Бесплатный интенсив по русскому языку

3 огненных вебинара, домашние задания, беседа курса, личный кабинет, связь с преподавателем и многое другое.
Курс стартует 28 января.

Подробнее об интенсиве

Задание 18. Знаки препинания при вводных словах и обращениях. ЕГЭ 2025 по русскому языку

За это задание ты можешь получить 1 балл. Уровень сложности: базовый.
Средний процент выполнения: 68.6%
Ответом к заданию 18 по русскому языку может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи НЕ имеет значения.
Разбор сложных заданий в тг-канале

Задачи для практики

Задача 1

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Не здесь ли ты лёгкою тенью (1)
Мой гений (2) мой ангел (3) мой друг (4)
Беседуешь тихо со мною
И тихо летаешь вокруг?
И робким дариˊшь (5) вдохновеньем,
И сладкий врачуешь (6) недуг,
И тихим дари́шь сновиденьем (7)
Мой гений (8) мой ангел (9) мой друг…
(А. Фет)

Решение

1234 - повторяющиеся обращения, обособляются;
5 - нет оснований для постановки запятой;
6 - нет оснований для постановки запятой;
789 - повторяющиеся обращения, обособляются.

Ответ: 1234789
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 2

Расставьте недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Нелёгкую ты выбрала мне долю —
дала бумагу мне, перо дала...
О Русь моя (1) колосья по подолу (2)
и синь в глазах (3) и солнце у чела!
Ты вечная, моложе век от века!
Тебе (4) моя великая страна (5)
ни позолота лести человека,
ни пудра фраз красивых не нужна.
И ты, великодушная на диво,
казни меня забвеньем, коль солгу...
И без меня ты (6) можешь быть (7) счастливой —
я без тебя (8) Россия (9) не могу.
(С. Викулов)

Решение
  1. 123 - однородные подлежащие, обособляются;
  2. 45 - моя великая страна (обращение, обособляется);
  3. 67 - можешь быть (сказуемое, не обособляется);
  4. 89 - Россия (обращение, обособляется).
Ответ: 1234589
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 3

Расставьте недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Тепло ль тебе (1) вечер (2) ходить по земле босиком?
Не зябко ль? Не дать ли чего-нибудь на ноги (3) милый?
Ты будешь сегодня всю ночь пастухом,
А стадо твоё — светлый месяц и (4) звёзды (5) в заливе.
Тепло ль тебе (6) вечер? Возьми-ка (7) тамбовский зипун,
Зайди на конюшню, приляг и поспи на попонах.
— Зачем мне зипун? Не озябну! Нагреет табун,
Упарюсь в пастушьих бегах и заботах о звёздах и конях!
(В. Боков)

Решение

12 - вечер (обращение, обособляется);
3 - милый (обращение, обособляется);
45 - звезды (член предложения, не обособляется);
6 - вечер (обращение, обособляется);
7 - возьми-ка тамбовский зипун (член предложения, не обособляется).

Ответ: 1236
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 4

Расставьте недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Удержи меня (1) моё презренье (2)
Я всегда отмечен был тобой.
На душе (3) холодное кипенье (4)
И сирени шелест голубой.
На душе — лимонный свет заката,
И всё то же (5) слышно (6) сквозь туман,
— За свободу в чувствах есть расплата,
Принимай же (7) вызов (8) Дон-Жуан!
(С. Есенин)

Решение
  1. 12 - моё презренье (обращение, обособляется);
  2. 34567 - члены предложения, нет оснований для запятых;
  3. 8 - Дон-Жуан (обращение, обособляется).
Ответ: 128
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 5

Расставьте недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Скажи (1) человек (2) чего же тебе не хватает?
Зачем ты нахмурился? Или увидел врага?
Зима (3) говоришь (4) надоела. Но завтра растает,
И речка с восторгом затопит свои берега.
Скажи (5) человек (6) почему ты такой суетливый?
Зачем ты торопишься,
Всюду успеть норовишь?
Ты малого хочешь, когда говоришь:
«Я счастливый»?
Счастливый, когда вдохновенно творишь!
Но как же бескрыло (7) твоё прозябанье,
Мелка твоя скука, притворна мигрень...
Я это сейчас говорю не тебе в назиданье —
Себе самому за бездарно проведенный день!
(В. Боков)

Решение

12 - человек (обращение, обособляется);
34 - говоришь (вводное, указывает на источник сообщения, обособляется);
56 - человек (обращение, обособляется);
7 - нет оснований для постановки запятой.

