Задание 19. Работа с историческим термином . ЕГЭ 2026 по истории

За это задание ты можешь получить 2 балла. На решение дается около 15 минут. Уровень сложности: повышенный.
Средний процент выполнения: 43.4%
Ответом к заданию 19 по истории может быть подробный ответ (нужно дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).

Задачи для практики

Задача 1

Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «военно-полевой суд». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. смысл понятия, например: чрезвычайный военно-судебный орган, действовавший вне норм существующего в государстве законодательства.
  2. факт:
    — суды были учреждены по инициативе П.А. Столыпина;
    — разбирательства по революционным делам проходили в срок до 48 часов;
    — исполнение приговора в судах происходило в течение суток;
    — основным наказанием была казнь через повешение.
    (Могут быть приведены другие факты)
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 2

Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «самозванство». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. смысл понятия, например: "незаконное присвоение имени царевича Дмитрия с целью обмана и предъявления прав на русский престол".
  2. факт:
    — одним из первых, кто выдавал себя за царевича, стал монах Григорий Отрепьев, известный как Лжедмитрий I;
    — в истории России известны по меньшей мере 4 самозванца, выдававших себя за царевича Дмитрия;
    — одним из самозванцев был Лжедмитрий II, известный как "тушинский вор".
    (Могут быть приведены другие факты)
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 3

Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «Табель о рангах». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. смысл понятия, например: законодательный акт Петра I, установивший иерархию должностей на гражданской, военной и придворной службе.
  2. факт:
    — Табель о рангах была утверждена Петром I в 1722 году;
    — достижение 8 класса по Табели о рангах давало право на потомственное дворянство;
    — классы с 14-9 табеля давали право на личное дворянство без права наследования;
    — каждый чин в табели о рангах был разделён на 14 классов (рангов);
    — Дворянский класс был пополнен выходцами из других сословий.
    (Могут быть приведены другие факты)
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 4

Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «полоса признания». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. смысл понятия, например: "название периода широкого дипломатического признания СССР западными странами в середине 1920-х годов (с 1924 по 1925)".
  2. факт:
    — в период «полосы признания» СССР был признан Великобританией и Францией;
    — в этот период СССР не был признан США, что произойдет лишь в 1930-е годы при Рузвельте.
    (Могут быть приведены другие факты или факты в иных, но схожих формулировках).
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 5

Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «государственный комитет обороны». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. смысл понятия, например: "чрезвычайных орган, обладающий всей полнотой власти в период Великой Отечественной войны".
  2. факт:
    — главой ГКО был И.В. Сталин;
    — в сентябре 1945 году ГКО был расформирован;
    — ГКО ведал военной, политической и хозяйственной властью в СССР на период войны;
    (Могут быть приведены другие факты или факты в иных, но схожих формулировках).
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 6

А вот это задание чуть-чуть попроще, но свои подводные камни тут тоже есть. Давай изучим их)

Самое главное: чтобы дать правильное определение, нужны родовые и видовые отличия!

Пример:

👎 Стол - мебель. Закуп - в Древней Руси, человек, попавший в зависимость (здесь есть только родовые отличия)

👍 Стол - мебель на четырех ножках, которую используют для приема пищи. Закуп - в Древней Руси, человек, получивший от землевладельца деньги в долг и из-за этого попавший к нему в зависимость. А вот тут, мы показали, чем стол отличается от других видов мебели, и чем закуп отличается от других зависимых людей в Древней Руси

Ещё кое-что: в этом задании у тебя всегда должно быть ДВА ПУНКТА. Нельзя, чтобы определение и факт были написаны одним предложением через запятую, иначе проверяющий оценит это всё вместе и один балл ты точно потеряешь

P.S. Разумеется, факт не должен повторять то, что уже и так сказано в определении

P.S.S. Запасные факты писать не нужно - за них оштрафуют, если они будут неправильными(

Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «смерд». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. смысл понятия, например: "в Древней Руси, крестьяне-землевладельцы, находившиеся в прямой зависимости от князя".
  2. факт:
    — Смерды упоминаются в Русской Правде;
    — Смерды могли передавать свое недвижимое имущество (землю) по наследству;
    — Согласно Русской Правде, за убийство смерда назначался штраф, в размере 5 гривен.
    (Могут быть приведены другие факты или факты в иных, но схожих формулировках).
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 7

Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «парад суверенитетов». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. смысл понятия, например: "процесс принятия союзными республиками, входящими в состав СССР и РСФСР деклараций о государственном суверенитете в 1988-1991 годы".
  2. факт:
    — данный процесс породил «войну законов», то есть противоречия между законами республик и союзными законами;
    — первая декларация о независимости была принята Эстонской ССР;
    — 12 июня 1990 года Съезд народных депутатов РСФРС принял декларацию о государственном суверенитете России;
    — парад суверенитетов стал ключевым этапом в развале СССР.
    (Могут быть приведены другие факты или факты в иных, но схожих формулировках).
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 8

Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «карибский кризис». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. смысл понятия, например: название для противостояния между СССР и США относительно размещения советских ядерных ракет на о. Куба в октябре 1962 года.
  2. факт:
    — Карибский кризис чуть не привел к открытому ядреному противостоянию СССР и США;
    — Завершение Карибского кризиса положило началу политики «Разрядки»;
    — Карибский кризис привел к заключению договора о запрете испытания ядерного оружия в трёх сферах;
    — Карибский кризис и угроза ядерной войны привела к установлению первой экстренной телефонной связи между СССР и США.
    (Могут быть приведены другие факты)
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 9

Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «шоковая терапия». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. смысл понятия, например: "комплекс мер (реформ), направленных на оздоровление экономики РФ и вывода её из кризисного положения после развала СССР".
  2. факт:
    — элементы шоковой терапии пытались установить и в СССР путём реализации программы «500 дней» Явлинского и Шаталина;
    — в РФ данную политику проводил Е.Т. Гайдар в 90-е;
    — шоковая терапия предусматривала либерализацию цен и приватизацию.
    (Могут быть приведены другие факты или факты в иных, но схожих формулировках).
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 10

Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «продразверстка» применительно к периоду Гражданской войны в России. Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. смысл понятия, например: часть политики «военного коммунизма», заключавшаяся в обязательной сдаче производителями государству установленной («развёрстанной») нормы продуктов по установленным государством ценам (может быть указано другое или более краткое видовое отличие)
  2. факт:
    — Продразверстка была введена декретом СНК в годы Гражданской войны и проводилась в условиях политики Военного коммунизма;
    — Продразверстка осуществлялась вооруженными продовольственными отрядами (Продотрядами);
    — Продразверстка стала причиной крупных недовольств крестьян, одним из самых крупных было восстание под предводительством А.Антонова ("Антоновщина" или Тамбовское восстание);
    — В 1921 году продразвёрстка была заменена продналогом, что положило начало переходу к новой экономической политике.
    (Могут быть приведены другие факты)
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 11

Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «опричнина». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. смысл понятия, например: "территория, выделенная монарху (Ивану Грозному) в особое управление, а также политика террора и репрессий, заключающаяся в реализации чрезвычайных , снижении боярско-княжеской власти и укреплении централизованного государства" (МОЖНО УКАЗАТЬ РАЗНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ: как политическое, так и территориальное отдельно, но можно и вместе, как представлено в ответах, ОДНАКО важно указывать правильный факт, подходящий под тот или иной формат определения).
  2. факт:
    — столицей опричных земель была Александровская слобода;
    — на территории опричнины учреждалось опричное войско, находившееся в личном ведении царя;
    — введение опричнины было вызвано конфликтом царя Ивана Грозного с Избранной радой, а также обвинениями в их адрес об изменах и убийстве жены царя;
    — царь мог произвольно казнить неугодных ему людей, проводить политику террора и конфисковать имущество изменников;
    — опричнина была вызвана неудачами во внешней политике (в Ливонской войне), предательством Андрея Курбского;
    — политика опричнины привела к полной экономической разрухе государства, вызвала бегства крестьян, а также стала предпосылкой начала Смутного времени в России
    (Могут быть приведены другие факты)
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 12

Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия "парсуна". Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. смысл понятия, например: это вид ранней русской портретной живописи, который развивался в XVII — начале XVIII века (может быть указано другое или более краткое видовое отличие, например, без века)
  2. факт:
    — Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке ;
    — Одной из первых парсун считается парсуна с изображением Ивана Грозного
    — Парсуна стала переходным жанром между иконописным изображением людей и светским портретом
    (Могут быть приведены другие факты)
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 13

Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «обязанные крестьяне». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. смысл понятия, например: бывшие крепостные крестьяне в России, перешедшие на договорные отношения с помещиком и получившие свободу по указу 1842 года.
  2. факт:
    — крестьяне могли пользоваться землёй только на правах аренды;
    — помещик даровал вольную, но без права продажи земли крестьянам;
    — обязанные крестьяне продолжали нести повинности по отношению к помещику (барщину, оброк);
    — указ об обязанных крестьянах не носил обязательного характера для исполнения помещиками.
    (Могут быть приведены другие факты)
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 14

Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «министерства». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. смысл понятия, например: «органы отраслевого управления, введённые в ходе реформы 1802 года взамен петровских коллегий».
  2. факт:
    — разработкой министерской реформы занимался В.П. Кочубей;
    — министерства отличались от коллегий тем, что их работа основывалась на принципе единоначалия;
    — в ходе реформы было учреждено 8 министреств;
    — одним из созданных министерств было министерство народного просвещения (можно указать любое другое министерство);
    — в ходе реформы был учреждён Комитет министров.
    (Могут быть приведены другие факты)
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 15

Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «приказы». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. смысл понятия, например: "государственный орган отраслевого и территориального управления в Российском государстве с XV по начало XVIII века".
  2. факт:
    — приказы были учреждены в ходе правления князя Ивана III;
    — первыми приказами были разрядный, холопий, житной и др.;
    — приказы могли носить имя человека, которому "приказывалось" что-то сделать;
    — при Василие III появился ямской приказ, заведующий почтовыми отправлениями;
    — при Иване Грозном, в ходе реформ Избранной Рады, была сформирована целая система приказного управления (учреждалось более 80 приказов);
    — приказы были заменены на коллегий в ходе реформ Петра I;
    (Могут быть приведены другие факты или факты в иных, но схожих формулировках).
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 16

Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «мировой суд». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. смысл понятия, например: низшее звено судебной системы России по реформе 1864 года, мировой судья единолично разбирал мелкие дела и споры.
  2. факт:
    — мировые судьи были выборными;
    — у мирового суда устанавливались более упрощённые и сокращённые процедуры;
    — для мировых судей устанавливался высокий образовательный и имущественный ценз.
    (Могут быть приведены другие факты)
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 17

Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «аракчеевщина». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. смысл понятия, например: "политика реакции, полицейского и военного деспотизма, проводимая военным министром А. Аракчеевым".
  2. факт:
    — Данная политика проводилась в годы царствования Александра I;
    — в ходе данной политики создавались военные поселения;
    — аракчеевщина приводила к недовольствам и восстаниям военны (например, восстанию Семёновского полка).
    (Могут быть приведены другие факты)
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 18

Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «фаворит». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. смысл понятия, например: "лицо (человек), пользующееся особой благосклонностью правителя и получающее от него различные привелегии и оказывающее сильное влияние на монарха".
  2. факт:
    — фаворитизм был активно распространен в эпоху дворцовых переворотов, после смерти Петра I;
    — фаворитом императрицы Екатерины I был А.Д Меншиков (у Анны Иоанновны - Бирон, у Елизаветы Петров - Разумовский и Шувалов);
    — авторитет фаворитов сильно укрепился в правление Екатерины II (у императрицы их был 11 человек, на содержание которых тратились огромные деньги).
    (Могут быть приведены другие факты)
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 19

Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «контрреформы». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. смысл понятия, например: "мероприятия (или реформы), направленные на стабилизацию положения в России и отмену (пересмотр) либеральных преобразований Александра II".
  2. факт:
    — курс на контрреформы был взят императором Александром III после убийства народовольцами его отца - императора Александра II;
    — разработкой курса реформ занимался обер-прокурор К.П. Победоносцев;
    — в ходе судебной и земской контрреформ в России учреждался институт земских участковых начальников;
    — в ходе контрреформы образование была значительно снижена возможность получения образования выходцами из низших слоев населения (принятие циркуляра о кухаркиных детях).
    (Могут быть приведены другие факты или факты в иных, но схожих формулировках).
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 20

Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «Семибоярщина». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. смысл понятия, например: "название правительства в Русском царстве в период с 1610 по 1612 (1613) годы, состоящее из семи знатных бояр".
  2. факт:
    — семибоярщина оказалась у власти после свержения Василия Шуйского;
    — во главе боярского правительства находился князь Ф.И. Мстиславский;
    — семибоярщина организовала приглашение на русский престол польского королевича Владислава IV.
    (Могут быть приведены другие факты)
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив
Показать еще
  • Без воды
  • Ламповая атмосфера
  • Крутые преподаватели

ЕГЭ 2026: бесплатный курс
по истории

На бесплатном демо-курсе ты:
  • Разберёшь ключевые события и этапы революций 1917 года
  • Поймёшь, как изменялась власть и почему это важно для ЕГЭ
  • Научишься видеть причинно-следственные связи и избегать типичных ошибок
  • Получишь практику в формате ЕГЭ-заданий
  • Систематизируешь знания так, чтобы уверенно использовать их на экзамене
Получи бесплатный демо-доступ
Оставь заявку и займи место
на бесплатном курсе Турбо ЕГЭ
Нажимая на кнопку «Отправить», вы принимаете положение об обработке персональных данных.