Задание 19. Работа с историческим термином . ЕГЭ 2026 по истории
Средний процент выполнения: 43.4%
Ответом к заданию 19 по истории может быть подробный ответ (нужно дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).
Подпишись на суперполезные материалы
Задачи для практики
Задача 1
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «военно-полевой суд». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например: чрезвычайный военно-судебный орган, действовавший вне норм существующего в государстве законодательства.
- факт:
— суды были учреждены по инициативе П.А. Столыпина;
— разбирательства по революционным делам проходили в срок до 48 часов;
— исполнение приговора в судах происходило в течение суток;
— основным наказанием была казнь через повешение.
(Могут быть приведены другие факты)
Задача 2
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «самозванство». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например: "незаконное присвоение имени царевича Дмитрия с целью обмана и предъявления прав на русский престол".
- факт:
— одним из первых, кто выдавал себя за царевича, стал монах Григорий Отрепьев, известный как Лжедмитрий I;
— в истории России известны по меньшей мере 4 самозванца, выдававших себя за царевича Дмитрия;
— одним из самозванцев был Лжедмитрий II, известный как "тушинский вор".
(Могут быть приведены другие факты)
Задача 3
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «Табель о рангах». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например: законодательный акт Петра I, установивший иерархию должностей на гражданской, военной и придворной службе.
- факт:
— Табель о рангах была утверждена Петром I в 1722 году;
— достижение 8 класса по Табели о рангах давало право на потомственное дворянство;
— классы с 14-9 табеля давали право на личное дворянство без права наследования;
— каждый чин в табели о рангах был разделён на 14 классов (рангов);
— Дворянский класс был пополнен выходцами из других сословий.
(Могут быть приведены другие факты)
Задача 4
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «полоса признания». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например: "название периода широкого дипломатического признания СССР западными странами в середине 1920-х годов (с 1924 по 1925)".
- факт:
— в период «полосы признания» СССР был признан Великобританией и Францией;
— в этот период СССР не был признан США, что произойдет лишь в 1930-е годы при Рузвельте.
(Могут быть приведены другие факты или факты в иных, но схожих формулировках).
Задача 5
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «государственный комитет обороны». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например: "чрезвычайных орган, обладающий всей полнотой власти в период Великой Отечественной войны".
- факт:
— главой ГКО был И.В. Сталин;
— в сентябре 1945 году ГКО был расформирован;
— ГКО ведал военной, политической и хозяйственной властью в СССР на период войны;
(Могут быть приведены другие факты или факты в иных, но схожих формулировках).
Задача 6
А вот это задание чуть-чуть попроще, но свои подводные камни тут тоже есть. Давай изучим их)
Самое главное: чтобы дать правильное определение, нужны родовые и видовые отличия!
Пример:
👎 Стол - мебель. Закуп - в Древней Руси, человек, попавший в зависимость (здесь есть только родовые отличия)
👍 Стол - мебель на четырех ножках, которую используют для приема пищи. Закуп - в Древней Руси, человек, получивший от землевладельца деньги в долг и из-за этого попавший к нему в зависимость. А вот тут, мы показали, чем стол отличается от других видов мебели, и чем закуп отличается от других зависимых людей в Древней Руси
Ещё кое-что: в этом задании у тебя всегда должно быть ДВА ПУНКТА. Нельзя, чтобы определение и факт были написаны одним предложением через запятую, иначе проверяющий оценит это всё вместе и один балл ты точно потеряешь
P.S. Разумеется, факт не должен повторять то, что уже и так сказано в определении
P.S.S. Запасные факты писать не нужно - за них оштрафуют, если они будут неправильными(
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «смерд». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например: "в Древней Руси, крестьяне-землевладельцы, находившиеся в прямой зависимости от князя".
- факт:
— Смерды упоминаются в Русской Правде;
— Смерды могли передавать свое недвижимое имущество (землю) по наследству;
— Согласно Русской Правде, за убийство смерда назначался штраф, в размере 5 гривен.
(Могут быть приведены другие факты или факты в иных, но схожих формулировках).
Задача 7
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «парад суверенитетов». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например: "процесс принятия союзными республиками, входящими в состав СССР и РСФСР деклараций о государственном суверенитете в 1988-1991 годы".
