Задание 2. Синтаксический анализ. ОГЭ 2026 по русскому языку
Подпишись на суперполезные материалы
Задачи для практики
Задача 1
(1)Официальной датой начала строительства Петергофа считается 1712 год, когда Санкт-Петербург стал столицей Российского государства. (2)За два года повысили уровень Верхнего и Нижнего сада. (3)В 1716 году на строительство прибыл известный в Европе создатель парков Ж.-Б. Леблон, с которым Пётр познакомился за границей и которого назначили генерал-архитектором Петергофа. (4)Леблон разработал систему водоснабжения Большого каскада, предложил поставить на уступах скульптуры. (5)После его смерти в 1719 году руководить строительством стал итальянский архитектор Н. Микетти, имевший опыт возведения классических зданий в Риме.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Санкт-Петербург стал столицей (предложение 1)
2) повысили (предложение 2)
3) Пётр познакомился (предложение 3)
4) Леблон разработал (предложение 4)
5) руководить стал итальянский архитектор (предложение 5)
Решение
Задача 2
(1)В разных странах подача кофе имеет свои особенности. (2)Однако существуют стандартные правила кофейного этикета. (3)Они касаются времени приготовления напитка, выбора чашек, расположения приборов и дополнительных предметов на столе. (4)В ресторанах или кафе предпочтение отдают кофе в зёрнах, который лучше молоть небольшими порциями из-за свойства молотого сырья хорошо впитывать разные запахи. (5)Напиток не принято готовить заранее, поскольку он начинает терять аромат уже через две минуты и покрывается плёнкой, которая портит аромат кофе.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) подача кофе имеет свои особенности (предложение 1)
2) существуют правила (предложение 2)
3) они касаются времени (предложение 3)
4) предпочтение отдают кофе (предложение 4)
5) которая портит (предложение 5)
Решение
Задача 3
(1)Киты издают особые низкочастотные звуки, но учёные до сих пор не разобрались, для чего они это делают. (2)Возможно, киты обмениваются информацией о местонахождении еды, предупре- ждают других китов об опасности, определяют расстояние между особями и знакомятся друг с другом. (3)Считается, что они могут слышать друг друга на расстоянии до 1600 километров! (4)Синие киты, живущие у побережья Шри-Ланки, издают уникальные звуки. (5)Они были записаны в виде «песен» по четыре ноты, по две минуты каждая — ни у одного существа в мире такого люди ещё не слышали.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) они это делают (предложение 1)
2) киты обмениваются (предложение 2)
3) они могут слышать (предложение 3)
4) киты издают звуки (предложение 4)
5) они были (предложение 5)
Решение
1) они это делают (предложение 1) - лишнее "это"
2) киты обмениваются (предложение 2) - обнимаются + предупреждают + определяют + знакомятся
5) они были (предложение 5) - были записаны
Задача 4
(1)Хороший слушатель услышит не только то, что было сказано, но и то, о чём собеседник умолчал. (2)Такой слушатель не только обращает внимание на слова, но и распознаёт язык тела. (3)Например, если кто-то говорит, что доволен жизнью, сквозь зубы или почти плача, мы должны понять, что человек говорит не то, что думает. (4)Итак, умение слушать задействует не только слух, но и зрение. (5)Жесты, выражение лица, движения глаз — всё это важно для слушающего.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) что было сказано (предложение 1)
2) слушатель распознаёт (предложение 2)
3) человек говорит (предложение 3)
4) умение задействует слух (предложение 4)
5) всё важно для слушающего (предложение 5)
Решение
Задача 5
(1)Сегодня учёные уверены в том, что первобытный человек начал охотиться на ульи диких пчёл ещё в каменном веке. (2)Например, в Испании найден уникальный наскальный рисунок, изображающий человека с кошёлкой, который карабкается на дерево в окружении диких пчёл. (3)Мёд и пчёлы были на особом счету у египетских фараонов. (4)А древние жрецы использовали это сырьё в качестве одного из ингредиентов для бальзамирования мумий. (5)Мёд был одним из самых дорогих товаров на египетском рынке, купить его могли лишь обеспеченные люди, а остальным приходилось самостоятельно охотиться на ульи диких пчёл.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) человек начал охотиться (предложение 1)
2) который карабкается (предложение 2)
3) пчёлы были на особом счету (предложение 3)
4) жрецы использовали сырьё (предложение 4)
5) могли обеспеченные люди (предложение 5)
Решение
3) пчёлы были на особом счету (предложение 3) - мед и пчелы
4) жрецы использовали сырьё (предложение 4) - лишнее "сырье"
5) могли обеспеченные люди (предложение 5) - лишнее "обеспеченные", верно - люди могли купить
Задача 6
