Задание 4. ОГЭ 2026 по русскому языку

За это задание ты можешь получить 1 балл.

Задачи для практики

Задача 1

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

Б) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть содержит указание на причину того, о чём говорится в первой части.

В) Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то между однородными членами и обобщающим словом ставится тире.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Стога сена, копны, дерево, растущее поодаль, перелесок, шалаш старика — всё виделось особенно выпукло, ярко.

2) Пароход не мог идти дальше: за туманом не было видно ни бакенов, ни перевальных огней.

3) Стволы мачтовых сосен, гордо выделяясь среди лесной заросли, плавно подымались всё выше и выше.

4) В Москве чувствовалась осень: на деревьях при свете фонарей блеклой желтизной отсвечивали листья.

5) Поэтическое восприятие жизни — величайший дар, доставшийся нам от поры детства.

В ответ запишите три цифры

Решение

А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

3) Стволы мачтовых сосен, гордо выделяясь(деепричастие) среди лесной заросли, плавно подымались всё выше и выше.

Б) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть содержит указание на причину того, о чём говорится в первой части.

2) Пароход не мог идти дальше: (почему?/по какой причине?) за туманом не было видно ни бакенов, ни перевальных огней.

В) Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то между однородными членами и обобщающим словом ставится тире.

1) Стога сена, копны, дерево, растущее поодаль, перелесок, шалаш старика — всё(обобщающее слово) виделось особенно выпукло, ярко.

Ответ: 321
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 2

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Двоеточие ставится, если слова автора стоят перед прямой речью.

Б) Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая.

В) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире, если первая часть обозначает условие совершения действия второй части.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Встанешь пораньше — шагнёшь подальше.

2) Погода в сенокос обманчива: с утра вовсю печёт солнце, а к полудню ярче засинеет небо и пойдёт дождь.

3) Татьяна Ильинична подошла к двери и крикнула: «Митя!»

4) За окном затихала гроза, реже и бледнее вспыхивали молнии, глуше погромыхивал гром.

5) Малина, крапива, буйные папоротники, волчье лыко, кусты орешника — всё перемешалось в нашем лесу.

Решение

А) Двоеточие ставится, если слова автора стоят перед прямой речью.

3) Татьяна Ильинична подошла к двери и крикнула: (прямая речь)«Митя!»

Б) Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая.

4) За окном затихала гроза (грамматическая основа - гроза затихла), реже и бледнее вспыхивали молнии (грамматическая основа - молнии вспыхивали), глуше погромыхивал гром (грамматическая основа - гром погромыхивал).

В) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире, если первая часть обозначает условие совершения действия второй части.

1) Встанешь пораньше — шагнёшь подальше.

Ответ: 341
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 3

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, то между обобщающим словом и однородными членами ставится двоеточие.

Б) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

В) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире, если первая часть обозначает условие совершения действия второй части.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Солнце, ещё не вошедшее в силу, греет бережно и ласково.

2) Совершенно особенный воздух царил в этой комнатке: пахло ладаном, деревянным маслом и ещё чем-то приятным.

3) Лучшие душевные качества чело- века: ум, воля, смелость, благо- родство характера — неизбежно отражаются на лице и одухотворяют его.

4) Правду говорить — никому не угодить.

5) Поэзия начала XX века — явле- ние уникальное.

Решение

3) Лучшие душевные качества (обобщающее слово) человека: ум, воля, смелость, благо- родство характера — неизбежно отражаются на лице и одухотворяют его.

1) Солнце(главное слово), (начало причастного оборота) ещё не вошедшее (причастие) в силу, греет бережно и ласково.

4) (если) Правду говорить — никому не угодить.

Ответ: 314
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 4

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ,

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

Б) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, то между обобщающим словом и однородными членами ставится двоеточие.

В) В неполном предложении на месте пропущенного члена предложения ставится тире.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Отцвели яблони, и дорожки сада усыпало белыми лепестками.

2) Все люди, занятые истинно важным делом, всегда просты: они не имеют времени придумывать лишнее.

3) Вакса чернит с пользой, а злой человек — с удовольствием.

4) Сибирский кедр — единственное дерево в нашей стране, из древесины которого изготавливают карандашную палочку.

5) Сказки любят все: дети и взрослые.

