Задание 17. Работа с текстом. Ключевые тезисы. ЕГЭ 2026 по обществознанию
Средний процент выполнения: 93%
Ответом к заданию 17 по обществознанию может быть подробный ответ (нужно дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).
Подпишись на суперполезные материалы
Задачи для практики
Задача 1
Люди рождаются со своими уникальными талантами и способностями. В течение жизни природные дары человек использует в профессиональной трудовой и в повседневной деятельности. Но некоторые способности не находят своего практического применения, поэтому они часто превращаются в хобби.
Хобби — это увлечение, определённая деятельность, которая приносит увлечённому человеку моральное удовлетворение, делает его жизнь насыщенней и интересней. Кроме этого, хобби способствует самореализации личности, расширяет кругозор человека, помогает ему справиться со стрессом и найти новых друзей. Очень часто хобби становится значительной частью жизни человека и имеет для него очень большое значение.
Основное назначение хобби — приносить человеку радость, помогать отвлечься от проблем и отдохнуть. Некоторые увлечения, например рукоделие, могут приносить и ощутимую пользу. Мастерица может порадовать и себя, и близких эксклюзивными вещами, сделанными своими руками. В некоторых случаях хобби становится источником заработка — основного или дополнительного. Но это возможно только при высоком уровне мастерства и при востребованности результатов творчества.
Многообразие хобби поражает, однако среди них можно выделить основные группы увлечений: коллекционирование, спорт, рукоделие, резьба по дереву, чеканка, выжигание, гончарное искусство. Самые творческие и неординарные личности выбирают в качестве хобби фотографирование, рисование, сочинение музыки, написание стихов или художественных произведений. Благодаря распространению компьютерных технологий, некоторые увлекаются программированием или веб-дизайном. Такое хобби требует специальных знаний и умений, но может являться и источником дохода. А вот увлечение компьютерными играми и социальными сетями может привести к появлению психологической зависимости.
Выбирая хобби, стремитесь найти такое времяпрепровождение, которое по-настоящему затянет вас, раскрасит вашу жизнь яркими красками, подарит ощущение счастья и причастности к чему-то прекрасному.
(С. Антропов)
Иннулькинс поздравляет тебя с первой письменной. Она будет несложной (к сожалению, только на этот раз). Самое главное разберись с тем, как отправлять задания в нашей системе, если будут любые вопросы, не стесняйся, задавай их в личке группы.
Погнали... лови первое задание 👇
Какое определение хобби даёт автор? Какие способности, с точки зрения автора, становятся основой для хобби? Чему, по мнению автора, способствует хобби? (все ответы есть в интернете в самом тексте, ищем ключевые слова и просто переписываем, ничего не нужно придумывать).
Формат ответа:
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы(чуть влево-вправо можно, за действительно объемное излишнее цитирование снимают баллы):
- хобби — это увлечение, определённая деятельность, которая приносит увлечённому человеку моральное удовлетворение, делает его жизнь насыщенней и интересней;
- В хобби превращаются те способности, которые не находят своего практического применения в профессиональной деятельности.
- Хобби способствует самореализации личности, расширяет кругозор человека, помогает ему справиться со стрессом и найти новых друзей.
Задача 2
В разные исторические периоды и в разных экономических системах роль государства в экономике неодинакова. В командно-административной системе государство не просто воздействует на экономику, а является организатором и руководителем всей хозяйственной и политической жизни страны. Государство тотально регулирует экономические вопросы: что. сколько производить: кому продавать; когда сеять; размер заработной платы, штат работников на предприятии; цены и др.
Экономические функции такого государства следующие: хозяйственно-организаторская; охрана и дальнейшее развитие государственной собственности; развитие экономических отношений с другими странами на основе государственной монополии внешней торговли, валютных и других международных экономических отношений. Государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего товарно-денежные отношения между отдельными хозяйствами ограничены, носят подчинённый характер. Хозяйственный механизм в странах с рыночной экономикой современного типа включает рыночные регуляторы, регулирование в пределах предприятий, государственные рычаги регулирования. Однако главной регулирующей силой по-прежнему остаётся рынок.
Основные принципы экономической политики государства такого типа: брать на себя лишь то, что не способен осуществить частный бизнес; государство не конкурирует с бизнесом, а только помогает ему; государство берёт на себя некоторые, норой существенные, убытки, чтобы обеспечить прибыль предприятиям, иногда целым отраслям. Государство в условиях рынка стремится ограничить собственную предпринимательскую деятельность и предпочитает содействовать накоплению капитала косвенным образом. Государственное регулирование экономики можно теоретически обосновать следующим образом: там, где рыночный механизм не срабатывает или обнажаются существенные недостатки рынка, необходимо вмешательство государства.
В любом обществе государство играет большую роль в обеспечении законности и порядка. Законодательно закреплённые и жёстко контролируемые правила общественного поведения, в том числе и в экономике, создают условия и предпосылки для оптимального прогнозирования и планирования каждым экономическим субъектом собственной экономической деятельности, благодаря чему он может повысить эффективность своего функционирования.
(По А.Л. Курикову. Е.А. Дмитриевой)Как авторы определяют характер товарно-денежных отношений при командно-административной экономике? Что, по мнению авторов, включает в себя хозяйственный механизм в странах с рыночной экономикой? (Укажите три элемента этого механизма.) Какое теоретическое обоснование государственного регулирования в условиях рынка приведено в тексте?
Решение
- "Государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего товарно-денежные отношения между отдельными хозяйствами ограничены, носят подчинённый характер."
- "Хозяйственный механизм в странах с рыночной экономикой современного типа включает рыночные регуляторы, регулирование в пределах предприятий, государственные рычаги."
- "Там, где рыночный механизм не срабатывает или обнажаются существенные недостатки рынка, необходимо вмешательство государства."
Задача 3
Двадцатое столетие превратило нас в глубоких исторических пессимистов. Конечно, мы можем быть оптимистами в том, что касается наших личных дел, здоровья и счастья. Но если коснуться вопросов более масштабных, например, существовал когда-нибудь или будет существовать прогресс в истории, вердикт будет совсем иным. Самые серьезные наши мыслители заключили, что не существует такого понятия, как История, – то есть осмысленного порядка в широком потоке событий, касающихся человечества. Наш собственный опыт, по всей видимости, учит нас, что в будущем нас ждут новые и пока еще не представимые ужасы, от фантастических диктатур и кровавых геноцидов до банализации жизни из-за современного потребительства, и беспрецедентные катастрофы – от ядерной зимы до глобального потепления. По крайней мере вероятность появления этих ужасов больше, чем их не появления.
Пессимизм двадцатого столетия составляет резкий контраст с оптимизмом предыдущего. Хотя девятнадцатый век Европы начинался в судорогах войн и революций, в основном это было столетие мира и беспрецедентного роста материального благосостояния. Для оптимизма были две крепкие основы. Первая – вера, что современная наука улучшит людям жизнь, победив бедность и болезни. Природа, давний противник человека, будет покорена современной технологией и поставлена на службу счастью людей. Вторая – что свободное демократическое правление будет распространяться, захватывая одну страну за другой.
