор в очередной раз поднимает в произведении проблему судьбы борца за народное счастье. Основная мысль, которую хочет донести Некрасов: предназначение поэта — отдавать жизнь за народ. Этот подвиг подобен подвигу Христа, который принимает смерть за человечество. Поэт-революционер взывает к рабам, чтобы они боролись за своё достоинство и торжество справедливости. Становится ясна мысль стихотворения: жить нужно не для себя, а для других, предназначение поэта в служении своему народу.

Сделайте вывод о том, что идея произведений А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова и А. А. Блока состоит в том, что человек волен найти своё предназначение и он уподобляется творцу, подобен пророку, если всю душу отдаёт любимому делу.

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 11

NOTRE DAME

Где римский судия судил чужой народ,
Стоит базилика, — и, радостный и первый,
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый лёгкий свод.

Но выдаёт себя снаружи тайный план:
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес.

Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные рёбра,
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.

(О. Э. Мандельштам, 1912)

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в которых автор размышляет о предназначении творца. В чём сходство (или различие) интерпретации данной темы в произведении, выбранном Вами, и в приведённом стихотворении О. Э. Мандельштама?

Решение

Начать развёрнутый ответ нужно с упоминания о том, что тема предназначения поэта в русской литературе имеет давнюю традицию. Можно вспомнить стихотворения Г. Р. Державина «Памятник», А. С. Пушкина «Пророк», М. Ю. Лермонтова «Пророк», А. А. Ахматовой «Муза» и другие произведения.

Обязательным будет упоминание о поэте как мастере, о роли слова, о вещности и тесной связи с культурой. Как для строителя материалом является камень, так для поэта — слово. Камень, как и слово, имеет потенциал стать частью целого. Задача мастера-поэта — вдохнуть жизнь в вещный мир, чтобы осмыслить его. Поэт в слове создаёт и хранит культуру и историю.

Выбирая стихотворения для сравнения, Вы можете обратиться к одному из тех, что представлены ранее, а можете выбрать его самостоятельно. В любом случае структура ответа будет включать анализ сопоставляемого текста с цитатами.

Роль творца прекрасно раскрыта в стихотворении Н. А. Некрасова «Элегия». Вспомните строки:

Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…

Именно в них автор выражает своё видение назначения поэта. Прокомментируйте, как Вы понимаете эти слова автора. Сравните стихотворения Н. А. Некрасова и О. Э. Мандельштама, сделайте акцент на различии представлений поэтов о роли творца.

В качестве примера рассмотрите стихотворение «Муза» (1924) А. А. Ахматовой. Объясните позицию автора. Сходство двух произведений видится в обращении к образам культуры, которые делают поэта частью вечности: так, связью времён для Мандельштама служит Нотр Дам, а для Ахматовой — Данте. Отличие заключается в том, что у авторов различны представления о самом акте творения: творец Мандельштама — мастер, который сам складывает из слов стихотворения, вдыхая в них жизнь, подобно Адаму, называющему вещи, заново их создавая; творец же Ахматовой — проводник, подобный пушкинскому пророку, муза диктует ему стихи.

В заключении сделайте вывод о своеобразии раскрытия темы в стихотворениях выбранных авторов.

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 12

* * *

Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов;

Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим;

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец, —
Вот, чем певец лишь избранный владеет!
Вот, в чём его и признак, и венец!

(А. А. Фет, 1887)

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

В каких произведениях русских поэтов поднимается тема творчества и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Фета «Одним толчком согнать ладью живую…»?

Решение

Начиная своё размышление, упомяните о том, что тема творчества имеет в русской литературе давние традиции, продолжателем которых является и Афанасий Афанасьевич Фет. Среди поэтов, обращавшихся к ней, можете назвать и Г. Р. Державина, и М. В. Ломоносова, и А. С. Пушкина, и М. Ю. Лермонтова, и А. А. Ахматову, и Б. Л. Пастернака, и многих других. Ваш выбор для сопоставления может быть различным, однако в самом тексте А. А. Фета звучат реминисценции из стихотворения А. С. Пушкина «Пророк», написанного в 1826 году.

