Задание 5. Пунктуационный анализ. ОГЭ 2026 по русскому языку
Подпишись на суперполезные материалы
Задачи для практики
Задача 1
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Когда кит всплывает на поверхность моря (1) над ним поднимается (2) видимый издали (3) фонтан. Животное за корот- кий срок должно освободить свои лёгкие от использованного воздуха (4) и потому выдох кита происходит стремитель- но (5) с шумом (6) подобным шипению паровой машины. Ино- гда струя воздуха выбрасывается ещё под водой (7) и в этом случае она увлекает за собой множество мелких водяных брызг. В приполярных областях обоих полушарий (8) где держится большинство китов (9) горячее дыхание животного образует клубы пара.
Решение
Когда кит всплывает на поверхность моря, (1) над ним поднимается (2) видимый издали (3) фонтан. Животное за короткий срок должно освободить свои лёгкие от использованного воздуха, (4) и потому выдох кита происходит стремительно, (5) с шумом, (6) подобным шипению паровой машины. Иногда струя воздуха выбрасывается ещё под водой, (7) и в этом случае она увлекает за собой множество мелких водяных брызг. В приполярных областях обоих полушарий, (8) где держится большинство китов, (9) горячее дыхание животного образует клубы пара.
Задача 2
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
В душных и суетливых городах (1) на железнодорожных узлах (2) громких от мегафонного крика (3) в полупустых деревнях (4) везде (5) где возможно (6) и где (7) кажется (8) невозможно (9) живёт человек.
(По К. Г. Паустовскому)
Решение
В душных и суетливых городах, (1) на железнодорожных узлах, (2) громких от мегафонного крика, (3) в полупустых деревнях (4)- везде, (5) где возможно (6) и где, (7) кажется, (8) невозможно (9) живёт человек.
(По К. Г. Паустовскому)
Задача 3
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять кавычки.
Между станциями метро (1) Сокол (2) и (3) Аэропорт (4) установили шпиль на новое здание, названное (5) Триумф-Палас (6). Оно расположено вдоль (7) Ленинградского шоссе (8), и многие его путают со знаменитыми сталинскими высотками. В 2003 году дом вошёл в (9) Книгу рекордов Гиннесса (10) как самое высокое здание в Европе.
Решение
Задача 4
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Если взять географическую карту (1) и посмотреть на территорию Греции (2) она может показаться россыпью камешков (3) которые боги играючи бросили на мелководье Эгейского моря. Вокруг материковой суши множество островов. Бо льшая часть территории Греции (4) полуостров Пелопоннес. Он представляет собой череду плоскогорий и плодородных долин (5) Элиду (6) Мессению (7) Лаконию (8) и Арголиду. Это географическое деление Греции на отдельные зелёные оазисы (9) и многочисленные морские острова сказывалось на жизни древних греков.
Решение
Если взять географическую карту (1) и посмотреть на территорию Греции, (2) она может показаться россыпью камешков, (3) которые боги играючи бросили на мелководье Эгейского моря. Вокруг материковой суши множество островов. Бо льшая часть территории Греции - (4) полуостров Пелопоннес. Он представляет собой череду плоскогорий и плодородных долин: (5) Элиду, (6) Мессению, (7) Лаконию (8) и Арголиду. Это географическое деление Греции на отдельные зелёные оазисы (9) и многочисленные морские острова сказывалось на жизни древних греков.
Задача 5
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять кавычки.
(1) Уральские сказы (2) в обработке замечательного русского писателя П. П. Бажова, объединённые в сборник (3) Малахитовая шкатулка (4), рассказывают о волшебной силе искусства уральских мастеров и о вечных ценностях — любви, верности, свободе от власти золота. В Екатеринбурге установлен памятник писателю и открыт (5) дом-музей (6). Один из сказов Бажова стал основой для музыки С. С. Прокофьева к балету (7) Каменный цветок (8).
Решение
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять кавычки. (1) Уральские сказы (не название) (2) в обработке замечательного русского писателя П. П. Бажова, объединённые в сборник (3) "Малахитовая шкатулка" (название) (4), рассказывают о волшебной силе искусства уральских мастеров и о вечных ценностях — любви, верности, свободе от власти золота. В Екатеринбурге установлен памятник писателю и открыт (5) дом-музей (6). Один из сказов Бажова стал основой для музыки С. С. Прокофьева к балету (7) "Каменный цветок" (название) (8).