Своим крайним пессимизмом наше столетие по крайней мере частично обязано той жестокости, с которой реальность разбила эти ранние ожидания. Первая мировая война явилась решающим событием, подорвавшим самоуспокоенность Европы. Как потом оказалось, Первая мировая война была только предисловием к новым видам зла, которым предстояло вскоре возникнуть. Если современная наука открыла возможность создавать оружие беспрецедентной разрушительной силы, такое как пулемет и бомбардировщик, то современная политика создала государство беспрецедентной власти, для которого придумано было и новое слово – тоталитаризм. Опираясь на действенные полицейские силы, массовые политические партии и радикальные идеологии, стремившиеся взять под контроль все аспекты человеческой жизни, эти государства нового типа рвались к осуществлению проектов колоссального честолюбия – их не устраивало ничего меньше мирового господства.
В девятнадцатом веке теории прогресса связывали человеческое зло с отсталостью. Но Холокост произошел в стране с отлично развитой промышленной экономикой и одним из самых культурных и образованных народов в мире. Если такое могло произойти в Германии, почему оно не может случиться в любой другой развитой стране? А если экономическое развитие, образование и культура не дают гарантии от такого явления, как нацизм, то в чем же смысл исторического прогресса?
Опыт двадцатого столетия поставил под большой вопрос заявления о прогрессе на основе науки и техники, поскольку способность технического прогресса улучшать людям жизнь неотделима от параллельного морального прогресса человека. Без этого мощь техники просто будет обращена на цели зла, и человечество станет хуже, чем было прежде.
(по Френсису Фукуяме)
1. Какой оптимистичный политический прогноз был распространён в XIX веке, согласно тексту?
2. Приведите один из аргументов автора, опровергающий теорию о том, что зло существует лишь из-за отсталости в развитии.
3. Каким термином автор называет тип «государства невиданной мощи», появившегося в XX веке?
Решение
Ответ:
1) свободное демократическое правление будет распространяться, захватывая одну страну за другой;
2) холокост произошел в стране с отлично развитой промышленной экономикой и одним из самых культурных и образованных народов в мире ИЛИ экономическое развитие, образование и культура не дают гарантии от такого явления, как нацизм;
3) тоталитаризм.
Задача 4
Решение демографических проблем, рост продолжительности жизни, снижение смертности прямо связаны с преодолением бедности. Напомню, в 2000 году за её чертой находилось более 40 миллионов человек. Сейчас - около 19 миллионов, но и это слишком много. <...>
Причём серьёзные материальные проблемы испытывают ещё больше людей на самом деле, чем те, которые официально находятся за этой чертой. Они вынуждены экономить на самом необходимом - одежде, лекарствах, даже на еде. Среди тех, кто чаще всего сталкивается с бедностью, - многодетные, неполные семьи, семьи, где есть инвалиды. <..,>
Причин для бедности на самом деле не только в нашей стране, в мире вообще – очень много, но она всегда буквально придавливает человека, лишает его жизненных перспектив. Государство должно помочь людям выйти из сложной жизненной ситуации. Опыт некоторых наших регионов показывает, что можно эффективно работать на этом направлении, работающим механизмом такой поддержки может стать социальный контракт.
Как он действует, что это такое? Государство оказывает гражданам помощь в трудоустройстве, повышении квалификации. Предоставляет семье финансовые средства на организацию подсобного хозяйства или небольшого собственного дела. Для каждого предлагается индивидуальная программа поддержки, исходя из конкретной ситуации. При этом человек, который берёт эти ресурсы, одновременно берёт на себя определённые обязательства: пройти переобучение, найти в соответствии с этим работу, обеспечивать свою семью, детей устойчивым доходом. В мире такой механизм действует и работает достаточно эффективно. И для тех, кто действительно стремится изменить свою жизнь, социальный контракт даёт возможность сделать это. <...>
Сегодня многие граждане, семьи берут кредиты на различные цели, потребительские кредиты. Конечно, нужно понимать свою ответственность, рассчитывать силы, всё это понятно. Но в жизни может случиться всё: и потеря работы, и тяжёлая болезнь. И в этой ситуации загонять человека в тупик – последнее дело, да и бессмысленно даже с экономической точки зрения. Для защиты людей нужны дополнительные законодательные гарантии. Так, предлагаю предусмотреть «ипотечные каникулы», - то есть отсрочку по платежам для граждан, которые лишились дохода. Дать им возможность сохранить своё единственное жильё, а кредит передвинуть, погасить позднее. <...>
В решении проблемы бедности и в развитии системы социальной поддержки важно дойти до каждой нуждающейся семьи, разобраться в её проблемах. <...>
(По В. В. Путину)
1) Какие финансовые трудности, помимо официального статуса малоимущих, затрагивают широкие слои населения согласно автору?
2) В чем заключается суть механизма “ипотечных каникул” согласно представленному материалу?
3) Укажите две группы семей, которые, согласно тексту, находятся в зоне повышенного риска попадания в категорию малоимущих.
Решение
Ответ:
1) они вынуждены экономить на самом необходимом - одежде, лекарствах, даже на еде;
2) отсрочка по платежам для граждан, которые лишились дохода / возможность сохранить своё единственное жильё, а кредит передвинуть, погасить позднее.
3) – многодетные семьи; – неполные семьи; – семьи, где есть инвалиды;
(Ответ на вопрос засчитывается только в случае указания двух или более категорий семей из текста.)
Задача 5
В современном обществе под культурой понимаются все духовные и материальные ценности, созданные человеческим сообществом. Ее обычно подразделяют на материальную (здания, дороги, линии связи, предметы быта и т.д.) и духовную культуру (язык, религия, научные представления, теории, убеждения людей и т.д.). В социологии под культурой подразумевается то в социальной жизни, что не определяется биологической природой человека – инстинктами; это искусственное образование, созданное совместными действиями многих поколений людей и воссоздаваемое, поддерживаемое каждым поколением и группой.
Каждое поколение и каждая группа не только воссоздают и поддерживают определенные формы социальной жизни, но и вносят свои изменения, преломляет культуру через свой социальный опыт, свое отношение к обществу и другим поколениям и группам. Поэтому можно говорить не только о культуре цивилизации, но и об исторических типах культуры (например, рабовладельческая культура, культура эпохи Возрождения и др.) и о групповых субкультурах (например, субкультура врачей, инженеров, ветеранов, молодежи, военнослужащих). Все структурные компоненты культуры состоят из определенных элементов, которые представляют собой, во-первых, ценности, которые могут быть как идеальными представлениями людей, социальных групп, общества, так и материальными предметами, имеющими функциональное значение в данном обществе. Другим элементом культуры являются социальные нормы, под которыми мы понимаем определенные правила, положения, осуществляющие руководящую функцию по отношению к определенным социальным группам.
Социальные нормы регулируют индивидуальное и групповое взаимодействие в данной социальной группе или обществе, они требуют от индивидов в каждой ситуации действий определенного типа.
Так как социальные нормы являются составным элементом культуры, их часто называют социокультурными нормами. С развитием культуры видоизменяются и социокультурные нормы.
(По Б.А Исаеву)
Какое значение, с точки зрения автора, социология придает понятию «культура»? Как в тексте описывается роль каждого поколения в формировании и развитии культуры? Как автор определяет сущность социальных норм?