(1)Матрёшка — русская деревянная игрушка, состоящая из полой внутри ярко разрисованной куколки овальной формы, в которой находятся вложенные одна в другую такие же куколки меньшего размера. (2)Название игрушки произошло от уменьшительно-ласкательной формы русского женского имени Матрёна, которое было широко распространено в прошлом в крестьянской среде. (3)Прообразом матрёшки была японская складная игрушка, привезённая в Россию в самом конце XIX в. (4)Первоначально матрёшек делали только в Сергиевом Посаде — старинном центре игрушечного промысла, но вскоре игрушка стала очень популярна и её стали делать во многих городах России. (5)Лаконичная по форме, яркая и красочная, матрёшка является одним из самых популярных русских сувениров.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) находятся такие же куколки (предложение 1)
2) которое было распространено (предложение 2)
3) игрушка была прообразом (предложение 3)
4) делали (предложение 4)
5) матрёшка является (предложение 5)
Решение
1) находятся такие же куколки - "такие же" лишнее (предложение 1)
2) которое было распространено (предложение 2) - верно
3) игрушка была прообразом (предложение 3) - верно
4) делали (предложение 4) - верно
5) матрёшка является (предложение 5) - является - это глагол связка в СИС
Задача 7
(1)Авантюрин — один из самых прекрасных, почитаемых и загадочных самоцветов в мире. (2)Старинная легенда гласит, что камень появился благодаря случайному попаданию блёсток в жидкую стеклянную массу в одной из мастерских Венеции. (3)На самом деле минерал авантюрин является мелкозернистой разновидностью кварца. (4)В Китае его называли «камнем императоров», ведь именно из него была вырезана печать властителя. (5)В Европе из него делали множество вещей, начиная от украшений и заканчивая статуэтками, вазочками и ручками для столовых приборов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) авантюрин – один из самоцветов (предложение 1)
2) легенда гласит (предложение 2)
3) минерал является (предложение 3)
4) печать была (предложение 4)
5) делали (предложение 5)
Решение
Задача 8
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
(1)В XXI веке диктант — это не только школьное упражнение, но и большой всемирный праздник русского языка, Тотальный диктант. (2)Этот прекрасный проект неожиданно породил дальнейшую эволюцию слова диктант. (3)Теперь так стали называть любую масштабную образовательную акцию по проверке знаний 228 Глава III. Тренировочные варианты по русскому языку в какой-либо области, при этом совсем необязательно под чьюлибо диктовку. (4)Появились Географический диктант, Большой этнографический диктант и Цифровой диктант. (5)Больше диктантов, хороших и разных!
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) диктант — упражнение праздник (предложение 1)
2) проект породил (предложение 2)
3) стали называть акцию (предложение 3)
4) появились (предложение 4)
5) больше диктантов (предложение 5)
Решение
Задача 9
(1)Единого греческого государства в старину не было. (2)Греки чувствовали себя единой нацией лишь в период общей опасности, когда надо было совместно выступать против внешнего врага, и во время общегреческих спортивных состязаний. (3)Дельфийские игры проходили в Дельфах — месте пребывания знаменитого древнегреческого оракула, к которому со всей Греции шли путники узнать волю богов. (4)Для участия в Истмийских играх надо было отправляться в Коринф. (5)Немейские игры проводились в местах, где легендарный Геракл убил огромного льва.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) государства не было (предложение 1)
2) греки чувствовали (предложение 2)
3) путники шли узнать (предложение 3)
4) надо было отправляться (предложение 4)
5) Геракл убил (предложение 5)
Решение
Задача 10
(1)Географическое расположение Петербурга, его история и своеобразие отразились и в образных наименованиях самого города, и в названиях городских объектов. (2)Петербург называют: город на Неве, северная столица, Северная Венеция, Северная Пальмира, город белых ночей. (3)Самое распространённое название — ставшее крылатым образное выражение окно в Европу (в основе метафоры — цитата из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»). (4)В разговорной речи Петербург часто называют просто Питер. (5)Уже в ХIХ в. это именование города было распространено в народной среде и связано с такими понятиями, как питерские рабочие, питерские извозчики, питерские окраины (то есть рабочие окраины), в то время как петербургскими окраинами называли острова с богатыми летними дачами.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) расположение, история своеобразие отразились (предложение 1)
2) Петербург называют (предложение 2)
3) название — окно в Европу (предложение 3)
4) называют (предложение 4)
5) называли острова (предложение 5)
Решение
Задача 11
Среди предложений найдите сложноподчинённое(-ые) предложение(-я) с придаточным уступительным. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
(1)Это касается и красоты другого порядка. (2)С удивлением смотрю я на толпы туристов, поспешно и в тесноте пробегающих по залам картинной галереи. (3)Что же можно увидеть, что же можно постичь? (4)Название картин? (5)Рамы? (6)Внешний сюжет? (7)Суриков часами сидел в одиночестве перед грандиозным полотном А. Иванова в Третьяковской галерее. (8)Павел Дмитриевич Корин проводил в неподвижности часы перед полотнами Сурикова, в частности перед «Боярыней Морозовой», а также перед мастерами Возрождения Италии.
