Задание 1. Ответ на вопрос, связанный с основными понятиями литературоведения. ЕГЭ 2026 по литературе
Средний процент выполнения: 85.8%
Ответом к заданию 1 по литературе может быть цифра (число) или слово.
Подпишись на суперполезные материалы
Задачи для практики
Задача 1
Верность утверждения: в ответ запиши да или нет.
В сочинениях 4 и 9 нельзя использовать клишированные фразы "во-первых" и "во-вторых".
Решение
В 4 и 9 сочинениях можно использовать клишированные фразы "во-первых" и "во вторых". Использование клише не запрещается.
Задача 2
Ответ запиши цифрой.
Сколько баллов можно получить по К1, если ученик формулирует верное утверждение, но не аргументирует и не поясняет свой тезис?
Решение
1 балл: выполнено требование 1 (сформулировано утверждение), но не выполнены требования 2 (аргументация) и 3 (микро-вывод).
Задача 3
Есть ли в предложении ниже речевая или грамматическая ошибка?
... Марфа Игнатьевна Кабанова терроризировала семью ...
Напиши да или нет в ответе
Решение
Нарушение стилистики текста: использовано слово современного жаргона "терроризировать", что неуместно для произведения 19 века.
Задача 4
Ответ запиши цифрой.
Сколько тезисов необходимо составить в 4 и 9 сочинениях, чтобы получить максимальный балл по К1?
Решение
2 тезиса - оптимальный вариант для того, чтобы получить максимальный балл по К1, тогда ответ считается содержательным.
Задача 5
Кулигин (поет). «Среди долины ровныя, на гладкой высоте...» (Перестает петь.) Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу.
Кудряш. А что?
Кулигин. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.
Кудряш. Нешто́!
Кулигин. Восторг! А ты: «нешто́!» Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита.
Кудряш. Ну, да ведь с тобой что толковать! Ты у нас антик, химик!
Кулигин. Механик, самоучка-механик.
Кудряш. Все одно.
Молчание.
Кулигин (показывая в сторону). Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает?
Кудряш. Это? Это Дико́й племянника ругает.
Кулигин. Нашел место!
Кудряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит.
Шапкин. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.
Кудряш. Пронзительный мужик!
Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.
Кудряш. Ну, да та хоть по крайности все под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался!
Шапкин. Унять-то ею некому, вот он и воюет!
Кудряш. Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили.
Шапкин. А что бы вы сделали?
Кудряш. Постращали бы хорошенько.
Шапкин. Как это?
Кудряш. Вчетвером этак, впятером в переулке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шелковый сделался. А про нашу науку-то и не пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывался.
Шапкин. Недаром он хотел тебя в солдаты-то отдать.
Кудряш. Хотел, да не отдал, так это все одно что ничего. Не отдаст он меня: он чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею.
Шапкин. Ой ли!
Кудряш. Что тут: ой ли! Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.
Шапкин. Уж будто он тебя и не ругает?
Кудряш. Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он — слово, а я — десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану.
Кулигин. С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть.
Кудряш. Ну, вот, коль ты умен, так ты его прежде учливости-то выучи, да потом и нас учи! Шаль, что дочери-то у него подростки, больших-то ни одной нет.
Шапкин. А то что бы?
Кудряш. Я б его уважил. Больно лих я на девок-то!
Проходят Дико́й и Борис. Кулигин снимает шапку.
Шапкин (Кудряшу). Отойдем к стороне: еще привяжется, пожалуй.
Отходят.
(А. Н. Островский "Гроза")
К какой стадии развития действия относится приведенный фрагмент?
Решение
Элемент сюжета до начала до завязки т.е. до изменения привычного хода вещей - экспозиция.
Задача 6
Ответ запиши цифрой.
Сколько баллов можно получить по К1, если ученик формулирует верное утверждение и аргументирует его, но не поясняет, как пример подкрепляет сформулированный тезис?
Решение
1 балл: выполнено требование 1 (сформулировано утверждение) и требование 2 (аргументация), но не выполнено требование 3 (микро-вывод).
Задача 7
Для какого драматического литературного жанра характерны следующие черты: разрешимый конфликт, проявления комического, использование разных средств комического?
1. Комедия.
2. Трагедия.
3. Драма.
Решение
Для комедии характерны следующие черты: разрешимый конфликт, проявления комического, использование разных средств комического.
Задача 8
Есть ли в предложении ниже речевая или грамматическая ошибка?
