Задание 2. Синтаксический анализ. ОГЭ 2026 по русскому языку
Подпишись на суперполезные материалы
Задачи для практики
Задача 1
(1)Авантюрин — один из самых прекрасных, почитаемых и загадочных самоцветов в мире. (2)Старинная легенда гласит, что камень появился благодаря случайному попаданию блёсток в жидкую стеклянную массу в одной из мастерских Венеции. (3)На самом деле минерал авантюрин является мелкозернистой разновидностью кварца. (4)В Китае его называли «камнем императоров», ведь именно из него была вырезана печать властителя. (5)В Европе из него делали множество вещей, начиная от украшений и заканчивая статуэтками, вазочками и ручками для столовых приборов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) авантюрин – один из самоцветов (предложение 1)
2) легенда гласит (предложение 2)
3) минерал является (предложение 3)
4) печать была (предложение 4)
5) делали (предложение 5)
Решение
Задача 2
(1)Киты издают особые низкочастотные звуки, но учёные до сих пор не разобрались, для чего они это делают. (2)Возможно, киты обмениваются информацией о местонахождении еды, предупре- ждают других китов об опасности, определяют расстояние между особями и знакомятся друг с другом. (3)Считается, что они могут слышать друг друга на расстоянии до 1600 километров! (4)Синие киты, живущие у побережья Шри-Ланки, издают уникальные звуки. (5)Они были записаны в виде «песен» по четыре ноты, по две минуты каждая — ни у одного существа в мире такого люди ещё не слышали.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) они это делают (предложение 1)
2) киты обмениваются (предложение 2)
3) они могут слышать (предложение 3)
4) киты издают звуки (предложение 4)
5) они были (предложение 5)
Решение
1) они это делают (предложение 1) - лишнее "это"
2) киты обмениваются (предложение 2) - обнимаются + предупреждают + определяют + знакомятся
5) они были (предложение 5) - были записаны
Задача 3
(1)Официальной датой начала строительства Петергофа считается 1712 год, когда Санкт-Петербург стал столицей Российского государства. (2)За два года повысили уровень Верхнего и Нижнего сада. (3)В 1716 году на строительство прибыл известный в Европе создатель парков Ж.-Б. Леблон, с которым Пётр познакомился за границей и которого назначили генерал-архитектором Петергофа. (4)Леблон разработал систему водоснабжения Большого каскада, предложил поставить на уступах скульптуры. (5)После его смерти в 1719 году руководить строительством стал итальянский архитектор Н. Микетти, имевший опыт возведения классических зданий в Риме.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Санкт-Петербург стал столицей (предложение 1)
2) повысили (предложение 2)
3) Пётр познакомился (предложение 3)
4) Леблон разработал (предложение 4)
5) руководить стал итальянский архитектор (предложение 5)
Решение
Задача 4
(1)Хороший слушатель услышит не только то, что было сказано, но и то, о чём собеседник умолчал. (2)Такой слушатель не только обращает внимание на слова, но и распознаёт язык тела. (3)Например, если кто-то говорит, что доволен жизнью, сквозь зубы или почти плача, мы должны понять, что человек говорит не то, что думает. (4)Итак, умение слушать задействует не только слух, но и зрение. (5)Жесты, выражение лица, движения глаз — всё это важно для слушающего.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) что было сказано (предложение 1)
2) слушатель распознаёт (предложение 2)
3) человек говорит (предложение 3)
4) умение задействует слух (предложение 4)
5) всё важно для слушающего (предложение 5)
Решение
Задача 5