Решение

А) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

4) Сибирский кедр — единственное дерево в нашей стране, из древесины которого изготавливают карандашную палочку. ("из древесины которого" - начало подчинительной части)

Б) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, то между обобщающим словом и однородными членами ставится двоеточие.

5) Сказки любят все: дети и взрослые. ("все" - обобщающее слово)

В) В неполном предложении на месте пропущенного члена предложения ставится тире.

3) Вакса чернит с пользой, а злой человек — с удовольствием. (пропущен повтор слова "чертит")

Ответ: 453
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 5

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

Б) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, то между обобщающим словом и однородными членами ставится двоеточие.

В) Тире ставится после прямой речи перед словами автора.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но ещё и очень тонким психологом.

2) «Слово сделало нас людьми», — сказал знаменитый физиолог И. П. Павлов.

3) Было тут много плодовых и простых деревьев да кустов: раскидистые яблони, тенистые груши, липы, вишни с блестящими листьями, слива.

4) Из красивых ваз, что висели в воздухе между деревьями, спускались гирляндами вниз вьющиеся растения.

5) У кустарников тропа раздваивалась: одна направлялась к ручью, вторая — к лиственничному редколесью.

Решение

А) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

4) Из красивых ваз, (начало подчинительной части предложения)что висели в воздухе между деревьями, спускались гирляндами вниз вьющиеся растения.

Б) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, то между обобщающим словом и однородными членами ставится двоеточие.

3) Было тут много плодовых и простых деревьев да кустов (обобщающее): раскидистые яблони, тенистые груши, липы, вишни с блестящими листьями, слива.

В) Тире ставится после прямой речи перед словами автора.

2) «Слово сделало нас людьми», — сказал знаменитый физиолог И. П. Павлов.

Ответ: 432
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 6

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть поясняет, дополняет первую.

Б) Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то между однородными членами и обобщающим словом ставится тире.

В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) В спектакле «Бег» отмечена в превосходном исполнении роль Ахова — грозного представителя «тёмного царства».

2) Деревня опустела: не было слышно по утрам даже пенья петухов.

3) По жёлтым пескам течёт светлая река, волнуемая лёгкими вёслами рыбачьих лодок.

4) Лето, осень, зима, весна — все времена года одинаково прекрасны.

5) В этом рассказе вы найдёте всё: сухие дубовые листья, седого астронома, гул канонады.

Решение

А) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть поясняет, дополняет первую.

2) Деревня опустела (первая часть): не было слышно (вторая часть - односоставное безличное) по утрам даже пенья петухов.

Б) Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то между однородными членами и обобщающим словом ставится тире.

4) Лето, осень, зима, весна — все (обобщающее слово) времена года одинаково прекрасны.

В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

3) По жёлтым пескам течёт светлая река(определяемое слово), волнуемая (причастие, суффикс -ем) лёгкими вёслами рыбачьих лодок (причастный оборот).

Ответ: 243
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 7

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Двоеточие ставится, если слова автора стоят перед прямой речью.

Б) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

В) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире, если первая часть обозначает условие совершения действия второй части.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Когда приехали на станцию, солнце уже стояло низко над степью.

2) Будешь книгу читать — будешь всё знать.

3) Обращаться со словом нужно честно: оно есть высший подарок человеку.

4) Авантюрин — один из самых прекрасных, почитаемых и загадочных самоцветов в мире.

5) Н. А. Римский-Корсаков писал: «Я прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества».

Решение

А) Двоеточие ставится, если слова автора стоят перед прямой речью.

5) Н. А. Римский-Корсаков писал(слова автора): (а это прямая речь)«Я прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества».

Б) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

1)(придаточная часть) Когда приехали на станцию, (начало главной части) солнце уже стояло низко над степью.

В) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире, если первая часть обозначает условие совершения действия второй части.

2) (Если) Будешь книгу читать — будешь всё знать.

Ответ: 512
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 8

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то между однородными членами и обобщающим словом ставится тире.

Б) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

В) Двоеточие ставится, если слова автора стоят перед прямой речью.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Герои Достоевского только ещё расстаются с прошлым — чеховские герои уже распрощались с ним.

2) В. Г. Белинский предостерегал: «Читать дурно выбранные книги хуже и вреднее, чем ничего не читать».