- факт:
— данный процесс породил «войну законов», то есть противоречия между законами республик и союзными законами;
— первая декларация о независимости была принята Эстонской ССР;
— 12 июня 1990 года Съезд народных депутатов РСФРС принял декларацию о государственном суверенитете России;
— парад суверенитетов стал ключевым этапом в развале СССР.
(Могут быть приведены другие факты или факты в иных, но схожих формулировках).
Задача 8
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «карибский кризис». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например: название для противостояния между СССР и США относительно размещения советских ядерных ракет на о. Куба в октябре 1962 года.
- факт:
— Карибский кризис чуть не привел к открытому ядреному противостоянию СССР и США;
— Завершение Карибского кризиса положило началу политики «Разрядки»;
— Карибский кризис привел к заключению договора о запрете испытания ядерного оружия в трёх сферах;
— Карибский кризис и угроза ядерной войны привела к установлению первой экстренной телефонной связи между СССР и США.
(Могут быть приведены другие факты)
Задача 9
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «шоковая терапия». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например: "комплекс мер (реформ), направленных на оздоровление экономики РФ и вывода её из кризисного положения после развала СССР".
- факт:
— элементы шоковой терапии пытались установить и в СССР путём реализации программы «500 дней» Явлинского и Шаталина;
— в РФ данную политику проводил Е.Т. Гайдар в 90-е;
— шоковая терапия предусматривала либерализацию цен и приватизацию.
(Могут быть приведены другие факты или факты в иных, но схожих формулировках).
Задача 10
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «продразверстка» применительно к периоду Гражданской войны в России. Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например: часть политики «военного коммунизма», заключавшаяся в обязательной сдаче производителями государству установленной («развёрстанной») нормы продуктов по установленным государством ценам (может быть указано другое или более краткое видовое отличие)
- факт:
— Продразверстка была введена декретом СНК в годы Гражданской войны и проводилась в условиях политики Военного коммунизма;
— Продразверстка осуществлялась вооруженными продовольственными отрядами (Продотрядами);
— Продразверстка стала причиной крупных недовольств крестьян, одним из самых крупных было восстание под предводительством А.Антонова ("Антоновщина" или Тамбовское восстание);
— В 1921 году продразвёрстка была заменена продналогом, что положило начало переходу к новой экономической политике.
(Могут быть приведены другие факты)
Задача 11
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «опричнина». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например: "территория, выделенная монарху (Ивану Грозному) в особое управление, а также политика террора и репрессий, заключающаяся в реализации чрезвычайных , снижении боярско-княжеской власти и укреплении централизованного государства" (МОЖНО УКАЗАТЬ РАЗНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ: как политическое, так и территориальное отдельно, но можно и вместе, как представлено в ответах, ОДНАКО важно указывать правильный факт, подходящий под тот или иной формат определения).
- факт:
— столицей опричных земель была Александровская слобода;
— на территории опричнины учреждалось опричное войско, находившееся в личном ведении царя;
— введение опричнины было вызвано конфликтом царя Ивана Грозного с Избранной радой, а также обвинениями в их адрес об изменах и убийстве жены царя;
— царь мог произвольно казнить неугодных ему людей, проводить политику террора и конфисковать имущество изменников;
— опричнина была вызвана неудачами во внешней политике (в Ливонской войне), предательством Андрея Курбского;
— политика опричнины привела к полной экономической разрухе государства, вызвала бегства крестьян, а также стала предпосылкой начала Смутного времени в России
(Могут быть приведены другие факты)
Задача 12
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия "парсуна". Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например: это вид ранней русской портретной живописи, который развивался в XVII — начале XVIII века (может быть указано другое или более краткое видовое отличие, например, без века)
- факт:
— Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке ;
— Одной из первых парсун считается парсуна с изображением Ивана Грозного
— Парсуна стала переходным жанром между иконописным изображением людей и светским портретом
(Могут быть приведены другие факты)
Задача 13
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «обязанные крестьяне». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например: бывшие крепостные крестьяне в России, перешедшие на договорные отношения с помещиком и получившие свободу по указу 1842 года.
- факт:
— крестьяне могли пользоваться землёй только на правах аренды;
— помещик даровал вольную, но без права продажи земли крестьянам;
— обязанные крестьяне продолжали нести повинности по отношению к помещику (барщину, оброк);
— указ об обязанных крестьянах не носил обязательного характера для исполнения помещиками.
