Задание 2. Синтаксический анализ. ОГЭ 2026 по русскому языку

За это задание ты можешь получить 1 балл.

Задачи для практики

Задача 1

(1)Киты издают особые низкочастотные звуки, но учёные до сих пор не разобрались, для чего они это делают. (2)Возможно, киты обмениваются информацией о местонахождении еды, предупре- ждают других китов об опасности, определяют расстояние между особями и знакомятся друг с другом. (3)Считается, что они могут слышать друг друга на расстоянии до 1600 километров! (4)Синие киты, живущие у побережья Шри-Ланки, издают уникальные звуки. (5)Они были записаны в виде «песен» по четыре ноты, по две минуты каждая — ни у одного существа в мире такого люди ещё не слышали.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) они это делают (предложение 1)

2) киты обмениваются (предложение 2)

3) они могут слышать (предложение 3)

4) киты издают звуки (предложение 4)

5) они были (предложение 5)

Решение

1) они это делают (предложение 1) - лишнее "это"

2) киты обмениваются (предложение 2) - обнимаются + предупреждают + определяют + знакомятся

5) они были (предложение 5) - были записаны

Ответ: 34
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 2

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

(1)В XXI веке диктант — это не только школьное упражнение, но и большой всемирный праздник русского языка, Тотальный диктант. (2)Этот прекрасный проект неожиданно породил дальнейшую эволюцию слова диктант. (3)Теперь так стали называть любую масштабную образовательную акцию по проверке знаний 228 Глава III. Тренировочные варианты по русскому языку в какой-либо области, при этом совсем необязательно под чьюлибо диктовку. (4)Появились Географический диктант, Большой этнографический диктант и Цифровой диктант. (5)Больше диктантов, хороших и разных!

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) диктант — упражнение праздник (предложение 1)

2) проект породил (предложение 2)

3) стали называть акцию (предложение 3)

4) появились (предложение 4)

5) больше диктантов (предложение 5)

Решение

Ответ: 12
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 3

(1)Официальной датой начала строительства Петергофа считается 1712 год, когда Санкт-Петербург стал столицей Российского государства. (2)За два года повысили уровень Верхнего и Нижнего сада. (3)В 1716 году на строительство прибыл известный в Европе создатель парков Ж.-Б. Леблон, с которым Пётр познакомился за границей и которого назначили генерал-архитектором Петергофа. (4)Леблон разработал систему водоснабжения Большого каскада, предложил поставить на уступах скульптуры. (5)После его смерти в 1719 году руководить строительством стал итальянский архитектор Н. Микетти, имевший опыт возведения классических зданий в Риме.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) Санкт-Петербург стал столицей (предложение 1)

2) повысили (предложение 2)

3) Пётр познакомился (предложение 3)

4) Леблон разработал (предложение 4)

5) руководить стал итальянский архитектор (предложение 5)

Решение

Ответ: 123
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 4

(1)Единого греческого государства в старину не было. (2)Греки чувствовали себя единой нацией лишь в период общей опасности, когда надо было совместно выступать против внешнего врага, и во время общегреческих спортивных состязаний. (3)Дельфийские игры проходили в Дельфах — месте пребывания знаменитого древнегреческого оракула, к которому со всей Греции шли путники узнать волю богов. (4)Для участия в Истмийских играх надо было отправляться в Коринф. (5)Немейские игры проводились в местах, где легендарный Геракл убил огромного льва.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) государства не было (предложение 1)

2) греки чувствовали (предложение 2)

3) путники шли узнать (предложение 3)

4) надо было отправляться (предложение 4)

5) Геракл убил (предложение 5)

Решение

Ответ: 45
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 5

(1)Авантюрин — один из самых прекрасных, почитаемых и загадочных самоцветов в мире. (2)Старинная легенда гласит, что камень появился благодаря случайному попаданию блёсток в жидкую стеклянную массу в одной из мастерских Венеции. (3)На самом деле минерал авантюрин является мелкозернистой разновидностью кварца. (4)В Китае его называли «камнем императоров», ведь именно из него была вырезана печать властителя. (5)В Европе из него делали множество вещей, начиная от украшений и заканчивая статуэтками, вазочками и ручками для столовых приборов.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) авантюрин – один из самоцветов (предложение 1)