3) Частушка отдалённо напоминает форму анекдота: то же обыденное, ничего не предвещающее начало и неожиданная концовка.

4) Северная зима, ковры снега, треск огня в печах — всё это располагает к сказке.

5) Познакомившись с этой книгой, я полюбил творчество Грина.

Решение

А) Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то между однородными членами и обобщающим словом ставится тире.

4) Северная зима, ковры снега, треск огня в печах — всё (обобщающее слово) это располагает к сказке.

Б) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

5) (деепричастный оборот) Познакомившись с этой книгой, я полюбил творчество Грина.

В) Двоеточие ставится, если слова автора стоят перед прямой речью.

2) В. Г. Белинский предостерегал (слова автора): «Читать дурно выбранные книги хуже и вреднее, чем ничего не читать».

Ответ: 452
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 9

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

Б) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть содержит указание на причину того, о чём говорится в первой части.

В) Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то между однородными членами и обобщающим словом ставится тире.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Жизнь прожить — не поле перейти.

2) Ни лиловый пожар Эгейского моря, ни розовеющий мрамор Эллады, ни синий сказочный воздух Сицилии – ничто не может приглушить нашу память о своей стране.

3) С хлебов, простиравшихся насколько глаз хватит, дул сладкий ветерок, нёсший по их полям цветочную пыль.

4) Работа избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока и нужды.

5) Всю дорогу до хутора молчали: говорить мешала тряская езда.

Решение

А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

3) С хлебов, простиравшихся насколько глаз хватит (причастный оборот), дул сладкий ветерок, нёсший по их полям цветочную пыль.

Б) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть содержит указание на причину того, о чём говорится в первой части.

5) Всю дорогу до хутора молчали: говорить мешала тряская езда.

В) Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то между однородными членами и обобщающим словом ставится тире.

2) Ни лиловый пожар Эгейского моря, ни розовеющий мрамор Эллады, ни синий сказочный воздух Сицилии – ничто (обобщающее слово) не может приглушить нашу память о своей стране.

Ответ: 352
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 10

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Обращение обособляется.

Б) Двоеточие ставится, если слова автора стоят перед прямой речью.

В) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире, если вторая часть содержит вывод из того, о чём говорится в первой части.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) П. И. Болдин объявил мне: «Подготовьтесь, завтра в четыре часа поедете со мной на аэродром».

2) Я стал громко стучать в дверь — в ответ молчат.

3) Сегодня, добрые друзья, повеселю вас новой сказкой.

4) Городок совсем не выглядел захолустьем: широкие улицы, мощёные тротуары, парк.

5) Быстро стемнело — горы стали казаться ещё мрачнее и величественнее.

Решение

А) Обращение обособляется.

3) Сегодня, добрые друзья (обращение), повеселю вас новой сказкой.

Б) Двоеточие ставится, если слова автора стоят перед прямой речью.

1) П. И. Болдин объявил мне: (прямая речь) «Подготовьтесь, завтра в четыре часа поедете со мной на аэродром».

В) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире, если вторая часть содержит вывод из того, о чём говорится в первой части.

5) Быстро стемнело (первая часть - односоставное безличное) — горы стали казаться (вторая часть) ещё мрачнее и величественнее.

Ответ: 315
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 11

(Задание для дополнительной отработки темы, задание ОГЭ прошлых лет) Найдите предложение с обособленным распространённым приложением и напишите его номер.

(1)Лето умчалось как-то внезапно, будто спугнутая птица. (2)Ночью тревожно зашумел сад, заскрипела под окном старая дуплистая черёмуха.
(3)Косой шквальный дождь хлестал в стёкла, глухо барабанил по крыше, и булькала и захлёбывалась водосточная труба. (4)Рассвет нехотя просочился сквозь серое, без единой кровинки небо.
(5)Черёмуха почти совсем облетела за ночь и густо насорила листьями на веранде. (6)Я надеялся, что внезапно подкравшееся ненастье долго не задержится. (7)Холодам, по сути дела, рановато. (8)Ведь впереди ещё бабье лето — одна-две недели тихих солнечных дней с серебром летящей паутины, с ароматом поздних антоновок и предпоследними грибами.
(9)Но погода всё не налаживалась. (10)Дожди сменились ветрами. (11)И ползли и накатывались бесконечные вереницы туч. (12)Сад медленно увядал, осыпался, так и не запылав яркими осенними красками.
(Е. Носов)

Решение

(8)Ведь впереди(это сказуемое) ещё бабье лето(это подлежащее) — (дальше идет приложение) одна-две недели тихих солнечных дней с серебром летящей паутины, с ароматом поздних антоновок и предпоследними грибами.