... В романе "Отцы и дети" представлен образ "нового человека" ...
Напиши да или нет в ответе
Решение
В приведенном предложении нет ошибок. Стилистически оно составлено верно, ошибок с несогласованным приложением нет.
Задача 9
🍓Зачёт по любовной лирике!🍓
Выучи минимум по 2 строчки ТРЕХ стихотворений или ОДНО ПОЛНОЕ стихотворение из списка на картинке (можешь брать стихотворения других писателей). Запиши видео или кругляш VK, где ты читаешь наизусть эти стихотворения, и отправь его в наш с тобой диалог в закрытой группе курса. Когда твоё чтение наизусть проверят, тебе там же придёт кодовое слово. Введи его в поле ответа и готово! Зачёт сдан))
О том, как учить стихотворения, и других подробностях о зачёте можешь задать вопрос в чатике с группой).
Решение
Кодовое слово, которое ты получил (-а) от меня в ВК: ЭПИТЕТ. Необходимо ввести его в поле ответа.
Задача 10
🦋ЦИТАТЫ 2 ЧАСТЬ🦋
В этой домашке ты найдешь цитаты по следующим произведениям: "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"
Твоя задача выучить цитаты, чтобы в дальнейшем использовать их при написании 5 и 11 сочинений. Ты можешь выбрать те, которые представлены в документе, или выбрать самостоятельно. Помни: цитата должна служить средством характеристики персонажа. Учим не просто так.
По каждому персонажу ты должен(-а) знать минимум 1 цитату💕
Если поняли-приняли, то пишите в поле ответа ТЕОРИЯ
Решение
Просто напиши в поле ответ ТЕОРИЯ, если выучишь цитаты. Их нужно выучить для 5 или 11 сочек. Это важно.
Задача 11
🦋ЦИТАТЫ🦋
В этой домашке ты найдешь цитаты по следующим произведениям: "Ревизор"
Твоя задача выучить цитаты, чтобы в дальнейшем использовать их при написании 5 и 11 сочинений. Ты можешь выбрать те, которые представлены в документе, или выбрать самостоятельно. Помни: цитата должна служить средством характеристики персонажа. Учим не просто так.
По каждому персонажу ты должен(-а) знать минимум 1 цитату💕
Если поняли-приняли, то пишите в поле ответа РЕВИЗОР
Решение
Просто напиши в поле ответ РЕВИЗОР, если выучишь цитаты. Их нужно выучить для 5 или 11 сочек. Это важно.
Задача 12
🦋ЦИТАТЫ🦋
В этой домашке ты найдешь цитаты по следующим произведениям: "Мертвые души"
Твоя задача выучить цитаты, чтобы в дальнейшем использовать их при написании 5 и 11 сочинений. Ты можешь выбрать те, которые представлены в документе, или выбрать самостоятельно. Помни: цитата должна служить средством характеристики персонажа. Учим не просто так.
По каждому персонажу ты должен(-а) знать минимум 1 цитату💕
Если поняли-приняли, то пишите в поле ответа ДУША
Решение
Просто напиши в поле ответ ДУША, чтобы запомнить, что душа - это крепостной крестьянин.
Задача 13
XIII
Когда бы жизнь домашним кругом
Я ограничить захотел;
Когда б мне быть отцом, супругом
Приятный жребий повелел;
Когда б семейственной картиной
Пленился я хоть миг единый, —
То, верно б, кроме вас одной
Невесты не искал иной.
Скажу без блесток мадригальных:
Нашед мой прежний идеал,
Я, верно б, вас одну избрал
В подруги дней моих печальных,
Всего прекрасного в залог,
И был бы счастлив... сколько мог!
XIV
Но я не создан для блаженства;
Ему чужда душа моя;
Напрасны ваши совершенства:
Их вовсе недостоин я.
Поверьте (совесть в том порукой),
Супружество нам будет мукой.
Я, сколько ни любил бы вас,
Привыкнув, разлюблю тотчас;
Начнете плакать: ваши слезы
Не тронут сердца моего,
А будут лишь бесить его.
Судите ж вы, какие розы
Нам заготовит Гименей
И, может быть, на много дней.
XV
Что может быть на свете хуже
Семьи, где бедная жена
Грустит о недостойном муже,
И днем и вечером одна;
Где скучный муж, ей цену зная
(Судьбу, однако ж, проклиная),
Всегда нахмурен, молчалив,
Сердит и холодно-ревнив!