(1)Единого греческого государства в старину не было. (2)Греки чувствовали себя единой нацией лишь в период общей опасности, когда надо было совместно выступать против внешнего врага, и во время общегреческих спортивных состязаний. (3)Дельфийские игры проходили в Дельфах — месте пребывания знаменитого древнегреческого оракула, к которому со всей Греции шли путники узнать волю богов. (4)Для участия в Истмийских играх надо было отправляться в Коринф. (5)Немейские игры проводились в местах, где легендарный Геракл убил огромного льва.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) государства не было (предложение 1)
2) греки чувствовали (предложение 2)
3) путники шли узнать (предложение 3)
4) надо было отправляться (предложение 4)
5) Геракл убил (предложение 5)
Решение
Задача 6
(1)Сегодня учёные уверены в том, что первобытный человек начал охотиться на ульи диких пчёл ещё в каменном веке. (2)Например, в Испании найден уникальный наскальный рисунок, изображающий человека с кошёлкой, который карабкается на дерево в окружении диких пчёл. (3)Мёд и пчёлы были на особом счету у египетских фараонов. (4)А древние жрецы использовали это сырьё в качестве одного из ингредиентов для бальзамирования мумий. (5)Мёд был одним из самых дорогих товаров на египетском рынке, купить его могли лишь обеспеченные люди, а остальным приходилось самостоятельно охотиться на ульи диких пчёл.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) человек начал охотиться (предложение 1)
2) который карабкается (предложение 2)
3) пчёлы были на особом счету (предложение 3)
4) жрецы использовали сырьё (предложение 4)
5) могли обеспеченные люди (предложение 5)
Решение
3) пчёлы были на особом счету (предложение 3) - мед и пчелы
4) жрецы использовали сырьё (предложение 4) - лишнее "сырье"
5) могли обеспеченные люди (предложение 5) - лишнее "обеспеченные", верно - люди могли купить
Задача 7
(1)Матрёшка — русская деревянная игрушка, состоящая из полой внутри ярко разрисованной куколки овальной формы, в которой находятся вложенные одна в другую такие же куколки меньшего размера. (2)Название игрушки произошло от уменьшительно-ласкательной формы русского женского имени Матрёна, которое было широко распространено в прошлом в крестьянской среде. (3)Прообразом матрёшки была японская складная игрушка, привезённая в Россию в самом конце XIX в. (4)Первоначально матрёшек делали только в Сергиевом Посаде — старинном центре игрушечного промысла, но вскоре игрушка стала очень популярна и её стали делать во многих городах России. (5)Лаконичная по форме, яркая и красочная, матрёшка является одним из самых популярных русских сувениров.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) находятся такие же куколки (предложение 1)
2) которое было распространено (предложение 2)
3) игрушка была прообразом (предложение 3)
4) делали (предложение 4)
5) матрёшка является (предложение 5)
Решение
1) находятся такие же куколки - "такие же" лишнее (предложение 1)
2) которое было распространено (предложение 2) - верно
3) игрушка была прообразом (предложение 3) - верно
4) делали (предложение 4) - верно
5) матрёшка является (предложение 5) - является - это глагол связка в СИС
Задача 8
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
(1)В XXI веке диктант — это не только школьное упражнение, но и большой всемирный праздник русского языка, Тотальный диктант. (2)Этот прекрасный проект неожиданно породил дальнейшую эволюцию слова диктант. (3)Теперь так стали называть любую масштабную образовательную акцию по проверке знаний 228 Глава III. Тренировочные варианты по русскому языку в какой-либо области, при этом совсем необязательно под чьюлибо диктовку. (4)Появились Географический диктант, Большой этнографический диктант и Цифровой диктант. (5)Больше диктантов, хороших и разных!