Решение
- То в социальной жизни, что не определяется биологической природой человека – инстинктами; это искусственное образование, созданное совместными действиями многих поколений людей и воссоздаваемое, поддерживаемое каждым поколением и группой.
- Они вносят свои изменения, преломляют культуру через свой социальный опыт, свое отношение к обществу и другим поколениям и группам.
- Определенные правила, положения, осуществляющие руководящую функцию по отношению к определенным социальным группам.
Задача 6
Наука представляет собой один из типов исторически и социально-изменчивой познавательной активности человека. В том виде, как она известна нам сейчас, наука является феноменом европейской культуры. Причем феноменом уникальным, поскольку ей можно найти лишь приблизительные аналоги в других культурах, имевших иногда довольно высокоразвитые системы прикладных знаний и техник.
В силу того что на сегодняшний день наука фактически является «мировоззренческим монополистом», определяющим как общую космологическую картину мира современного человека, так и то понимание действительности. Научная картина мира является сложно устроенной, но, тем не менее, упрощенной схемой действительности, которая должна осознавать границы своей достоверности, оставляя место для других типов ее постижения, имеющих эстетическую и этическую природу, связанных со здравым человеческим смыслом и т. д. Научная картина мира является сложно устроенной схемой действительности, которая должна осознавать границы своей достоверности, оставляя место для других типов её постижения...
Особую роль играет даже не столько сама наука, которая обладает сложным эзотерическим языком, понятным лишь для специалистов, но особая прослойка популяризаторов и интерпретаторов науки, налаживающих связь между сферой собственно научных исследований и повседневной реальностью, адаптирующих научные теории к области публичного дискурсивного пространства (включая, например, важнейшую в этом отношении систему общего начального и среднего образования). На этой же границе возникают и разнообразные ложные образы науки, которые не только подменяют ее теорию и практику в представлениях людей, никак не связанных с научной деятельностью, но в пределах самой науки, где — в силу катастрофически возросшей специализации — ученые, работающие в одних областях, лишь довольно косвенно представляют себе то, чем занимаются их коллеги в других регионах научного познания.
(По В. Куренскому)
Прочитайте текст и выполните задание.
Почему наука по мнению автора уникальный европейский феномен? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Что, по мнению автора, представляет собой научная картина мира? Что, как полагает автор, главная опасность катастрофически возросшей специализации науки?
Решение
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
- ответ на первый вопрос, например: поскольку ей можно найти лишь приблизительные аналоги в других культурах, имевших иногда довольно высокоразвитые системы прикладных знаний и техник. ;
- ответ на второй вопрос, например: Научная картина мира является сложно устроенной схемой действительности, которая должна осознавать границы своей достоверности, оставляя место для других типов её постижения;
- ответ на третий вопрос, например: ученые, работающие в одних областях, лишь довольно косвенно представляют себе то, чем занимаются их коллеги в других регионах научного познания.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Задача 7
Пройдя достаточно длительный путь развития, социология стала наукой, задача которой – изучение постоянно изменяющегося общества. Социологические исследования выявляют модели и закономерности различных социальных связей и, опираясь на эти общие модели и закономерности, пытаются показать (а иногда и предсказать), почему определённые явления и события происходят именно в это время и в этом месте.
Многие социологические работы описательны, они показывают внешние свойства социальных действий и событий – вербально и посредством цифр. <...> Так, описаны модели социальных ценностей и социальных изменений, отклоняющегося поведения и семейной жизни. Выявлены взаимосвязи между социальным классом и воспитательными целями, между структурой организации и системой информации, средой проживания и семейными формами, технологией и стилем руководства. Перечисленные зависимости представляют собой простые социологические объекты, но в действительности социолог сталкивается с весьма многогранными взаимосвязанными социальными процессами.
Первостепенные объекты социологического исследования — общности людей и имеющиеся в них социальные структуры и процессы, развитие и изменение этих структур и процессов. Социолог интересуется моделями и закономерностями социального мира. Социальные факты являются, как правило, более широкими и многосторонними, чем в обыденном мировосприятии. К социальным фактам относятся, например, бюрократия, перенаселение, преступность, безработица. Такие факты возможно изучать только в совокупности всех общественных явлений, связанных с ними и вовлечёнными в их среду. <...> Социология базируется на фактах и оперирует теориями, т.е. социология эмпирична и теоретична. В этом смысле её можно считать «консервативной» наукой. <...> Общественное мнение обязательно учитывается социологией, но она подходит к нему критично...
Социология объективна в том смысле, что полученные при исследованиях социологов знания могут проверяться жизненной практикой других людей. Объективность науки часто понимается как свобода от ценностей. Люди связаны с различными ценностями, но исследователи стремятся по возможности избежать такой связанности, т.е. быть объективными или, по крайней мере, изложить свои исходные позиции ясно и непредвзято, так, чтобы читатель смог сам видеть возможные ценностные связи. <...>
(Э. Асп)
Какие способы описания социальных действий и событий упоминаются в тексте? (Перечислите два таких способа.) Что автор выделяет в качестве основных объектов социологического исследования? По какой причине автор называет социологию «консервативной» наукой?
Решение
- Вербально и посредством цифр.
- Общности людей и имеющиеся в них социальные структуры и процессы, развитие и изменение этих структур и процессов.
- Социология базируется на фактах и оперирует теориями, т.е. социология эмпирична и теоретична.
Задача 8
Процесс формирования определяет развитие личности под действием природных и социальных сил. Но даже сформировавшийся человек ещё не в полной мере готов жить в обществе: он не имеет образования, профессии, навыков общения; он плохо представляет себе устройство общества, не ориентируется в социальных процессах. Одновременно с процессом формирования личности идёт процесс её социализации.
Социализация – это внедрение человека в общество, овладение им навыками и привычками общественного поведения, усвоение ценностей и норм данного общества. Если процесс формирования идёт особенно интенсивно в детстве и юности, то процесс социализации становится тем сильнее, чем активнее индивид вступает в систему социальных отношений. Детские игры, воспитание и обучение в школе и вузе, овладение специальностью и служба в армии и т. д. – всё это и есть внешние проявления процесса социализации. Отличия социализации от формирования заключаются в следующем: социализация изменяет внешнее поведение, а формирование личности устанавливает базовые ценностные ориентации; социализация даёт возможность получить определённые навыки (общения, профессии), а формирование определяет мотивацию социального поведения...
Более простым и удобным представляется деление процесса социализации на два качественно различных периода: первичная социализация – период от рождения до формирования зрелой личности; вторичная социализация (ресоциализация) – перестройка уже социально зрелой личности, связанная, как правило, с овладением профессией. Процесс социализации индивида протекает на основе социальных контактов, взаимодействий индивида с другими личностями, группами, организациями, институтами.
(Б.А. Исаев)
Прочитайте текст и выполните задание.
Какое определение понятия «социализация» приведено в тексте? Какие внешние проявления процесса социализации перечислены в тексте? (Назовите любые два из них.) Как автор аргументирует свой тезис о том, что «даже сформировавшийся человек ещё не в полной мере готов жить в обществе»? (Приведите любые два аргумента из текста.)
