Задание 19. Знаки препинания в СПП. ЕГЭ 2026 по русскому языку
Средний процент выполнения: 75.4%
Ответом к заданию 19 по русскому языку может быть цифра (число) или слово.
Подпишись на суперполезные материалы
Задачи для практики
Задача 1
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Камчатка — единственное место на Земле (1) где на небольшой площади находится (2) столько действующих вулканов (3) что (4) чтобы их всех пересчитать (5) не хватит пальцев на обеих руках.
Решение
[Камчатка — единственное место на Земле, (где на небольшой площади находится столько действующих вулканов), (что, (чтобы их всех пересчитать), не хватит пальцев на обеих руках).
1 - придаточная часть (где находится столько вулканов)
2 - нет запятой между подлежащим и сказуемым (находится столько вулканов)
3 - придаточная часть (что не хватит пальцев)
45 - придаточная часть (чтобы их все пересчитать)
Задача 2
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Могучие кедры (1) которые были похожи на исполинских часовых (2) глядели так сурово (3) точно им известна была какая-то тайна (4) что любой ценой должна была быть скрыта от людей.
Решение
[кедры, (которые были похожи на часовых), глядели так сурово], (точно им известна была какая-то тайна), (что должна была быть скрыта).
12 - придаточная часть (которые были похожи на часовых)
34 - придаточная чать (точно известна была тайна)
4 - придаточная часть (что должна быть скрыта)
Задача 3
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Орнитологи проводили тщательные наблюдения за разными пернатыми (1) чтобы определить продолжительность и нагрузки «рабочего дня» взрослых птиц (2) которые являются родителями (3) и узнать (4) сколько раз в день приносят они корм своим детям (5) и каков объём пищи птенцов.
Решение
[Орнитологи проводили тщательные наблюдения за разными пернатыми], (зачем?) (чтобы определить продолжительность и нагрузки «рабочего дня» взрослых птиц, (каких?) (которые являются родителями) и узнать), (что?) (сколько раз в день приносят они корм своим детям) и (что?) (каков объём пищи птенцов).
1 - запятая в начале придаточной части (чтобы определить и узнать)
2-3 - запятые выделяют придаточную часть (которые являются родителями)
4 - запятая в начале придаточной части (сколько приносят они)
5 - запятой нет, так как соединяются однородные придаточные (сколько) и (каков)
Задача 4
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Через четверть часа (1) когда над нашими головами разразилась гроза (2) и лес (3) точно застонал от раскатов грома (4) у нас в палатке весело горел огонёк.
Решение
[Через четверть часа, (когда над нашими головами разразилась гроза) и (лес точно застонал от раскатов грома), у нас в палатке весело горел огонёк].
1 - запятая в начале придаточной части
2 - запятой нет, так как однородные придаточные (когда развозилась гроза) и (когда - союз опущен лес застонал)
3 - запятой нет, так как основа предложения "лес застонал" - между подлежащим и сказуемым запятая не ставится
4 - запятая в конце придаточной части
Задача 5
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Чтобы идти вперёд (1) чаще оглядывайтесь назад (2) ибо иначе вы забудете (3) откуда вы пришли (4) и куда вам надо идти.
Решение
(Чтобы идти вперёд), [чаще оглядывайтесь назад], (ибо иначе вы забудете), (откуда вы пришли) и (куда вам надо идти).
1 - обособляется придаточная часть (чтобы...)
2 - начало придаточной части (ибо вы забудете)
3 - начало придаточной части (откуда...)
4 - запятой нет, так как союз И соединяет однородные придаточные (откуда и куда)
Задача 6
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Он всюду видел поэзию (1) какой бы скромной на вид она ни была (2) и умел незаметно втягивать людей в круг поэтических ощущений (3) и в мир богатого своего воображения (4) которым он щедро делился с окружающими.
Решение
[Он всюду видел поэзию, (какой бы скромной на вид она ни была), и умел незаметно втягивать людей в круг поэтических ощущений и в мир богатого своего воображения], (которым он щедро делился с окружающими).
12 - придаточная часть обособляется запятыми (какой бы...)
3 - запятой нет, так как однородные соединены одиночным союзом И (в круг и в мир)
4 - начало придаточной части (которым...)
Задача 7
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Река (1) вдоль которой мы шли (2) то и дело круто поворачивала (3) так что поблёскивающее зеркало её упиралось вдали (4) то в заросли ивняка (5) то в песчаный обрыв.
Решение
[Река, (вдоль которой мы шли), то и дело круто поворачивала], (так что поблёскивающее зеркало её упиралось вдали то в заросли ивняка, то в песчаный обрыв).