Далее охарактеризуйте, как представлена данная тема в стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую…». Важно отметить, что творчество рассматривается А. А. Фетом как божественный дар, сам поэт уподобляется творцу и выполняет высокую миссию «усилить бой бестрепетных сердец».

Далее рассмотрите стихотворение А. С. Пушкина «Пророк». Обратите внимание на общие мотивы, которые роднят два стихотворения: избранничества поэта, его божественной сущности. Обратите внимание, как реализуется в пушкинском тексте метафора «глаголом жги сердца людей», какое звучание она приобретает в фетовском тексте. Подумайте о роли поэта. Приведите примеры из текста.

В качестве второго примера рассмотрите стихотворение М. Ю. Лермонтова «Пророк». Начните с того, что поэт следует пушкинским традициям. Однако мотив избранничества тесно связан в лермонтовском тексте с мотивом изгнания: одинокий герой враждебен миру людей. В чём видит М. Ю. Лермонтов назначение поэта? Что роднит выбранное стихотворение с произведением А. А. Фета «Одним толчком согнать ладью живую…»? В заключении подведите итоги Вашего размышления, делая акцент на сходной тематике, мотивах произведений русских поэтов поэтов и на том, как они реализованы в стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую…».

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 13

***

Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум не много совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я — или бог — или никто!

(М. Ю. Лермонтов, 1832)

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

Назовите произведения отечественной поэзии (с указанием автора), в которых звучит мотив избранничества. В чём сходно (или различно) звучание данного мотива в этих произведениях и в приведённом стихотворении М. Ю. Лермонтова?

Решение

Начать сопоставление можно с упоминания о том, что мотив избранничества тесно связан с мотивом изгнанничества, который, в свою очередь, «развёртывается на фоне уже освоенного русской поэтической традицией сюжета об изгнаннике (А. Н. Радищев, Г. Р. Державин, П. А. Вяземский, поэты-декабристы)». Герои-избранники в романтической парадигме живут «в мире подвига и высокого страдания, в антагонизме с миром „гонителей”, несут на себе явные следы романтической условности» (Осьмакова Н. И. Лермонтовская энциклопедия. Глава «Мотивы»).

Далее обратитесь к стихотворению «Нет, я не Байрон, я другой…» Прокомментируйте, как представлен в тексте мотив избранничества. Приведите примеры развития этого мотива. Кому уподобляет себя лирический герой и почему? В чём смысл сравнения души поэта с океаном? Обратите внимание на то, что в лермонтовском тексте представлены все традиционные черты героя-избранника: он одинок, отвергнут толпой, он «не такой, как все», у него есть высокая миссия, для которой он избран Богом. Стихотворение строится на сопоставлении и контрасте: лирический герой сравнивается с поэтом Байроном, но в то же время и противопоставлен ему.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова можно сопоставить со стихотворением А. С. Пушкина «Арион». Отметьте, что в основу данного текста положен миф о древнегреческом поэте Арионе, который был спасён от смерти благодаря своему дару. Сходство этих стихотворений очевидно: как и лермонтовское, оно строится на сопоставлении лирического героя с поэтом, только мифологическим. Приведите примеры и прокомментируйте их. В стихотворении А. С. Пушкина также возникает образ океана, стихии. Подумайте, какова функция данного образа. Есть ли сходство с образом в стихотворении М. Ю. Лермонтова? Сопоставьте также лирических героев произведений. В чём избранничество лирического героя стихотворения «Арион»?