Ответ: 8
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 12

(Задание для дополнительной отработки темы, задание ОГЭ прошлых лет) Найдите предложение с обособленным распространённым определением и напишите его номер.

(1)… Последующие годы мы виделись, конечно, значительно реже, чем в пору детства. (2)Наши жизненные пути разошлись, у каждого появились свои интересы, свои надежды, а порой и тревоги, о которых не расскажешь даже самому близкому другу. (3)Но это не значит, что ослабли связующие нас нити. (4)Каждое более или менее значительное событие в жизни одного из нас как-то само собой собирало всех вместе.
(5)В последний раз мы встретились 22 июня 1941 года. (6)Мы знали, что это будет последняя наша встреча, и молчали. (7)Тень вечности скользнула над нашим столом. (8)У Бориса детски дрожали пухлые губы. (9)Павел опустил голову, он мог многого добиться в жизни, но, беспощадный к себе, он не ждал пощады от судьбы.
(10)О судьбе своих товарищей я узнал, вернувшись после контузии зимой сорок третьего года в Москву.
(Ю. Нагибин)

Решение

(9)Павел опустил голову, он мог многого добиться в жизни, но, беспощадный к себе (это определение, относящееся к личному местоимению), он не ждал пощады от судьбы.

Ответ: 9
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 13

(Задание для дополнительной отработки темы, задание ОГЭ прошлых лет) Найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством и напишите его номер.

(1)Я всегда его видел в окне, и своей холодной и неизменной снежной белизной он успокаивал меня.
(2) Потом пришла весна, и однажды утром, после тёплого ночного дождя, в окно заглянуло что-то зелёное, дымчатое, ещё неопределённое.
(3)Каждую весну повторяется одно и то же, и каждый раз это как чудо, и к нему нельзя привыкнуть. (4)Я долго стоял и смотрел и не мог наглядеться.
(5)Теперь за окном будто поселился кто-то живой, шумел и вдруг замолкал, а во время ветра тихонько и кротко постукивал в окно.
(6)Он жил всеми своими листьями, тысячами тысяч листьев, подставляя их солнцу, луне, ветру, дождю.
(Б. Ямпольский)

Решение

(2) Потом пришла весна, и однажды утром, (уточняется время) после тёплого ночного дождя, в окно заглянуло что-то зелёное, дымчатое, ещё неопределённое.

Ответ: 2
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 14

В приведённых предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.

Прости меня,(1) мама…
Берегите матерей так,(2) как они берегут нас!
Ах,(3) если б навеки так было!
(А. Алексин)

Решение
Ответ: 1
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 15

В приведённых предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.

— Не слышно,(1) Катерина Петровна,(2) Настя пишет чего или нет?
Настя,(3) дочь Катерины Петровны и единственный родной человек,(4) жила далеко,(5) в Ленинграде.
(К. Паустовский)

Решение
Ответ: 12
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 16

В приведённых предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.

Звали его так же,(1) как моего последнего собачьего друга,(2) Томкой.
— Томка,(3) — сказал я жалобно,(4) — проснись.
(Б. Емельянов)