Ответ: 123456
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 6

Расставьте недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мне (1) к счастью (2) помогает маляр, или (3) как он сам себя называет (4) подрядчик малярных работ.

Решение

1-2 - к счастью (вводное слово, выражает эмоциональную оценку сообщаемого, обособляется);

3-4 - как он сам себя называет (вводное сочетание, указывает на источник сообщения, обособляется).

Ответ: 1234
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 7

Расставьте недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Солдат метался: бред его терзал.
Горела грудь. До самого рассвета
он к женщинам семьи своей взывал (1)
он звал (2) тоскуя: — Мама (3) где ты (4) где ты? —
Искал её, обшаривая тьму...
И юная дружинница склонилась (5)
и крикнула — сквозь бред и смерть — ему:
— Я здесь (6) сынок! Я здесь, я рядом (7)
милый! —
И он в склонённой мать свою узнал.
(О. Берггольц)

Решение
  1. 1 - запятая между членами сложного предложения;
  2. 2 - тоскуя (деепричастие, стоит в середине предложения, обособляется);
  3. 3 - мама (обращение, обособляется);
  4. 4 - где ты, где ты (запятая между частями сложного предложения);
  5. 5 - однородные члены, соединенные союзом "и", запятая не нужна;
  6. 6 - сынок (обращение, обособляется);
  7. 7 - милый (обращение, обособляется).
Ответ: 123467
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 8

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Где ты (1) мой старый мучитель (2)
Демон бессонных ночей?
Сбился я с толку (3) учитель (4)
С братьей болтливой моей.
Дуешь (5) бывало (6) на пламя —
Пламя пылает сильней,
Краше волнуется (7) знамя (8)
Юности гордой моей.
(Н. Некрасов)

Решение

1-2 - мой старый мучитель (обращение, обособляется);

3-4 - учитель (обращение, обособляется);

5-6 - бывало (вводное, указывает на неоднократность действий в прошлом, обособляется);

7-8 - знамя (член предложения, нет оснований для постановки запятых).

Ответ: 123456
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 9

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Вызовет Деев Лёньку:
— А ну, поедем гулять:
Сыну артиллериста
Пора к коню привыкать! —
С Лёнькой вдвоём поедет
В рысь, а потом в карьер.
Бывало (1) Лёнька спасует,
Взять не сможет барьер,
Свалится и захнычет.
— Понятно (2) ещё малец! —

Деев его поднимет,
Словно второй отец.
Подсадит снова на лошадь:
— Учись (3) брат (4) барьеры брать!
Держись (5) мой мальчик: на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни (6) не может (7)
Вышибить из седла! —
Такая уж поговорка
У майора была.

(К. Симонов)

Решение
  1. 1 - бывало (вводное слово, обообляется);
  2. 2 - понятно (вводное =конечно, разумеется, обособляется;
  3. 34 - брат (обращение, обособляется);
  4. 5 - мой мальчик (обращение, обособляется);
  5. 67 - не может (сказуемое, не обособляется).
Ответ: 12345
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 10

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ты (1) кормила, не скупясь, меня,
Материнским молоком поила,
Песенного подарила мне коня —
Горбунка-коня (2) мне подарила.

Ну и что же, я живу с таким конём.
Много лет ведётся дружба между нами.
Искрами он пышет и огнём,
Сказочными хлопает ушами.

Горбунок-конёк (3) ты ростом мал,
Северная русская порода.
Ты меня (4) родной (5) не выдавал,
Никому и я (6) тебя (7) не продал.