Таков я. И того ль искали
Вы чистой, пламенной душой,
Когда с такою простотой,
С таким умом ко мне писали?
Ужели жребий вам такой
Назначен строгою судьбой?
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
Черты какого литературного направления, достигшего расцвета во второй половине XIX века, присутствуют в «Евгении Онегине»?
Решение
произведение Пушкина воплотило в себе принципы реализма, главенствующего направления во второй половине 19 века.
Задача 14
Для какого литературного типа героя характерны следующие черты: невозможность реализации, высокое социальное положение, праздные развлечения в совокупности с одаренностью?
1. "Маленький человек".
2. "Лишний человек".
3. "Новый человек".
Решение
Эти черты характерны для "лишнего человека". К такому типу героя относятся Григорий Печорин, Евгений Онегин, Илья Обломов. Этим героям свойственно заниматься бесплодной рефлексией, отстраненность от решения социально-общественных проблем.
Задача 15
🦋ЦИТАТЫ🦋
В этой домашке ты найдешь цитаты по следующим произведениям: "Недоросль"
Твоя задача выучить цитаты, чтобы в дальнейшем использовать их при написании 5 и 11 сочинений. Ты можешь выбрать те, которые представлены в документе, или выбрать самостоятельно. Помни: цитата должна служить средством характеристики персонажа. Учим не просто так.
По каждому персонажу ты должен(-а) знать минимум 1 цитату💕
Если поняли-приняли, то пишите в поле ответа МИНИК
Решение
Просто напиши в поле ответ МИНИК, в честь нашего постоянного гостя на вебинаре!
Задача 16
🦋ЦИТАТЫ🦋
В этой домашке ты найдешь цитаты по следующим произведениям: "Слово о полку Игореве"
Твоя задача выучить цитаты, чтобы в дальнейшем использовать их при написании 5 и 11 сочинений. Ты можешь выбрать те, которые представлены в документе, или выбрать самостоятельно. Помни: цитата должна служить средством характеристики персонажа. Учим не просто так.
По каждому персонажу ты должен(-а) знать минимум 1 цитату💕
Если поняли-приняли, то пишите в поле ответа ЯСМОГУ
Решение
Просто напиши в поле ответ ЯСМОГУ, ведь ты действительно все сможешь) Запомни)
Задача 17
И Святославу смутный сон привиделся:
«В Киеве на горах в ночь сию с вечера
Одевали меня, — рёк он, — чёрным покровом на кровати тесовой;
Черпали мне синее вино, с горечью смешанное;
Сыпали мне пустыми колчанами
Жемчуг великой в нечистых раковинах на лоно
И меня нежили!
А кровля без князя была на тереме моём златоверхом!
И с вечера целую ночь граяли враны зловещие,
Слетевшись на выгон в дебри Кисановой…
Уж не послать ли мне к синему морю?»
И бояре князю в ответ рекли:
«Печаль нам, князь, умы полонила!
Слетели два сокола с золотого престола отцовского,
Поискать города Тьмутораканя
Или выпить шеломом из Дона!
Уж соколам и крылья неверных саблями подрублены,
Сами ж запутаны в железных опутинах,
В третий день тьма наступила!
Два солнца померкли!
Два багряных столпа угасли!
А с ними и два молодые месяца, Олег и Святослав,
Тьмою подёрнулись!
На реке на Каяле свет темнотою покрылся!
Гнездом леопардов простёрлись половцы по Русской земле
И в море её погрузили,
И в хана вселилось буйство великое!
Нашла хула на хвалу!
Неволя грянула на волю!
Ввергнулся Див на землю,
Вот уж и готские красные девы
Вспели, на бреге синего моря,
Звоня золотом русским.
Поют они время Бусово!
Величают месть Шураканову!
А наши дружины гладны веселием.
(«Слово о полку Игореве»)
Установите соответствие между персонажами «Слова о полку Игореве» и их ролью в произведении: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Персонажи
А) Святослав
Б) Буй тур Всеволод
В) Овлур
Роль в произведении
1) призывает к единству Русской земли
2) совершит ратный подвиг в битве с половцами
3) поможет Игорю бежать из плена
4) воосславит в песне подвиг Игоря
Решение
А - 1: Святослав призывал к единству Русской земли - вспомним его "Золотое слово"
Б - 2: Всеволод, брат князя Игоря, был сильным и смелым воином, не зря его называют "буй туром": тур - это бык. Он же и совершает ратный подвиг
В - 3: Овлур – крещеный половец Лавр, помогший Игорю Святославичу сбежать из плена и последовавший вместе с ним на Русь
4 вариант - лишний.