Решение
Ответ: 3
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 17

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
(1)Сержант Сергей Животёнков, командир орудийного расчёта, до войны был преподавателем русского языка в средней школе.
(2)Ранней весной, когда перелески изобиловали снегом, а в поле под лучами свежего ветреного утра появились уже цветочки, противотанковый артиллерийский полк, шедший на запад, вдруг поворотил к югу и стал пересекать длинное село, едва ли не самое длинное во всей Смоленщине.
(3)Вот школа. (4)Кирпичное здание её разрушено наполовину.
(5)Дверь в здание школы открыта, вернее, сорвана с петель.
(6)Сержант вошёл. (7)Во втором этаже слышались голоса.
(8)Он поднялся по лестнице, на которой лежали груды затвердевшего синеватого снега.
(9)Несколько мальчиков усердно рылись в большом ворохе чего-то рыхлого, пепельно-серого. (10)Несмотря на весенний ветер, шатавший разбитые рамы, кислый и прогорклый запах наполнял комнату.
(11)– Учебники ищете? — спросил сержант.
(12)– На курево! — ответил мальчик постарше, не догадываясь, что перед ним учитель. (13)– Научились, хватит…
(14)Тоном опытного учителя сержант сказал:
(15)– Будет врать, ребята. (16)Вы давно не учились, и понятно, что скучаете по книге. (17)Где ваши учителя? (18)Та-ак… (19)Выходит что же? (20)Двоих вроде убили в партизанах, третья ушла с нашей армией. (21)Печальное дело, но не унывайте. (22)Мы пришли и отсюда уже не уйдём. (23)А пока… (24)— Он посмотрел на часы. (25)— Семь утра. (26)Так вот, ровно через три дня, в семь утра, я даю вам урок русского языка. (27)Понятно?.. (28)Урок будет по теме — героический эпос «Слова о полку Игореве».
(29)Но через два часа командир батареи скомандовал выступление, и Животёнков опять зашагал по ржавой, угрюмой, неподатливой грязи. (30)«Вот тебе и урок!» — думал он с досадой.
(31)Трое суток билась батарея с гитлеровцами, отражая их танковые атаки. (32)И хотя Животёнкова контузило слегка в плечо, он помог бойцам вкатить орудие под навес. (33)Голову его наполнял какой-то скрытый и неприятный шум.
(34)– Товарищ сержант, да вы ведь, почесть, трое суток не спали. (35)Вы ложитесь, а мы орудие почистим и тоже ляжем.
(36)Но, вместо того, чтобы идти в избу, сержант пошёл на улицу. (37)Он вошёл в класс, где три дня тому назад дал обещание школьникам.
(38)Они ждали его. (39)Комната была убрана, выметена и даже, кажется, вымыта. (40)Возле окна возвышался стол учителя, табурет, а рядом — классная доска. (41)Правда, всё это было расщеплено и кололось, как плавники у рыб, но кто обратит внимание на это!
(42)– Всё готово, — сказал он, — приступаем. (43)Вам известно, что такое героический эпос и что такое «Слово о полку Игореве»? (44)Забыли? (45)Ну что ж, фашисты — одно, учение — другое. (46)Будем восстанавливать знания.
(47)…Тёплая всасывающая струя воздуха опустилась на него.
(48)Ему было крайне приятно смотреть на детей, видеть их изменившиеся лица, как бы поглощающие знание, однако под этой тёплой струёй, льющейся на него откуда-то сверху, он словно осел, стал меньше, углубился во что-то безрассудное. (49)Он закрыл глаза и заснул.
(50)Когда он открыл глаза, он даже и не подумал, что спал. (51)Просто сквозь разбитую раму дунул тёплый ветер, и сержант на одно мгновение прикрыл веки.
(52)– Я, кажись, задремал, ребята?
(53)– Нет, нет! — ответили ребята в голос. (54)Лица их были по-прежнему внимательны и даже, пожалуй, ещё более внимательны, чем в начале урока.
(55)Хрестоматии «Русская литература» он, разумеется, не имел, не имели её и ребята, поэтому вполне извинительно, что он не так уж точно цитировал подлинник и перевод. (56)Точность он заменил пылом, и ребята вполне удовлетворились этим.
(57)И всё же он возвращался к своему орудию в недоумении.
(58)Спал он или не спал? (59)И если спал, то сколько? (60)Неужели же школьники так страстно хотели учиться, что сидели и ждали урока, неподвижные, два долгих, утомительных часа? (61)Два часа не шелохнувшись. (62)Невозможно!
(63)И тут сержант Животёнков понял, почему ребята не ушли из класса, когда он спал. (64)Они знали, где и как он провёл эти три дня и три ночи, и, охраняя его сон, продолжавшийся два с лишним часа, они тем самым охраняли и уважали и своё будущее, и своё настоящее, и своё прошлое.
(По В. Иванову)

(Задание для дополнительной отработки темы, задание ОГЭ прошлых лет) Среди предложений 29–37 найдите предложение с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Решение
Ответ: 31
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 18