2) легенда гласит (предложение 2)

3) минерал является (предложение 3)

4) печать была (предложение 4)

5) делали (предложение 5)

Решение

Ответ: 125
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 6

(1)Матрёшка — русская деревянная игрушка, состоящая из полой внутри ярко разрисованной куколки овальной формы, в которой находятся вложенные одна в другую такие же куколки меньшего размера. (2)Название игрушки произошло от уменьшительно-ласкательной формы русского женского имени Матрёна, которое было широко распространено в прошлом в крестьянской среде. (3)Прообразом матрёшки была японская складная игрушка, привезённая в Россию в самом конце XIX в. (4)Первоначально матрёшек делали только в Сергиевом Посаде — старинном центре игрушечного промысла, но вскоре игрушка стала очень популярна и её стали делать во многих городах России. (5)Лаконичная по форме, яркая и красочная, матрёшка является одним из самых популярных русских сувениров.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) находятся такие же куколки (предложение 1)

2) которое было распространено (предложение 2)

3) игрушка была прообразом (предложение 3)

4) делали (предложение 4)

5) матрёшка является (предложение 5)

Решение

1) находятся такие же куколки - "такие же" лишнее (предложение 1)

2) которое было распространено (предложение 2) - верно

3) игрушка была прообразом (предложение 3) - верно

4) делали (предложение 4) - верно

5) матрёшка является (предложение 5) - является - это глагол связка в СИС

Ответ: 234
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 7

(1)Хороший слушатель услышит не только то, что было сказано, но и то, о чём собеседник умолчал. (2)Такой слушатель не только обращает внимание на слова, но и распознаёт язык тела. (3)Например, если кто-то говорит, что доволен жизнью, сквозь зубы или почти плача, мы должны понять, что человек говорит не то, что думает. (4)Итак, умение слушать задействует не только слух, но и зрение. (5)Жесты, выражение лица, движения глаз — всё это важно для слушающего.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) что было сказано (предложение 1)

2) слушатель распознаёт (предложение 2)

3) человек говорит (предложение 3)

4) умение задействует слух (предложение 4)

5) всё важно для слушающего (предложение 5)

Решение

Ответ: 13
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 8

(1)Сегодня учёные уверены в том, что первобытный человек начал охотиться на ульи диких пчёл ещё в каменном веке. (2)Например, в Испании найден уникальный наскальный рисунок, изображающий человека с кошёлкой, который карабкается на дерево в окружении диких пчёл. (3)Мёд и пчёлы были на особом счету у египетских фараонов. (4)А древние жрецы использовали это сырьё в качестве одного из ингредиентов для бальзамирования мумий. (5)Мёд был одним из самых дорогих товаров на египетском рынке, купить его могли лишь обеспеченные люди, а остальным приходилось самостоятельно охотиться на ульи диких пчёл.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) человек начал охотиться (предложение 1)

2) который карабкается (предложение 2)

3) пчёлы были на особом счету (предложение 3)

4) жрецы использовали сырьё (предложение 4)

5) могли обеспеченные люди (предложение 5)

Решение

3) пчёлы были на особом счету (предложение 3) - мед и пчелы

4) жрецы использовали сырьё (предложение 4) - лишнее "сырье"

5) могли обеспеченные люди (предложение 5) - лишнее "обеспеченные", верно - люди могли купить

Ответ: 12
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 9

(1)Географическое расположение Петербурга, его история и своеобразие отразились и в образных наименованиях самого города, и в названиях городских объектов. (2)Петербург называют: город на Неве, северная столица, Северная Венеция, Северная Пальмира, город белых ночей. (3)Самое распространённое название — ставшее крылатым образное выражение окно в Европу (в основе метафоры — цитата из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»). (4)В разговорной речи Петербург часто называют просто Питер. (5)Уже в ХIХ в. это именование города было распространено в народной среде и связано с такими понятиями, как питерские рабочие, питерские извозчики, питерские окраины (то есть рабочие окраины), в то время как петербургскими окраинами называли острова с богатыми летними дачами.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) расположение, история своеобразие отразились (предложение 1)