12 - придаточная часть обособляется запятыми (которой...)
3 - начало придаточной части (так что...)
4 - двойной союз, перед первым союзом запятой нет (упиралось то в заросли, то в обрыв)
5 - двойной союз, перед вторым союзом запятая (упиралось то в заросли, то в обрыв)
Задача 8
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
После десяти часов вечера (1) когда спустился туман (2) и луна ещё не вставала (3) лёгкие плоты (4) на которых могло уместиться пять-шесть человек (5) оттолкнулись шестами от берега.
Решение
[После десяти часов вечера, (когда спустился туман) и (луна не вставала), плоты, (на которых могло уместиться пять-шесть человек), оттолкнулись].
13 - придаточная часть обособляется запятыми (когда...)
2 - запятой нет, так как союз И соединяет однородные придаточные (когда спустился туман) и (когда луна не вставала)
45 - придаточная часть обособляется запятыми (на которых...)
Задача 9
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Французские теоретики классицизма искали в творчестве древних писателей незыблемые правила (1) в соответствии с которыми (2) должно строиться любое произведение независимо от того (3) где и (4) когда оно создано.
Решение
[теоретики искали правила], (в соответствии с которыми должно строиться любое произведение независимо от того), (где и когда оно создано).
1 - начало придаточной части
2 - нет оснований для запятой, придаточная часть продолжается
3 - начало придаточной части
4 - где и когда - однородные придаточные, запятой нет (придаточная часть, состоящая из одного союза, не обособляется)
Задача 10
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Читатели часто спрашивают людей пишущих (1) каким образом (2) и долго ли они собирают материал для своих книг (3) и обыкновенно очень удивляются (4) когда им отвечают (5) что никакого нарочитого собирания материала нет (6) и не бывает.
Решение
[Читатели часто спрашивают людей пишущих, (каким образом и долго ли они собирают материал для своих книг), и обыкновенно очень удивляются], (когда им отвечают), (что никакого нарочитого собирания материала нет и не бывает).
13 - обособляется придаточная часть
2 - нет запятой, так как союз И соединяет два вопросительных предолжения (каким образом и долго ли)
4 - начало придаточной части (когда...)
5 - начало придаточной части (что...)
6 - нет запятой, так как союз И соединяет однородные сказуемые (нет и не бывает)
Задача 11
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Герои моих книг делают то (1) что должны делать в действительной жизни (2) а не то (3) что мне хочется (4) и я навязываю им.
Решение
[ герои делают , (что должны делать ), ], (что хочется ) и ( я навязываю ).
12 - придаточная часть (что...)
3 - начало придаточной части (что...)
4 - нет оснований для запятой, так как союзом И соединяются однородные придаточные : а не то (что?), что мне хочется и (что ещё?) я навязываю
Задача 12
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Несколько дней подряд мы выходили с детьми на холм (1) с которого открывается вид на долину (2) и смотрели (3) как серые ветви почти на наших глазах покрываются зелёной пеленой (4) окраска которой меняется с каждым днём.
Решение
[Несколько дней подряд мы выходили с детьми на холм, (с которого открывается вид на долину), и смотрели], (как серые ветви почти на наших глазах покрываются зелёной пеленой), (окраска которой меняется с каждым днём).
12 - запятые обособляют придаточную часть (с которого открывается вид на долину)
3 - начало придаточной части (как ветви покрываются)
4 - начало придаточной части (окраска которой меняется)
Задача 13
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Веер малиновых с золотым лучей (1) когда солнце уже ушло (2) напряжённо бил (3) из-за потемневших контуров сопок (4) которые постоянно меняли свой облик (5) и становились похожими на сказочных чудовищ.
Решение
[Веер малиновых с золотым лучей, (когда солнце уже ушло), напряжённо бил из-за потемневших контуров сопок], (которые постоянно меняли свой облик и становились похожими на сказочных чудовищ).
12 - запятые обособляют придаточную часть (когда солнце уже ушло)
3 - нет оснований для запятой (бил (откуда?) из-за контуров сопок)
4 - начало придаточной части (которые меняли облик и становились похожими на чудовищ)
5 - нет оснований для запятой, так как однородные сказуемые соединяются одиночным союзом И (которые меняли облик и становились похожими на чудовищ)
Задача 14
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
С восьми утра (1) когда рассвело (2) и началась первая немецкая атака (3) и до семи вечера (4) когда стемнело (5) и всё кончилось (6) прошло одиннадцать томительных часов.
Решение
[С восьми утра, (когда рассвело) и (началась первая немецкая атака), и до семи вечера, (когда стемнело) и (всё кончилось), прошло одиннадцать томительных часов].