(В. Луговской)

Решение

12 - члены предложения, нет оснований для запятых;
3 - горбунок-конёк (обращение, обособляется);
45 - родной (обращение, обособляется);
67 - тебя (член предложения, дополнение, нет оснований для запятой).

Ответ: 345
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 11

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Галки (1) галки (2)
Чёрные гадалки (3)
Длинные хвосты,
Трефовые кресты.

Что ж вы (4) галки (5)
Поздно прилетели,
К нам на крышу
На закате сели?

А в печи огонь, огонь.
Ты (6) беда (7) меня не тронь,
Не тронь!

(В. Луговской)

Решение
  1. 123 - однородные подлежащие, обособляются;
  2. 45 - галки (обращение, обособляется);
  3. 67 - беда (обращение, обособляется).
Ответ: 1234567
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 12

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Дымка лёгкая, сухая мгла,
Тоненьких тропинок (1) паутина.
Без конца, без края залегла (2)
Русская покатая равнина.

Сколько хожено пешком по ней,
Сколько езжено в ночных теплушках,
Через сколько невозвратных дней
Пролетали в тяжком топоте коней (3)
Трёхдюймовые родные пушки!

Сколько крови, сколько стылых слёз
Ты взяла себе (4) моя отрада (5)
Вся в туманном зареве берёз,
В красно-бурой шкуре листопада!

(В. Луговской)

Решение

1 - нет запятой (паутина чего? тропинок) - это члены предложения, нет оснований для знака препинания
2 - основа предложения "равнина залегла", между подлежащим и сказуемым запятая не ставится
3 - основа предложения "пушки пролетали", между подлежащим и сказуемым запятая не ставится
4-5 - обращение, обособляется запятыми

Ответ: 45
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 13

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Если родилась красивой (1)
Значит (2) будешь век счастливой.

Бедная моя (3) судьбою горькой,
Горем, смертью — никакою силой
Не поспоришь (4) с глупой поговоркой,
Сколько б ни молила, ни просила!

Всё, что сердцем взято будет,
Красоте твоей присудят.

Будешь нежной, верной, терпеливой,
В сердце (5) всё равно (6) тебе откажут —
Скажут: нету сердца у счастливой,
У красивой нету сердца, — скажут.

Что любима (7) ты, услышат —
Красоте опять припишут.

(К. Симонов)

Решение

12 - значит (=следовательно, обособляется);
3 - бедная моя (обращение, обособляется);
4 - нет оснований для постановки запятой;
56 - все равно (наречие, член предложения, запятая не нужна;
7 - ты любима - основа предложения, нет оснований для постановки запятой.

Ответ: 123
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 14

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Чёрный ворон (1) чёрный ворон (2)
Что ты вьёшься надо мной?
Ты (3) добычи не дождёшься,
Чёрный ворон (4) я не твой!
Что ты когти распускаешь
Над моею головой?
Иль (5) добычу себе чаешь,
Чёрный ворон (6) я не твой!

(Русская народная песня)

Решение

12 - черный ворон (повторяющиеся обращения, обособляются);
3 - ты (член предложения - подлежащее, не обособляется);
4 - черный ворон (обращение, обособляется);
5 - иль (союз, не обособляется);
6 - черный ворон (обращение, обособляется).

Ответ: 1246
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 15

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Угомонись (1) моя муза задорная (2)
Сил нет работать тебе.
Родина милая (3) Русь святая, просторная
Вновь заплатила судьбе…

<...>

Много (4) я знаю (5) найдётся радетелей,
Все обо мне прокричат,
Жаль только (6) мало таких благодетелей,
Что погрустят да смолчат.

Много истратят задора горячего
Все над могилой моей.
Родина милая (7) сына лежачего (8)
Благослови, а не бей!..