Задача 18
И Святославу смутный сон привиделся:
«В Киеве на горах в ночь сию с вечера
Одевали меня, — рёк он, — чёрным покровом на кровати тесовой;
Черпали мне синее вино, с горечью смешанное;
Сыпали мне пустыми колчанами
Жемчуг великой в нечистых раковинах на лоно
И меня нежили!
А кровля без князя была на тереме моём златоверхом!
И с вечера целую ночь граяли враны зловещие,
Слетевшись на выгон в дебри Кисановой…
Уж не послать ли мне к синему морю?»
И бояре князю в ответ рекли:
«Печаль нам, князь, умы полонила!
Слетели два сокола с золотого престола отцовского,
Поискать города Тьмутораканя
Или выпить шеломом из Дона!
Уж соколам и крылья неверных саблями подрублены,
Сами ж запутаны в железных опутинах,
В третий день тьма наступила!
Два солнца померкли!
Два багряных столпа угасли!
А с ними и два молодые месяца, Олег и Святослав,
Тьмою подёрнулись!
На реке на Каяле свет темнотою покрылся!
Гнездом леопардов простёрлись половцы по Русской земле
И в море её погрузили,
И в хана вселилось буйство великое!
Нашла хула на хвалу!
Неволя грянула на волю!
Ввергнулся Див на землю,
Вот уж и готские красные девы
Вспели, на бреге синего моря,
Звоня золотом русским.
Поют они время Бусово!
Величают месть Шураканову!
А наши дружины гладны веселием.
(«Слово о полку Игореве»)
Укажите слово (прилагательное), которым обозначается русская литература Средневековья.
Решение
Эпоха Средневековья (конец V—XV века) соответствует периоду древнерусской литературы. Поход князя Игоря как раз состоялся в 1185 году.
Задача 19
И Святославу смутный сон привиделся:
«В Киеве на горах в ночь сию с вечера
Одевали меня, — рёк он, — чёрным покровом на кровати тесовой;
Черпали мне синее вино, с горечью смешанное;
Сыпали мне пустыми колчанами
Жемчуг великой в нечистых раковинах на лоно
И меня нежили!
А кровля без князя была на тереме моём златоверхом!
И с вечера целую ночь граяли враны зловещие,
Слетевшись на выгон в дебри Кисановой…
Уж не послать ли мне к синему морю?»
И бояре князю в ответ рекли:
«Печаль нам, князь, умы полонила!
Слетели два сокола с золотого престола отцовского,
Поискать города Тьмутораканя
Или выпить шеломом из Дона!
Уж соколам и крылья неверных саблями подрублены,
Сами ж запутаны в железных опутинах,
В третий день тьма наступила!
Два солнца померкли!
Два багряных столпа угасли!
А с ними и два молодые месяца, Олег и Святослав,
Тьмою подёрнулись!
На реке на Каяле свет темнотою покрылся!
Гнездом леопардов простёрлись половцы по Русской земле
И в море её погрузили,
И в хана вселилось буйство великое!
Нашла хула на хвалу!
Неволя грянула на волю!
Ввергнулся Див на землю,
Вот уж и готские красные девы
Вспели, на бреге синего моря,
Звоня золотом русским.
Поют они время Бусово!
Величают месть Шураканову!
А наши дружины гладны веселием.
(«Слово о полку Игореве»)
Укажите имя князя, который осудил тщеславие Игоря.
Решение
Князя, осудившего тщеславие Игоря, звали Святослав. Именно он в "Золотом слове" призывает князей к объединению против общего врага.
Задача 20
В монологе Грушницкого встречаются одни и те же слова: «Я знаю, ты опытен в этих вещах, ты лучше меня знаешь женщин... Женщины! женщины!». Как называется этот приём, способствующий усилению смысла высказывания?
Решение
Повтор - это намеренное использование одного и того же слова, фразы, звука, синтаксической конструкции или даже образа и ситуации в тексте для достижения художественной выразительности.
Рекомендуемые курсы подготовки
- Разберешься в сюжете и композиции пьес Гоголя и Островского
- Потренируешься в тестовых заданиях №1 и №3
- Разберешь план, структуру и критерии оценки сочинения №4
на бесплатном курсе Турбо ЕГЭ