(1)Вот уже две недели живу я в родной деревне, где не был много лет. (2)Всё уже узнано за это время, всё обойдено, переговорено почти со всеми. (3)И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. (4)Я думаю: зачем бередить прошлое? (5)Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? (6)Всё ушло навсегда — хорошее и плохое, — плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. (7)Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему. (8)Надо быть современным. (9)Надо быть безжалостным к прошлому. (10)Довольно ходить по пепелищам родной Тимонихи, сидеть на опечках. (11)Надо помнить о том, что день и ночь на земле — как говорил поэт Хикмет — работают реакторы и фазотроны. (12)Что счётная машина действует быстрее миллиона деревенских счетоводов, что… (13)В общем не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо. (14)Уходят дожди, плывут облачные флотилии. (15)Каждое утро над Тимонихой гудит турбовинтовой самолёт. (16)Каждое утро грохочет гусеничный трактор, от этого сотрясаются углы и дребезжат, как от грозы, оконные стёкла. (17)Очень хорошо, что из-за дома бывшего соседа Василия Дворцова ни утром, ни вечером не видно отцовского дома. (18)Очень хорошо.
(19)Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол… (20)Бегу по лестнице. (21)В заулке озираюсь по сторонам. (22)Никого нет. (23)Мама ушла за морошкой, все на покосе.
(24)Дом выдался из посада вниз, к реке. (25)Как во сне подхожу к нашей берёзе. (26)Здравствуй! (27)Не узнала меня? (28)Высокая стала. (29)Кора лопнула во многих местах (30)Муравьи бегут по стволу. (31)Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. (32)Вершина стала выше трубы. (33)Не бели, пожалуйста, пиджак. (34)Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая. (35)Помню, была весна, и твои листочки уже проклюнулись. (36)Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. (37)Мы с братом нашли тебя на пастбище, на вахрунинской горе. (38)Помню, кукушка куковала. (39)Оборвали мы у тебя два больших корня. (40)Несли через овраги, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. (41)Посадили, вылили два ведра воды. (42)Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. (43)Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. (44)И где ты взяла эту силу под зимним окном? (45) Надо же так вымахать! (46)Уже выше отцовского дома.
(47)Надо быть современным. (48)И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева.
(49)Скоро надо уезжать из Тимонихи. (50)И так хорош этот неоглядный зелёный мир моей родины! (51)Почему-то мне хочется, чтобы мой дом и деревня моя не исчезали совсем, чтобы они остались в этом бесконечно меняющемся мире.
(По В. Белову)

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном(-ых) слове(-ах).

Помню,(1) была весна,(2) и твои листочки уже проклюнулись.
Правда ведь,(3) ты еле выжила,(4)два лета листочки были мелкие,(5) бледные.

Решение
Ответ: 13
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 19

В приведённых предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.

Потёр Суворов от удовольствия руки и только хотел сказать:
«Ну,(1) братец,(2) попался!» — как вдруг солдат вытянулся во фрунт и гаркнул:
— Виктория,(3) ваше сиятельство!
Помилуй бог,(4) как провёл!
Помилуй бог,(5) настоящий солдат!
(С. Алексеев)

Решение
Ответ: 123
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 20

В приведённом(-ых) предложении(-ях) пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове или вводных конструкциях.

Потом,(1) когда у них родились три мальчика и девочка,(2) любимой историей в семье,(3) естественно,(4) был рассказ искателя о Мечте,(5) о Мудреце,(6) о дереве и о концерте,(7) где Мечта реализовалась.

Решение
Ответ: 34
Показать решение
Бесплатный интенсив
Показать еще

Рекомендуемые курсы подготовки

  • Без воды
  • Ламповая атмосфера
  • Крутые преподаватели

ЕГЭ 2026: бесплатный курс
по русскому языку

На бесплатном демо-курсе ты:
  • Узнаешь все тонкости изложения ОГЭ
  • Научишься выделять важное в тексте
  • Научишься сжимать текст
  • Разберешь необычное деление текста на абзацы
  • Узнаешь все критерии оценивания изложения и собеседования
Получи бесплатный демо-доступ
Оставь заявку и займи место
на бесплатном курсе Турбо ЕГЭ
Нажимая на кнопку «Отправить», вы принимаете положение об обработке персональных данных.