В качестве второго примера рассмотрите текст стихотворения А. С. Пушкина «Поэт». Несмотря на то, что «молчит его святая лира», лирический герой понимает своё особое положение. Автор же акцентирует избранничество поэта, ведь его лира «святая». Потому, когда приходит вдохновенье, поэт возвышается над толпой, от которой он не зависит, да и «к ногам народного кумира не клонит гордой головы». Важно понимать, что целью своего избранничества А. С. Пушкин видит служение лиры народу.

В заключении необходимо сказать о том, что в стихотворениях двух поэтов мотив избранничества тесно связан с темой назначения поэта, с творческим самоопределением.

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 14

ОН НЕ ВЕРНУЛСЯ ИЗ БОЯ

Почему всё не так? Вроде всё как всегда:
То же небо, опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.

Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас,
Когда он не вернулся из боя.

Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.

То, что пусто теперь, — не про то разговор,
Вдруг заметил я: нас было двое.
Для меня будто ветром задуло костёр,
Когда он не вернулся из боя.

Нынче вырвалась, будто из плена, весна,
По ошибке окликнул его я:
— Друг, оставь покурить! — А в ответ — тишина,
Он вчера не вернулся из боя.

Наши мёртвые нас не оставят в беде,
Наши павшие — как часовые.
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.

Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло для обоих.
Всё теперь одному. Только кажется мне,
Это я не вернулся из боя.

(В. С. Высоцкий, 1969)

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

Назовите произведение отечественной поэзии первой половины 19 века, в котором звучит мотив настоящей дружбы. В чём сходно (или различно) изображение темы дружбы в этих произведениях и в приведённом стихотворении В. С. Высоцкого?

Решение

Приступая к выполнению данного задания, восстановите в памяти известные Вам стихотворные тексты, посвящённые теме дружбы. Например, А. С. Пушкин «19 октября», А. С. Пушкин «Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный…»), К. М. Симонов «Товарищ», «Смерть друга», «Далёкому другу», «Дом друзей», «Умер друг у меня…», «Дружба настоящая не старится…», Н. А. Заболоцкий «Прощание с друзьями» и другие.

Далее необходимо рассмотреть, как представлена тема дружбы в стихотворениях В. С. Высоцкого. Здесь можно отметить, что данная тема широко представлена в творчестве самого поэта. Достаточно вспомнить стихотворения: «Песня о друге», «В наш тесный круг не каждый попадал…», «Вот и разошлись пути-дороги вдруг», «Если где-то в чужой незнакомой ночи…». Главной особенностью лирики о дружбе, представленной в наследии поэта, является мотив фронтового братства.

Наверное, нет поэта, который бы раскрыл тему дружбы в своём творчестве так широко, как это сделал Александр Сергеевич Пушкин. Обратитесь к стихотворению «И. И. Пущину». Оно посвящено лицейскому другу поэта, который, несмотря на запреты правительства, навещает изгнанника в ссылке. И. И. Пущин поддержал павшего духом А. С. Пушкина, озарил своим приездом его существование:

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

В художественном мире А. С. Пушкина дружба — бесценный дар, который бережно хранит лирический герой; друг бесценен и благословен, это соратник, который не оставит в беде. Такая трактовка темы представлена и в поэзии В. С. Высоцкого.

Схожий с пушкинским мотив звучит в стихотворении Б. А. Ахмадулиной «Когда моих товарищей корят» из цикла «Мои товарищи». Обратите внимание на то, что тема дружбы раскрывается в представленном стихотворении иначе, чем у В. С. Высоцкого: бытовая, повседневная, а не фронтовая дружба. Если в творчестве В. С. Высоцкого друг — это тот, кто не оставит в беде, то для Б. А. Ахмадулиной — это, прежде всего, единомышленник, соратник. Обратите внимание на следующие строки:

И что-то в нём, хвали или кори,
есть от пророка, есть от скомороха, —

прокомментируйте их. Сделайте акцент на приятии всех черт друга, а не идеализации его. Обратите внимание, что в стихотворении Беллы Ахмадулиной возникает мотив потери: «Терять их страшно, бог не приведи!» Как Вы считаете, почему именно этот мотив роднит два стихотворения? Подводя итоги, целесообразно отметить, что тема дружбы предстаёт по-разному в творчестве поэтов, но различие это поверхностно, ведь смысл дружбы, её место и роль в жизни человека поняты авторами одинаково — как высшая ценность.