Задача 6
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должно стоять тире.
Наблюдая звёзды (1) вы (2) вероятно (3) замечали (4) что они образуют знакомые нам символы. С давних пор (5) в различных частях света (6) человек давал имена таким группам звёзд. В переводе с латыни «созвездие» (7) «группа звёзд». Современные названия созвездий пришли к нам от древних римлян (8) а к ним (9) из Древней Греции.
Решение
Наблюдая звёзды, вы, вероятно, замечали, что они образуют знакомые нам символы. С давних пор в различных частях света человек давал имена таким группам звёзд. В переводе с латыни «созвездие» - «группа звёзд». Современные названия созвездий пришли к нам от древних римлян, а к ним - из Древней Греции.
Задача 7
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
В настоящее время психологи предлагают множество методик по усовершенствованию своих способностей (1) и обретению внутренней гармонии (2) арт-терапию (3) коучинг (4) мнемотехнику (5) соционику (6) и многие другие направления. Самым спорным из них (7) по мнению специалистов (8) является нейролингвистическое программирование (9) его жёстко критикуют, считая обычным руководством по манипулированию людьми.
Решение
В настоящее время психологи предлагают множество (обобщающее слово) методик по усовершенствованию своих способностей (1) и обретению внутренней гармонии: (2) арт-терапию, (3) коучинг, (4) мнемотехнику, (5) соционику (6) и многие другие направления. Самым спорным из них, (7) по мнению специалистов, (8) является нейролингвистическое программирование: (бессоюзное сложное предложение) (9) его жёстко критикуют, считая обычным руководством по манипулированию людьми.
Задача 8
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
На Руси камень авантюрин был давно и хорошо известен. Его названия (1) златоискр (2) искорник (3) искряник (4) сразу указывали на основную особенность минерала. Составитель минералогического словаря (5) изданного в начале XIX века (6) В. Севергин писал (7) «Слово „авантюрин“ перевести можно на российский язык как „искряк“». В России авантюрин добывали на Урале и на Алтае. Камни из тех мест имели золотисто-коричневый оттенок. В районе Курской магнитной аномалии находят авантюрин зеленоватых оттенков. Вообще же окраска авантюрина может быть самой разной (8) жёлтой (9) зелёной или синей.
Решение
На Руси камень авантюрин был давно и хорошо известен. Его названия: (обобщающее слово перед рядом однородных членов) (1) златоискр, (2) искорник, (3) искряник (4) сразу указывали на основную особенность минерала. Составитель минералогического словаря, (5) изданного в начале XIX века, (6) В. Севергин писал: (прямая речь) (7) «Слово „авантюрин“ перевести можно на российский язык как „искряк“». В России авантюрин добывали на Урале и на Алтае. Камни из тех мест имели золотисто-коричневый оттенок. В районе Курской магнитной аномалии находят авантюрин зеленоватых оттенков. Вообще же окраска авантюрина может быть самой разной: (обобщающее слово перед рядом однородных членов) (8) жёлтой (9) зелёной или синей.
Задача 9
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должно стоять тире.
Пусть для зрителей пьесы Чехова (1) печальная страница прошлого (2) но для нас (3) артистов (4) передающих их на сцене (5) это страница будущего (6) олицетворение вечного стремления к лучшей жизни. Других путей нет для постижения тайников души Чехова. Ощущение правды реальной жизни в настоящем и искренняя вера в идеальную мечту (7) в будущее (8) вот ключи к потайным дверям творческого сверхсознания в его произведениях.
Решение
Пусть для зрителей пьесы Чехова - (тире между подлежащим и сказуемым) (1) печальная страница прошлого,(2) но для нас, (приложение) (3) артистов, (4) передающих их на сцене - (тире между подлежащим и сказуемым)(5) это страница будущего,(6) олицетворение вечного стремления к лучшей жизни. Других путей нет для постижения тайников души Чехова. Ощущение правды реальной жизни в настоящем и искренняя вера в идеальную мечту, (7) в будущее - (бессоюзное сложное предложение) (8) вот ключи к потайным дверям творческого сверхсознания в его произведениях.