Решение
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
- ответ на первый вопрос, например: внедрение человека в общество, овладение им навыками и привычками общественного поведения, усвоение ценностей и норм данного общества.
- ответ на второй вопрос, например: Детские игры, воспитание и обучение в школе и вузе, овладение специальностью и служба в армии.
- ответ на третий вопрос, например: он не имеет образования, профессии, навыков общения; он плохо представляет себе устройство общества, не ориентируется в социальных процессах.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Задача 9
Современная внешняя среда формирует нестабильные условия для долгосрочной устойчивости и развития бизнеса и характеризуется такими особенностями, как непрерывное усиление конкуренции, динамичное насыщение товарного предложения, трансформация «рынка продавца» в «рынок покупателя»... В такой ситуации бизнесу становится всё сложнее гибко реагировать на эти быстроизменяющиеся условия внешней среды. Адаптация к данным изменениям крупных корпораций, характеризующихся сложностью организационной структуры, многоуровневостью менеджмента, бюрократизированностью процесса принятия решений и негибкостью многочисленных взаимосвязанных бизнес-процессов, выглядит ещё более сложноразрешимой задачей.
Это заставляет активно искать механизмы и инструменты адаптации к вызовам внешнего окружения, использование которых позволит сохранить устойчивость корпорации и приумножить финансовые результаты деятельности в долгосрочной перспективе. В таких условиях выживут и займут прочные и лидирующие позиции только те компании, которые научатся эффективно работать в предлагаемых обстоятельствах, найдут способ сделать свои товар или услугу лучшим выбором своих клиентов. В данной ситуации главный приоритет управленческой деятельности всей корпорации логично определить как удовлетворение и предвосхищение потребностей клиентов на всех уровнях менеджмента.
Однако на практике из-за многообразной текущей деятельности корпорации многие руководители различных подразделений забывают, что именно клиент является центральной фигурой обмена и главным источником притока прибыли в организацию, а результирующая цель работы всех функциональных подразделений корпорации заключается в формировании потребительской ценности...
Эта простая взаимосвязь способствует формированию понимания бизнесменов и экспертов того, что главным залогом эффективного долгосрочного развития фирмы, корпорации является выстраивание долгосрочных партнёрских взаимоотношений с клиентами... Многие компании, которые разделяют идею клиентоориентированности, больше называют себя таковыми или стараются таковыми казаться...
(Г.А. Резник, О.В. Яшина)
Прочитайте текст и выполните задание.
Как в тексте сформулирован главный приоритет управленческой деятельности корпорации? Какие черты крупной корпорации перечислены в тексте? Назовите любые три черты. Для чего, по мнению авторов, осуществляется активный поиск новых механизмов и инструментов адаптации к вызовам внешнего окружения?
Решение
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
- ответ на первый вопрос, например: удовлетворение и предвосхищение потребностей клиентов на всех уровнях менеджмента
- ответ на второй вопрос, например: сложность организационной структуры, многоуровневость менеджмента, бюрократизированность процесса принятия решений и негибкость многочисленных взаимосвязанных бизнес-процессов.
- ответ на третий вопрос, например: чтобы сохранить устойчивость корпорации и приумножить финансовые результаты деятельности в долгосрочной перспективе.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Задача 10
В современном обществе под культурой понимаются все духовные и материальные ценности, созданные человеческим сообществом. Ее обычно подразделяют на материальную (здания, дороги, линии связи, предметы быта и т.д.) и духовную культуру (язык, религия, научные представления, теории, убеждения людей и т.д.). В социологии под культурой подразумевается то в социальной жизни, что не определяется биологической природой человека – инстинктами; это искусственное образование, созданное совместными действиями многих поколений людей и воссоздаваемое, поддерживаемое каждым поколением и группой.
Каждое поколение и каждая группа не только воссоздают и поддерживают определенные формы социальной жизни, но и вносят свои изменения, преломляет культуру через свой социальный опыт, свое отношение к обществу и другим поколениям и группам. Поэтому можно говорить не только о культуре цивилизации, но и об исторических типах культуры (например, рабовладельческая культура, культура эпохи Возрождения и др.) и о групповых субкультурах (например, субкультура врачей, инженеров, ветеранов, молодежи, военнослужащих). Все структурные компоненты культуры состоят из определенных элементов, которые представляют собой, во-первых, ценности, которые могут быть как идеальными представлениями людей, социальных групп, общества, так и материальными предметами, имеющими функциональное значение в данном обществе. Другим элементом культуры являются социальные нормы, под которыми мы понимаем определенные правила, положения, осуществляющие руководящую функцию по отношению к определенным социальным группам.
Социальные нормы регулируют индивидуальное и групповое взаимодействие в данной социальной группе или обществе, они требуют от индивидов в каждой ситуации действий определенного типа.
Так как социальные нормы являются составным элементом культуры, их часто называют социокультурными нормами. С развитием культуры видоизменяются и социокультурные нормы.
(По Б.А Исаеву)
Какое значение, с точки зрения автора, социология придает понятию «культура»? Как в тексте описывается роль каждого поколения в формировании и развитии культуры? Как автор определяет сущность социальных норм?
Решение
- То в социальной жизни, что не определяется биологической природой человека – инстинктами; это искусственное образование, созданное совместными действиями многих поколений людей и воссоздаваемое, поддерживаемое каждым поколением и группой.
- Они вносят свои изменения, преломляют культуру через свой социальный опыт, свое отношение к обществу и другим поколениям и группам.
- Определенные правила, положения, осуществляющие руководящую функцию по отношению к определенным социальным группам.
Задача 11
Решение демографических проблем, рост продолжительности жизни, снижение смертности прямо связаны с преодолением бедности. Напомню, в 2000 году за её чертой находилось более 40 миллионов человек. Сейчас - около 19 миллионов, но и это слишком много. <...>
Причём серьёзные материальные проблемы испытывают ещё больше людей на самом деле, чем те, которые официально находятся за этой чертой. Они вынуждены экономить на самом необходимом - одежде, лекарствах, даже на еде. Среди тех, кто чаще всего сталкивается с бедностью, - многодетные, неполные семьи, семьи, где есть инвалиды. <..,>
Причин для бедности на самом деле не только в нашей стране, в мире вообще – очень много, но она всегда буквально придавливает человека, лишает его жизненных перспектив. Государство должно помочь людям выйти из сложной жизненной ситуации. Опыт некоторых наших регионов показывает, что можно эффективно работать на этом направлении, работающим механизмом такой поддержки может стать социальный контракт.