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) диктант — упражнение праздник (предложение 1)
2) проект породил (предложение 2)
3) стали называть акцию (предложение 3)
4) появились (предложение 4)
5) больше диктантов (предложение 5)
Решение
Задача 9
(1)В разных странах подача кофе имеет свои особенности. (2)Однако существуют стандартные правила кофейного этикета. (3)Они касаются времени приготовления напитка, выбора чашек, расположения приборов и дополнительных предметов на столе. (4)В ресторанах или кафе предпочтение отдают кофе в зёрнах, который лучше молоть небольшими порциями из-за свойства молотого сырья хорошо впитывать разные запахи. (5)Напиток не принято готовить заранее, поскольку он начинает терять аромат уже через две минуты и покрывается плёнкой, которая портит аромат кофе.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) подача кофе имеет свои особенности (предложение 1)
2) существуют правила (предложение 2)
3) они касаются времени (предложение 3)
4) предпочтение отдают кофе (предложение 4)
5) которая портит (предложение 5)
Решение
Задача 10
(1)Географическое расположение Петербурга, его история и своеобразие отразились и в образных наименованиях самого города, и в названиях городских объектов. (2)Петербург называют: город на Неве, северная столица, Северная Венеция, Северная Пальмира, город белых ночей. (3)Самое распространённое название — ставшее крылатым образное выражение окно в Европу (в основе метафоры — цитата из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»). (4)В разговорной речи Петербург часто называют просто Питер. (5)Уже в ХIХ в. это именование города было распространено в народной среде и связано с такими понятиями, как питерские рабочие, питерские извозчики, питерские окраины (то есть рабочие окраины), в то время как петербургскими окраинами называли острова с богатыми летними дачами.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) расположение, история своеобразие отразились (предложение 1)
2) Петербург называют (предложение 2)
3) название — окно в Европу (предложение 3)
4) называют (предложение 4)
5) называли острова (предложение 5)
Решение
Задача 11
Выпишите грамматическую основу предложения.
*ответ запишите без пробелов и запятых, все слова с маленькой буквы (как в бланках ОГЭ)
Потом познакомимся поближе, а сейчас начинаем урок.
Решение
Потом познакомимся поближе, а сейчас начинаем урок. (односоставное безличное предложение)
Задача 12
Из следующих предложений выпишите составное именное сказуемое.
*ответ запишите без пробелов и запятых, все слова с маленькой буквы (как в бланках ОГЭ)
— Иди, милый, я приду.
— Придёшь?
И ребёнок послушался. Одна женщина вывела его из толпы.
Когда ребёнок скрылся, пленный сказал:
— Теперь я готов, убивайте меня.
И тут случилось что-то совсем непонятное, неожиданное. Какой-то один и тот же дух проснулся во всех этих за минуту жестоких, безжалостных, ненавидящих людях, и одна женщина сказала:
— А знаете что. Пустить бы его.
(Л. Толстой)
Решение
Задача 13
Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Но кажется, что синичка совсем не слушает меня.
(Е. Носов)
Решение
Задача 14
Из следующих предложений выпишите составное именное сказуемое.
*ответ запишите без пробелов и запятых, все слова с маленькой буквы (как в бланках ОГЭ)
Ночь стала глуше. Мы замолчали. Мы молчали долго и трудно, глядя в костёр. В тот вечер мы пели тихие солдатские песни про землянки да тёмные военные ночи, и странно волновали эти песни, сбитые из хриплых мужских голосов.
(А. Приставкин)
Решение
Задача 15
Выпишите грамматическую основу предложения.
*ответ запишите без пробелов и запятых, все слова с маленькой буквы (как в бланках ОГЭ)
Летом в густой зелени трудно высмотреть подходящее дерево.
(Е. Носов)
Решение
Задача 16
(1)Новые слова для новых вещей и явлений не создаются из ничего. (2)Очень часто для них пользуются старыми словами (в науке, главным образом, древнегреческими и латинскими), придавая им новый смысл. (3)Так, например, слово «резина» существовало задолго до того, как мы узнали о каучуконосах и научились пользоваться их соком: слово «резина» по-гречески и по-латыни значило просто «смола, ка медь», а сейчас у нас означает не смолу вообще, а только определённого рода. (4)То же произошло и со словом «антенна». (5)Первая приёмная антенна была сделана в 1895 году изобретателем радио русским учёным А. С. Поповым, а слову этому более двух тысяч лет, но значение его раньше было другим: ещё до рождения радио зоологи называли антеннами чувствительные усики у членистоногих, но первоначально «антенна» была термином римского морского флота — так назывались реи мачт громадных многовёсельных судов.
Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) не создаются (предложение 1)
2) пользуются словами (предложение 2)
3) мы узнали и научились (предложение 3)
4) то произошло (предложение 4)
5) «антенна» была термином (предложение 5)
Решение
1) не создаются (предложение 1) - ошибка, не выписано подлежащее "слова" 2) пользуются словами (предложение 2) - ошибка, выписано лишнее слово "словами" 3) мы узнали и научились (предложение 3) - верно 4) то произошло (предложение 4) - верно 5) «антенна» была термином (предложение 5) - верно
Задача 17
(1)О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток. (2)Колокол был, например, для деревенских жителей своего рода часами, возвещавшими о начале дня. (3)Поэтому в ходу была поговорка: первый звон — пропадай мой сон, другой звон — земной поклон, третий звон — из дому вон. (4)Иногда звонница с колоколами представлялась селянину неким ревущим чудищем, поэтому и говорили: стоит бык на горах о семи головах, рёбра стучат, бока гудят. (5)О колокольных звонах повествовали метафорично: сидит петух на воротах, косы до полу, голос до небу.
Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено однородными членами.
2) В предложении 2 грамматическая основа колокол был.
3) Предложение 3 бессоюзное сложное.
4) Предложение 4 содержит пять грамматических основ.
5) Предложение 5 содержит две грамматические основы.
Решение
1) Предложение 1 осложнено однородными членами - ВЕРНО
2) В предложении 2 грамматическая основа колокол был - ОШИБКА (колокол был часами)
3) Предложение 3 бессоюзное сложное - ВЕРНО
4) Предложение 4 содержит пять грамматических основ - ВЕРНО
5) Предложение 5 содержит две грамматические основы - ОШИБКА (4 основы)
Задача 18
Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Мне всегда снится одно и то же, меняются лишь второстепенные подробности, улетучивающиеся по пробуждении и ничего не значащие в существе сна, — Павлик жив и вернулся.
(Ю. Нагибин)
Решение
Задача 19
(1)Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина. (2)Жизнь Пришвина — доказательство того, что человек должен всегда стремиться жить по призванию, по велению своего сердца. (3)В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл, потому что человек, живущий по своему сердцу и в полном согласии со своим внутренним миром, — всегда создатель, обогатитель, художник. (4)Неизвестно, что создал бы Пришвин, если бы остался агрономом (это была его первая профессия). (5)Во всяком случае, он вряд ли бы открыл миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии: просто на это у него не хватило бы времени.
Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) природа могла чувствовать (предложение 1)
2) человек должен стремиться (предложение 2)
3) человек — создатель, обогатитель, художник (предложение 3)
4) остался (предложение 4)
5) не хватило бы времени (предложение 5)
Решение
1) природа могла чувствовать (предложение 1) - верно
2) человек должен стремиться (предложение 2) - верно
3) человек — создатель, обогатитель, художник (предложение 3) - верно
4) остался (предложение 4) - ошибка, не выписано слово "агрономом", это составное именное сказуемое, "остался" - глагол-связка
5) не хватило бы времени (предложение 5)
- ошибка, выписано лишнее слово "времени"Задача 20
Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
После кипучего, устремлённого к солнцу Картунского бора, после сладкой земляники и мягких светлых трав — после всего мирного, шелестящего и живущего — это настолько неожиданно, что замираешь на месте, забыв о ягодах, которые крепко сжимаешь в руке.
(А. Приставкин)
Решение
Рекомендуемые курсы подготовки
- Узнаешь все тонкости изложения ОГЭ
- Научишься выделять важное в тексте
- Научишься сжимать текст
- Разберешь необычное деление текста на абзацы
- Узнаешь все критерии оценивания изложения и собеседования
на бесплатном курсе Турбо ЕГЭ