(9)Однажды, будучи ещё студентами, мы с товарищем (теперь известным писателем) провели эксперимент, уговорились и простояли полдня перед картиной Левитана «Над вечным покоем», хоть и до этого знали её наизусть. (10)В конце концов я почувствовал в себе поднимающуюся волну тревоги, любви, тоски, безотчётной готовности к любому свершению. (11)В это время товарищ повернулся ко мне, и я увидел в его глазах слёзы. (12)А сколько раз до этого останавливались перед картиной, говорили: «Да, здорово» — и бежали дальше?
(В. Солоухин)
Решение
Задача 12
Выпишите грамматическую основу предложения.
*ответ запишите без пробелов и запятых, все слова с маленькой буквы (как в бланках ОГЭ)
После жаркой, утомительной дороги войти в тихий старенький домик тёти Оли было приятно.
(Е. Носов)
Решение
Задача 13
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Самозабвенно теребил щепу дятел (1) и (2) всё ещё не стихал перезвон колоколов (3) который (4) среди этой белоствольной тишины даже усиливался.
(Е. Носов)
1) 2, 3
2) 1, 2
3) 1, 3
4) 1, 2, 4
Решение
Задача 14
(1)Много красот в Мировом океане. (2)Но, пожалуй, ничто не сравнится с миром коралловых рифов, расположенных на мелководьях тёплых тропических морей. (3)Сами рифы — это колонии мелких микроорганизмов, полипов, которые селятся на любом твёрдом образовании дна: камнях, скалах и даже затонувших кораблях. (4)Отмирая, полипы оставляют свой известковый скелет — коралл, на котором нарастают новые колонии. (5)Коралловые рифы бывают ярко-красными, розовыми и белыми.
Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 односоставное безличное.
2) Предложение 2 осложнено обособленным определением.
3) Предложение 3 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
4) Предложение 4 сложноподчинённое с придаточным определительным.
5) В предложении 5 сказуемое простое глагольное.
Решение
Задача 15
Выпишите грамматическую основу предложения.
*ответ запишите без пробелов и запятых, все слова с маленькой буквы (как в бланках ОГЭ)
На Руси всегда было почтительное отношение к хлебу.
Решение
Задача 16
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Самое прекрасное в мире нашем то (1) что создано трудом (2) и все наши идеи возникают из трудового процесса (3) в чём убеждает нас история развития искусства (4) науки и техники.
(М. Горький)
1) 1, 3
2) 2, 3, 4
3) 1, 2, 3, 4
4) 1, 3, 4
Решение
Задача 17
Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
По краям дороги, за развесистыми вётлами, волновалась рожь и тихо трещали перепела; звёзды теплились в голубом небе.
(В. Вересаев)
Решение
Задача 18
Выпишите грамматическую основу предложения.
*ответ запишите без пробелов и запятых, все слова с маленькой буквы (как в бланках ОГЭ)
Мама подала мне мысль превратить друзей в мушкетёров и пережить с ними наново историю любимых героев.
(Ю. Нагибин)
Решение
Задача 19
Выпишите грамматическую основу предложения.
*ответ запишите без пробелов и запятых, все слова с маленькой буквы (как в бланках ОГЭ)
Но Левитан был беден, почти нищ.
(К. Паустовский)
Решение
Задача 20
Выпишите грамматическую основу предложения.
*ответ запишите без пробелов и запятых, все слова с маленькой буквы (как в бланках ОГЭ)
За водой для банек, некогда стоявших у самой воды, теперь приходилось бегать с вёдрами далеко.
(Н. Сладков)
Решение
Рекомендуемые курсы подготовки
- Узнаешь все тонкости изложения ОГЭ
- Научишься выделять важное в тексте
- Научишься сжимать текст
- Разберешь необычное деление текста на абзацы
- Узнаешь все критерии оценивания изложения и собеседования
на бесплатном курсе Турбо ЕГЭ