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 15

ПИСЬМО МАТЕРИ

Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, —
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

(С. А. Есенин, 1924)

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

Кто из русских поэтов обращался к подобному жанру и в чём их произведения можно сопоставить с есенинским стихотворением?

Решение

В качестве литературного контекста привлеките два из указанных произведений: «Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…» А. С. Пушкина, «Письмо женщине» С. А. Есенина, «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову…» В. В. Маяковского и др.

Обосновывая выбор и сопоставляя тексты в заданном направлении анализа, укажите, что жанр лирического послания широко распространён в русской поэзии, начиная с допушкинской эпохи. В связи с этим можно вспомнить стихотворения М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета, А. А. Блока, А. А. Ахматовой. Все они в большей или меньшей степени расширили жанровый диапазон интимной лирики.

Обобщая сказанное, отметьте, что «Письма» Есенина и Маяковского объединяет автобиографический характер, наполненность личностным отношением к миру, открытость читателю, своеобразное поэтическое откровение. Однако присутствуют между ними и существенные различия. Камерность чувства есенинского лирического героя чужда «громогласию» Маяковского. Обращаясь к товарищу Кострову, редактору «Комсомольской правды», поэт утверждает, что любовь — чувство, которое носит общественный характер, преобразует человека и мир вокруг. Монолог, адресованный в другом послании — Татьяне Яковлевой, рисует нам всплеск страсти, отвергая задушевность есенинской беседы. Любовное чувство в стихотворении приобретает мировой масштаб, включая в себя обширное пространство и внушительный временной промежуток.

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 16

О Муза! я у двери гроба!
Пускай я много виноват,
Пусть увеличит во сто крат
Мои вины людская злоба —
Не плачь! завиден жребий наш,
Не наругаются над нами:
Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!
Не русский — взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу…

(Н. А. Некрасов, 1877)

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

Кто из русских поэтов обращался к теме взаимоотношений поэта и толпы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением Н. А. Некрасова?

Решение

Для выполнения этого задания с самого начала вам необходимо подобрать не менее двух примеров. В качестве литературного контекста можно привести стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и М. Ю. Лермонтова «Пророк».

Обоснуйте выбор произведений, прокомментируйте, как в стихотворениях Пушкина и Лермонтова показаны отношения поэта и толпы. А. С. Пушкин в финале своего произведения призывает Музу быть покорной судьбе, «веленью Божьему» и, не боясь ничего, «хвалу и клевету» принимать равнодушно и не оспаривать глупца. При сопоставлении можно подчеркнуть сходство в позициях поэтов Пушкина и Некрасова: оба героя не отступают перед людской злобой и клеветой, потому что они выполняют великую миссию — служат людям.

В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Пророк» тема противостояния поэта и толпы является центральной. Если в произведении Некрасова «людская злоба» только упоминается, то Лермонтов её детализирует:

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Подводя итоги, прокомментируйте важность темы поэта и толпы для русских поэтов разных эпох.

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив
Показать еще
  • Без воды
  • Ламповая атмосфера
  • Крутые преподаватели

ЕГЭ 2026: бесплатный курс
по литературе

На бесплатном демо-курсе ты:
  • Разберешься в сюжете и композиции пьес Гоголя и Островского
  • Потренируешься в тестовых заданиях №1 и №3
  • Разберешь план, структуру и критерии оценки сочинения №4
Получи бесплатный демо-доступ
Оставь заявку и займи место
на бесплатном курсе Турбо ЕГЭ
Нажимая на кнопку «Отправить», вы принимаете положение об обработке персональных данных.