2) Петербург называют (предложение 2)

3) название — окно в Европу (предложение 3)

4) называют (предложение 4)

5) называли острова (предложение 5)

Решение

Ответ: 14
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 10

(1)В разных странах подача кофе имеет свои особенности. (2)Однако существуют стандартные правила кофейного этикета. (3)Они касаются времени приготовления напитка, выбора чашек, расположения приборов и дополнительных предметов на столе. (4)В ресторанах или кафе предпочтение отдают кофе в зёрнах, который лучше молоть небольшими порциями из-за свойства молотого сырья хорошо впитывать разные запахи. (5)Напиток не принято готовить заранее, поскольку он начинает терять аромат уже через две минуты и покрывается плёнкой, которая портит аромат кофе.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) подача кофе имеет свои особенности (предложение 1)

2) существуют правила (предложение 2)

3) они касаются времени (предложение 3)

4) предпочтение отдают кофе (предложение 4)

5) которая портит (предложение 5)

Решение

Ответ: 25
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 11

Найдите в тексте сложное(-ые) предложение(-я) с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1)Я в оба глаза глядел на эту каменную загадку, допытываясь, отчего это так вышло? (2)Что это такое? (3)Где и в чём тайна этого твёрдого, покойного, радостного состояния всего моего существа, неведомо как влившегося в меня? (4)И решительно не мог ответить себе ни на один вопрос; я чувствовал, что нет на человеческом языке такого слова, которое могло бы определить животворящую тайну этого каменного существа. (5)Но я ни минуты не сомневался в том, что сторож, толкователь луврских чудес, говорит сущую правду, утверждая, что вот на этом узеньком диванчике, обитом красным бархатом, приходил сидеть Гейне, что здесь он сидел по целым часам и плакал.

(Г. Успенский)

Решение

Ответ: 4
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 12

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Мы вступаем в открытое море (1) но (2) если хорошо приглядеться (3) то на горизонте (4) уже виднеется синяя полоса берега.

(М. Пришвин)

1) 1, 2, 3, 4

2) 1, 3

3) 3

4) 2, 3

Решение

Ответ: 2
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 13

Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Но кажется, что синичка совсем не слушает меня.

(Е. Носов)

Решение

Ответ: 2
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 14

Выпишите грамматическую основу предложения.

*ответ запишите без пробелов и запятых, все слова с маленькой буквы (как в бланках ОГЭ)

Потом познакомимся поближе, а сейчас начинаем урок.

Решение

Потом познакомимся поближе, а сейчас начинаем урок. (односоставное безличное предложение)

Ответ: познакомимсяначинаем
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 15

Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

А сейчас он весь как-то притих и посуровел; ветры обнажили деревья, далеко вокруг развеяли листву, и стоит лес странно пустой и прозрачный.

(Е. Носов)

Решение

Ответ: 3
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 16

Найдите в тексте сложное(-ые) предложение(-я) с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1)Мы любили свой двор. (2)В нём никогда не было скучно. (3)К тому же мы знали множество игр. (4)Мы играли в лапту, в прятки, в штандар, в чижика, в ножички, в испорченный телефон. (5)Эти игры оставили нам в наследство старшие ребята. (6)Но были у нас игры и собственного изобретения. (7)Например, игра в красавицу. (8)Неизвестно, кто придумал эту игру, но она всем пришлась по вкусу. (9)И когда наша честная компания собиралась под старым тополем, кто-нибудь обязательно предлагал:

— Сыграем в красавицу?