Как он действует, что это такое? Государство оказывает гражданам помощь в трудоустройстве, повышении квалификации. Предоставляет семье финансовые средства на организацию подсобного хозяйства или небольшого собственного дела. Для каждого предлагается индивидуальная программа поддержки, исходя из конкретной ситуации. При этом человек, который берёт эти ресурсы, одновременно берёт на себя определённые обязательства: пройти переобучение, найти в соответствии с этим работу, обеспечивать свою семью, детей устойчивым доходом. В мире такой механизм действует и работает достаточно эффективно. И для тех, кто действительно стремится изменить свою жизнь, социальный контракт даёт возможность сделать это. <...>
Сегодня многие граждане, семьи берут кредиты на различные цели, потребительские кредиты. Конечно, нужно понимать свою ответственность, рассчитывать силы, всё это понятно. Но в жизни может случиться всё: и потеря работы, и тяжёлая болезнь. И в этой ситуации загонять человека в тупик – последнее дело, да и бессмысленно даже с экономической точки зрения. Для защиты людей нужны дополнительные законодательные гарантии. Так, предлагаю предусмотреть «ипотечные каникулы», - то есть отсрочку по платежам для граждан, которые лишились дохода. Дать им возможность сохранить своё единственное жильё, а кредит передвинуть, погасить позднее. <...>
В решении проблемы бедности и в развитии системы социальной поддержки важно дойти до каждой нуждающейся семьи, разобраться в её проблемах. <...>
(По В. В. Путину)
1) Какие финансовые трудности, помимо официального статуса малоимущих, затрагивают широкие слои населения согласно автору?
2) В чем заключается суть механизма “ипотечных каникул” согласно представленному материалу?
3) Укажите две группы семей, которые, согласно тексту, находятся в зоне повышенного риска попадания в категорию малоимущих.
Решение
Ответ:
1) они вынуждены экономить на самом необходимом - одежде, лекарствах, даже на еде;
2) отсрочка по платежам для граждан, которые лишились дохода / возможность сохранить своё единственное жильё, а кредит передвинуть, погасить позднее.
3) – многодетные семьи; – неполные семьи; – семьи, где есть инвалиды;
(Ответ на вопрос засчитывается только в случае указания двух или более категорий семей из текста.)
Задача 12
Как правило, домохозяйствами называют семьи самого разного состава и любых размеров. На одном полюсе находятся так называемые большие семьи, состоящие из нескольких поколений, живущих под одной крышей и совместно владеющих определёнными экономическими ресурсами. Противоположный полюс представлен человеком, который живёт один и не является семьёй в традиционном смысле. В финансах, однако, такая семья также считается домохозяйством.
Домохозяйствам обычно приходится принимать финансовые решения четырёх следующих типов. Во-первых, решения о потреблении и сбережении денежных средств. Какую часть имеющегося богатства семьи можно израсходовать на потребительские нужды, а какую часть текущего дохода следует сохранить для использования в будущем и направить на сбережения? Во-вторых, инвестиционные решения. В какие активы следует вложить имеющиеся сбережения? В третьих, решения о финансировании. Когда и каким образом домохозяйству следует воспользоваться заёмными средствами для реализации своих потребительских и инвестиционных замыслов? В-четвёртых, решения, связанные с управлением риском. Как и на каких условиях домохозяйствам следует стараться снизить уровень неопределённости финансовой ситуации и когда необходимо повысить степень допустимого риска?
В результате того, что домохозяйства сберегают определённую часть своих доходов для использования её в будущем, они накапливают общие фонды богатства, которые могут храниться в различных формах. Одни люди предпочитают хранить деньги на банковских счетах, другие вкладывают их в недвижимость или в какой-либо бизнес. Все эти средства имеют общее название — активы. Активы — это всё то, что имеет экономическую ценность; всё, что есть у домохозяйств, а пассивы — все их долговые обязательства. Активы и пассивы — две составляющие баланса семейного бюджета.
В конечном счёте, любые ресурсы общества принадлежат домохозяйствам, поскольку именно они владеют фирмами (либо напрямую, либо через владение акциями, полисами на страхование жизни или участие в пенсионных планах) и платят налоги, которые впоследствии тратятся государством.
(З. Боди, Р. Мертон)
Прочитайте текст и выполните задание.
Приведите авторское определение домохозяйств. (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Укажите с опорой на авторский текст два «полюса» домохозяйств. Какие два аргумента приводят авторы для подтверждения мысли о том, что любые ресурсы общества принадлежат домохозяйствам?
Решение
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
- ответ на первый вопрос: домохозяйствами называют семьи разного со става и любых размеров;
- ответ на второй вопрос: на одном полюсе находятся большие семьи, со стоящие из нескольких поколений, живущих под одной крышей и совместно владеющих определёнными экономическими ресурсами. Противоположный полюс представлен человеком, который живёт один и не является семьёй в традиционном смысле;
- ответ на третий вопрос:
— именно они владеют фирмами (либо напрямую, либо через владение акциями, полисами на страхование жизни или участие в пенсионных планах);
— они платят налоги, которые впоследствии тратятся государством.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Задача 13
В последнее время молодёжь России принимает активное участие в избирательных кампаниях кандидатов в выборные органы власти. Речь идёт о разнообразной деятельности: уличная агитация, работа в штабе, исполнение обязанностей наблюдателей или членов участковых избирательных комиссий.
Молодёжь приходит к этой деятельности, используя как минимум две группы каналов — институциональные и сетевые. При первом варианте их направляют, например, партии или общественные движения, законодательно наделённые таким правом. Другим вариантом рекрутирования являются неформализованные сетевые структуры — связи людей на родственной или дружеской основе. Сетевой рекрутинг формирует доверие среди участников процесса.
Можно выделить разные мотивы, которые побуждают к участию в избирательных кампаниях. Для одних она похожа на весёлое, иногда опасное приключение, воспринимается как интересный формат досуга, где собираются молодые люди для необременительной работы. Такая мотивация встречается у школьников и студентов, которым нечем занять себя в летние каникулы. Политическая повестка, идеологическая дискуссия их мало интересуют.
Другие воспринимают избирательную кампанию как элемент построения карьеры: кто-то планирует освоить профессию политтехнолога, кто-то пытается трудоустроиться в аппарате партии или стать помощником депутата. Не исключены амбиции стать политиком. Но даже если в дальнейшем не планируется связывать карьеру с политикой, молодые люди находят возможности извлечь выгоду, например, обзавестись связями для будущих рекомендаций, строчкой в резюме.
Некоторые молодые люди участвуют в избирательной кампании преимущественно ради денег. Для школьников и студентов это весьма неплохие деньги, но, как правило, их не особо или совершенно не интересует результат.
Ряд молодых людей движим желанием обеспечить соблюдение процедуры выборов. Это люди с повышенной социальной и гражданской активностью. Они находятся в позиции арбитра, который стоит над схваткой и следит за тем, чтобы победил сильнейший. В их шкале предпочтений соблюдение закона стоит выше победы той политической силы, за которую они голосуют.
И лишь небольшая часть политизированных молодых людей куёт победу «своего» кандидата. Они чётко знают, кого они представляют, за кого агитируют.
Независимо от того, какие мотивы привели молодых людей в избирательную кампанию, этот опыт крайне важен для формирования их гражданской позиции. Но последствия такого участия крайне противоречивы. С одной стороны, получив опыт электоральной борьбы, некоторые молодые люди начинают активно интересоваться политикой и вовлекаться в избирательный процесс. С другой стороны, возможность увидеть «кухню» выборов нередко приводит молодых людей к аполитичности и полной отстранённости от электоральной темы.
(По С. Ю. Барсуковой, А. В. Звягинцеву, Л. С. Лаптиевой)
Прочитайте текст и выполните задание.
Какие виды деятельности, осуществляемые молодыми людьми в ходе избирательной кампании, указаны в тексте? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Какие каналы, по мнению авторов, используются для рекрутирования молодёжи в избирательные кампании? Что позволяет авторам судить о противоречивости последствий участия в избирательной кампании?