Задача 10
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
Гинкго (1) дерево очень древнее (2) оно впервые появилось на Земле 350 млн лет назад. Гинкго и хвойные деревья в некотором роде двоюродные братья. Все они голосеменные растения (3) у них нет цветов и семена не покрыты мякотью плода. И хотя «орех» гинкго похож на морщинистый абрикос (4) ботаники доказали (5) он тоже «голое семя» (6) а не настоящий плод (7) как у цветковых деревьев (8) абрикоса (9) яблони или даже у берёзы.
Решение
Задача 11
Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять кавычки.
Н. А. Римский-Корсаков любил старинные народные песни, собирал, обрабатывал их, творчески развивал их особенности в своей музыке. Композитор писал: (1) Я прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества (2). Подлинные мелодии разных народов слышим мы в (3) сюите (4) Шехеразада (5), в симфонических картинах (6) Садко (7) и (8) Испанское каприччио(9).
Решение
Задача 12
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Закинув голову (1) я мог видеть в вышине тёмную деревянную це рковку (2) наивно глядевшую на меня (3) с высокой кручи.
1) 1, 3
2) 2, 3
3) 1, 2
4) 1, 2, 3
Решение
Задача 13
В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Цепляясь за лесистые вершины гор (1) облака опускались всё ниже и ниже (2) захватывая ущелья и лощины (3) превращались в непроглядные тучи (4) заволакивающие море дымкой.
1) 1, 2, 3, 4 — выделяются два деепричастных оборота и один причастный
2) 1, 2, 3, 4 — выделяются деепричастные обороты
3) 1, 2, 3 — выделяются деепричастные обороты
4) 2, 3, 4 — выделяются деепричастный и причастный обороты
Решение
Задача 14
В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Оказалось,(1) дендрарий был заложен при самом основании института,(2) но действительно четыре гектара на правом крыле,(3) уничтоженные на дрова в годы гражданской войны и разрухи,(4) Иван Матвеич подсаживал самолично вскоре после перевода в Москву.
(Л. Леонов)
Решение
Задача 15
В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.
— Ой,(1) смотри,(2) папа,(3) ёж под диван полез…
— Тоже,(4) видно,(5) мыслитель! — ехидно сказал папа.
(Г. Горин)
Решение
Задача 16
Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Бывалый охотник по примятой в лесу траве (1) и по сломанной ветке узнаёт (2) кто и когда прошёл по тропе (3) где надо искать зверя или птицу; иной (4) только взглянув на следы (5) может сказать (6) какой величины тут был зверь (7) и даже сколько ему лет. Таким же путём — по различным следам (8) оставленным давно умершими животными и растениями в земле (9) — учёные читают страницы из книги прошлого нашей планеты.
Решение
Задача 17
Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Скорость (1) с какой развивается цивилизация (2) и (3) следовательно (4) скорость (5) с какой люди опустошают нашу удивительно прекрасную планету (6) растёт из месяца в месяц (7) поэтому долг каждого — попытаться предотвратить ужасное осквернение нашего мира (8) и в эту борьбу каждый может внести свой маленький (9) и скромный вклад.
Решение
Задача 18
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Я шёл пешком и (1) поражённый прелестью природы (2) поминутно останавливался (3) надеясь запомнить её.
1) 1, 3
2) 2, 3
3) 1, 2
4) 1, 2, 3
Решение
Задача 19
В каком предложении перед И ставится запятая?
1) Я взял кусок хлеба и ломтик ветчины ( ) и вновь поднялся на палубу.
2) Над Таганрогом темнеет ночь ( ) и на широких молах шелестят степные травы.
3) Он останавливался ( ) и подолгу рассматривал шапки снега на пнях и заборах.
4) Степь придвинулась вплотную к порту и к морю ( ) и занесла белой пылью Рыбацкую слободку.
Решение
Задача 20
В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.
Что ж ты,(1) трусишка такой,(2) всего боишься? — спросила мама,(3) глядя на меня с весёлым удивлением. — Бабушка,(4) наверное,(5) настращала опять?
(П. Санаев)
Решение
Рекомендуемые курсы подготовки
- Узнаешь все тонкости изложения ОГЭ
- Научишься выделять важное в тексте
- Научишься сжимать текст
- Разберешь необычное деление текста на абзацы
- Узнаешь все критерии оценивания изложения и собеседования
на бесплатном курсе Турбо ЕГЭ