(Ю. Яковлев)

Решение

Ответ: 8
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 17

Найдите в тексте сложное(-ые) предложение(-я) с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1)Вон с берёзового пня слетела бабочка, тёмно-вишнёвая, со светлой каёмкой на крыльях. (2)Это траурница. (3)Она выползла из своего укрытия на солнце и грелась на тёплом срезе дерева. (4)А теперь, отогревшись, неловко, скачущим полётом запорхала над поляной. (5)И совсем не удивительно было слышать, как где-то в траве стал настраивать свою скрипочку кузнечик. (6)Вот ведь как бывает в природе: уж и октябрь на исходе — глухая пора дождей, — и совсем где-то рядом затаилась зима, — и вдруг на границе нескончаемых осенних дождей и зимней вьюги затерялся такой светлый, праздничный денёк! (7)Будто лето, поспешно улетая, случайно обронило одну из своих светлых страничек. (8)И вся эта поляна, окаймлённая молчаливым, обнажённым лесом, выглядит совсем по-летнему. (9)Здесь столько ещё зелени!

(10)И даже есть цветы. (11)Я нагнулся и выпутал из травы жестковатую кисточку душицы, усыпанную нежно-лиловыми венчиками. (12)А потом, возвращаясь домой, я собрал ещё несколько разных цветков и связал из них маленький букетик. (13)Здесь были и яркосиние звёздочки дикого цикория, и белые крестики ярутки, и даже нежная веточка полевой фиалки — драгоценности, обронённые улетевшим летом.

(Е. Носов)

Решение

Ответ: 6
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 18

Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Лягушка не двигалась, её длинные сухие ножки торчали из кулака мальчика двумя хворостинками, но, верно, всё же его руке сообщился трепет жизни маленького тела.

(Ю. Нагибин)

Решение

Ответ: 3
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 19

Среди предложений найдите сложноподчинённое(-ые) предложение(-я) с однородным подчинением придаточных. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1)Нас было в комнате одиннадцать человек. (2)У каждого из нас был на фронте отец. (3)И при каждой похоронке, приходившей в детдом, одиннадцать маленьких сердец замирало. (4)Но чёрные листки шли в другие спальни. (5)И мы чуть-чуть радовались и начинали опять ждать отцов. (6)Это было единственное чувство, которое не угасало всю войну.

(7)Мы узнали, что война окончилась. (8)Это случилось в чистое майское утро, когда к весеннему голубому небу прилипали первые клейкие листочки. (9)Кто-то тихо вздохнул и открыл настежь окно. (10)Раздался непривычно громкий смех. (11)И вдруг все мы, одиннадцать человек, поняли, что мы победили, что мы дождались отцов.

(А. Приставкин)

Решение

Ответ: 11
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 20

Среди предложений найдите сложноподчинённое(-ые) предложение(-я) с придаточным причины. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1)Бим уже абсолютно точно умел определить — весёлый сейчас хозяин или грустный, ругает он или хвалит, зовёт или прогоняет. (2)А он бывал и грустным. (3)Тогда говорил сам с собой и обращался к Биму:

— Так-то вот и живём, дурачок. (4)Ты чего смотришь на неё? — указывал он на портрет. — (5)Она, брат, умерла. (6)Нет её. (7)Нет…

(8)Он гладил Бима и в полной уверенности приговаривал:

— Ах ты мой дурачок, Бимка. (9)Ничего ты ещё не понимаешь.

(10)Но прав был он лишь отчасти, так как Бим понимал, что сейчас играть с ним не будут, да слово «дурачок» принимал на свой счёт, и «мальчик» — тоже. (11)Так что когда его большой друг окликал дурачком или мальчиком, то Бим шёл немедленно, как на кличку.

(12)А раз уж он, в таком возрасте, осваивал интонацию голоса, то, конечно же, обещал быть умнейшей собакой.

(Г. Троепольский)

Решение

Ответ: 10
Показать решение
Бесплатный интенсив
Показать еще

Рекомендуемые курсы подготовки

  • Без воды
  • Ламповая атмосфера
  • Крутые преподаватели

ЕГЭ 2026: бесплатный курс
по русскому языку

На бесплатном демо-курсе ты:
  • Узнаешь все тонкости изложения ОГЭ
  • Научишься выделять важное в тексте
  • Научишься сжимать текст
  • Разберешь необычное деление текста на абзацы
  • Узнаешь все критерии оценивания изложения и собеседования
Получи бесплатный демо-доступ
Оставь заявку и займи место
на бесплатном курсе Турбо ЕГЭ
Нажимая на кнопку «Отправить», вы принимаете положение об обработке персональных данных.