Решение
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
- ответ на первый вопрос, например: уличная агитация, работа в штабе, исполнение обязанностей наблюдателей или членов участковых избирательных комиссий;
- ответ на второй вопрос, например: институциональные и сетевые каналы;
- ответ на третий вопрос, например: с одной стороны, молодые люди начинают активно интересоваться политикой и вовлекаться в избирательный процесс. С другой стороны, это ведёт к их аполитичности и полной отстранённости от электоральной темы.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Задача 14
Экстренный массовый перевод на удалённую работу в период локдауна привёл к серьёзным изменениям в деятельности компаний. У руководителей компаний сформировались варианты возможных действий: 1) сохранить весь коллектив или наиболее ценных сотрудников, несмотря на материальные трудности; 2) уволить / отправить в неоплачиваемый отпуск; 3) сделать удалённую работу постоянной, попутно сократив число работников.
В связи с этим в компаниях резко выросло число задач по управлению персоналом. Нужно было прорабатывать и быстро реализовывать самые разные решения: удержать на работе во что бы то ни стало одних работников, сократить — других; организовать самоизоляцию для групп риска; обеспечить соблюдение гигиенических требований для тех, кто остаётся работать на предприятии, стройке, в магазине и пр.; изменить зарплатные схемы и многое другое.
Руководители выделили три основные проблемные зоны и три базовых условия успешной удалённой работы.
1) Организационная: чёткая схема взаимодействий, деловых коммуникаций, соответствующая технологии производственного процесса. Часто возникали «провалы» в коммуникациях, например, контекст сообщения понимался неполно или неправильно; сообщения запаздывали или приходили не по адресу; значимость того или иного элемента деловой ситуации подвергалась субъективным интерпретациям.
2) Управленческая: навыки работы в «гибкой» команде, стимулирование и контроль. Некоторые руководители признавали, что при организации удалённой работы эффективность как отдельных сотрудников, так и компании в целом заметно снижалась, а рабочие нагрузки неоправданно росли. Сложности были вызваны дефектами в организации коллективного труда на удалёнке, снизилось число коротких, неформальных встреч и разговоров между сотрудниками, возникло ощущение оторванности от того, что происходит в компании.
3) Социально-психологическая: особенности корпоративной культуры; механизмы мотивации, вовлечённости, доверия, поддержки эффективности. Чаще других отмечались два барьера: доминирование «вертикальных» отношений в коллективах в ущерб горизонтальным и стремление к всё более сильному контролю за действиями сотрудников. Как следствие — вовлечённость сотрудников оказывалась слабее, чем было бы нужно в условиях объективной невозможности усиления контроля.
Несмотря на то, что удалённая работа была сопряжена со стрессом, вызванным опасениями в отношении стабильности своей должности и статусных перспектив, сложностями деловых взаимодействий, сочетанием работы и домашних дел, беспокойством о своём физическом здоровье и материальном благополучии, она позволила избежать массовой безработицы. В будущем она вполне может стать регулярным элементом трудовых отношений для многих видов трудовой деятельности.
(По С. Г. Климовой, И. А. Климову)
Прочитайте текст и выполните задание.
Как в тексте охарактеризована организационная проблема, возникшая при переходе на удалённую работу? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Какие три варианта возможных действий, по мнению авторов, сформировались у работодателей в связи с переходом на удалённую работу в период локдауна? Что позволяет авторам судить о стрессовом состоянии работников в условиях их внезапного перевода на удалённую работу?
Решение
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
- ответ на первый вопрос, например: часто возникали «провалы» в коммуникациях, например, контекст сообщения понимался неполно или неправильно; сообщения запаздывали или приходили не по адресу; значимость того или иного элемента деловой ситуации подвергалась субъективным интерпретациям;
- ответ на второй вопрос, например: 1) сохранить весь коллектив или наиболее ценных сотрудников, несмотря на материальные трудности; 2) уволить / отправить в неоплачиваемый отпуск; 3) сделать удалённую работу постоянной, попутно сократив число работников;
- ответ на третий вопрос, например: работники переживали по поводу стабильности своей должности и статусных перспектив; испытывали сложности деловых взаимодействий и проблемы в сочетании работы и домашних дел, беспокоились о своём физическом здоровье и материальном благополучии.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Задача 15
Общепризнано, что в обществе и в конкретных его группах (сообществах) осуществляется процесс социализации. Он предусматривает усвоение человеком (индивидом) определённых образцов (моделей) поведения и социального опыта, необходимых для его жизни и успешного функционирования в обществе. В результате человек достигает социальной зрелости, характеризующейся обретением интегрального социального статуса, определяющего положение человека в обществе. При этом в процессе социализации человека и общества возможны отклонения, неудачи, сбои и иные проявления.
Отклоняющееся поведение — это проявление недостатков и сбоев социализации человека, различные формы поведения лиц, несоответствующие общепринятым, социально одобряемым, наиболее распространённым и устоявшимся нормам в определённых сообществах, а также нравственные пороки, отступление от обычаев, принципов, традиций, норм морали и права. К числу основных форм отклоняющегося поведения человека принято относить пьянство, алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, проституцию, суицидальное поведение и т. д., а также совершение правонарушений и преступлений.
Так, прошедшие в России с 90-х годов XX столетия реформы в политической и социально-экономической сферах привели к развитию новых рыночных отношений, …данный процесс оказался не только сложным и экономически нестабильным, повлёкшим такие негативные последствия в социально-экономическом плане, как социальные протесты, безработица, сокращение доходов населения и т. д., а также рост не только общеуголовной, организованной, экономической, коррупционной преступности, но и правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Различные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами и ценностями. Отклоняющееся поведение чаще предполагает попытку «уйти из общества», убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжённости через определённые альтернативные формы.
В условиях массовой цифровизации всё большую роль в становлении и развитии подростковых девиаций играет информационная культура, в которой социализируются дети и подростки. Эта культура включает большое количество мемов — передаваемых между индивидуумами путём имитации и копирования единиц культурной информации, часть из которых имеет выраженный деструктивный характер. При этом отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер, но может быть связано со стремлением личности к новому и нетрадиционному, желанием преодолеть старое и консервативное, которое мешает «двигаться вперёд». Поэтому к отклоняющемуся поведению могут быть отнесены и различные виды и формы позитивного творчества.
(По В. Жадан)
Прочитайте текст и выполните задание.
Какое определение отклоняющегося поведения дано автором? Какие основные формы отклоняющегося поведения отмечены автором? (Назовите четыре формы.) Назовите причины отклоняющегося поведения в России в XX столетии, указанные в тексте.
Решение
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
- ответ на первый вопрос, например: отклоняющееся поведение — это проявление недостатков и сбоев социализации человека; различные формы поведения, не соответствующие общепринятым нормам; нравственные пороки, отступления от обычаев, принципов;
- ответ на второй вопрос, например: пьянство, алкоголизм, наркомания, токсикомания;
- ответ на третий вопрос, например: реформы в политической и социально-экономической сферах привели к развитию новых рыночных отношений, данный процесс оказался сложным и экономически нестабильным, повлёк негативные последствия в социально-экономическом плане.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Задача 16
Политическая система общества включает в себя институциональный, нормативный, коммуникативный, культурный и функциональный компоненты.