13 - придаточная часть обособляется запятыми
2 - запятой нет, так как союз И соединяет однородные придаточные (когда рассвело) и (началась первая немецкая атака) - второй союз "когда" опущен
46 - придаточная часть обособляется запятыми
5 - запятой нет, так как союз И соединяет однородные придаточные (когда стемнело) и (всё кончилось) - второй союз "когда" опущен
Задача 15
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Когда сеанс окончился (1) я вышел вместе с мальчишками (2) и спросил их (3) что это за седой человек (4) и почему он купил им билеты в кино.
Решение
(Когда сеанс окончился), [я вышел вместе с мальчишками и спросил их], (что это за седой человек) и (почему он купил им билеты в кино).
1 - обособляется придаточная часть (когда...)
2 - нет запятой, однородные соединены одиночным союзом И (вышел и спросил)
3 - начало придаточной части (что...)
4 - нет запятой, так как союз И соединяет однородные придаточные (что и почему)
Задача 16
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Левитану казалось (1) что ночь будет длиться вечно (2) и что он сослан в эту грязную деревушку (3) и обречён всю жизнь слушать (4) как хлещут по бревенчатой стене мокрые ветки берёз.
Решение
[Левитану казалось], (что ночь будет длиться вечно) и (что он сослан в эту грязную деревушку и обречён всю жизнь слушать), (как хлещут по бревенчатой стене мокрые ветки берёз).
1 - начало придаточной части (что....)
2 - запятой нет, так как однородные придаточные соединены союзом И: (что) и (что)
3 - запятой нет, так как союз И соединяет однородные сказуемые: сослан и обречён
4 - начало придаточной части (как...)
Задача 17
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
А ночью (1) когда небо усеяно звёздами (2) когда в Волге отражается месяц (3) и кое-где мелькает на берегу забытый огонёк (4) как хорошо на этом месте.
Решение
[А ночью, (когда небо усеяно звёздами), (когда в Волге отражается месяц) и (кое-где мелькает на берегу забытый огонёк), как хорошо на этом месте].
1 - начало придаточного (когда...)
2 - запятая между однородными придаточными, соединенными бессоюзной связью (когда..), (когда...)
3 - запятой нет, так как союз И соединяет однородные придаточные (второй союз "когда" опущен)
4 - конец придаточной части
Задача 18
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В воздухе (1) куда ни взглянешь (2) кружатся целые облака снежинок (3) так что не разберёшь (4) идёт ли снег с неба (5) или с земли.
Решение
[В воздухе, (куда ни взглянешь), кружатся облака], (так что не разберёшь), (идёт ли снег с неба или с земли).
12 - обособляется придаточная часть (куда..)
3 - начало придаточной части (так что = поэтому)
4 - начало придаточной части (ли - подчинительный союз)
5 - запятой нет, однородные соединены одиночным союзом ИЛИ (с неба или с земли)
Задача 19
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Когда затихает дом (1) и внизу ни на чём не играют (2) я слышу (3) как сквозь вьюгу прорывается тоскливая гармоника и к гармонике присоединяются печальные голоса.
Решение
(Когда затихает дом) и (внизу ни на чём не играют), [я слышу], (как сквозь вьюгу прорывается тоскливая гармоника) и (к гармонике присоединяются печальные голоса).
1 - нет запятой, так как союз И соединяет однородные придаточные (Когда затихает дом) и (внизу ни на чём не играют) - второй союз "когда" опущен
2 - конец придаточной части (когда...)
3 - начало однородных придаточных (как сквозь вьюгу прорывается тоскливая гармоника) и (к гармонике присоединяются печальные голоса) - второй союз "как" опущен
Задача 20
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Как только в начатой вещи появляются люди (1) и (2) как только эти люди по воле автора оживают (3) вещь начинает развиваться по своей внутренней логике (4) толчок для которой дал писатель.
Решение
(Как только в начатой вещи появляются люди) и (как только эти люди по воле автора оживают), [вещь начинает развиваться по своей внутренней логике], (толчок для которой дал писатель).
12 - запятых нет, так как союз И соединяет однородные придаточные (как только и как только)
3 - конец придаточной
4 - начало придаточной (которой)
Рекомендуемые курсы подготовки
- Разберёшься во всех видах грамматических ошибок в задании №8
- Сможешь решить много практических заданий
- Заберёшь 2 первичных балла за задание №8
- Узнаешь, из чего состоит сочинение ЕГЭ
- Научишься определять авторскую позицию
на бесплатном курсе Турбо ЕГЭ