<...>

И не боюсь я суда того строгого
Чист пред тобою я (9) мать.
В том лишь виновен, что многого, многого
Здесь мне не дали сказать…

(Н. Некрасов)

Решение
  1. 12 - моя муза задорная (обращение, обособляется);
  2. 3 - запятая между однородными членами;
  3. 45 - я знаю (вводная конструкция, обособляется);
  4. 6 - жаль только (вводная конструкция, обособляется);
  5. 7 - родина милая (обращение, обособляется);
  6. 8 - нет оснований для постановки запятой;
  7. 9 - мать (обращение, обособляется).
Ответ: 12345679
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 16

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Как сообщали газеты (1) небывалый шторм обрушился на побережье Чёрного моря. К счастью (2) никто не пострадал, а некоторые свидетели шторма (3) даже (4) восхищались красотой стихии.

Решение

1 - как сообщали газеты (вводная конструкция, указывает на источник сообщения, обособляется);

2 - к счастью (вводное, выражает эмоциональную оценку сообщаемого, обособляется);

34 - даже (частица, не обособляется).

Ответ: 12
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 17

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Звезда (1) звезда (2) холодная звезда (3)
К сосновым иглам ты всё ниже никнешь.
Ты на заре исчезнешь без следа
И на заре из пустоты возникнешь.

Твой дальний мир — крылатый вихрь (4) огня,
Где ядра атомов сплавляются от жара.
Что ж (5) ты (6) глядишь так льдисто на меня –
Песчинку на коре земного шара?

Быть может (7) ты погибла в этот миг
Иль (8) может быть (9) тебя давно уж нету,
И дряхлый свет твой, как слепой старик,
На ощупь нашу узнаёт планету.

Иль в дивной мощи длится жизнь твоя?
Я — тень песчинки пред твоей судьбою,
Но тем, что вижу я, но тем, что знаю я,
Но тем, что мыслю я, — я властен над тобою!

(В. Луговской)

Решение

123 - звезда, звезда, холодная звезда (повторяющиеся обращения, обособляются);
4 - нет оснований для постановки запятой (вихрь чего? огня, это дополнение);
56 - ты (подлежащее, нет оснований для постановки запятой);
7 - быть может (вводное, обособляется);
89 - может быть (вводное, обособляется).

Ответ: 123789
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 18

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Он (1) разумеется (2) может (3) стать неплохим работником, если (4) конечно (5) возьмётся за ум и начнёт (6) наконец (7) учиться у старших.

Решение
  1. 12 - разумеется (вводное, =конечно, обособляется);
  2. 3 - может стать (сказуемое, запятая между его частями не нужна);
  3. 45 - конечно (вводное, выражает уверенность говорящего в истинности высказывания, обособляется);
  4. 67 - наконец (член предложения, =в конечном итоге, не обособляется).
Ответ: 1245
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 19

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний лист (1) размётан под ногами.
Последний (2) лучезарный день (3) потух.
Лишь ты один (4) над мёртвыми степями
Таишь (5) мой тополь (6) смертный свой недуг
И, трепеща по-прежнему листами,
О вешних днях лепечешь мне как друг.
(А. Фет)

Решение
  1. 1234 - члены предложения - подлежащие, выраженные существительными, не обособляются;
  2. 56 - мой тополь (обращение, обособляется).
Ответ: 56
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 20

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Прощай (1) немытая Россия (2)
Страна рабов (3) страна господ (4)
И вы (5) мундиры голубые (6)
И ты (7) им преданный народ.
Быть может (8) за стеной Кавказа (9)
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

(М. Лермонтов)

Решение

1234 - повторяющиеся обращения, обособляются;
56 - мундиры голубые (обращение, обособляется);
7 - им преданный народ (обращение, обособляется);
8 - быть может (вводное, обособляется);
9 - нет оснований для постановки запятой.

Ответ: 12345678
Показать решение
Бесплатный интенсив
Показать еще

Бесплатный интенсив по русскому языку

3 огненных вебинара, домашние задания, беседа курса, личный кабинет, связь с преподавателем и многое другое.
Курс стартует 28 января.

Бесплатный интенсив