Политическая элита — это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством (партиями, другими политическими институтами). На государственном уровне она концентрирует в своих руках высшие властные и управленческие прерогативы в обществе, предопределяя за счёт этого пути и формы его политического развития. Политическая элита — это лишь определённая часть более широких элитарных слоёв общества в целом, в которые входят наиболее видные и авторитетные представители экономических кругов, гуманитарной и технической интеллигенции. Политические лидеры являются её частью.
Большинство учёных сходится на том, что политические лидеры не являются типичными представителями общества, относясь по преимуществу к представителям высших социально-экономических слоёв. Практика не подтвердила тезис о том, что деятельность элит непосредственно определяется интересами населения. Таким образом, в любом обществе могут складываться серьёзные противоречия между составом и интересами элитарных и неэлитарных групп. Пополнение или изменение состава политической элиты зависит не только от позиции населения или конкретной ситуации, при которой представители широких социальных слоёв начинают принимать определённое участие в принятии решений, но в значительной степени и от позиции самих элитарных группировок. В этом смысле элита является скорее саморегулирующейся общностью, которая избирательно допускает в свою среду представителей массы.
В полном соответствии с занимаемым ею местом в общественной жизни политическая элита выполняет ряд важнейших задач и функций. Прежде всего, к её социальным задачам относятся принятие и контроль реализации решений, раскрывающие её центральную роль в управлении государством и обществом. В число основных функций включается также формирование и представление групповых интересов различных слоёв населения. Следует указать и на необходимость продуцирования элитой разнообразных политических ценностей. Формируя различные идеологии, мифы или социальные проекты, политическая элита пытается мобилизовать граждан, взять под контроль их энергию для решения необходимых общественных задач.
(А. И. Соловьёв)
Прочитайте текст и выполните задание.
Какое определение даёт автор понятию «политическая элита»? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Частью чего, по мнению автора, является политическая элита? От чего, по мнению автора, зависит пополнение или изменение состава политической элиты? (Назовите три фактора.)
Решение
- ответ на первый вопрос, например: политическая элита — это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством (партиями, другими политическими институтами);
- ответ на второй вопрос, например: политическая элита — это лишь определённая часть более широких элитарных слоёв общества в целом, в которые входят наиболее видные и авторитетные представители экономических кругов, гуманитарной и технической интеллигенции;
- ответ на третий вопрос, например: позиция населения, конкретная ситуация, позиция самих элитарных группировок.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Задача 17
Вся жизнедеятельность современного человека и гражданина полностью пронизана миром финансов и финансовых отношений. Финансы и деньги являются, по сути, основой человеческой жизни в наше время. С помощью них мы осуществляем платежи, покупку продуктов, одежды, мебели, техники, оплату коммунальных услуг и иных услуг, но при владении финансами важно уметь грамотно распоряжаться ими.
В экономической теории под финансовой грамотностью принято понимать результат финансового образования как совокупность знаний, навыков и установок, позволяющих человеку принимать взвешенные финансовые решения и, как следствие, достичь финансового благосостояния. Прежде всего, финансовая грамотность — это залог экономического благополучия страны.
Финансово грамотным человеком принято считать того, кто знаком с основными финансовыми терминами, понимает их суть и может применить их в практической деятельности. Владение навыками финансовой грамотности может дать человеку возможность улучшать своё финансовое состояние.
К сожалению, в Российской Федерации только малая часть населения имеет достаточный уровень знаний о финансах. Знания, которыми располагают люди, неполны или недостаточны (большинство людей не знают понятий «инфляция», «лизинг», «акция» и не очень хорошо ориентируются в экономических операциях и событиях и т. д.). В случае если у человека отсутствуют хотя бы базовые знания в экономической сфере, гражданин не сможет правильно и корректно управлять денежными средствами. Низкий уровень финансовой грамотности на микроэкономическом уровне может выражаться в таких негативных явлениях, как высокий уровень кредитной задолженности среди населения, неразумная растрата денежных средств, неспособность формирования и распределения личных сбережений.
Если же рассматривать низкую финансовую грамотность на макроэкономическом уровне, то она выражается в высокой нагрузке на бюджеты различных уровней, в низком уровне развития финансового рынка и низком темпе экономического роста и уровня жизни среди населения. Государство, несомненно, заинтересовано в повышении финансовой грамотности населения, так как её низкий уровень становится причиной замедленных темпов экономического развития страны. Это ведёт к отрицательным последствиям для потребителей финансовых услуг, государства, частного сектора и общества в целом. Эти последствия ведут к застою экономики, что является реальной проблемой.
Многие страны мира, в том числе и Россия, осознали необходимость повышения уровня финансовой грамотности среди населения. И это стало поводом начать формирование национальных программ и стратегий, нацеленных на финансовое образование.
(По Е.В. Левшиной)
Прочитайте текст и выполните задание.
Как в тексте охарактеризован финансово грамотный человек? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Как, по мнению автора, низкий уровень финансовой грамотности проявляется на макроэкономическом уровне? Что позволяет автору судить о недостаточном уровне финансовой грамотности в Российской Федерации?
Решение
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
- ответ на первый вопрос, например: финансово грамотным человеком принято считать того, кто знаком с основными финансовыми терминами, понимает их суть и может применить финансовые знания в практической деятельности;
- ответ на второй вопрос, например: высокой нагрузкой на бюджеты различных уровней, в низком уровне развития финансового рынка и низком темпе экономического роста и уровня жизни среди населения;
- ответ на третий вопрос, например: только малая часть населения имеет достаточный уровень знаний о финансах. Знания, которыми располагают люди, неполны или недостаточны.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Задача 18
Современное общество находится в поиске нового уклада жизни, новых ценностных ориентиров, идеалов, установок. Приведённый тезис во многом относится и к проблематике семьи, семейных отношений. За долгий промежуток времени было сформировано достаточно целостное представление о семье как о сложном социальном феномене. Несмотря на наличие существенных отличий, историко-философская традиция восприятия семьи в разных обществах и культурах, её корней и сущности, ценностей и общей гуманистической роли имеет ряд общих черт. В частности, универсальными представляются понимание семьи как общечеловеческой ценности, восприятие её в качестве единственной и надёжной опоры индивида в условиях нестабильности общества.
<…> Семья — это сложный социокультурный феномен, представляющий собой совокупность устойчивых многолетних связей между лицами, пребывающими в родстве по факту рождения, усыновления (удочерения) или вступления в брак, исторически представленный многочисленными моделями субъектных отношений. <…>
Современная российская семья подверглась многочисленным трансформациям под влиянием изменений в социуме, смены ценностных парадигм, которые, как правило, имеют негативные характеристики. В их числе разрушение традиционных семейных устоев, упадок института сложных многолинейных семей, деформация брачного выбора, благосклонное отношение социума к разводам, развитие института неполных семей.