(Могут быть приведены другие факты)
Задача 14
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «министерства». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например: «органы отраслевого управления, введённые в ходе реформы 1802 года взамен петровских коллегий».
- факт:
— разработкой министерской реформы занимался В.П. Кочубей;
— министерства отличались от коллегий тем, что их работа основывалась на принципе единоначалия;
— в ходе реформы было учреждено 8 министреств;
— одним из созданных министерств было министерство народного просвещения (можно указать любое другое министерство);
— в ходе реформы был учреждён Комитет министров.
(Могут быть приведены другие факты)
Задача 15
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «приказы». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например: "государственный орган отраслевого и территориального управления в Российском государстве с XV по начало XVIII века".
- факт:
— приказы были учреждены в ходе правления князя Ивана III;
— первыми приказами были разрядный, холопий, житной и др.;
— приказы могли носить имя человека, которому "приказывалось" что-то сделать;
— при Василие III появился ямской приказ, заведующий почтовыми отправлениями;
— при Иване Грозном, в ходе реформ Избранной Рады, была сформирована целая система приказного управления (учреждалось более 80 приказов);
— приказы были заменены на коллегий в ходе реформ Петра I;
(Могут быть приведены другие факты или факты в иных, но схожих формулировках).
Задача 16
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «мировой суд». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например: низшее звено судебной системы России по реформе 1864 года, мировой судья единолично разбирал мелкие дела и споры.
- факт:
— мировые судьи были выборными;
— у мирового суда устанавливались более упрощённые и сокращённые процедуры;
— для мировых судей устанавливался высокий образовательный и имущественный ценз.
(Могут быть приведены другие факты)
Задача 17
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «аракчеевщина». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например: "политика реакции, полицейского и военного деспотизма, проводимая военным министром А. Аракчеевым".
- факт:
— Данная политика проводилась в годы царствования Александра I;
— в ходе данной политики создавались военные поселения;
— аракчеевщина приводила к недовольствам и восстаниям военны (например, восстанию Семёновского полка).
(Могут быть приведены другие факты)
Задача 18
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «фаворит». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например: "лицо (человек), пользующееся особой благосклонностью правителя и получающее от него различные привелегии и оказывающее сильное влияние на монарха".
- факт:
— фаворитизм был активно распространен в эпоху дворцовых переворотов, после смерти Петра I;
— фаворитом императрицы Екатерины I был А.Д Меншиков (у Анны Иоанновны - Бирон, у Елизаветы Петров - Разумовский и Шувалов);
— авторитет фаворитов сильно укрепился в правление Екатерины II (у императрицы их был 11 человек, на содержание которых тратились огромные деньги).
(Могут быть приведены другие факты)
Задача 19
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «контрреформы». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например: "мероприятия (или реформы), направленные на стабилизацию положения в России и отмену (пересмотр) либеральных преобразований Александра II".
- факт:
— курс на контрреформы был взят императором Александром III после убийства народовольцами его отца - императора Александра II;
— разработкой курса реформ занимался обер-прокурор К.П. Победоносцев;
— в ходе судебной и земской контрреформ в России учреждался институт земских участковых начальников;
— в ходе контрреформы образование была значительно снижена возможность получения образования выходцами из низших слоев населения (принятие циркуляра о кухаркиных детях).
(Могут быть приведены другие факты или факты в иных, но схожих формулировках).
Задача 20
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «Семибоярщина». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- смысл понятия, например: "название правительства в Русском царстве в период с 1610 по 1612 (1613) годы, состоящее из семи знатных бояр".
- факт:
— семибоярщина оказалась у власти после свержения Василия Шуйского;
— во главе боярского правительства находился князь Ф.И. Мстиславский;
— семибоярщина организовала приглашение на русский престол польского королевича Владислава IV.
(Могут быть приведены другие факты)
Рекомендуемые курсы подготовки
- Разберёшь ключевые события и этапы революций 1917 года
- Поймёшь, как изменялась власть и почему это важно для ЕГЭ
- Научишься видеть причинно-следственные связи и избегать типичных ошибок
- Получишь практику в формате ЕГЭ-заданий
- Систематизируешь знания так, чтобы уверенно использовать их на экзамене
на бесплатном курсе Турбо ЕГЭ