Наибольшую тревогу среди учёных вызывает сожительство, т. е. юридически не оформленные семейные отношения. Высокая общественная толерантность по отношению к ним причиняет вред социальной организации. Поэтому приоритетными направлениями развития института российской семьи в XXI веке должны выступить: стимулирование взаимодействия трёх поколений россиян по взаимной социализации и трансмиссии семейных ценностей; изменение ценностных установок молодёжи по отношению к семье с опорой на достижения и ошибки предыдущей работы с молодым поколением, в том числе усиление государственной поддержки материнства и детства.
Именно таким образом кризисное состояние современной российской семьи может и должно быть преодолено. Для этого необходимо принять меры по обеспечению самоидентификации индивида как человека семейного, а традиционные семейные ценности должны стать ориентиром организации семейных отношений в современном российском обществе.
(М. В. Гурджиян)
Прочитайте текст и выполните задание.
Как в тексте охарактеризовано положение семьи как социокультурного феномена? (Выпишите соответствующее предложение из текста). Какая ситуация, по мнению автора, вызывает наибольшую тревогу в формировании негативного восприятия ценности семейных отношений? Что позволяет автору рассматривать семью как общечеловеческую ценность?
Решение
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
- ответ на первый вопрос, например: семья — это сложный социокультурный феномен, представляющий собой совокупность устойчивых многолетних связей между лицами, пребывающими в родстве по факту рождения, усыновления (удочерения) или вступления в брак, исторически представленный многочисленными моделями субъектных отношений;
- ответ на второй вопрос, например: толерантное отношение к сожительству;
- ответ на третий вопрос, например: понимание семьи как общечеловеческой ценности, восприятие её в качестве единственной и надёжной опоры индивида в условиях нестабильности общества.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Задача 19
Понятия «культурный потенциал» мы не найдём ни в одном культурологическом словаре или энциклопедии. И это далеко не случайно. Сам термин «потенциал», выбравшись из физики, где он понимается как действие, которое ещё не сделано, но может быть сделано, сегодня широко вошёл в лексикон общественных, гуманитарных наук и публицистики. Например, сегодня можно слышать о политическом потенциале партий и движений, экономическом потенциале региона, города, завода, образовательном потенциале высшей или средней школы, психологическом потенциале коллектива, человеческом потенциале системы безопасности страны и т. п.
Интрига в определении «культурного потенциала» начинается со слова «культурный», ибо что такое «культура» никто точно не знает. На сегодняшний день, по мнению К.Э. Разлогова, определений понятия «культура» более 2 тысяч. Объект как бы исчезает, не даётся для определения, просачиваясь как вода сквозь пальцы. При этом все аналитики согласны, что Культура, наряду с Природой, есть важнейшая форма бытия человека. Особую роль в развитии личности играет духовная культура.
Следующая сложность состоит в том, что мы можем вкладывать в это понятие либо культурный ресурс отдельно взятого человека, индивида, либо культурный ресурс какой-либо вполне определённой общности людей (социальный слой, группа, этнос, нация, народ, население города, региона, страны, общества в целом на данном этапе его исторического развития). Если говорить о культурном потенциале на индивидуальном уровне, то целесообразно использовать понятия интеллектуального, или образовательного, потенциала. Если говорить о культурном или о человеческом потенциале в целом, то они должны охватывать особые характеристики населения страны.
Культурный потенциал в зависимости от существующих условий может раскрываться, реализовываться по-разному и с разной степенью интенсивности. Например, как это ни парадоксально, но наиболее значимые произведения литературы, музыки, изобразительного искусства в России, которые продолжают покорять мир, родились в условиях «голода и холода», войн, всевозможных репрессий и разгула цензуры: в ссылках, тюрьмах, лагерях, в общем, в весьма некомфортных для творца условиях. Но именно они, эти произведения, обладают поистине гигантским культурным потенциалом, который не иссякает в веках.
Культурный потенциал работает на функцию национальной самоидентификации, утверждения стойкости и жертвенности народа в бедственных, социально рискованных ситуациях, неиссякаемых источников народной мудрости, в частности, в воспитании подрастающих поколений. Если понятие культурного потенциала не служит этим задачам, то оно теряет всякий смысл.
(По В. Л. Кургузову)
Прочитайте текст и выполните задание.
Что в тексте говорится о появлении термина «потенциал» в гуманитарных науках? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) На какую функцию, по мнению автора, работает культурный потенциал? Что позволяет автору судить о сложности определения понятия культуры?
Решение
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
- ответ на первый вопрос, например: сам термин «потенциал», изначально появившийся в физике, где он понимается как действие, которое ещё не сделано, но может быть сделано, сегодня широко вошёл в лексикон общественных, гуманитарных наук и публицистики;
- ответ на второй вопрос, например: культурный потенциал работает на функцию национальной самоидентификации, утверждения стойкости и жертвенности народа в бедственных социально рискованных ситуациях, формирования неиссякаемых источников народной мудрости, в частности, в воспитании подрастающих поколений;
- ответ на третий вопрос, например: нет точного и единственного определения понятия «культура». На сегодняшний день этих определений более двух тысяч. Объект как бы исчезает, не даётся для определения, просачиваясь как вода сквозь пальцы.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Задача 20
Каждый исторический период определяет особенности социализации. Для того чтобы стать полноправным членом общества, человеку требуется всё больше времени. Если раньше социализация охватывала только период детства, то современному человеку необходимо социализироваться всю жизнь. Особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии. Особенности современной социализации человека определяются новыми требованиями к его характерологическим чертам, которые необходимы для нормального функционирования в качестве полноправного члена общества.
В ходе социализации личность выступает как субъект и объект этого процесса. Кроме того, в процессе социализации осуществляется динамика пассивной и активной позиции индивида. Пассивная позиция — когда он усваивает нормы и служит объектом социальных отношений; активная позиция — когда он воспроизводит социальный опыт и выступает как субъект социальных отношений.
Социализация человека происходит посредством механизмов социализации — способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. Одним из первых был выделен механизм подражания, имитации, идентификации. Его сущность заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей. Выделяют механизм полоролевой идентификации. Его сущность состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определённого пола. Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля. Он работает на основе чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от других людей.
Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников — все эти социальные группы выступают в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации.
(Н. Мельникова)
Прочитайте текст и выполните задание.
Как, согласно автору, изменилась длительность социализации в ходе исторического развития общества? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Какие два вида позиции индивида в процессе социализации выделяет автор? Чем определяются особенности современной социализации?
Решение
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
- ответ на первый вопрос, например: для того чтобы стать полноправным членом общества, человеку требуется всё больше времени. Если раньше социализация охватывала только период детства, то современному человеку необходимо социализироваться всю жизнь;
- ответ на второй вопрос, например: пассивная и активная позиции;
- ответ на третий вопрос, например: особенности современной социализации человека определяются новыми требованиями к его характерологическим чертам, которые необходимы для нормального функционирования в качестве полноправного члена общества.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Рекомендуемые курсы подготовки
- Разберешь одни из самых важных тем из блока "Экономика"
- Научишься решать задание №7
- Прибавишь до 20 баллов
- Узнаешь, что такое на самом деле рынок и как он работает, почему нельзя напечатать побольше денег, чтобы кайфовать и почему все так боятся повышение ключевой ставки, какой бывает конкуренция и почему она нам очень нужна
на бесплатном курсе Турбо ЕГЭ